Шуберт, «лебединая песня»

Песенный цикл шуберта «зимний путь»

Зрелые годы

Путь в искусство начался со знакомства Шуберта с баритоном И. М. Фоглем. Он исполнил несколько песен начинающего композитора, и они быстро обрели популярность. Первый серьезный успех молодому композитору принесла переложенная им на музыку баллада Гёте “Лесной царь”. Январь 1818 г. был обозначен выходом в печать первой композиции музыканта.

Краткая биография композитора была богата событиями. Он познакомился и подружился с А. Хюттенбреннерем, И. Майрхофеном, А. Мильдер-Гауптман. Являясь преданными поклонниками творчества музыканта, они часто помогали ему деньгами.

В июле 1818 г. Шуберт уехал в Желиз. Преподавательский опыт позволил ему устроиться учителем музыки к графу И. Эстерхази. Во второй половине ноября музыкант возвратился в Вену.

«Лесной царь»

Поэтическая баллада Гете «Лесной царь» представляет собой драматическую сцену с диало­гическим текстом. Музыкальная композиция опирается на рефренную форму. Рефреном являются возгласы отчаяния ре­бенка, а эпизодами – обращения к нему Лесного царя. Текст от автора образу­ет вступление и заключение баллады. Взволнованные малосекундовые интонации ребенка кон­трастируют напевным фразам Лесного царя.

Возгласы ребенка проводятся троекратно с повышением тесситуры голоса и тональным повышением (g-moll, a-moll, h-moll), как следствие – возрастание драматизма. Фразы Лесного царя звучат в мажоре (I эпизод – в B-dur, 2-й – с преобладани­ем C-dur). Третье проведение эпизода и рефрена изложено Ш. в одной муз. строфе. Этим также достигается эффект драматизации (контрасты сближаются). Последний раз возглас ребенка звучит с предельным напряжением.

В создании единства сквозной формы наряду с постоянным темпом, четкой тональной организацией с тональным центром g-moll особенно велика роль фортепианной партии с остинатным триольным ритмом. Это ритмическая форма perpetuum mobile, поскольку триольное движение впервые останавливается лишь перед заключительным речитативом в 3 т. от конца.

Баллада «Лесной царь» была включена в первый песенный сборник Шуберта из 16-ти песен на слова Гете, который друзья композитора послали поэту. Сюда же вошла «Гретхен за прялкой», отмеченная подлинной творческой зрелостью (1814).

Музыка

Когда во время переходного возраста голос Шуберта начал ломаться, ему пришлось покинуть хор. После этого он поступил в учительскую семинарию. В 1814 г. он устроился работать в школу, преподавая азбуку ученикам младших классов.

В то время биографии Франц Шуберт продолжал сочинять музыкальные произведения, а также изучать творчество Моцарта, Бетховена и Глюка. Вскоре он понял, что работа в школе является для него настоящей рутиной, вследствие чего решил бросить ее в 1818 г.

К 20 годам Шуберт написал не менее 5 симфоний, 7 сонат и около 300 песен. Он сочинял свои шедевры «круглосуточно». Нередко композитор просыпался глубокой ночью, чтобы записать мелодию, которую он услышал во сне.

Франц часто присутствовал на разных музыкальных вечерах, многие из которых проходили в его доме. В 1816 г. он хотел устроиться капельмейстером в Лайбахе, но получил отказ.

Вскоре в биографии Шуберта произошло знаковое событие. Он познакомился с известным баритоном Иоганном Фогалем. Его песни в исполнении Фогля приобрели большую популярность в высшем обществе.

Франц написал немало знаковых произведений, среди которых «Лесной царь» и «Erlafsee». У Шуберта появились состоятельные друзья, которым нравилось его творчество и которые время от времени оказывали ему финансовую помощь.

Однако в целом мужчина никогда не имел материального достатка. Опера «Альфонсо и Эстрелла», которой Франц восхищался, была отклонена. Это повлекло за собой финансовые трудности. В 1822 г. у него начались проблемы со здоровьем.

В то время Шуберт переехал в Желиз, где обосновался в усадьбе графа Иоганна Эстерхази. Там он обучал музыке его дочерей. В 1823 г. мужчину избрали почетным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов.

Примерно тогда же музыкант представляет свой песенный цикл «Прекрасная мельничиха», положенный на слова Вильгельма Мюллера. Затем он написал еще один цикл «Зимний путь», в котором присутствовали пессимистические нотки.

Биографы Шуберта утверждают, что из-за бедности он был вынужден периодически ночевать на чердаках. Однако и там он продолжал сочинять произведения. В последние годы жизни он испытывал крайнюю нужду, но просить помощи у друзей ему было стыдно.

Интересен факт, что весной 1828 г. музыкант дал единственный публичный концерт, который имел большой успех.

«Весенний сон» (Frühlingstraum)

Песня начинается с изложения образа весеннего цветения природы и любовного счастья. Вальсообразное движение в высоком регистре, A-dur, прозрачная фактура, тихая звучность – все это придает музыке характер очень легкий, мечтательный и, вместе с тем, призрачный. Морденты в фортепианной партии подобны птичьим голосам.

Внезапно развитие этого образа обрывается, уступив место новому, исполненному глубокой душевной боли и отчаяния. Он передает внезапное пробуждение героя и возвращение его к реальности. Мажору противопоставляется минор, неспешному развертыванию – ускоренный темп, плавной песенности – короткие речитативные реплики, прозрачным арпеджио – резкие, сухие, «стучащие» аккорды. Драматическое напряжение нарастает в восходящих секвенциях до кульминационного ff.

Заключительный 3-й эпизод носит характер сдержанной, полной смирения грусти. Таким образом, возникает открытая контрастно-составная форма типа АВС. Далее вся цепь музыкальных образов повторяется, создавая сходство с куплетностью. Подобного сочетания контрастного развертывания с куплетной формой в «Прекрасной мельничихе» не было.

Концертная деятельность

Известный композитор в основном проживал в Вене и покидал ее исключительно ради концертов или в целях преподавательской деятельности. Например, на протяжении 6 лет он уезжал на лето в имение графа Эстергази Желиз, где обучал молодых графинь музыке.

Очень любил Шуберт гастролировать вместе со своим другом Фоглем, а их совместные концерты собирали аншлаги. Оперный певец стремился познакомить публику с творчеством Франца, сделать его произведения любимыми и известными не только в Вене, но и за ее пределами. У него это получилось — спустя короткий промежуток времени о талантливом молодом человеке стали говорить не только профессиональные критики, но и обычные слушатели.

Начиная с 1825 года, песни, фортепианные произведения и камерные опусы уже исполняли российские музыканты. Причем все композиции пользовались невероятной популярностью. Шубертовские сочинения по достоинству оценил даже Бетховен, которого композитор просто боготворил и считал своим кумиром.

В 20-х годах музыкант приступил к созданию целого цикла песен, в список вошли такие композиции, как:

  • «Прекрасная мельничиха».
  • «Зимний путь».
  • «Третья песнь Эллен».
  • «Венский вальс».
  • «Скиталец».
  • Симфония «Неоконченная № 8», а также «Большая № 9».

Все остальные произведения композитора и их даты создания можно посмотреть в хронологической таблице Шуберта.

Вокруг лишь тернии

Ныне считается, что это стало переломным моментом в биографии Шуберта. Композитора преследуют неудачи, а он не совершает прорыва. Но отчасти он сам виноват в этом, потому что просто недостаточно заботился о своем общественном имидже и просто мирился с продолжающейся бедностью в своей жизни.

Кто знает, был бы он известен сегодня без своих друзей? Потому что именно они всегда следили за тем, чтобы Шуберт был услышан, пусть даже в узком кругу. Его материальное состояние начало меняться в 1821 году, когда с помощью знакомств он начал предлагать свои песни «по подписке».

Впервые в биографии Ф. Шуберта появились перемены к лучшему — он начал богатеть. В Вене гармонично звучали песни и танцы композитора. По всему городу в домах состоятельных жителей все чаще проводились «Шубертиады» — ранние аналоги квартирников.

Люди собирались дома, пели песни, читали стихи. Во время таких собраний Шуберт играл на фортепиано. Постепенно все больше и больше людей собирается в таких кругах. Но Шуберт из-за этого стал появляться даже в узкой публике гораздо реже.

Болезнь и смерть

1823 г. был ознаменован избранием Шуберта почетным членом музыкальных союзов в Линце и Штирие. В кратком содержании биографии музыканта говорится о том, что он претендовал на должность придворного вице-капельмейстера. Но досталась она Й. Вайгля.

Единственный публичный концерт Шуберта состоялся 26 марта 1828 г. Он имел огромный успех и принес ему небольшой гонорар. Вышли в свет произведения для фортепиано и песни композитора.

Умер Шуберт от брюшного тифа, в ноябре 1828 г. Ему было неполных 32 года

За свою короткую жизнь музыкант смог сделать самое важное – реализовать свой удивительный дар

Особенности творчества

Знакомясь с краткой биографией Шуберта, следует знать, что в первую очередь он был известен как автор песен. Музыкальные сборники на стихи В. Мюллера имеют огромное значение в вокальной литературе.

Песни из последнего сборника композитора, “Лебединая песня”, приобрели известность во всем мире. Анализ творчества Шуберта показывает, что он был смелым и оригинальным музыкантом. Он не шел по дороге, проторенной Бетховеном, а выбрал свой путь. Особенно хорошо это заметно в квинтете для фортепьяно “Форельный”, а также в Си-минорной “Неоконченной симфонии”.

Шуберт оставил немало церковных сочинений. Из них наибольшую популярность обрела Месса № 6 Ми-бемоль мажор.

Песни на тексты Гейне

Песни на тексты Гейне составили качественно новый этап песенного творчества Шуберта, «новое слово», устремленное в будущее, к песням Шумана, Брамса, Вольфа

Шуберт обратил внимание, в первую очередь, на те стихотворения Гейне, в которых наиболее острое выражение получает конфликт с действительностью («Атлас», «Город», «Двойник»). Кроме того, стихотворения Гейне богаты подтекстом

Например, в песне «Атлант», используя мифологический образ великана, обреченного вечно нести груз земли, Гейне иносказательно обрисовывает участь передового человека своего времени.

Со стороны музыкального языка гейневские песни обнаруживают ряд своеобразных черт:

  • широко используется жанр драматического монолога;
  • появляется новый тип мелодики – мелодизированный речитатив (он встречается во всех песнях на тексты Гейне, кроме «Рыбачки»);
  • в большинстве песен нет повторений в тексте – каждый такт полон значения;
  • очень экономное использование звукоизобразительности. Нет ни одной изобразительной детали, которая не имела бы выразительного значения;
  • гармония, в целом, еще смелее, чем в песнях «Зимнего пути», которые вплотную подводят к песням на сл. Гейне. Широко применяются всевозможные виды неполных, «пустых» созвучий. Пустые кварто-квинтовые звучания, без терции, приобре­тают особую – резкую и неопределенную окрашенность («лейттема» фортепианной партии в «Двойнике»);
  • широко используется интонация (V)– bVI – V (есть и в «Зимнем пути»).

Замечательный образец преломления гейневской лирики у Шуберта – «Двойник». Эта песня является кульминацией и итогом развития трагической темы в творчестве Шуберта. «Двойник» подобен драматическому монологу, пронизанному тоской одино­чества. Его мелодика основывается на декламационно-речевых оборотах – приглушенных, часто обрывающихся паузами. В первой строфе она скована узким диапазоном, упорным опеванием квинты лада – звука «fis». Во второй строфе мелодический диапазон расширяется до децимы с захватом в кульминации еще и верхнего «g», интонации приобретают обостренный экспрессивный характер. Третья строфа воз­вращает мелодику в русло скованной речитации, но только в начале: модуляция в dis-moll сопровождается появлением устремленных взволнованных интонаций, за которыми следует распевное заключение. Само смелое вторжение в чуждую тональную сферу вскрывает всю дисгармонию душевного состояния человека.

Через всю песню проходит краткий, скованный, мрачный мотив фортепианной партии, повторяющийся по принципу basso ostinato (отсюда – сходство с пассакалией), создавая образ роковой неизбежности. В верхнем голосе размеренных аккордов ясно «читается» символ «креста», вызывая ассоциации со скорбными образами Баха (они усиливаются тональной окраской – h-moll). Видимую статичность, неподвижность аккордовой фактуры восполняет гармоническая насыщенность, динамические взрывы, внутритональные сдвиги. Так, необычный и сложный для шубертовского времени гармонический оборот появляется в момент кульминации («ведь те же муки во мне самом!»). В фортепианном заключении использовано «неаполитанское» трезвучие, а также плагальный каданс с разрешением в Т одноименного мажора.

Франк Шуберт краткая биография для детей самое главное

Австрийский композитор и музыкант родился в 1797 году в городе Вена. Отец и брат имели музыкальное образование, именно они давали мальчику уроки игры на музыкальных инструментах. Когда ему было 6 лет, отец отдает его в приходскую школу. Там открылся его талант к пению, и в возрасте 11 лет его взяли в придворную капеллу.

Его педагогом был известный австрийский дирижёр Антонио Сальери. Он много занимался с Шубертом, в результате чего будущий композитор великолепно знал музыкальную теорию. В юности начинает писать первые симфонии и пьесы. В возрасте 16 лет его голос начинает меняться, и он уходит из хора.

Шуберта заметил один известный певец И.М. Фогль и исполнил несколько его песен, которые становятся очень популярными в Австрии. Композитор решает переложить произведение «Лесного царя» Гёте, в результате чего имя музыканта начинают узнавать. У Шуберта появляется много друзей, которые долгое время помогали ему, в следствие плохого финансового положения.

Уход из конвикта

Не закончив обучения в конвикте, Шуберт в тринадцатилетнем возрасте решает уйти из него. Этому способствовал ряд обстоятельств, о которых повествует биография Ф. Шуберта. Во-первых, мутация голоса, которая больше не позволяла Францу петь в хоре. Во-вторых, чрезмерная увлеченность музыкой оставила далеко позади его интерес к остальным наукам. Ему назначили переэкзаменовку, но Шуберт не воспользовался этой возможностью и оставил обучение в конвикте.

Вернуться к учебе Францу все же пришлось. В 1813 году он поступил в обычную школу св.Анны, окончил ее и получил свидетельство об образовании.

Детство и юность

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 г. в пригороде Вены. Его музыкальные способности проявились достаточно рано. Первые уроки музыки он получил дома. Игре на скрипке его обучал отец, а на фортепиано – старший брат.

В шестилетнем возрасте Франц Петер поступил в приходскую школу Лихтенталя. У будущего композитора был удивительно красивый голос. Благодаря этому в 11-летнем возрасте его приняли в качестве “певчего мальчика” в столичную придворную капеллу.

До 1816 г. Шуберт бесплатно учился у А. Сальери. Он постигал основы композиции и контрапункта.

Композиторский талант проявился уже в подростковом возрасте

Изучая биографию Франца Шуберта, следует обратить внимание, что в период с 1810 по 1813 гг. он создал несколько песен, пьес для фортепиано, симфонию и оперу

«Гретхен за прялкой»

В «Фаусте» Гете песня Гретхен – небольшой эпизод, не претендующий на полноту обрисовки этого персонажа. Шуберт же вкладывает в нее объемную, исчерпывающую характеристику. Основной образ произведения – глубокая, но затаенная печаль, воспоминания и меч­та о несбыточном счастье. Неотступность, навязчивость основной мысли вызывает повторение начального периода. Он приобретает значение рефрена, запечатлева­ющего трогательную наивность, простодушие облика Гретхен. Печаль Гретхен далека от отчаяния, поэтому в музыке есть оттенок просвет­ленности (отклонение из основного d-moll в C-dur). Чередующиеся с рефреном разделы песни (их 3) носят разработочный характер: они отмечены активным развитием мелодии, варьированием ее мелодико-ритмических оборотов, сменой тональ­ных красок, главным образом мажорных, и передают порыв чувства.

Кульминация строится на утверждении образа воспоминания («…пожатье рук, его поцелуй»).

Как и в балладе «Лесной царь», здесь очень важна роль аккомпанемента, образующе­го сквозной фон песни. В нем органически сливаются и характеристика внутреннего возбуждения, и изображение прялки. Тема вокальной партии непосредственно вы­текает из фортепианного вступления.

В поисках сюжетов для своих песен Шуберт обращался к стихам многих поэтов (около 100), очень различных по масштабам дарования – от таких гениев, как Гете, Шиллер, Гейне, до поэтов-любителей из своего ближайшего окружения (Франц Шобер, Майрхофер). Наиболее стойкой была привязанность к Гете, на тексты которого Шуберт написал около 70 песен. С юных лет восхищала композитора и поэзия Шиллера (более 50). Позже Шуберт «открыл» для себя поэтов-романти­ков – Рельштаба («Серенада»), Шлегеля, Вильгельма Мюллера и Гейне.

Фортепианная фантазия «Скиталец», фортепианный квинтет A-dur (иногда его называют «Форельным», поскольку IV часть здесь представляет вариации на тему одноименной песни), квартет d-moll (во II части которого используется мелодия песни «Смерть и девушка»).

Одна из рондообразных форм, складывающаяся благодаря многократному включению рефрена в сквозную форму. Применяется в музыке со сложным образным содержанием, с изображением событий в словесном тексте.

Популярные темы сообщений

  • Мята (растение) Мир растений – это череда ярких и пестрых представителей огромной зеленой части нашей планеты. Среди травянистых кустарников очень популярна мята, хотя не отличается особой яркостью. В зависимости от сорта мяты ее листья могут быть от бурого до салатного
  • Теплопроводность Тепловодность – это своеобразный процесс, при котором более нагретые тела либо частицы отдают свою энергию «собратьям» с гораздо меньшим нагревом, можно сказать, делятся своим теплом ради того, чтобы другие тела либо частицы могли
  • Якуты Якуты – коренной народ Сибири. Сами себя называют «Саха», несколько жителей «сахалар». Детей от смешанных браков якутов и европейцев называют «сахалярами», не надо путать с «сахалар».

Первые сочинения

Еще обучаясь в конвикте, он занялся написанием собственных композиций. Это случилось в возрасте 13 лет. К творчеству Шуберт подошел с огромным увлечением, что плохо сказывалось на его общей успеваемости. К его первым произведениям можно отнести:

  • Увеселительный замок сатаны.
  • Мессу фа мажор.

После демонстрации своих выдающихся способностей парень привлек внимание известного композитора Антонио Сальери, который в тот период находился при дворе. Он предложил Францу индивидуальные занятия, где молодой человек дополнительно обучался контрапункту и композиции

Совместная работа сблизила ученика и учителя, и они на всю жизнь остались добрыми друзьями.

Так как музыкальная одаренность Франца развивалась очень стремительно, вскоре его отец начал тревожиться о будущем сына. Это связано с тем, что в те времена участь даже самых именитых и признанных музыкантов была незавидной. В его мечтах младший Шуберт должен был стать преподавателем в школе. Не придумав ничего лучшего, он запретил сыну навещать их по выходным и праздничным дням — эта стало неким наказанием за излишнее увлечение музыкой. Но это не помогло — молодой человек уже не мог отказаться от любимого дела.

В истории есть информация, что Шуберт так и не закончил обучение в конвикте, а причиной ухода стала мутация голоса, вследствие чего он больше не имел возможности петь в церковном хоре. А также большая увлеченность собственным творчеством не оставляла места для изучения других наук, поэтому успеваемость была крайне низкой. Впоследствии ему даже назначали переэкзаменовку, но он от нее отказался и покинул учреждение.

Сравнение с «Прекрасной мельничихой»

Драматизация песен сказалась и на музыкальном языке цикла «Зимний путь». По сравнению с «Прекрасной мельничихой» здесь:

  • Усложняется, становится более характеристичным фонизм гармоний. Используются альтерированные септаккорды («Весенний сон»), увеличенное трезвучие («Ворон», «Блуждающий огонек»), усиливается роль переменных функций. Растет значение терцовых и секундовых тональных сдвигов, мажоро-минорных сопоставлений.
  • Возрастает значение фортепианной партии. Шуберт развивает здесь принцип «разделения функций» между партиями голоса и фортепиано, найденный еще в «Гретхен за прялкой». Очень часто фортепиано выполняет «сковывающую», «сдерживающую» роль.
  • Более разнообразной становится мелодико-интонационная сфера, однако при этом одновременно усиливаются и связи между отдельными песнями:
    • интонационные – многократно встречаются секундовые интонации вздохов (bVI – V или V – bVI – V), а также мотив V – ↑ III – II – #VII – I в миноре;
    • ритмические. Во многих песнях присутствует скрытая маршевость, ритм шага, ассоциирующийся с образом странника («Спокойно спи», «Одиночество», «Путевой столб», «Бодрость»);
    • тональные. В цикле имеется 2 тональных центра – «ля» и «до». Тональное развитие совершается вокруг одного или другого из них.

Психологизация образов никогда не приводит у Шуберта к «полному отключению» от внешнего мира (в отличие, например, от Шумана). Если в «Прекрасной мельничихе» преобладающим фоном было журчание ручейка, то в «Зимнем пути» есть и наигрыш почтового рожка, и скрип флюгера, и шелест листвы и пр. Разнообразие ситуаций выгодно оттеняет единство психологического образа.

Шарманщик» – это подлинное «царство статики», как мелодической, так и гармонической. На всем протяжении песни выдерживается одна и та же «волыночная квинта», вокальная партия пронизана монотонией повторов, равнодольностью.

Эпизодически встречаются и светлые образы, лишенные оттенка призрачности – «Бодрость», «Почта».

Из всей музыки «Зимнего пути» именно эта начальная тема «Липы» приобрела значение народной песни.

В ожидании прорыва

В шестнадцать лет у него стал ломаться голос, и Франц был вынужден покинуть оставить Конвикт. Он пошел по стопам отца и выучился на преподавателя, чему последний был несказанно рад, поскольку считал, что нельзя жить одной музыкой. Но будущий композитор быстро замечает, что профессия учителя для него — ничто. И продолжает сочинять, словно одержимый.

Всего за три года он написал пять симфоний, четыре мессы, четыре струнных квартета, шесть опер и 270 песен. Тексты для его песен были написаны авторами своего времени, в том числе Иоганном Вольфгангом фон Гете — известным в то время поэтом. Шуберт ставит на музыку балладу Гете «Лесной Царь» и отправляет ее поэту. Однако Гете посылает их обратно без комментариев.

Доклад-сообщение Франц Шуберт

Франц Шуберт – непризнанный широкой публикой своего времени европейский композитор-романтик, живший в Австрии в первой половине. 19 века. Он родился в 1791 году в предместье Вены в семье школьного учителя, который, как известно, прекрасно играл на виолончели. В их доме часто музицировали. Франца с малых лет обучали игре на фортепиано и скрипке. Вместе с отцом и братьями Шуберт играл в квартете на домашних концертах.

В кругу своих друзей композитор был горячо любим. Молодые люди часто собирались, читали современную литературу, слушали и исполняли музыку. Некоторые вечера посвящались исключительно Шуберту. Это было совсем иное времяпрепровождение, не свойственное светской молодежи, но наполненное прекрасной музыкой, поэзией, размышлениями о жизни. Чем больше Франц погружался в творчество, тем менее значимыми казались ему житейские трудности.

Разнообразие музыкальных форм и жанров отличает Шуберта от других композиторов. Ему удавалось совмещать в творчестве песни и симфонии, фортепианные сонаты и оперы, мессы и вальсы. Жанр песни получил, благодаря ему, особую художественную огранку.

Последним в жизни композитора стал цикл произведений «Зимний путь». Их отличает неуемная тоска, страдание и безысходность. Именно так можно охарактеризовать настроение Шуберта той поры. Дни становились все более безрадостными, он ослабевал здоровьем, страдал от вечной нужды. Друзья поддерживали его как могли. Публично при жизни композитора его произведения исполнялись крайне редко, большинство так и осталось в виде «неозвученных» рукописей. Единственный раз в 1828 году при содействии товарищей, был организован концерт, на котором прозвучали исключительно его произведения. Это был огромный успех, казалось, что жизнь композитора может измениться к лучшему. Но судьба распорядилась иначе. В ноябре того же года Франц Шуберт заболел тифом скончался.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: