Тема урока: баллада ф. шуберта «лесной царь». 6 класс. по программе е. д. критской

Вокальное творчество шуберта

«Лесной царь»

Поэтическая баллада Гете «Лесной царь» представляет собой драматическую сцену с диало­гическим текстом. Музыкальная композиция опирается на рефренную форму. Рефреном являются возгласы отчаяния ре­бенка, а эпизодами – обращения к нему Лесного царя. Текст от автора образу­ет вступление и заключение баллады. Взволнованные малосекундовые интонации ребенка кон­трастируют напевным фразам Лесного царя.

Возгласы ребенка проводятся троекратно с повышением тесситуры голоса и тональным повышением (g-moll, a-moll, h-moll), как следствие – возрастание драматизма. Фразы Лесного царя звучат в мажоре (I эпизод – в B-dur, 2-й – с преобладани­ем C-dur). Третье проведение эпизода и рефрена изложено Ш. в одной муз. строфе. Этим также достигается эффект драматизации (контрасты сближаются). Последний раз возглас ребенка звучит с предельным напряжением.

В создании единства сквозной формы наряду с постоянным темпом, четкой тональной организацией с тональным центром g-moll особенно велика роль фортепианной партии с остинатным триольным ритмом. Это ритмическая форма perpetuum mobile, поскольку триольное движение впервые останавливается лишь перед заключительным речитативом в 3 т. от конца.

Баллада «Лесной царь» была включена в первый песенный сборник Шуберта из 16-ти песен на слова Гете, который друзья композитора послали поэту. Сюда же вошла «Гретхен за прялкой», отмеченная подлинной творческой зрелостью (1814).

LiveInternetLiveInternet

Xileen

все записи автораШуберт. Песня «Лесной царь»Der Erlkönig, Op. 1, D. 328 (1815 год)

«Лесной царь» — произведение, в котором ярко проявилось романтическое влечение к необычному, к образам фантастическим, к сюжетам, где реальное подчас неотделимо от вымышленного. Характерно само обращение к жанру баллады.

С конца XVIII и особенно в XIX веке возрастающий интерес к фольклору возрождает балладную поэзию. Для поэтов и музыкантов романтического направления этот род искусства обладает особой притягательностью. Баллада, одна из форм народно-поэтического творчества, своими корнями уходит в далекое средневековье. Пережив длительную эволюцию, баллада сложилась в эпико-драматический жанр со своими типическими признаками. Прежде всего — это произведения сюжетные. Сюжеты баллад легендарны, иногда навеяны отдаленными историческими событиями или старинными преданиями, преображенными народной молвой. Развитие действия часто происходит на мрачно-фантастическом фоне, в необычных условиях.

Баллада — развернутое эпическое полотно, в котором объективное повествование о давно прошедшем свободно переходит в драматический показ событий; в то же время эпичность и драматизм не исключают личного авторского отношения, лирических отступлений. Сплетение эпического, драматического и лирического открывало широкий простор творческой фантазии. В немецкой поэзии возрождением и новой жизнью баллада обязана Гёте, Шиллеру, Гейне. В музыке известностью пользовались баллады немецкого композитора конца XVIII века И. Р. Цумшгега (1760—1802). Шуберт еще в конвикте увлекался его балладами. У самого же Шуберта песен баллад не так много, и «Лесной царь» остается самым совершенным его созданием в этом новом жанре романтической музыки.

Иоганн Вольфганг фон Гёте Johann Wolfgang von Goethe

Но характерно для Шуберта, что сгущенную фантастичность картины «Лесного царя», мрачную ночь, бешеную скачку коня, бредовые видения умирающего ребенка он облекает в реальные образы действительного мира, отчего драматизм происходящего становится более ощутимым, остро впечатляющим. «Лесной царь» — свободная композиция, музыкальное строение которой подчинено развертыванию сюжета. Замечательна при этом гармония всех соотношений: сквозного музыкально-драматического развития и симметричности форм, вокального и инструментального начал, выразительности и изобразительности. Ритм сопровождения, его непрерывное тяжелое биение (октавные и аккордовые репетиции триолями), пронизывает балладу, скрепляет и объединяет все части целого. В эту безостановочную октавную дробь — подражание топоту коня, скачке — вклиниваются тревожно-возбужденные гаммообразные взлеты в басу. Объединяя изобразительные и выразительные приемы, Шуберт создает полную зрительно-слуховую иллюзию.

Реальные лица — повествователь, отец, ребенок — объединены близостью интонационного строя. Но в соответствии с текстом, в музыку баллады всякий раз привносятся новые штрихи, которые оттеняют индивидуальные черты, состояние каждого персонажа.

Драматическим репликам реальных персонажей противопоставлена манящая, завлекающая сладость речей лесного царя.

«Сухой» речитатив заключительной фразы, произносимой повествователем, ее суровый лаконизм еще резче подчеркивает трагизм ситуации.

erlkonig

История создания

Как уже было сказано раннее, Жуковский берет в качестве основы для своего произведения балладу И. О. Гёте «Король эрлов» и в 1818 году публикует «Лесного царя».

И. О. Гёте был знаком с датским фольклором, в котором существует легенда о жестоком правителе лесов, забравшем душу мальчика. Уже тогда существовало несколько толкований сказания: одни считали, что ребенок умирал от тяжелой болезни и бредил из-за лихорадки; другие же настаивали, что он был здоров и правда видел грозный дух. В 1782 году немецкий поэт публикует «Короля эльфов». В культуре его народа по преданиям Король эльфов приходит к умирающим людям, поэтому этот персонаж всегда ассоциируется со смертью.

Современниками была дана весьма положительная характеристика баллады «Лесной царь». Читатели отмечали высокое качество перевода баллады с немецкого языка, пусть он и вольный. Жуковский немного изменяет сюжет и образы героев. В первую очередь, он делает это для адаптации иностранного фольклора для российской аудитории.

Болезнь и смерть

1823 г. был ознаменован избранием Шуберта почетным членом музыкальных союзов в Линце и Штирие. В кратком содержании биографии музыканта говорится о том, что он претендовал на должность придворного вице-капельмейстера. Но досталась она Й. Вайгля.

Единственный публичный концерт Шуберта состоялся 26 марта 1828 г. Он имел огромный успех и принес ему небольшой гонорар. Вышли в свет произведения для фортепиано и песни композитора.

Умер Шуберт от брюшного тифа, в ноябре 1828 г. Ему было неполных 32 года

За свою короткую жизнь музыкант смог сделать самое важное – реализовать свой удивительный дар

Последние годы

К сожалению, в 1820 году Франца стало беспокоить здоровье. Он тяжело заболел в конце 1822 года, но после лечения в больнице его здоровье немного поправилось.

Единственное, чего он успел достичь при жизни, ‒ это публичный концерт в 1828 году. Успех был оглушительным, но вскоре после этого у него началась брюшная лихорадка. Две недели она трясла его, и 26 марта 1828 года композитор скончался. Он оставил завещание похоронить его на одном кладбище с Бетховеном. Оно было исполнено. И если в лице Бетховена тут упокоилось «прекрасное сокровище», то в лице Франца «прекрасные надежды». Он был слишком молодым на момент смерти и так многое ещё мог сотворить.

В 1888 году прах Франца Шуберта и прах Бетховена перенесли на Центральное Венское кладбище.

После смерти композитора осталось много неизданных произведений, все они были опубликованы и нашли признание своего слушателя. Особенно почитаемой является его пьеса «Розамунда», в честь неё назван астероид, который был открыт в 1904 году.

Песни – основа творческого наследия Шуберта

Говоря о творческом наследии этого замечательного композитора, обычно всегда выделяют его песенный жанр. Шуберт написал огромное количество песен – около 600. Это не случайно, поскольку одним из самых популярных жанров композиторов-романтиков становится именно вокальная миниатюра. Именно здесь Шуберт в полной мере смог раскрыть основную тему романтического направления в искусстве – богатый внутренний мир героя с его чувствами и переживаниями. Первые песенные шедевры были созданы молодым композитором уже в семнадцатилетнем возрасте. Каждая из песен Шуберта – это неподражаемый художественный образ, рожденный от слияния музыки и поэзии. Содержание песен передается не только текстом, но и музыкой, которая точно следует за ним, подчеркивая самобытность художественного образа и создавая особенный эмоциональный фон.

В своем камерно-вокальном творчестве Шуберт использовал как тексты знаменитых поэтов Шиллера и Гете, так и поэзию своих современников, имена многих из которых стали известны благодаря песням композитора. В своей поэзии они отражали духовный мир, присущий представителям романтического направления в искусстве, который был близок и понятен молодому Шуберту. При жизни композитора были изданы лишь некоторые из его песен.

Слайд 13Баллада «Лесной царь» (перевод В.А.Жуковского) Кто скачет, кто мчится под хладною

мглой?Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник;Обняв, его держит и греет старик.«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:Он в темной короне, с густой бородой».—«О нет, то белеет туман над водой».«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;Веселого много в моей стороне:Цветы бирюзовы, жемчужны струи;Из золота слиты чертоги мои».«Родимый, лесной царь со мной говорит:Он золото, перлы и радость сулит».—«О нет, мой младенец, ослышался ты:То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять». «Родимый, лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из темных ветвей».— «О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне». «Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой».— «Родимый, лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать». Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит; Ездок погоняет, ездок доскакал…В руках его мертвый младенец лежал

Конвикт

Когда Францу исполнилось одиннадцать лет, он участвует в конкурсе по отбору певчих в императорскую королевскую придворную певческую капеллу. Успешно пройдя все испытания, Франц Шуберт становится певчим. Его зачисляют в конвикт – бесплатную школу-интернат для одаренных детей из малоимущих семей. Младший Шуберт теперь имеет возможность бесплатно получать общее и музыкальное образование, что становится благом для его семьи. Мальчик живет в интернате, а домой приезжает только на каникулы.

Изучая краткую биографию Шуберта, можно понять, что обстановка, которая сложилась в этом учебном заведении, способствовала развитию музыкальных способностей одаренного мальчика. Здесь Франц ежедневно занимается пением, игрой на скрипке и фортепиано, теоретическими дисциплинами. В школе был организован ученический оркестр, в котором Шуберт играл в первых скрипках. Дирижер оркестра Венцель Ружичка, заметив необыкновенное дарование своего ученика, часто поручал ему исполнять обязанности дирижера. Оркестр исполнял самую разнообразную музыку. Таким образом, будущий композитор познакомился с оркестровой музыкой различных жанров. Особое впечатление на него произвела музыка венских классиков: симфония №40 Моцарта, а также музыкальные шедевры Бетховена.

Творчество шуберта лесной царь

Франц Шуберт «Лесной царь»

Историю создания «Лесного царя» Шуберта, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

В 1815 Франц Шуберт , вернувшись в родительский дом после окончания семинарии, заступил на должность помощника учителя в школе, где преподавал его отец. Мечтая заниматься только композиторским творчеством, Франц каждую свободную минуту посвящал сочинению музыкальных произведений. В результате активного увлечения композицией только за 1815 год молодой композитор создал почти 150 песен, 2 симфонии, 4 оперы, 2 мессы, струнный квартет и 2 фортепианные сонаты. Среди всего этого многообразия творений юного Шуберта была баллада «Лесной царь».

Впоследствии друг композитора Йозеф фон Шпаун в своих воспоминаниях писал, что зайдя вечером с приятелем навестить Франца, который в то время ещё жил в доме своего отца, они увидели, как Шуберт, расхаживая по комнате, с воодушевлением читает вслух балладу Иоганна Вольфганга фон Гёте «Лесной царь». Вдохновлённый сочинением своего любимого поэта и драматурга, композитор внезапно сел за стол и в течение непродолжительного времени музыкальным языком на листе нотной бумаги выразил все свои впечатления от прочитанного произведения. Но поскольку в доме не было фортепиано, а всем было интересно, что же в конечном итоге получилось, друзья, долго не раздумывая, в тот же вечер решили пойти в конвикт, чтобы там прослушать новое сочинение Франца. В школе их встретил органист Венцель Ружичка, который выслушав просьбу бывших учеников, незамедлительно сел и сыграл новое произведение своего талантливого воспитанника. Восторгам уважаемого музыканта не было предела.

Шуберт, будучи очень требовательным к себе в творчестве, три раза, внося изменения, пересматривал свою балладу и только через пять лет после создания позволил впервые исполнить её на одном из частных собраний. После этого окончательная версия «Лесного царя» была опубликована лишь в 1821 году и в тот же год в знаменитом венском театре «Кернтнертор» состоялась публичная премьера произведения.

Интересные факты

В произведении рассказывается о том, как в сумерках холодной порой по лесной дороге на коне скачет всадник с больным маленьким ребёнком. Сыну кажется, что лесной царь зовёт его к себе. Отец успокаивает малыша, объясняя, что всё это ему лишь мерещится. Ребёнок испуганно кричит и отец сильнее подгоняет коня. Однако когда он доскакал, ребёнок был уже мёртв.

В балладе четыре персонажа: рассказчик, отец, сын и лесной царь, и все они озвучиваются одним вокалистом. Это представляет сложность для певца, так как каждое действующее лицо изображается в определённом диапазоне и различными ритмическими рисунками.

Партия рассказчика, пронизанная драматическими интонациями, так как именно ему приходится объявлять о смерти ребёнка, исполняется в баритонном диапазоне. Для ребёнка композитор выбрал высокую теноровую тесситуру. Его партия исполняется с большим напряжением, и каждое её новое проведение исполняется на полтона выше, что увеличивает эмоциональный накал. Образ Лесного царя обрисован завлекающей сладостной мелодией, исполняемой на пианиссимо в среднем теноровом регистре. Партия отца поётся в басовом регистре.

В балладе есть и пятый персонаж – это лошадь. Быстрые триоли, звучащие в аккомпанементе на протяжении всего произведения имитируют удары её копыт.

Текст

Видео: слушать балладу «Лесной царь» Шуберта

Копирование материалов допускается только с ссылкой на страницу сайта

Источник

Главная мысль

В балладе раскрыто типичное для романтизма противостояние героя и высших сил, рока, предназначения. Жуковский делает его более реалистичным, чем Гете: если у немецкого поэта отец ребенка так же видит Короля эрлов, как и его сын, то у российского автора Лесного царя видит исключительно ребенок. М. И. Цветаева справедливо отмечала: у Жуковского мальчик «увидел оттого, что дрожит», а у Гёте – «задрожал оттого, что увидел». Основная идея произведения Жуковского заключается в том, чтобы передать мистическое переживание человека накануне смерти. Ребенок видит ее в образе Лесного царя, сопротивляется, но ничего не может изменить. Гете закладывал в свое произведение иной смысл: его фантастический герой — не метафора смерти и не плод воображения, а реальный персонаж.

В романтизме авторы обычно ориентировались на более чувственные, социальные вещи, такие как отчуждение, одиночество, упадок общества. Жуковский создает бытовую историю – болезнь, которая приобретает фантастические мотивы. Он показывает, что в качестве рока могут выступать не только испытания, полученные от социума.

Жанр, направление, размер

Баллада написана ямбом, рифма в ней смежная: первые строки рифмуются со вторыми, а третьи – с четвёртыми. Это помогает разделить диалог ребенка с отцом и призывы Лесного царя.

Сам жанр произведения был в то время нов для российской литературы – можно сказать, именно Жуковский вводит балладу в русскую поэзию. Баллада — это стихотворное произведение, в основе которого лежит необычайный случай. В «Лесном царе» нет остродраматической истории, как в «Светлане», например, поэтому его сюжет часто определяют как нетипичный.

Баллады практически всегда принадлежат к романтизму. Многие критики отмечали, что именно с баллад Жуковского начинается романтическое направление в русской поэзии. В «Лесном царе» есть несколько признаков романтизма: напряженность сюжета, читатель предчувствует несчастливый конец; присутствие фантастических сил, которые пытаются погубить героя; размытые границы фантастического и реального; высокая эмоциональная проникновенность текста (эмоционально окрашенная лексика («темные ветви», «холодная мгла», «малютка» и др.)).

Перевод Фета

К сожалению, я нашел на YouTube только декламирования без музыкального сопровождения баллады в переводе Фета, поэтому опубликую только текст:

Кто поздний верховый под ветром ночным? То едет отец с малюткой своим. Он мальчика верною обнял рукой, Его прижимает и греет собой.

— Сынок мой, что жмёшься ты, взоры вперя? — Отец, иль не видишь ночного царя? Лесного царя, что в короне, с хвостом? — Сынок, то полоска в тумане густом.

«Ребёнок милый, пойдём за мной: Мы чудные игры затеем с тобой. Долина цветами пестро́ поросла, Одежд золотых моя мать припасла».

— Отец мой, отец, или ты не слыхал, Что́ шопотом царь мне лесной обещал? — Не бойся, мой мальчик, покоен будь ты: То ветер сухие тревожит листы.

«Иди же, прелестный малютка, скорей: Я дам тебе в няньки моих дочерей, — Мои дочери станут ночною порой Плясать и, баюкая, петь над тобой».

— Отец мой, отец, иль не видишь и сам Лесного царя дочерей ты вот там? — Сынок мой, сынок, я давно разглядел: То ряд старых ветел во мраке так бел.

«Люблю тебя, сердцу ты мил моему; Коль сам не пойдёшь, я насильно возьму». — Отец мой, отец, вот меня он схватил, — Лесной царь, я чувствую, мне повредил!

Отцу стало страшно, он гонит коня, Он мальчика держит, что дышит, стеня, — Насилу достиг он двора своего… Ребёнок был мёртв на руках у него.

Урок «Ф.Шуберт «Лесной царь»»

Разделы: Музыка

Цель: формировать у обучающихся эмоциональное осознанное восприятие музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф.Шуберта.

Принадлежность: данная разработка может быть использована при изучении творчества Шуберта на уроках музыкальной литературы в музыкальной школе и на уроках музыки и литературы (в качестве дополнения) в курсе общеобразовательной школы.

Все указанные файлы запускаются автоматически по ходу Презентации.

Франц Петер Шуберт 797-1828 Великий австрийский композитор

(После 1 куплета «Аве Марии» звук микшируется).

Франц Шуберт родился 215 лет

назад 31 января 1797 года в австрийском городе Лихтентале (ныне Альзергрунд) в семье школьного учителя. С шести лет он учился в приходской школе. Дома вечерами в семье Шуберта часто музицировали, Франц играл на скрипке и фортепиано, прекрасно пел. В 11 лет Франц поступил в Конвикт (придворную капеллу), заведение с жесткой дисциплиной, почти как суворовское училище, где Шуберт был певчим в хоре, а также играл в симфоническом оркестре на альте.

Все учителя музыки отказывались обучать юного Франца, оправдываясь словами: «Его Бог научил, мне с ним делать нечего».

Когда голос Шуберта стал ломаться, он оставил Конвикт, и устроился учителем в школу. Но преподавательская работа тяготила его, к тому же она отвлекала от творчества.

Замечателен также сборник «Лебединая песня», из которого многие песни приобрели всемирную известность (например, «Серенада»).

Однако при жизни композитора его произведения почти не исполнялись и не издавались.

Просмотр презентации «Шуберт. Лесной царь». (Обучающиеся читают поочередно текст слайдов презентации, которые демонстрирует преподаватель на экране)

Баллада «Лесной царь»

Слайды 4-7 Прослушивание баллады на протяжении слайдов.

Слайд 8

Прослушивание баллады Итак, в балладе мы слышим несколько героев: обучающиеся перечисляют: рассказчик, отец, сын, лесной царь.Что можно сказать о музыкальной характеристике героев? (учащиеся должны указать на взволнованность рассказчика, встревоженность отца, испуг и напряжение сына, сладость и привлекательность интонаций лесного царя).
Сейчас я предлагаю вам еще раз прослушать эту балладу, только уже на родном языке Гёте и Шуберта. И сейчас перед вами ставится задача не просто прослушать, но услышать
все интонации и речевые обороты, которые так тонко передает в музыкальном измерении Франц Шуберт. (звучит «Лесной царь» на немецком языке).

Итог урока Обсуждение с обучающимися музыкального языка баллады. (Учащиеся отвечают на вопросы учителя, дают собственную характеристику музыке).Какими средствами музыкальной выразительности пользуется композитор, чтобы изобразить чувства, мысли или речь каждого героя?
Прослушав произведение от начала до конца можно ли сказать, что все сцены и образы сливаются в единый драматический образ?
Аккомпанемент играет главную изобразительную роль?
В случае затруднения учащихся в ответах на вопросы, можно прослушать балладу отрывками, останавливаясь на отдельных репликах героев с целью более детального разбора средств музыкальной выразительности с использованием файлов 04.mp3 или 05.mp3 вне Презентации.
Далее проводится рефлексия содержания учебного материала:
После смерти Ф.Шуберта на одном из концертов балладу «Лесной царь» исполняла певица Вильгельмина Шредер-Девриент. На этом концерте присутствовал Иоганн Гёте, который был потрясен мастерством исполнения певицы; вспомнил, что когда-то он слушал «Лесного царя», но он не произвел на него впечатления

Сейчас же, по выражению Гёте, вся композиция приняла «явственный образ».
Иными словами, очень важно, чтобы исполнитель проникся той музыкальной мыслью, которую передал нам композитор путем нотной записи. Чтобы исполнитель донес до слушателя тот истинный образ, чувства и эмоции автора

Ведь Шуберт рассказал нам о своих переживаниях и муках. Рассказал искренне, не написав при этом ни одной фальшивой ноты.
Источник

Посмертное признание

После Шуберта осталась масса неизданных рукописей (шесть месс, семь симфоний, пятнадцать опер и прочее). Некоторые меньшие по размеру произведения были опубликованы сразу после смерти композитора, но рукописи больших трудов, мало известных публике, оставались в книжных шкафах и ящиках родственников, друзей и издателей Шуберта. Даже ближайшие к нему люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни. В1838 году Роберт Шуман, посещая Вену, нашёл пыльную рукопись «Большой симфонии» Шуберта и взял её с собой в Лейпциг, где произведение исполнил Феликс Мендельсон. Наибольший вклад в разыскание и открытие произведений Шуберта сделали Джордж Гроув и Артур Салливан, которые посетили Вену осенью 1867 года. Им удалось найти семь симфоний, музыку сопровождения из пьесы «Розамунда», несколько месс и опер, кое-что из камерной музыки и большое количество разнообразных фрагментов и песен. Эти открытия привели к значительному увеличению интереса к творчеству Шуберта. Ференц Лист с 1830 по 1870 годы транскрибировал и аранжировал значительное количество произведений Шуберта, особенно песен. Он говорил, что Шуберт «поэтичнейший из музыкантов, которые когда-либо жили на свете». Для Антонина Дворжака особенно интересными были симфонии Шуберта, а Гектор Берлиоз и Антон Брукнер признавали влияние «Большой симфонии» на их творчество.

https://youtube.com/watch?v=xPhhTdRHBWM

 В 1897 году издатели Брайткопф и Гертель выпустили критическое издание сочинений композитора, главным редактором которого был Иоганнес Брамс. Такие композиторы XX века, как Бенджамин Бриттен, Рихард Штраус и Джордж Крам, были или упорными популяризаторами музыки Шуберта, или делали аллюзии на неё в собственной музыке. Бриттен, который был прекрасным пианистом, аккомпанировал исполнению многих песен Шуберта и часто играл его соло и дуэты

Баллада Ф.Шуберта «Лесной царь»

— Здравствуйте, ребята, садитесь. Сейчас вы услышали музыку. Знакома она вам? Когда она написана? Кто ее автор?

— Молодцы! Очень хорошо, что вам знакомо это произведение и его автор. Как называется этот жанр в музыке?

— Песня относится к вокальной или инструментальной музыке? Какие еще жанры вокальной музыки вам известны?

— Очень хорошо!

Введение в тему

— Сегодня на уроке мы будем говорить о новом для вас жанре вокальной музыки. Название этого жанра пришло к нам из литературы. Я сейчас опишу этот жанр, а вы постарайтесь его узнать. Итак: в литературе — это один из стихотворных жанров народного творчества, в котором обязательно должны присутствовать элементы фантастики. в средние века — это песни повествовательного характера, в которых нашли отражения народные предания, истории о таинственных событиях, судьбах бесстрашных героев, мире духов, мистических образах. Как называется этот жанр?

— Совершенно верно! В эпоху романтизма этот жанр получил второе рождение в творчестве немецкого композитора Франца Шуберта, в его знаменитой балладе «Лесной царь». Итак, тема нашего урока……..

Работа по теме

— Баллада «Лесной царь» написана на стихи Гете. Сейчас вы на экране прочитайте эту балладу в переводе А.Жуков- ского и выполните в тетради следующую работу: выпишите всех действующих лиц баллады

— Что у вас получилось?

— Правильно! В литературной балладе все так и есть.

Мозговой штурм

— Сейчас мы послушаем эту балладу в исполнении Ивана Семеновича Козловского, замечательного русского певца, а вы заполните в тетради небольшую таблицу. Вы должны с помощью нашего эмоционального словаря охарактеризовать музыкальную партию всех персонажей баллады. Но сначала послушайте начальный эпизод и скажите, а о каком персонаже этого музыкального произведения мы с вами совсем забыли?

— Правильно, молодцы! Музыка аккомпанирующего фортепиано выступает здесь полноправным героем и наравне с вокальной партией несет эмоциональную нагрузку. А теперь слушаем балладу и одновременно работаем в тетради

Персонаж баллады

Характер музыки
Рассказчик
Отец
Сын
Лесной царь
Аккомпанемент

— Давайте послушаем, что у вас получилось.

Что вы можете сказать о музыкальных образах этой баллады?

— Можно сказать, что все произведение строится на сопоставлении контрастных музыкальных образов?

— А что изображает аккомпанемент?

— Молодцы, ребята, вы хорошо поработали!

Физкультминутка

-А теперь встали и немного подвигаемся. Кто у на сегодня будет «учителем танцев»?

Работа по теме

Сейчас мы еще раз послушаем эту балладу, но уже в оригинале на немецком языке и посмотрим мультфильм. Я бы хотела, чтобы вы дополнили свои таблицы новыми определениями.

Вокально-хоровая работа

Давайте продолжим работу над песней Марины Калиниченко «Поверь в себя» (слова песни проецируются на экран)

Вывод

Давайте вместе сформулируем определение: что такое музыкальная баллада?

— Скажите, музыка связана с текстом поэтического произведения?

Рефлексия

– Наш урок подходит к концу. Поговорим о том, что мы узнали сегодня.

Продолжите фразу:

  • – Я сегодня узнал много нового о ……………
  • — было непросто …………….
  • — у меня получилось ………..
  • — мне запомнилось……………
  • — дома я бы хотел(а)………….

– А сейчас на нашей «эмоциональной радуге» отметьте, пожалуйста, общее настроение урока.

– И последнее, что мы должны сделать сегодня – придумать сиквейн.

Посмотрим, что же у нас получилось?

  • История
  • Романтическая, интересная
  • Пугает, удивляет, волнует
  • «Лесной царь» — лучшая баллада Шуберта
  • Печаль

– Всем спасибо за урок, до свиданья!

Главные герои произведения Лесной царь Жуковского

Главными героями баллады являются мужчина и его сын. Сюжет же данного произведения был взят из одной легенды.

Отец

Престарелый отец очень сильно переживает и страдает от того, что его сын болен, и изо всех сил он хочет помочь и спасти свое чадо. Отец мчится со своим сыном на лошади по густому лесу, но для мальчика в это время, это не просто лес, а страшное видение. Его сын бредит и видит какие-то видения, но мужчина отказывается верить в потусторонние силы и всячески старается объяснить ребенку, то что он видит.

Мальчик

У мальчика непонятные и ужасные галлюцинации из жизни фантастики. Ему всюду мерещатся и слышатся звуки духов. Мальчик совсем слабый и он не способен противостоять тем видениям, которые его мучают. Он видит образ некого Лесного Царя, который обещает ему прекрасную жизнь, зазывает его к себе, рассказывает о золоте и о своих дочерях, с которыми мальчик будет играть. Мальчик не может этому противостоять, он из последних сил прижимается к отцу и просит его ехать быстрее. Его окутывает безумный страх и холод.

Бедный взволнованный старик думает, что мальчик бредит из-за жара. Но когда мальчик замолкает, тот понимает, что произошло страшное и непоправимое. Вскоре мальчик погибает от мучительной болезни, он умер с большим чувством страха, ведь все увиденное принял за реальность. Он умер на руках у бедного отца.

Лесной царь вляется отрицательным персонажем произведения Жуковского. Он был плодом воображения мальчишки, злое, жестокое, хитрое существо из мистики, желанием которого было оставить мальчика у себя в лесу, что и привело к трагедии. Лесной царь восхищен красотой мальчугана и сделал все, чтобы им завладеть. Он был неким искусителем.

Отец не хотел верить в эту мистику, он был реалистом, и убеждал сына в том, что это ему все всего лишь кажется и что он просто бредит.

К сожалению, в этом произведении зло побеждает. Смерть забрала слабого мальчика, который не смог дать отпор и противостоять ей. Читатель так и не понял до конца были ли его страшные видения мальчика реальностью или же бредом.

Все произведения, а тем более его конец, держит читателя в напряжении и в страхе за маленького мальчика. Читатель в конце произведения, где звучит фраза, что ездок доскакал, чувствуют после нее некое облегчение, ведь думают, что тот успел, что все осталось позади и с ребенком все будет в порядке. Но, нет. Мальчик умер.

Лесной царь оказался жестокой смертью, которая гналась за ребенком, беспощадно и стремительно. Она манила его в свои объятия. Лесной царь был скрытым персонажем от отца и читателей, его видел только больной мальчик. Он искушал душу мальчишки, хитрый и коварный.

Также немаловажную роль в произведении Жуковского «Лесной зверь» исполнял голос рассказчика. Рассказчику самому жалко бедного ребенка, чувствуется как он боится и переживает за него. Особенно ноты трагичности и трогательности передавались в диалоге между отцом и сыном. Этот страх и беспомощность отца и то, как мальчику страшно и больно, рвут душу читателю.

Несколько интересных сочинений

В произведении Гоголя «Ревизор» собраны самые разнообразные пороки, которым подвержено общество. В первую очередь оно явно прослеживается в характерах главных героев произведений. Каждый из пяти помещиков, который встречается на пути Чичикову

Аркадий Рылов – выдающийся русский художник-пейзажист родился в 1870 году. Его полотна удивляют своим настроением и красотой, тем самым радуют не только зрителей а и самого исполнителя.

Из начала произведения Гоголя «Мертвые души», мы узнаем из спора мужиков, что город находится где-то между Москвой и Казанью, однако он не указывает точное его расположение и дает ему название NN

Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души» была создана в 1842 г, а вернее был издан первый том. Второй том был утрачен, но сохранились некоторые главы. Изначально, автор задумывал 3 тома

Арине Петровне около 60 лет, она седовласа, но по-прежнему бодра и является активным руководителем, который держит в ежовых рукавицах всю семью. Никто не может ничего противопоставить этой тирании и все ей подчиняются.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: