Форма
Венгерская рапсодия № 2 |
MIDI (Бернд Крюгер) |
Помощь по воспроизведению |
Произведение состоит из двух выраженных частей, соответствующих .
Первая, медленная часть — лашшу (венг.: lassan) — начинается с вводящего слушателя в красочный мир картин народной жизни вступления в до-диез мажоре, но быстро переходит в основную тональность до-диез минор. Общее настроение лашшу — в целом печально-лирическое.
Вторая, быстрая часть — фриш — начинается аккордами фа-диез мажора, но с доминантой до-диез минор, перекликающейся с основной темой лашшу. Каждый раз при приближении фа-диез мажорной темы фриша темп повышается, а фактура произведения усложняется.
Смерть
В 1886 году Ференц Лист участвовал в фестивале. Погода была плохой, поэтому музыкант простудился. Должного лечения пианист не получил. Это привело к осложнениям – воспалению легких. Постепенно Лист терял физические силы, а болезнь затрагивала и другие органы, в том числе сердце.
Ференц Лист в последние годы
Вскоре у Ференца обнаружили сильные отеки ног, которые мешали свободно передвигаться музыканту. Обходиться без посторонней помощи Лист не мог. 19 июля 1886 года прошел последний концерт великого творца. Через 12 лет родственники Ференца заявили о кончине музыканта. Смерть настигла Листа на руках камердинера в гостинице.
Усыпальница Ференца Листа
Автор «Венгерской рапсодии» стал героем картины «Грезы любви» уже после кончины. Двухсерийный художественный фильм рассказывает о путешествии музыканта в Россию. Главной темой сюжета стало знакомство с возлюбленной Каролиной Витгенштейн. На официальном фото к фильму Ференц Лист предстает загадочным персонажем, обладающим двумя сторонами личности – черной и белой.
Детство и юность
Ференц Лист (Ferenc Liszt) родился 22 октября 1811 года в венгерском городке Доборьян. Он был единственным ребёнком в семье. О его матери известно мало, поэтому о ней можно рассказать только кратко. Женщину звали Анна-Мария. Она была дочерью пекаря и в молодости жила в Кремсе-на-Дунае. В девятилетнем возрасте она потеряла родителей. Ей пришлось переехать в Вену, а в 20 — к брату в Маттерсбург. Именно там она познакомилась со своим будущим мужем.
Отец Ференца, Адам, был смотрителем за стадом овец в поместье князя Эстерхази. Параллельно с основной работой он играл на виолончели в княжеском оркестре и сочинял музыкальные произведения. Мужчина был знаком со многими приезжими музыкантами. Известно, что он общался с самим Бетховеном. Позже Адам научил Ференца игре на виолончели. А в церкви мальчик научился петь и играть на органе. В 8 лет он первый раз выступил на публике. Позже Адам возил сына в гости к знатным личностям, которых Ференц радовал игрой на рояле.
В 1821 году семья Листов переехала в Вену. Адам считал, что его сын должен получить хорошее музыкальное образование.
- Карл Черни.
- Антонио Сальери.
Ференц выступал на многих венских концертах и быстро покорил венскую публику. На одном из его выступлений присутствовал Бетховен. Композитор был поражён игрой Листа и после концерта поцеловал его в знак уважения. Этот случай вселил в мальчика уверенность в себе и вдохновил связать свою будущую жизнь исключительно с музыкой.
В 1823 году Лист хотел поступить в консерваторию в Париже, однако туда принимали только французов. Но Ференца это не огорчило. Он остался с родными в Париже и стал зарабатывать, играя на концертах. Начинающий музыкант быстро добился успеха. Среди его поклонников были знаменитые и влиятельные личности. Лист даже был приглашён играть специально для французской королевской семьи.
Когда Ференцу было 16 лет, его отец скончался. Юноша был очень подавлен. В течение нескольких лет он редко появлялся на публике и давал мало концертов. В 1830 году Лист заставил себя продолжить музыкальную карьеру. Благодаря выступлениям он познакомился с такими знаменитыми писателями, как Гюго, Бальзак и Жорж Санд. На творчество Листа повлияли:
- Берлиоз.
- Паганини.
- Шопен.
Список венгерских рапсодий
Набор такой:
Число | Пианино соло | Оркестр | Пианино Дуэт | Пианино Трио | Ключ | Преданность | Комментарии |
---|---|---|---|---|---|---|---|
№ 1 | S.244 / 1 | C♯ незначительный | Эде Зердахейи | Лист сделал более раннюю версию под названием «Rêves et fantaisies». | |||
№ 2 | S.244 / 2 | S.359 / 2 | S.621 / 2 | C♯ незначительный | Конте Ласло Телеки | ||
№ 3 | S.244 / 3 | B♭ основной | Конте Лео Фестетич | ||||
№ 4 | S.244 / 4 | E♭ основной | Граф Казимир Эстерхази | ||||
№ 5 | S.244 / 5 | S.359 / 5 | S.621 / 5 | Ми минор | Графиня Сидони Ревички | С субтитрами Héroïde-élégiaque | |
№ 6 | S.244 / 6 | S.359 / 3 | S.621 / 3 | D♭ основной | Граф Антуан д’Апони | ||
№ 7 | S.244 / 7 | Ре минор | Барон Фери Орчи | ||||
№ 8 | S.244 / 8 | F♯ незначительный | Антон Аугуш | ||||
№ 9 | S.244 / 9 | S.359 / 6 | S.621 / 6 | S.379 | E♭ основной | Генрих Вильгельм Эрнст | С субтитрами Пестер Карневаль |
№ 10 | С. 244/10 | Ми мажор | Бени Эгресси | С субтитрами «Preludio» | |||
№ 11 | С. 244/11 | Несовершеннолетний | Барон Фери Орчи | ||||
№ 12 | S.244 / 12 | S.359 / 4 | S.621 / 4 | S.379a | C♯ незначительный | Иосиф Иоахим | |
№ 13 | S.244 / 13 | Несовершеннолетний | Конте Лео Фестетич | ||||
№ 14 | S.244 / 14 | S.359 / 1 | S.621 / 1 | Фа минор | Ганс фон Бюлов | аранжировка для фортепиано с оркестром как Венгерская фантазия, S.123 | |
№ 15 | S.244 / 15 | Несовершеннолетний | С субтитрами Ракоци-Марш | ||||
№ 16 | S.244 / 16 | S.622 | Несовершеннолетний | Михай Мункачи | С субтитрами Будапешт Munkácsy-Festlichkeiten | ||
№ 17 | S.244 / 17 | Ре минор | |||||
№ 18 | S.244 / 18 | S.623 | F♯ незначительный | С субтитрами Ungarische Ausstellung в Будапеште | |||
№ 19 | S.244 / 19 | S.623a | Ре минор | d’après les ‘Csárdás nobles’ де К. Абраньи (старший) |
Первые два были опубликованы в 1851 году, №№. 3–15 в 1853 г., а последние четыре были опубликованы в 1882 и 1886 гг.
Рапсодия №2, cis-moll
Краткое эпически-повествовательное вступление
вводит в мир красочных картин народной жизни, составляющих содержание рапсодии. Оно выдержано в свободно-речитативной манере, в медленном темпе. Аккорды сопровождения с форшлагами имитируют бряцанье струн, вызывая представление о древнем рапсоде, слагающем свою песню.
I-й, медленный раздел рапсодии — лашан — имеет ярко выраженный венгерский национальный характер, в особенности благодаря характерным для стиля вербункош пунктирным концовкам. Его жанровая основа — песня с элементами танцевальности (благодаря пунктирному ритму сопровождения). При втором проведении тема песни фактурно варьируется, украшается типично листовским виртуозным пассажем и переходит во вторую, танцевальную тему. Высокий регистр, форшлаги, напоминающие игру народных струнно-щипковых инструментов, создают образ очень нежный, легкий, а постоянный органный пункт подчеркивает народный колорит. После вариационного развития танцевальной темы вновь появляются первые две темы (вступления и песни), подобно репризе в 3хчастной форме.
2-й, быстрый раздел рапсодии — фришка — построен на свободном вариационном развитии танцевальной темы I-го раздела. По содержанию это картина народного праздника, во время которого пляска становится всё более темпераментной, зажигательной. Характерно всё большее ускорение темпа, усложнение фактуры, динамические волны от р
до ff
, передающие то затухание, то возобновление танца.
Ошибка в вопросе
Вопрос 13: Считается, что неверный перевод названия этого произведения сделан по
аналогии с сочинением Ференца Листа. Утверждается, что на самом деле
главный герой — бестолковый представитель творческой элиты, внезапно
столкнувшийся с реальной жизнью. О каком произведении идет речь?
Ответ: «Bohemian Rhapsody».
Зачёт: «Богемная рапсодия», «Богемская рапсодия».
Комментарий: Пишут, что правильнее переводить не «Богемская» (так как к Богемии песня
точно никакого отношения не имеет), а «богемная». Ференц Лист — автор
«Венгерской рапсодии».
Рапсодия (греч. ) — в музыке обозначает произведение в
свободной форме на основе народных мелодий. Жанр рапсодии близок жанру
фантазии, поэмы.
В Древней Греции рапсодами называли певцов-сказителей, которые
слагали эпические поэмы и исполняли их нараспев. Одним из них был Гомер,
а одними из античных рапсодий были его «Илиада» и «Одиссея».
Затем, в 19 веке, венгерский композитор и пианист Ференц Лист создал
инструментальные рапсодии – фортепианные сочинения на народные темы.
Листу принадлежит 19 «Венгерских рапсодий» с использованием цыганских
мотивов, а также «Испанская рапсодия» (до Листа жанр фортепианной
рапсодии был утвержден X.Ф.Д. Шубартом (1786), В.Р. Галленбергом (1802),
В.Я. Томашеком (1813), Я.В. Воржишеком (1814)). Также рапсодии для
фортепиано есть у младшего современника Листа — Иоганнеса Брамса,
позднее – у Сергея Рахманинова.
В то же время, ещё при жизни Листа, в продолжение темы фортепианных
рапсодий возник и развился жанр оркестровой рапсодии или рапсодии для
оркестра с солирующим инструментом. Эти рапсодии также писались на
основе народных тем. Авторы рапсодий для оркестра — Антонин Дворжак,
Александр Глазунов, Джордже Энеску, Морис Равель и др., для солирующего
инструмента с оркестром – Иоганнес Брамс (+ хор), Эдуар Лало, Сергей
Рахманинов, Сергей Ляпунов, Джордж Гершвин и др.
Русский композитор Сергей Рахманинов написал рапсодию на тему одного
из каприсов Никколо Паганини.
В рок-музыке жанр рапсодии новаторски был применен в творчестве
английской рок-группы «Queen» – была создана первая в истории длинная
песня в эфире (~ 6 минут) и первый в истории видеоклип «Богемская
рапсодия» («Bohemian Rhapsody»).
Черты жанра:
- Эпическое изложение
- Свободная форма, состоящая из разнохарактерных эпизодов
- В основе – народные темы
Примеры рапсодий в классической музыке (расположены в хронологическом порядке):
- Лист – «Венгерские рапсодии» (19, 1847-1885) – для фортепиано, с
использованием цыганских тем; «Испанская рапсодия» (1863) – для
фортепиано - Иоганнес Брамс – «Рапсодия для соло-альта, мужского хора и оркестра» (на текст И.В. Гёте, 1869), Рапсодии для фортепиано
- Антонин Дворжак – «Славянские рапсодии» (три, 1878) – для оркестра
- Эдуар Лало – «Норвежская рапсодия» (1879) – для скрипки и оркестра
- Александр Глазунов – «Восточная рапсодия» (1889) – для оркестра
- Сергей Рахманинов – «Русская рапсодия» (1891) – для фортепиано, «Рапсодия на тему Паганини» (1934) – для фортепиано с оркестром
- Джордже Энеску – 2 «Румынских рапсодии» (1901) – для оркестра
- Морис Равель – «Испанская рапсодия» (1907) – для оркестра
- Сергей Ляпунов – «Украинская рапсодия» (1907) – для фортепиано с оркестром
- Джордж Гершвин – «Рапсодия в стиле блюз» («Rhapsody in Blue», 1924) – для фортепиано с оркестром
- Сергей Прокофьев – «Уральская рапсодия» (из балета «Сказ о каменном цветке», 1951)
- Кара Караев – «Албанская рапсодия» (1952) – для оркестра
- Арам Хачатурян – «Концерты-рапсодии» (триада) – для скрипки (1961), для виолончели (1963), для фортепиано (1968)
Примеры рапсодий в рок-музыке:
Группа «Queen» – «Богемская рапсодия» («Bohemian Rhapsody», 1975)
Технически «Богемская рапсодия» является одной из самых сложных в
истории звукозаписи, а также считается самой дорогой, хотя точная сумма
затрат неизвестна.
Запись песни началась 24 августа 1975 года в студии в
Уэльсе. Репетиции и непосредственно запись проходили на 5 студиях и
заняли 6 недель – вдвое дольше, чем обычно записывался целый альбом.
Фредди Меркьюри к тому времени работал над ней уже несколько лет.
Поначалу он написал «Ковбойскую песню» (The Cowboy Song) со строчкой
В массовой культуре
Различные части произведения (прежде всего — быстрая вторая часть, фриш) часто используются в кинематографе, особенно в мультфильмах. Самым известным примером принято считать фортепианное исполнение Тома в оскароносном 29-м эпизоде серии мультипликационных короткометражек «Том и Джерри» — «Кошачий концерт» (англ. The Cat Concerto, 1946 год); этот эпизод занял 42-е место в списке 50 величайших мультфильмов в мире. Годом ранее вышел очередной мультфильм про Багза Банни — «The Rabbit Rhapsody», — где заглавный персонаж выступает исполнителем. Впервые же элементы рапсодии были использованы в мультипликации ещё в 1929 году («The Opry House», «Деревенская опера», исполнение Микки Мауса). В 1931 году вышел эпизод серии Krazy Kat «Bars and Stripes», а в 1937 году — «A Car-Tune Portrait», где была представлена оркестровая версия рапсодии.
В 1968 году датско-американский пианист и комик Виктор Борге и армянский пианист Шаан Арцруни сыграли дуэтом, «в четыре руки» шутливую фортепианную версию Венгерской рапсодии № 2 Ференца Листа; это выступление считается классикой музыкального юмора.
В советском кинематографе рапсодия впервые исполняется в музыкальной комедии режиссёра Григория Александрова «Весёлые ребята» (сцена в мюзик-холле) в 1934 г. Также произведение представлено в советской комедии Одесской киностудии 1969 года «13 поручений» (режиссёр Вадим Лысенко). В современном российском кинематографе фрагмент этой популярнейшей из рапсодий Листа можно услышать в полнометражном анимационном фильме студии «Мельница» и кинокомпании СТВ «Конь Юлий и большие скачки» (2020 год, 10-й мультфильм из цикла «Три богатыря»).
Рапсодия прозвучала в компьютерной игре Muppet Monster Adventure (2000 год).
Венгерская рапсодия № 2
. Когда-то я писала о Леонарде Бернстайне как авторе мюзикла «Вестсайдская история». Но этот замечательный музыкант был еще и сильным популяризатором музыки, вел передачи, организовывал концерты для юношества в Нью-Йорке. Текстовые распечатки этих концертов выходили и в СССР.
В одной из своих книг Бернстайн рассуждает о связи музыки с языком. Он считал, что народная песня отражает все: ритм, акценты, быстроту речи каждого народа. Из народной музыки эти особенности переходят в «большую музыку». Нет во французском языке сильных акцентов, это язык плавный, текучий — и это проявляется во французской музыке. В итальянском много длинных гласных — и замедленность на гласных снова отражена в музыке. Испанский ритмичен и богат согласными — такова и испанская музыка. А в венгерском языке ударность по большей части происходит на первом слоге — и венгерская музыка знаменита своими оригинальными акцентами.
Полагаю, что это — тема больших смежных исследований, но не могла не привести эту любопытную точку зрения. И Ференц Лист прекрасно чувствовал и понимал суть венгерской народной музыки.
Вспомним, что предыдущие эпохи мало «интересовались» народной музыкой, хотя взаимодействие, безусловно, всегда было. Острый интерес к фольклору возник именно в эпоху романтизма.
Лист — родоначальник жанра рапсодии. Рапсоды — древнегреческие певцы, слагающие эпические песни. Через несколько тысяч лет «жанр ожил» именно в творчестве Листа и прежде всего — в Венгерских рапсодиях.
Список рапсодий
Номеррапсодии | Тональность | Комупосвящена | Комментарии |
---|---|---|---|
1 | до-диез минор | Эде Сердахейи | Рапсодия имеет название «Мечты и фантазии»(фр. Rêves et fantaisies). |
2 | до-диез минор | Ласло Телеки | |
3 | си-бемоль мажор | Лео Фестетич | |
4 | ми-бемоль мажор | Казимир Эстерхази | |
5 | ми минор | Сидония Ревицки | Имеет название «Героическо-элегическая»(фр. Héroïde-élégiaque). |
6 | ре-бемоль мажор | Антуан д’Аппони | |
7 | ре минор | Фери Орци | |
8 | фа-диез минор | Антон Аугус | Имеет название «Каприччио»(Capriccio). |
9 | ми-бемоль мажор | Генрих Вильгельм Эрнст | Имеет название «Пештский карнавал»(Pesther Carneval). |
10 | ми мажор | Бени Эгресси | Имеет название «Прелюдия»(Preludio). |
11 | ля минор | Фери Орци | |
12 | до-диез минор | Йозеф Йоахим | |
13 | ля минор | Лео Фестетич | |
14 | фа минор | Ханс фон Бюлов | Рапсодия легла в основу «Венгерской фантазии»для фортепиано и оркестра. |
15 | ля минор | Имеет название «Ракоци-марш»(венг. Rákóczi-induló) | |
16 | ля минор | Михай Мункаци | Имеет название «Празднество Мункаци в Будапеште»(Budapest Munkácsy-Festlichkeiten). |
17 | ре минор | В отличие от других рапсодий,она не основана на венгерских народных мотивах. | |
18 | фа-диез минор | Самая короткая рапсодия Листа, имеет название«Венгерская выставка в Будапеште» (нем. Ungarische Ausstellung in Budapest). | |
19 | ре минор | Является аранжировкой произведения К. Абраньи «Csardás Nobles».Собственную транскрипцию этой рапсодии написал В. Горовиц. |
Ференц Лист — биография
Ференц Лист — выдающийся композитор 19-го века, представитель направления романтизма немецко-венгерского происхождения. Также вошел в историю как дирижер, видный педагог. Однако наибольшую известность получил как пианист.
Лист обладал поразительной даже для своего времени, периода виртуозов, техникой. Он мог исполнить любое произведение, придав ему свежести, новизны и глубины. В период жизни пианиста существовало очень немного музыкантов, способных сравниться с его умением. Виртуозом Лист прослыл с ранних лет.
В наши дни авторские произведения и интерпретации композитора считаются вершиной техничности. Исполнить их под силу лишь настоящим профессионалам, отдавшим немало времени занятиям.
Помимо прочего Ференц Лист был известен как сторонник единого подхода к искусству, смешению стилей. Благодаря врожденным талантам и склонности к новаторству он создал несколько новых форм композиции. Экспериментировал с тональностями, гармонией, фактурой. Сделал огромный вклад в развитие теории музыки и импровизации.
Кроме того, он был настоящим идейным творческим человеком. Часто проводил открытые уроки, причем совершенно бесплатно, безвозмездно служа высокому искусству, передавая собственные знания и опыт.
Творчество Ференца Листа
Занимаясь с детства композиторским творчеством, Лист создавал преимущественно небольшие музыкальные произведения для своих публичных выступлений. Написанную юным композитором оперу поставили в театре. В дальнейшем им было написано свыше 640 произведений разных жанров. При этом его заслугой является создание жанров симфонической поэмы и рапсодии.
Неотъемлемой частью музыкального образования и исполнительской деятельности стали открытия, касающиеся структуры музыкальных форм и фактуры, гармонизации и мелодики произведения. В 1831 году, вдохновленный гениальным Паганини, он переложил для рояля его каприсы Паганини, объединив их в шесть этюдов.
В 30-е годы XIX века Лист занимался публицистикой, публикуя статьи о проблемах музыкального искусства его видных представителях. Большой популярностью пользовались его книги о Шопене, музыкальном искусстве венгерских цыган. Интересен опыт очерков о музыкальной жизни в жанре письма, адресованных преимущественно Жорж Санд. Она отвечала на них очерками в журнале.
Мировое признание композитор и дирижер получил в ходе своей активной концертной деятельности. Его виртуозность восхищала выдающихся музыкантов, является ориентиром для пианистов многих поколений. Музыкальные критики отмечают его богатую фантазию, оригинальный взгляд на искусство, самобытность и новаторство. Инструментальные сочинения композитора считаются важным шагом развития музыкальной архитектоники.
Авторская музыка
У истоков академической музыки страны стоял композитор Ференц Лист. В числе его композиций, посвященных Венгрии, можно выделить такую новаторскую для того времени работу, как «Венгерские рапсодии».
Многие мелодии основываются на традиционных мотивах. В некоторых можно уловить звучание венгерских танцев – чардашей и палоташей.
Среди других признанных композиторов Венгрии, работавших в XX веке, можно выделить следующих:
- Имре Кальман. Создатель десятков оперетт, самой «венгерской» из которых считается «Марица».
- Дьердь Лигети – современный венгерский композитор, разрабатывавший направления авангарда и абсурда. Одно из его программных произведений – «Реквием», написанный в 1960-х годах.
- Альберт Шиклош – композитор, пианист, виолончелист, создатель нескольких опер, самой популярной из которых является «Лунный дом».
Эмма, за эти слезы я люблю тебя еще сильнее!
В старом советском фильме «Веселые ребята» есть забавная сцена — в Мюзик-холле. Заезжая знаменитость — итальянский дирижер, проваливается под сцену. А на сцене нечто невообразимо-монументальное: гигантский оркестр, пара десятков роялей, столько же арф.
Незадачливый главный герой (Л. Утесов) попадает на сцену вместо итальянца, он почесывается, подергивается, оркестр играет. Герой видит Леночку в зале, делает ей знаки: «Пойми, пойми! Вот дура!». Оркестр опять принимает знаки за указания эксцентричного дирижера и продолжает играть. А исполняет оркестр Венгерскую рапсодию Листа № 2 в оркестровой обработке. «Оригинальная трактовка» — выносит вердикт некий знаток.
А оркестр все играет. Одна из зрительниц горько плачет. Ее спутник произносит сакраментальное: «Эмма, за эти слезы я люблю тебя еще больше!», полагая, что она так сильно тронута музыкой Листа. А у Эммы жмут туфли… (Ох уж эта венгерская рапсодия № 2. Давайте все же любить друг друга за те и иные слезы).
Но эта же рапсодия звучит во множестве других фильмов («Delirious», «Кто подставил кролика Роджера» — 3 Оскара, «Блеск» 1996 года и других). Даже в «Томе и Джерри» и многих прочих мультфильмах. Насчитала около полусотни фильмов и мультфильмов, потом считать перестала.
Думаю, что сам Ференц Лист улыбнулся бы, узнав о такой популярности своей рапсодии в массовой культуре следующего века — что-то вроде еще одной волны листомании
. А ведь это просто хорошая музыка, пусть и чрезвычайно виртуозная.
Умение быть в общеевропейской струе и одновременное умение слышать «родную речь» — отличительная черта всех романтиков. Благодаря им мы сами учимся слышать и понимать «чужую речь». И стараемся не забывать «родную».
Жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа, правда это название (от древнегреческого «рапсода», исполнителя эпических песен) применялось и до него, например, чешским композитором Томашеком. Лист трактует рапсодию как виртуозную концертную фантазию в духе парафразы, где вместо оперных мелодий используются фольклорные темы
. Это темы венгерских и цыганских песен и танцев, большинство которых взято из сборника записанных Листом народных венгерских мелодий.
Музыкальный язык
рапсодий отличается яркой национальной характерностью благодаря опоре на городской венгерский фольклор, т.н. стиль вербункош
. Его особенности:
- горделивый, страстный, патетический характер;
- свободная, импровизационная манера изложения;
- острый ритм с частыми акцентами, пунктирами, синкопами, в частности, особые пунктирные кадансы («со шпорами»);
- использование гемиольных ладов с ув.2, в том числе — венгерской (цыганской) гаммы.
Наиболее известное произведение стиля вербункош — знаменитый «Ракоци-марш» (венгерская «Марсельеза»), который Лист использовал в своей 15-й рапсодии.
Глубоко национальные по музыкальному языку, венгерские рапсодии Листа объективно ответили росту национального самосознания венгерского народа в период его борьбы за национальную независимость. В этом их демократизм и причина широчайшей популярности.
Наиболее типичная для листовских рапсодий форма строится на контрастном сопоставлении двух разделов — медленного и быстрого (лашан и фришка).
1 раздел более импровизационного склада, в духе эпического повествования либо в характере палоташа
— старинного венгерского танца-шествия, напоминающего полонез, но 2хдольного;
2 раздел рисует картину народного праздника, пляски-чардаша (очень задорный, темпераментный, зажигательный 2хдольный венгерский танец).
Возможно, однако, и большее число контрастных разделов, как, например, в 6-й рапсодии.
В развитии тематического материала преобладающую роль играют приемы орнаментального варьирования, связанного с народной инструментальной практикой. Лучшими образцами листовских рапсодий являются 2,6,12,14.
Родом из Древней Греции
Название жанра происходит от греческого ῥαψῳδία, что дословно переводится как песнь или рассказ рапсода (певца-сказителя).
В Древней Греции рапсоды составляли определенную часть общества и были своего рода профессиональными певцами-ораторами. Каждый рапсод обладал специальным жезлом, предъявление которого означало его право выступать перед публикой.
Что исполнял рапсод?
Рапсодика – явление позднего древнегреческого эпоса.
В противоположность более ранним певцам-аэдам, которые могли импровизировать текст под аккомпанемент лиры, рапсоды исполняли относительно закрепленные тексты поэм, в частности Гомера (XVIII в. до н.э.). Среди известных рапсодов Древней Греции можно назвать первого греческого поэта Гесиода.
Первое употребление слова «рапсодия» по отношению к музыкальному сочинению относится к рубежу XVIII-XIX веков. Так стали именовать сочинения в свободной форме, в которых композиторами использовались мелодии народного фольклора.
Не удивительно, что именно эпоха романтизма с ее искренним и всеобщим интересом к национальным особенностями музыкального творчества стала отправной точкой в зарождении подобного жанра.
Истоки рапсодии в романтическом искусстве также не удивительны с той точки зрения, что жанр предполагал включение определенных речитативных и декламационных эпизодов, а повествование велось от имени героя.