Стравинский игорь федорович

Биография игоря стравинского

Игорь Стравинский краткая биография

Игорь Федорович Стравинский краткая биография расскажет Вам о жизни и творчестве русского композитора и дирижера. «Стравинский Игорь» доклад можно дополнить интересными фактами.

Игорь Стравинский краткая биография

Стравинский Игорь Федорович появился на свет в Ораниембауме 17 июня (5 июня) 1882 года в семье оперного певца и пианистки. Род семьи происходит от польских землевладельцев и вначале фамилия звучала так — Сулима-Стравинские. В 9 лет стал обучаться игре на фортепиано.

Стравинский в 1905 году посещал курс лекций юридического факультета, однако выпускных экзаменов не стал сдавать. Через год он получает свидетельство о прослушанных курсах. Стоить отметить, что музыкой в профессиональном плане Игорь Федорович увлекся после обучения в Петербургском университете. Тогда он 5 лет занимался с Николаем Римским-Корсаковым композицией, параллельно пополняя знания во всех сферах музыкального искусства.

Будущий композитор сближается с Сергеем Дягилевым, посещает «Вечера современной музыки», концерты новой музыки пианиста и дирижера Александра Зилоти. Первая музыка Игоря Стравинского была написана для фортепиано. В ней прослеживалось влияние французских импрессионистов и школы Римского Корсакова.

Начиная с 1910 года, композитор проживал то в Париже во Франции, то в России, то в Швейцарии. В период 1914-1920 годов он проживал в Швейцарии. Творчество Игоря Стравинского обратилось к русскому фольклору, который Стравинский умело соединял с модернизмом . Его музыку заказал Дягилев для балетов «Русские сезоны». Первый балет автора «Жар-птица» показали в Париже на сцене «Гранд-Опера» 25 июня 1910 года. Так начался его путь к славе.

В 1920 году Игорь Федорович переезжает во Францию и через 14 лет принял гражданство. Парижский период был очень плодотворным. Он написал оперу-буфф «Мавра», балеты «Поцелуй феи», «Аполлон Мусагет», «Орфей» и «Игра в карты». Также его перу принадлежат опера «Похождения повесы», опера-оратория «Царь Эдип», «Симфония псалмов», мелодрама «Персефона», концерт для скрипки с оркестром и октет для духовых.

Жизнь Игоря Стравинского изменилась в 1939 году: композитор переезжает в США и начинает читать лекции «Музыкальная поэтика» в Гарвардском университете. В 1945 году принимает американское подданство. В 1950 –тых годах он обращается к библейским сюжетам в своем творчестве. Самые значительные произведения «Монумент Джезуальдо ди Веноза к 400 летию», «Агон», «Потоп», «Священное песнопение в честь апостола Марка». Его стиль стал конструктивно нейтральным и более аскетичным.

В 1962 году Министерство культуры СССР пригласило автора известных произведений дать несколько концертов в Ленинграде и Москве. В 1966 году он серьезно заболел. В этот период Игорь Стравинский пишет «Заупокойные песнопения» для камерного оркестра, хора и солистов.

Кроме музыки Игорь Федорович занимался литературоведеньем. Он является автором таких автобиографичных книг как «Диалоги» и «Хроника моей жизни», сборника «Музыкальная поэтика». Свое последнее произведение написал на немецком языке.

Умер Игорь Стравинский 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке.

Игорь Стравинский личная жизнь

Был женат дважды. В 1906 году композитор венчается с Екатериной Носенко, своей двоюродной сестрой. В браке родилось 4 детей – Федор, Людмила, Святослав и Милена. Жена и дочь Людмила умерли от туберкулеза. Стравинский также заразился туберкулезом, но сумел справиться с болезнью. В 1940 году он женился во второй раз на Вере де Боссе, художнице и актрисе.

Интересные факты

1. шпионские страсти

В Риме во время Первой мировой войны Стравинский познакомился с Пабло Пикассо. Тот написал портрет своего нового знакомого, правда весьма своеобразный (Пикассо был тогда футуристом).
Когда композитор уезжал из Италии, увозя с собой портрет, итальянские таможенники на границе проявили бдительность:
— Это у вас что такое, синьор, вот эти кружки и линии?
— Мой портрет работы Пикассо.
Таможенники долго совещались, а потом конфисковали портрет, видимо решив, что это план какого-то стратегического сооружения…

2. любимая опера города барселоны

Радостно встречая знаменитого маэстро на вокзале в Барселоне, любители музыки сказали Стравинскому:
— Барселона ждет вас с нетерпением — здесь очень любят вашего «Князя Игоря»!..
— Они так искренне радовались мне и так восторгались этой оперой, — рассказывал поэм Стравинский, — что у меня не хватило мужества разочаровать их, я так и не признался, что «Князя Игоря» сочинил не я, а Бородин…

3. таинственный покупатель

На аукционе в Лондоне продавалось с молотка первое издание партитуры одного из ранних балетов Стравинского. Желающих приобрести эту редкостную вещь было много, но один из присутствовавших — какой-то старый седой господин — все время набавлял цену. В конце концов партитура, действительно, досталась ему — за три тысячи фунтов стерлингов.
Репортеры окружили покупателя.
— Кто вы и почему решили купить партитуру во что бы то ни стало?
— Игорь Стравинский, — отрекомендовался он журналистам и добавил с улыбкой:
-Я никогда не представлял себе, что за собственную партитуру придется платить вдвое больше того, что когда-то в молодости я получил за весь балет!

4. как это у вас получается?

Как-то раз одна журналистка спросила у Стравинского:
— Маэстро, как вы сочиняете музыку? О чем вы думаете в это время?
— Простите, мадам, но, вероятно, у меня получается только потому, что когда я сочиняю музыку, я думаю только о ней и ни о чем больше…

5. консерватор

На приеме, устроенном в Стокгольме в честь Стравинского, композитора спросили, что он думает о джазе.
— То же самое, что и двадцать лет назад, — ответил он.
— А как вы относились к джазу двадцать лет назад?
-Этого я не помню.

6. я в этом не разбираюсь

Будучи проездом в Нью-Йорке, Стравинский взял такси и с удивлением прочитал на табличке свою фамилию.
— Вы не родственник композитора? — спросил он у шофера.
— Разве есть композитор с такой фамилией? — удивился шофер. — Впервые слышу. Впрочем, Стравинский — фамилия владельца такси. Я же не имею ничего общего с музыкой — моя фамилия Россини…

7. добрый критик

Зная о чрезмерной мягкости художественных оценок знаменитого критика Владимира Стасова, Стравинский как-то сказал:
— Он не отзывался плохо даже о погоде…

Биография и творчество Стравинского кратко:

Игорь Стравинский считается одним из самых гениальных композиторов и дирижеров. 2002-й год ЮНЕСКО объявила Годом Стравинского, и его 120-летие отмечалось во всем мире. В США, куда Стравинский эмигрировал, его называют композитором номер один.

Он же с благодарностью и любовью всегда вспоминал городок Устилуг на Волыни, где вдохновенно и
счастливо творил…

Родился Игорь Стравинский в г. Ораниенбаум (ныне Ломоносов в составе Санкт-Петербурга), в семье певца Мариинского театра Федора Стравинского и пианистки-аккомпаниаторши Анны Холодовской из старинного рода Сулим. Сам композитор писал: «Наша фамилия была Сулима-Стравински, однако когда Россия аннексировала часть Польши, то» Сулима по какой-то причине было исключено из нашей фамилии».

Отец будущего композитора собирал украинские книги, в частности – издание «Кобзаря»; в его доме были портреты Тараса Шевченко, иллюстрации к Шевченковским произведениям, картины с украинскими пейзажами. Интересная деталь: именно Федор Стравинский позировал Илье Репину, когда тот творил свою известную картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — как «есаул». 

Музыкой, в частности игрой на фортепиано, Игорь начал заниматься с 9 лет. Первые уроки дал ему Федор Якименко, композитор и педагог, родной брат известного композитора Якова Степного.

1900 г. И. Стравинский окончил гимназию Я. Гуревича и за по настоянию отца поступил на юридический факультет Петербургского университета. Одновременно брал уроки композиции у Н. Римского-Корсакова. Первое произведение Стравинского-вокальная сюита «Фавн и пастушка» на слова А. Пушкина (1906 г.)

В 1909г., после премьеры «фантастического скерцо», Стравинский получил от С. Дягилева заказ на балеты, премьеры которых состоялись в Париже и сразу принесли композитору мировую славу. Это были «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная».

1906 г. Игорь Стравинский женился на Екатерине Носенко и с тех пор преимущественно жил в ее имении в Устилуге, время от времени выезжая в Швейцарию, где жена лечилась.

Композитор записывал украинские народные песни, мотивы которых позже будут учиться во многих его произведениях…

С 1914 г. Стравинский живет в Швейцарии и Франции. 1939 г. в течение нескольких месяцев претерпевает ряд невосполнимых потерь: умирают старшая дочь, жена, мать. Стремясь изменить
места, связанные с тяжелым горем, принимает предложение Гарвардского университета читать курс лекций, которые были впоследствии изданы под названием «Музыкальная поэтика».

Постепенно из музыки Стравинского исчезают национальные мотивы, все ярче проступают элементы классицизма.

С 1925 г. Стравинский активно занимается дирижерской деятельностью.

Поздний период творчества композитора связан преимущественно с религиозной тематикой: «Священное песнопение», «Потоп», «Авраам и Исаак», «Заупокойные песнопения» и другие произведения. Вершина творчества Стравинского – «Реквием» (1966 г.).

Осенью 1962-го Игорь Стравинский впервые за 48 лет посетил Москву и Ленинград. В возможности наведаться в родной Устилуг московские власти ему отказали…

Умер И. Ф. Стравинский 6 апреля 1971 г. в Нью-Йорке (США), похоронен в Венеции (Италия), на кладбище, что расположенп на острове Сан-Микеле, рядом с могилой Сергея Дягилева.

Стравинский — автор 4-х опер («Соловей», «Мавра», «Царь Эдип», «Похождения повесы»); 14-ти
балетов; многочисленных произведений для симфонического и камерного оркестров, для фортепиано, хора, вокальных произведений.

За границей вышли печатью его «Хроника моей жизни», 6 книг диалогов с американским дирижером Р. Крафтом, «Беседы с Игорем Стравинским», «Мемуары и комментарии» и прочие.

В июне 1994 в г. Устилуг открыт Дом-музей Стравинского. На Волыни проходят фестивали «Стравинский и Украина».

Детство и юность

Игорь Фёдорович Стравинский родился 5 (17-го по новому стилю) июня 1882 г. в Ораниенбауме, пригороде Петербурга. Отец мальчика, Фёдор Игнатьевич Стравинский, был оперным певцом и работал в Мариинском театре. В 1901 г. ему было присуждено звание заслуженного артиста Российской империи. Мать Анна Кириловна (в девичестве – Холодовская), была пианисткой и певицей. Также она исполняла роль концертмейстера на концертах мужа.

Анна Кириловна и Фёдор Игнатьевич – родители композитора

Игорь в семье был 3-м ребёнком из 4-х. У него было 2 старших брата (Роман и Юрий) и 1 младший (Гурий). В петербургском доме Стравинских часто собирались известные музыкальные деятели, литераторы и артисты.

В раннем детстве

Игорь учился сначала во 2-ой Санкт-Петербургской гимназии, а затем – в гимназии Гуревича. Школу он не любил, учился плохо и иногда прогуливал уроки.

В детстве

Первым учителем музыки Игоря стала пианистка А. П. Снеткова. Затем он продолжил занятия с Л. А. Кашперовой, которая учила мальчика не пользоваться педалями пианино и «держать звук» исключительно пальцами.

В 1897-1899 гг. под влиянием своего товарища И. В. Покровского Игорь увлёкся западноевропейской музыкой. Композицию и гармонию в 1901-1902 гг. Стравинскому преподавал Фёдор Акимов. Следующим его учителем стал композитор Василий Павлович Калафати.

В юности

В 1900 г. Игорь окончил гимназию и поступил в Санкт-Петербургский университет, выбрав по настоянию отца юридический факультет.

В молодости

Краткая биография

В 1902 г. Стравинский познакомился с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, который предложил одарённому юноше частные уроки. На протяжении 5 лет Игорь занимался у знаменитого композитора. Также он часто бывал на музыкальных вечерах, проходивших в доме Римского-Корсакова.
В 1905 г. молодой человек окончил университет и решил полностью посвятить себя музыке.
В 1907 г. Стравинский под руководством Римского-Корсакова закончил своё первое большое произведение – симфонию.
В апреле 1907 г. на бесплатном концерте в Петербурге состоялась премьера симфонии Стравинского. А чуть позже публике была представлена сюита «Фавн и пастушка»

Оба сочинения были приняты очень тепло.
На молодого композитора обратил внимание известный театральный деятель Сергей Дягилев. Он предложил Стравинскому написать балет для парижских «Русских сезонов».
В 1910 г

в Париже состоялась премьера балета «Жар-птица» в постановке М. Фокина. Балет имел невероятный успех и принёс славу молодому композитору.
На следующий год Стравинский написал для труппы Дягилева балет «Петрушка». Главную роль исполнял ведущий танцовщик труппы Вацлав Нижинский. Представлен балет был в парижском театре «Шатле», а затем с неизменным успехом прошли премьеры и в других европейских городах.
В Париже Стравинский познакомился и подружился с композиторами-новаторами Эриком Сати, Клодом Дебюсси, Морисом Равелем.
В 1913 г. состоялась премьера 3-го балета, написанного Стравинским для «Русских сезонов». «Весна священная» была принята публикой неоднозначно, её либо превозносили, либо ругали за оригинальную постановку и смелую музыку.
С началом Первой мировой войны Стравинский с семьёй уехал в Швейцарию. Там он написал оперу «Соловей» по сказке Андерсена, стилизованное произведение «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» для музыкального театра, музыкально-сценическое произведение «История солдата» на основе сказок Афанасьева.
В 1914 г. Стравинский начал работу над комической оперой «Свадебка» на основе народных текстов. Закончил он это произведение в 1923 г.
В 1919 г. композитор сочинил новый балет для Дягилева – «Пульчинелла». С этого балета начался неоклассический период в творчестве мастера. К произведениям этого периода относятся: фортепианный концерт (1924), опера «Царь Эдип» (1927), балет «Поцелуй феи (1928), «Симфония псалмов» (1930) и др.
В 1920 г. композитор с семьёй переезжает во Францию. Там он сближается с группой французских композиторов («Шестёрка»). В Россию Игорь Фёдорович решил не возвращаться.
В 1922 г. к Стравинскому в Париж переехала его мать. В этом же году вышла камерная опера «Мавр». Она была воспринята в целом как неудача композитора, но были и положительные отзывы.
В 1924 г. состоялся дебют Стравинского в качестве пианиста.
В 1933 г. популярная русская актриса и танцовщица Ида Рубинштейн и французский писатель Андре Жид заказали композитору мелодраму «Персефона».
В 1934 г. Стравинский получил французское гражданство.
В 1935 г. была издана книга мемуаров музыканта.
В 1937 г. в Нью-Йорке состоялась премьера балета Стравинского «Игра в карты».
В 1939 г. композитор переехал в США, а в 1945 г. получил американское гражданство. В Америке он много работал, там были написаны, в частности: опера «Похождения повесы», балет «Орфей», несколько симфоний и концертов для оркестра.
С середины 1950-х гг. Стравинского увлекают библейские сюжеты. Он пишет вокально-инструментальные композиции: «Священное песнопение», «Плач пророка Иеремии», «Потоп» и ряд других.
В 50-60-х гг. Стравинский много гастролировал, выступал в качестве дирижёра. В этот период были сделаны авторские аудиозаписи большинства произведений.
В 1962 г. по приглашению советских властей композитор посетил СССР и дал несколько концертов.
В 1966 г. выходит сочинение «Заупокойные песнопения», ставшее последним крупным произведением автора.
С 1959 по 1969 гг. издаётся цикл из 6 книг Стравинского – «Диалоги с дирижером Р. Крафтом».
6 апреля 1971 г. в возрасте 88 лет Игорь Федорович Стравинский скончался.

Композитор Игорь Стравинский

Сюжет и либретто

Сюжет заимствован из одноименной новеллы Проспера Мериме, точнее, из ее заключительной главы, содержащей рассказ Хозе о его жизненной драме.

  • изменены образы главных героев. Хозе — не мрачный и суровый разбойник, на совести которого немало преступлений, а обычный человек, прямой и честный, несколько слабовольный и вспыльчивый. Он горячо любит свою мать, мечтает о спокойном семейном счастье. Кармен облагорожена, исключена ее хитрость, вороватость, активнее подчеркнуто ее вольнолюбие, независимость;
  • другим стал сам колорит Испании. Действие происходит не в диких горных ущельях и мрачных городских трущобах, а на залитых солнцем улицах и площадях Севильи, горных просторах. Испания Мериме окутана ночным мраком, Испания у Бизе полна бурного и радостного кипения жизни;
  • для усиления контраста либреттисты расширили роль побочных персонажей, которые были едва намечены у Мериме. Лирическим контрастом пылкой и темпераментной Кармен стала нежная и тихая Микаэла, а противоположностью Хозе — жизнерадостный и самоуверенный тореадор Эскамильо;
  • усилено значение народных сцен, которые раздвинули рамки повествования. Вокруг главных героев закипела жизнь, их окружили живые народные массы — табачницы, драгуны, цыганки, контрабандисты и т.д.

Личная жизнь Игоря Стравинского

В 24 года Стравинский повенчался с двоюродной сестрой Екатериной Носенко. От этого союза родились сыновья Федор и Святослав (старший стал портретистом, младший – пианистом и музыкальным педагогом). А также дочери Людмила и Милена.

Игорь с первой женой Екатериной Носенко

После смерти Екатерины Игорь Федорович женился на звезде кинематографа, художнице Вере Судейкиной-Боссе. Они были знакомы с 1921 года. Чета не разлучалась до смерти Стравинского: вместе ездили на гастроли, вдвоем побывали в Советском Союзе.

Вера Стравинская, президент США Джон Кеннеди с супругой Жаклин и Игорь Стравинский у входа в Белый Дом. 1962 год

Вера пережила супруга на 11 лет и успела издать о нем несколько книг. Похоронена рядом с мужем. А правнучка композитора Мария создала и возглавила Фонд его имени.

Не секрет, что Коко Шанель занималась костюмами к балетам «Русских сезонов». До сих пор ходят слухи, что между Коко и композитором была любовная страсть. Но эта история знаменитой пары покрыта призрачным флером нераскрытой тайны.

Личная жизнь

Игорь Стравинский в 1906 связал себя узами брака с кузиной Екатериной Носенко. Большую любовь молодых не остановило наличие родной крови, в браке родилось 4 детей: мальчики Святослав и Федор и девочки Людмила и Милена. Сыновья стали выдающимися деятелями культуры: Святослав – виртуозным композитором и пианистом, Федор – художником. Биография Людмилы Стравинской интересна тем, что она стала супругой поэта Юрия Мандельштама.

Игорь Стравинский с первой женой Екатериной Носенко

Екатерина страдала от чахотки, поэтому зимовать семья уезжала в Швейцарию — сырой воздух Санкт-Петербурга не давал женщине дышать. В 1914 у четы Стравинских не получилось вернуться весной из Швейцарии в Россию из-за начавшейся Первой мировой, а затем из-за революции. Имущество и деньги, которые остались в родном городе, у семьи отобрали.

Игорь принял эту катастрофу близко к сердцу: помимо Екатерины и детей, он содержал мать, родную сестру и племянников. В России в месяцы революции творился беспредел во всех сферах, и композитору перестали выплачивать авторские за исполнение произведений по причине его эмиграции. Чтобы хоть как-то содержать семью, Стравинскому пришлось выпускать новые редакции своих работ.

Игорь Стравинский и Коко Шанель

Легенды и слухи не обошли личную жизнь Игоря: ему приписывают любовные отношения с Коко Шанель. Она протянула Стравинскому руку помощи в тот момент, когда он совсем остался без денег. Два года Игорь с семьей жил на вилле у мадемуазель, она спонсировала его выступления, кормила и одевала семью.

Когда материальное состояние Стравинского выправилось, и он покинул дом Шанель, она еще 13 лет каждый месяц высылала ему деньги – этот необычный факт и стал основой для легенды о романе французского дизайнера и русского композитора. В 2009 году вышел художественный фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский», посвященный этим отношениям.

Игорь Стравинский и вторая жена Вера Судейкина

В 1939 Екатерины Стравинской не стало, и через год, переехав в Америку, музыкант женится второй раз на Вере Судейкиной, актрисе немого кино. Вместе Вера и Игорь прожили 50 лет, стараясь не разлучаться ни на минуту. В 1962 году семейная пара побывала в родной стране – в Москве и Ленинграде, встречу показали по телевидению.

Игорь Фёдорович Страви́нский (1882-1971)

И.Ф. Стравинский родился в Ораниенбауме (под Петербургом) в семье музыкантов. Его отец был оперным певцом, солистом Мариинского театра, а мать – пианисткой, постоянным концертмейстером на концертах мужа.Родители не стремились дать ему профессию музыканта, но вся обстановка благоприятствовала музыкальному развитию: в доме постоянно звучала музыка, имелась большая художественная и музыкальная библиотека. В возрасте 10 лет мальчик встретился с П.И. Чайковским, творчество которого боготворил. Стравинский вообще любил русскую музыку: М.И. Глинку, М.П. Мусоргского, позднее дружил с членами Беляевского кружка, особенно с Н.А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым.

Стравинский и Римский-Корсаков (1908)Уроки игры на фортепьяно начались с 9 лет. Общее образование получил в гимназии. В 19 лет по настоянию родителей поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Тогда же начал серьёзно изучать музыкально-теоретические дисциплины, занимался с А.Н. Римским-Корсаковым. Музыкальное развитие Стравинского шло быстро и плодотворно, т.к. он сразу же погрузился в творческую среду: познакомился и подружился с С. Дягилевым, художниками «Мира искусства», посещал «Вечера современной музыки», концерты новой музыки, устраивавшиеся А. Зилоти.

Игорь Стравинский (1910)Его первые сочинения ещё имели сильное влияние Римского-Корсакова и французских импрессионистов (Соната для фортепиано, 1904; вокально-симфоническая сюита «Фавн и пастушка», 1906; Симфония ми-бемоль мажор, 1907; «Фантастическое скерцо» и «Фейерверк» для оркестра, 1908).Результатом сотрудничества с труппой Дягилева стало написание Стравинским 3 балетов, которые принесли ему мировую известность: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). Для их постановки он выезжал в Париж, где познакомился с Э. Сати и К. Дебюсси.

К. Дебюсси и И. Стравинский (фото Э. Сати, 1910)В начале 1914 г. Стравинский с семьёй уехал в Швейцарию. Из-за начавшейся Первой мировой войны в Россию семья не вернулась. Затем композитор жил в Лозанне и в Париже.В это время им были написаны опера «Соловей» по одноимённой сказке Андерсена (1914) и «История солдата» (1918), в 1919 г. по заказу Дягилева создан балет «Пульчинелла». Стравинский оставался во Франции до 1940 г. Его последними русскими сочинениями стали камерная опера «Мавра» (1922), небольшая хореографическая кантата «Свадебка» (1923), балет «Поцелуй феи» (1928). Тогда же он впервые обратился к духовной музыке: написал «Отче наш» для хора без сопровождения (1928) и знаменитую «Симфонию псалмов» (1930) на латинские тексты Псалтири (1930).

Фонтан Стравинского в ПарижеС 1915 г. Стравинский периодически выступал в качестве дирижёра, а затем и пианиста. В 1933-1934 гг. по заказу Иды Рубинштейн совместно с Андре Жидом сочинил мелодраму «Персефона».С 1936 г. Стравинский начал гастролировать в США. В 1937 г. в нью-йоркском театре Метрополитен-опера был поставлен его балет «Игра в карты». Он читал курс лекций в Гарвардском университете и затем принял решение переехать в США. Сначала он поселился в Сан-Франциско, потом в Лос-Анджелесе, а в 1945 г. получил американское гражданство. В этот период он создавал произведения в неоклассическом стиле: опера «Похождения повесы» (1951), балеты «Орфей» (1948), Симфония до мажор (1940) и Симфония в трёх частях (1945), Эбони-концерт для кларнета и джаз-оркестра (1946).С начала 1950-х годов Стравинский начал систематически использовать серийный принцип (сери́йная те́хника – техника музыкальной композиции, использующая в качестве звуковысотной основы музыкального произведения ряд («серию») неповторяющихся звуков. Наиболее распространённая разновидность серийной техники – додекафония, использующая серии из 12 неповторяющихся высот).Первым серийным сочинением стал Септет (1953). Серийным сочинением, в котором Стравинский совершенно отказался от тональности, стали «Threni» (Плач пророка Иеремии, 1958). Произведение, в котором серийный принцип абсолютен, – «Движения» для фортепиано с оркестром (1959) и Вариации памяти Олдоса Хаксли для оркестра. Завершающим в своей композиторской карьере Стравинский считал «Заупокойные песнопения» (1966) – небольшое камерное произведение. Но активность гастролей не уменьшилась: он дирижировал своими сочинениями в странах Европы и в Америке. В 1962 г. он впервые приехал на гастроли в СССР, дирижировал своими сочинениями в Москве и Ленинграде.Умер композитор 6 апреля 1971 г. и похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции (Италия), на русской его части, недалеко от могилы Сергея Дягилева.

Возвращение и уход

В мирное время он много гастролирует, «мотаясь» между континентами. Он выступает как дирижер, делает аудиозаписи своих сочинений, которые и ныне служат для музыкантов эталоном исполнения и интерпретации.

Лишь в 1962 г. он триумфально вернулся на родину. Осенью он выступил дирижером собственных произведений в столице и в Ленинграде. Восторгу публики и критиков не было предела…

Последней работой великого новатора стала камерная трактовка песен австрийского композитора Гуго Вольфа. Но судя по незавершенным произведениям и музыкальным эскизам, Игорь Фёдорович до конца дней отдавался напряженному творческому труду.

Скончался И.Ф. Стравинский вследствие сердечной недостаточности 6 апреля 1971 года. Похоронили его поблизости могилы Дягилева на одном из венецианских кладбищ. Там же похоронен Иосиф Бродский.

Американский Стравинский

В 1936 г. композитор побывал на гастролях в Нью-Йорке. Здесь с огромным успехом состоялась постановка его оперы «Игра в карты», был создан концерт «Думбартон-Окс».

История повторилась. Начало войны застало Стравинского в Штатах, когда он читал курс лекций по эстетике студентам Гарварда. Ему пришлось приобрести жилье в Сан-Франциско, но вскоре он перебрался в Лос-Анджелес.

Его произведения американского цикла – а это и опера «Похождения повесы», и балет «Орфей», и симфонии, и концерты для джаз-оркестра – отмечены мощным влиянием неоклассицизма.

С начала 50-х маэстро полностью перешел к додекафонии и серийному принципу. Техника предполагает использование рядов неповторяющихся звуков и систему из 12 тонов октавы, образующих серию. Ее превосходство в том, что она предоставляет сочинителю наиболее широкие возможности для самовыражения.

Заключение

Игорь Стравинский вошел в мировую музыкальную культуру как представитель модернизма — новых тенденций в искусстве, что противостояли эстетике романтизма. Талант и творческое «кредо» композитора ярко проявились в жанре балета, одном из видных участков его художественной деятельности.

Стравинский написал (если учитывать микстовые формы) около 15 балетов.

Художник-интеллектуал, он относил себя к «аполоновскому » типу деятелей культуры, то есть сторонников осмысленного, а не экстатически-импульсивного, творческого акта. Отсюда возникают в его балетной творчества поиски разнообразных стилевых ориентиров: от неофольклоризму, импрессионизма — до неоклассицизма и додекафонии.

Стравинский значительно углубил реформу Петра Чайковского, который «поднял» музыку к определяющего фактора балетного произведения, безапелляционно утверждая идею ее диктаторской роли в системе балетной образности, а также пропагандируя приоритет симфонического начала в развертывании сюжетной рассказы.

Имя Игоря Стравинского носит музыкальная школа, которая находится в Ораниенбауме. В честь композиора были выпущены почтовые марки и монеты. Во французском городе Монтре есть музыкальная аудитория имени Игоря Стравинского. На планете Меркурий есть кратер, названный в его честь. В честь великого русского композитора названы: улица в Амстердаме, фонтан в Париже, аллею в Лозанне, площадь в Ораниенбауме. На Украине (Волынь) открыт музей Игоря Стравинского. А также там с 1994 года проводится международный музыкальный фестиваль имени композитора, дирижера и пианиста.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: