Биография иоганнеса брамса

Вокальные жанры в творчестве брамса. иоганнес брамс: биография, интересные факты, творчество

Детство и юность

7 мая 1833 года в семействе гамбургского музыканта родился сын, которого нарекли Иоганессом. Первым учителем музыки мальчика был его отец, который обучил способного сына игре на многих духовых и струнных инструментах.

Иоганнес с такой легкостью овладевал тонкостями игры, что уже в десятилетнем возрасте начал выступать на крупных концертах. Родителям юного дарования посоветовали отвести мальчика к педагогу и композитору Эдуарду Марксену, который быстро понял, что судьба преподнесла ему настоящий подарок в виде маленького музыкального гения.

Днем мальчик занимался с Марксеном, а по вечерам был вынужден играть в портовых барах и тавернах, чтобы заработать на кусок хлеба. Подобные нагрузки сильно отразились на хрупком здоровье юного музыканта.

В 14 лет Иоганнес окончил учебу в училище и впервые дал сольный концерт, где он выступил как пианист.

Обучение у знающих мастеров

В семь лет мальчик был отдан на обучение другу своего родителя – талантливому пианисту Косселю. Тот не только научил ребенка правильно играть на фортепиано, но и помог осознать теорию композиции, а также проникнуть в сущность музыкального искусства.

Благодаря Отто Косселю маленький Брамс стал выступать на публичных концертах, талантливо исполняя композиции известных композиторов – Бетховена и Моцарта. Мог ли кто-то подумать, что этот одаренный мальчик-пианист вскоре сам станет великим композитором Иоганнесом Брамсом!

Публика отметила талантливого исполнителя, и ему было предложено гастролировать по Америке

Однако, обращая внимание на возраст и здоровье юного пианиста, его учитель убедил родителей отказаться от столь рискованной, но хорошо оплачиваемой идеи и настойчиво посоветовал ребенку продолжить обучение у композитора и пианиста, занимающегося педагогикой, Эдуарда Марксена

На своих занятиях знаменитый музыкант уделял особое внимание изучению сочинений Баха и Бетховена, а также развивал в мальчике индивидуальные творческие размышления и порывы. С тех пор как Иоганнес стал заниматься у Марксена (к слову, тот не брал с талантливого ученика денег), он начал по вечерам играть на музыкальных инструментах в грязных барах и тавернах, расположенных у порта

Такая немыслимая нагрузка плачевно отразилась и на без того слабом здоровье ребенка

С тех пор как Иоганнес стал заниматься у Марксена (к слову, тот не брал с талантливого ученика денег), он начал по вечерам играть на музыкальных инструментах в грязных барах и тавернах, расположенных у порта. Такая немыслимая нагрузка плачевно отразилась и на без того слабом здоровье ребенка.

Становление творчества

В возрасте четырнадцати лет Иоганнес Брамс впервые дал свой сольный оркестр как пианист. Его талантливая игра и четкое исполнение сложных композиций очаровывали слух и завораживали воображение.

Однако, приблизительно в это время, музыкант стал понимать, что не может ограничиваться лишь блестящим исполнением чужих композиций. Он захотел сам писать музыку, чтобы передавать свои внутренние эмоции и ощущения, чтобы заставлять публику плакать и переживать, замирая в ожидании продолжения.

Юноша оказался прав в своем желании творить. Очень скоро музыка Брамса станет популярной и знаменитой, ею будут восхищаться и ее будут ругать, она будет заставлять слушателей аплодировать в экстазе и свистеть в недоумении — она никого не оставит равнодушным.

На становление творчества Брамса как огромное влияние оказали полезные знакомства, которые произошли в жизни молодого человека в 1853 году. За несколько месяцев до этой даты Иоганнес написал свое первое произведение — сонату. Чуть позже были написаны (и изданы в 1854 году) скерцо для фортепиано, а также фортепианные песни и небольшие пьесы.

Жизнь на колесах

Постоянно переезжая с места на место по городам Швейцарии и Германии, Брамс успел написать немало произведений в области камерной и фортепианной музыки. Музыкант мечтал о том, чтобы постоянно жить и творить в родном Гамбурге, но ему ничего не предлагали.

Чтобы заявить о себе на всю Европу и добиться признания, в 1862 году Брамс отправился в Вену. Здесь он быстро завоевал любовь публики, однако вскоре осознал, что не создан для рутинной работы, будь то должность главы Общества любителей музыки или руководителя Хоровой капеллы.

Узнав о смерти матери в 1865 году, Брамс в состоянии сильного эмоционального потрясения завершил свою давнишнюю работу — «Немецкий реквием», который впоследствии занял особе место в европейской классике. Успех этого сильного произведения был невероятным.

Влияние родителей

Биография Брамса поначалу была ничем не примечательна и обыденна. Обычный ребенок из бедной семьи, живущий в квартале для нищих в маленькой неуютной квартирке.

Иоганнес, родившийся в немецком городе Гамбурге весной 1833 года, был вторым сыном музыканта-контрабасиста, служившего в городском театре, — Якоба Брамса и его жены Кристианы Ниссен, трудившейся экономкой в доходном доме.

Отец Брамса являлся сильной и волевой личностью, талантливым исполнителем, с детства влюбленным в музыку. Свое творческое призвание ему пришлось отстаивать перед непреклонными родителями, которые совсем не хотели видеть своего сына играющим на духовых инструментах.

Якоб Брамс знал, что стоит за родительским непониманием и непреклонностью, и не хотел, чтобы его мальчики когда-нибудь пережили нечто подобное.

Поэтому с самого детства отец прививал сыновьям любовь к музыке и умение отстаивать свое мнение. Как же он был рад, когда увидел в своем младшеньком истинные задатки великого музыканта!

Поначалу глава семьи лично обучал сына, помогая ему осваивать всевозможные музыкальные орудия. На этих уроках он не только прививал маленькому Иоганнесу правильную технику исполнения, но и старался помочь прочувствовать ритм, полюбить мелодию, понять нотное искусство.

Сын делал успехи, и ему уже стало не хватать отцовских познаний.

Венский период

В 1862 г. Иоганнес возглавляет Певческую школу в Вене. В следующие годы выступает в качестве музыканта и дирижера хора, гастролирует по миру. В 1865 г знакомится с Вагнером, который сначала симпатизировал ему. Но скоро отношения сильно изменились. Это стало причиной газетной войны между «вагнерианцами» и «брамсианцами». Дебаты между двумя «партиями» значительно повлияли на музыкальную жизнь Германии 1870-х годах.

Пик творчества длится у композитора до 1890 г. В это время появились его основные произведения:

  1. Концерт для скрипки соч.77.
  2. Три сонаты для пианино.
  3. Четырехчастный Второй концерт для пианино соч.83.
  4. Песни для голоса Feldeinsamkeit.
  5. Вторая соната для виолончели соч.99.

В 1880 г. Иоганнес знакомится со знаменитым дирижером и музыкантом Бюловым, который тогда руководит Майнингенским оркестром. Силами последнего осуществили премьеру Четвертой симфонии. Все лето Брамс обычно отдыхал на курорте, где работал в основном над инструментальными и камерными произведениями.

В 1891 г. Иоганнес решает оставить сочинение музыкальных композиций, но через время передумывает. В период 1891—1894 гг. он пишет:

  1. Квинтет для струнных и кларнета соч.116.
  2. Трио для виолончели и пианино соч.113.
  3. Несколько пьес для фортепьяно.
  4. Сонаты для пианино и кларнета соч.119.

Значимые музыкальные связи

  • 30 сентября 1853 г. – Дюссельдорф, композитор в гостях у известного пианиста Роберта Шумана. Иоганнес исполняет перед ним несколько своих сочинений, поразив семью Шумана, становится желанным гостем в их доме. Вскоре после этого Шуман распространяет имя Брамса в светских кругах, а также публикует статью о нем в журнале «Дорогу молодым».
  • 1854 г. – Известный дирижёр, пианист Ханс фон Бюлов публично исполняет музыку Иоганнеса.
  • 1857 г. – Иоганнес переезжает в Детмольд. Там он руководит придворным хором, работает музыкантом-исполнителем, пишет несколько удачных произведений, среди которых оркестровые серенады.

Другие известные произведения

Ниже приводятся другие талантливые сочинения композитора Иоганнеса Брамса.

Фортепиано
. Для исполнения на этом музыкальном инструменте немецкий композитор создал такие волнующие, прекрасные произведения, как три интермеццо, две рапсодии, три сонаты, «Вариации на тему Р. Шумана», всевозможные вальсы и другие.

Сочинения для органа
. К данным композициям следует отнести «Одиннадцать а также две прелюдии и многочисленные фуги.

Для оркестра
. Среди сочинений для оркестрового исполнения Брамс написал четыре симфонии, две серенады, «Вариации на тему Й. Гайдна», «Академическую увертюру», «Трагическую увертюру» и др.

Вокальные
сочинения. Для сольного или хорового исполнения немецким музыкантом были сотворены такие композиции: «Триумфальная песня», «Немецкий реквием», «Кантата Ринальдо», «Песнь парок», «Песни Марии», а также множество обработок народных песен, семь мотетов, около двухсот романсов и так далее.

Единственное, что не написал Брамс, — это оперу.

Кратко о личной жизни

Невзирая на признание в творчестве и свою известность, Иоганнес так и не смог отыскать счастья в личной жизни и, с учетом архивных данных, отраженных в Википедии, у него никогда не было ни жены, ни детей. Брамс чувствовал непонятную страсть к Кларе Шуман, однако даже после трагической гибели ее мужа, талантливого композитора и скрипача, был с ней в теплых отношениях и держался открыто проявлять свои чувства.

В 1859 г. желание семейной жизни заставило музыканта повенчаться с юной Агатой Зибольт, она обладала изяществом аристократки и проникновенным голосом, который ласкал слух. Однако обида Клары и сплетни, появившиеся вокруг этого брака, привели к распаду союза, что оставило след в произведении в Струнном секстете соль минор.

После этого Иоганнес замкнулся в себе, он выражал эмоции лишь в своих музыкальных сочинениях, и только позволил себе небольшую, ничего не значившую связь с певицей Аличе Барби и дружбу с его почитательницей Элизабет фон Герцогенберг.

В 1896 г. у Иоганнеса диагностировали желтуху, вызвавшую опухоль в печени, через время полностью поразившую организм. Но уже слабый музыкант продолжает сочинять произведения и появляется на публике, руководя оркестром. Последний концерт, который состоялся весной в 1897 г., вызвал множество оваций, и Брамсу много раз пришлось выйти на сцену, чтобы поблагодарить слушателей за такой прием.

Через несколько недель состояние стало хуже, и Иоганнесу пришлось отказаться от похода на премьеру оперетты Штрауса «Богиня разума». Последние дни он провел в своем доме в Вене, прикованным к кровати. В результате рак печени забрал последние силы Брамса и был причиной его кончины 3 апреля 1897 г. Его похоронили на австрийском кладбище и установили памятник по проекту Виктора Орта.

По масштабности творческой биографии Иоганнеса нередко сравнивают с двумя «знаменитыми Б.»: Бетховеном и Бахом. Если даже такое сравнение немного утрировано, оно вполне оправдано в плане того, что творчество этого композитора знаменует собой синтез и кульминацию огромной эпохи в музыкальной истории.

Смерть

Оливер Кромвель скончался 3 сентября 1658 года, причиной смерти стал брюшной тиф и малярия. Похороны государственного руководителя прошли пышно и помпезно, однако вскоре после этого в стране начались беспорядки, хаос и произвол, с которыми не смог справиться преемник Кромвеля – его старший сын Ричард.

В 1659 году депутаты, призвав на трон Карла II (сына Карла I, согласие на казнь которого когда-то дал Оливер Кромвель), эксгумировали тело полководца по обвинению в цареубийстве, дабы выполнить посмертную казнь. Тело несколько часов провисело на виселице, после чего его голова была помещена на шест рядом с Вестминстерским дворцом.

  • Существует легенда, что в детстве маленький Оливер Кромвель познакомился с ровесником Карлом I, которому было суждено стать королем Англии. Во время игры мальчики подрались, и Кромвель даже разбил своему приятелю нос.
  • В 1970 году был снят исторический фильм «Кромвель», исполнитель главной роли в котором – Ричард Харрис – получил похвалу от кинокритиков за прекрасное воплощение персонажа.
  • В раннем детстве у Оливера были два брата, однако они умерли в младенчестве. В результате мальчик рос в окружении шести сестер, с которыми у него были теплые отношения.
  • До 41-летнего возраста Кромвель не ощущал особой страсти к революционной деятельности. Лишь тогда, когда он за собственные деньги набрал отряд «железнобоких», в нем проснулась настоящая любовь к политике и стремление вершить историю своей страны.
  • 3 сентября оказалось роковой датой в судьбе Оливера Кромвеля. Именно в этот день он победил шотландские войска в Денбаре, армию Карла I при Вустере, именно 3 сентября начал работать его первый парламент, и впоследствии в этот день стал праздноваться как День благодарения. Скончался Оливер Кромвель тоже 3 сентября.

Полезные связи

В краткой биографии Брамса большое значение сыграли полезные знакомства, для которых не стал помехой замкнутый и нелюдимый характер Иоганнеса.

Во время концертной поездки в 1853 году судьба свела Брамса с известным венгерским скрипачом Йозефом Иоахимом, сыгравшем ключевую роль в творческой жизни молодого музыканта.

Иоахим, пораженный талантом нового знакомого, дал ему рекомендательное письмо Листу, который также оказался под впечатлением от сочинений начинающего композитора.

Также по рекомендации Иоахима Брамс познакомился Шуманом, которого всегда боготворил. Пораженный творчеством Брамса, Шуман начал активно популяризировать его в высших музыкальных кругах, каждый раз лестно отзываясь о молодом даровании.

Истории любви

Клара Шуман было особенным человеком в жизни Брамса. Впервые он встретил её в 1853 году. Она настолько впечатлила композитора, что тот смог сохранить свои чувства к ней на протяжении всей жизни. Но глубокое почтение к её супругу не позволяло ему предпринять каких-либо особых действий. Примечательно, что муж и жена регулярно упоминали в своём дневнике Иоганнеса. Он восхищался женщиной, которая была старше его на 14 лет. Он любил их с Робертом детей, а его воспринимал как пример для подражания.

Буря эмоций, которые он испытывал к замужней даме, вылилась в балладу «Эдвард». Несмотря на множество испытаний, отношения между Кларой и Иоганнесом остались платоническими. Композитор умер ровно через год после смерти женщины. Это было словно подтверждением того, что в ней он видел некий источник жизни. Когда возлюбленной не стало, это потрясло музыканта до глубины души. В описанный период он сочинил четвёртую симфонию, которая считается одним из его выдающихся произведений.

Это было самое сильное чувство в жизни Йоганнеса, но не единственное. Как-то, будучи в Гёттингене, Брамс встретил удивительную женщину, обладательницу редкого сопрано. Звали её Агата фон Сибольд. Подогреваемый страстью, он посвящал ей свои произведения.

Записи произведений Брамса

Полный комплект симфоний Брамса записали дирижёры Клаудио Аббадо, Герман Абендрот, Николаус Арнонкур, Владимир Ашкенази, Джон Барбиролли, Даниэль Баренбойм, Эдуард ван Бейнум, Карл Бём, Леонард Бернстайн, Адриан Боулт, Семён Бычков, Бруно Вальтер, Гюнтер Ванд, Феликс Вейнгартнер, Джон Элиот Гардинер, Яша Горенштейн, Карло Мария Джулини (не менее 2 комплектов), Кристоф фон Донаньи, Антал Дорати, Колин Дэвис, Вольфганг Заваллиш, Курт Зандерлинг, Яп ван Зведен, Отмар Зюйтнер, Элиаху Инбал, Ойген Йохум, Герберт фон Караян (не менее 3 комплектов), Рудольф Кемпе, Иштван Кертес, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Рафаэль Кубелик, Густав Кун, Сергей Кусевицкий, Джеймс Ливайн, Эрих Лайнсдорф, Лорин Маазель, Курт Мазур, Чарльз Маккеррас, Нэвилл Марринер, Виллем Менгельберг, Зубин Мета, Евгений Мравинский, Рикардо Мути, Роджер Норрингтон, Сэйдзи Одзава, Юджин Орманди, Витольд Ровицкий, Саймон Рэттл, Евгений Светланов, Лейф Сегерстам, Джордж Селл, Леопольд Стоковский, Артуро Тосканини, Владимир Федосеев, Вильгельм Фуртвенглер, Бернард Хайтинк, Гюнтер Хербиг, Серджиу Челибидаке, Рикардо Шайи (не менее 2 комплектов), Джеральд Шварц, Ханс Шмидт-Иссерштедт, Георг Шолти, Хорст Штайн, Кристоф Эшенбах, Марек Яновский, Марис Янсонс, Неэме Ярви и др.

Записи отдельных симфоний осуществили также Карел Анчерл (№ 1—3), Юрий Башмет (№ 3), Томас Бичем (№ 2), Герберт Блумстедт (№ 4), Ханс Вонк (№ 2, 4), Гвидо Кантелли (№ 1, 3), Джансуг Кахидзе (№ 1), Карлос Клайбер (№ 2, 4), Ханс Кнаппертсбуш (№ 2—4), Рене Лейбовиц (№ 4), Игорь Маркевич (№ 1, 4), Пьер Монтё (№ 3), Шарль Мюнш (№ 1, 2, 4), Вацлав Нойман (№ 2), Ян Виллем ван Оттерло (№ 1), Андре Превин (№ 4), Фриц Райнер (№ 3, 4), Виктор де Сабата (№ 4), Клаус Теннштедт (№ 1, 3), Вилли Ферреро (№ 4), Иван Фишер (№ 1), Ференц Фричай (№ 2), Даниел Хардинг (№ 3, 4), Герман Шерхен (№ 1, 3), Карл Шурихт (№ 1, 2, 4), Карл Элиасберг (№ 3) и др.

Записи скрипичного концерта осуществили скрипачи Джошуа Белл, Ида Гендель, Гидон Кремер, Иегуди Менухин, Анна-Софи Муттер, Давид Ойстрах, Ицхак Перлман, Йожеф Сигети, Владимир Спиваков, Исаак Стерн, Кристиан Ферра, Яша Хейфец, Генрик Шеринг.

Другой вундеркинд

Детство Брамса было ещё более безрадостным, чем у Шумана. Семья из пяти человек ютилась в тесной квартирке в бедном квартале, пользовавшемся в Гамбурге дурной славой из-за обилия злачных мест. Но у ребёнка рано обнаружилась непреодолимая тяга к музыке. С семи лет он начинает учиться игре на фортепьяно, а с десяти занимается у самого Эдуарда Марксена – лучшего музыкального педагога в Гамбурге. Слава маленького пианиста распространяется среди владельцев увеселительных заведений и трактиров, ему приходится часто играть на танцах в душных прокуренных кабаках.

В апреле 1853 года молодой Брамс, покинув отчий дом, отправляется в путешествие по Германии. В Ганновере он знакомится с Йозефом Иоахимом – знаменитым скрипачом, королевским капельмейстером. Именно Иоахим настоятельно посоветовал Иоганнесу посетить Шумана в Дюссельдорфе и дал ему рекомендательное письмо.

Последние годы

Под конец своей жизни Брамс становился все более нелюдимым и замкнутым. Он отвернулся от многих друзей и знакомых, став практически затворником в собственной квартире. Перед смертью композитор практически не писал, мало появлялся на людях и даже перестал исполнять свои композиции.

Умер великий музыкант рано утром третьего апреля 1897 года.

Его творчество до сих пор считается лучшим образцом музыкального романтизма девятнадцатого века. Произведения Брамса по-прежнему популярны и исполняемы в современном обществе, как и в былые времена.

Брамс
(Brahms) Иоганнес (1833-1897) немецкий композитор, пианист, дирижёр. Родился в семье музыканта-контрабасиста. Обучался музыке у отца, затем у Э. Марксена. Испытывая нужду, работал тапёром, давал частные уроки. Одновременно интенсивно сочинял, но большинство ранних сочинений позже уничтожил. В возрасте 20 лет совместно с венгерским скрипачом Э. Ременьи совершил концертную поездку, во время которой познакомился с Ф. Листом, И. Иоахимом и Р. Шуманом, который в 1853 на страницах журнала «NZfM» приветствовал талант композитора. В 1862 переехал в Вену, где успешно выступал как пианист, позднее и как хоровой дирижёр в Певческой капелле и Обществе друзей музыки. В середине 70-х гг. Брамс целиком посвящает себя творческой деятельности, выступает с исполнением своей музыки как дирижёр и пианист, много путешествует.

Творчество Брамса

В обстановке борьбы сторонников Ф. Листа и Р. Вагнера (веймарская школа) и последователей Ф. Мендельсона и Р. Шумана (лейпцигская школа), не примкнув к какому-либо из этих направлений, Брамс глубоко и последовательно развивал классические традиции, которые обогатил романтическим содержанием. Музыка Брамса воспевает свободу личности, нравственную стойкость, мужество, проникнута порывистостью, мятежностью, трепетным лиризмом. Импровизационный склад сочетается в ней со строгой логикой развития.

Музыкальное наследие композитора обширно и охватывает многие жанры (за исключением оперы). 4 симфонии Брамса, из которых особенно выделяется последняя, — одно из высших достижений симфонизма 2-й половины 19 в. Вслед за Л. Бетховеном и Ф. Шубертом Брамс понимал композицию симфонии как инструментальную драму, части которой объединены определенной поэтической идеей. По художественной значимости к симфониям Брамса примыкают его инструментальные концерты, трактованные как симфонии с солирующими инструментами. Скрипичный концерт Брамса (1878) принадлежит к числу наиболее популярных произведений этого жанра. Большой известностью пользуется также 2-й фортепьянный концерт (1881). Из вокально-оркестровых сочинений Брамса наиболее значителен «Немецкий реквием» (1868) с его размахом и проникновенной лирикой. Разнообразна вокальная музыка Брамса, видное место в которой занимают обработки народных песен. Произведения камерно-инструментального жанра относятся преимущественно к раннему (1-е фортепьянное трио, фортепьянный квинтет и др.) и к позднему периодам жизни Брамса, когда возникли лучшие из этих произведений, для которых характерны усиление героико-эпических черт и одновременно субъективно-лирическая направленность (2-е и 3-е фортепьянное трио, сонаты для скрипки и для виолончели с фортепьяно и др.). Фортепьянные произведения Брамса отличаются контрапунктически развитой фактурой, тонкой мотивной разработкой. Начав с сонат, Брамс в дальнейшем писал для фортепьяно главным образом миниатюры. В фортепьянных вальсах и «Венгерских танцах» выразилось увлечение Брамсом венгерским фольклором. В последний период творчества Брамс создал фортепьянные произведения камерного плана (интермеццо, каприччио).

Примечания

  1. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 марта 2008.
  2. Брамс, Иоганн // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. «Иоганесс Брамс» // Сто великих композиторов. М.: Вече, Автор-составитель Д. К. Самин
  4. Max Kalbeck, Johannes Brahms, 2nd-4th ed., 4 vols. (Berlin, 1912-21; Tutzing, 1976), vol. 1, 35,196,255.
  5. Walter Frisch, Kevin C. Karnes. Brahms and his World. Princeton University Press, 2009. ISBN 1400833620 p.53-54
  6. Kottick, Edward L. and George Lucktenberg p.15
  7. “Ich habe einen schönen Flügel von Streicher. Er hat mir eben neue Erningenschaften dadurch inittheilen wollen(…)” August, 1887. Litzmann, Clara Schumann, ein Kunstlerleben, vol. 3, 493-94
  8. Kalbeck, Brahms, vol. 2, 409. Otto Biba, Johannes Brahms in Wien (Vienna, 1983)
  9. August, 1887. Litzmann, Berthold, 1906. Clara Schumann, ein Künstlerleben. Leipzig: Breitkopf & Härtel, vol 3, pp.493–94.
  10. Дом располагался на ближайшей к зданию музея улице Шпекштрассе
  11. , с. 475—476.
  12. Никитин Б.С. . www.rulit.me. Дата обращения: 26 августа 2017.
  13. «Брамс и идея камерной музыки», 1990

Johannes Brahms: his work

Johannes Brahms held distinguished musical posts in Vienna, (at the Singakademie then the Gesellschaft der Musikfreune) and his symphonies, concertos and sonatas exemplifying radiant classicism and vigour compelled recognition. They were brilliantly conceived and firmly rooted in the music of Haydn and Beethoven. If Franz Liszt was to innovate the symphonic poem and Richard Wagner revolutionise the musical drama, Brahms dreamed of pure music detached from pretext or picturesque description.

From hieratic fervour to melancholic nostalgia, Johannes Brahms often wrote anxious works with perfectly mastered musical language. A German Requiem, the Four Serious Songs, (Vier ernste Lieder), or Hungarian Dances are perfect protean examples of a composer inspired by both sacred grandeur and light-hearted folklore. His last, crepuscular works for piano (opus 116 to 119), the “lullabies of his pains”, are short poetic pages at the edge of silence. In his article, “Progressive Brahms”, Arnold Schoenberg did not fail to note the modernity of a composer too often judged as classical or conventional.

Другие известные произведения

Ниже приводятся другие талантливые сочинения композитора Иоганнеса Брамса.

Фортепиано
. Для исполнения на этом музыкальном инструменте немецкий композитор создал такие волнующие, прекрасные произведения, как три интермеццо, две рапсодии, три сонаты, «Вариации на тему Р. Шумана», всевозможные вальсы и другие.

Сочинения для органа
. К данным композициям следует отнести «Одиннадцать а также две прелюдии и многочисленные фуги.

Для оркестра
. Среди сочинений для оркестрового исполнения Брамс написал четыре симфонии, две серенады, «Вариации на тему Й. Гайдна», «Академическую увертюру», «Трагическую увертюру» и др.

Вокальные
сочинения. Для сольного или хорового исполнения немецким музыкантом были сотворены такие композиции: «Триумфальная песня», «Немецкий реквием», «Кантата Ринальдо», «Песнь парок», «Песни Марии», а также множество обработок народных песен, семь мотетов, около двухсот романсов и так далее.

Единственное, что не написал Брамс, — это оперу.

Кратко о личной жизни

Невзирая на признание в творчестве и свою известность, Иоганнес так и не смог отыскать счастья в личной жизни и, с учетом архивных данных, отраженных в Википедии, у него никогда не было ни жены, ни детей. Брамс чувствовал непонятную страсть к Кларе Шуман, однако даже после трагической гибели ее мужа, талантливого композитора и скрипача, был с ней в теплых отношениях и держался открыто проявлять свои чувства.

В 1859 г. желание семейной жизни заставило музыканта повенчаться с юной Агатой Зибольт, она обладала изяществом аристократки и проникновенным голосом, который ласкал слух. Однако обида Клары и сплетни, появившиеся вокруг этого брака, привели к распаду союза, что оставило след в произведении в Струнном секстете соль минор.

После этого Иоганнес замкнулся в себе, он выражал эмоции лишь в своих музыкальных сочинениях, и только позволил себе небольшую, ничего не значившую связь с певицей Аличе Барби и дружбу с его почитательницей Элизабет фон Герцогенберг.

В 1896 г. у Иоганнеса диагностировали желтуху, вызвавшую опухоль в печени, через время полностью поразившую организм. Но уже слабый музыкант продолжает сочинять произведения и появляется на публике, руководя оркестром. Последний концерт, который состоялся весной в 1897 г., вызвал множество оваций, и Брамсу много раз пришлось выйти на сцену, чтобы поблагодарить слушателей за такой прием.

Через несколько недель состояние стало хуже, и Иоганнесу пришлось отказаться от похода на премьеру оперетты Штрауса «Богиня разума». Последние дни он провел в своем доме в Вене, прикованным к кровати. В результате рак печени забрал последние силы Брамса и был причиной его кончины 3 апреля 1897 г. Его похоронили на австрийском кладбище и установили памятник по проекту Виктора Орта.

По масштабности творческой биографии Иоганнеса нередко сравнивают с двумя «знаменитыми Б.»: Бетховеном и Бахом. Если даже такое сравнение немного утрировано, оно вполне оправдано в плане того, что творчество этого композитора знаменует собой синтез и кульминацию огромной эпохи в музыкальной истории.

http://obrazovaka.ru/brams-iogannes.htmlhttp://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/iogannes-bramshttp://1001student.ru/biografii/iogannesa-bramsa.html

голоса

Рейтинг статьи

Полезные связи

В краткой биографии Брамса большое значение сыграли полезные знакомства, для которых не стал помехой замкнутый и нелюдимый характер Иоганнеса.

Во время концертной поездки в 1853 году судьба свела Брамса с известным венгерским скрипачом Йозефом Иоахимом, сыгравшем ключевую роль в творческой жизни молодого музыканта.

Иоахим, пораженный талантом нового знакомого, дал ему рекомендательное письмо Листу, который также оказался под впечатлением от сочинений начинающего композитора.

Также по рекомендации Иоахима Брамс познакомился Шуманом, которого всегда боготворил. Пораженный творчеством Брамса, Шуман начал активно популяризировать его в высших музыкальных кругах, каждый раз лестно отзываясь о молодом даровании.

Личная жизнь композитора

В четырнадцатилетнем возрасте на одном из гамбургских курортов сердце одаренного исполнителя впервые забилось быстрее при виде юной Лизхен — своей случайной ученицы.

Далее последовало знакомство с легендарной и необыкновенной личностью — Кларой Шуман, которая была старше Иоганнеса на тринадцать лет. Несмотря на разницу в возрасте и замужество женщины (ее муж был хорошим другом и благодетелем Брамса), влюбленные нежно переписывались и даже тайно встречались на одной из арендованных квартир.

Для Клары было написано множество произведений композитора, в том числе его Четвертая симфония. Однако их связь, даже после смерти Роберта, так и не окончилась браком.

Последующими избранницами композитора были певица Агата фон Зибольд, баронесса Элизабет фон Штокхаузен и певица Гермина Шпитц. Однако эти отношения также окончились ничем.

Как позднее признался сам Иоганнес, его сердце было отдано лишь одной Госпоже — несравненной Музыке.

Список сочинений

Фортепианное творчество

  • Пьесы, Op. 76, 118, 119
  • Три интермеццо, Op. 117
  • Три сонаты, Op. 1, 2, 5
  • Скерцо ми-бемоль минор, Op. 4
  • Две рапсодии, Op. 79
  • Вариации на тему Р. Шумана, Op. 9
  • Вариации и фуга на тему Г. Ф. Генделя, Op. 24
  • Вариации на тему Паганини, Op. 35 (1863)
  • Вариации на тему венгерской песни, Op. 21
  • 4 баллады, Op. 10
  • Пьесы (фантазии), Op. 116
  • Песни любви — вальсы, новые песни любви — вальсы, четыре тетради Венгерских танцев для фортепиано в четыре руки

Камерные сочинения

  • 1. Три сонаты для скрипки и фортепиано
  • 2. Две сонаты для виолончели и фортепиано
  • 3. Две сонаты для кларнета (альта) и фортепиано
  • 4. Три фортепианных трио
  • 5. Трио для фортепиано, скрипки и валторны
  • 6. Трио для фортепиано, кларнета (альта) и виолончели
  • 7. Три фортепианных квартета
  • 8. Три струнных квартета
  • 9. Два струнных квинтета
  • 10. Фортепианный квинтет
  • 11. Квинтет для кларнета и струнных
  • 12. Два струнных секстета

Для оркестра

  • 1. Четыре симфонии (№ 1 c-moll op. 68; № 2 D-dur op. 73; № 3 F-dur op. 90; № 4 e-moll op. 98).
  • 2. Две серенады
  • 3. Вариации на тему Й. Гайдна
  • 4. Академическая и Трагическая увертюры
  • 5. Три Венгерских танца (авторская оркестровка танцев № 1, 3 и 10; оркестровка прочих танцев осуществлена другими авторами, в том числе Антонином Дворжаком, Гансом Галем, Павлом Юоном и др.)

Сочинения для хора. Камерная вокальная лирика

  • Немецкий реквием
  • Песнь судьбы, Триумфальная песнь
  • Романсы и песни для голоса с фортепиано (всего около 200, в том числе «Четыре строгих напева»)
  • Вокальные ансамбли для голоса с фортепиано — 60 вокальных квартетов, 20 дуэтов
  • Кантата «Ринальдо» для тенора, хора и оркестра (на текст И. В. Гёте)
  • Кантата «Песнь парок» для хора и оркестра (на текст Гёте)
  • Рапсодия для альта, хора и оркестра (на текст Гёте)
  • Около 60 смешанных хоров
  • Марианские песни (Marienlieder), для хора
  • Мотеты для хора (на библейские тексты в немецких переводах; всего 7)
  • Каноны для хора
  • Обработки народных песен (в том числе 49 немецких народных песен, всего свыше 100)

«Колыбельная»

Также одно из самых распространенных сочинений немецкого музыканта, являющееся частью его симфонии, написанной в 1868 году. Интересно, что в первом варианте “Колыбельная” Брамса не предполагала словесного сопровождения.

Однако позднее, когда композитор познакомился с некой Бертой Фабер, желающей петь своему новорожденному первенцу ранее не исполняемую композицию, Иоганнес собственноручно написал рифмованное сочинение на музыку своей «Колыбельной». Брамс назвал эту незамысловатую, но прекрасную в своей простоте песню «Доброго вечера, доброй ночи».

С тех пор данная композиция обрела всемирную популярность. Ее исполняют известные певцы и артисты как отечественной, так и зарубежной эстрады. И хотя вариации текста могут несколько отличаться от оригинала, все же они ярко и однозначно передают экспрессивный и нежный талант немецкого композитора.

Становление творчества

В возрасте четырнадцати лет Иоганнес Брамс впервые дал свой сольный оркестр как пианист. Его талантливая игра и четкое исполнение сложных композиций очаровывали слух и завораживали воображение.

Однако, приблизительно в это время, музыкант стал понимать, что не может ограничиваться лишь блестящим исполнением чужих композиций. Он захотел сам писать музыку, чтобы передавать свои внутренние эмоции и ощущения, чтобы заставлять публику плакать и переживать, замирая в ожидании продолжения.

Юноша оказался прав в своем желании творить. Очень скоро музыка Брамса станет популярной и знаменитой, ею будут восхищаться и ее будут ругать, она будет заставлять слушателей аплодировать в экстазе и свистеть в недоумении — она никого не оставит равнодушным.

На становление творчества Брамса как огромное влияние оказали полезные знакомства, которые произошли в жизни молодого человека в 1853 году. За несколько месяцев до этой даты Иоганнес написал свое первое произведение — сонату. Чуть позже были написаны (и изданы в 1854 году) скерцо для фортепиано, а также фортепианные песни и небольшие пьесы.

О Брамсе

Иоганнес Брамс считается одним из лучших композиторов второй половины 19 века. Его биография довольно насыщена разнообразными фактами, поэтому попробуем составить только легкий эскиз его биографического портрета, наметив основные штрихи, которые позволят составить более-менее точно понимание об этом гениальном музыканте.

Вырос Иоганнес Брамс в довольно бедной, хотя и музыкальной семье. Его отец Якоб на протяжении длительного времени работал пивным скрипачом, то есть выступал в кабаках в небольшой группе музыкантов, которая исполняла простые и понятные народу песни. Потом Якоб перебрался в оркестр, но имел голубятню и большинство денег тратил туда, поэтому четырем детям из которых Иоганнес был старшим, практически ничего не оставалось.

Брамс с 6 лет проявлял музыкальные способности, но его талант имел множество препятствий в частности в лице Якова Брамса, который специально устроил своего юного отпрыска работать в портовые кабаки. Этот факт не стал существенным препятствием, юный музыкант легко наигрывал простые мелодии, а сам читал за работой и совершенствовал собственное мастерство в более изящной музыке.

Во многом карьера Брамса, в частности расцвет этой карьеры связаны с композитором Шуманом. Сначала Брамс отсылал ему ноты в отель, когда тот приезжал в его город, но почтенный композитор вернул посылку нераспечатанной. После этого Брамс все-таки приехал к Шуману в Дюссельдорф и исполнил собственные произведения, чем полностью покорил того и Шуман написал про Брамса хвалительную статью, где называл намного лучшим чем Лист и Вагнер, которые, к слову, в дальнейшем в связи с этим состояли в конфронтации с Иоганнесом.

Хотя Брамса превозносили многие критики и музыканты его времени, он всячески чурался похвалы, особенно открытой. Он старался не преувеличивать собственные таланты и называл великими других известных композиторов, но только не себя, хотя его называли равным Баху и Бетховену.

Одним из наиболее известных его произведений стала, как ни странно, колыбельная, созданная в 1868 году на мотив народной песенки.

С семьей Шумана Брамс был связан довольно тесно. После того как Роберт Шуман начал болеть Брамс поселился в его доме, помогал супруге Кларе, в которую влюбился, хотя и не раскрывал своих чувств. В 1896 году Клара оставила этот мир, после чего всего спустя год скончался и сам Брамс, которого данное событие выбило из колеи, он начал болеть, но продолжал работать и всего за несколько недель до собственной гибели в 1897 году срывал овации на концерте в Венской филармонии, где исполнялась четвертая симфония.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: