Странствующее музыкальное детство Вебера
Карл Мария Фридрих фон Вебер родился в небольшом городе Эйтине в Голштинии, на севере Германии, 18 декабря 1786 года в семье страстного любителя музыки, антрепренера странствующих драматических трупп Франца Антона Вебера.
Детские годы будущего композитора были тесно связаны с обстановкой и атмосферой кочующего провинциального немецкого театра, что в дальнейшем определило, с одной стороны, интерес композитора к музыкально-драматическим жанрам, а с другой — профессиональное знание законов сцены и тонкое ощущение специфики музыкально-драматического искусства.
В детстве Вебер проявлял равный интерес и к музыке и к живописи
Первое знакомство Вебера с музыкой осуществлялось под руководством отца и старшего брата Эдмунда. В раннем детстве будущий композитор проявлял равный интерес и к музыке, и к живописи. Несмотря на трудности, возникавшие в связи с частыми переездами семьи из одного города в другой, Франц Антон Вебер стремился дать сыну профессиональное музыкальное образование.
В 1796 году в Хильдбургхаузене Карл Мария брал уроки игры на фортепиано у И. П. Гейшкеля, в 1797 и в 1801 году в Зальцбурге изучал основы контрапункта под руководством Михаила Гайдна, в 1798—1800 годы в Мюнхене занимался композицией с придворным органистом И. Н. Кальхером и пением у И. Е. Валези (Валлисхаузера).
В 1798 году под руководством Михаила Гайдна Вебер написал шесть фугетт для клавира — первый самостоятельный опус композитора. Вслед за этим последовал большой ряд новых сочинений в разных жанрах:
- шесть вариаций на оригинальную тему
- двенадцать аллеманд и шесть экосезов для клавира
- большая юношеская месса Es-dur
- несколько песен для голоса с фортепиано
- шуточные каноны для трех голосов
- опера «Сила любви и вина» (1798)
- незавершенная опера «Немая лесная девушка» (1800)
- зингшпиль «Петер Шмолль и его соседи» (1801), получивший одобрение Михаила Гайдна
Большой сдвиг в творческом развитии композитора наступил в 1803 году, когда после скитаний по многим городам Германии Вебер приехал в Вену, где встретился с известным музыкальным педагогом аббатом Фоглером. Последний, заметив пробелы в музыкально-теоретическом образовании Вебера, потребовал от юноши большого кропотливого труда. В 1804 году, по рекомендации Фоглера, семнадцатилетний Вебер получил место директора музыки (капельмейстера) в бреславльском оперном театре. С этого момента наступил новый период (1804—1816) в жизни и творчестве композитора.
Строение оперы и ее музыкальные особенности
«Вольный стрелок» начинается с увертюры, в которой преобладают плавные мелодии валторн. Перед зрителем рисуется таинственная романтическая картина леса, слышится поэзия древних охотничьих сказаний. В основной части увертюры описывается борьба противоположностей. Заканчивается вступление торжественно-величественной кодой.
Действие первого акта разворачивается на фоне массовых жизнерадостных сцен. Мы видим картины крестьянских праздников, прекрасно воссозданные благодаря хоровой интродукции, народным музыкальным мотивам. Мелодия звучит так, как будто ее действительно играют деревенские музыканты, а деревенский незатейливый вальс отличается простотой и наивностью.
С праздником резко контрастирует ария егеря Макса, которая полна тревоги и смятения. А в застольной песне второго егеря Каспара отчетливо слышится острый ритм, побуждающий к стремительным действиям.
Второй акт разделяется на две картины, контрастирующие друг с другом. В первой части мы слышим сначала беспечную ариетту Анхель, которая служит для оттенения душевной чистоты и глубины чувств ее подруги Агаты. Картина наполнена чередованием песенных мелодий и выразительных речитативов, которые помогают глубже понять девичьи переживания. Заключительная часть наполнена радостью, светом и блеском.
Однако уже во второй картине начинает возрастать драматическое напряжение. И основная роль здесь отдана оркестру. Аккорды звучат необычно, глухо и мрачно, наводя ужас, а партия скрытого от зрителей хора усиливает таинственность. Веберу удалось добиться потрясающе правдоподобного музыкального изображения разгула нечисти и демонических сил.
Третий акт также разделен на две картины. Первая погружает зрителя в спокойно-идиллическую атмосферу. Партия Агаты пронизана поэтичной светлой тоской, а хор подружек окрашен в мягкие тона, в которых чувствуются национальные мотивы.
Вторая часть открывается хором охотников, сопровождающимся звуком охотничьих рожков. В этом хоре слышны народные немецкие напевы, которые позднее получили мировую популярность.
Заканчивается опера развернутой ансамблевой сценой с хором, сопровождающейся радостной мелодией, лейтмотивом проходящей через все произведение.
Творческий путь
Немецкий
композитор, дирижер, превосходный пианист. Он так же был музыкальным критиком.
Написал критические статьи: “Музыкальные и драматические заметки”,
автобиографический роман (незавершенный) “Жизнь музыканта”, рецензии. Значение
творчества Вебера в западноевропейской музыке – основоположник национальной
немецкой оперы (романтической). Несмотря на оперы Моцарта (зингшпили) и
“Фиделио” Бетховена, в Германии, по сути, не было национальной оперной школы,
господствовала итальянская опера. Вебер выступал против нее в рецензиях. Первую
немецкую романтическую оперу написал Гофман – “Ундина”.
Основные
произведения: 10 опер, музыка к спектаклям “Турандот” и “Проциоза”, 2 симфонии,
увертюры, 2 фортепианных концерта, “Концертштюк” для фортепиано с оркестром,
концерты для кларнета, фагота, валторны, камерные ансамбли, 4 сонаты для
фортепиано, “Приглашение к танцу”, вариации, романсы, пьесы, песни, хоровые сочинения.
Творчество Джоаккино Россини
«Итальянский Моцарт» создал 32 камерных произведения, 14 альбомов вокальных и инструментальных пьес, в отношении духовной музыки наибольшую популярность обрела «Маленькая торжественная месса» и «Stabat Mater». Однако известность и признание настигли композитора в качестве автора опер.
Джоаккино Россини написал 39 опер, 27 из них — были созданы в плодотворный период с 1812 по 1819 гг. Лёгкость, преобладание песенных мотивов характеризуют произведения, созданные в комическом жанре. Музыкальное оформление образов, продуманная структура, динамичность в отражении действий описывают оперы драматической и героической направленности относительно сюжета. Личный подход автора к творчеству очевидно был тесно связан с изменчивым нравом публики. Россини чувствовал, что вынужден откликаться на негласные предпочтения слушателей, которые уже к середине XIX столетия стали заметно более лояльно относиться к либретто в стиле романтизма, столь любимая итальянцем классика постепенно отходила на второстепенный план.
Отличительной чертой творчества Россини, помимо феноменальной скорости работы, является тенденция заимствования. Автор часто переносил мелодии из увертюр и других частей оперы из одного произведения в другое, виртуозно вписывая их в общий контекст так, что они оставались узнаваемыми, но обретали совершенно оригинальное «прочтение». Отрывки из увертюры к опере «Пробный камень» оказались в опере «Танкред», а вступление к «Аврелиан в Пальмире» имеет завершение, сходе с финальной частью увертюры «Севильского цирюльника». Россини объяснял подобное обстоятельство тем, что повторным использованием старался спасти лучшие фрагменты, изначально оказавшиеся вписанными в неудачные, по его мнению, партитуры.
Россини называют мастером увертюр. Он создавал уникальные музыкальные шедевры по чёткой, всегда «работающей», формуле: медленное начало, простые запоминающиеся мотивы, возрастание динамики, превращающееся в яркую кульминацию через выразительное крещендо. В этом отношении отказ от строгого следования сонатной структуре в пользу свободы применения средств выразительности складывалось в беспроигрышную стратегию, описывающую своеобразный почерк маэстро.
Россини неустанно расширял границы собственного таланта, не желая оставаться заложником одного жанра. Его главным соперником было время: оно неумолимо неслось вперёд, порождая новые веяния и таланты, которые им соответствовали. Тяжело воспринимая прогресс, Россини не мог примирить свой гений с динамично развивающимся изменчивым миром. Затворничество стало его «раковиной», а сам он превратился в жемчужину, редкую, уникальную, ослепляющую не меркнущим с годами блеском.
«Вольный стрелок»
История, рассказанная в этой опере, восходит к фольклорной истории о том, как человек продал дьяволу свою душу за волшебную пыль, которая помогла ему одержать победу в соревновании стрелков. А наградой стала женитьба на прекрасной даме, в которую и был влюблен герой. Впервые в опере было воплощено то, что близко и знакомо сердцу немца. Вебер изобразил простую деревенскую жизнь с сентиментальной наивностью и грубым юмором. Завораживал и лес, скрывающий под нежной улыбкой потусторонний ужас, и герои, начиная от деревенских девушек и развеселых охотников, заканчивая доблестными и справедливыми князьями.
Этот причудливый сюжет слился с прекрасной музыкой, и все это стало зеркалом, отражающим каждого немца. В этом произведении Вебер не только освободил немецкую оперу от итальянского и французского влияния, но и сумел заложить основы ведущей оперной формы всего 19 века.
Премьера состоялась 18 июня 1821 года и имела головокружительный успех у зрителей, а Вебер стал настоящим национальным героем.
Позднее опера была признана величайшим творением национального немецкого романтического театра. Композитор, взяв за основу жанр зингшпиля, использовал широкие музыкально формы, которые позволили насытить произведение драматизмом и психологизмом. Большое место в опере занимают развернутые музыкальные портреты героев и бытовые сцены, связанные с народной немецкой песенностью. Очень ярко были выражены музыкальные пейзажи и фантастические эпизоды благодаря богатству оркестра, созданного Вебером.
Другие произведения
Вебер оставил после себя богатое творческое наследие, перечислить которое в полном объеме практически невозможно. Но давайте отметим самые значимые его произведения:
- 9 опер, включая «Три Пинто», «Рюбецаль», «Сильвана», «Эврианта».
- Музыкальное сопровождение к семи драматическим пьесам.
- Сольные и хоровые вокальные произведения включают 5 месс, более 90 песен, более 30 ансамблей, 9 кантат, около 10 обработок народных песен.
- Фортепианные сочинения: 4 сонаты, 5 пьес, 40 дуэтов и танцев, 8 вариационных циклов.
- Около 16 концертов для фортепиано, кларнета, валторны и фагота.
- 10 произведений для оркестра и 12 для камерного ансамбля.
Творчество Никколо Паганини
Некоторые из музыкантов, современников Никколо Паганини, не хотели верить, что в технике игры на скрипке он превзошел всех виртуозов своего времени, и считали его славу раздутой. Однако послушав его игру, им пришлось смириться с этой мыслью.
Скрипичные произведения Паганини — одни из труднейших для исполнения. Далеко не каждый виртуоз в состоянии точно следовать указаниям автора. Сам же он без видимых усилий извлекал из скрипки невероятные трели, исполнял сложнейшие вариации на одной струне. Он играл так, что слушателям казалось, будто где-то спрятана вторая скрипка, играющая одновременно с первой. Другого Паганини человечество до сих пор не получило.
Игра Паганини раскрывала столь широкие возможности скрипки, что современники подозревали, будто он владеет некой скрытой от других тайной; некоторые даже считали, что скрипач продал душу дьяволу. Все скрипичное искусство последующих эпох развивалось под влиянием стиля Паганини – его приемов употребления флажолетов, пиццикато, двойных нот и разных аккомпанирующих фигураций. Его собственные сочинения изобилуют очень трудными пассажами, по которым можно судить о богатстве технических приемов Паганини. Некоторые из этих композиций представляют лишь исторический интерес, но другие – например, Первый концерт ре мажор, Второй концерт си минор и 24 каприса – занимают почетное место в репертуаре современных исполнителей.
В Италии, в муниципалитете Генуи хранится скрипка гениального Паганини, которую он завещал своему родному городу. На ней раз в год, по установленной традиции, играют самые известные скрипачи мира.
Скрипка помещена в специальную витрину при температуре 20 градусов и влажности около 50 процентов. В другие города скрипку вывозят крайне редко, место хранения во время гастролей держат в строжайшем секрете, а рядом постоянно находится вооруженная охрана. Считается, что играть на этой скрипке можно не более часа, чтобы дерево не разрушалось от перемены влажности и температуры.
С 1954 года в Генуе ежегодно проводится Международный конкурс скрипачей имени Паганини.
Интересные факты о маэстро Carl Maria von Weber
- Фортепиано – первый музыкальный инструмент, который покорился Веберу.
- Он не только славился, как гениальный композитор, дирижёр и музыкант. Он прославился, как талантливый художник и писатель. Поговаривают, за чтобы не брался Карл – у него всё получалось в лучшем виде.
- Когда он имел уже какой-то вес в обществе, то занял место критика. Он писал детальные рецензии на яркие музыкальные произведения того времени. Он не скупился на критику по отношению к своим конкурентам. В частности он ненавидел Россини, откровенно называя его неудачником.
- Музыка Карла повлияла на становление музыкальных предпочтений Листа и Берлиоза.
- Его творчество имело огромное влияние для развития, как вокальной, так и инструментальной музыки.
- Поговаривают, что он был жутким эгоистом. Карл говорил, что он – чистой воды гений.
- Практически все творения Карла были пропитаны национальными традициями родной страны.
Ссылки
- Произведения Вебера на сайте Classical Connect Бесплатная библиотека классической музыки на Classical Connect
- Краткое содержание (синопсис) оперы «Вольный стрелок» на сайте «100 опер»
- Карл Мария Вебер: ноты произведений на International Music Score Library Project
Категории:
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Ойтине
- Умершие в Лондоне
- Композиторы Германии
- Оперные композиторы
- Романтические композиторы
- Композиторы по алфавиту
- Родившиеся в 1786 году
- Умершие в 1826 году
- Умершие от туберкулёза
- Основоположники национального оперного искусства
- Музыканты по алфавиту
Wikimedia Foundation
.
2010
.
Смотреть что такое «Вебер, Карл Мария фон» в других словарях:
— (Weber, Carl Maria von) КАРЛ МАРИЯ ФОН ВЕБЕР (1786 1826), основоположник немецкой романтической оперы. Карл Мария Фридрих Эрнст фон Вебер родился в Ойтине (Ольденбург, ныне земля Шлезвиг Гольштейн), 18 или 19 ноября 1786. Его отец, барон Франц… … Энциклопедия Кольера
— (Weber) (1786 1826), немецкий композитор и дирижёр, музыкальный критик. Основоположник немецкой романтической оперы. 10 опер («Вольный стрелок», 1821; «Эврианта», 1823; «Оберон», 1826), виртуозные концертные пьесы для фортепиано. («Приглашение к… … Энциклопедический словарь
Вебер (Weber) Карл Мария фон (18 или 19.11.1786, Эйтин, ‒ 5.6.1826, Лондон), немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель. Создатель немецкой романтической оперы. Родился в семье музыканта и театрального антрепренёра. Детство и… … Большая советская энциклопедия
Карл Мария Фридрих Эрнст фон Вебер родился 18 ноября 1786 года в Эутине. Отец мечтал о музыкальной карьере сына и всячески способствовал занятиям музыкой. Семья много переезжала, но в каждом новом городе для Карла всегда находили учителей. Первое произведение он написал в Зальцбурге под руководством Михаэля Гайдна, оно было опубликовано и получило положительные отзывы в прессе. В 1798 году умерла мать Вебера. Семья снова переезжает, на этот раз в Мюнхен. Здесь Карл написал первую оперу «Сила любви и вина». Через два года во Фрайбурге состоялась премьера оперы «Лесная девушка». Отец пытался отдать сына в ученики к Йозефу Гайдну, но тот отказался.
Благодаря успехам в дирижировании в 1804 году Вебер возглавляет театральный оркестр в городе Бреслау. Под его руководством оркестр претерпевает некоторую реформацию: Карл по-новому рассаживает оркестрантов, назначает отдельные репетиции ансамблей для разучивания новых партий, вмешивается в постановки, а также вводит генеральные репетиции. Эти изменения были приняты музыкантами и публикой неоднозначно. Вскоре после несчастного случая, когда Вебер отравился кислотой, противники его реформы вернули всё на прежние места.
16 сентября 1810 года во Франкфурте с успехом прошла премьера его оперы «Сильвана». Воодушевленный, он пишет «Абу Гасан», а спустя полгода отправляется в концертное турне. В апреле 1812 года, находясь в Берлине, Вебер узнает о смерти отца. Здесь он пишет клавирную музыку и занимается переработкой «Сильваны». В следующем году, во время визита в Прагу, ему предлагают возглавить городской театр. Без долгих колебаний он соглашается, для него это была отличная возможность реализовать свои идеи и рассчитаться с долгами. 19 ноября 1816 года Вебер объявляет о своей помолвке с Каролиной Брандт. Вдохновленный этим событием он пишет две фортепианные сонаты, концерт для кларнета и фортепиано, а также несколько песен.
В 1817 году Вебер был приглашен на пост музыкального директора дрезденской немецкой оперы. 4 ноября он женился на Каролине Брандт. В Дрездене он пишет свое лучшее произведение – «Вольный стрелок». Однако работа над оперой продолжалась долгий период. Она была омрачена смертью маленькой дочери композитора и болезнью жены. К тому же у Вебера было много заказов, с которыми он едва справлялся. Премьера «Вольного стрелка» состоялась 18 июня 1821 года в Берлине. Вебера ждал успех. Бетховен, восхищенный музыкой, сказал, что Вебер отныне должен писать только оперы.
В это время прогрессирует болезнь легких композитора. В 1823 году он заканчивает оперу «Эврианта», которая тоже весьма успешно была принята зрителем, а затем, во время упорной борьбы со своим недугом, пишет «Оберон». Премьера прошла в Лондоне с небывалым успехом. В истории столичной сцены такое было впервые – композитора попросили на сцену.
Создание «Оберона» и последние дни жизни
Сказочная опера «Оберон» была написана в 1926 году, она завершила прекрасный ряд оперных произведений композитора. Вебер писал ее для того, чтобы обеспечить свою семью. Композитор знал, что вскорости умрет, и некому будет больше позаботиться о близких.
«Оберон» по своей форме был совершенно не похож на привычный стиль Вебера. Для композитора, который всегда выступал за слияние оперы с театральным искусством, структура произведения была тяжеловесной. Однако именно для этой оперы Вебер сумел создать самую изысканную музыку. К моменту окончания написания «Оберона» здоровье композитора сильно пошатнулось, и он едва мог ходить, тем не менее Карл Мария не пропустил премьеру. Опера получила признание, в очередной раз критика и зрители превозносили талант Вебера.
К сожалению, жить композитору оставалось недолго. Через несколько дней после премьеры его нашли мертвым. Случилось это 5 июня 1826 года в Лондоне. Именно в этот день Вебер собирался вернуться на родину в Германию.
В Дрездене в 1861 году был воздвигнут памятник Веберу.
Биография
Вебер родился в семье музыканта и театрального антрепренёра, вечно погружённого в различные проекты. Детство и юность прошли в странствиях по городам Германии вместе с небольшой театральной труппой отца, в силу чего нельзя сказать, чтобы он в молодости прошёл систематическую и строгую музыкальную школу. Чуть ли не первым учителем игры на фортепиано, у которого Вебер занимался более или менее продолжительное время, был Гешкель, затем по теории — Михаэль Гайдн, брались уроки и у Г. Фоглера.
Ещё в 1810 году Вебер обратил внимание на сюжет «Фрейшютца» («Вольный стрелок»); но только в этом году он начал писать оперу на этот сюжет, обработанный Иоганном Фридрихом Киндом. «Фрейшютц», поставленный в 1821 г в Берлине под управлением автора, вызвал положительный фурор, и слава Вебера достигла своего апогея
«Наш стрелок попал прямо в цель» — писал Вебер либреттисту Кинду. Бетховен , удивлённый произведением Вебера, говорил, что он не ожидал этого от столь мягкого человека и что Веберу следует писать одну оперу за другой.
До «Фрейшютца» в том же году была поставлена «Прециоза» Вольфа, с музыкой Вебера.
По предложению Венской оперы композитор написал «Эврианту» (в 18 месяцев). Но успех оперы был уже не столь блестящий, как «Фрейшютца». Последним произведением Вебера была опера «Оберон», после постановки которой в Лондоне в 1826 г он вскоре умер.
Памятник К. М. фон Веберу в Дрездене
Вебер по справедливости считается чисто германским композитором, глубоко понимавшим склад национальной музыки и доведший немецкую мелодию до высокого художественного совершенства. Он в течение всей своей деятельности остался верен национальному направлению, и в его операх лежит тот фундамент, на котором Вагнер построил «Тангейзера» и «Лоэнгрина». В особенности в «Эврианте» охватывает слушателя именно та музыкальная атмосфера, которую он ощущает в произведениях Вагнера среднего периода. Вебер является блестящим представителем романтического оперного направления, которое в двадцатых годах XIX столетия было в такой силе и которое в позднейшее время нашло последователя в Вагнере.
Даровитость Вебера бьёт ключом в его трёх последних операх: «Волшебном стрелке», «Эврианте» и «Обероне». Она чрезвычайно разнообразна. Драматические моменты, любовные, тонкие черты музыкального выражения, фантастический элемент — все было доступно широкому дарованию композитора. Самые различные образы очерчены этим музыкальным поэтом с большой чуткостью, редким выражением, с большой мелодичностью. Патриот в душе, он не только разрабатывал народные мелодии, но и создавал свои в чисто народном духе. Изредка его вокальная мелодия в скором темпе страдает некоторой инструментальностью: она как будто написана не для голоса, а для инструмента, которому технические трудности более доступны. Как симфонист, Вебер владел оркестровой палитрой в совершенстве. Его оркестровая живопись полна воображения и отличается своеобразным колоритом. Вебер — по преимуществу композитор оперный; симфонические произведения, писанные им для концертной эстрады, далеко уступают его оперным увертюрам. В области песни и инструментальной камерной музыки, а именно фортепианных сочинений, этот композитор оставил замечательные образцы.
Веберу также принадлежат неоконченная опера «Три Пинто» (1821, завершена Г. Малером в 1888).
Веберу воздвигнут памятник в Дрездене, работы Ритшеля.
Макс Вебер , его сын написал биографию своего знаменитого отца.
Интересные факты
1. небесный знак
В двенадцать лет Вебер сочинил свою первую комическую оперу «Сила любви и вина». Партитура оперы хранилась в шкафу. Вскоре самым непостижимым образом этот шкаф сгорел со всем его содержимым. Причем, кроме шкафа, ничего в комнате не пострадало. Вебер воспринял этот случай как «знак свыше» и решил навсегда отказаться от музыки, посвятив себя литографии.
Однако несмотря на небесное предостережение, страсть к музыке не проходила и в четырнадцать лет Вебер написал новую оперу «Немая лесная девушка». Опера была впервые поставлена в 1800 году. Потом ее довольно часто ставили в Вене, Праге и даже Петербурге. После такого весьма удачного начала музыкальной карьеры Вебер перестал верить в приметы и разные «знаки свыше».
2. завистник № 1
Нелюбовь Вебера к чужой славе была поистине беспредельна. Особенно непримирим он был к Россини: Вебер постоянно рассказывал всем, что Россини совершенно бездарен, что его музыка — всего лишь мода, о которой забудут через пару лет…
— Этот выскочка Россини вообще не заслуживает даже того, чтобы о нем говорили! — сказал как-то Вебер.
— Передайте ему, что меня бы это очень устроило, — отозвался на это Россинни.
3. девиз
Девизом творчества Вебера были знаменитые слова, которые композитор попросил поместить в виде собственного автографа на выпущенной гравюре с его портретом: «Вебер выражает волю Божью, Бетховен — волю Бетховена, а Россини… волю венцев»
4. сам себе сальери
В Бреславле с Вебером случился трагический случай, чуть не стоивший ему жизни. Вебер пригласил друга на ужин, и в ожидании его сел поработать. Замерзнув во время работы, он решил согреться глотком вина, но в полутьме отхлебнул из винной фляги, в которой отец Вебера держал серную кислоту для гравировальных работ. Композитор упал бездыханным. Друг Вебера тем временем запаздывал и пришел лишь с наступлением ночи. Окно композитора светилось, но на стук никто не отвечал. Друг толкнул незапертую дверь и увидел безжизненно лежащее на полу тело Вебера. Рядом валялась разбитая фляга, от которой шел едкий запах. На крики о помощи из соседней комнаты выбежал отец Вебера, вдвоем они отвезли композитора в больницу. К жизни Вебер был возвращен, однако рот и горло были страшно сожжены, а голосовые связки не действовали. Так Вебер потерял свой красивый голос. Всю дальнейшую жизнь он вынужден был говорить шепотом.
Одному из своих друзей он как-то сказал шепотом:
— Говорят, Моцарта погубил Сальери, Я же обошелся без него…
5. к сожаленью, день рожденья только раз в году…
Вебер очень любил животных. Дом его напоминал зоосад: охотничья собака Али, серая кошка Мауне, обезьянка-капуцин Шнуф и мног птиц окружали семейство музыканта
Любимцем был большой индийский ворон -каждое утро он важно говорил композитору: «Добрый вечер».
Однажды жена Каролина сделала ему поистине чудесный подарок. Специально ко дню рождения Вебера были сшиты костюмы для зверей, и наутро забавное шествие отправилось в комнату именинника — поздравлять!.
Али был превращен в слона с длинным хоботом и большими ушами, нопону ему заменяли шелковые носовые платки. За ним шла кошка, переодетая в осла, с парой домашних туфель вместо мешков на спине. Следом ковыляла обезьянка в пышном платье, у нее на голове кокетливо подпрыгивала шляпа с большущим пером…
Вебер по-детски запрыгал от радости, и тут началось нечто невообразимое: он забыл про свои болячки, неудачи и даже про композиторов-конкурентов…Животные и счастливый Вебер носились по стульям и столам, а серьезный ворон бесконечное количество раз сказал всем:
— Добрый вечер!
Жаль, что Россини этого не видел…
6. гадкий ангел
Когда «Волшебный стрелок» был поставлен в Праге, главную женскую партию пела Генриетта Зонтаг — очень маленькая, очаровательная и чрезвычайно робкая певица. Это была девушка ангельской красоты, однако Веберу она не слишком нравилась из-за робости и неуверенности.
— Хорошенькая девочка, но пока довольно тоненькая, — разводил руками композитор.
7. тонкости критики
В парижских газетах время от времени появлялись восторженные похвалы величайшему из величайших маэстро всех времен и народов — Веберу. Причем хвалебные статьи неизвестного автора были написаны со знанием всех тонкостей музыки композитора. И не удивительно, ведь эти дифирамбы Веберу пел… сам Вебер.
8. маэстро и его дети
Вебер был настолько влюблен в себя, что с согласия жены трое из его четверых детей были названы именами отца-композитора: Карл Мария, Мария Каролина и Каролина Мария.
В астрономии
- В честь главной героини оперы Карла Вебера «Эврианта» назван астероид (527) Эврианта, открытый в 1904 году.
- В честь героини оперы Карла Вебера «Оберон» назван астероид (528) Реция, открытый в 1904 году
- В честь героини оперы Карла Вебера «Прециоза» назван астероид (529) Прециоза, открытый в 1904 году.
- В честь героинь оперы Карла Вебера «Абу Гасан» названы астероиды (865) Зубаида и (866) Фатме, открытые в 1917 году.
Все вышеперечисленные астероиды открыты немецким астрономом Максом Вольфом.
В честь самого Карла Вебера назван астероид (4152) Вебер, открытый в 1985 году Эдвардом Боуэллом.
Смерть маэстро Carl Maria von Weber
В 1817 году он занял должность руководителем хоровой капеллы оперного театра в Дрездене. Его боевое настроение несколько сдало позиции, поскольку тогда в опере прогрессировало итальянское настроение. Но, Карл был не намерен сдаваться. Он сделал всё для того, чтобы внедрить в оперу национальные немецкие традиции. Ему удалось собрать новую труппу и с чистого листа начать жизнь в театре Дрездена.
Этот период времени славиться высокой продуктивностью маэстро. Самые гениальные оперы этого времени он пишет именно в Дрездене. Речь идёт о произведениях: «Вольный стрелок», «Трое Пинто», «Эврианта». О Карле заговорили ещё с большим интересом. Неожиданно, он опять оказался в центре внимания.
В 1826 году он презентует работу «Оберон». Позже выясниться, что на написание оперы его вдохновил исключительно расчёт и ничего большего. Композитор понимал, что доживает последние месяцы. Он хотел оставить своей семье хотя бы немного средств, для нормального существования.
Advertisements
1 апреля в лондонском «Ковент-Гардене» состоялась премьера новой оперы Вебера. Карл себя плохо чувствовал, но, несмотря на это, публика заставила выйти его на сцену, чтобы поблагодарить за достойную работу. Его не стало 5 июня 1826 года. Он скончался на территории Лондона.
Сочинения
- «Hinterlassene Schriften», изд. Геллем (Дрезден, 1828);
- «Karl Maria von Weber Ein Lebensbild», Макса Марии фон В. (1864);
- «Webergedenkbuch» Кохута (1887);
- «Reisebriefe von Karl Maria von Weber an seine Gattin» (Лейпциг, 1886);
- «Chronol. thematischer Katalog der Werke von Karl Maria von Weber» (Берлин, 1871).
Концерты для фортепиано и оркестра, op. 11, op. 32; «Concert-stück», op. 79; струнный квартет, струнное трио, шесть сонат для фортепиано и скрипки, ор. 10; большой концертный дуэт для кларнета и ф-но, ор. 48; сонаты ор. 24, 49, 70; полонезы, рондо, вариации для фортепиано, 2 концерта для кларнета с оркестром, Вариации для кларнета и фортепиано, Концертино для кларнета с оркестром; andante и rondo для фагота и оркестра, концерт для фагота, «Aufforderung zum Tanz» («Invitation à la danse») и др.
Фортепианные произведения
Вариации «Шьоне Mинка»(нем. Schöne Minka), op. 40 J. 179 (1815) на тему украинской народной песни «Їхав козак за Дунай»
Оперы
- «Лесная девушка» (нем. Das Waldmädchen), 1800 — сохранились отдельные фрагменты
- «Петер Шмоль и его соседи» (нем. Peter Schmoll und seine Nachbarn), 1802
- «Рюбецаль» (нем. Rübezahl), 1805 — сохранились отдельные фрагменты
- «Сильвана» (нем. Silvana), 1810
- «Абу Гасан» (нем. Abu Hassan), 1811
- «Вольный стрелок» (нем. Der Freischütz), 1821
- «Три Пинто» (нем. Die drei Pintos) — не закончена; завершена Густавом Малером в 1888 году.
- «Эврианта» (нем. Euryanthe), 1823
- «Оберон» (нем. Oberon), 1826
Заключение
Таким образом, две последние оперы – это новый тип итальянской оперы, их можно назвать реформаторскими произведениями. Верди, как и Вагнер, положил в основу их принцип непрерывности развития музыки в соответствии с непрерывностью развития сценического действия, но добился совершенно иного художественного результата. Вагнер исходил из положения, что итальянский музыкальный театр должен быть уничтожен как очаг рутины и безидейного виртуозничанья. Порвав с классической оперной школой, отказавшись от традиционных оперных форм, Вагнер создал уникальный тип «симфонизированной» музыкальной драмы. П.И.Чайковский говорил: «Всё, что нас восхищает в Вагнере, принадлежит, в сущности, к разряду симфонической музыки… Вагнер не заботится о певцах. В этих прекрасных и величественных симфониях они играют роль инструментов, входящих в состав оркестра». Своей оперной деятельностью Вагнер «начертал ту границу, перед которой возможно только отступление» (Н.А.Римский-Корсаков). Верди же никогда не отрекался от национальных оперных традиций В своём творчестве он старался сохранить и бережно обновить их. «Гениальный старец Верди в «Аиде» и «Отелло» открывает для итальянских музыкантов новые пути, нимало не сбиваясь в сторону германизма (ибо совершенно напрасно многие полагают, что Верди идёт по стопам Вагнера)».
- Музыкальные инструменты перед саксофоном
- Форматы передачи и хранения цифровой аудиоинформации (Технические детали)
- Музыкальная культура Франции начала XX века (Авангардные тенденции в творчестве группы «Шести»)
- Акты международных межправительственных организаций как источник в системе международного частного права (функции международных межправительственных организаций)
- Понятие и виды государственной службы (Государственная служба)
- Механизм соотношения международного публичного и международного частного права (Международное)
- Принципы создания холдинговых объединений (понятие и виды холдингов)
- Финансовый рынок России: особенности формирования и развития (Особенности формирования и развития финансового рынка в Российской Федерации)
- Спекуляция и её роль в экономике (Понятие и сущность спекуляции.)
- Композиция кинокадра. Основы композиции (Изобразительно-монтажная композиция фильма и эпизода)
- Особенности зарождения и формирования французского кино (На заре кинематографа)
- Способы доставки телевизионного контента