Клаудио: биография

Клаудио монтеверди основатель. клаудио монтеверди — биография, факты из жизни, фото

Творчество и стиль

Творчество Монтеверди представлено тремя группами произведений: мадригалы, оперы и духовная музыка. Главная особенность композиционной техники Монтеверди — сочетание (нередко в одном произведении) имитационной полифонии, характерной для композиторов позднего Возрождения, и гомофонии, достижения новой эпохи барокко. Новаторство Монтеверди вызвало резкую критику со стороны видного теоретика музыки Джованни Артузи, в полемике с которым Монтеверди (и его брат Джулио Чезаре) обозначили свою приверженность так называемой «второй практике» музыки. Согласно декларации братьев Монтеверди, в музыке второй практики безраздельно господствует поэтический текст, которому подчиняются все элементы музыкальной речи, прежде всего, мелодия, гармония и ритм. Именно текст оправдывает любые нерегулярности последних.

До 40 лет Монтеверди работал преимущественно в жанре мадригала — при жизни были изданы 8 сборников («книг»); девятый, неавторский, сборник издан посмертно. Работа над первой книгой, состоящей из пятиголосных мадригалов (всего 21), заняла около 4 лет. Первые восемь книг мадригалов представляют громадный скачок от полифонии Ренессанса к гомофонии, характерной для музыки барокко. Чаще исполняются пьесы из поздних книг, написанные в стиле «второй практики», среди них чакона «Жалоба нимфы» (Lamento della ninfa, SV 163, из VIII книги).

Среди наиболее популярных сочинений Монтеверди — «Плач Ариадны» (итал. Lamento d’Arianna, инципит: «Lasciatemi morire») из оперы «Ариадна» (1608; музыка утрачена, либретто сохранилось полностью). На протяжении жизни Монтеверди опубликовал три его версии — в виде пятиголосного мадригала в VI книге мадригалов (1614), в виде одноголосной арии с basso continuo (1623) и латинскую контрафактуру последней (инципит: «Iam moriar mi fili») — в сборнике духовной музыки Selva morale (1640), под названием «Плач Мадонны» (итал. Lamento della Madonna).

Среди других популярных сочинений — мадригал (с чертами чаконы) «Zefiro torna» для 2 теноров и b.c., SV 251 (на текст О. Ринуччини), из сборника «Scherzi musicali» II.

Венецианский период.

Эта должность (самая блестящая среди имевшихся тогда в Северной Италии) сразу избавила Монтеверди от несправедливостей, пережитых им в пору возмужания. Он прослужил на почетном и хорошо оплачиваемом посту соборного капельмейстера в течение трех десятилетий, и в это время, что вполне естественно, переключился на церковные жанры. Однако он не оставил и своих оперных проектов: так, для Мантуи в 1627 была создана реалистическая комическая опера Мнимая сумасшедшая
(La finta pazza Licori
). Это сочинение не сохранилось, как и большинство музыкально-драматических произведений Монтеверди, относящихся к последним тридцати годам его жизни. Зато до нас дошло прекрасное произведение, представляющее собой нечто среднее между оперой и ораторией: Поединок Танкреда и Клоринды
(Il combattimento di Tancredi e Clorindo
), написанный в 1624 в Венеции (издан в Восьмом сборнике мадригалов, 1638), основанный на сцене из поэмы Т.Тассо Освобожденный Иерусалим
, одном из любимых поэтических источников композитора. В этом сочинении впервые появляется новый драматический стиль (genere concitato) с выразительным употреблением приемов тремоло и пиццикато.

Падение Мантуи в 1630 стало причиной утраты многих автографов произведений Монтеверди. Политический переворот, вызванный борьбой за герцогство после кончины последнего из династии Гонзага (Винченцо II умер бездетным), также оставил следы в жизни композитора (в частности, его сын Массимилиано был арестован инквизицией за чтение недозволенных книг). Окончание эпидемии чумы в Венеции было отмечено в соборе св. Марка 28 ноября 1631 торжественной мессой с музыкой Монтеверди (утрачена). Вскоре после этого Монтеверди, по-видимому, стал священником, о чем говорит титульный лист издания его Музыкальных шуток
(Scherzi musicali cioè Arie e Madrigali in stile recitativo
, 1632). Книга, посвященная проблемам музыкальной теории (мелодии), была написана в начале 1630-х годов, но от нее мало что сохранилось, как и от опер данного периода.

В 1637 в Венеции открылся первый публичный оперный театр под руководством друзей и учеников Монтеверди Б.Феррари и Ф.Манелли. Это событие положило начало расцвету венецианской оперы 17 столетия. Для первых четырех венецианских оперных театров Монтеверди, которому шел тогда уже восьмой десяток, написал четыре оперы (1639–1642), из которых сохранились две: Возвращение Улисса в отечество
(Il ritorno d»Ulisse in patria
, 1640, на либретто Дж.Бадоаро) и Коронация Поппеи
(L»Incoronazione di Poppea
, 1642, на либретто Дж.Бузенелло). Незадолго до этого композитору удалось напечатать свои мадригалы, камерные дуэты и кантаты, а также лучшее из созданного им в церковных жанрах в двух огромных сборниках – Мадригалы о войне и о любви
(Madrigali guerrieri ed amorosi
, Восьмой сборник мадригалов, 1638) и Selva morale e spirituale
(Духовные и нравственные блуждания
, 1640). Вскоре после выхода в свет этих собраний, 29 ноября 1643, композитор скончался в Венеции, успев еще совершить последнее путешествие в места, где проходила его молодость, т.е. в Кремону и Мантую. Его отпевание происходило торжественно в обоих главных храмах Венеции – св. Марка и Санта Мария деи Фрари. Останки композитора были погребены во втором из этих храмов (в приделе св. Амвросия). В течение примерно десятилетия музыка Монтеверди продолжала волновать его современников и оставалась актуальной. В 1651 вышло посмертное издание его мадригалов и канцонетт (Девятый сборник) и значительное собрание церковной музыки под названием Четырехголосная месса и псалмы
(Messa a quattro e salmi
), их напечатал под своей редакцией издатель Монтеверди А.Винченти. В том же году в Неаполе была показана новая постановка Коронации Поппеи
, значительно отличавшаяся от постановки 1642. После 1651 великий кремонец и его музыка были забыты. Внешний облик Монтеверди запечатлен в двух прекрасных портретах: первый был воспроизведен в официальном некрологе в книге Поэтические цветы
(Fiori poetici
, 1644) – лицо старого человека, с выражением грусти и разочарования; другой портрет обнаружен в тирольском музее «Фердинандеум» в Инсбруке, на нем Монтеверди изображен в зрелые годы, когда были созданы Орфей
и Ариадна
.

Сочинения

Сочинения Монтверди идентифицируют по каталогу Манфреда Штаткуса (SV = Stattkus Verzeichnis). Первое издание каталога опубликовано в 1985. Второе (сокращённая версия первого, без нотных инципитов) опубликовано в сетевой версии в 2006 году. В 2013 году автор планировал выпустить третье, исправленное и дополненное, издание, но скоропостижно скончался в 2012 году.

Светская музыка для камерного ансамбля

Мадригалы

  • Книга 1 (1587), для 5 голосов
  • Книга 2 (1590), для 5 голосов
  • Книга 3 (1592), для 5 голосов
  • Книга 4 (1603), для 5 голосов
  • Книга 5 (1605), для 5 голосов
  • Книга 6 (1614), для 5 голосов
  • Книга 7 (1619): Concerto
  • Книга 8 (1638): Madrigali guerrieri, et amorosi con alcuni opuscoli in genere rappresentativo, che saranno per brevi episodi fra i canti senza gesto.
  • Книга 9 (1651): Мадригалы и канцонетты на 2 и 3 голоса (изданный посмертно сборник мадригалов и канцонетт, отчасти дублирующий более ранние публикации)

Прочие сборники

  • Scherzi musicali (1607), для 3 голосов, 2 скрипок и b.c. (16 пьес разных жанров); сокращённо обозначается Scherzi musicali I
  • Scherzi musicali cioè arie (1632), для 1-2 голосов и b.c. (7 пьес разных жанров); сокращённо Scherzi musicali II

Оперы

  • Орфей (L’Orfeo, 1607)
  • Возвращение Улисса на родину (Il ritorno d’Ulisse in patria, 1640)
  • Коронация Поппеи (L’Incoronazione di Poppea, 1642)

Церковная и духовная музыка

  • Месса «In illo tempore» («Во время о́но»; 1610)
  • Четырёхголосная месса a cappella (1641) (др. назв. «Месса in F»; из сб. «Selva morale e spirituale»)
  • Четырёхголосная месса a cappella (1650, посмертная публикация)
  • Вечерня Блаженной Девы (Vespro della Beata Vergine, часто сокращённо — «Вечерня»; 1610)
  • Cantiunculae sacrae (1582), сборник мотетов на латинские тексты
  • Духовные мадригалы (Madrigali spirituali), на 4 голоса (1583)
  • Selva morale e spirituale (букв. «Нравоучительный и духовный лес», 1640), сборник сочинений разных жанров на «духовные» тексты — месса, мотеты (в том числе три мотета на знаменитый текст Salve regina), два магнификата, духовные мадригалы и «нравоучительные» канцонетты.
  • Опера «Ариадна» (1608; либретто сохранилось)
  • Опера «Андромеда» (для Мантуи)
  • Опера «Мнимая безумная Ликори»
  • Опера «Похищение Прозерпины»
  • Опера «Свадьба Энея и Лавинии»

Литература

  • Bukofzer M. Music in the Baroque era. New York, 1947.
  • Schrade L. Monteverdi, creator of modern music. London, 1950.
  • Бронфин Е. Клаудио Монтеверди. — Л., Музыка, 1970.
  • Конен В. Д. Клаудио Монтеверди. Москва, 1971.
  • Arnold D. Monteverdi. London, 1975.
  • The letters of Claudio Monteverdi, ed. by D. Stevens. London, 1980.
  • Arnold D., Fortune N. The new Monteverdi companion. London, Boston, 1985.
  • Stattkus M.H. Claudio Monteverdi. Verzeichnis der erhaltenen Werke: kleine Ausgabe. Bergkamen, 1985 (SV).
  • Carter T. Music in late Renaissance and early Baroque Italy. London, 1992.
  • Скудина Г. Клаудио Монтеверди: Орфей из Кремоны. Москва, 1998.
  • Игнатьева Н. «Верный пастух» Гварини и мадригалы Монтеверди из Четвертой и Пятой книг // Научный вестник Московской консерватории, 2012, № 2, с. 18-33.
  • Whenham J., Wistreich R. The Cambridge companion to Monteverdi. Cambridge, New York, 2007.
  • Игнатьева Н., Насонов Р. «Божественный Киприан» против «Нового Пифагора» и другие «химеры» второй практики // Научный вестник Московской консерватории, 2017, № 3, с. 9-52.
  • Монтверди, Джулио Чезаре. Разъяснение письма, напечатанного в его Пятой книге мадригалов. Перевод и комментарий Н. Игнатьевой и Р. Насонова // Научный вестник Московской консерватории, 2017, № 3, с. 53-65.

Биография

Клаудио Монтеверди, ок. 1597, автор неизвестен, (Музей Ашмола, Оксфорд). Самый ранний из известных портретов Монтеверди. Здесь композитору около 30 лет, портрет написан в Мантуе.

Клаудио Монтеверди родился в 1567 году в Кремоне, городе Северной Италии, в семье Бальтазара Монтеверди — доктора, аптекаря и хирурга. Он был старшим из пяти детей. С детских лет обучался у М. А. Индженьери, капельмейстера кафедрального собора в Кремоне. Монтеверди постигал искусство музыки, принимая участие в исполнении литургических песнопений. Также он учился в Университете Кремоны. Его первые опубликованные сборники включали (латинские) мотеты и духовные (итальянские) мадригалы (Cantiunculae Sacrae, 1582; Madrigali Spirituali, 1583). За ними последовали сборники трёхголосных канцонетт (1584), позже две «книги» (сборники) пятиголосных мадригалов (1587; 1590). С 1590 (или 1591) до 1612 Монтеверди работал при дворе герцога Винченцо I Гонзага (1562—1612) в Мантуе сначала как певчий и гамбист, а с 1602 как капельмейстер, организатор всей музыкальной жизни при герцогском дворе.

В 1599 году Монтеверди женился на придворной певице Клаудии Каттанео, с которой прожил 8 лет (Клаудия умерла в 1607). У них родились три мальчика и две девочки, умершие вскоре после рождения.

В 1613 году Монтеверди переехал в Венецию, где занял пост капельмейстера собора Сан-Марко. В этой должности он быстро восстановил профессиональный уровень музыкантов хора и инструменталистов (капелла находилась в упадке из-за нерационального расходования средств предшественником, Джулио Чезаре Мартиненго). Управляющие базиликой были рады заполучить такого исключительного музыканта как Монтеверди, потому что музыкальная часть богослужений находилась в упадке с момента смерти Джованни Кроче в 1609 году.

Около 1632 года Монтеверди был рукоположен в священники. В последние годы жизни из-под его пера вышли два последних шедевра: Возвращение Улисса на родину (Il ritorno d’Ulisse in patria, 1641) и историческая опера Коронация Поппеи (L’incoronazione di Poppea, 1642), в сюжетную основу которой легли события из жизни Римского императора Нерона. Коронация Поппеи считается кульминацией всего творчества Монтеверди. Она сочетает трагические, романтические и комические сцены (новый шаг в драматургии оперного жанра), более реалистичные портретные характеристики персонажей и мелодии, отличающиеся необычайной теплотой и чувственностью. Для исполнения оперы требовался небольшой оркестр, и также отводилась небольшая роль хору. На протяжении долгого времени, оперы Монтеверди рассматривались только как исторический и музыкальный факт. Начиная с 1960-х, Коронация Поппеи вернулась в репертуар театров.

Монтеверди похоронен в Венеции в базилике Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

Мантуанский период.

Служба в Мантуе принесла музыканту немало разочарований. Лишь в 1594 Монтеверди стал кантором и только 6 мая 1601, после ухода Б. Паллавичино, получил должность maestro della musica (мастера музыки) герцога Мантуанского. В этот период (в 1595) он женился на певице Клаудии Каттанео, родившей ему двух сыновей – Франческо и Массимилиано; Клаудиа умерла рано (1607), и Монтеверди оставался вдовцом до конца своих дней. В первое десятилетие при мантуанском дворе Монтеверди сопровождал патрона в его путешествиях в Венгрию (1595) и Фландрию (1599). Эти годы принесли богатый урожай пятиголосных мадригалов (Третий сборник, 1592; Четвертый сборник, 1603; Пятый сборник, 1605). Многие из мадригалов приобрели известность задолго до их напечатания. Вместе с тем эти сочинения вызвали приступ гнева у Дж.М.Артузи, каноника из Болоньи, который выступил с критикой композиторских приемов Монтеверди в целом потоке ядовитых статей и книг (1602–1612). Композитор ответил на нападки в предисловии к Пятому сборнику мадригалов и более пространно – устами своего брата Джулио Чезаре в Dichiarazione
(Разъяснении
), это сочинение было напечатано как приложение к сборнику композиций Монтеверди Музыкальные шутки
(Scherzi musicali
, 1607). В ходе полемики композитора с критиками были введены в употребление понятия «первая практика» и «вторая практика», обозначавшие старый полифонический стиль и новый монодический стили.

Творческая эволюция Монтеверди в жанре оперы началась позже, в феврале 1607, когда было закончено Сказание об Орфее
(La Favola d»Orfeo
) на текст А. Стриджо Младшего. В этом произведении композитор сохраняет верность прошлому и предвосхищает будущее: Орфей
– наполовину ренессансная интермедия, наполовину – монодическая опера; монодический стиль к тому времени уже был разработан во Флорентийской камерате (группе музыкантов под руководством Дж.Барди и Дж.Корси, которые работали совместно во Флоренции в 1600). Партитура Орфея
была издана дважды (1609 и 1615). Следующими сочинениями Монтеверди в этом жанре стали Ариадна
(L»Arianna
, 1608) и опера-балет Балет неблагодарных
(Il Ballo dell»ingrate
, 1608) – оба произведения на тексты О.Ринуччини. В тот же период Монтеверди впервые выступил на поприще церковной музыки и опубликовал выдержанную в старом стиле мессу In illo tempore
(в ее основе мотет Гомберта); в 1610 он добавил к ней Псалмы вечерни
. В 1612 умер герцог Винченцо, а его преемник сразу же уволил Монтеверди и Джулио Чезаре (31 июля 1612). На время композитор с сыновьями вернулся в Кремону, а ровно через год (19 августа 1613) получил место руководителя капеллы (maestro di cappella) в венецианском соборе св. Марка.

Мадригалист.

Палестрина начал писать мадригалы в 1580-х годах, в период расцвета этого жанра, и закончил работу над мадригалом Шестым сборником (1614), содержащим пятиголосные мадригалы с обязательным бассо континуо, т.е. качеством, определяющим новую концепцию мадригального стиля. Многие тексты мадригалов Монтеверди взяты из пасторальных комедий, подобных Аминте
Тассо или Доброму пастырю
Гуарини, и представляют собой сцены идиллической любви или буколических страстей, предвосхищающие оперные сцены в самых ранних образцах этого нового жанра: опыты Пери и Каччини появились во Флоренции ок. 1600.

Оперный композитор.

Начало оперного творчества Монтеверди как бы скрыто в тени флорентийских опытов, его ранние оперы продолжают традицию ренессансной интермедии с ее большим оркестром и хорами в стиле мадригала или с полифонически оживленным движением голосов. Однако уже в Балете неблагодарных
ощутимо преобладание сольной монодии и балетных номеров в смысле французского ballet de cour (придворного балета 17 в.). В драматической сцене Поединок
по Тассо аккомпанирующий оркестр уменьшен до струнного квинтета, здесь применяются живописные приемы тремоло и пиццикато для передачи звона оружия в руках сражающихся Танкреда и Клоринды

Последние оперы композитора сводят оркестровый аккомпанемент до минимума и концентрируют внимание на выразительности виртуозного пения. Вот-вот появятся вокальная колоратура и ария da capo, а псалмодирующий речитатив Флорентийской камераты меняется и обогащается драматически, предвосхищая достижения в этой области Глюка и Вагнера

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: