Подробности личной жизни
Людвигу ван Бетховену не получалось построить отношения
На него обращали внимание представительницы слабого пола. К сожалению, он был простолюдином, поэтому не имел права ухаживать за женщинами из элитного круга. Жюли Гвиччарди — первая девушка, которая пронзила сердце композитора
Это была неразделённая любовь. Девушка встречалась одновременно с двумя мужчинами. Но сердце отдала графу фон Галленбергу, за которого вскоре вышла замуж. Бетховен очень переживал из-за расставания с девушкой. Свои переживания он передал в сонате «Лунная соната». Интересно, что сегодня это гимн неразделённой любви
Жюли Гвиччарди — первая девушка, которая пронзила сердце композитора. Это была неразделённая любовь. Девушка встречалась одновременно с двумя мужчинами. Но сердце отдала графу фон Галленбергу, за которого вскоре вышла замуж. Бетховен очень переживал из-за расставания с девушкой. Свои переживания он передал в сонате «Лунная соната». Интересно, что сегодня это гимн неразделённой любви.
Вскоре он влюбился в Жозефину Брунсвик. Она увлечённо отвечала на его записки и обнадёжила Луи в том, что он станет её избранником. Отношения закончились, так и не начав развиваться. Дело в том, что родители девушки строго приказали отказаться от общения с простолюдином Бетховеном. Они не хотели видеть его рядом с дочерью.
Затем он предложил выйти замуж Терезе Мальфатти. Девушка не смогла ответить маэстро взаимностью. После этого подавленный Луи написал гениальную композицию «К Элизе».
Ему не везло в любви. От любых отношений, даже самых платонических, композитору было больно. Маэстро решил больше не находиться в любовных отношениях. Он поклялся провести оставшуюся жизнь в одиночестве.
В 1815 году скончался старший брат. Луи был вынужден взять опеку над сыном родственника. Мать ребёнка, которая отличалась не очень хорошей репутацией, подписала документы о том, что передаёт сына композитору. Опекуном Карла (племянника Бетховена) стал Людвиг. Маэстро сделал всё для того, чтобы его родственник унаследовал талант.
Бетховен воспитывал Карла в строгости. С раннего детства он пытался уберечь его от плохих привычек, которые он мог унаследовать от матери. Луи занимался с племянником музыкой и не позволял ему лишнего. Такая строгость дяди подтолкнула парня на то, что он пытался добровольно уйти из жизни. Попытка суицида не увенчалась успехом. Карла отправили в армию. Племянник унаследовал имущество знаменитого маэстро.
Основные факты биографии
- 1781 – становится помощником органиста.
- 1787 – Людвиг посещает Вену, что приносит ему знакомство с Моцартом, у которого он планирует обучаться. После новости о смерти матери он уезжает в Бонн и становится единственным, кто может прокормить семью. Работает альтистом в оркестре, где ставятся оперы немецких, французских и итальянских авторов.
- 1789 – продолжает образование, и посещает лекции на факультете философии, в Боннском университете.
- 1792 – переезжает в Вену и начинает занятия с австрийским композитором Францем Гайдном. Но вскоре, из-за разочарования в учителе, находит себе другого наставника – Антонио Сальери.
- 1795 – Бетховен обретает славу лучшего пианиста-виртуоза в Вене, после выступления пианистом на благотворительном вечере, проводимом для поддержки осиротевших музыкантов и вдов.
- 1796 – Тур по Европе: Берлин, Прага, Дрезден, турне оборачивается успехом. Начинает терять слух. Врачи диагностируют тиннитус – воспаление внутри ушной раковины. Заболевание сопровождается шумом, звоном, шипением и свистом в ушах. Доктора советуют ему уехать в Хайлигенштадт, для уединения и тишины. Там же Бетховен понимает, что глухота прогрессирует. Мысли о самоубийстве приходят все чаще. В этот период он начинает писать симфонию № 3, которая получит название «Героическая».
- 1799 – посвящает Патетическую сонату (№ князю Лихновскому. Знакомится с семьей Брунсвик.
- 1800 – в Придворном театре Вены автором исполняется симфония № 1. По просьбе Сальваторе Вигано, итальянского хореографа и балетмейстера театра, пишет «Творения Прометея».
- 1802 – подтверждается, что болезнь неизлечима. Бетховен уезжает из Вены. Завершает работу над произведением «Христос на Масленичной горе». Пишет братьям письмо, которое впоследствии получило название Гейлигенштадтского завещания.
- 1803 – сочиняет «Крецеровую» сонату, названную в честь его французского друга. 5 апреля проходит концерт из произведений композитора.
- 1805 – впервые исполняется опера «Фиделео» в театре «Ан дер Вин» под руководством Бетховена.
- 1808 – в декабре первый раз исполняются симфонии №5 и №6, солирует Людвиг. В Касселе ему предлагают должность капельмейстера.
- 1809 – Бетховен принимает решение остаться в Вене. Такое решение он принимает благодаря подписанию представителями знатных семей Чехии декрета о выплате ему ежегодных субсидий.
- 1810 – Создается произведение посвященное трагедии Гете «Эгмонт».
- 1812 – летом происходит личная встреча с Гете в Теплице. Пишет письмо, которое после станет известно, как «письмо к бессмертной возлюбленной». Проводит благотворительный концерт в Карловых-Варах в пользу погорельцев Бадена.
- 1813 – первое исполнение симфонии №7 во время концерта, на котором присутствовали русский и австрийский императоры, а также участники Венского конгресса. Концерт был посвящен воинам-инвалидам.
- 1814 – в феврале впервые исполняется симфония № 8. Опера «Фиделио» ставится в третьей редакции в «Кёрнт-нертортеатре». Бетховен последний раз выступает пианистом-ансаблистом.
- 1815 – умирает его брат Карл, что приводит к судебным процессам со вдовой, по вопросу опеки над племянником.
- 1823 – заканчивает работу над «Торжественной мессой» и называет ее одним из своих великих творений.
- 1824 – в апреле при содействии Голицына исполняет «Торжественную мессу» в Петербурге. В венском театре на последнем бенефисе композитора, впервые звучит симфония №9. Но к этому моменту слух окончательно утрачен и об аплодисментах он узнает, лишь повернувшись лицом к залу.
- 1825 – планирует написать десятую симфонию и музыку к «Фаусту».
- 1826 – здоровье Бетховена резко ухудшается и в декабре ему проводят первую хирургическую операцию, чтобы спасти от цирроза печени.
- 1827 – зимой проводится три повторных операции. Весной он пишет последние письма к Вегелеру и Мошелесу. 26 марта умирает в Вене, в возрасте 57 лет от пневмонии отягченной водянкой и желтухой.
Вена
Приехав в Вену, Людвиг принялся искать себе учителя. К сожалению, Моцарт умер за год до этого. Сначала Бетховен занимался с Гайдном, потом его наставник уехал в Англию и передал ученика Альбрехтсбергеру. Позже Людвиг стал заниматься с Антонио Сальери.
Бетховен быстро обрёл в Вене друзей-меценатов, князь Лихновский ввёл молодого композитора в кружок, где собирались и профессиональные, и титулованные любители музыканты. Людвиг играл, поражая слушателей, ─ и постепенно к нему пришла слава виртуозного пианиста.
Людвиг совмещал в себе добрый нрав с весьма суровым характером. Однажды во время его игры на фортепиано кто-то начал разговаривать с соседом. Бетховен прекратил играть, сказав: «А для таких свиней я не играю!» И никакие уговоры не помогли вернуть его к инструменту.
Чем ещё он отличался от молодых людей того времени, так это небрежным внешним видом. Он всегда ходил непричёсанный и неуклюже одетый.
Но ни дерзкий характер, ни внешние данные не помешали ему творить уникальные произведения:
- ораторию «Христос на Масличной горе»;
- около двадцати сонат и три концерта для фортепиано;
- Первую и Вторую симфонии;
- восемь сонат для скрипки;
- балет «Творения Прометея».
Его сочинения широко издавались и имели огромный успех.
Личная жизнь
По целому ряду причин, в том числе из-за своей болезненной застенчивости и неудачной внешности, Бетховен никогда не был женат и не имел детей. Однако он был отчаянно влюблен в замужнюю женщину по имени Антония Брентано.
В течение двух дней в июле 1812 года Бетховен написал ей длинное и прекрасное любовное письмо, которое так и не отправил. Адресованное тебе, мой Бессмертный Возлюбленный, — говорилось в письме, — Мое сердце переполнено столькими вещами, чтобы сказать тебе … ах … бывают минуты, когда я чувствую, что слова ничего не значат … Ободрись … оставайся моей истинной, моей единственной любовью, всем моим, как я твой».
Смерть брата Бетховена, Каспара в 1815 году вызвала одно из величайших испытаний в его жизни-мучительную судебную тяжбу с его невесткой Иоганной из-за опеки над Карлом ван Бетховеном, его племянником и ее сыном.
Борьба растянулась на семь лет, в течение которых обе стороны извергали друг на друга отвратительные клеветы. В конце концов Бетховен добился опеки над мальчиком, хотя вряд ли его привязанности.
Несмотря на необычайно красивую музыку, Бетховен был одинок и часто несчастен на протяжении всей своей взрослой жизни. Вспыльчивый, рассеянный, жадный и подозрительный до паранойи, Бетховен враждовал со своими братьями, издателями, экономками, учениками и покровителями.
В одном показательном случае Бетховен попытался сломать стул над головой князя Лихновского, одного из его ближайших друзей и самых верных покровителей. В другой раз он стоял в дверях дворца князя Лобковица и кричал, чтобы все слышали: «Лобковиц-осел!»
В течение многих лет ходили слухи, что Бетховен имел какое-то африканское происхождение. Эти необоснованные истории могут быть основаны на темном цвете лица Бетховена или на том факте, что его предки пришли из региона Европы, который когда-то был захвачен испанцами, а мавры из Северной Африки были частью испанской культуры.
Некоторые ученые отмечают, что Бетховен, по-видимому, обладал врожденным пониманием полиритмических структур, характерных для некоторых африканских музыкальных произведений. Однако при жизни Бетховена никто не называл композитора ни мавританцем, ни африканцем, а слухи о том, что он был чернокожим, историки в основном отвергают.
Любопытные факты о Бетховене, его музыке и творчестве
- «Творения Прометея» — единственный балет, написанный Бетховеном.
- Бетховен был глухим, когда писал «Оду радости». Во время премьеры симфонии 7 мая 1824 года не было слышно громовых аплодисментов.
- Однажды композитор написал элегию пуделю. Произведение называлось «Tod eines Pudels» или «Элегия на смерть пуделя».
- В последние годы своей глухоты и печали Бетховен сочинил так называемые «поздние квартеты». Они опередили его время, поэтому зрители не знали, как реагировать на эту музыку. Сегодня они считаются одними из величайших музыкальных произведений в истории.
- Бетховен любил гулять по лесу. Эти походы вдохновили композитора на создание некоторых из его величайших произведений, таких как «Пасторальная симфония».
- Бетховен по-прежнему популярен, а современные фильмы используют его музыку. Его работы можно найти в таких фильмах, как «Заводной апельсин», «Общество мертвых поэтов», «Крепкий орешек», «Знание» и «Бессмертные возлюбленные».
- Последняя полная симфония Бетховена — Симфония № 9 ре минор. Она считается одним из его величайших произведений. И одним из самых важных достижений в западной музыке.
- Соната Бетховена «Лунный свет» — одно из величайших фортепианных произведений Бетховена, но он никогда не знал это произведение как «Лунную сонату». Он просто назвал ее «Соната для фортепиано № 14», и поэтическое прозвище она получила только в 1832 году, через пять лет после смерти Бетховена. Немецкий поэт Людвиг Рельштаб сказал, что первая часть звучала как лунный свет, сияющий на озере Люцерн, и название прижилось.
Факты о 9-й симфонии Бетховена
- Девятая симфония Бетховена послужила прототипом для мирового хита «Песнь радости», написанного в 1970 году.
- На 9-й симфонии Бетховена, которая длится 70 минут, был основан и 80-минутный стандарт продолжительности компакт дисков в 1982 году. Знаменитый дирижер Герберт фон Караян сказал, что на компакт-диске должно быть достаточно места для полной 9-й симфонии Бетховена.
- «Ода радости» Бетховена звучит в фильме 1988 года «Крепкий орешек».
- С 1972 года мелодия 9-й симфонии Бетховена является официальным гимном Совета Европы. Произведение также разыгрывается в других праздничных случаях (например, в конце года). По просьбе Совета Европы Герберт фон Караян аранжировал три инструментальные версии: для фортепиано, для духовых инструментов и для оркестра. Его инструментальная версия является официальным гимном Европейского Союза с 1985 года.
- На Олимпийских играх между 1956 и 1964 годами, ода стала гимном общегерманской сборной, а в 1968 году — гимном обеих немецких олимпийских сборных.
- Девятая симфония Бетховена включает слова из стихотворения Фридриха Шиллера «Ода радости», в котором подчеркивается всеобщий мир и гармония.
- Когда закончилось первое исполнение его 9-й симфонии, Бетховен не услышал громовых аплодисментов и остался спиной к толпе. Хотя люди были полны решимости заставить его осознать, как сильно они любили его симфонию, и пять раз делали овации стоя. Легенда гласит, что к маэстро подошла молодая певица и развернула его лицом к публике, чтобы он смог увидеть овации.
Посмотрите фрагмент фильма «Бессмертная возлюбленная» в котором звучит Симфония №9 Бетховена.
Кратко о Бетховене, факты для детей
- Бетховен написал свое первое произведение, когда ему было всего 12 лет.
- У него была смуглая кожа. Из-за этого в школе его прозвали «испанцем».
- Великий композитор никогда не был женат и у него не было детей. Но после смерти брата, он взял под опеку своего племянника Карла.
- Основатель Римской республики Луций Юний Брут был героем и кумиром Бетховена. Статуэтка Брута всегда была на его столе.
- Людвига ван Бетховена часто считают первой в мире «рок-звездой» за его растрепанные волосы, неуважение к власти и революционной музыки.
- Перед смертью Шуберт попросил, чтобы его похоронили рядом со своим кумиром Бетховеном.
- Космический корабль «Вояджер» несет на себе золотую виниловую пластинку, на которой, помимо других великих работ, находятся две пьесы Бетховена.
Последние мысли
Когда мы говорим о великих композиторах, имя Бетховена обязательно попадет в длинный список выдающихся людей. Помимо того, что Людвиг ван Бетховен был пионером классической эпохи, он дал новое определение сонатам для фортепиано как в техническом, так и в музыкальном плане.
Он стал одним из самых влиятельных композиторов, написав десятки симфоний, концертов, сонат для фортепиано и струнных квартетов. Но есть еще много интересного, что можно узнать о Людвиге ван Бетховене, глухом композиторе, навсегда изменившем музыку.
Композитор Людвиг Ван Бетховен
Бетховен 10 лет скрывал недомогание. Окружающие даже не догадывались о начавшейся глухоте пианиста, а оговорки и ответы не впопад списывали на рассеянность и невнимательность. В 1802 пишет «Хайлигенштадтское завещание», адресованное братьям. В произведении Луи описывает собственные душевные страдания и волнение за будущее. Эту исповедь мужчина приказывает огласить только после смерти.
В письме к доктору Вегелеру присутствует строка: «Я не сдамся и возьму судьбу за глотку!». Жизнелюбие и экспрессия гения выразились в чарующей «Второй симфонии» и трех скрипичных сонатах. Понимая, что вскоре оглохнет окончательно, с рвением берется за работу. Этот период считается расцветом творчества гениального пианиста.
Самые известные произведения Бетховена
Музыку Бетховена можно слушать бесконечно. Все его произведения оставляют неизгладимое впечатление, но тут мы рассмотрим лишь малую часть из них.
- Симфония №5, ор. 67 (1808). Одна из самых известных и часто исполняемых симфоний. Эту симфонию Бетховен начал писать, когда ему было 35 лет(1804). В это время у него уже были большие проблемы со слухом. Работа над этим шедевром у него продвигалась медленно, он часто прерывался для написания других произведений (Соната №23, Симфония №4 и другие). «Так судьба стучится в дверь» – говорил Бетховен про главный мотив первой части симфонии. В 1809 году Бетховен написал посвящение к симфонии – князю Ф. Й. фон Лобковицу и графу А. К. Разумовскому. Симфония была закончена в 1808 году, и в том же году состоялось первое публичное исполнение. Симфония стала одним из символов классической музыки.
- Соната для фортепиано №14, ор. 27 №2 или «Лунная соната» (1801). Одно из самых известных классических музыкальных произведений и наверное трудно найти человека, который ни разу в жизни не слышал «Лунную сонату». Эту сонату Бетховен закончил в 1801 году, испытывая сильные душевные муки. Он терял слух, уже в это время ему приходилось подходить ближе к оркестру, что бы слышать высокие звуки. И вторым ударом был разрыв с молодой графиней Джульеттой Гвиччарди, в которую Бетховен был влюблен и хотел на ней жениться. Эту сонату он посвятил ей. Своему названию соната обязана музыкальному критику Людвигу Рельштабу, который сравнил ее с «лунным светом над Фирвальдштетским озером». При этом многие музыкальные критики считают, что в этой сонате нет ничего «лунного» и название «Лунная соната» совсем не отражает духа произведения. Сам Бетховен называл это произведение «сонатой в духе фантазии».
- Багатель No. 25 ля минор, WoO 59, «К Элизе» («Für Elise») (приблизительно 1810 год). Еще одно всемирно известное произведение Бетховена. Широко используется при обучении, и входит в обязательную программу в музыкальных школах всего мира. Эту пьесу-багатель впервые опубликовали в 1867 году, после смерти композитора. В 1865 году рукопись нашел биограф Бетховена Людвиг Ноль. По его словам там стояла дата 27 апреля без года. Так же на рукописи были наброски к «Эгмонту» (op. 84), и поэтому «К Элизе» датировали 1810 годом. Сама рукопись утеряна. Есть несколько версий кому посвящен этот багатель. По одной версии, из-за неразборчивого почерка, Ноль не правильно прочитал надпись, а на самом деле на рукописи была надпись «К Терезе», и посвятил ее Бетховен своей ученице Терезе фон Дроссдик (Мальфатти), в которую был влюблен. По другой версии, Бетховен посвятил это произведение Элизабет Рекель, близкая подруга Бетховена, которую в Вене называли Элиза. Еще по одной версии, пьеса посвящена жене российского императора Александра I Елизавете Алексеевне. В 2009 году исследователь творчества Бетховена Лука Кьянторе предположил, что Бетховен мог не быть автором «К Элизе» в том виде, в котором ее опубликовал Людвиг Ноль, хотя бесспорно тема произведения и практически весь материал принадлежат Бетховену.
- Симфония №9 Ре минор, Op. 125 (1824). Эту симфонию еще называют «Хоральной». Последняя законченная симфония Бетховена. Он начал писать ее в 1822 году, хотя тема второй части была написана еще в 1815 году. Первое публичное исполнение симфонии состоялась в Вене в 1824 году. Лев Толстой отрицательно отнесся к симфонии, написав в своем эссе: «Произведение это принадлежит к дурному искусству». Фрагмент из этой симфонии «Ода к радости» сейчас является гимном Евросоюза. В Японии существует традиция исполнять эту симфонию в канун Нового года. Так же с симфонией связанно одно суеверие: «Проклятие девятой симфонии» – каждый композитор, начиная с Бетховена, написавший девятую симфонию, вскоре умирает. И некоторые композиторы серьезно относятся к этому, хотя в мире много примеров, не подтверждающих это суеверие.
- «Эгмонт»(«Egmont»), op. 84 (1810) – увертюра и музыка к одноименной трагедии Гете. Бетховен получил заказ на музыку от Венского Придворного театра в 1809 году. И в 1810 году состоялась премьера. В пьесе Гете описывается восстание народа Нидерландов под предводительством Эгмонта против испанцев. В результате главный герой погибает, но народ Нидерландов получает независимость.
Последние годы жизни
Последние годы жизни в биографии Л. Бетховена были сложными. 1812 год ознаменовался тем, что творческая активность композитора существенно упала. Это был застой, который длился около 3 лет, затем Бетховен взялся за работу с прежней силой и энтузиазмом. В это время было создано множество фортепианных сонат, сонат по виолончели, квартеты и даже вокальный цикл.
Композитор занялся даже обработкой народных песен. Особенно ценными в этот период времени являются сочинения Бетховена – «Торжественная месса» и Симфония № 9 с хором. Представление девятой симфонии состоялось 1824 году, после выступления публика приняла композицию бурными аплодисментами, Людвиг стоял все это время спиной к залу и не слышал этого восторга. Одна из певиц повернула композитора лицом к слушателям, те аплодировали стоя, махали шляпами и платками. Это длилось так долго, что полиции пришлось требовать, чтобы это прекратили. Такие выражения восторга принимались только по отношению к особе императора, но никак не обычного композитора. То время было политически неспокойное, свобода слова и мысли быстро пресекалась, но Бетховен не боялся высказывать свое мнение. Полиция его не трогала, их пугала невероятная популярность композитора.
Ранняя жизнь
Бетховен родился примерно 16 декабря 1770 года в городе Бонне, в курфюршестве Кельн, княжестве Священной Римской империи. Хотя точная дата его рождения неизвестна, Бетховен был крещен 17 декабря 1770 года. Согласно закону и обычаю, младенцы в то время крестились в течение 24 часов после рождения, поэтому 16 декабря-его наиболее вероятная дата рождения. Однако сам Бетховен ошибочно полагал, что родился двумя годами позже, в 1772 году, и упрямо настаивал на неправильной дате, даже когда ему предъявляли официальные документы, доказывавшие вне всяких разумных сомнений, что 1770 год был его истинным годом рождения.
У Бетховена было два младших брата, которые дожили до зрелого возраста: Каспар, родившийся в 1774 году, и Иоганн, родившийся в 1776 году. Мать Бетховена, Мария Магдалена ван Бетховен, была стройной, благородной и глубоко нравственной женщиной. Его отец, Иоганн ван Бетховен, был посредственным придворным певцом, более известным своим алкоголизмом, чем какими-либо музыкальными способностями. Однако дед Бетховена, крестный отец и тезка, капельмейстер Людвиг ван Бетховен, был самым преуспевающим и выдающимся музыкантом Бонна, источником бесконечной гордости для молодого Бетховена.
В промежутке между рождением двух младших братьев отец Бетховена начал учить его музыке с необычайной строгостью и жестокостью, которые повлияли на него на всю оставшуюся жизнь. Соседи рассказывали, как маленький мальчик плакал, играя на клавире, стоя на скамеечке для ног, чтобы дотянуться до клавиш, а отец бил его за каждое колебание или ошибку. Почти ежедневно Бетховена пороли, запирали в подвале и лишали сна на дополнительные часы занятий. Он учился игре на скрипке и клавире вместе с отцом, а также брал дополнительные уроки у местных органистов. Несмотря на драконовские методы своего отца или благодаря им, Бетховен с самых ранних лет был невероятно талантливым музыкантом.
Надеясь, что его маленький сын будет признан музыкальным вундеркиндом а-ля Вольфганг Моцарт, отец Бетховена организовал свой первый публичный концерт 26 марта 1778 года. Объявленный «маленьким сыном 6 лет» (возраст Моцарта, когда он дебютировал для императрицы Марии Терезии), хотя на самом деле ему было 7 лет, Бетховен играл впечатляюще, но его сольный концерт не получил никакой прессы.
Между тем музыкальный вундеркинд посещал латинскую начальную школу под названием Тироциний, где один из его одноклассников сказал: «Не было обнаружено ни малейшего признака той искры гения, которая так ярко вспыхнула в нем впоследствии».
Бетховен, который всю свою жизнь боролся с арифметикой и орфографией, был в лучшем случае средним студентом, и некоторые биографы предположили, что у него, возможно, была легкая дислексия. Как он сам выразился, «Музыка приходит ко мне с большей готовностью, чем слова».
В 1781 году, в возрасте 10 лет, Бетховен ушел из школы, чтобы изучать музыку полный рабочий день с Кристианом Готлобом Нифе, недавно назначенным придворным органистом, а в возрасте 12 лет Бетховен опубликовал свое первое сочинение, набор фортепианных вариаций на тему малоизвестного классического композитора по имени Дресслер.
К 1784 году, когда его алкоголизм обострился, а голос ослабел, отец Бетховена больше не мог содержать свою семью, и Бетховен попросил официального назначения помощником придворного органиста. Несмотря на молодость, его просьба была принята, и Бетховен был зачислен в придворное жалованье со скромным годовым окладом в 150 флоринов.
Педагогическая деятельность Бетховена
Рассказывать краткую биографию Бетховена невозможно без упоминания об его учениках. Обучать музыке композитор начал еще в то время, когда в жил в родном городе. Его первый ученик до последнего дня жизни оставался верным и преданным другом Бетховена.
Следующей ученицей Людвига стала юная графиня Джульетта. Композитор был влюблен в девушку и всерьез думал о том, чтобы жениться на ней. Существует мнение, что знаменитую «Лунную сонату» он посвятил именно ей. Еще одной ученицей Бетховена стала Тереза Брунсвик. Она обладала музыкальным талантом, виртуозно играла на рояле, дирижировала и прекрасно пела, однако свою жизнь решила посвятить воспитанию детей. С Бетховеном они сохранили долгую и крепкую дружбу.
Ученицей композитора была и Доротея Эртман – популярные немецкая пианистка. Первым и единственным ребенком, которого обучал Бетховен, стал Карл Чени. Ему было всего девять лет, но он уже выступал со своими концертами. Он долго называл композитора Робинзоном Крузо, потому что в квартире у него всегда был беспорядок, а внешний вид Бетховена оставлял желать лучшего. Карл прозанимался у композитора около пяти лет. Однако никто из учеников Бетховена не унаследовал его манеру игры. Каждый привнес в свое творчество личные особенности. Это лишний раз доказывает, что Бетховен был не только великим композитором, но и выдающимся наставником.