Модест Петрович Мусоргский — «Картинки с выставки»
Сюита «» была написана Мусоргским в 1874 году как дань дружбе с художником и архитектором Виктором Гартманом (умер не достигнув сорока лет). Именно посмертная выставка картин друга и дала Мусоргскому идею создать композицию.
Цикл начинается пьесой «Прогулка», что олицетворяет прогулку самого композитора по галерее от картины к картине, поэтому данная тема повторяется в промежутках между описаниями картин. Произведение состоит из десяти частей каждая из которых передает образ какой-то картины.
Первый образ — «Гном» представляется слушателю смешным существом наделенным человеческими чувствами.
Вторая зарисовка призванная передать атмосферу средневекового замка и единственное что оживляет её — это образ трубадура, поющего неподалеку.
Зарисовка три — «Тюильский сад. Ссора детей после игры. Описывает детей на фоне Парижского городского парка.
«Быдло» — в музыке Мусоргского чувствуется непросто тяжесть огромной телеги-двуколки запряженной волами, изображенной на картине, но и тяжесть подневольной жизни крестьян, её однообразие.
«Балет не вылупившихся птенцов» — это полушуточное скерцо, прообраз которого — полотно Гартмана для балета «Трилиби» (в основу балета был поставлен мотив сказки Шарля Нодье). На полотне изображаются костюмы в виде яичной скорлупы.
«Два еврея, богатый и бедный» название шестой по счету части цикла «Картинки с выставки». У художника были представлены две портретные зарисовки с натуры. Используя контраст в качестве приема Мусоргский изобразил в музыке два совершенно противоположных характера.
«Лимож. Рынок»- Зарисовка номер семь — изображает дневную суету одного из провинциальных городов Франции, в частности местных сплетниц.
Произведение номер восемь — «Катакомбы. Римская гробница» Передает скорее философские размышления композитора, подкрепленные чувством утраты друга нежели попыткой передать мистическую атмосферу, которую чувствует человек, осматривающий древнюю римскую гробницу с фонарем в руках. В данном произведении можно разглядеть попытку пообщаться с уже умершим человеком при помощи музыки, в звуке чувствуется скорбь.
«Избушка на курьих ножках» — данная работа олицетворяет полет Бабы-Яги на метле, грозно постукивающей клюкой.
Заключительная композиция — «Богатырские ворота. В стольном городе Киеве.» Данная пьеса передает эпическую мощь старинного города и его величие, в ней слышится перезвон колоколов и возвышенный хорал. Пьеса достойно приводит к финалу сюиту «».