Музпарад победы — 7: какова история песен «день победы» и «колоколенка»?

Как создавалась песня день победы

Краткая история создания песни «День Победы»

Песня «День Победы» для миллионов зрителей является символом этого праздника. Она неизменно вызывает слёзы на глазах слушателей. В песне есть то, что не может оставить их равнодушными.

Возникает ощущение, что эта песня существует с того самого дня, 9 мая 1945 года. Но на самом деле это произведение было создано гораздо позже, в 1975 году, к празднику 30-летия Победы. Песня настолько органично передаёт чувства ветеранов войны, что без неё не обошлось ни одно празднование в честь Победы. Как же была создана эта великая песня?

Автор слов – поэт Владимир Харитонов. Он прошёл всю войну, и стихи, написанные им, отражают его личный опыт и чувства. По его словам, он пытался вместить в стихотворение всю радость, боль утрат, гордость за свою страну. «Радость со слезами на глазах» — именно то, что он чувствовал сам, и эта фраза очень точно передаёт главную мысль произведения.

Весной 1975 года Союзом композиторов объявил конкурс на лучшую песню о Победе. Поэт Владимир Харитонов обратился к молодому композитору Давиду Тухманову. Он принёс ему свои стихи, и тот за пару дней написал к ним музыку. Песня попала в конкурсные списки буквально в последний день перед окончанием конкурса.

Песня «День Победы» прозвучала в конкурсной программе в последний день прослушивания. Но увы, никакого места она не заняла. Пожилой состав жюри конкурса весьма нервно отреагировал на молодого композитора Давида Тухманова, на тот момент известного автора эстрадных шлягеров. Против него довольно резко высказались старшие коллеги, и на Гостелерадио это стало известно. В те годы именно руководители Союза композиторов определяли репертуарную политику радио и телевидения. Сейчас трудно в это поверить, но действительно было именно так.

Руководители Союза композиторов в основном были людьми весьма преклонного возраста, которым 30-летний Тухманов казался несерьёзным мальчишкой. К тому же он был автором множества хитов. И, хотя его песни звучали везде, он пока не имел никаких званий и наград. Если автор слов считался авторитетным человеком, будучи сам участником войны, то Тухманову не простили его молодости.

На момент конкурса Тухманов два года как являлся членом Союза композиторов, и его авторитет среди «зубров» старшего состава был невысок. Они коллективно решили, что новая песня несёт в себе элементы развлекательной музыки, то ли фокстрота, то ли танго. Союз композиторов не рекомендовал это произведение для телевизионных и радио эфиров. Песня Тухманова не получила никакого места на конкурсе. Её как будто не заметили. Кстати, позже все эти начальники из Союза композиторов и руководства Гостелерадио везде говорили о том, что стали «крёстными отцами» песни, не упоминая своей негативной роли в её продвижении. Правда, сегодня никто не помнит песни, которые заняли первые места в том конкурсе, а «День Победы» осталась в памяти.

И всё же один раз опальная песня попала в эфир. Это произошло во время «Голубого Огонька», посвящённого Дню Победы в 1975 году. Первым исполнителем стал певец Леонид Сметанников.

И только в ноябре 1975 года, Лев Лещенко исполнил «День Победы» во время концерта в честь Дня милиции. Ему очень нравилась песня, и он отдавал себе отчёт в том, что рискует, выступая с «не одобренным» произведением. Практически, он обманул организаторов. Но песня произвела фурор. Зал аплодировал стоя. Ветераны не могли сдержать слёз.

Организаторы концерта прикусили языки, они уже не могли ничего изменить. Концерт транслировался в прямом эфире, и песню услышала вся страна. Именно с тех пор песня ушла «в народ», и стала прочно ассоциироваться с великой Победой.

«Колоколенка» (1979)

Признаюсь, что эту песню я впервые услышал довольно поздно. Случилось это в 2006 году после выхода альбома «Мы победили», включающего каверы военных песен, записанных рок-музыкантами. Из всех каверов мне по-настоящему полюбилась именно «Колоколенка», исполненная группой МОНГОЛ ШУУДАН.

Группа была панковская, поэтому песню исполнила с характерной энергетикой и разгильдяйскими дворовыми нотками. Здесь эти нотки не раздражали, а напротив, очень органично подходили к тексту, написанному простым разговорным языком:

Мы землицу лапаем скрюченными пальцами, Пули, как воробушки, плещутся в пыли — Митрия Горохова да сержанта Мохова Эти вот воробушки взяли да нашли.

Тут старшой Крупенников говорит мне тоненько, Чтоб я принял смертушку за честной народ, Чтоб на колоколенке захлебнулся кровушкой, Растакой-разэтакий, этот «сукин кот»!

Бесхитростный, лишённый красивостей тон только усиливал реальность происходящего и впечатление от жертвы Крупенникова, который пытался отвлечь вражеского пулемётчика от бегущего к колоколенке солдата.

Да, видно, не судьба была пули мне отпробовать: Сам старшой Крупенников встал, как на парад… …Сразу с колоколенки, весело чирикая, В грудь слетели пташечки, бросили назад…

…Горочки-пригорочки, башни, колоколенки. Что кому назначено? Чей теперь черед? …Рана незажитая, память неубитая, Солнышко, да полюшко, да геройский взвод.

Я так свыкся с версией МОНГОЛ ШУУДАН, что крайне удивился, когда услышал песню в исполнении автора — барда Леонида Сергеева (ранее знакомого мне по юмористической телепередаче «Весёлые ребята»). Оригинал оказался неторопливым, негромким, сыгранным под одну гитару…

Ещё больше меня удивил факт, что песня написана очень давно — ещё в 1979 году. Сергеев недавно закончил историко-филологический факультет Казанского института и очередной раз отправился в «Снежный поход» — так назывались экспедиции по местам боевой славы. Собственно, впечатления от последнего похода и воплотились в «Колоколенке».

Однако популярность к песне пришла после выступления Леонида на питерском телешоу «Музыкальный ринг» в 1986 году. К автору тут же стали приходить письма от родных лейтенанта Крупенникова и сержанта Мохова, чему Сергеев очень удивлялся, ибо всех своих персонажей выдумал.

Песня о героях Великой Отечественной оказалась настолько близкой солдатам Афганской и Чеченской войн, что они тут же стали переделывать текст под себя, вставлять имена своих погибших сослуживцев…

Леонид Сергеев: «Привели меня в палату. Лежит парень. Давно лежит. Тяжелое ранение в голову на площади Минутка в Грозном. Капитан Слава Егин (так мне запомнилось). Я ему спел. Он помолчал и говорит:

— …А он добежал?

Я подумал, подумал и говорю:

— Не знаю…

Он подумал, подумал и говорит:

— …Ну, вообще-то не должен. Открытая местность, пулемет на вышке… Не должен.

Я подумал, подумал и говорю:

— Не знаю…

Он подумал и говорит:

— А вот я не добежал. Тоже открытое место было…

В него попал снайпер из многоэтажного дома, когда он бежал по площади».

P. S.: Сами песни вы можете послушать в 1-м комментарии к этой статье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: