Музыкальная тема
Аранжировку песни, сделанную А. Г. Шнитке, исследователи называют «шедевром музыкальной драматургии»; финальная хроника картины, сцена встречи воинов на Белорусском вокзале, в которую она включена, по силе воздействия напоминает эпизоды «всенародного единения» из ленты «Летят журавли». Марш был записан военным духовым оркестром, в котором отдельным инструментам принадлежала собственная роль:
Сам автор при исполнении этой песни менял темп: начинал медленно, с сосредоточенным усилием, «словно отражающим мучительную трудность начала войны»; затем темп убыстрялся, а в третьем куплете становился сдержанным, отстранённым. В финальном повторе про «огонь смертельный» снова происходило нарастание внутреннего напряжения.
Песня из фильма, не предназначавшаяся, по мнению исследователей, для участия в парадах, превратилась в «элегический марш» и стала гимном десантных войск. Окуджава спустя годы полушутя признавался, что впервые ощутил себя музыкантом, когда увидел по телевизору встречу высоких гостей Советского Союза, прибывших на правительственный аэродром; их движение от трапа самолёта шло под звуки песни «Нам нужна одна победа».
«Мы за ценой не постоим» (1970), «Бери шинель» (1975)
Я недаром объединил две эти песни вместе, несколько нарушив хронологию цикла, ибо все они принадлежат перу Булата Окуджавы.
История первой композиции напрямую связана со знаменитым фильмом «Белорусский вокзал» (1970). Фильм начинался с встречи четырёх бывших фронтовых друзей на похоронах своего однополчанина. После чего четвёрку ждали различные передряги и испытания, призванные проверить крепость их былого военного братства…
Так появились замечательные строчки, изображающие выжженное и изрытое войной поле боя, где не осталось ничего живого, кроме солдат, которые буквально «врастают в землю тут».
Удивительно, но в постсоветские годы нашлись «интеллектуалы», прицепившиеся к строчке «Мы за ценой не постоим». Подобные придирки всегда начинаются с рассуждений о «напрасных жертвах», затем плавно перетекают в пресловутое «забросали трупами» и закономерно заканчиваются утверждениями вроде: «Надо было сдать Ленинград немцам». Ну, да Ницше им судья… Вернёмся к песне.
Изначально планировалось, что Окуджава сочинит только текст, а музыку напишет композитор кинокартины — Альфред Шнитке. Однако Окуджава был уже опытным бардом, поэтому, работая над текстом, одновременно придумал и мелодию. Без далеко идущих планов — просто так легче сочинялось.
Во время демонстрации песни перед Смирновым и Шнитке Окуджава заявил, что исполнит её пока на свою мелодию, а потом уже полностью передаст во власть профессионального композитора. Забавно, что режиссёру песня показалась не слишком удачной, а вот Шнитке понравилась. Ничего менять композитор не стал, лишь сделал оркестровую аранжировку для инструментала, который звучит в конце фильма и сопровождает документальные кадры возвращения солдат с войны на Белорусский вокзал.
Что касается собственно песни, то она также звучит ближе к концу в сцене, где четвёрка друзей приходит в гости к Рае — медсестре своего «10-го непромокаемого батальона», и просит исполнить их любимую фронтовую песню.
Сцену переснимали несколько раз. Ведь по замыслу режиссёра во время её исполнения плакать должны были только мужчины. Однако и Нина Ургант, играющая Раю, несколько раз не могла сдержать слёз. Именно под гитару в исполнении актрисы люди впервые и услышали слова:
Хотя на моей пластинке песня называлась «Мы за ценой не постоим», сейчас она чаще выходит под другим названием — «Нам нужна одна победа». Впоследствии песню исполняли и другие певцы — например, Эдуард Хиль или сам Окуджава.
К следующей песне — «Бери Шинель» — Булат Шалвович написал только слова, а композитором выступил Валентин Левашов. Это было горькое обращение солдата к своему павшему товарищу:
Первоначально песня была написана для к-ф «От зари до зари» (1975). Там она звучит в необычном месте — в… ресторане, где её исполняет ресторанный певец Савелий (актёр Борис Иванов).
Второе — более яркое — рождение «Бери шинель» пережила два года спустя. Неожиданно Левашову позвонил из Киева Леонид Быков, снимавший фильм «Аты-баты, шли солдаты»…
Тогда Левашов предложил Быкову компромиссный вариант: пусть он найдёт для фильма другого композитора, а их с Окуджавой просто упомянет. Так в фильме и появилась странные титры: «Композитор — Георгий Дмитриев, песня — Б. Окуджавы и В. Левашова».
В «Аты-баты…» песня звучит в эпилоге фильма, где кадры гибели ефрейтора Святкина, вставшего на пути танка, перемежаются со сценами на кладбище из послевоенного времени. Недаром Быков сократил оригинальный текст, начав сразу с четвёртого куплета: «А ты с закрытыми очами…».
На сайте памяти Леонида Быкова пишут, что в фильме песню исполнил Эдуард Хиль, хотя лично мне кажется, что это не его голос (послушайте другие исполнения песни Хилем). Что касается моей пластинки, то там «Бери шинель» пел Иосиф Кобзон.
Презентация на тему: » История создания песни «А нам нужна одна победа».» — Транскрипт:
1
История создания песни «А нам нужна одна победа»
2
История создания песни Кинофильм «Белорусский вокзал», где впервые прозвучала и откуда вошла в нашу жизнь эта песня, безоговорочно относят к фильмам о Великой Отечественной войне, хотя нет в нем ни одного военного кадра. Это фильм о мирных днях, и все-таки война незримо присутствует в нем, ощущается в атмосфере действия, происходящего на экране. Четверо фронтовых друзей встречаются по горестному поводу — на похоронах своего бывшего однополчанина. Четверка главных героев, приходят в гости к бывшей медсестре своего десантного батальона и, помянув боевого товарища, просят хозяйку спеть любимую песню их «десятого непромокаемого батальона». Режиссер фильма Андрей Смирнов считал, что эта песня должна быть, которую как бы сложил участник войны, сложил в те далекие военные годы пусть и не очень умело, но искренне. Эта была трудная задача. Один за другим отвергались предлагаемые варианты песенных текстов и музыки. Шло время, и тогда решено было обратиться к поэту и тогда решено было обратиться к поэту- фронтовику Булату Шалвовичу Окуджаве
3
«Я, признаться, растерялся. Предупредил, что не предлагаю свою мелодию, пусть они судят только о стихах. И неуверенным, каким-то диким от волнения голосом начал петь…» Сначала песня не произвела впечатления ни на режиссера, ни на киногруппу, но я чувствовал: что-то в ней есть. Просто мешало мое неумение исполнять, да еще, не умея играть, я вздумал аккомпанировать себе на пианино в присутствии композитора Шнитке, писавшего музыку к «Белорусскому вокзалу», и делать это при нем было особенно трудно. Но вдруг именно он, один-единственный, сказал: «Послушайте, а ведь это же очень интересно». И тут же воспроизвел песню сам, и мы начали петь дуэтом. Рассказывая о песне «Нам нужна одна победа», нельзя не сказать о ее первой и пока непревзойденной исполнительнице заслуженной артистке Нине Ургант, сыгравшей медсестру Раю в «Белорусском вокзале» И вот уже сколько лет прошло, но не было еще той поры ни одного концерта, ни одной встречи, где бы не звучала это песня, которая проникает в душу и оседает там, оставляя в наших глазах слёзы радости…Эта песня судьба, песня жизнь.
4
Здесь птицы не поют, Деревья не растут, И только мы плечом к плечу Врастаем в землю тут. Горит и кружится планета, Над нашей родиною дым, И, значит, нам нужна одна победа, Одна на всех — мы за ценой не постоим. От Курска и Орла Война нас довела До самых вражеских ворот — Такие, брат, дела. Когда-нибудь мы вспомним это — И не поверится самим… А нынче нам нужна одна победа, Одна на всех — мы за ценой не постоим. Припев: Нас ждет огонь смертельный, И все ж бессилен он. Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный Десятый наш десантный батальон. Едва огонь угас — Звучит другой приказ, И почтальон сойдет с ума, Разыскивая нас. Взлетает красная ракета, Бьет пулемет, неутомим… И, значит, нам нужна одна победа, Одна на всех — мы за ценой не постоим Припев: Нас ждет огонь смертельный, И все ж бессилен он. Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный Десятый наш десантный батальон.
«Последний Бой» (1971)
В 1971 году на экраны вышла последняя часть пятисерийной эпопеи «Освобождение» — фильм «Последний штурм». В этом фильме роль лейтенанта Ярцева сыграл Михаил Ножкин — известный более как автор слов знаменитого хита «Последняя электричка».
Вот режиссёр Юрий Озеров и попросил Ножкина написать какую-нибудь подходящую песню для своего «лихого и весёлого» персонажа. Первая предложенная песня оказалась слишком «лихой»:
Столь оскорбительный для генералов текст, конечно, никто не одобрил. И тогда родилась другая песня более соответствующая теме штурма Берлина…
Ножкин написал песню от и до — и слова, и музыку. И сам же исполнил её на экране под гитару. Звучит песня в сцене, когда советские солдаты «квартируются» в одной из берлинских квартир. Во время исполнения песни звонит телефон. Трубку поднимает хозяйка дома — старая немка — и происходит забавный диалог с комендантом Берлина:
Четвёртой на моей пластинке была песня «День Победы». Но о ней — в заключительной части цикла…
P. S.: Сами песни вы можете послушать в 1-м комментарии к этой статье.