Краткая история создания песни «Вставай, страна огромная!»
Символичным произведением Великой Отечественной войны является композиция «Вставай, страна огромная!» (еще одно название песни — «Священная война»). Поэт В.И. Лебедев-Кумач написал композицию в самом начале военных действий. Изначально это было проникновенное открытое стихотворение, которое было представлено народу 24 июня 1941 году. Известный актёр Александр Остужев произнес его по радио.
Строки стихотворения «Вставай, страна огромная!» сразу были размещены в «Известиях» и «Красной звезде». С этого дня стихи стали популярны, их каждый день транслировали по радио. В них было то, что притягивало не только простых людей, но и многих композиторов. Яркий текст стал востребован у музыкантов, некоторые из которых хотели с ним поработать. Уже через 3 дня маленький сборник с композицией на эти знаменитые строки подписали в печать. Он вышел тиражом в 10 тысяч.
Композитор М.И. Блантер создал музыкальное сопровождение не только к уже известной «Катюше», но и к этой пронзительной песне. Но очень скоро появился ещё один вариант композиции. Автором музыки стал А.В. Александров. Композитор решил, что для этой песни подойдёт более мелодичное звучание. Этот вариант разошёлся тиражом в 5-тысячном экземпляре. Однако именно интерпретация песни профессором и руководителем ансамбля и стала ключевой. У Великой Отечественной войны появился свой символ.
Незабываемое время, наполненное героизмом и самоотверженностью, имеет свой отличительный знак, заключенный в этой композиции. Но широкое звучание песня получила лишь спустя несколько месяцев. Московская битва была в самом разгаре. 15 октября 1941 года эта песня стала придавать силы тем, кто боролся за правое дело. До этого памятного события часть критиков и сторонников не поддаваться панике предпочитала скрывать композицию от солдат. Ведь было только начало войны. Мысль о тяжёлом смертном бое могла негативно сказаться на общем настроении народа. Эти стихи совсем не совпадали с установкой «отделаться малой кровью». Все мечтали о быстрой победе, никто не думал о возможности долгих и трагичных военных действий.
Песня «Вставай, страна огромная!» славится своей широкой мелодичной распевностью. Солдаты грозной поступью шли в бой. Композиция помогала не падать духом тогда, когда силы были уже на исходе. Бойцы Красной Армии верили в победу. Песня вдохновляла их на новые свершения. Композиция помогала поднять моральный дух, вселяла надежду на светлое будущее. Солдатам пришлось принять участие по многих ожесточённых боях. Но рядом с бойцами Красной Армии, когда они упорно оборонялись, была песня, которая придавала им сил двигаться дальше.
Маршал победы Георгий Константинович Жуков назвал композицию «Вставай, страна огромная!» бессмертной. Особенно ценно то, что Г.К. Жуков, несмотря на чрезвычайную скупость на похвалы, выделил именно эту песню.
Композиция «Вставай, страна огромная!» не потеряла свою популярность и после военных действий. Зарубежные гастроли, в которых принимал участие Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии, обязательно проходили с песней «Священная война». Композиция всегда душевно и тепло принималась публикой. И в Советском Союзе, и за его пределами песня была очень популярна. Композиция, имеющая колоссальный успех, памятна для всего народа нашей страны. Ее поют на каждом мероприятии, посвящённом Великой Отечественной войне. Люди не могут сдержать слез, когда слышат искренние проникновенные строки. Это не просто стихотворение, положенное на музыку. В песне «Вставай, страна огромная!» показана жизнь народа того непростого времени.
До сих пор возникают споры об авторстве текста. Некоторые масс-медиа уверены, что песню «Вставай, страна огромная!» написал А.А. Боде. Эти стихи он создал ещё в 1916 году. Посвящены они были не Великой Отечественной, а Первой мировой войне. Был даже суд, который и утвердил, что автором известного текста все-таки является В.И. Лебедев-Кумач.
Сильная жизненная композиция «Вставай, страна огромная!» — это призыв, направленный всему народу. Чтобы одержать победу, люди должны были объединиться. Солдаты самоотверженно сражались, потому что их боевой и моральный дух поддерживали мысли о благом деле, которое они совершают для своей страны, для своих родных.
История создания песни «В землянке»
«Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно. Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Андреевне. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков… Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Военно-Морского Флота. Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что хотя я свою товарищескую совесть и очистил, но песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов побегал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось.
Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фотографа Савина гитару и под гитару спел новую свою песню «В землянке».
Все свободные от работы «в номер», затаив дыхание, прослушали песню. Всем показалось, что песня «вышла». А вечером Миша Савин после ужина попросил у меня текст и, аккомпанируя себе на гитаре, спел новую песню. И сразу стало видно, что песня «пойдет», если обыкновенный потребитель музыки запомнил мелодию с первого исполнения.
Алексей СУРКОВ
«Враг рвался на восток через Кашино и Дарну по дороге, параллель ной Волоколамскому шоссе, фашистские танки прорвались на дорогу и отрезали штаб полка, расположившийся в деревне Кашино, от батальонов. Надо было прорываться из окружения. Всем штабным работай кам пришлось взяться за оружие и гранаты. Стал бойцом и поэт, Смелый, решительный, он рвался в самое пекло боя. Старый, храбрый солдат выдержал боевое испытание с честью, вместе со штабом полки вырвался из вражеского окружения и попал… на минное поле. Это было действительно «до смерти четыре шага», даже меньше…
После всех передряг, промерзший, усталый, в шинели, посеченной осколками, Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки. Может быть, тогда и родилась знаменитая его «Землянка» — песня, которая вошла в народную память как неотъемлимый спутник Великой Отечественной войны».
А. П. БЕЛОБОРОДОВ, генерал армии, дважды Герой Советского Союза
«Одессит-Мишка» (1943)
Коль уж мы вспомнили Одессу и Утёсова, то нельзя обойти стороной песню про моряка Мишку — наверное, самую популярную в военном репертуаре певца.
Поэт Владимир Дыховичный (сам моряк, воевавший, правда, на Северном флоте) написал её текст в начале 1942 года — специально для Утёсова. Первым, кто положил «Одессита-Мишка» на музыку, был Модест Табачников. Но певцу эта версия почему-то не приглянулась, и новую музыку написал пианист оркестра Утёсова — Михаил Валовец.
Песня получилась довольно длинной, поэтому под неё пришлось отвести аж две стороны диска-миньона, записанного в марте 1943 года.
Однако наибольшее впечатление песня производит, когда ты непосредственно видишь исполнение Утёсова — недаром он был не только певцом, но и великим артистом. Одесский оптимизм, прорывающийся даже сквозь слёзы, приводил слушателя в состояние, которое древние греки называли «катарсис».
Изрытые лиманы, поникшие каштаны, И тихий, скорбный шепот приспущенных знамен… В глубокой тишине, без труб, без барабанов, Одессу покидает последний батальон.
Хотелось лечь, прикрыть бы телом Родные камни мостовой, Впервые плакать захотел он, Но комиссар обнял его рукой:
Ты одессит, Мишка, а это значит, Что не страшны тебе ни горе, ни беда. Ведь ты моряк, Мишка, моряк не плачет И не теряет бодрость духа никогда!
Родной город Утёсова ещё был под врагом, но его «Одессит-Мишка» не сомневался, что миг, когда войдёт «в красавицу Одессу гвардейский батальон» — лишь вопрос времени. И в апреле 1944 года пророчество стало явью. Показательно, что накануне перед этим летчики разбрасывали над Одессой агитационные листовки с призывом «Помогайте Красной Армии освобождать Одессу!» и текстом… «Одессита-Мишки».
В течение всей войны к Утёсову приходило множество писем от тех, кто считал, что именно он тот самый Мишка, который покинул Одессу последним. Одному из таких Мишек певец даже пообещал, что возьмёт его после войны к себе водителем…
Константин Рылев: «Однако после окончания Великой Отечественной Михаил Бендеровский не приехал работать водителем у Утесова. Спустя много лет, вспоминая эту историю, певец с горечью заметил: „Он был человек слова. Значит, не стало Мишки. Лишь в песне остался…“»
P. S.: Сами песни вы можете послушать в 1-м комментарии к этой статье.
«В землянке» (1942)
Одна из самых трогательных песен войны родилась из… обычного письма. Впрочем, не совсем обычного, ведь написано оно было стихами…
В ноябре 1941 года корреспондент «Красноармейской правды» — Алексей Сурков — прибыл в стрелковый полк, который выходил из окружения под Истрой. Алексею Александровичу пришлось пережить вместе с бойцами танковую атаку немцев и даже пройти по заминированному полю. После чего он пишет в землянке письмо своей жене Софье. Всё пережитое он пытается передать четырьмя поэтическими строфами, которые вскоре будут напевать по всему фронту:
Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза. И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза.
…Ты сейчас далеко, далеко, Между нами снега и снега… До тебя мне дойти нелегко, А до смерти — четыре шага…
Спустя время, в 1942 году, композитор Константин Листов спросил Суркова — нет ли у него подходящих стихов для песни? Тот полистал свой блокнот и выписал текст того самого письма, не особо надеясь, что из него что-то получится. Однако уже через неделю Листов пришёл в редакцию и исполнил «Землянку» под гитару. 25 марта 1942 года текст с нотами был напечатан в «Комсомольской правде».
Песня тут же разлетелась по стране. Её исполняли и солдаты в окопах, и такие знаменитые певцы, как Леонид Утёсов и Лидия Русланова. Однако нашлись и критики, которые посчитали стихи слишком «упадническими» и требовали вычеркнуть строки про смерть. Слух о цензуре тоже разлетелся быстро, и к Суркову начали приходить довольно эмоциональные письма.
Из письма гвардейцев-танкистов: «Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, — мы-то ведь знаем, сколько шагов до неё, до смерти».
Возможно, именно поэтому одна из самых популярных песен была впервые записана на пластинку лишь в… 1954 году. Исполнивший «Землянку» Михаил Новохижин сам был в шоке от этого факта.
«Тёмная ночь» (1943)
Второй великой лирикой самых мрачных лет войны стала знаменитая «Тёмная ночь», по своему посылу очень схожая с «Землянкой». Если «Землянка» была реальным письмом солдата любимой, то «Ночь» — художественной имитацией подобного письма.
Дело в том, что сочинялась песня специально для фильма режиссёра Л. Лукова «Два бойца».
Никита Богословский: «Однажды вечером пришёл ко мне Леонид Луков и сказал: „Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни“. И так взволнованно, так талантливо рассказал мне и тему песни, и её настроение, что я, сев к роялю, сразу, без единой остановки сыграл ему мелодию „Тёмной ночи“, которая и вошла потом в фильм без изменения. Вызвали срочно поэта Владимира Агатова, он тут же, присев к столу, написал стихи, почти без помарок».
Песня должна была сопровождать сцену, где солдаты пишут письма родным и близким. Один лишь герой Марка Бернеса — одессит Аркадий — ничего не пишет, а перебирает струны гитары. На вопрос «Почему?» он отвечает: «У меня есть один друг, которому я мог написать… Так он рядом со мной в этой землянке… А больше некому…». Поэтому вместо письма он исполняет песню, выражая в ней чувства всех своих однополчан:
Тёмная ночь, только пули свистят по степи, Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают. В тёмную ночь ты, любимая, знаю, не спишь, И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь…
Версия Бернеса, на мой взгляд, так и осталась самым проникновенным и подлинным исполнением «Тёмной ночи». Правда, ещё до выхода фильма в прокат о песне узнал Утёсов и тут же включил в свой репертуар. Пришлось Богословскому и Агатову срочно сочинить для Аркадия ещё одну песню — на этот раз задорную и, уж точно, не менее знаменитую «Шаланды полные кефали».
А с пластинкой «Тёмной Ночи» произошла практически та же история, что и с «Синим Платочком» Шульженко. Женщина-техник, слушая песню, расплакалась и залила слезами матрицу будущего диска. Пришлось нарезать вторую…