Популярность и признание
Масленица — одно из наиболее известных произведений Петра Ильича Чайковского. С момента своего создания оно завоевало популярность и стало неотъемлемой частью репертуара многих театров.
Музыкальная сказка «Масленица» была впервые исполнена в 1879 году. Она была названа основной симфонической поэмой Чайковского и получила высокую оценку музыкальных критиков и публики.
Стилистически произведение объединяет черты народной музыки, русских народных песен и традиций. Благодаря этому оно обладает особым шармом и привлекает слушателей своей яркостью и запоминающейся мелодичностью.
Масленица стала популярной не только на Родине, но и за ее пределами. Музыкальные театры во многих странах исполняли эту композицию с большим успехом.
Композиция «Масленица» входит в список лучших сочинений Чайковского и часто исполняется на концертах и фестивалях, посвященных творчеству великого композитора.
Благодаря своей популярности и признанию «Масленица» стала одним из символов русской музыкальной культуры. Великий композитор Петр Ильич Чайковский оставил своим потомкам настоящий шедевр, который продолжает радовать и вдохновлять людей своей красотой и величием.
Слайд 24Воскресенье — ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬВ последний день масленицы все друг у
друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя
и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума — полотенце, для кумы — кусок мыла. В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями — «на богатый урожай». В деревнях жгли костры, но не обычные — из хвороста да поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобиться, чтобы освободиться от всего ненужного. В городах же костры разводили с другой целью — растопить ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы — холод и лед. Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.
Слайд 16 Среда — ЛАКОМКА На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а
для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев
было по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался. Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: «хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!» А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, «сколько раз собака хвостом махнет».
Познавательные:
- кратко ознакомить учащихся с творчеством русских писателей, художников, композиторов, с УНТ;
- наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
- умение воспринимать произведения искусства и выражать свое отношение к ним;
— формировать умение выполнения творческого задания в жанре описания; работать над развитием навыков правильной и богатой речи; совершенствовать навык описания пейзажа в художественном стиле, используя выразительные художественные средства;
- сравнивать различные виды работ;
- анализировать результаты своей работы;
- изменять, творчески переделывать;
- поиск и выделение нужной информации.
Творчество Чайковского в целом
Пётр Ильич Чайковский — великий русский композитор, один из самых известных и влиятельных музыкальных деятелей XIX века. Его творчество охватывает широкий диапазон жанров: оперы, балеты, симфонии, концерты, камерную музыку и многое другое.
Музыка Чайковского отличается проникновенностью, эмоциональностью и глубокой художественностью. Он мастерски владеет различными стилями и жанрами, создавая произведения, которые оставили неизгладимый след в мировой музыкальной истории.
Оперы Чайковского, такие как «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», являются музыкальными шедеврами и считаются одними из самых значительных оперных произведений русской классической музыки. Они выразительно передают эмоции героев и помогают передать глубокий смысл истории.
В сфере балета Чайковский также достиг великих высот. Его балетные композиции, такие как «Лебединое озеро» и «Спящая красавица», являются непревзойденными шедеврами музыкального и танцевального искусства. Музыка Чайковского идеально сочетается с передвижениями танцоров, создавая уникальное и захватывающее зрелище.
Хотя симфонии Чайковского составляют меньшую часть его творчества, они не менее важны и превосходны. Его шестая и последняя симфония, известная как «Патетическая», является одной из самых известных и популярных симфоний в мире. Она наполнена глубокими эмоциями, печалью и меланхолией, и поражает слушателей своей красотой и страстностью.
Кроме опер, балетов и симфоний, Чайковский также написал множество других произведений, таких как концерты для фортепиано и скрипки, оркестровые сюиты, камерные ансамбли и песни.
Примеры известных произведений Чайковского:
- Опера «Евгений Онегин»
- Балет «Лебединое озеро»
- Симфония № 6 «Патетическая»
- Опера «Пиковая дама»
- Балет «Спящая красавица»
- Симфония № 5
- Концерт для фортепиано с оркестром № 1
- Сочинения для скрипки и фортепиано
Музыка Чайковского является визитной карточкой русской классической музыки и остается популярной во всем мире до сегодняшнего дня.
Публикация «Конспект беседы с детьми старшей группы о музыкальном произведении П, И, Чайковского „Зима“, Миниатюра „Февраль, Масленица“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Чайковский П.И.
- Темочки
(сугроб)
— Про какое время года эти загадки? У нас на эту тему есть несколько картин. Посмотрите на них.
— А ведь за окошком, ребята, тоже зима. Подойдём к нему. Какой вы видите зиму? Ответы детей: «холодная, снежная, радостная, весёлая, красивая». Вы видели в загадках несколько слов, связанных с зимой. Какие слова вы ещё можете использовать, говоря о зиме?
-Мы увидели зиму. А вы знаете, что зиму можно услышать? Теперь сядьте на стулики. И скоро мы её услышим. Сейчас зазвучит музыка. Её автор русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Но сначала я о нём немного расскажу. Его произведения известны всем русским людям, даже тем, кто не является любителем классической музыки. Родился в городе Воткинске Вятской губернии. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на музыкальных инструментах. У мальчика рано проявился интерес к музыке : в пять лет он уже играл на фортепиано. Потом идут годы учё бы: домашнее обучение, пансион, консерватория. Был профессором консерватории в Москве, директором отделения российского музыкального общества в Москве. Всемирную славу Чайковскому принесли музыка к балетам «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», к опере «Евгений Онегин». Именем великого композитора названы улицы, музыкальные учреждения. В его честь установлены памятники, его именем назван театр и концертный зал, симфонический оркестр и международный музыкальный конкурс.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Зима» (миниатюра «Февраль. Масленица»).
— Какие чувства у вас возникают, когда вы слушаете эту музыку? То есть вам радостно или грустно?
— Весёлая.
— Почему у вас появилось такое чувство? Оказывается, с этим связан и ритм этого музыкального произведения. Он быстрый или медленный? Мелодия плавная или плясовая?
— Быстрая. Под которую пляшут.
— Что вы представляете себе во время прослушивания музыки? Здесь есть подсказка в названии мелодии: «Масленица».
— Музыка напоминает Масленицу. Весёлый праздник детей и взрослых
— Мы видели, как проходит масленица в нашем городе.
— Пекут блины, продают сладости.
— Танцуют, поют.
— Дети катаются с горки, участвуют во всяких играх вместе со взрослыми.
— В конце сжигают чучело зимы. И водят хоровод вокруг костра.
— Чайковский и представлял Масленицу, когда создавал это произведение.
— Послушаем ещё раз его фрагмент.
Слушание мелодии.
— Вы услышали радостную мелодию, под которую хочется веселиться, плясать. Мы представляем, как дети катаются с горки, играют в снежки и смеются. От этой музыки даже очень грустному человеку становится весело.
— От этой музыки у меня появилось хорошее настроение.
— Хочется поплясать
— Спасибо автору за музыку, которая поднимает настроение. Вот недавно мы смотрели в окно и отвечали на вопрос, какая бывает зима. А сейчас вы убедились, сто зима бывает не только холодная и вьюжная, но и нарядная, радостная, праздничная.
Теперь сядьте за столы, возьмите листки, карандаши и нарисуйте, какой вы видите зиму.
Слайд 14Вторник — ЗАИГРЫШВо вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры,
катания, забавы. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили
в гости — покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестер, а от дома к дому ходили «позыватки» — люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позываток встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.
Ребята, почему же П. И. Чайковский предпослал слова Вяземского своей пьесе?, В эпиграфе отражены веселье и радость, умение народа праздновать Масленицу., Дома вам предстоит написать миниатюру., Чтобы сочинение было интересным и ярким, о чем нужно помнить?
-
Этап рефлексии учебной деятельности
Итак, ребята, мы рассмотрели разные произведения искусства и увидели, что Масленица занимала большое место в творчестве музыкантов, писателей и художников. Но всех их объединяло то, что в этом праздники они видели умение народа радоваться, веселиться.
Подберите выражение, которое соответствует вашему восприятию урока: хлопал ушами, слышал краем уха, шевелил мозгами, считал ворон, у меня на уроке была светлая голова, каша в голове, ни в зуб ногой.
Я вам дала листочки, вы за 3 минуты должны написать все слова, которые относятся к нашей теме и которые помогут вам написать сочинение дома.
Слайд 12 Каждому дню масленичной недели дано свое имя: Понедельник — ВСТРЕЧА На первый
день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы — широкой
боярыни. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой зазывая Масленицу, после чего устраивали кулачные бои в честь «приезда дорогой гостьи». Зажиточный люд начинал встречу Мас-леницы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где прово-дить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не поте-шаться над скоморохами значило в старину — жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги. В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших, либо его клали на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно, приговаривали: «честные наши родители, вот для вашей души блинок».
Какие языковые средства помогают автору передать чувство радости?, С какими словами обычно сочетается слово веселый?, А теперь найдите в тексте словосочетания с этим словом.
Какую главную мысль они помогают раскрыть? Что мы видим в этом небольшом отрывке? Какие чувства Масленица вызывает у людей?
А теперь посмотрите на доску, здесь вы увидите репродукции картин Бориса Михайловича Кустодиева, на которых изображена русская зима, масленичное веселье. Более подробно расскажет Настя.
Что сразу бросается в глаза? Кустодиев – выдающийся русский живописец. В его творчестве богато представлена тема народа., причем он обратился не к трудным и тяжелым будням народной жизни, а к ее праздничной стороне. Искусство Кустодиева веселое, жизнерадостное. Картины «Ярмарка», «Праздник в деревне», «Гулянье на Волге», «Хоровод», «Карусель», «Масленица».
На картине изображено народное гуляние – Масленица. В глазу сразу бросается многоцветье. Много ярких красок. Недалеко – карусель, толпа народа у балагана. Вес в радостном движении. На румяных от мороза лицах – улыбки.
Птиц всполошил праздничный гомон: песни под гармошку, женский смех, фырканье лошадей, крики возниц.. Колокольчики-бубунчики голосят и поют. Снег переливается на солнце: бледно-сиреневый, жемчужно-розовый, нежно-голубой. Кустодиев выразил не только прелесть милой его сердцу природы, но и всю ширь, все богатство и щедрость русской души, характер народа.
9 стр., 4083 слов
Трудно ли быть настоящим другом. Как понять что друг настоящий. …
… на одной волне», когда можно расслабиться, быть настоящими – искренними, не бояться, при этом выглядеть смешно или даже нелепо. Но всё же, наверное, быть другом … Никогда не говорите о друге слов, которых бы ни рискнули повторить ему в лицо. Будьте преданны верным друзьям и готовы их … уходите в отказ. Хотя друзья и не порадуются, что вы допустили ошибку, но будут очень довольны тем, что вы достаточно …
История создания «Масленицы»
«Масленица» – произведение Петра Ильича Чайковского, русского композитора, написанное в 1879 году. Этот музыкальный образ, олицетворяющий праздник Масленицы, стал частью сюиты из балета «Спящая красавица».
Создание музыки для балета «Спящая красавица» было поручено Чайковскому в 1888 году. По запросу директора Императорских театров Ивана Всеволожского, композитору предстояло написать партитуру, которая была бы подходящей для характеристики различных персонажей и событий на сцене.
Одним из ярких эпизодов этого балета стала сцена масленицы, которая изображала веселый и радостный праздник, отмечаемый в России на неделю перед Великим постом.
Чайковский воплотил оживленную атмосферу данного события в музыку, передавая через мелодии и ритмы радость, танцы и игры. Фрагмент «Масленицы» долгое время использовался отдельно от балета и стал самостоятельным произведением.
«Масленица» представляет собой яркую и веселую композицию, насыщенную ритмическими фигурами и танцевальными мелодиями. В ней прослеживается явное настроение праздника и радости, которые характерны для масленичных гуляний в русской культуре.
Произведение известно своей богатой инструментальной палитрой и напоминает сельские пляски, взрывы смеха, грохот и радостный хоровой пение. Благодаря передаче настроения праздника и яркости образов, «Масленица» стала одним из наиболее популярных произведений Чайковского.
Что такое «Масленица»?
Масленица – это традиционный русский праздник, который отмечается неделю перед началом Великого поста. Празднование Масленицы имеет древние корни и связано с проводимыми языческими обрядами.
Во время Масленицы люди собираются на улицах и площадях, чтобы принять участие в различных народных гуляниях и забавах. Главными символами праздника являются масленицы – блины, которые готовят и угощают всех желающих.
В течение всей недели Масленицы проводятся различные соревнования и конкурсы, такие как гонки на санях и лыжах, катание на качелях, веселые бои снежками, пляски и хороводы. Важным элементом праздника является сожжение соломенной чучела, символизирующего зиму и сопровождающегося песнями и танцами.
Масленица – это не только время радости и веселья, но и время прощания со зимой и приветствия весны. Она также имеет религиозное значение, поскольку после ее окончания начинается Великий пост – 40-дневное время подготовки к Пасхе.
Таким образом, Масленица – это веселый и яркий народный праздник, который собирает людей вместе для празднования, игр и соревнований, а также для прощания со зимой и ожидания прихода весны.
И. Шмелева «Лето Господне».
Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны вызывает она во мне; довольный гул людей, дорогу с веселыми санями, с веселыми конями в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоники. <…> Масленица в разгаре. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с веселыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные катаются на извозчиках с гармоньей. Мальчишки в «блины играют»: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать — не выронить, весело бьются мордами. <…>
Широкая печь пылает. На сковородках с тарелку блины пекутся, румяные, кладутся в стопки… Стоит благодатный гул: довольны. (И.С. Шмелев)
Коммуникативные:
— воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
- сравнивать и анализировать разные виды работ;
- создавать и редактировать собственные тексты;
-уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать поставленный вопрос.
12 стр., 5651 слов
Развитие творческих способностей учащихся детской художественной …
… учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи (на примере натюрморта). 6. Разработать планы-конспекты уроков … восприятия, а также исполнительской техники (умений и навыков художественно-творческой деятельности). … [Сачкова Е.С. Психолого-педагогический аспект проблемы формирования композиционных способностей у … и оригинальность, можно говорить о проявлении и реализации творческой …
Итак, что нужно знать и уметь, чтобы написать сочинение по музыкальному произведению?
Сформулируйте цель урока с помощью опорных слов (на доске опорные слова: впечатления, выразить, передать чувства) Расширить словарный запас, подобрать необходимую лексику, вспомнить, как праздновали Масленицу на Руси.
Чтобы создать текст сочинения, нужно владеть определенной лексикой, сформулируйте вторую цель урока.
В течение урока мы будем работать с различными произведениями искусства и будем заполнить таблицу, таким образом мы сможем набрать материал для своих сочинений.
Этап реализации построенного проекта.
Ребята, на прошлых уроках мы познакомились с праздником Масленица, с его традициями, посмотрели, как отмечает народ этот праздник. Ульяна подготовила пословицы и поговорки об этом празднике.
1 стр., 442 слов
Сочинение главное слово на свете любовь
… Здесь нужно уметь уступить. Любовь не опишешь простыми словами. Это не то, что можно определить, даже понять и то бывает невозможно. Самое главное – ее почувствовать. Вопрос, что … Он никогда не будет размениваться на мелкие, бытовые ссоры, которые ничего не значат. Любовь – это свет в душе, способный придать всей жизни нужный смысл. Но этот дар очень …
Мое настроение, Материал урока мне был, Домашнее задание мне кажется., Активно/ пассивно, Доволен /не доволен
коротким/длинным
не устал/устал
стало лучше/стало хуже
понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
легким/трудным
интересным/неинтересным
ЛИТЕРАТУРА
//URL: https://liarte.ru/sochinenie/miniatyura-po-muzyikalnoy-pese-chaykovskogo-fevral-maslenitsa/
1. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 6-й кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 1999.
2. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М.Забелиным. Симферополь, 1992.
3. Шмелев И.С. Лето Господне. Человек из ресторана. М.: Дрофа: Вече, 2002.
4. А.М. Турков. Кустодиев. М.: Искусство, 1986.
5. Государственный русский музей. Альбом. М.: Изобразительное искусство, 2000.