Содержание
-
Слайд 1
Кто он?
Чей композитор?
Как называется его произведение?
pptcloud.ru -
Слайд 2
Этот композитор
так же, как А.Вивальди,
написал цикл …
(Времена года)Имя композитора…
(П.И.Чайковский)его национальность…
русский композитор) -
Слайд 3
-
Слайд 4
У А.Вивальди «Времена года» для скрипки с оркестром.
У П.И.Чайковского для…
(фортепиано) -
Слайд 5
-
Слайд 6
А.Вивальди объединяет свои произведения во временах года:
— зима
— весна
— лето
— осень
П.Чайковский каждому месяцу дает свое название:
Январь – «У камелька»;
Февраль – «Масленица»;
Март – «Песня жаворонка»;
Апрель – «Подснежник»;
Май – «Белые ночи»;
Июнь – «Баркаролла»;
Июль – «Песнь косаря»;
Август – «Жатва»;
Сентябрь – «Охота»;
Октябрь – «Осенняя песнь»;
Ноябрь – «На тройке»;
Декабрь – «Святки» -
Слайд 7
Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой во след не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши. -
Слайд 8
-
Слайд 9
Ноябрьский образ
в пьесе П.Чайковского -
Слайд 10
I часть – чувство любования ярким, предзимним, прозрачным днем (солнечный мажор, жизнерадостный характер мелодии, успокаивающий, дающий жажду жизни, складывающийся из последовательности неторопливых фраз;
II часть – картинность ноябрьской природы, связанная с названием пьесы (ярко изобразительный момент – звон бубен-
цов, веселый бег тройки лошадей) -
Слайд 11
Затихание звона бубенцов, удаляющаяся тройка в дымке холодного осеннего дня;
Чувство тоски, тревоги, сожаления -
Слайд 12
Сколько разных образов объединяет содержание пьесы П.Чайковского в один ноябрьский образ?
-
Слайд 13
-
Слайд 14
Программность в музыке (название, эпиграф, текст-повествование, сказка…) значительно расширяет музыкальный образ, дает возможность лучше понять содержание, которое воплотил композитор в свое произведение.
-
Слайд 15
Под музыку Вивальди
1. Под музыку Вивальди, Вивальди,
Вивальди,
Под музыку Вивальди, под вьюгу за окном
Печалиться давайте, давайте, давайте,
Печалиться давайте об этом и о том. -
Слайд 16
2. Вы слышите, как жалко, как жалко, как жалко,Вы слышите как жалко и безнадежно какЗаплакали синьоры, их жены и служанки,Собаки на лежанках и дети на руках…
-
Слайд 17
3. И стало нам так ясно, так ясно, так ясно,Что на дворе ненастно, как на сердце у нас, Что жизнь была напрасна, что жизнь была прекрасна,Что все мы будем счастливы когда-нибудь, Бог даст.
-
Слайд 18
4. И только ты молчала, молчала, молчала,И головой качала любви печальной в такт,А после говорила – поставьте все сначала,Начнем же все сначала любимый мой, итак…
-
Слайд 19
5. Под музыку Вивальди, Вивальди, Вивальди,Под музыку Вивальди, под славный клавесин,Под скрипок переливы, под завыванье вьюгиУсловимся друг друга любить, что было сил!
Посмотреть все слайды
История создания «Детского альбома П.И.Чайковского
Одним из факторов, определившим желание композитора написать музыку для детей, стал пример Роберта Шумана, чьи увлекательные пьесы «Альбома для юношества» очень полюбились и детям и учителям.
Другим очень важным фактором к созданию «Детского альбома» послужило необычайно теплые отношения с детьми своей сестры. Он подолгу гулял с ними, много играл, рассказывал им о своих путешествиях и невероятные истории о странах, в которых бывал. И всегда с большим интересом он слушал детские рассказы о разных событиях в их жизни. Необычайно нежные и теплые отношения с племянниками дали толчок к написанию детского альбома.
В марте 1878 года Петр Ильич Чайковский приехал в имение своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В Каменку он свалился неожиданно, как снег на голову, и произвёл радостный переполох. Дети Александры Ильиничны устроили ему такой концерт, что пришлось затыкать уши. Опять дом огласился «сладостными, райскими» звуками. Пётр Ильич преуютно расположился в своей комнате и уже что-то строчил за письменным столом. Через несколько дней он проговорился:
— Вот, эти пичуги, — он указал на детей,- непременно хотят, чтобы я написал «всё до капельки» в их альбом. Напишу, не бойтесь. Напишу, и всё сыграем!
И писал для «Детского альбома» и играл их с детьми. А еще любил Петр Ильич слушать, как дети занимаются музыкой. Слушая игру маленьких музыкантов, он не раз думал о том, что сочинений, предназначенных для детей, не так уж много.
Кому посвятил Чайковский «Детский альбом»?
После того, как был закончен «Детский альбом», Петр Ильич решает посвятить его любимому племяннику.
«Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом»,- писал Чайковский в письме к Н.Ф. фон Мекк. И действительно, на титульном листе первого издания было написано: «Посвящается Володе Давыдову».
Мы перелистываем страницы музыкального сборника и перед нами одна за другой встают картинки из жизни детей. Сколько событий, интересных историй и происшествий!
Здесь веселые игры и огорчения, занимательные сказки и картины русской жизни, а так же — зарисовки русской природы. Я думаю, что Вам тоже будет интересно прочувствовать через музыку Чайковского особый дух того времени, узнать как жили тогда дети, что их окружало, как они проводили свое время?
Посмотрите на содержание альбома. Название пьес сразу о многом расскажет.
Творчество Петра Ильича Чайковского
Пётр Ильич Чайковский работал во всех известных музыкальных жанрах своего времени, но отдавал предпочтение масштабным: операм и симфониям. Его занимали глубокий внутренний мир человека, его душа и переживание драмы. Музыка Чайковского при этом очень тонкая, лирическая и певучая. Его произведения вызывают сильный эмоциональный отклик слушателя. Даже малые музыкальные жанры при этом Чайковский сопровождал симфонической масштабностью. Одной из главных тем творчества Петра Ильича Чайковского стали сострадание и любовь к людям.
Чайковский работал и в области хоровой духовной музыки. Продолжателями его музыкальных традиций считали С. Танеева, А. Глазунова, С. Рахманинова, А. Скрябина. Музыка Чайковского стала символом русской жизни и культуры XIX в. Благодаря наследию Чайковского мы смогли заново открыть для себя образы русской и мировой литературы — Пушкина и Гоголя, Шекспира и Данте, русской лирической поэзии второй половины XIX в. Чайковский заслуженно при жизни получил мировую известность и до сих пор считается одним из лучших отечественных композиторов.
- За мелодией Чайковского я услышала: «Помилуй меня». И жизнь будто перевернулась
- Сэр Джон Тавенер — православный британский композитор
https://www.youtube.com/watch?v=hz3XaozGKDM
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.
И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование
Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.. Поддержите «Правмир» сейчас
Поддержите «Правмир» сейчас.
ПОДДЕРЖАТЬ
Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.
«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.
Сейчас ваша помощь особенно нужна.
ПОМОЧЬ
Первое действие
И вот в королевстве празднуется совершеннолетие принцессы. Ей предлагают кандидатов для замужества, но она не торопится с выбором. Церемониймейстером объявлен указ о запрещении в королевстве колющих предметов.
Но внезапно Аврора видит в углу сидящую старуху с веретеном в руках. Девушка хватает его и танцует, вертя в руках. Получает укол и падает замертво. В старухе всеми узнана злая Карабос. Ее пытаются схватить, но она, хохоча, исчезает.
Но фея Сирени утешает всех. Она насылает на короля с королевой и придворных волшебный сон. Окружающие засыпают в ожидании героя, который явится, чтобы разбудить Аврору поцелуем. По велению феи деревья разрастаются и образуют вокруг замка непроходимую чащу.
Рассказ о Чайковском для детей
Чайковский Петр Ильич – величайший композитор России и мира. Он жил и творил больше века назад. Но его произведения продолжают звучать и сегодня. Вряд ли найдется человек, который не знает новогоднюю сказку «Щелкунчик» или балет «Лебединое озеро». Музыка Чайковского удивительно мелодичная. Кажется, что она наполнена волшебством.
Портрет гения:
Краткая биография:
Говоря о Петре Ильиче кратко, невозможно понять, что это за человек, и почему стал великим. Ближе познакомиться с ним помогут интересные факты из жизни.
Счастливое детство в глубинке
Маленький Петр родился в Воткинске в далеком 1840 году. Это маленький город-завод на Урале, который стоит посреди бескрайних заснеженных просторов России. Собственно, им и посвятил маленький автор свою Первую симфонию – «Зимние грезы». Слушая ее, невольно представляешь себе настроение путника, едущего на санях и любующегося зимней сказкой.
Музыка с пеленок
Родители Петра Чайковского очень любили музыку, хотя и не были профессиональными музыкантами. В доме часто проходили концерты – мама играла на фортепиано и арфе, пела романсы, а отец предпочитал флейту. С 4 лет матушка обучала Петра игре. Музыка его очень захватывала.
«Фарфоровый мальчик»
Так маленького Чайковского называла няня Фанни Дюрбах. Петр с детства был очень чутким. Чего только стоит его восторг новорожденными близнецами-братьями: «Я их уже видел несколько раз; но каждый раз, как я их вижу, мне кажется, что это ангелы, которые спустились на землю». Острое восприятие жизни сохранилось у него до конца дней.
Трагедия всей жизни
В семье Петра Чайковского с детства царила любовь. Родители относились друг к другу с большой нежностью. Они писали друг другу трогательные письма, которые дети позже вклеили в альбом. Когда в 14 лет мать Петра умерла, он испытал сильнейшее потрясение, которое наложило отпечаток на всю его жизнь. Он писал, что только забота о братьях, которым было всего 4 года, помогла ему пережить страшное горе. Он стал для них ласковой матерью, старшим братом, лучшим другом.
Петр Чайковский композитор
«Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!»
Петра Чайковского не готовили к судьбе великого композитора. Скорее наоборот. Боясь за хрупкую психику ребенка, родители в 10 лет отправили его учиться в Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге. Мальчик должен был стать юристом. И он им стал. Но занятий музыкой не бросал. В то время в училищах попутно учились музыке. Отдав 13 лет правоведению, он все же принял решение полностью посвятить себя музыке. Когда дядя узнал, что Петр бросил службу в Министерстве юстиции и учится в консерватории, то сказал «Ах, Петя, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!»
Музыка – мое призвание!
В 22 года Петр Ильич наконец всецело посвятил себя любимому делу. Он называл это служением Музыке. Закончив консерваторию с серебряной медалью, Чайковский сразу же начал преподавать в Москве. Он помог стать музыкантами многим талантливым людям. Но при этом уделял много времени сочинению собственных композиций. К 30 годам Петр Ильич написал несколько серьезных произведений.
Все лучшее – детям
Чайковский в молодости Вместе с «взрослыми» произведениями, композитор писал сочинения, понятные для детей. На создание первого детского творения «Детский альбом» его вдохновил глухонемой воспитанник младшего брата Коля Конради.
Он также посвятил его маленькому племяннику Володе, который питал страсть к музыке.
Чайковский писал: «Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости с занимательными для детей заглавиями». И у него это получилось.
Эти, и последующие его детские произведения написаны простым языком. Они мелодически выразительные, волшебные, увлекательные.
Признанный гений
Чайковский – один из немногих композиторов, чем талант был оценен по достоинству еще при жизни. Ему удалось завоевать признание публики, коллег и критиков. Примерно с 40 лет он гастролировал по миру. Его оперы ставились в театрах. Их продолжают ставить до сих пор. Музыка Петра Чайковского используется в песнях, мультиках, сказках и даже рекламных роликах.
Краткое изложение либретто. Первое действие
В основе балета «Щелкунчик» Чайковского лежит рождественская история, поэтому действие начинает развиваться накануне, в Рождественский сочельник. В доме доктора Штальбаума собираются гости. Вслед за взрослыми в комнату приходят и дети в предвкушении рождественских подарков. Последним из гостей оказывается крестный детей доктора Мари и Фрица. Это кукольный мастер, часовщик и изобретатель Дроссельмейер. Он дарит девочке Щелкунчика и рассказывает, что эта игрушка, помогающая теперь раскалывать орехи, была настоящим Принцем, но злобный Мышиный король заколдовал его.
Брат Мари Фриц заставляет Щелкунчика разгрызть слишком твердый орех, и тот ломается. Огорченная Мари жалеет сломанную игрушку, а друзья Фрица, забавляясь и надев маски мышей, дразнят ее.
Но вот праздник закончен, все расходятся. Комната с новогодней елью пуста и залита таинственным лунным светом. Мари тихонечко пробирается к оставленному здесь и уже полюбившемуся ей Щелкунчику. Приходит и Дроссельмейер. Теперь он добрый волшебник и оживляет игрушки. Преображается и интерьер: стены раздвигаются, елка увеличивается в размерах. Становятся в строй бывшие игрушечные солдатики, которыми командует Щелкунчик. Предстоит бой с армией Мышиного короля.
Но мышей становится все больше и больше — силы явно неравны. Мари в отчаянии запускает своей туфелькой в предводителя войска серых грызунов, чем обращает его в бегство. Этот бой выигран. И лицо Щелкунчика начинает меняться — внезапно из уродливой игрушки он превращается в прекрасного принца.
Произведения Чайковского для детей
Петр Ильич Чайковский очень любил детей. Сначала он растил своих братьев, рано потерявших мать, а затем проводил много времени с племянниками. Его натура сама была по-детски трепетной и чуткой. Поэтому сочинения для детей давались легко.
Детские пьесы
Фортепианные пьесы – первое, что начал писать Чайковский для детей. «Разве можно назвать музыкой бесконечные этюды и бездарные пьесы всяких составителей «Школ игры на фортепиано»? Ими только можно отбить у детей охоту заниматься» – возмущался он.
И не просто возмущался, а и предложил альтернативу – маленькие пьески для детей. Сборник он назвал «Детский альбом». Его можно было бы назвать «24 часа из жизни маленького человечка». В 24 мини-пьесах есть история о болезни и смерти куклы, страшная сказка про Бабу Ягу, картины русской природы, утренняя молитва, марш деревянных солдатиков, рассказы про разные страны и много другого интересного.
«Марш деревянных солдатиков»
«Новая кукла»
«Игра в лошадки»
https://youtube.com/watch?v=1Zfzh9j1xj8
«Французская песенка»
https://youtube.com/watch?v=5YJ-_5ue3jY
Одним из самых популярных сочинений Чайковского является сборник «Времена года». Он писал эти пьесы для всех – для взрослых, юношей, учащихся, подростков, детей. Для каждого месяца есть свое описание и мелодия. Ноябрь звучит первым снегом и предвкушением зимы, ездой на тройке, октябрь – багровеющим листьями. Июль не зря назван «Песнью косаря».
Июль:
Октябрь:
Ноябрь:
https://youtube.com/watch?v=la0_C8b-QO0
Май:
16 песен для детей
Сборник детских песенок стал вторым подарком Петра Ильича для детей. В отличие от «Детского альбома» он предназначался целиком для слушания, а не исполнения. Получив в подарок книгу стихов А. Н. Плещеева «Подснежник», он был в восторге от описанных в ней сюжетов из жизни детей.
Находясь со своими племянниками в Каменке, осенью 1883 года композитор пишет песни одну за другой.
Самая известная из них – «Весна» (Травка зеленеет, солнышко блестит…). Слова в ней А. Плещеева, С.Я. Лемешева, А. Макарова.
В сборнике есть песня «Мой садик» — очаровательная пейзажная зарисовка. Картина цветущего сада передает восторг маленького ребенка красотой божественного творения.
В корне отличается от предыдущих произведений песенка-сценка «Кукушка». В ней отображен смешной диалог скворца и кукушки.
Сказки для детей
Чайковский часто обращается к жанру сказки. Причем они не всегда милые и добрые.
«Нянина сказка» и «Баба-яга» из «Детского альбома» звучат фантастически устрашающе. Няня запугивает ребенка, чтобы тот угомонился. Вторая пьеса такая же колкая, с внезапными акцентами, но при этом захватывающая.
Музыка Чайковского вдохновляла и продолжает вдохновлять на написание детских сказок.
«Детский альбом» был взят за основу одноименного мультфильма-сказки Инессы Ковалевской. В нем маленькая девочка играет на фортепиано для своих игрушек. Внезапно сказочные персонажи оживают, и разворачивается история Золушки…
Композитор написал музыку к сказке «Снегурочка» и всемирно известному балету «Щелкунчик»
В 1973 году по нему и мотивам сказки Гофмана был снят мультик о заколдованном принце Щелкунчике и девочке Мари, которые отважно сражались с Мышиным королем
https://youtube.com/watch?v=CT6CVT9Y8ak
Музыка из балета «Спящая красавица» была использована Уолт Диснеем для создания одноименного мультфильма по сказке Шарля Перо. Этот мультик 1959 года получил премию «Оскар» за лучшую музыку.
Детские стихи Чайковского
Мало кто знает, что до того, как писать музыкальные произведения, Петр Ильич сочинял стихи. Он записывал их в тетрадку наспех, для себя. Стихотворения чередовались с выписками из газет, отдельными словами, рисунками. Сочинения 7-летнего мальчика сложно назвать талантливыми. Они поражают другим – чрезвычайной эмоциональностью, ценностями и глубокой духовностью.
Сегодня во дворе Московской консерватории Петру Ильичу Чайковскому возведен памятник – символ творческого вдохновения. Личность и музыка композитора вдохновляет студентов на создание новых шедевров. У многих из них тяга к прекрасному появилась еще в дошкольном возрасте. Любовь к музыке начинается с детских произведений Чайковского и других великих классиков.
«Итальянская песенка»
Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды услышал под гитару десятилетнего мальчика, окружённого толпой народа. «Он пел чудесным густым басом, голосом с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается». Текст песенки услышанный от уличного мальчика-певца, поразил композитора контрастом облика ребенка-исполнителя и трагического содержания и он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано.
«Неаполитанская песенка»
В «Неаполитанской песенке» Чайковским использована подлинно народная итальянская мелодия. Эта пьеса — одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро». В воображении слушателя отчетливо встаёт картинка весёлого итальянского карнавала — его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.
Этот край вечнозеленый полюбил я навсегда!
Ах, Неаполь, место сердцу дорогое,
Не расстанусь я с тобою,
Мой Неаполь, никогда.
Здесь все вокруг мое —
И дали неоглядные, и здания нарядные,
И улочки недлинные, и площади старинные,
И лодки на песке, и сам Везувий вдалеке.
«Старинная французская песенка»
В «Старинной французской песенке» воплощена народная французская мелодия.
«Немецкая песенка»
В «Немецкой песенке» Чайковский применяет тирольский мотив. А еще она похожа на старинный и популярный в Германии и Австрии танец – лендлер.
Странствия заканчиваются. Заключительный микроцикл «Детского альбома» (№ 19-24) — своеобразное
Расцвет карьеры
В Московской консерватории Чайковский показал себя как прекрасный преподаватель, приложив много усилий для организации образовательного процесса. Поскольку достойных учебников для студентов на тот момент существовало мало, композитор занялся переводами зарубежной литературы и даже созданием собственных методических материалов.
Впрочем, в 1878 году Петр Ильич, уставший разрываться между преподаванием и собственным творчеством, оставил должность. Его место занял Сергей Танеев, ставший самым любимым учеником Чайковского. Сводить концы с концами Чайковскому помогала богатая покровительница Надежда фон Мекк. Будучи обеспеченной вдовой, она боготворила композитора и ежегодно предоставляла музыканту субсидии в размере 6 тыс. рублей.
Именно после переезда в Москву начался настоящий подъем творческой карьеры Петра Ильича Чайковского и произошел существенный рост его как композитора. В это время он познакомился с композиторами — участниками творческого содружества «Могучая кучка». По совету Милия Балакирева, главы содружества, Чайковский в 1869 году создал увертюру-фантазию по мотивам произведения Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».
В 1870-е годы композитор написал такие произведения, как балет «Лебединое озеро», оперы «Опричник» и «Евгений Онегин», концерт для фортепиано с оркестром, симфонии № 2 и № 3, фантазия «Франческа да Римини», фортепианный цикл «Времена года» и другие. В 1880–1890-е Петр Чайковский еще чаще, чем ранее, ездил за границу, причем в подавляющем большинстве случаев — в рамках гастролей.
Во время таких поездок музыкант познакомился и подружился с музыкантами из Западной Европы: Густавом Малером, Артуром Никишем, Эдвардом Григом, Антонином Дворжаком и другими. Сам композитор во время концертов выступал как дирижер. В начале 1890-х Чайковскому даже удалось побывать в США. Там его ждал ошеломляющий успех во время концерта, где Петр Ильич дирижировал при исполнении собственных произведений.
Портрет Петра Чайковского /
Последние годы перед кончиной Чайковский провел в окрестностях городка Клина под Москвой. Там же композитор, недовольный качеством жизни местных крестьян, договорился об открытии школы и жертвовал деньги на ее содержание. В 1885 году он помогал клинчанам бороться с пожаром, при котором в городе сгорело несколько десятков домов.
В этот период жизни композитор написал балет «Щелкунчик», оперы «Пиковая дама» и «Иоланта», увертюру «Гамлет», Пятую симфонию. Тогда же было подтверждено международное признание таланта Петра Ильича: в 1892 году его избрали членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже, а в 1893 году — почетным доктором университета в Кембридже.
Преподавание и дальнейшая карьера Чайковского
В том же шестьдесят шестом году, Чайковский с радостью соглашается на предложенную ему Николаем Рубинштейном преподавательскую должность по классу гармонии русской музыкальной консерватории (общества), из-за чего он покидает Петербург и снова возвращается в Москву. При этом он продолжал числиться на государственной службе, но после получения в мае следующего года звания надворного советника, уходит в отставку. Начиная с семьдесят второго, вплоть до семьдесят шестого, Чайковский пишет для леволиберальной газеты «Русские ведомости» статьи в качестве музыкального критика.
Чайковский и учительство
Приблизительно в семидесятом году жизнь и творчество Чайковского переходит на совершенно новый уровень, он и сам начинает заниматься преподаванием в Московской консерватории. Он читал теоретические дисциплины в разное время от шестидесяти, до девяноста студентам, что выматывало его и мешало творчеству, что композитор и отметил только в середине семидесятых. Ему была назначена специальная субсидия в шесть тысяч рублей, что позволяло полностью отдаться любимому делу. Уже в октябре семьдесят восьмого он проводит последнее занятие и оставляет уроки на своего любимого ученика и преемника Танеева.
В восьмидесятых его постигла всемирная слава и почитание и даже сам государь Александр Третий по личной просьбе даровал ему три тысячи рублей серебром в качестве единоразового пособия, за эти деньги он и отправился в путешествие за границу. После неудачной и краткосрочной женитьбы он долго и мучительно восстанавливается, но поездки дают ему силы вернуться к творчеству и выступлениям. Он побывал в Швейцарии и Франции, посетил Соединенные Штаты, Италию, Чехию, Германию и много других стран, где дирижировал и продолжал творить. В мае девяносто третьего года он даже был удостоен степени почетного доктора Кембриджского университета, где показал свою симфоническую поэму «Франческа да Римини».