Презентация на тему осень в творчестве п.и. чайковского

П.и. чайковский «времена года»: история, видео, слушать, содержание

Последние годы жизни Чайковского

Много путешествуя, не имея постоянного дома, в сорок пять лет музыкант всей душой стремится найти тихий уголок, где его не знают и он может спокойно любоваться среднерусскими пейзажами: лугами, перелесками, речкой. Такое место он находит в Клину, который удачно соединяет две столицы. Ежедневно работая с 9 утра до часу дня, Петр Ильич затем уходил в любую погоду на продолжительную прогулку. С ним всегда была записная книжка для внезапно возникающих музыкальных тем. Последние годы жизни П. И. Чайковского связаны с этим тихим уголком.

Несмотря на уединение, а может быть, благодаря ему, он много и плодотворно работал, создавая шедевр за шедевром. Его творческая деятельность не прошла незамеченной. Композитора избрали почетным член-корреспондентом в Париже, а также почетным доктором Кембриджа.

Творчество

  1. Одно из самых популярных его детищ – балет «Лебединое озеро» — стало популярным лишь после смерти автора. А в период его жизни оно сильно критиковалось.
  2. Написание «Лебединого озера» было связано с большой финансовой нуждой композитора, а также с интересом, так как до этого он не разу не писал музыку к балетам.
  3. Всего творчество композитора насчитывает около 80 произведений.
  4. Композиции Чайковского смогли растрогать до слез Льва Николаевича Толстого.
  5. Антон Павлович Чехов создал сборник рассказов «Хмурые люди» в честь П. И. Чайковского.
  6. Композитор в своих произведениях использовал практически все жанры, существовавшие в те времена.
  7. Среди его творчества можно встретить детский альбом для фортепиано.
  8. Некоторые свои оперы автор предпочел уничтожить. Однако, отдельные их части сохранились.
  9. Чайковский стал одним из первых в свое время, кто занялся написанием церковной музыки.

Интересные факты

  • Композитору были предоставлены заранее названия всех двенадцати пьес, но некоторые из них он все же озаглавил самостоятельно. Так, миниатюра «Жатва» была обозначена как Скерцо, а «Святки» – . В последствии, эти подзаголовки были убраны другими издателями.
  • Чайковский не единственный из композиторов, кто написал цикл «Времена года». Ранее эту тему затронул , которые соответствовали разным сезонам. Астор Пьяцолла написал цикл из четырех пьес, выполненных в стиле танго. Композитор Григор Ахинян создал танцевальный цикл «Времена года». Помимо этого, существует большое количество одноименных балетов, а также оратория .

В живописи также имеются циклы «Времена года» (Никола Пуссена, Джузеппе Арчимбольдо).
Франческо Соцци создал цикл фресок, соответствующих сезонам, а Марк Шагал – мозаику

Белые ночи – это образ, который всегда привлекал внимание творцов. Русские художники и поэты воспевали их романтичность в своих работах

Ф. Достоевский написал повесть «Белые ночи».
В одной из пьес показывает романтический образ Петербурга. С этим городом его многое связывало. Именно здесь он пережил свой триумф и обрел признание публики.
В первой половине XIX века большую популярность в отечественной музыке приобрели баркаролы. Они прочно вошли в русскую лирику, а также проникли в поэзию и живопись.
Фортепианный цикл Чайковского исполняли многие известнейшие пианисты, такие как Святослав Рихтер, Андрей Никольский, Михаил Плетнев.
Фестиваль «Кружева», проходивший в Вологде (2016), сумел покорить слушателей, ведь на нем было сразу представлено шесть вариантов пьесы «Осенняя песнь» из цикла.

Интересные сочинения по картинам

  • Сочинение по картине Лондон. Парламент Клода Моне 3 класс На картине Клода Моне изображен Вестминстерский дворец — место где заседает парламент Англии. Это красивейшее здание находится в Лондоне.
  • Сочинение по картине Левитана Весна большая вода, 4 класс (описание) После трудной, холодной зимы, постепенно, словно нехотя, просыпается природа. Отзвенела капель, и все выше и выше над горизонтом в обеденную пору поднимается солнце. И вот тогда становится заметно насколько чист воздух, насколько он прозрачен.
  • Сочинение по картине Ракши Проводы ополчения 8 класс (описание) Одна из частей триптиха «Поле Куликово» Юрия Ракши – полотно «Проводы ополчения», посвященная событиям, предстоявшим Куликовской битве
  • Сочинение по картине Гаврилова Последние васильки 6 класс Крупным планом на деревянном столе без скатерти, в обычной белой эмалированной кастрюле стоит букет васильков. Видно, не нашлось в этом доме вазы для шикарного букета полевых цветов
  • Сочинение по картине Празднество свадебного договора Шибанова На картине, как уже было сказано в название, происходит ритуал заключения брачного договора. Смысл, которого заключается в том, что жених приезжает на смотрины

Творчество Петра Ильича Чайковского

Пётр Ильич Чайковский работал во всех известных музыкальных жанрах своего времени, но отдавал предпочтение масштабным: операм и симфониям. Его занимали глубокий внутренний мир человека, его душа и переживание драмы. Музыка Чайковского при этом очень тонкая, лирическая и певучая. Его произведения вызывают сильный эмоциональный отклик слушателя. Даже малые музыкальные жанры при этом Чайковский сопровождал симфонической масштабностью. Одной из главных тем творчества Петра Ильича Чайковского стали сострадание и любовь к людям.

Чайковский работал и в области хоровой духовной музыки. Продолжателями его музыкальных традиций считали С. Танеева, А. Глазунова, С. Рахманинова, А. Скрябина. Музыка Чайковского стала символом русской жизни и культуры XIX в. Благодаря наследию Чайковского мы смогли заново открыть для себя образы русской и мировой литературы — Пушкина и Гоголя, Шекспира и Данте, русской лирической поэзии второй половины XIX в. Чайковский заслуженно при жизни получил мировую известность и до сих пор считается одним из лучших отечественных композиторов.

  • За мелодией Чайковского я услышала: «Помилуй меня». И жизнь будто перевернулась
  • Сэр Джон Тавенер — православный британский композитор

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Творчество П. И. Чайковского

В биографии Чайковского годы жизни от 1879 до 1893 – это время больших творческих высот. Удивительный феномен его музыки состоит в узнаваемости. Интуитивно слушатель схватывает его национальные и общеромантические мотивы. К концу 70-х годов уже написаны фантазия «Франческа да Римини», четыре симфонии, «Евгений Онегин», «Лебединое озеро». Судьба балета оказалась непростой, и публика с триумфом приняла его только в постановке Петипа и Иванова. После лирической оперы «Онегин», где герои стремятся к идеалу, и драматургия вокала создана на одном дыхании, композитор пишет «Орлеанскую деву», основанную на трагедии Шиллера. Затем следуют оперы «Мазепа» и «Чародейка».

И наконец, композитор достигает в это время вершины: написана «Пиковая дама». Сюжет строится на двух темах – разработке жадности и богатства и любви. Это время большой напряженной работы, когда композитор создает различные камерные и симфонические сочинения. Написаны симфония «Манфред», 5-я симфония. Появляются увертюры «1812 год» и «Гамлет», а также «Итальянское каприччио», циклы романсов и детских песен. В память о Н. Рубинштейне написано трио для рояля, скрипки и оркестра.

П. Чайковского увлекла сказка Ш. Перро «Спящая красавица», и был создан одноименный балет. После триумфальных представлений «Пиковой дамы» и «Спящей красавицы» и его выступлений как дирижера перед П. И. Чайковским люди стали останавливаться на улицах и снимать шляпы. Его начали боготворить. Затем появляется романтическая камерная опера «Иоланта» и третий балет – «Щелкучик». И наконец в 1893 году созданы Шестая симфония и Третий фортепианный концерт – последние произведения композитора.

Биография

Оглавление

  1. Родился 7 мая 1840 года.
  2. Родителей Чайковского можно смело назвать интеллигенцией того времени. Отец его был горным инженером. В доме постоянно сохранялась дружественная обстановка. Родители часто играли на музыкальных инструментах, хотя сами не имели специализированного образования.
  3. Первую заинтересованность в музыке, как искусстве, Петр Ильич проявил еще когда ему было 4 года.
  4. Когда Петру было 5 лет, он начинает обучаться игре на фортепиано, а в 8 лет – познакомился с нотами.
  5. Его первым учителем музыки была Мария Марковна Пальчикова.
  6. Родители заботились о развитии и образовании своих детей. У них дома даже работала гувернантка.
  7. По наставлению родителей, Чайковский отправился получать юридическое образование в Императорское училище правоведения.
  8. Когда Петру было 14 лет, умирает его мама. У них были прекрасные, тесные, дружеские отношения, поэтому такая утрата глубоко ранила его.
  9. После того, как он получил образование юриста, он пошел работать в министерство юстиции. Однако, его карьера продолжалась не долго, так как юриспруденция не вызывала в нем живого интереса. После увольнения он и принимает решение заниматься плотно музыкой.
  10. Обучение музыке он проходил на курсах для дилетантов.
  11. Его учителя весьма активно критиковали его творческие способности.
  12. Не явился на свой выпускной концерт из-за личных страхов и переживаний. В связи с этим смог получить свой диплом только спустя 5 лет, как сменился директор образовательного учреждения.
  13. Одно время подрабатывал в редакциях газет «Современная летопись» и «Русские ведомости». Свои статьи и обзоры писал под псевдонимом «Б. Л.».
  14. Чайковский занимался педагогической деятельностью. И помимо чтения лекций, также занимался написанием учебной литературы.
  15. Чайковский часто отзывался о студентах, как о невеждах, и ссылался на трудности преподавательской деятельности.
  16. Чайковский был одним из почетных гостей, приглашенных на открытие Карнеги-Холл в Нью-Йорке.
  17. Петр Ильич просил в долг деньги у монарха Александра III в размере 3000 рублей. Александр выделил ему эти средства в качестве пособия.
  18. Умер от холеры.

Знакомство с Надеждой Филаретовной фон Мекк

С детства отец привил ей любовь к музыке, а волевой и цепкий характер она получила от матери. В семнадцать лет ее выдали замуж за предпринимателя, который неустанно строил в России железные дороги и заодно стал главным монополистом по перевозке зерна. Это сделало семью миллионерами. В 1876 году супруг скончался, оставив Надежде Филаретовне огромное состояние. Из 18 родившихся в браке детей выжило одиннадцать, но денег хватало на всех.

Написав первая письмо П. Чайковскому, музыка которого глубоко воздействовала на ее внутренний мир, она с 1878 года оказывала ему материальную поддержку в 6 000 рублей в год. Они заочно подружились, но Петр Ильич никогда не хотел с ней встретиться лично. Их переписка продолжалась 13 лет почти ежедневно. Надежде Филаретовне посвящены 4-я симфония и 1-я сюита для оркестра. Их духовная связь была очень велика. Н. Ф. фон Мекк всегда настраивала композитора на продолжение работы, хотя современные ему критики постоянно преследовали его самого и его сочинения. После разгрома Пятой симфонии Надежда Филаретовна упрашивала композитора не обращать внимания на все выпады, а упорно продолжать свой путь в музыке.

Кардинальное изменение жизненного пути

Скучная работа по специальности заставила 21-летнего П. Чайковского поступить в 1861 году в Русское музыкальное общество, которое преобразовалось в консерваторию, где он начал изучать композицию, игру на органе и флейте. Спустя три года, не желая более перекладывать бумаги в департаменте, Петр Ильич бросает работу, обрекая себя на ненадежное существование полунищего музыканта. Его отец к этому времени, приняв участие в неудачной афере, разорился и не мог помогать сыну, но не запрещал ему идти выбранной дорогой, хотя и был обескуражен и разочарован. Годы жизни композитора Чайковского начались с первых работ в консерватории в 1865 году, когда он написал увертюру к «Грозе» А. Островского, «Танцы сенных девушек» и кантату «К радости». Но его педагоги не увидели в нем потенциала и намека на то, что из него вырастет великий музыкант.

Описание картины Борисова-Мусатова Осенняя песня

Виктор Борисов – Мутасов родился в саратовской губернии, 2 апреля 1870 года, в семье служащих. Еще с ранних пор он пристрастился к искусству. Обучался в студии Саратовского общества изящных искусств и в Московском училище живописи. Все его картины, отличались неким безмолвием, словно давая зрителю поразмыслить в тишине. Одной из удивительных картин, созданных художником, на мой взгляд, является произведение под названием «Осенняя песня». Эта картина, скорее, похожа на рисунок, но не стоит недооценивать творчество этого художника, полотно скрывает в себе особый смысл, в котором мы попытаемся сегодня разобраться.

Пётр Ильич Чайковский. Музыкальная карьера

В 21 год юный Пётр Чайковский еще не думал о музыкальной карьере, а музыку считал лишь своим увлечением. Всё перевернуло открытие в Санкт-Петербурге новой консерватории, руководителем которой стал сам Антон Рубинштейн. Пётр Ильич Чайковский твёрдо решил туда поступать. Это ему удалось, он стал одним из первых студентов по классу компощиции и окончательно бросил юриспруденцию.

Впоследствии Пётр Ильич преподавал в Московской консерватории и даже сам переводил обучающую литературу для своих студентов. В Москве же начался подъем его творческой карьеры. В 1873 году Чайковский написал другое свое знаменитое произведение – симфоническую фантазию «Буря», снова начал путешествовать, учиться и искать вдохновение.

В 1870-ые годы родились другие великие произведения классика:

  • балет «Лебединое озеро»,
  • опера «Опричник»,
  • Концерт для фортепиано с оркестром,
  • Вторая и Третья симфонии,
  • фантазия «Франческа да Римини»,
  • опера «Евгений Онегин»,
  • фортепианный цикл «Времена года» и многие другие.

Пётр Ильич Чайковский путешествовал с концертными гастролями, дружил со знаменитыми музыкантами Европы, перенимая их опыт. Незадолго до своей кончины он переехал в Клин, где много занимался благотворительностью. В 1885 году он помогал бороться с пожаром, из-за которого в городе сгорело несколько десятков домов.

Даже на закате жизненного пути Чайковский продолжал заниматься музыкой. В этот период он написа:

  • балет «Щелкунчик»,
  • оперу «Пиковая дама»,
  • увертюру «Гамлет»,
  • оперу «Иоланта»,
  • Пятую симфонию.

Пётр Ильич Чайковский получил международное признание. В 1892 году его избрали членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже, а в 1893 году – почетным доктором университета в Кембридже.

Чайковский скончался 6 ноября 1893 года от холеры. Его отпевали в Казанском соборе, а похоронили в Некрополе мастеров искусств.

Сочинение Поздняя Осень 7 класс большое сочинение

Писатели, поэты, художники рисуют осень первоначальную, когда все вокруг одевается в пышные наряды. Они называют это время по-разному. Чаще всего эту великолепную пору называют золотой осенью. Но есть и другое время – поздняя осень. Деревья уже облетели. Птицы улетели на юг. Трава на лугах и полях пожелтела и пожухла. Все чаще срывается холодный дождь. Ночью заморозки. Такая осень не вызывает восторга умиления своей красотой. Да и что может быть красивого в холодный дождливый день, когда вокруг сыро, дует леденящий ветер, пахнущий снегом. Но и в пору поздней осени есть своя прелесть. Как приятно утром, выйдя из дома, вдохнуть морозного воздуха. Морозец еще легкий. Он бодрит, наполняет тело легкостью. А посмотрите на деревья вокруг. Они превратились в хрустальные изваяния. Дождевая влага застыла на ветках, и деревья сверкают хрустальными гранями в лучах восходящего солнца. Поздней осенью закончены все дела в садах и огородах. Можно спокойно предаваться праздности долгими вечерами: читать книги, слушать любимую музыку. Словом, заниматься любимым делом, не переживая, что еще не убран новый урожай, не заготовлены впрок дрова. А как приятно, войдя в дом, после морозной свежести улицы, окунуться в тепло натопленной комнаты, посидеть у пылающего камина, предаваясь своим мыслям, текущим так спокойно и размеренно. Это ли не наслаждение! А то, что за окном идет нудный дождь, переходящий в снег, что впереди долгая зима, об этом как-то забывается у жарко натопленной печки.

Незаметно наступает осень! Мы узнаем ее приход по характерным осенним приметам: листья на деревьях и кустарниках приобретают радужную окраску, по утрам становится холоднее, дни короче. Но любители природы смогут насладится прекрасными звуками осени, хоть их не так много, как весной или летом.

Осенью чаще встречаются пасмурные деньки. В ненастную погоду, вой ветра сочетается с монотонной барабанной дробью капелек дождя. Людям приходиться идти по мокрому асфальту и шлепать обувью по лужам. Получается довольно своеобразный звук.

У леса свое особое осеннее звучание. Это приятное шуршание опавшей листвы, редкие удары по земле желудей. В основном лес замирает, стоит тишина, которая очень приятна и в то же время, вспоминая прошедшее громкоголосое лето становится грустно, только изредка можно услышать голос синицы, пролетевшей вороны или сороки.

На пруду тоже стоит тишина, но бывает, что покой нарушает утка, свистя крыльями, перелетая с одного водоема на другой, или проквакает в теплую погоду лягушка. Но это лишь сольная песенка, а не весенний лягушачий хор.

К осенним звукам относят и прощальный клекот улетающей журавлиной стаи. Всматриваешься в высь на выстроившийся клин и как бы машешь им на прощание рукой.

Звуки осени прекрасны по-своему, только необходимо уметь к ним прислушаться.

Название

Большое значение для понимания творчества композитора имеет история создания «Лунной сонаты» Бетховена. Кратко о данном событии можно сказать следующее: оно свидетельствует о впечатлительности композитора, а также о том, насколько близко он принял эту личную трагедию к сердцу. Поэтому вторая часть сочинения написана в гневном тоне, поэтому многие считают, что название не соответствует содержанию.

Однако другу композитора, поэту и музыкальному критику Людвигу Рельштабу, она напомнила образ ночного озера при лунном сиянии. Вторая версия происхождения названия связана с тем, что в рассматриваемое время господствовала мода на все, что так или иначе связано с луной, поэтому современники охотно приняли этот красивый эпитет.

Болезнь

История создания «Лунной сонаты» Бетховена так же драматична, как и судьба ее автора. Он испытывал серьезные проблемы в связи с воспалением слухового нерва, что привело к почти полной потери слуха. Он был вынужден стоять близко к эстраде, чтобы слышать звуки. Это не могло не сказаться и на его творчестве.

Бетховен славился тем, что умел безошибочно подобрать нужные ноты, выбирая из богатой палитры оркестра нужные музыкальные оттенки и тональности. Теперь же ему становилось все труднее работать с каждым днем. Мрачное настроение композитора отразилось и на рассматриваемом произведении, во второй части которого звучит мотив мятежного порыва, который, кажется, не находит себе выхода. Несомненно, эта тема связана с теми муками, которые испытывал композитор при написании мелодии.

Знакомство с Джульеттой Гвиччарди

История создания «Лунной сонаты» Бетховена имеет прямое отношение к этой женщине, так как именно ей он посвятил свое новое творение. Она была графиней и в момент знакомства со знаменитым композитором находилась в совсем еще юном возрасте.

Вместе со своими кузинами девушка стала брать у него уроки и покорила своего воспитателя жизнерадостностью, добродушием и общительностью. Бетховен влюбился в нее и мечтал жениться на юной красавице. Это новое чувство вызвало в нем творческий подъем, и он с упоением принялся работать над произведением, которое сейчас приобрело статус культового.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Музыкальные шедевры
П.И. Чайковского
на уроках
литературы

Слайд 2 Музыка способна в большой степени усилить

эмоциональное воздействие литературного произведения. Использование музыки на

уроках литературы способствует более глубокому восприятию литературного произведения, расширяет кругозор учащихся, воспитывает эстетический вкус.

Слайд 3 В данной работе показаны возможности использования музыкальных

произведений П.И. Чайковского на уроках литературы.П.И. Чайковский

Слайд 4«Времена года» (фортепианный цикл, состоящий из 12 картин):- январь «У

ночи»;- июнь «Баркаролла»;- июль «Песнь косаря»;- август «Жатва»;- сентябрь «Охота»;- октябрь «Осенняя песня»;- ноябрь «На тройке»;- декабрь «Святки».

Стихотворения русских поэтов о родной природе (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого, А.В. Кольцова, С.А. Есенина и др.). Предлагаю детям прослушать несколько картин (например, февраль, май, июль, ноябрь) и угадать, какому времени года (месяцу) они посвящены. Как правило, ребята легко справляются с этим заданием.

Слайд 5«Времена года».П.И. ЧайковскийМ.М. Пришвин «Времена года» (миниатюры)И.С. Тургенев «Записки

охотника»И.А. Бунин «Косцы». (Июль «Песнь косаря»)Л.Н. Толстой «Война и мир».

Анализ эпизод «Охота в Отрадном». (Сентябрь «Охота»)

Н.В. Гоголь «Мертвые души». Анализ образа птицы – тройки. (Ноябрь «На тройке»)

В.А. Жуковский «Светлана». (Декабрь «Святки»).

Слайд 6 «Детский альбом» — сборник пьес для фортепиано. Авторский

подзаголовок «Двадцать четыре легкие пьесы для фортепиано». В

«Детский альбом» входят пьесы:1. Утренняя молитва. 2. Зимнее утро. 3. Мама. 4. Игра в лошадки. 5.Марш деревянных солдатиков. 6. Болезнь куклы. 7. Похороны куклы. 8. Вальс. 9. Новая кукла.10.Мазурка. 11. Русская песня. 12. Мужик на гармонике играет. 13.Камаринская. 14. Полька. 15. Итальянская песенка. 16. Старинная французская песенка. 17. Немецкая песенка. 18. Неаполитанская песенка. 19. Нянина сказка. 20. Баба-Яга. 21. Сладкая грёза. 22. Песня жаворонка. 23. Шарманщик поёт. 24. В церкви.

утро»).Л.Н. Толстой «Детство» (глава «Мать»). К.Г. Паустовский «Телеграмма». С.А. Есенин

«Письмо матери» («Мама»).

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Стихотворения русских поэтов о родине. («Русская песня»)

Слайд 8 Симфония №1 соль минор «Зимние грезы». Грезы зимней

дорогой. Анализ эпизода «Сон Гринева» при изучении

повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Слайд 9 «Спящая красавица», балет в 3-х действиях с

Васнецов «Спящая царевна»

дама».На уроке, посвященном анализу образа Германна, можно прослушать начало арии

Германна из оперы («Что наша жизнь – игра…»). Ребята узнают эту музыку по заставке к телевизионной игре «Что? Где? Когда?».

Слайд 11 Торжественная увертюра «1812 год»М.Ю. Лермонтов «Бородино»И.А.

Крылов «Волк на псарне»

Слайд 15Романсы П.И. Чайковского
на стихи русских поэтов- «Благословляю вас, леса…»,

«Средь шумного бала случайно…» (на стихи А.К. Толстого).- «Ни слова,

о, друг мой…» (на стихи А.Н. Плещеева).- «Я тебе ничего не скажу…» (на стихи А.А. Фета).

Привычки

  1. Его близкие и знакомые часто вспоминали о нем, как об очень ответственном и добром человеке.
  2. Его гувернантка называла его «фарфоровый мальчик», так как видела в
  3. Помимо любви к музыке, автор также был неравнодушен к поэзии. Примерно с 7 лет он занимался написанием стихотворений.
  4. Любил читать и имел собственную библиотеку. Чтение было одним из важнейших атрибутов каждого дня композитора.
  5. Любил собирать гербарии.
  6. Из деятелей музыкальной сферы Чайковский особо выделял Моцарта.
  7. Любил путешествовать. Особое пристрастие он имел к поездкам по Европе.
  8. Чайковский практически всю жизнь критиковал себя, как дирижера. Даже в консерватории он имел самый низкий балл по этой дисциплине.
  9. Любил ездить в поездах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: