Прижизненные исполнения
При жизни композитора его произведения исполняли:
- Иван Гржимали, фон Глен, Леопольд Ауэр, А. Вержбилович, Сергей Кусевицкий, Л. Годовский, К. Эрдели, М. Ростропович, С. Кнушевицкий, В. Полех, Антонина Нежданова, Иван Козловский, Леонид Собинов, Фёдор Шаляпин, Н. Казанцева, Д. Пантофель-Нечецкая, Э. Бандровска-Турска (Польша);
- квартеты: Розе (Вена), герцога Мекленбургского (Санкт-Петербург), Артура Хартмана (Америка), им. Бетховена (Москва) и др.;
- симфонические оркестры: Филадельфийский, Нью-Йоркский, Венский и др.
- Дирижеры: Артур Никиш (Венгрия), В. Сафонов, Н. Черепнин, Сергей Кусевицкий, Г. Фительберг (Польша), Гуго Варлих, Леопольд Стоковский, Юджин Орманди, Ф. Сток, Д. Макропулос, Сергей Рахманинов, А. Гаук, Ю. Файер
- Города: Вена, Берлин, Гамбург, Мюнхен, Лейпциг, Франкфурт-на-Майне, Лондон, Париж, Копенгаген, Афины, Бухарест.
Биография
Р. М. Глиэр родился 30 декабря 1874 года (11 января 1875) в Киеве. Сын переселившегося в Киев из немецкого города Клингенталя мастера по производству медных духовых инструментов. В 1894 году Глиэр окончил Киевское музыкальное училище по классу скрипки и поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки Н. Н. Соколовского (затем перешёл в класс Я. В. Гржимали). В 1900 окончил Московскую консерваторию (прошёл курс полифонии у С. И. Танеева, гармонии у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, класс композиции М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906—1908 брал уроки дирижирования у Оскара Фрида в Германии и по возвращении в Россию начал выступать как дирижёр с исполнением главным образом собственных произведений.
В начале 1900-х годов участник собраний Беляевского кружка в Петербурге. С 1901 преподавал музыкально-теоретические предметы в Московской музыкальной школе Гнесиных (среди первых частных учеников Г. — Н. Я. Мясковский и С. С. Прокофьев). Как композитор Р. М. Глиэр сформировался во многом благодаря общению с А. К. Глазуновым, С. В. Рахманиновым, Н. А. Римским-Корсаковым. С 1900 педагог. В 1913—1920 профессор Киевской консерватории (класс композиции и оркестровый), в 1914—1920 директор консерватории. В 1920—1941 профессор Московской консерватории по классу композиции. В 1920—1922 заведующий музыкальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела Наркомпроса. В 1920—1923 член этнографической секции Пролеткульта. С 1910 систематически выступал как дирижёр, с 1930—с авторскими концертами в городах СССР, клубах и колхозах. В 1938—1948 председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР (ССК СССР).
Рейнгольд Глиэр — доктор искусствоведения (1941), автор первого советского балета. Единственный русский композитор, трижды награждённый и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России — премией имени М. И. Глинки, и самой престижной премией послереволюционной, советской России — Сталинской. При этом он был награждён и тремя орденами Ленина.
Разветвлённый род Глиэров корнями уходит в глубокую старину. Имя Глиэр встречается в истории культуры Чехии, Франции (в Верхней Савойе находится плато Глиэр), Германии, Польши.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). Памятник работы скульптора М. К. Аникушина (архитектор В. А. Петров; изготовлен на Ленинградском заводе «Монументскульптура») открыт в пятую годовщину смерти, 23 июня 1961 года. Известны живописные, графические и скульптурные портреты Р. Глиэра, исполненные в разные годы, в том числе тем же М. К. Аникушиным (1954).
Происхождение
Разветвлённый род Глиэров (происходит из принявших лютеранство евреев) корнями уходит в глубокую старину. Имя Глиэр встречается в истории культуры Чехии, Франции (в Верхней Савойе находится плато Глиэр), Германии, Польши.
Семья
Родители:
- отец — Мориц Глиэр (1835—1896), владелец музыкальной мастерской;
- мать — Юзефа (Жозефина Викентьевна) Корчак (1852—1937).
Семья:
- жена — Мария Робертовна Ренквист, её предки имели скандинавские корни;
- дочери Нина и Лия (1905-1982), Валентина (род. 1913);
- сыновья Роман (род. 1907), Леонид (род. 1913) — инженер, соавтор проекта «Детского мира» на Лубянской площади.
Прямые наследники и потомки Р. М. Глиэра живут и работают в Москве.
Внучка Р. Глиэра — Сэнта Викторовна Глиэр — хранительница музея-квартиры своего деда, активный организатор концертов, встреч и других мероприятий, связанных с именем великого композитора (музей-квартира Р. Глиэра, Дом учёных, музей им. Гнесиных, московская Детская музыкальная школа им. Р. Глиэра и др.).
Её сын — ученый, кандидат географических, доктор экономических наук Кирилл Новосельский — составитель уникального родословного древа рода Глиэров, поддерживает прямые и письменные контакты с многочисленными потомками этого рода в Северной Америке, Германии, Бразилии и других странах; координатор юбилейных встреч представителей рода Глиэров «Глиэр — 500» (2008).
Аркадий : биография
25 февраля 1914 — 18 сентября 1967
Ильич Островский
Биография
Аркадий Островский родился 25 (12) февраля 1914 года в Сызрани. Отец, Илья Ильич, настройщик музыкальных инструментов .
С 1927 будущий композитор жил в Ленинграде, учился в ФЗУ. В 1930 г. поступил в музыкальный техникум.
С 1940 по 1947 гг. Островский работал в джаз-оркестре Леонида Утёсова. В эти же годы состоялись и первые композиторские работы.
Аркадий Островский стал автором песен, приуроченных к Всемирным фестивалям молодёжи и студентов . А в 1962 году композитором на стихи Льва Ошанина была написана песня «Пусть всегда будет солнце», получившая первую премию на Международном фестивале песни в Сопоте .
«Дворовые циклы» были написаны композитором в 60-е годы. Первый цикл (песни «А у нас во дворе», «И опять во дворе», «Я тебя подожду») написан в 1962 году, второй («Вот снова этот двор», «Детство ушло вдаль») — в 1965. Песни о юношеской любви.
Песни Островского исполняли Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Майя Кристалинская, Эдита Пьеха, Олег Анофриев, Леонид Екимов и др.
погоня 16 машин дпс за Nissan GTR
Аркадий Островский также написал много песен для детей. Одна из наиболее известных — «Спят усталые игрушки» — звучит в заставке передачи «Спокойной ночи, малыши» (автор слов — Зоя Петрова). В передаче песню исполняли Олег Анофриев и Валентина Толкунова.
Певица Ева Синельникова исполняла цикл детских песен Островского на стихи Зои Петровой от лица Буратино.
В сентябре 1967 года в Сочи открывался первый фестиваль «Красная гвоздика», на который композитор получил приглашение. Однако 18 сентября Островский скончался.
25 февраля 2004 года, в день, когда композитору исполнилось бы 90 лет, в Москве на площади перед концертным залом «Россия» появилась звезда с его именем .
В 1990-х годах имя Аркадия Островского было присвоено детской музыкальной школе №8 города Москвы .
Личная жизнь
Женой Рейнгольда Морицевича стала его ученица Мария Ренквист. Любовь между молодыми людьми началась с легкой переписки, которая вылилась в серьезное чувство. Они обвенчались в 1904 году. Невесте было 23 года, жениху только исполнилось 26 лет. Вместе супруги прожили 55 лет.
С женой Марией
В браке родилось пятеро детей — близнецы Нина и Лия (1905), Валентина и Леонид (1913), сын Роман (1907).
Никто из потомков Глиэра не пошел по его стопам. Сын Роман работал на радио, Лия стала учителем танцев, Нина помогала Рейнгольду Морицевичу в общественной работе. Внучка Сэнта была гидом-переводчиком и хранителем музея-квартиры, ее сын и правнук Кирилл Новосельцев — доктор экономических наук.
Рейнгольд Глиэр и Мария Ренквист
Детство и юность
Рейнгольд Эрнест Глиэр появился на свет 11 января 1875 в Киеве. Отец мальчика — Мориц Глиэр держал музыкальную мастерскую, делал на заказ духовые инструменты. Мать — Жозефина Корчак — происходила из богатого шляхетского рода. Женщина была умна и образована, много времени уделяла воспитанию детей, которых в семье, помимо Рейнгольда было еще трое — дочь Цецилия и сыновья Карл и Мориц.
Рейнгольд Глиэр в детстве
Мальчик с детства интересовался музыкой, пробовал писать небольшие произведения, но отец был против увлечения. Мастерская разрасталась, дело было доходное и требовались помощники. Однако, несмотря на все запреты, будущий композитор упорно шел к цели. В 10 лет он сам нашел преподавателя музыки и стал за мизерную плату брать уроки.
Позже Рейнгольд настоял на своем и в 1891 году родители, скрепя сердце, разрешили ему поступить в Киевское музыкальное училище в класс скрипки. А дальше произошло чудо. В 1892 году юноша мистическим образом встретился с Чайковским. Это предопределило будущую судьбу Глиэра — он решил стать композитором.
В молодости
Библиография
- Глиэр Р. М. Статьи. Воспоминания. Материалы, т. 1, 2. — М.: 1965, 1967.
- Глиэр Р. М. Статьи и воспоминания. — М.: 1975.
- Бугославский С. Рейнгольд Морицевич Глиэр, 2-е изд., 1930.
- Соллертинский И. И. «Красный мак». — М.: 1930.
- Богданов-Березовский В. М. «Красный мак». — Л.: 1933.
- Сеженский К. Р. М. Глиэр. Краткий очерк жизни и творчества. 2-е изд. — М.: 1940.
- Слонимский Ю. И. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра. — М.-Л.: 1950.
- Корев Ю. «Медный всадник» Р. Глиэра. — М.: 1951.
- Захаров Р. В. Искусство балетмейстера. — М.: 1954.
- Бэлза И. Ф. Концерты Глиэра. — М.: 1955.
- Катонова С. Балеты Р. М. Глиэра. — М.:1960.
- Данилевич Л. Книга о советской музыке (главы: Р. М. Глиэр. Опера «Шахсенем». Балет «Красный цветок») — М.: 1962.
- Петрова Н. Рейнгольд Морицевич Глиэр. — Л.: 1962.
- Бэлза И. Р. М. Глиэр. 2-е изд. — М.: 1962.
- Леонова М. Симфонические произведения Глиэра. Справочник-путеводитель. —М.: 1962.
- Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории (Статьи: Леонова М. Ф. Рейнгольд Морицевич Глиэр; Лятошинский Б. Н. Глиэр — профессор и директор Киевской консерватории; Раков Н. П. Рейнгольд Морицевич Глиэр]. — М.: 1966.
- Бэлза И. Р. М. Глиэр. — В кн.: О музыкантах XX века. — М.: 1979.
- Гулинская З. К. Рейнгольд Морицевич Глиэр. (1875—1956). — М.: Музыка, 1986. (Русские и советские композиторы).
- Р. М. Глиэр. Биографический и нотографический справочник. — М.: Мемориальный кабинет Р. М. Глиэра, 2011.
Последние годы жизни и смерть композитора Рейнгольд Глиэр
После 50-х годов прошлого столетия он вдохновлялся украинской культурой. В этот отрезок времени он завершает работу над шедевральной симфонической поэмой «Заповіт». Тогда же он приступил к работе над балетом «Тарас Бульба».
Несмотря на то, что в последние годы жизни он провёл на территории Москвы, это не помешало ему гастролировать по родным краям. За выступлением маэстро в это время наблюдают жители крупных украинских городов.
В период Второй мировой войны он пишет знаменитый Четвертый струнный квартет. В послевоенные годы он приступает к «Медному всаднику» и «Тарасу Бульбе».
Advertisements
Увы, но в середине 50-х годов его здоровье сильно пошатнулось. Врачи настаивали на том, что композитору нельзя нагружать себя и много работать. Глиэр держал «оборону» до конца – без музыки он никто. Его не стало 23 июня 1956. Кончина наступила в результате кровоизлияния в мозг. Его тело похоронили на Новодевичьем кладбище.
Детские и юношеские годы Рейнгольда Глиэра
Дата рождения маэстро – 30 декабря 1874 года. Он родился Киеве (в то время город входил в состав Российской империи). Родственники Глиэра имели непосредственное отношение к творчеству. Они изготавливали музыкальные инструменты.
Рейнгольд выбрал для себя несколько другую стезю, но так или иначе, он тоже сделал акцент на музыке. Он воспитывался в многодетной семье. Главе семейства удалось приобрести большой земельный участок на территории Киева, и построить дом с мастерской. Небольшая фабрика по производству музыкальных инструментов прогремела на всю Европу.
Рейнгольд сутками пропадал в мастерской. Он вслушивался в звучание музыкальных инструментов. Разумеется, уже тогда он мечтал о карьере музыканта.
Рейнгольд Глиэр: Биография композитора
Профильное образование Рейнгольд получил в столичном музучилище. Первые композиции молодой человек сочинил в подростковом возрасте. Небольшие пьесы для фортепиано и скрипки – оценили родители, которые, к слову, во всём поддерживали Глиэра.
Тогда же ему удалось побывать на концерте Петра Чайковского. Выступление маэстро произвело на Рейнгольда неизгладимое впечатление. Позже, он скажет, что после выступления Чайковского он окончательно решил связать свою жизнь с музыкой.
Ему без особых усилий удалось поступить в консерваторию Москвы. Рейнгольд поступил в класс скрипки, и начал оттачивать знания под руководством Соколовского.
В 1900 он успешно окончил учебное заведение. На протяжении всей жизни он усовершенствовал свои знания и опыт. Глиэр брал уроки дирижирования, композиции и игры на скрипке у прославленных европейских и отечественных педагогов.
Революционное время и деятельность Рейнгольда Глиэра
Когда большевики оказались у власти – интеллигенция, в том числе и Глиэр, начали страдать от несправедливости. В этот период времени консерватории попытались реквизировать. Несмотря на это Рейнгольд отстоял своё детище. Консерватория продолжила существовать, и практически весь педагогический состав остался при своих должностях.
После русской революции он умножил свой статус в советском обществе. Но, его по-прежнему интересовал музыкальный мир. Он организовывал концерты, и продолжал радовать публику неповторимым дирижированием.
Вскоре Рейнгольд Глиэр получил предложение правителей Азербайджана посетить солнечное Баку. Композитор не только отыграл ряд концертов, но и сочинил шикарное симфоническое произведение «Шахсенем».
Вернувшись на родину, он приступил к созданию одного из самых известных балетов. Речь идёт о произведении «Красный цветок». Позже, он скажет о работе следующее: «Я всегда работал, понимая главные запросы обычных людей».
На закате 20-х годов маэстро перебрался в Москву. Два десятка лет он преподавал в консерватории. Этого вполне хватило для того, чтобы выпустить несчитанное количество талантливых музыкантов и композиторов.
Примечания
- . Дата обращения: 26 мая 2020.
- Советская музыка. Вып. 7-12. — Огиз Музгиз, 1975. — С. 101
- Глиэр, Рейнгольд Морицович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Санкт-Петербург. 300 + 300 биографий. Биографический словарь / St. Petersburg. 300 + 300 biographies. Biographic Glossary // Сост. Г. Гопиенко. — На рус. и англ. яз. — М.: Маркграф, 2004. — 320 с. — Тир. 5000 экз. — ISBN 5-85952-032-8
- (укр.). Оф. сайт НМАУ. Дата обращения: 10 октября 2017.
- О. Аверьянова. (25.12.2010). Дата обращения: 23 ноября 2014.
- . Дата обращения: 8 декабря 2011.
- . Дата обращения: 16 июня 2017.
- . Дата обращения: 15 февраля 2022.
- Марш Бурят-Монгольской АССР // Бурят-Монгольская правда, № 204 (6274), 2 сентября 1937 года, стр. 1
- . Дата обращения: 10 августа 2010.
- .
- . Дата обращения: 18 декабря 2021.
- . Дата обращения: 10 декабря 2014.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 августа 2009.
- . fleetphoto.ru. Дата обращения: 18 декабря 2021.
- . fleetphoto.ru. Дата обращения: 18 декабря 2021.
- . fleetphoto.ru. Дата обращения: 18 декабря 2021.
- Кирилл Новосельский. . Ежедневная всеукраинская газета «День» (14 декабря 2021). Дата обращения: 18 декабря 2021.
- (рус.) ?. Дата обращения: 18 декабря 2021.
- . zagmuseum.ru. Дата обращения: 18 декабря 2021.
Список произведений[править | править код]
Внешние аудиофайлы |
---|
Оперыправить | править код
- «Земля и небо», опера-оратория по Дж. Байрону (1900)
- «Шахсенем», либретто М. Гальперина (1923—1925, 2-я ред. 1934)
- «Гюльсара» (соавтор Т. Садыков), либретто К. Яшена и М. Мухамедова (1949).
- «Лейли и Меджнун» (соавтор Т. Садыков), либретто Хуршида по поэме А. Навои (1940)
- «Рашель», либретто М. Булгакова в переработке М. Алигер по новелле Ги де Мопассана «Мадемуазель Фифи» (1942—1943).
Балетыправить | править код
- «Хризис», балет-пантомима, либретто Н. Миль по сюжету П. Люиса (1912)
- «Клеопатра» («Египетские ночи»), балет-пантомима, либретто Вл. И. Немирович-Данченко и Л. В. Баратов по поэме А. С. Пушкина. Премьера: 11 января 1926 года, Москва, Музыкальная студия Художественного театра имени Вл. И. Немировича — Данченко. Дирижёр — В. Бакалейников, постановка Вл. И. Немирович-Данченко и Л. В. Баратова.
- «Красный мак» («Красный цветок»), либретто М. Курилко (1926—1927, 2-я редакция — 1949; 3-я редакция — 1957; 4-я редакция поставлена -17 февраля в Римском оперном театре, постановка Н. Андросова, дирижёр А. Аниханов, художник Е. Пулити). Новую российскую постановку представил В. В. Васильев в Красноярске 23 ноября года.
- «Комедианты», либретто А. Петровского по Лопе де Вега (1922—1930); в новой редакции — «Дочь Кастилии» (1955).
- «Медный всадник», либретто П. Аболимова по А. С. Пушкину (1945—1948). Гимн Великому городу (гимн Санкт-Петербурга)
- «Тарас Бульба», либретто Р. Захарова по Н. В. Гоголю (1951—1952)
Бывшая усадьба Ренквист-Глиэр (Петровский бульвар № 5)
Внутренний двор дома Глиэра в Москве
Симфонические произведенияправить | править код
- Первая симфония ()
- Вторая симфония ()
- Третья симфония «Илья Муромец» (—)
- «Сирены», поэма ()
- «Тризна», симфоническая картина (1915)
- «Запорожцы», картина (, по И. Е. Репину)
- Торжественная увертюра ()
- Героический марш Бурят-Монгольской АССР (1937)
- «Заповит», поэма ()
- «Ферганский праздник», увертюра ()
- «Дружба народов», увертюра ()
- Увертюра на славянские темы (1941)
- Симфония-фантазия для оркестра русских народных инструментов ()
- «Победа», увертюра (1944—1945)
- Кантата «Слава Советской Армии» (1953)
Концертыправить | править код
- Концерт для арфы с оркестром (1938)
- Концерт для колоратурного сопрано с оркестром (1943)
- Концерт для виолончели с оркестром (1945-46)
- Концерт для валторны с оркестром (1951)
- Концерт для скрипки с оркестром (1956, закончен и инструментован Б. Н. Лятошинским)
Камерно-инструментальные произведенияправить | править код
- Первый квартет (1899)
- Второй квартет (1905)
- Третий квартет (1928)
- Четвёртый квартет (1946)
- Первый секстет (1898)
- Второй секстет (1904)
- Третий секстет (1905)
- Октет (1901)
Прочееправить | править код
- Около 150 фортепианных пьес в 2 и 4 руки концертного и педагогического репертуара, в том числе 12 детских пьес средней трудности (1907), 24 характерные пьесы для юношества (4 тетр., 1908), 8 лёгких пьес (1909) и др.
- Около 70 пьес для различных сольных инструментов с сопровождением фортепиано (для скрипки, в том числе 12 дуэтов для 2 скрипок (1909), для виолончели — свыше 70 пьес, в том числе 12 листков из альбома (1910).
- Около 20 хоров.
- Около 150 романсов («В порыве слез», сл. Т. Гольденвейзер (1903), «Придешь ли с новою весною» (сл. М. Лохвицкой, 1903), «О, не вплетай цветов» (сл. Д. Ратгауза, 1904), «Коль любить, так без рассудка» (сл. А. К. Толстого, 1906), «О, если б грусть моя» (сл. Россвейн, 1906), «Жить, будем жить» (сл. Галиной, 1906), «Сладко пел душа соловушко» (сл. И. Лажечникова, 1908), «Ночь серебристая» (сл. Д. Ратгауза, 1908), «Мы плыли с тобой» (сл. С. Скитальца, 1909), «Ночь идёт» (сл. И. Бунина, 1909), «Проснись, дитя» (сл. М. Лохвицкой, 1909), «Лада» (сл. Л. Столицы, 1912) и др.) и песен («Будет Гитлеру конец» (сл. И. Доронина, 1941), «Храброе сердце» (сл. А. Коваленкова, 1939) для голоса и фортепиано.
- Сочинения для оркестра народных инструментов — «Симфония-фантазия» (1943).
- Музыка к спектаклям драматического театра (в том числе «Царь Эдип» Софокла (1921, «3-й театр РСФСР. Комедия», Москва), «Лисистрата» Аристофана (1923, Музыкальная студия MXAT), «Меловой круг» (1924, Московский драматических театр), «Свадьба Фигаро» Бомарше (1927, MXAT), «Мольер» М. Булгакова (1936, Москва), «Фархад и Ширин» С. Вургуна (1946, Москва), «Цюй-Юань» Го Можо (1954, Москва) и др.)
Композиторская фильмографияправить | править код
- — Земля жаждет (совм. с В. А. Соколовым и С. Н. Ряузовым)
- — Друзья встречаются вновь
- — Алишер Навои (совм. с Т. Садыковым)
Награды и звания
- Премия имени М. И. Глинки (1905) — за Первый секстет (выдвинут Глазуновым, Лядовым и Балакиревым)
- Премия имени М. И. Глинки (1912) — за симфоническую поэму «Сирены»
- Премия имени М. И. Глинки (1914) — за Третью симфонию («Илья Муромец»)
- Заслуженный артист Республики (1925)
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927)
- Народный артист Азербайджанской ССР (25.05.1934) — «за особые заслуги перед трудящимися, за развитие новой тюркской музыкальной культуры», за многолетнюю работу над созданием оперы «Шахсенем»
- Народный артист РСФСР (1935)
- Народный артист Узбекской ССР (1937) — за создание музыкальной драмы «Гюльсара»
- Народный артист СССР (1938)
- Доктор искусствоведения (1941)
- Сталинская премия первой степени (1946) — за Концерт для голоса с оркестром
- Сталинская премия первой степени (1948) — за Четвёртый струнный квартет
- Сталинская премия первой степени (1950) — за балет «Медный всадник» (1949)
- Орден Трудового Красного Знамени (31.05.1937)
- Орден «Знак Почёта» (1938)
- Орден Ленина (11.01.1945) — «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 70-летия»
- Орден Ленина (1950) — «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 75-летия»
- Орден Ленина (1955) — «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 80-летия»
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «В память 800-летия Москвы»
Итоги
Объем сочинений Р. М. Глиэра огромен. Кроме трех симфоний, четырехструнных квартетов, двух полных опер, двух балетов и двух концертов, он написал сотни песен, фортепианных произведений и камерных пьес. Маэстро преподавал Сергею Прокофьеву, Араму Хачатуряну и Александру Мосолову, основоположникам «советского реализма».
Произведения Глиэра романтичны, националистичны и умело обработаны, сочетают красивые мелодии, изобретательную оркестровку и сногсшибательную напыщенность с большим эффектом. Но самым популярным и любимым является гимн Санкт-Петербурга, основой для которого послужила музыка из произведения «Медный всадник».
Считается, что Рейнгольд Морицевич, наряду со своим более известным предшественником Чайковским, сыграл важную роль в развитии русского балета, однако сегодня за пределами России его музыка почти не звучит. Несмотря на это, Маэстро навсегда останется в памяти людей. Его имя носят улицы, институты, училища и музыкальные школы. Р. М. Глиэра помнят и чтят.