Биография знаменитостей – Сергей Прокофьев
Детство
Родился Сергей Прокофьев 23 апреля 1891 года. Родина Сергея – село Сонцовка в Екатеринославской губернии (теперь Донецкая область). Родители Сергея были образованными людьми: Сергей Алексеевич, его отец, избрал профессию агронома, Мария Григорьевна (мама) имела музыкальное образование.
Мальчик получил музыкальный дар от мамы, которая передала ему не только умение играть на фортепиано, но и поощряла желание сына сочинять музыку. Она записывала все произведения, сочиненные Сергеем. В десять лет молодой сочинитель пишет свои первые оперы. Через год родители с подачи композитора С.Танеева, оценившего способности мальчика-композитора, посылают его брать теоретические уроки у Р.М. Глиэра.
Талант Прокофьева проявился в юном возрасте – в 10 лет он уже пишет свои первые оперы
Начало творческого пути Сергея Прокофьева
В тринадцать лет Сергей начинает учебу в консерватории в Санкт-Петербурге. Выдающиеся музыканты стали его педагогами: Римский-Корсаков, Лядова, Есипова и другие. В консерватории Сергей Прокофьев изучает различные направления музыкальной культуры, совершенствует свое композиторское мастерство и талант исполнителя пианиста. За игру на рояле его отмечают медалью и премией. Далее он осваивает еще один музыкальный инструмент – орган.
Карьера Сергея Прокофьева
Сергей продолжает сочинять музыку. Его талант оценивают, и в 1911 году издают музыкальные произведения композитора Прокофьева. Он стал создателем своего стиля в музыке. Его произведения отличались гармоничностью и звучали сверхмощно. В основу своего стиля композитор положил дисгармонию звучания духовых и струнных инструментов. Часто слушатели не понимали музыку Прокофьева, резкие звуки, по сравнению с привычной классической музыкой, вызывали отторжение.
Сергей Сергеевич много работает и добивается огромного успеха
1918 год стал для Прокофьева переломным – он принял решение уехать из страны. Поклонники таланта Сергея Сергеевича находятся в Америке, в Европе, в Японии, где он исполняет свою музыку. В СССР композитор вернется почти через десять лет, приезжая с выступлениями. В 1936 году Сергей Прокофьев со своей семьей приезжает в Москву, где остается жить. Еще несколько лет ему удается выезжать за рубеж с выступлениями.
В 1930-е годы музыка композитора стала плавной, мелодичной, почти исчезли резкие переходы. Появляются балет, оперы и много других интересных композиций. Выдающаяся музыка композитора прозвучала в фильмах: «Иван Грозный», «Александр Невский», оставив свой след в кино.
В 1941-1945 года Прокофьев много сочиняет. Появляется балет «Золушка». В 1847 году он становится Народным артистом РСФСР. В 1948 году Прокофьев получает порцию серьезной критики. Ранее сочиненная им опера «Повесть о настоящем человеке» оказалась не отвечающей требованиям социалистической действительности.
В следующем году у Прокофьева начались проблемы со здоровьем. Врачи запрещали трудиться, но, несмотря на запреты, он верен своему призванию, по-прежнему занимается музыкой.
Умер Прокофьев в 1953 году 5 марта. Фасад дома композитора в Москве украшает мемориальная доска. Из его увлечений стоит упомянуть шахматы. Он хорошо играл, говоря, что шахматы помогают ему в сочинительстве музыки.
В память о Прокофьеве создан музей, его имя присваивают музыкальным школам, оркестрам, конкурсам исполнителей музыки. Его профиль есть на почтовой марке и памятной монете. О Сергее Прокофьеве и его творчестве сняты документальные фильмы.
Личная жизнь Сергея Прокофьева
Первая жена Сергея Прокофьева – испанка Лина Кодина. Имел сыновей Святослава и Олега. Второй супругой композитора стала Мендельсон Мира Абрамовна.
Семья Сергея Прокофьева
Особенности творчества композитора в военное время
С 1933 года начался период преподавательской деятельности в Московской консерватории. В сложное время ВОВ его активное творчество продолжается.
Именно на этом этапе творчества свет увидели балет «Золушка», опера «Война и мир», были озвучены киноленты. Кантата «Здравица» была посвящена Иосифу Сталину. Она пользовалась популярностью на юбилеях.
В 30-е годы творил Прокофьев и для детей. Особенно известными стали сказка для чтеца с оркестром «Петя и волк», детские произведения для фортепиано и многочисленные песни.
Однако создание отдельных произведений было прервано войной и завершено уже после неё. Среди них, например, балет «Золушка». В период войны Прокофьев находился в эвакуации. Творческая деятельность до возвращения в Москву продолжалась повсеместно. Во многих произведениях звучала тема войны.
Инструментальное творчество Прокофьева
Симфонии
- №1 (1916 – 1917) «Классическая», где композитор обращается к бесконфликтному типу симфонизма добетховенского периода (гайдновский тип симфонизма);
- №2–4 (1924, 1928, 1930) – симфонии зарубежного периода. Симфонию №2 Асафьев назвал симфонией «из железа и стали». Симфонии №3 и №4 – на материале оперы «Огненный ангел» и балета «Блудный сын»;
- №5–7 (1944, 1945 – 47, 1951 – 1952) – написаны в поздний период. Героико-эпическая симфония №5 отразила дух военного времени; симфония №7, завершенная менее чем за год до смерти композитора, исполнена, тем не менее, оптимизма и радости жизни.
- С. Слонимский к симфониям также относит симфонию-концерт для виолончели b—moll (1950 – 1952).
Фортепианное творчество Прокофьева
композиторов-кучкистов, с другой – к представителям западной музыкальной культуры. Так, бодрый тон творчества, стройность музыки, приемы гармонического развития (органные пункты, параллелизмы и т.д.), ритмическая четкость, лаконичность в изложении музыкальной мысли роднят его с Григом; изобретательность в области гармонии – с Регером; изящество тарантелльных ритмов – с Сен-Сансом (отмечает Л. Гаккель).
Для Прокофьева важна наглядность музыкальных идей, максимальная простота и рельефность в их реализации. Отсюда – стремление к «прозрачности» звучания (характерно для ранних произведений), где темы часто оказываются в верхнем регистре, а по мере роста динамического напряжения – сокращается число звучащих голосов (дабы не перегружать звучность). Общая логика развития, как правило, определяется движением мелодической линии.
В фортепианном наследии Прокофьева – 9 сонат (№10 осталась незавершенной), 3 сонатины, 5 концертов (№4 – для левой руки), множество пьес, фортепианные циклы («Сарказмы», «Мимолетности», «Сказки старой бабушки», т.д.), порядка 50 транскрипций (в основном, собственных сочинений).
Кантатно-ораториальное творчество
Прокофьевым создано 6 кантат:
Одним из первых образцов нового подхода к жанру исторической кантаты считается одночастная кантата Прокофьева «Семеро их», написанная на тексты «Зовов древности» Бальмонта, – обращенные в стихи халдейские заклинания для заклятия семерых чудовищ, антибогов, мешающих жизни. В кантате скифские тенденции переплетаются с конструктивистскими, что характерно также для Скифской сюиты и симфонии №2; предвосхищаются сонорные приемы хорового письма. Главным выразительным средством оказывается прием ostinato, близкий, с одной стороны, древним заклинаниям; с другой – идущий из музыки нового времени.
«Кантата к 20-летию Октября» родилась под впечатлением возвращения композитором на родину и стремлением запечатления эпохальных событий Советской России. Ее идейная суть: Великая Октябрьская социалистическая революция, победа, индустриализация страны, Конституция. В текстовом отношении – содержит фрагменты работ Маркса, Сталина, Ленина. Произведение было отклонено Комитетом по делам искусства, поскольку идея воплотить эти темы в музыке была расценена как кощунство. Премьера состоялась лишь в 1966 г.
Широко известный исторический (героико-патриотический) опус «Александр Невский» – монументальное творение Прокофьева, основанное на музыкальном материале одноименного кинофильма (тексты композитора и В. Луговского). В 7 частях кантаты («Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле», «Въезд Александра во Псков») наблюдается тесное взаимодействие драматургических принципов эпической композиции и кинематографического монтажа:
- эпика – в выдвижении на первый план народа как главного действующего лица, обобщенной трактовке образа Александра Невского, характеризуемого посредством песни о нем;
- монтажный принцип ярко проявляется в сцене ледового побоища посредством подключения нового музыкального материала, обусловленного динамикой зрительного ряда. В то же время он действует на уровне форм – в последовательности самостоятельных разделов, при этом иногда формируются внутренние структуры, иногда – развитие не подчиняется логике ни одной из типовых форм.
Общая динамика эволюции стиля С. Прокофьева отмечена постепенно усиливающимся тяготением к мелодизации в сравнении с моторикой и скерцозностью, имеющими ведущее значение в ранний период творчества, что, впрочем, не всегда было связано с эволюцией творчества композитора, а определялось тем, в какой стране и когда он живет.
Наряду с иными новаторами (К. Дебюсси, Б. Бартоком, А. Скрябиным), он в своем творчестве определил новые пути развития музыки ХХ века.
Сочинения
Основная статья: Список произведений Сергея Прокофьева (по опусам)
Основная статья: Список произведений Сергея Прокофьева (по жанрам)
Оперы
- «Пир во время чумы»
- «Маддалена» (1911; 2-я редакция 1913)
- «Игрок» (по Ф. М. Достоевскому, 1929, Брюссель; 1974, Москва)
- «Любовь к трём апельсинам» (по К. Гоцци, 1921, Чикаго; 1926, Ленинград)
- «Огненный ангел» (по В. Я. Брюсову, 1927; концертное исполнение 1954, Париж; 1955, Венеция; 1983, Пермь; 2011, Москва)
- «Семён Котко» (1940, Москва)
- «Обручение в монастыре» (опера) («Дуэнья», по Р. Шеридану, 1946, Ленинград)
- «Война и мир» (по Л. Н. Толстому), 1943; окончательная редакция 1952; 1946, Ленинград; 1955, там же; 2012, Москва)
- «Повесть о настоящем человеке» (по Б. П. Полевому, концертное исполнение 1948, Ленинград; 2-я редакция 1960, Москва)
- «Далёкие моря» по В. А. Дыховичному, не окончена (сохранилась первая картина, написанная летом 1948; концертное исполнение 2009, Москва)
- «Борис Годунов» по А. С. Пушкину, концертное исполнение 2010, СПб
Балеты
- «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (, Париж)
- «Стальной скок» (, Париж)
- «Блудный сын» (, там же)
- «На Днепре» (, там же),
- «Ромео и Джульетта» (по У. Шекспиру, (, Брно; , Ленинград),
- «Золушка» (, Москва)
- «Сказ о каменном цветке» (по П. П. Бажову, (, Москва, , Ленинград)
Вокально-симфонические произведения
- Семеро их, халдейское заклинание для солиста, хора и оркестра (слова К. Д. Бальмонта в переделке Прокофьева, 1917—1918)
- К XX-летию Октября, кантата (текст-монтаж П. П. Сувчинского и самого Прокофьева из сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, И. В. Сталина, 1936—1937)
- Александр Невский, кантата (слова Прокофьева и В. А. Луговского, 1939)
- Здравица, кантата к 60-летию Сталина (слова «народные», 1939)
- Зимний костёр, сюита (слова С. Я. Маршака, 1949)
- На страже мира, оратория (слова С. Я. Маршака, 1950)
- Александр Невский, кантата (op 78., 1938)
Для оркестра
- Симфония № 1
- Симфония № 2
- Симфония № 3
- Симфония № 4
- Симфония № 5
- Симфония № 6
- Симфония № 7
- Ала и Лоллий (Скифская сюита, 1915),
- Петя и волк (Симфоническая сказка,1936)
- Два пушкинских вальса (1949), различные сюиты, поэмы, увертюры и др.;
Инструментальные концерты
- Шесть концертов для фортепиано с оркестром (1912; 1913 (2-я редакция 1923); 1921; 1931 (для левой руки); 1932; 1952 (для двух фортепиано, не окончен)
- Два концерта для скрипки с оркестром (1917, 1935)
- Концерт для виолончели с оркестром (1938)
- Симфония-концерт для виолончели с оркестром (новая редакция предыдущего концерта, 1952)
- Концертино для виолончели с оркестром (1952, не окончено)
Камерно-инструментальные ансамбли
- Две сонаты для скрипки и фортепиано (Вторая — переложение Сонаты для флейты и фортепиано)
- Соната для скрипки соло
- Соната для двух скрипок (1932)
- Соната для виолончели и фортепиано
- Соната для флейты
- Два струнных квартета
Произведения для фортепиано
- Соната № 1 фа минор — ор.1 (—)
- 4 этюда для фортепиано — ор.2 ()
- 4 пьесы для фортепиано — ор.3 (—)
- 4 пьесы для фортепиано — ор.4 ()
- Концерт № 1 ре бемоль мажор для фортепиано с оркестром — ор.10 (—)
- Токката Ре-минор — ор.11 ()
- 10 пьес для фортепиано — ор.12 (—)
- Соната № 2 ре минор — ор.14 ()
- Концерт № 2 соль минор для фортепиано с оркестром — ор.16 (—)
- «Сарказмы» — ор.17 (—). Первое исполнение в 1916 году. Пять пьес цикла организованы с чередованием наступательных скерцозных (нечётные номера пьес) и призрачно-фантастических образов (чётные номера пьес).
- «Мимолётности» — ор.22 (—)
- Концерт № 3 до мажор для фортепиано с оркестром — ор.26 (—)
- Соната № 3 ля минор — ор.28 (—)
- Соната № 4 до минор — ор.29 (—)
- «Сказки старой бабушки» — ор.31 ()
- 4 пьесы для фортепиано — ор.32 ()
- Соната № 5 до мажор — ор.38 ()
- Дивертисмент — ор.43b ()
- 6 транскрипций для фортепиано — ор.52 (—)
- Концерт № 4 (для левой руки) для фортепиано с оркестром — ор.53 ()
- 2 сонатины для фортепиано — ор.54 (—)
- Концерт № 5 соль мажор для фортепиано с оркестром — ор.55 ()
- 3 пьесы для фортепиано — ор.59 (—)
- «Музыка для детей» — ор.65 ()
- «Ромео и Джульетта» — 10 пьес для фортепиано — ор.75 ()
- Соната № 6 ля мажор — ор.82 (—)
- Соната № 7 си бемоль мажор — ор.83 (—)
- Соната № 8 си бемоль мажор — ор.84 (—)
- 3 пьесы для фортепиано — ор.96 (—)
- «Золушка» — 10 пьес для фортепиано — ор.97 ()
- «Золушка» — 6 пьес для фортепиано — ор.102 ()
- Соната № 9 до мажор — ор.103 ()
Также: романсы, песни; музыка к спектаклям драматического театра и кинофильмам.
Сергей Прокофьев хронологическая таблица
Сергей Прокофьев хронологическая таблица жизни и творчества композитора изложена в этой статье.
Сергей Сергеевич Прокофьев хронологическая таблица
11 (23) апреля 1891 — родился в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (сегодня – село Красное Красноармейского района Донецкой области, Украина).
1902 – 1903 – Прокофьев берет уроки музыки у Рейнгольда Глиэра.
1904 – 1914 – учеба в Петербургской консерватории, где одним из преподавателей Прокофьева был Н.П. Римский-Корсаков.
1909 – Прокофьев становится дипломированным композитором, но не останавливается на этом и заканчивает консерваторию пианистом. В этот период из-под пера композитора выходят Токката (ор. 11), Десять пьес (ор. 12), Вторая соната, Баллада для виолончели и фортепиано, а также опера «Маддалена».
1908 – первые концерты Прокофьева
1914 – за успешное окончание консерватории родители награждают Прокофьева поездкой в Лондон. Здесь композитор знакомится с Сергеем Дягилевым, который вводит его в европейское музыкальное общество. Сергей Прокофьев быстро становится популярным, его приглашают на гастроли в Италию. Он дает концерты в Риме и Неаполе.
1914 – 1918 – Прокофьев пишет «Скифскую сюиту», принесшую ему скандальную славу. «Варваризмов» «Скифской Сюиты» не переносят ни публика, ни критика. Также написаны фортепианный цикл «Сарказмы», опера «Игрок», вокальная сказка «Гадкий утенок».
1917 –Пишет третью и четвертую фортепианные сонаты, концерт для скрипки с оркестром, «Классическую симфонию» и фортепианный цикл «Мимолетности». Вернувшись в Петроград, композитор дает несколько концертов.
1918 – 1936 – многолетний гастрольный тур по Европе, Азии и Америке. Прокофьев путешествует по всему миру, за весь период лишь трижды заехав в СССР (в 1927, 1929 и 1932 годах).
Написаны Вторая и Третья симфонии, Вторая скрипичная соната, струнный квартет, Четвертый и Пятый фортепианные концерты, оперы «Любовь к трем апельсинам» и «Огненный ангел», балеты «Блудный сын», «Сказка о шуте, семерых шутов перешутившего», «На Днепре» и др.
1933 – вместе с семьей возвращается в Москву. Вышли Шестая фортепианная соната, Первая скрипичная соната, кантата «К 20-летию октября», «Детская музыка» (12 пьес для фортепиано), симфоническая сказка «Петя и волк».
1935 – создает балет «Ромео и Джульетта».
1938 – Пишет музыку к кинокартине Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Созданы Шестая фортепианная соната, оперы «Семен Котко», «Дуэнья».
1941 – брак с Линой разваливается. Правительство признает его недействительным, и официально развод так и не был оформлен. Во время Великой Отечественной войны Прокофьев эвакуируется на Кавказ: сначала в Нальчик, затем в Тбилиси. Написаны сюита «1941», опера «Война и мир», балет «Золушка», Пятая симфония, Седьмая и Восьмая сонаты для фортепиано.
15 января 1948 – свадьба с Мирой Мендельсон.
10 февраля, 1948 – постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) композиторы Прокофьев и Шостакович признаны врагами народа.
1949 – резко ухудшается здоровье композитора. Пишет оперу «Повесть о настоящем человеке», балет «Каменный цветок», ораторию «На страже мира», Девятую фортепианную сонату и др.
5 марта 1953 – Сергей Прокофьев умирает в Москве от гипертонического криза.
Год Прокофьева в России
2016 год в нашей стране по предложению В. В. Путина носил имя Прокофьева в связи с празднованием его 125-летия. Всё музыкальное содружество отмечал это событие.
Торжественное открытие мероприятия состоялось в Мариинском театре. Завершился же год концертом «Прокофьев – ГАЛА ».
В программе юбилейного года были предусмотрены:
- ВДНХ-выставка,
- экспозиции в различных музеях,
- фестивали работ студентов,
- научно-практический музыкальный Форум и другие.
Мероприятия в течение года были представлены ярко и нестандартно. Они помогли современникам (с акцентом на молодёжную аудиторию) открыть красоту и притягательность творений великого музыканта.
Другие увлечения
Будучи очень разносторонним человеком, Сергей Прокофьев занимался не только музыкой – вторым его увлечением была литература. Незаурядностью писательских способностей отмечено все, что выходило из-под его пера: это и огромная “Автобиография”, охватывающая жизнь композитора с рождения до 1909 года, и его дневники, и все сочиненные им либретто и рассказы, наполненные оптимизмом и прекрасным чувством юмора.
Помимо музыки и литературы, Сергей Сергеевич серьезно увлекался шахматами и называл их “музыкой мысли”. С 1914 по 1937 год, Прокофьеву удалось сыграть партии с такими знаменитыми шахматистами, как Капабланка, Ласкер и Тартаковер.
Также композитор был приверженцем Христианской науки, методы которой позволяли ему побороть волнение перед выступлениями. Прокофьев любил читать книгу “Наука и здоровье” Мэри Бейкер Эдди, в своих дневниках он не раз упоминал о ней, говоря, что эта книга помогла сформировать его личное отношение к добру, злу, Богу и человеку.
Самое экстравагантное сочинение Прокофьева
Определенно, это Кантата “К XX-летию Октября”, написанная для гигантского состава (симфонический оркестр, военный оркестр, оркестр аккордеонов, оркестр шумовых инструментов).
В либретто, составленное П. П. Сувчинским и самим композитором, вошли тексты классиков марксизма-ленинизма – Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина (последнее имя, естественно, не указано в Нотографическом справочнике под редакцией Семена Шлифштейна, вышедшем в 1962 году, в разгар антисталинской кампании Никиты Сергеевича Хрущёва).
Прокофьев, во-первых, несколько “улучшил” (для более благозвучного произнесения) тексты, на которые полагалось дышать и молиться; во-вторых, оперировал обычным для себя современным музыкальным языком. Бродящий по Европе призрак коммунизма (1-я часть) напоминает об “Огненном ангеле”, “Философы” (2-я часть) вызывают ассоциации с кантатой “Семеро их”. И так далее.
Зря, конечно, Прокофьев так поступил, – сочинение было воспринято как издевательство и легло на полку. Не вдаваясь в историю редактирования и создания версий сочинения, укажем, что самая полная состоит из 10 номеров (6 – для хора и оркестра, 4 симфонических эпизода) и заканчивается “Конституцией” (фрагменты речи Сталина 1936 года).
Премьера в усеченном виде (без двух “сталинских” частей, но с повторением в качестве 9-й части хора “Философы” – такова была изначальная идея Прокофьева) под управлением Кирилла Кондрашина прошла в апреле 1966 года; полной версии – в 1984 году.
Кантата к 20-летию Октября (1936–1937)
В 1936 году Сергей Прокофьев, эмигрант первой послереволюционной волны, зрелый, успешный и востребованный композитор и пианист, вернулся в Советскую Россию. Большое впечатление произвели на него перемены в стране, которая стала совсем другой. Игра по новым правилам потребовала и некоторых корректив в творчестве. И Прокофьев создал ряд произведений, на первый взгляд, откровенно «придворного» характера: Кантату к 20-летию Октября (1937), написанную на тексты классиков марксизма-ленинизма, кантату «Здравица», сочиненную к 60-летию Сталина (1939), и кантату «Расцветай, могучий край», посвященную уже 30-летию Октябрьской революции (1947). Правда, учитывая своеобразное чувство юмора Прокофьева, то и дело проявлявшееся в его музыкальном языке, до сих музыкальные критики не могут дать однозначного ответа на вопрос, написал композитор эти произведения искренне и всерьез или же с определенной долей иронии. Например, в одной из частей кантаты «К 20-летию Октября», которая называется «Кризис назрел», сопрано поют (а точнее — пищат) в самом высоком регистре «Кризис назрел!», спускаясь по полутонам. Это звучание напряженной темы кажется комичным — и такие неоднозначные решения встречаются в «просоветских» произведения Прокофьева на каждом шагу.
Кантата к 20-летию Октября для двух смешанных хоров, симфонического и военного оркестров, оркестра аккордеонов и шумовых инструментов, соч. 74 (сокращенный вариант)
Государственная хоровая капеллаХудожественный руководитель — Александр ЮрловСимфонический оркестр Московской филармонииДирижер — Кирилл КондрашинЗапись 1967 годаЗвукорежиссер — Давид Гаклин
Тексты Карла Маркса и Владимира Ленина:
Вступление. Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма
Философы
Революция
Болезнь и смерть
Возвращение Прокофьева стало его триумфом и трагедией. С одной стороны, СССР и лично Сталин сразу подняли его на флаг пропаганды. Он шесть раз становился лауреатом Сталинской премии (из них трижды – в течение 1946 года). Он пишет музыку к историческим кинофильмам Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный», которые имеют бешеную популярность.
Но в 1948 году Сергей Прокофьев вместе с целым рядом других виднейших советских композиторов (Шостаковичем, Мясковским, Поповым, Шебалиным, Хачатуряном), обвиненными в так называемом «формализме в искусстве», становится объектом политических гонений. На Первом съезде композиторов СССР 1948 года Сергей Прокофьев подвергся жесткой критике, причем главными обвинителями выступали близкий друг музыканта Борис Асафьев и композитор Тихон Хренников.
Такая травля подорвала здоровье композитора, страдавшего гипертонией. В последующие годы он много и тяжело болел, почти не выходя из квартиры или не покидая дачи. Но при этом, даже до смерти, он продолжал писать музыку.
Сергей Прокофьев скончался в 61 год. Композитор умер во время работы над произведением в день смерти Сталина — 5 марта. Следовательно, новость о его смерти появилась позже
Поговаривают, что даже в этом Прокофьеву не удалось быть первым, ведь все внимание было направлено на прощание с вождем
Творческое наследие композитора – это 130 музыкальных произведений, среди которых 8 опер, 8 балетов, 7 симфоний, 9 концертов для оркестра, которые вошли в сокровищницу мировой музыки.
Прокофьев интересные факты. Сергей Прокофьев биография
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953) – русский композитор, дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат шести Сталинских премий и Ленинской премии. Один из самых значимых музыкантов ХХ века.
Прокофьев Сергей Сергеевич родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Любовь к музыке привила мальчику мать, которая была хорошей пианисткой, часто играла сыну Шопена и Бетховена.
Начальное образование Прокофьев получил дома.
Важно
С раннего возраста Сергей Сергеевич увлекся музыкой и уже в пять лет сочинил свое первое произведение – маленькую пьесу «Индийский галоп» для фортепиано. В 1902 году произведения Прокофьева услышал композитор С. Танеев. Он был настолько впечатлен способностями мальчика, что сам попросил Р. Глиэра давать Сергею уроки по теории композиции.
В 1903 Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию. Среди преподавателей Сергея Сергеевича были такие известные музыканты как Н. Римский-Корсаков, Я. Витола, А. Лядова, А. Есипова, Н. Черепнина. В 1909 году Прокофьев оканчивает консерваторию как композитор, в 1914 – как пианист, в 1917 – как органист. В этот период Сергей Сергеевич создает оперы «Маддалена», «Игрок».
Впервые со своими произведениями Прокофьев, биография которого уже была известна в музыкальной среде Петербурга, выступил в 1908 году. После окончания консерватории, с 1918 года Сергей Сергеевич много гастролировал, посетил Японию, США, Лондон Париж. В 1927 году Прокофьев создает оперу «Огненный ангел» В 1932 году записывает свой Третий концерт в Лондоне.
Обратите внимание
В 1936 году Сергей Сергеевич переезжает в Москву, начинает преподавать в консерватории. В 1938 году завершает работу над балетом «Ромео и Джульетта». В годы Великой Отечественной войны создает балет «Золушка», оперу «Война и мир», музыку к кинолентам «Иван Грозный» и «Александр Невский».
В 1944 году композитор получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1947 – звание народного артиста РСФСР.
В 1948 году Прокофьев завершает работу над оперой «Повесть о настоящем человеке».
В 1948 году вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором Прокофьев подвергался резкой критике за «формализм». В 1949 году на Первом Съезде Союза композиторов СССР Асафьев, Хренников и Ярустовский с осуждением высказывались об опере «Повесть о настоящем человеке».
С 1949 года Прокофьев практически не выезжал со своей дачи, продолжая активно творить. Композитор создал балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт «На страже мира».
Жизнь композитора Прокофьева оборвалась 5 марта 1953 года. Великий музыкант умер от гипертонического криза в коммунальной квартире в Москве. Похоронили Прокофьева на Новодевичьем кладбище в Москве.
Совет
В 1919 году Прокофьев познакомился со своей первой женой – испанской певицей Линой Кодиной. В 1923 году они поженились, вскоре у них родилось два сына.
В 1948 году Прокофьев женится на Мире Мендельсон – студентке Литературного института, с которой познакомился в 1938 году. Сергей Сергеевич не оформлял развод с Линой Кодиной, так как в СССР браки, заключенные за границей, считались недействительными.
- Первые оперы будущий композитор создал в девятилетнем возрасте.
- Одним из увлечений Прокофьева была игра в шахматы. Великий композитор говорил, что игра в шахматы помогает ему создавать музыку.
- Последнее произведение, которое Прокофьеву удалось услышать в концертном зале, была его Седьмая симфония (1952).
- Прокофьев умер в день кончины Иосифа Сталина, поэтому смерть композитора осталась почти незамеченной.
- Краткая биография Прокофьева для детей нашла отражение в книге «Детство», написанной самим композитором.