Вальс a-moll (op.34 №2)
Все три вальса ор. 34 названы «Большими блестящими», однако a-moll’ный резко выделяется на фоне двух других . Шопен особенно любил этот вальс – истинно польский, с ритмическими отзвуками куявяка и мазура. Он называл его «Меланхолическим вальсом». Его особый психологический настрой лучше всего определяется словом, которое сам Шопен смог найти лишь в своем родном языке – źal (жаль). Лист, стараясь объяснить это слово в своей шопеновской монографии, связывает его со всей судьбой польской культуры, с неутешной скорбью по невозвратимой утрате. Конечно, в музыке этого вальса нет трагизма a-moll’ной прелюдии; скорее, в ней чувствуется ностальгическая печаль, горечь разлуки с родным домом, романтическое томление по несбыточному идеалу.
Вальс начинается элегической темой, выразительность которой явно связана с народными истоками: «волыночный» бас, плагальные обороты, песенная простота мелодического рисунка. Тема звучит в «виолончельном» регистре в «обращенной» фактуре (мелодия под аккомпанементом). Мерное «покачивание» ритма придает ей сходство с колыбельной. Поскольку явные признаки вальса здесь отсутствуют, логично трактовать начальную тему как вступление.
Далее следует череда новых лирических тем, вносящих в музыку вальса мягкие, порой едва уловимые эмоциональные контрасты. В первой из них восхищает ритмически свободное орнаментальное варьирование мелодии (во втором проведении). Очень выразителен и переход 4-ой по счету темы из одноименного мажора в основную тональность (гармоническая вариация). Печальный колорит здесь подчеркнут неаполитанской субдоминантой. Композитор проводит всю серию тем дважды, после чего возвращается к первой, вступительной теме. Выполняя на этот раз роль завершения, она разворачивается более масштабно (в трехчастной форме вместо периода повторного строения).
Схема вальса:
вст. |
a |
b |
c |
c1 |
a |
b |
c |
c1 |
закл. |
16 т. |
20 т. |
16 т. |
16 т. |
16 т. |
20 т. |
16 т. |
16 т. |
16 т. |
|
8+8 |
8+12 |
8+8 |
8+8 |
8+8 |
8+12 |
8+8 |
8+8 |
8+8 |
|
a-moll |
a-moll |
C-dur |
A-dur |
a-moll |
a-moll |
C-dur |
A-dur |
a-moll |
a-moll |
Waltzes
Композитор
Фридерик Шопен
Жанр
фортепианные
Страна
Польша
Список вальсов:
Op. 18 Большой блестящий вальс Es-dur (1831)Op. 34 Три блестящих вальса As-dur, a-moll, F-dur (1831—1838)Op. 42 Большой вальс As-dur (1840)Op. 64 Des-dur, cis-moll, As-dur (1847)Op. posth. 69 As-dur, h-moll (опубл. 1852)Op. posth. 70 Ges-dur, f-moll, Des-dur (опубл. 1855) As-dur, Es-dur (1827)Op. posth. e-moll (1830), E-dur (ок. 1829), a-moll (кон. 1820-х гг.)
Вальс в качестве бытового танца получил в первые десятилетия XIX века чрезвычайно широкое распространение во всех странах и городах Европы.
В высоком художественном претворении вальс прозвучал уже в творчестве Шуберта, Вебера. Все же в вальсах композиторов начала века еще очень значительна зависимость от бытовых танцевальных образов и форм. В эволюции вальса наблюдается тот же процесс, который происходил со многими бытовыми танцами (например, с менуэтом в XVIII веке). Постепенно вальс становится самостоятельным видом художественного творчества и начинает проникать в симфоническую литературу. В «Фантастической симфонии» Берлиоза, написанной в 1830 году, вальс уже занимает целую часть симфонии.
В русской музыке богатое и интересное развитие вальса особенно заметным становится с середины XIX века. Высокой поэтизации вальс достигает в области вокальной лирики; печать одухотворения этого бытового танца лежит на выдающемся симфоническом сочинении Глинки «Вальс-фантазия». Многообразное эмоционально-психологическое истолкование получил вальс в музыке Чайковского.
В творчестве Шопена вальс представляет сольную фортепианную пьесу, в которой бытовые корни и прикладное значение этого жанра стушевываются. Поэтическое претворение получает самый ритм вальса, его кружащееся движение — то скользящее, воздушное, то вихревое, полетное. Вальсы Шопена, подобно его этюдам, перерастают в концертные пьесы, вдохновенные и глубокие, изящные и блестящие, в которых мастерски использован весь арсенал современной техники и виртуозного пианизма.
Семнадцать вальсов Шопена разнохарактерны и различны по содержанию и средствам выражения. Среди них встречаются мечтательные, с поющей, широкого дыхания мелодией, как, например, a-moll, ор. 34 или f-moll, ор. 70; есть вальсы эстрадно-виртуозного типа, эффектные, темпераментные, как «большой блестящий вальс» Es-dur, ор. 18 или As-dur, ор. 42. Вальс cis-moll, ор. 64 раскрывает тонкую поэзию скорбно-меланхолических образов Шопена. Поэзия вальсовой стихии, поднятая Шопеном, открыла неисчерпаемые перспективы развития этого жанра, который всесторонне разрабатывали Лист, Верди, Чайковский, Глазунов, Скрябин, советские композиторы.
В. Галацкая
Вальс №7 cis-moll (op.64 №2)
Это один из самых поздних вальсов композитора, ставший, пожалуй, наиболее известным. Он был опубликован в 1847 году. Спустя полвека Александр Глазунов включил этот вальс в свою оркестровую сюиту из сочинений Шопена – «Шопениану» (ор. 46, 1892).
Вся музыка вальса полна поэзии и изящества, импровизационной свободы ритма и мелодики. Основная тема, начинающаяся широким ходом на «романсовую» сексту, сочетает мягкость секундовых «вздохов» и грацию коротких мотивов в пунктирном ритме. Романтическую мечтательность музыки подчеркивает гармония: септаккорд двойной доминанты в самом начале, обилие нонаккордов, ладовая переменность.
Трехчастная форма вальса обогащается добавочным рефреном, который завершает каждую из трёх частей (a+b c+ba+b). Основная тема, изложенная в форме большого периода повторного строения (16+16 тактов), сменяется легкой, воздушной мелодией в той же тональности cis-moll. Ее мелодический рисунок строится на формуле «кружения», а безостановочный бег шестнадцатых усиливает ощущение полётности. Именно эта новая тема и выступает в вальсе в роли рефрена; появляясь трижды, припев придаёт форме черты рондо .
Певучая лирика средней, мажорной части вальса (Piú lento, Des-dur) близка по настроению к ноктюрну. В ее основе – певучая кантилена, в которой танцевальность «затушевывается» множеством междутактовых синкоп (и в мелодии, и в аккомпанементе).
Первый, Des-dur’ный вальс из op. 64, посвященный Дельфине Потоцкой, тоже является одним из наиболее репертуарных вальсов Шопена. Он сам часто включал его в свои поздние концертные программы, которые, вообще говоря, довольно мало варьировались. Вальс отличается стремительностью вихревого движения и лаконичной простотой композиции (трехчастная форма с песенным лирическим трио в той же тональности Des-dur) .
Песни: тайное наследие
Шопен не хотел публиковать свои песни. Но мир все равно их увидел — и не зря. Посмотрим, что из этого получилось, и подведем итоги урока.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России
Правила жизни Фридерика Шопена
Однажды у Шопена спросили, каким словом он мог бы описать настроение всех своих произведений. Композитор подумал и назвал слово zal, что в переводе с польского означает «жаль».
Кумирами Шопена были Моцарт и особенно Бах. «Бах — астроном, открывший самые чудесные звезды. Бетховен бросает вызов Вселенной. Я лишь пытаюсь выразить душу и сердце человека».
«Время есть лучший цензор, и терпение верховный учитель».
«Не существует ничего более отвратительного, чем музыка без скрытого смысла».
Шопен часто играл в темноте: именно так, утверждал он, к нему приходит вдохновение. Говорят, что когда композитор исполнял свою музыку на званых вечерах, он всегда просил погасить все свечи, даже если был в гостях, при огромном количестве людей.
️ «Счастливый, кто может быть композитором и исполнителем».
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Мы завершили разговор о Фридерике Шопене. Давайте повторим, что мы узнали.
️ Мы слушали прелюдии Шопена и разобрали все 24 прелюдии. Одна из главных их характеристик — неустойчивость романтического свойства, которая показывает невозможность точно уловить, определить и выразить так быстро меняющийся поток чувств.
Узнали, что в вальсах Шопена происходит небольшой отход от танцевальности — это больше не прикладная музыка для танца. Это не музыка, под которую танцуют, а это музыка о том, что чувствуют ее персонажи, когда кружатся в вальсе.
Мы обсудили жанр скерцо — музыку, которая характеризуется подвижностью и остротой. Именно в скерцо произошел выход Шопена за пределы.
🪕 Мы поговорили про жанр баллады, который появляется в классической музыке около 18 века, когда композиторы начинают писать на сохранившиеся стихи музыку. Сам жанр баллады всегда используется Шопеном для рассказа о каких-то больших и значительных вещах. Баллады всегда о внеличностном.
Мы узнали, что жанр этюда достаточно свежий: он появился и окончательно приобрел свои черты только в 18 веке. Это некая подготовительная работа, которая проводится учеником, чтобы можно было преступить к созданию или исполнению чего-то большего. Выход за пределы у Шопена случился в 12 революционном этюде из 10-го опуса: здесь есть более яркая образность, чем в любом другом этюде предшественников или современников Шопена.
Мы поговорили про жанр мазурки. От прочих танцев мазурка отличалась сложностью: музыка к мазурке всегда была полиритмична.
Послушали и обсудили
Прелюдии Шопена. Некоторые прелюдии Шопена, например, 17 прелюдия ля-бемоль мажор — чрезвычайно напоминает шопеновские ноктюрны.
Вальсы Шопена. Самый первый вальс, опус 18 — «Большой блестящий вальс ми-бемоль мажор» — написан Шопеном в 1831 году. А в 1835 году появляется опус 34, состоящий из трех вальсов. Это блестящий вальс ля-бемоль мажор — опус 34, №1, вальс ля минор — опус 34 №2, и блестящий вальс фа мажор — опус 34 №3.
Экспромты Шопена. Всего Шопен написал 4 экспромта.
Четыре скерцо Шопена.
🪕 Две баллады Шопена.
Третья соната, которая была написана Шопеном в 1844 году, с точки зрения формы и по строгости и стройности своего устройства может стать в один уровень с сонатами Бетховена.
Соната для виолончели и фортепиано соль-минор, опус 65 позволяет подглядеть за его творческим процессом.
Послушали фантазию фа минор из опуса 49, которая была написана им в течение 1840-1841 года. Она явно сюжетна, очень выразительна и даже театральна.
Мы послушали мазурки Шопена, которые он писал циклами. В мазурках Шопена огромное количество польских интонаций — это говорит о том, что все польское Шопеном было усвоено совершенно органически.
Мы послушали этюды Шопена. Этюды 25-го опуса более художественны чем этюды 10-го опуса, они сложнее, глубже по образам и содержанию. Послушали 12 этюд Шопена из 25-го опуса, который также называют этюдом «Океан», или «Море», и сравнили его с этюдом «На море» Блюменфельда.
Вальс №10 h-moll (op.69 №2)
Написан Шопеном в 19 лет (издан посмертно). В его музыке заметно приближение к венскому романтизму (вспоминается, в частности, шубертовский вальс в той же тональности). Индивидуальность основной, пластичной и напевной темы вальса связана с типичным для польских народных танцев выделением третьей доли такта. В ее узорчатых орнаментах легко уловить развитие элегических настроений, нарастающих в творчестве Шопена конца 1820-х годов. Лирико-поэтическая выразительность оттеняется в h-moll’ном вальсе элегантной грацией среднего раздела (H-dur).
Форму вальса можно трактовать как сложную 3-частную:
a |
b |
a |
C |
a |
b |
a |
Период повторного строения 16 т.+16 т. |
16 тактов |
16 тактов |
Период повторного строения 16 т.+16 т. |
16 тактов |
16 тактов |
16 тактов |
h-moll |
D-dur |
h-moll |
H-durh-moll |
h-moll |
D-dur |
h-moll |
Поэзия вальсовой стихии, воплощенная Шопеном, открыла широкие перспективы развития этого жанра в творчестве Верди, Чайковского, Глазунова, Скрябина, Прокофьева.
Более ранние вальсы были изданы посмертно. Среди них – вальс As-dur, вписанный в альбом дочери Эльснера, Es-dur, E-dur, a-moll, e-moll.
Этот вальс, очень польский по музыке, иногда называют «прощальным». Его рукопись с надписью в заголовке: pourM-lleMarie Шопен вручил Марии Водзиньской при их расставании в 1835 году в Дрездене.
Возможно, объединение этих пьес в один опус произошло по инициативе издателя.
В такой же форме Моцарт построил свое «Турецкое рондо» из .
Он известен как «вальс-минутка». По преданию, в остинатном кружении его основной темы отразились впечатления Шопена от погони собачки Жорж Санд за собственным хвостом.