История создания
После разочарования от провала своей первой оперы Леош Яначек углубился в комплексное исследование моравской народной музыки.
Период написания третьей по счёту оперы совпал с болезнью дочери композитора, Олюшки. Согласно воспоминаниям его горничной Мары Стрекаловой, чем тяжелее было состояние больной Олюшки, тем она была сильнее очарована музыкой ожидаемой новой оперы её отца. И будучи очень чувствительным человеком, он вложил в своё произведение всю боль и страдания своей дочери, воплотившиеся в музыке в страдания Енуфы. И жёсткая деспотичная любовь сторожихи костёла по его словам, есть отражение его собственного характера. После смерти дочери, Яначек посвятил оперу её памяти.
Премьера оперы прошла очень удачно и получила прекрасные отзывы. В Праге премьера была осуществлена лишь в 1916 году, в Вене в 1918 году.
Яначек. Опера «Енуфа» («Её падчерица»)
Опера в 3 действиях. Либретто написано Г. Прейссовой по сюжету ее же одноименной драмы.
Первое представление состоялось 21 января 1904 года в Брно.
Действующие лица:
Старая Бурыйя, хозяйка мельницы, меццо-сопрано
Её внуки:
Лаца Клемень, тенор
Штева Бурыйя, тенор
Церковная сторожиха, сопрано
Енуфа, ее падчерица, сопрано
Старик, баритон
Сельский староста, бас
Старостиха, сопрано
Каролька, их дочь, меццо-сопрано
Первое действие. На одинокой, отдаленной от жилья мельнице живет старая Бурыйя с двумя внуками — Штевой и Лацой. Оба брата любят молодую красавицу-Енуфу, приемную дочь церковной сторожихи. Енуфа питает ответное горячее чувство к Штеве и ожидает от него ребенка. Но Штева — беззаботный, легкомысленный парень Он серьезно не думает о судьбе любящей его девушки и отказывается от брака с ней. А Лаца любит Енуфу глубоко, беззаветно. Мучимый ревностью, он в припадке отчаяния наносит Енуфе удар ножом в лицо.
Второе действие. Церковная сторожиха глубоко переживает несчастье приемной дочери. Она всячески старается скрыть от окружающих незаконного ребенка, тщательно прячет у себя в хате Енуфу и ее маленького сына. Старуха вновь пытается уговорить Штеву обвенчаться с Енуфой, чтобы снять с девушки позорное пятно, но парень и слышать об этом не хочет. Он нашел себе партию повыгодней: его женой согласна стать дочь сельского старосты Каролька. Лаца же по-прежнему любит Енуфу. Узнав о ее несчастье и позоре, он заявляет, что не откажется от своего намерения жениться на ней. Тогда старуха, чтобы не порочить падчерицу перед свадьбой, решает избавиться от ребенка. Она дает Енуфе сонное питье и, когда та засыпает тяжелым сном, уносит ребенка и бросает в прорубь. Проснувшейся Енуфе сторожиха говорит, что ребенок умер во время ее болезни. Отчаявшаяся, глубоко переживающая смерть ребенка, Енуфа дает согласие на брак с Лацой.
Tpетье действие. В деревне готовятся две свадьбы: Енуфы с Лацой и Карольки со Штевой. В хате сторожихи собираются приглашенные Лацой гости. Среди них — Штева с Каролькой и ее родителями. Все поздравляют Енуфу и Лацу. Вдруг за окном раздаются крики: крестьяне, рубившие на реке лед, нашли окоченевшее тело ребенка. В избу приносят и передают старосте вытащенный из воды детский чепчик. Увидев его, Енуфа не может сдержать крика ужаса: она узнала чепчик своего сына. В порыве горя и отчаяния девушка называет отца своего ребенка — Штеву. Возмущенные крестьяне готовы побить Енуфу камнями. Они думают, что она — злодейка, убившая собственного ребенка. Тогда сторожиха признается, что ребенка умертвила она, желая скрыть позор падчерицы. Старуху уводят — она будет предана суду. Каролька в ужасе убегает от своего жениха. Комната понемногу пустеет. Рядом со всеми покинутой, потрясенной Енуфой остается один лишь Лаца. Он вновь говорит Енуфе о своей любви и преданности. Он готов до конца, во всем разделить судьбу своей любимой Енуфы.
литература
- Джон Тиррелл: Предисловие. В: Jenůfa. Ваша падчерица. Музыка Леоша Яначека. Фортепианная редукция, версия Брно (1908). Универсальное издание UE 30144, О. О. Дж.
- Леош Яначек: Енуфа. Ваша падчерица. Опера в трех действиях. Брненская версия (1908 г.). Либретто Леоша Яначека по пьесе Габриэлы Прейссовой. Перевод на немецкий язык Максом Бродом . Послесловие Хеннинга Менерта. Reclam, Штутгарт 2006, ISBN 3-15-018296-4 ( Универсальная библиотека Reclam 18296).
- Николас Джон (Ред.): Jenůfa. Катя Кабанова: Леош Яначек. Calder, Лондон 1985, ISBN 0-7145-4081-1 ( English National Opera Guides 33), (английский).
- Джон Тиррелл: Оперы Яначека. Документарный счет. Faber and Faber, London et al.1992 , ISBN 0-571-15129-9 (английский).
- Тереза Грдличка: «Максимально возможная певчость и беглость» — О немецком переводе оперы Яначека «Енуфа» в 1918 году. В: Австрийский музыкальный журнал. 58-й год 2003, вып. 2, стр. 18-27.
- Клеменс Хёслингер : Первое исполнение «Енуфы» Яначека в Венской придворной опере (1918) и его история. В: Майкл Ян (Ред.): От Марты до Дафны. Труды по истории Венской оперы 1, Вена, 2005, стр. 215–232.
Ссылки
- Оценки
- Мартин Триана, Хосе Мария (1992). Оперная книга (2-е издание). Издательский Альянс, SA, стр. 451 и 452. ISBN 84-206-0284-1 .
- Кундера, с. 54
- Милош Штедронь: Примечания к записи Енуфы (Брненский оперный хор и оркестр Яначека, дирижер Франтишек Йилек), 2006, Supraphon CD SU 3869-2, Прага.
- Библиография
- Карраскоса, Анхель: Книга записанной оперы . Издательский альянс, 2002.
- Делла Корте, А./ Паннайн, Г.: История музыки . Эд Труда, 1965.
- Кундера, Милан: Муй Яначек . Атлантида, 2004 г. (Брно, на чешском языке). ISBN 80-7108-256-2 .
- Рэндел, Майкл: Гарвардский музыкальный словарь . Эд Диана, 1984.
- Тиррелл, Джон: Яначек: Годы жизни , Лондон: 2006/7, двухтомная биография композитора, написанная ведущим авторитетом; выпуск второго тома был запланирован на 2007 год.
- Ван ден Хуген, Э.: Азбука оперы . Эд Телец, 2005.
- Программа Mano de Jenufa, Театро де ла Сарсуэла в Мадриде, 1993.
- ВВ. А.А.: Классическая музыка . Эд Эспаса, 2006.
Записи
- 1951: Штепанка Jelínkova, Бено Blachut , Ив Židek , Март Красов , Miloslava Fidlerova, Милада Čadikovičová, Карел Калас , Мари Musilová, Владимир Jedenactik, Милада Šubrtová , Прага Национального театр хоры, Прага Национального театр оркестр под руководством Ярослава Vogel , Supraphon, записанный в зале Дворжака Рудольфинума, Прага 2 компакт-диска
- 1969: Либуше Доманинская, Вилем Пршибил , Иво Жидек , Надежда Книплова , Мария Мразова, Йиндржих Йиндрак, Марта Богакова, Хор Национального театра в Праге, Оркестр Национального театра в Праге, дирижер: Ярослав Фогель , Supofraphon, записано в июне 1969 года. : HMV; EMI CD переиздание 2011 г.
- 1974: Магда Оливеро , Джеда Валтриани, Никола Заккария , Маргарита Бенетти, Джузеппе Моррези, Грейс Бамбри , Мария Грация Аллегри, Нелла Верри, Сильвана Занолли, Ренато Чиони , Ежи Семков (дирижер); Оркестр и хор Ла Скала . Записано в театре Ла Скала , Милан, 1974 г. Лейбл: Myto
- 1977 год: Габриэла Белячкова , Надежда Книплова, Вилем Пршибил, Владимир Крейчик, Анна Барова, Карел Берман и другие; Брно Оперный хор Яначека, Брненский оперный оркестр Яначека, дирижер Франтишек Йилек. Записано в Оперном театре Яначека, Брно, 1977/78. Этикетка: Supraphon 10 2751-2 612, 2CD
- 1980 год: Сода Червена , Сена Юринац , Уиллард Уайт , Элизабет Содерстрём , Джон дель Карло, Гвендолин Джонс , Сара Ганц, Сьюзан Квиттмейер , Памела Саут, Уильям Льюис ; Оперный оркестр и хор Сан-Франциско под управлением Альберта Розена . Записано в Оперном театре военного мемориала , Сан-Франциско, 1 октября 1980 года (как в сопроводительном материале, но, возможно, на спектакле от 10 октября, который транслировался). Лейбл: Gala
- 1983 год: Элизабет Седерстрём , Веслав Охман , Петер Дворски , Ева Рандова, Вацлав Зитек , Далибор Едличка, Ивана Миксова, Люсия Попп , Мари Мразова; Венский филармонический оркестр , Хор Венской государственной оперы, дирижер Чарльз Маккеррас , записал Sofiensaal, Вена, апрель 1982 года. Лейбл: Decca
- 1988: Габриэла Бенацкова , Леони Рысанек , Веслав Охман , Питер Казарас ; Оперный оркестр Нью-Йорка , дирижер — Ив Келер . Записано в Карнеги-холле 30 марта 1988 г. Этикетка: BIS .
- 2003: Элизабет Воган , дама Жозефина Барстоу , Дженис Уотсон , Питер Уэдд , Найджел Робсон , хор и оркестр Валлийской национальной оперы под управлением сэра Чарльза Маккерраса . Записано в Brangwyn Hall , Суонси, Великобритания, июль 2003 г. Лейбл: Chandos
- 2009 год: Аманда Рукрофт , Дебора Поласки , Мирослав Дворски , Николай Шукофф , Метте Эйсинг, Кароли Семереди, Мигель Сола, Марта Матеу, Марта Убета, Елена Поэсина; Оркестр и хор Teatro Real под управлением Айвора Болтона ; Режиссер-постановщик — Стефан Брауншвейг . Записано в Teatro Real , Мадрид, 2009 г. Этикетка: Opus Arte (DVD)
- 2014: Gal Джеймс (Енуфа), Iris Vermillion (Kostelnička Buryjovka), Данжа Вджзовик (Stařenka Buryjovka), Алеш Briscein (Laca Klemen), Taylan Reinhard (Števa Buryja) и другие, хора и Singschul»из Граца оперы , Грац филармонический оркестр , Дирк Кафтан , дирижер, записанный вживую во время постановок в Graz Opera, Грац, Австрия, 7, 17, 21 — 22 мая 2014 г .; Oehms Classics OC 962; 2 компакт-диска
Возникновение
Состав оперы растянулся на несколько лет. Поскольку оригинальная партитура была уничтожена, не все даты точно известны. Первые наброски были сделаны в период с 1894 по 1895 год, когда началась запись партитуры. Její pastorkyňa была третьей и первой оперой Яначека, в которой он с самого начала написал оркестровую партитуру, а не, как в предыдущих, фортепианную партитуру . В 1897 году, вероятно, было закончено написание первого акта. Потом был более длительный перерыв, связанный с сочинением кантаты Амарус и другими занятиями. Яначек возобновил работу только в конце 1901 года и закончил второй акт к началу лета 1902 года. 25 января 1903 года написание оперы было закончено. Дочь Яначека Ольга, которой посвящено произведение, умерла 26 февраля 1903 года во время последующей доводки.
Синопсис
- Место: A Моравский деревня
- Время: девятнадцатый век
Сюжет зависит от запутанного набора деревенских отношений. Перед началом оперы двое сыновей владелицы мельницы бабушки Бурыйи дважды женились, родили детей и умерли. Умерли и их жены, за исключением Костельнички (вдовы церковного старосты), второй жены младшего сына и мачехи Енуфы. Обычай гласит, что только Штева, ребенок старшего сына от первого брака, унаследует мельницу, а его сводный брат Лака и двоюродный брат Енуфа будут зарабатывать на жизнь.
Акт 1
Енуфа, Лаца и бабушка Бурья ждут возвращения Штевы домой. Енуфа, влюбленная в Штеву и тайно беременная его ребенком, беспокоится, что его, возможно, призвали в армию. Лака, влюбленный в Енуфу, выражает горечь из-за привилегированного положения своего сводного брата дома. Он жалуется, что играет с ножом и, обнаружив, что он затупился, отдает его мастеру на заточку.
Бригадир сообщает семье, что Штева не была призвана в армию, к облегчению Енуфы и растущему разочарованию Лаки. Остальные уходят, и Енуфа ждет, чтобы поприветствовать Штеву. Он появляется с группой солдат, пьяный и хвастающийся своим мастерством с девушками. Он призывает к музыке и заставляет несчастную Енуфу танцевать с ним.
Костельничка вступает в эту шумную сцену, заставляет музыкантов замолчать и, потрясенный поведением Штевы, запрещает ему жениться на Енуфе, пока он не сможет оставаться трезвым в течение одного года. Солдаты и семья оставляют Штеву и Енуфу наедине, и она умоляет его любить ее, но он, не подозревая о ее беременности, дает ей небрежные ответы и уходит.
Лака возвращается, горькая, как всегда. Он пытается заставить Енуфу критиковать Штеву, но она, несмотря ни на что, встает на сторону своего возлюбленного. Лака злится, что Штева никогда бы даже не посмотрел на нее, если бы не ее румяные щеки, затем режет ее ножом по щеке.
Акт 2
Спустя несколько месяцев наступила зима. Ребенок родился, но Штева еще не приехала навестить его. Лицо Енуфы все еще изуродовано, но она счастлива в любви к ребенку. Пока Енуфа спит, Костельничка вызывает Штеву и требует, чтобы он взял на себя ответственность. Он отвечает, что, хотя он будет давать деньги тайно, никто не должен знать, что ребенок его. Его любовь к Енуфе умерла, когда Лака испортила ее красоту, и теперь он обручен, чтобы жениться на Каролке, хорошенькой дочери мэра.
Штева уходит, и входит Лака. Он до сих пор не знает правды о ребенке, и когда Костельничка рассказывает ему, его первой реакцией является отвращение при мысли о том, что он взял ребенка Штевы под свое крыло. Опасаясь, что Енуфе останется некому выйти замуж, Костельничка поспешно лжет, что ребенок мертв. Лака уезжает, и Костельничка оказывается перед необходимостью признать ложь правдой. Она закутывает ребенка в шаль и выходит из дома.
Енуфа просыпается и молится за будущее своего ребенка, но Костельничка, возвращаясь, говорит ей, что ребенок умер, пока она спала. Появляется Лака и нежно утешает Енуфу, прося, чтобы они провели вместе остаток жизни. Видя нежность пары, Костельничка пытается убедить себя, что поступила как нельзя лучше.
Акт 3
Сейчас весна, день свадьбы Лаки и Енуфы. Все снова кажется правильным, за исключением того, что Костельничка — это нервная развалина. Приходят Штева и Каролка, хор деревенских девушек поет свадебную песню. В этот момент раздаются крики. Тело младенца было обнаружено в ручье под тающим льдом. Енуфа сразу же говорит, что ребенок ее, и в своем горе оказывается виновной в убийстве. Деревня готова немедленно привлечь к ответственности Енуфа, но Костельничка успокаивает их и заявляет, что это ее преступление. Услышав всю историю, Енуфа прощает мачеху. Толпа уводит Костельничку в тюрьму. Енуфа и Лака остались одни. Енуфа просит Лаку оставить ее, так как она не может ожидать, что он женится на ней сейчас. Он отвечает, что не бросит ее и хочет провести с ней остаток своей жизни.
Музыка
«Енуфа» — это опера, написанная досконально . Примечательно, что текст — прозаический . Музыкальные сцены, которые плавно сливаются, состоят из замкнутых структур и более свободных, но всегда симметричных частей с небольшими мелодиями. Мелодия , как гармония, с его характерными, преимущественно богатыми и темными тонами, имеет глубокие корни в национальной народной музыке . Оркестровое движение как фон для словесной мелодии прозрачно, часто полиритмично и повторяющееся, и не подавляет голоса даже при выразительных всплесках. Речи мелодия служит в качестве руководства для нахождения правильного выражения в тон-поэтической интерпретации ситуации, но не возведенное в принцип проектирования.
Персонажи
Персонаж | диапазон | Премьера: Брно, 21.01.1904 Режиссер: К. М. Раздира |
---|---|---|
Енуфа , крестьянская девушка. | сопрано | Мария Кабелакова |
Костельничка , дьячок села , мачеха Енуфы . |
сопрано | Леопольдина Ганусова-Свободова |
Лак Клемень , влюбленный в Енуфу | тенор | Алоис Станек-Доубравски |
Штева Бурия , невеста Енуфы и двоюродная сестра. | тенор | Богдан Прохазка |
Бабушка Бурия , бабушка Енуфы и Штевы. | контральто | Вера Пивонькова |
Старек , мастер мельницы. | баритон | Карел Бейско |
Алькальд , мэр деревни. | Бас | Алоис Пивонька |
Жена мэра, жена мэра . | меццо-сопрано | Эмма Кучерова |
Каролка , дочь мэра и новая невеста Штевы. | меццо-сопрано | Ружена Касперова |