Краткое содержание оперы
Действие первое.
Картина 1. Марья Власьевна сидит в саду на берегу Волги и очень тоскует по воле и лугам, ибо «замурована» в отцовском тереме. В нее влюблен Степан Бастрюков, но он не может на ней жениться, ибо в ее сестру влюблен его враг, Воевода. Но увидев Марью, воевода влюбляется еще и в нее, а родители девушки очень боятся его и согласны на все. Он приказывает перевезти Марью в свой дом, а Бастрюков решает бороться с ним.
Картина 2. Степан пребывает в глубокой печали. Слуга его успокаивает и советует обратиться за советом к Роману Дубровину, ибо когда-то воевода украл и его жену тоже. Дубровин советует, что нужно сделать так, чтоб воевода уехал хотя бы на пару дней. Поскольку Воевода суеверный, то слово колдуна-гадателя Мизгиря, для него будет закон.
Действие второе.
Картина 1. Мизгиря подкупили и он убедил Воеводу, что ему следует оправиться в монастырь, дескать это поможет приворожить Марью. Старик дает своим слугам приказ, чтоб стерегли терем и никого не выпускали.
Картина 2. Дубровин с несколькими гребцами спрятались рядом с монастырем и ждут Воеводу. Как только они его видят, дубровин восклицает, чтоб все садились на лодку и возвращались в город, ибо времени мало.
Действие третье.
В доме Воевода, тем временем, поются песни и пытаются развеселить Марью, которой очень грустно. Вдруг жена Дубровина, Олена, передает ей, что пусть завтра вечером будет в саду, Бастрюков будет ждать ее там. А за охрану пусть не переживает, ибо их опоят вином.
Действие четвертое.
Картина 1. В избе, очень неспокойным сном спит старик Воевода. Всю ночь ему мучают кошмары. Ему сниться, что в Москве происходят злые дела, что его снимают с поста воеводства и назначают нового. Он просыпается в холодном поту и думает, не обманул ли его Мизгирь?
После этого он снова засыпает и снова плохие сновидения мучают его.Ему снится, как его сбрасывают в реку, а Бастрюков с помощниками увозят Марью. В итоге он не выдерживает и приказывает готовить коней, чтоб к вечеру быть дома.
Картина 2. Марья Власьевна, Олена, Дубровин и Бастрюков готовятся к побегу, но, к несчастью, у ворот их застал Воевода, который уже успел вернуться, он злясь уводит Марью. Но оказывается, что он уже не Воевода, он был снят с этой должности и в этот момент во двор заехал новый Воевода. Теперь все вздохнули спокойно, ибо закончилась власть притеснителя народа и ничто теперь не помешает счастью Дубровина с Оленой и Марьи Власьевны с Бастрюковым.
Текст
Фоны экрана
Изображения для использования как фон экрана компьютера.
-
На море утушка ()
()
— 1280×1024, 1920×1024 точек -
Года бегут; что день, слабеют силы ()
()
— 1280×1024, 1920×1024 точек -
Соловушко в дубровушке ()
()
— 1280×1024, 1920×1024 точек -
Баю-баю, мил внучёночек ()
()
— 1280×1024, 1920×1024 точек
Начальные слова фрагментов оперы
Указатель фрагментов оперы в алфавитном порядке начальных слов.
- , Действие первое, cцена 1
- , Действие первое, cцена 1
- , Действие первое, cцена 2
- , Действие четвёртое, cцена 1
- , Действие четвёртое, cцена 1
- , Действие четвёртое, cцена 1
- , Действие четвёртое, cцена 2
- , Действие четвёртое, cцена 2
- , Действие второе, cцена 1
- , Действие четвёртое, cцена 1
- , Действие четвёртое, cцена 1
- , Действие второе, cцена 2
- , Действие первое, cцена 1
- , Действие первое, cцена 1
- , Действие четвёртое, cцена 1
- , Действие второе, cцена 2
- , Действие третье, cцена 1
- , Действие первое, cцена 2
- , Действие второе, cцена 1
- , Действие первое, cцена 1
- , Действие второе, cцена 1
- , Действие первое, cцена 2
- , Действие третье, cцена 1
- , Действие первое, cцена 2
- , Действие четвёртое, cцена 1
- , Действие первое, cцена 2
- , Действие четвёртое, cцена 1
- , Действие второе, cцена 1
- , Действие третье, cцена 1
- , Действие первое, cцена 1
- , Действие второе, cцена 1
- , Действие первое, cцена 1
- , Действие третье, cцена 1
- , Действие четвёртое, cцена 1
- , Действие первое, cцена 2
- , Действие первое, cцена 2
- , Действие второе, cцена 2
- , Действие четвёртое, cцена 1
- , Действие третье, cцена 1
- , Действие первое, cцена 1
- , Действие первое, cцена 1
- , Действие первое, cцена 1
- , Действие четвёртое, cцена 1
- , Действие четвёртое, cцена 2
- , Действие второе, cцена 1
- , Действие третье, cцена 1
- , Действие второе, cцена 2
- , Действие второе, cцена 2
- , Действие третье, cцена 1
- , Действие третье, cцена 1
- , Действие первое, cцена 1
- , Действие первое, cцена 1
- , Действие первое, cцена 1
- , Действие четвёртое, cцена 2
- , Действие третье, cцена 1
- , Действие четвёртое, cцена 1
- , Действие первое, cцена 2
- , Действие второе, cцена 1
- , Действие третье, cцена 1
- , Действие первое, cцена 1
- , Действие второе, cцена 1
Акты и сцены
Перечисление актов и сцен либретто.
Действие первое
- Густой сад. Налево терем с выходом и крыльцом. Направо баня; в глубине стоячий тын, из которого несколько надолб вынуто; за тыном, когда он разобран, виден берег Волги.
-
Сени в доме Бастрюкова. Облокотясь на стол, сидит Бастрюков.
В отдалении стоят его слуги, в числе их Резвый.
Действие второе
-
Светлица в воеводском доме.
Воевода сидит, перед ним в отдалении стоят слуги и Неустройко. -
Лесистое ущелье; налево гора, в ней пещера; за горой овраг и речка, которая поворачивает в глубину сцены; за речкой гора, на ней сквозь лес видны стены монастыря; через реку мост; с правой стороны лесистая гора, по ней идёт дорога к мосту и потом подымается к монастырю; под горой кусты и шалаш.
Прохожие богомольцы идут по мосту к монастырю. Нищие на мосту.
Действие третье
Одна сценаТерем в воеводском доме.
Сенные девушки увеселяют Марью Власьевну песней и пляской.
Действие четвёртое
-
Деревенская изба; направо печь, перед печью люлька с ребёнком; налево стол и постель, на которой спит Воевода.
Старуха сидит за люлькой. -
Сад. Направо на подклети горница, прямо терем, тоже на подклети, с открытым переходом вокруг; с переходу дверь в сени, соединяющие терем с горницей; под сенями проезд. Из сеней лестница в несколько колен с площадками на столбах; во всю длину лестницы крыша на точёных столбиках. За теремом, в глубине, надворные строения, налево забор и задние ворота.
При открытии занавеса на авансцене стоят Марья Власьевна, Бастрюков, Олёна и Дубровин.
Слайд 10Опера «Сон на Волге» А.С. Аренский не раз бывал в гостях
у своей тёти во Фроловке. Будучи во Фроловке, Антон Степанович работал над оперой «Сон на Волге». Премьера «Сна на Волге» состоялась 21 декабря 1890 года на сцене Большого театра. По свидетельству очевидцев она прошла с огромным успехом. «Автора вызывали множество раз, подносили ему венки,- рассказывал один из критиков. – Дирижировал сам А.С. Аренский».10 января 1891 года П.И. Чайковский специально приехал в Москву в Большой театр слушать «Сон на Волге». На следующий день он писал брату: «Прекрасная опера. Иные сцены так хороши, что я был потрясён до слёз. Особенно сцена сна удивительна». В это же время он обратился к директору Императорских театров И.А. Всеволжскому: «То, что я слышал вчера, — писал П.И. Чайковский,- превзошло все мои ожидания. Некоторые картины, особенно картина сна воеводы производят сильнейшее впечатление. Вся опера от начала до конца написана настоящим художником с большой обдуманностью и большим мастерством. Это вовсе не первая, робкая попытка начинающего – это настоящее художественное произведение, способное произвести сильное, глубокое впечатление».
Слайд 8Владельцы усадьбыВладельцами Фроловки или сельца Фроловского в первой половине XIX века
были известные в наших местах дворяне Философовы. В 1851 году Анфиса Алексеевна Потехина купила имение подполковника Михаила Александровича Философова, «состоящее из Кинешемского уезда в сельце Фроловском с деревнями Меглиной и Берестянкой». Глава семьи – Антип Макарович Потехин (1782 г. р.) служил казначеем в Кинешемском уездном суде. Его женой была Анфиса Алексеевна. В семье родилось десять детей: семь сыновей и три дочери. Старший сын Алексей Антипович впоследствии стал известным писателем. Имена дочерей — Надежды (1833 г. р.) и Софьи (1841 г. р.) — связаны с усадьбой Фроловка.Через 10 лет после покупки Фроловки Анфиса Алексеевна завещала имение дочери Софье. В руках Софьи Антиповны имение находилось до 1916 года, когда было куплено владельцем химического завода Г.А. Бурнаевым-Курочкиным.
Слайд 9Семья АренскихУсадьба Фроловка связана с именем известного композитора А.С. Аренского. Надежда
Антиповна Потехина, сестра Софьи, вышла замуж за врача Степана Матвеевича Аренского и переехала в Новгород. Аренские в своём доме проводили музыкальные собрания. Хозяйка дома, Надежда Антиповна, слыла «прекрасной пианисткой» и не выступала публично лишь «по застенчивости».В семье Аренских родилось четверо детей: Мария, Григорий, Антон, Ксения. Хорошее институтское образование Надежды Антиповны и происхождение из литературно-театральной семьи сыграло большую роль в воспитании детей. Антон с семи лет под руководством матери занимался музыкой, к девяти годам сочинил несколько маленьких пьес. Это убедило родителей отдать его учиться музыке.После окончания гимназии он поступил в Петербургскую консерваторию, где его обучением руководил Н.А. Римский-Корсаков. В 1882 году после успешного окончания учебного заведения он получил предложение занять место преподавателя теоретических дисциплин в Московской консерватории. Здесь он познакомился с С.И. Танеевым, их знакомство переросло в дружбу.
Слайд 16А.П.Бородин и его пребывание в м. Соколово Кинешемского уездаУсадьба Соколово –
место отдыха и работы великого учёного-химика, общественного деятеля и композитора А.П.Бородина находилась в нескольких километрах от современного Заволжска вверх по течению Волги. Основное здание усадьбы было построено в 1849 году. Две части усадьбы были двухэтажными, одна часть – одноэтажной. В 1847 году усадьбу с торгов приобрели дворяне Хомутовы. Соседями Хомутовых была семья Островских, с которыми у Хомутовых установились хорошие добрососедские отношения, соседи устраивали совместные театрализованные постановки. Сам А.Н.Островский неоднократно бывал в Соколово. Провести лето 1880 года в Соколово Бородина пригласил Н.Ф Хомутов — коллега Бородина по научным трудам, химии. Вместе с А. П. Бородиным в Соколово гостили его жена, две воспитанницы Лена и Лиза и Александр Дианин, которому А.П. Бородин преподавал химию. Усадьба и вид её живописных окрестностей очаровали композитора. С восхищением писал он другу критику Владимиру Стасову: «Поселился я на высокой крутой горе, у подножия которой чудовищным змеем раскинулась Волга. Верст на 30 раскинулась она перед моими глазами со своим прихотливым плёсом, с грядами да перекатами, с зёлеными берегами да крутогорьями, луговинами, лесами, деревнями, церквами, усадьбами и бесконечною дальнею синевою. Вид – просто не спускал бы глаз с него. Чудо что такое!..» Владельцы усадьбы предоставили семье композитора в распоряжение пять комнат, отдельную кухню, балкон и террасу. Бородину понравился огромный сад, расположенный уступами на огромной горе с цветниками и купание в Волге. В Соколово Бородин работал над музыкальными темами оперы «Князь Игорь». Для этого потребовалась доставка в Соколово музыкального инструмента. Вечерами в усадьбе устраивались концерты. По окончании лета А.П. Бородин возвратился в Петербург. Но впечатления от Соколово оставили след в душе и творчестве композитора.
Слайд 4Рязанцы. Афанасово.Значительный период в его жизни занимает пребывание в селе Рязанцы
(Подмосковье). Добившись частичной амнистии после ссылки в Сибирь, приезжает сюда в марте 1835 г. Это местопребывание разрешено ему с сохранением полицейского надзора и запретом въезда в Москву и Петербург.Рязанцы принадлежали Владимиру Михайловичу Исленьеву, мужу младшей сестры Алябьева Натальи Александровны. Крепкая дружба связывала композитора с супружеской парой. Владимир Михайлович был композитором-любителем и издал несколько своих музыкальных произведений, а Наталья Александровна любила петь, и брат посвятил ей немало романсов («Трубадур», «Желанье», «Терпение», «Девичий сон», «Тайная скорбь»). К сожалению, усадьба Исленьевых не сохранились.
Рязанцы связаны со знаменательным событием в жизни композитора. Здесь в 1840 г. в церкви Живоначальной Троицы А.А.Алябьев венчался с Екатериной Александровной Римской-Корсаковой, вдовой владельца Пущинской усадьбы. В 4 км. От Рязанцева находится сельцо Афанасово, входившее в Ивановскую волость, которое принадлежало композитору.
Еще песни А. Аренский
-
- слушать А. Аренский — Сказка
- скачать А. Аренский — Сказка
А. Аренский — Сказка
-
- слушать А.Аренский — Романс №5
- скачать А.Аренский — Романс №5
А.Аренский — Романс №5
-
- слушать А.Аренский — романс
- скачать А.Аренский — романс
А.Аренский — романс
-
- слушать А. Аренский — фортепианное трио, Элегия
- скачать А. Аренский — фортепианное трио, Элегия
А. Аренский — фортепианное трио, Элегия
-
- слушать А. Аренский — Сюита из балета Египетские ночи
- скачать А. Аренский — Сюита из балета Египетские ночи
А. Аренский — Сюита из балета Египетские ночи
-
- слушать А.Аренский — Фантазия на темы Рябинина (солист — Эдуард Головко, дир. Анна Юган)
- скачать А.Аренский — Фантазия на темы Рябинина (солист — Эдуард Головко, дир. Анна Юган)
А.Аренский — Фантазия на темы Рябинина (солист — Эдуард Головко, дир. Анна Юган)
-
- слушать А.Аренский — Музыка к инсценировке поэмы `Бахчисарайский фонтан` Пушкина (1899) op. 46
- скачать А.Аренский — Музыка к инсценировке поэмы `Бахчисарайский фонтан` Пушкина (1899) op. 46
А.Аренский — Музыка к инсценировке поэмы `Бахчисарайский фонтан` Пушкина (1899) op. 46
-
- слушать А.Аренский — Песня певца за сценой из оперы «Рафаэль»C.Лемешев (тенор)
- скачать А.Аренский — Песня певца за сценой из оперы «Рафаэль»C.Лемешев (тенор)
А.Аренский — Песня певца за сценой из оперы «Рафаэль»C.Лемешев (тенор)
-
- слушать А. Аренский — Фортепианное трио d-moll. Elegia
- скачать А. Аренский — Фортепианное трио d-moll. Elegia
А. Аренский — Фортепианное трио d-moll. Elegia
-
- слушать А. Аренский — Весной. Катульская.
- скачать А. Аренский — Весной. Катульская.
А. Аренский — Весной. Катульская.
-
- слушать А. Аренский — Сюита №3 — IV. Менуэт (XVIII век)
- скачать А. Аренский — Сюита №3 — IV. Менуэт (XVIII век)
А. Аренский — Сюита №3 — IV. Менуэт (XVIII век)
-
- слушать А. Аренский — Сюита №2 «Силуэты» — II. Кокетка
- скачать А. Аренский — Сюита №2 «Силуэты» — II. Кокетка
А. Аренский — Сюита №2 «Силуэты» — II. Кокетка
-
- слушать А. Аренский — Сюита из балета «Египетские ночи» — II. Танец Арсинои и рабов
- скачать А. Аренский — Сюита из балета «Египетские ночи» — II. Танец Арсинои и рабов
А. Аренский — Сюита из балета «Египетские ночи» — II. Танец Арсинои и рабов
-
- слушать А. Аренский — Сюита из балета «Египетские ночи» — III. Танец еврейских девушек
- скачать А. Аренский — Сюита из балета «Египетские ночи» — III. Танец еврейских девушек
А. Аренский — Сюита из балета «Египетские ночи» — III. Танец еврейских девушек
-
- слушать А. Аренский — Сюита из балета «Египетские ночи» — IV. Танец Гази
- скачать А. Аренский — Сюита из балета «Египетские ночи» — IV. Танец Гази
А. Аренский — Сюита из балета «Египетские ночи» — IV. Танец Гази
Слайд 3По окончании войны Алябьев посвятил себя музыке. Вскоре он приобрел известность
как автор опер, романсов, музыки к водевилям. С 1823 г. жил в Москве, принимал активное участие в театральной жизни. В марте 1825 Алябьев был арестован по обвинению в убийстве партнера по карточной игре и, несмотря на недоказанность обвинения, лишен чинов и дворянства, а в начале 1828 сослан в Сибирь – в Тобольск.В 1835 году Алябьеву дозволяется проживать у родных в Подмосковье, с запрещением въезда в обе столицы. В 1840 г. он женится на владелице Пущинской усадьбы Е.А.Офросимовой (урожденная Римская-Корсакова). Только в 1843 г. император разрешает Алябьеву проживать в Москве, но под надзором полицииУмер композитор в Москве 22 февраля 1851 года, похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.
Слайд 21Уже с 6 лет начал сочинять и исполнять свои произведения. В
1899 семья переехала в Логачёво. С 1904 Станчинский ездил в Москву, где занимался на фортепиано у Иосифа Левина и Константина Эйгеса, гармонией и контрапунктом — у Николая Жиляева, композицией — у Гречанинова. В 1907 году Станчинский и поступил в Московскую консерваторию в класс известного композитора Сергея Танеева. Удивительная одаренность и работоспособность Станчинского поражала С.И. Танеева, который ставил Станчинского первым среди его выдающихся учеников: Скрябина, Рахманинова и Прокофьева.После смерти отца в 1908 году творчество Станчинского пошло на убыль. Когда он возобновил свою композиторскую деятельность, стиль его сочинений оказался более зрелым и свободным от влияний. Московские музыканты признали его новой восходящей звездой, его работы пользовались большой популярностью.В 1910 начал изучать и собирать народные песни, происходит сближение с Александром Скрябиным и Николаем Метнером. В конце 1913 Станчинский возобновил занятия с Эйгесом и в 1914 дал концерт в Малом зале Московской консерватории, в котором исполнил и свои сочинения. Концерт прошёл с большим успехом. В 6 октября 1914 Станчинский погиб при неизвестных обстоятельствах
Судьба пианиста и композитора
Слайд 12Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по
всем предметам гимназического курса и получил прекрасное образование.Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение — польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах — вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано.В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни. Однако занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало «незаконное» происхождение молодого человека, что вынудило мать Бородина воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечествоВ 1850 году семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года.