Опера каменный гость даргомыжского краткое содержание

Каменный гость (опера) — энциклопедия руниверсалис

Стиль

Титульный лист партитуры «Каменного гостя» ( В. Бессель и К ° , Санкт-Петербург)

Как опера, «Каменный гость» примечателен тем, что его текст почти дословно взят из литературной сценической работы, которая ее вдохновила, а не на основе либретто, адаптированного из источника для размещения оперной публики, которая ожидала слышать арии, дуэты и припевы. Следовательно, музыкальная драма состоит почти полностью из соло, которые каждый персонаж по очереди дает, как в устной пьесе.

Эта процедура представляла собой радикальное заявление о требованиях устной и музыкальной драмы и рассматривалась некоторыми как обесценивание музыкального жанра оперы, отличного от литературного жанра разговорной драмы. Чайковский, в частности, критически относился к этой идее; В ответ на заявление Даргомыжского о том, что «я хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Я хочу правду», он написал в своей частной переписке, что ничто не может быть настолько «ненавистным и фальшивым», как попытка представить в качестве музыкальной драмы то, чего не было.

Музыка

Следовательно, некоторые музыкальные новинки «Каменного гостя» проистекают из указанной выше основной посылки композиции. Например, в ходе произведения почти не повторяются целые музыкальные фрагменты; как и сам стих, музыка в результате получается сквозной . (Оркестровое вступление Римского-Корсакова к опере, однако, опирается на темы из музыки, сочиненной Даргомыжским.) Как бы подчеркивая эту особенность, композитор написал всю оперу без ключевой подписи, хотя это было бы возможно (и практично) чтобы заново обозначить произведение ключевыми подписями, чтобы отразить различные тональности, через которые оно проходит.

Кроме того, опера была новинкой для своего времени в использовании диссонансных и полнотональных гамм . Попытки Даргомыжского добиться реализма и верности тексту привели к тому, что было названо «нарочитым уродством» в музыке, очевидно предназначенным для отражения фактического уродства в рассказе. Цуй назвал стилистическую практику произведения «мелодическим речитативом » за баланс между лирикой и натуралистикой.

макет

либретто

Александр Пушкин написал свою трагедию «Каменный гость» в 1830 году под впечатлением от русской версии оперы Моцарта « Дон Жуан», исполненной двумя годами ранее в Санкт-Петербурге . Хотя он перенял некоторые элементы, в том числе форму Лепорелло, он, тем не менее, создал независимую работу. В то время как большинство версий темы Дон Жуана , кроме финальной сцены, сосредоточены на комедии, его драма — это романтическая трагедия, которую только ослабляет Лепорелло. Донна Анна здесь не дочь командира, а его вдова. Это увеличивает ужас его убийства доном Хуаном. Тем не менее пушкинский дон Хуан во многом пассивен. События не происходят по его воле. Он принимает участие в поединке с доном Карлосом только по необходимости, и он не одерживает победу над своей победой. Когда он раскрывает свою настоящую личность Донне Анне, он, кажется, делает это из настоящей любви. Помимо сцены дуэли, в произведении мало драматического сюжета. Поэтому, вероятно, он был написан не для сцены, а задуман как лирическое отражение тем любви и смерти. Красота кроется в деталях.

Музыка

Именно этот менее оперный текст был идеальным выбором для реформаторской оперы Даргомышского. Он сохранил текст пьесы Пушкина почти без изменений, отказался от ариозных форм и создал первую тщательно сочиненную литературную оперу . Чтобы отразить правду и настоящие эмоции, в музыке следует использовать слово напрямую, т.е. ЧАС. без навязывания музыкальной формы. Нельзя сказать наверняка, было ли это отношение основано исключительно на повороте Даргомышского к русскому реализму или же это была реакция на отказ, который он испытал как самоучка. Последнее, безусловно, сыграло свою роль.

Это — в свое время — музыкально экспериментальное произведение. Произведение отличается смелыми гармониями и переливами, особенно в сцене дуэли (резкость которой, однако, смягчил Римский-Корсаков) и в музыке статуи в конце. После симфонической прелюдии вокальные партии подчиняются ритмическому и мелодическому языковому руководству и разборчивости текста в смысле музыкального реализма. Здесь отточена техника «мелодического речитатива» (так назвал этот стиль Сезар Кюи), который Даргомышский уже ввел в свою оперу « Русалка» . Лиричные кантилены развиваются редко. Во второй части первого акта бросается в глаза менуэт, напоминающий Моцарта. Во втором действии царит мрачное, призрачное настроение. Есть драматические напряжения, которые также представлены оркестром. Третий акт со своими спокойными триадами стилистически напоминает первый. Драматическая кульминация, наконец, наступает с появлением каменного гостя. Музыка становится более симфонической и заканчивается жесткими и строгими звуками. Здесь Даргомышский использует незнакомые для того времени цельнотонные гармонии.

участок

первый акт

Дон Хуан был изгнан из Мадрида в наказание за убийство командира. Теперь он тайно вернулся и вместе с Лепорелло попадает на место своего преступления, на кладбище монастыря Сант-Антонио

Лепорелло советует соблюдать осторожность. Монах рассказывает, что Донна Анна, прекрасная вдова полководца, каждый день посещает его могилу под завесой

Дон Хуан решает соблазнить ее.

Вторая картина происходит в комнате актрисы Лауры, бывшей возлюбленной дона Хуана, которая пригласила гостей на обед и развлекает своих гостей канцонеттой, сочиненной доном Хуаном. Дон Карлос, еще один ее любовник и брат командира, расстроен этим. Лоре сначала удается умилостивить его. Однако, когда приходит дон Хуан, она поворачивается к нему. Дон Карлос вызывает его на дуэль и погибает. Лаура сначала приходит в ужас, но в конце концов сдается дону Хуану.

Второй акт

Дон Хуан ждет Донну Анну на кладбище. Он переоделся монахом и объявляется ей в любви под вымышленным именем Диего дель Кальвадо, пока она не готова пригласить его в свой дом на следующий вечер. Несмотря на предупреждения Лепорелло, он энергично приказывает ему также пригласить статую командира. Когда статуя согласно кивает, двое убегают с кладбища.

Третий акт

Дон Хуан входит в квартиру Донны Анны — все еще под именем Диего. Она говорит ему, что вышла замуж за Командира не по любви, а из-за своей бедности. Затем он оказывается убийцей ее мужа. Анна в ужасе, но в то же время очарована. Она поддается его искусству соблазнения. В этот момент статуя полководца предстает как мститель за убийство и прелюбодеяние. Она берет руку дона Хуана и вместе с ней погружается в смерть.

Значение произведения

В течение долгих лет имя Даргомыжского связывалось исключительно с оперой «Каменный гость» как с произведением, оказавшим большое влияние на развитие русской оперы. Опера написана в новаторском по тем временам стиле: в ней нет ни арий, ни ансамблей, она целиком построена на «мелодических речитативах» и декламации, положеных на музыку. Как цель выбора такого языка Даргомыжский ставил не только отражение «драматической правды», но и художественное воспроизведение с помощью музыки человеческой речи со всеми её оттенками и изгибами. Позднее принципы оперного искусства Даргомыжского были воплощены в операх М. П. Мусоргского — «Борисе Годунове» и особенно ярко в «Хованщине». Сам Мусоргский уважал Даргомыжского и в посвящениях к нескольким из своих романсов назвал его «учителем музыкальной правды».

Это было время нового веяния в искусстве Европы, время ухода от напыщенности классицизма и наигранности романтизма и становления новых принципов реализма. Молодые русские музыканты, группировавшиеся вокруг Балакирева — Римский-Корсаков, Кюи, Мусоргский, Даргомыжский стали провозвестниками этих новых музыкальных форм в России. Они создали новый исторически-психологический тип русской оперы, направив её на новый путь, основанный на национальной идентичности, уйдя от сложившейся европейской итальянской благозвучной лёгкости.

Все персонажи «Каменного гостя» досконально выверены психологически, именно музыкальное отображение психологических характеров, причём каждого персонажа, а не только главных героев, более всего важно для композитора. Ст

А. С. Даргомыжский «Каменный гость» (По книге: Виктор Коршиков. Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только. Москва: Студия ЯТЬ, 2007):

Ст. А. С. Даргомыжский «Каменный гость» (По книге: Виктор Коршиков. Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только. Москва: Студия ЯТЬ, 2007):

Опера «Каменный гость» стала одним из «основополагающих камней», заложенных в развитии русского музыкального искусства. Без неё невозможно не только изучение русской музыки, но и общей русской культуры. Опера сочинена по почти не изменённому тексту пушкинской трагедии. Необычен вокальный стиль: «Каменный гость» целиком написан речитативом (исключение — две песни Лауры, которые она исполняет своим гостям). И наконец, музыкальное выражение разных психологических характеров: «Даргомыжский находит очень различные выразительные музыкальные краски и для пылкого Дон Жуана, и для смиренной, а порой лукавой Донны Анны, и для грубоватого, но наделенного живым юмором Лепорелло» (См. Соловцев А. Книга о русской опере. М., 1960. С.72).

история

«Каменный гость» — последняя опера Даргомышского. Он начал сочинять текст Пушкина еще в 1863 году. С 1868 года, когда он был уже сильно ослаблен сердечной болезнью и почувствовал приближение своей смерти, он представил оперу членам композиторской группы «Могучая куча» — Мили Балакирев , Александру Бородину , Сезар Кюи , Модест Мусоргский и Николай Римский-Корсаков — как модель для обновления оперы и развили ее в обсуждениях с этой группой.

После смерти Даргомышского Сезар Кюи завершил прелюдию и конец первого акта в соответствии с его инструкциями. Николай Римский-Корсаков выполнил контрольно-измерительные приборы. Премьера состоялась 16 февраля . / 28 февраля 1872 Greg. прошел в Петербурге в пользу дирижера Эдуарда Направника и имел большой успех. Федор Комиссарщевский исполнил партию Дона Жуана, Осипа Петрова-Лепорелло, Юлию Платонову — Донну Анну и Ивана Мельникова — Дона Карлоса.

В 1898 году Римский-Корсаков начал переписывать аппаратуру, которую закончил в 1902 году. Также была переработана музыка сцены дуэли во втором акте и Ариозо Дон Хуана в третьем, а в 1903 году он добавил прелюдию, основанную на различных мотивах из оперы. Эта версия была на 19 декабря 1906 года июля. / 1 января 1907 г. Грег. Премьера под управлением Вацлава Сука в Большом театре в Москве.

Один из самых ярких спектаклей состоялся в 1917 году в Мариинском театре под музыкальным руководством Николая Малко и Всеволода Мейерхольда . Иван Алчевский исполнил роль Дон Жуана. В 1928 году опера была показана на Зальцбургском фестивале в постановке Оперной студии Ленинградской консерватории. В 1952 году он был исполнен на фестивале Maggio Musicale Fiorentino .

Записи

  • 1946 (студийная запись): Александр Орлов (дирижер), Симфонический оркестр Государственного радио СССР, Государственный радиохор СССР, Дмитрий Тархов (Дон Жуан), Алексей Королев (Дон Карлос), Наталья Рощестенская (Донна Анна), Н. Александринская (Лаура) , Г. Абрамов (Лепорелло). Мелодия M10 47021, 2 LP
  • 1954 (Live, Флоренция): Эмидио Тьери (дирижер), Оркестр дель Maggio Musicale Fiorentino, Coro del Maggio Musicale Fiorentino, Фаусто Фламини (Дон Джованни), Джино Орландини (Дон Карлос), Кира Вейн (Донна Анна), Марианна Радев (Лаура ), Хорхе Альгорта (Лепорелло). Cetra DOC 80, 2 LP
  • 1963? (Студия): Борис Чайкин (дирижер), Симфонический оркестр Московского радио, Алексей Масленников (Дон Жуан), Владимир Захаров (Дон Карлос), Галина Вишневская (Донна Анна), Ирина Архипова (Лаура), Георгий Панков (Лепорелло), Алексей Королев (Монах), Геннадий Троицкий (статуя). Ультрафон Моно, 2 LP; Мелодия 0299, 2 LP
  • Июнь 1977 (студия, саундтрек к фильму): Марк Эрмлер (дирижер), Оркестр Большого театра Москва, Владимир Атлантов (Дон Жуан), Владимир Валайтис (Дон Карлос), Тамара Милашкина (Донна Анна), Виталий Власов (гость), Виталий Нартов (Гость), Владимир Филиппов (Командир), Тамара Синявская (Лаура), Александр Ведерников (Лепорелло), Лев Вернигора (Монах). Le Chant du Monde 2781 039,40, CD; Мелодия Евродиск 25 808 XFR, 2 LP; Премьера Опера DVD 5929, DVD
  • 16.-23. Январь 1995 (студия): Андрей Чистяков (дирижер), Оркестр Большого театра Москва, Николай Васильев (Дон Жуан), Николай Решетняк (Дон Карлос), Марина Лапина (Донна Анна), Александр Архипов (гость), Петр Глубокий (гость) ), Михаил Агафонов (гость), Владислав Пачинский (гость), Николай Низиенко (Комтур), Татьяна Эрастова (Лаура), Вячеслав Пощапский (Лепорелло), Борис Бейко (монах). ХМФ РУС 288113, CD

Постановки

  • Премьера состоялась 16 февраля 1872 года в Мариинском театре (дирижёр Направник; Дон Жуан — Комиссаржевский, Донна Анна — Платонова, Лаура — Ильина, Дон Карлос — Мельников, Лепорелло — О. Петров).
  • В 1887 году осуществлена постановка на сцене частного оперного театра Солодовникова в Москве на Кузнецком мосту.
  • В новой оркестровой редакции Римского-Корсакова постановка 19 декабря 1906 года, Большой театр (дирижёр Сук, режиссёр Михайлов; Дон Жуан — Боначич, Донна Анна — Хренникова, Лаура — Азерская, Дон Карлос — Грызунов, Лепорелло — Лосский).
  • В 1915 году опера была поставлена в Петрограде, в театре Музыкальной драмы под руководством М. Бихтера.
  • 27 января 1917 года — новая постановка в Мариинском театре (дирижёр Малько, режиссёр Мейерхольд, художник Головин; Дон Жуан — Алчевский, Донна Анна — Черкасская, Лаура — Павлинова, Дон Карлос — Тартаков, Лепорелло — Шаронов).
  • В 1925 году постановка в Оперной студии Ленинградской консерватории.
  • В 1936 году — в концертном исполнении, запись Всесоюзного радио.
  • В 1959 году — в концертном исполнении. Москва (дирижёр Хайкин; Дон Жуан — Масленников, Донна Анна — Вишневская, Лаура — Архипова, Лепорелло — Абрамов, Дон Карлос — Киселев).
  • В 2016 году — Большой театр. Режиссёр-постановщик Д. Белянушкин, дирижёр — Антон Гришанин, художник-постановщик — Виктор Шилькрот. Дон Жуан — Фёдор Атаскевич, Донна Анна — Анна Нечаева, Лаура — Агунда Кулаева, Лепорелло — Пётр Мигунов, Дон Карлос — Николай Казанский, Статуя Командора — Валерий Гильманов

За рубежом: Зальцбург (1928, на русском языке), Прага (1935). Издания: «К. г.», СПБ, Бессель, ; новое издание в инструментовке Н. А. Римского-Корсакова, СПБ, Бессель, 1906, и М., Музгиз, 1029.

Сюжет

Сюжет оперы полностью соответствует тексту самого произведения Пушкина. И в этом тоже проявилось новаторство оперы.

Действующие лица

  • Дон-Жуан (тенор)
  • Лепорелло (бас)
  • Донна Анна (сопрано)
  • Дон Карлос (баритон)
  • Лаура (меццо-сопрано)
  • Монах (бас)
  • 1-й гость (тенор)
  • 2-й гость (бас)
  • Статуя командора (бас)

1 акт

Картина первая

Дон Жуан, изгнанный из Мадрида за убийство соперников, но всё же тайно вернувшийся туда со своим верным слугой Лепорелло, укрывается при монастырском кладбище в окрестностях Мадрида. Вспоминая былые приключения, он собирается продолжить их, вновь проникнув в город. От монаха Дон Жуан узнает, что это кладбище каждый день посещает Донна Анна, вдова некогда убитого им на дуэли командора де Сальва. Увидев её, решает с ней познакомиться с тем, чтобы соблазнить и её. А пока спешит в Мадрид.

Картина вторая

В доме актрисы Лауры собрались гости: друзья и поклонники. Пение Лауры приводит гостей в восторг. Но один из гостей, Дон Карлос, узнав, что слова исполненной песни сочинены её прежним возлюбленным Дон Жуаном, приходит в бешенство — этот негодяй убил его родного брата! Лаура готова прогнать дерзкого кавалера, однако гости примиряют их и после новой песни расходятся. А Лаура решает оставить у себя вспыльчивого Дона Карлоса: он ей понравился. Их беседу нарушает появление Дон Жуана. Лаура радостно бросается к нему. Поединок неизбежен, и Дон Карлос настаивает на том, чтобы он состоялся немедленно. Соперники бьются, и Дон Жуан убивает Дона Карлоса.

2 акт

Убив Дон Карлоса, Дон Жуан опять в монастыре, где укрывается под видом отшельника. Каждый день к могиле мужа-командора приходит Донна Анна. Дон Жуан знакомится с ней, называясь Доном Диего. Со смешанным чувством любопытства и страха слушает она его. И уступает. Донна Анна соглашается принять его завтра у себя в доме. Упоенный победой Дон-Жуан бросает дерзкий вызов судьбе: он приглашает на завтрашнее свидание командора с тем, чтобы тот стоял во время встречи на часах. Леденящий ужас охватывает его и Лепорелло, когда они видят, что статуя в ответ на приглашение кивает в знак согласия.

Комната в доме Донны Анны. Пылкие признания не могут оставить холодным сердце молодой женщины

Но вот Дон Жуан обронил неосторожное слово о своей виновности перед Донной Анной. Нет, он не хочет касаться этой мрачной тайны, иначе Донна Анна его возненавидит! Но она настаивает, и Дон Жуан, убедившись, что успел вызвать ответное чувство, открывает своё имя

Он не раскаивается в том, что убил командора, и готов умереть от её руки. Но в сердце Донны Анны нет ненависти, она осознает свою ответную любовь к сопернику, убившему её мужа. Дон Жуан торжествует, но в этот момент слышатся тяжелые шаги, и вот появляется статуя командора. Донна Анна падает без чувств, а командор протягивает руку Дону Жуану, и тот, полный неукротимого азарта и бесстрашия, отвечает на рукопожатие каменной статуи, протягивая ему руку. И тут же оба проваливаются в преисподнюю.

Аудиозаписи

Год Организация Дирижёр Солисты Лейбл звукозаписи и каталожный номер Примечания
1946 Хор и оркестр Всесоюзного радио Александр Орлов Дон Гуан — Дмитрий Тархов, Лепорелло — Георгий Абрамов, Донна Анна — Наталья Рождественская, Лаура — Нина Александрийская, Дон Карлос — Даниил Демьянов, Монах — Константин Поляев, Статуя Командора — Алексей Королёв Мелодия: М10 47021-4 (издание 1986 г.)
1960 Оркестр Всесоюзного радио Борис Хайкин Дон Гуан — Алексей Масленников, Лепорелло — Георгий Панков, Донна Анна — Галина Вишневская, Лаура — Ирина Архипова, Дон Карлос — Владимир Захаров, Монах — Алексей Королёв, Статуя Командора — Геннадий Троицкий Д 08975-8 (издание 1961 г.), С 0299-302 (издание 1962 г.)
1977 Оркестр Большого театра Марк Эрмлер Дон Жуан — Владимир Атлантов, Лепорелло — Александр Ведерников, Донна Анна — Тамара Милашкина, Лаура — Тамара Синявская, Дон Карлос — Владимир Валайтис, Монах — Лев Вернигора, 1-й гость — Виталий Власов, 2-й гость — Виталий Нартов, Статуя Командора — Владимир Филиппов Мелодия: С10-09155-8
1995 Оркестр Большого театра Андрей Чистяков Дон Жуан — Николай Васильев, Лепорелло — Вячеслав Почапский, Донна Анна — Марина Лапина, Дон Карлос — Николай Решетняк, Лаура — Татьяна Ерастова, Монах — Борис Бежко, 1-й гость — Александр Архипов, 2-й гость — Петр Глубокий
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: