Содержание
Действие происходит в Испании в начале XIV века.
Акт первый. Сцена первая. Монастырь Святого Иакова Компостельского
Молодой послушник Фердинанд заявляет настоятелю Балтазару, что он отказывается от обета послушания: сердце его охвачено любовью к женщине, имени и положения которой он не знает. Балтазар неохотно отпускает Фердинанда из монастыря.
Акт первый. Сцена вторая. Сад в резиденции Леоноры
Инесса рассказывает дамам, что Леонора, фаворитка короля, полюбила молодого послушника Фердинанда и приказала ей пригласить его сюда. Инесса разыскала Фердинанда, и он сейчас придет. Появляется Фердинанд. Выходит Леонора. Она призывает Фердинанда не искать встреч с нею: любовь принесет им лишь несчастье. Но она любит его и хочет, чтобы он достиг высокого положения. Леонора вручает Фердинанду королевский указ о присвоении ему офицерского чина. Свидание прерывает Инесса: пришёл король и требует Леонору к себе. Влюблённые прощаются. Фердинанд решает, что Леонора занимает слишком высокое положение, и ему нужно добыть себе славу, чтобы соединиться с любимой.
Акт второй. Сад королевского дворца Алькасар
Альфонс XI, король Кастилии
Министр Дон Гаспар сообщает королю, что испанская армия под командованием молодого офицера Фердинанда одержала решительную победу над маврами. Король доволен и готов наградить победителя. Король призывает вошедшую Леонору разделить с ним радость победы. Но Леонора не весела. Теперь, когда она полюбила Фердинанда, связь с королём кажется ей преступной. В сад выходят придворные. Дон Гаспар объявляет всем о победе над маврами. Внезапно входит Балтазар. Он привёз папскую буллу, по которой король должен порвать отношения с фавориткой и восстановить в правах свою супругу. Король не собирается подчиняться папскому требованию. Балтазар заявляет, что если король не подчинится до завтра, он будет предан анафеме.
Акт третий. Тронный зал
Фердинанд, одержавший победу над маврами, прибыл с отчётом к королю. Входят король и Дон Гаспар. Король сообщает министру, что склонен принять условие папской буллы, чтобы не навлекать на Кастилию конфликт с церковью. Увидев Фердинанда, король радостно приветствует его. Входит Леонора. Она также поражена встречей с любимым. Король спрашивает у Фердинанда, какой награды он хотел бы за свой подвиг. Не задумываясь Фердинанд просит у короля руки Леоноры. Король потрясен: это судьба — конфликт с церковью разрешился сам собой. Король уводит Фердинанда. Леонора в смятении. Она любит Фердинанда, но смущена своим двусмысленным положением. Инесса утешает её. Появляется король, Фердинанд, Дон Гаспар и все придворные. Король посвящает Фердинанда в рыцари ордена Святого Иакова, жалует графский титул и отдает руку Леоноры. Радостно подходит Фердинанд к невесте. Сегодня же они обвенчаются. Все уходят. Дон Гаспар, недовольный возвышением Фердинанда, рассказывает придворным, что его награды обусловлены не столько победой над маврами, сколько женитьбой на бывшей любовнице короля. Придворные перешептываются. Но влюблённый Фердинанд не слышит сплетен, он предвкушает будущее счастье. Входит Балтазар. Он пришёл узнать решение короля. Дон Гаспар сообщает ему, что король выполнит условие папы: он выдаёт свою любовницу замуж за другого — за Фердинанда. Фердинанд потрясен. Под звуки марша король подводит к Фердинанду Леонору в свадебном наряде. Фердинанд бросает под ноги королю цепь ордена Святого Иакова, отказывается от графского титула и от позорного брака. В отчаянии он уходит вместе с Балтазаром.
Р. Штольц и Ж. Дюпре(опера «Фаворитка», 1840/1)
Акт четвертый. Монастырь Святого Иакова
Балтазар готовит Фердинанда к посвящению в монахи. Всю ночь он должен молиться, а завтра утром будет совершен обряд. Чувства Фердинанда в смятении. Он по-прежнему любит Леонору и только гордыня заставила его отречься от невесты. Появляется молодой монах. Он ищет Фердинанда и просит оставить его с ним наедине. Когда монахи уходят, юноша снимает капюшон — это Леонора. Она покинула двор короля и пешком пришла в монастырь в поисках любимого. Прежнее чувство полностью овладевает Фердинандом. Он готов бросить все, уехать с Леонорой. Они будут неразлучны, будут счастливы. Но слишком поздно. Леонора не выдержала моральных и физических испытаний. Она падает к ногам Фердинанда. Тот зовет на помощь. Прибегает Балтазар. Его слова не несут утешения: Леонора мертва. Мечты о счастье развеяны. Завтра Фердинанд навсегда уйдет от мира и затворится в монастыре.
Краткие сведения об исполнителях:
Джульетта Симионато (1910-2010). Итальянская певица (меццо). Ее любительский дебют состоялся в 1928 в Монтаньяне (партия Лолы в «Сельской чести»). В 1935 дебютировала уже на профессиональной сцене на фестивале Флорентийский музыкальный май в мировой премьере оперы И.Пиццетти «Орсеоло». С 1936 пела в Ла Скала (дебют в партии Цветочной девы в «Парсифале» Вагнера).
Джанни Поджи (1921-1989). Итальянский певец (тенор). Дебютировал в 1947 в Палермо в партии Рудольфа в «Богеме». С 1948 пел в Ла Скала.
Этторе Бастианини (1922-1967). Итальянский певец (баритон). Дебютировал как бас в 1945 в Равенне в партии Колена в «Богеме». С 1948 выступал в Ла Скала. В 1951 впервые исполнил баритональную партию в Болонье (Жермон в «Травиате»). Его выдающаяся карьера оборвалась очень рано от неизлечимой болезни.
Джером Хайнс (1921-2003). Американский певец (бас-баритон). Настоящая фамилия Хайнц. Дебютировал в 1941 в Сан-Франциско во второстепенной партии Монтероне в «Риголетто». С 1946 пел Метрополитен. Выступал в этом театре более 40 лет. В 1962 гастролировал в Большом театре (партия Бориса Годунова).
Альберто Эреде (1909-2001). Итальянский дирижер. Дебютировал в 1930 в Риме в Академии Санта-Чечилия. В 1934-39 выступал на Глайндборнском фестивале. В 1935 исполнил в Турине «Кольцо нибелунга». В 1950-55 дирижировал в Метрополитен. В 1958-62 был главным дирижером Рейнской оперы (Дюссельдорф-Дуйсбург).
La favorite
01.06.2011 в 22:19.
Страна
Италия
Опера итальянского композитора Доницетти в четырех действиях; либретто А. Руайе и Г. Ваэза при участии Скриба по мотивам драмы Ф. Бакуляра д’Арно «Граф ди Комменж».
Главные персонажи: Леонора (меццо-сопрано), Фернандо (тенор), Альфонс (баритон), Бальтазар (бас), Инес (сопрано).
Кастилия, 14 век. Молодой послушник монастыря Сант-Яго-де-Компостелла Фернандо однажды увидел у портала церкви прекрасную незнакомку и влюбился в нее. Он признается в своем чувстве настоятелю монастыря Бальтазару. Любовь настолько овладела им. что он решает отказаться от монашеского сана и, покинув монастырь, отправляется к возлюбленной. Они встречаются на острове Льва, где Леонора (так зовут незнакомку) живет со своей наперсницей Инес. Любовь юноши находит отклик в душе Леоноры. Для того, чтобы получить ее руку, нужно согласие короля Альфонса. Получив с помощью Леоноры офицерский патент, Фернандо отправляется на войну, откуда возвращается с победой. Теперь у него есть основание просить руки Леоноры у короля. Но Альфонс взбешен, он сам хотел развестись с женой и жениться на Леоноре. Ведь она его фаворитка, о чем не подозревает Фернандо. Против брака короля выступает церковь и Бальтазар. Король вынужден уступить. Поняв, что не сможет жениться на Леоноре, а также,что она любит другого, он дает согласие на брак. Леонора перед бракосочетанием просит Инес открыть всю правду Фернандо, надеясь что возлюбленный простит ее. Но по приказу короля Инес арестовывают, и Фернандо остается в неведении. Лишь на церемонии бракосочетания, по реакции придворных, насмехающихся над ним, у него открываются глаза — он женится на любовнице короля! Оскорбленный юноша бросает к ногам монарха сломанную пополам шпагу и ордена, которыми его наградили за военные подвига, и покидает двор, чтобы возвратиться в монастырь… Страдающая Леонора приходит к монастырю, чтобы увидеть Фернандо. Она слышит, как возлюбленный дает монашеский обет в соборе. Выйдя из собора, юноша видит умирающую Леонору. Он успевает броситься к любимой, чтобы на пороге вечности простить ее…
Е. Цодоков
* * *
Первоначально эта, одна из самых популярных опер Доницетти, названная «Ангел Низиды», предназначалась для театра «Ренессанс», но он закрылся; композитор изменил заглавие, дописал IV д., придав произведению формы «большой оперы».
Действие происходит в XIV в. в Кастилии. Фернандо, юный послушник монастыря Сант-Яго де Компостела, полюбил незнакомку, молившуюся в храме, и отказывается принять монашество. Женщина, которую он полюбил, ничего не зная о ней,— Леонора, любовница короля Альфонса XI. Получив благодаря ее покровительству офицерский патент, Фернандо отправляется на войну, одерживает победу и заслуживает всеобщее уважение. В награду он просит руку Леоноры. Король и придворные возмущены этим требованием, считая, что Фернандо надеется сделать карьеру при помощи брака с фавориткой. Однако Альфонс дает согласие. Только после свадьбы Фернандо узнает позорную правду и вновь уходит в монастырь. Там он встречает умирающую Леонору, прощает ей и клянется последовать за ней.
В XIX — начале XX в. опера часто ставилась в Петербурге различными итальянскими труппами и пользовалась огромной популярностью, особенно когда в партии Фернандо выступал А. Мазини. Позднее она в России не шла.
А. Гозенпуд
Belcanto.ru — классическая музыка, опера и балет
- Вспоминая зальцбургскую «Фаворитку» (operanews.ru) (20.10.2014 в 21:43)
- Шедевр Доницетти в Театре Елисейских полей (operanews.ru) (25.02.2013 в 11:57)
- О «Фаворитке». Исторический комментарий (operanews.ru) (25.02.2013 в 11:57)
General Information
Work Title | La favorite |
---|---|
Alternative. Title | La Favorita |
Name Translations | Φαβορίτα (Όπερα); ფავორიტი ქალი (ოპერა); Die Favoritin; La favorita; A kegyencnő; La Favorite; Ֆովորիտուհի (օպերա); Faworyta (opera); Фаворитка; Фаворитка (опера); Favoritka; Favorita; ラ・ファヴォリータ; La Favorato; 寵姬; المفضله; Favoriit; Миленичка (опера) |
Name Aliases | Leonora di Guzman; Edla; ラ・ファヴォリート |
Authorities | |
Composer | Donizetti, Gaetano |
I-Catalogue NumberI-Cat. No. | IGD 29 |
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s | 4 acts
|
First Performance. | 1840-12-02 in Paris, Théâtre de l’Académie Royale de Musique |
First Publication. | 1840 |
Librettist |
Alphonse Royer (1803-1875) and Gustave Vaëz (1812-1862)
|
Language | French |
Composer Time PeriodComp. Period | Romantic |
Piece Style | Romantic |
Instrumentation | voices, chorus, orchestra
|
Related Works | Pieces based on ‘La favorite’ |
External Links | Wikipedia article |
Extra Information | Also known in Italian translations as La favorita, Elda, or Leonora di Guzman |