Rusalka
12.01.2011 в 14:46.
Страна
Чехия
Опера чешского композитора Дворжака (1901, Прага), в трех действиях. Либретто Я. Квапила.
Главные персонажи: Русалка (сопрано), Водяной (бас), Колдунья (меццо-сопрано), Принц (тенор), Чужеземная княжна (сопрано).
Сказочная страна. Обитательница лесного озера Русалка полюбила прекрасного Принца и рассказывает о своем возлюбленном Водяному. Русалка хочет принять образ земной девушки. Водяной говорит, что в этом может ей помочь только старая Колдунья. Но к ней опасно обращаться. Забыв предупреждения Водяного, Русалка умоляет Колдунью превратить ее в девушку. Та соглашается, но с условием, что Русалка будет немой. А если не сумеет удержать возле себя Принца, то, превратившись в блуждающий огонек, погибнет сама и погубит возлюбленного.
Принц, увидев у озера прекрасную незнакомку, влюбляется в нее. Но недолго счастлива Русалка. Ветреному Принцу наскучила немая девушка, и он увлекается Чужеземной княжной. Покинутая Русалка возвращается к озеру. Сбывается предсказание Колдуньи, и она превращается в блуждающий огонек.
Тем временем Принц тоскует по брошенной им Русалке. Он приходит к озеру. Блуждающий огонек выплывает ему навстречу. Принц хочет поцеловать Русалку, но та предупреждает, что этого делать нельзя. Несмотря на это, Принц заключает Русалку в объятия и вместе с ней погружается на дно озера.
Лучшая опера Дворжака. Ее музыка глубоко лирична и проникнута поэзией. Сочинение популярно по сей день. К шедеврам оперного искусства принадлежит ария Русалки из 1 д. «Mesicku na nebi hlubokem».
На русской сцене опера впервые поставлена в 1958 году (Ленинград, Мариинский театр).
Е. Цодоков
Belcanto.ru — классическая музыка, опера и балет
Публикации
- О спектакле Мартина Кушея по опере Дворжака «Русалка» (belcanto.ru) (07.08.2021 в 16:42)
- Посткарантинное возвращение «Русалки» (belcanto.ru) (02.10.2020 в 16:04)
- «Русалка» Дворжака на чужой территории (operanews.ru) (12.11.2019 в 13:22)
- В Берлине завершился Musikfest Berlin (operanews.ru) (24.09.2019 в 13:43)
- Чешская «Русалка» со словацким драйвом (belcanto.ru) (01.06.2019 в 12:05)
- На премьере «Русалки» Дворжака в Большом театре России (belcanto.ru) (17.03.2019 в 17:48)
- Цена любви: о спектакле Свена-Эрика Бехтольфа по «Русалке» Дворжака (belcanto.ru) (27.11.2018 в 23:30)
- На спектаклях Национального театра в Праге (belcanto.ru) (30.05.2018 в 19:29)
- Не пришей «Русалке» хвост (operanews.ru) (02.02.2015 в 21:15)
- Будни Метрополитен-оперы (operanews.ru) (06.04.2014 в 20:00)
- «Русалка» Дворжака в сезоне трансляций из «Met» (belcanto.ru) (13.03.2014 в 20:52)
- Некачественная «Русалка» (operanews.ru) (04.03.2012 в 15:17)
- Самобытность превыше всего (operanews.ru) (27.11.2011 в 13:58)
- Glyndebourne Festival Opera (operanews.ru) (28.08.2011 в 08:39)
- Завершилась «Крещенская неделя в Новой Опере» (belcanto.ru) (10.02.2011 в 13:47)
- Всё-что-угодно вместо оперы, или «Русалка» в Михайловском театре (belcanto.ru) (01.11.2009 в 14:09)
- Удачи и провалы Зальцбурга-2008 (belcanto.ru) (25.09.2008 в 21:28)
- «Русалка» Дворжака в Зальцбурге (belcanto.ru) (26.08.2008 в 18:05)
- Премьера «Русалки» Дворжака в Геликон-опере (belcanto.ru) (04.05.2006 в 01:38)
Дворжак. Опера «Русалка»
В кинотеатрах России – опера Антонина Дворжака «Русалка» из Королевского театра в Мадриде; выдающаяся работа новейшего времени, в котором театры превратились в «опасные» для посещений места
Видеозапись постановки в Королевском театре Мадрида – непреднамеренный памятник нашим мутным временам: осень 2020 года, две трети Европы посажены на карантин, где-то играют премьеры для камер, но без зрителей, а в мадридском Teatro Real – и камеры, и зрители, и огромная, на четыре часа (если считать с двумя антрактами) постановка с международным составом артистов. О том, что в мире что-то (если не всё) идёт не так, напоминают только маски на некоторых оркестрантах; музыкальный руководитель Айвор Болтон свою на время исполнения снимает, но надевает опять, едва опустив дирижерскую палочку. Выглядит это немного театром абсурда, на музыке, к счастью, не сказывается:
музыка стелется как туман над ночными озёрами и мерцает блуждающими огоньками; нега и тревога, и воздух, и простор.
На сцене же точно никакого абсурда: волшебную сказку о трагической любви подводной девы к ветреному Принцу немец Кристоф Лой (здесь – о его зальцбургской постановке «Так поступают все») поставил торжественно, проникновенно и печально; всё, как Дворжак написал. Правда, без волшебства: Русалка – обычная девушка, похожа на мечтательную балерину, у которой недуг отнял способность ходить и танцевать; место действия – палаццо в упадке; возможно, и старый театр.
Живут в нём не нимфы и чудовища, а нормальные разумные люди; сказка – нечёткое и томительное воспоминание о чём-то, что было потеряно.
Говорящий пример из, сильно забегая вперёд, третьего действия: к Бабе Яге приходят человеческие посланцы, обеспокоенные здоровьем Принца. Колдунья встречает гостей в дурном парике и какой-то хламиде – не разочаровывать же гостей, у которых поджилки от страха трясутся. Но недолго Яга забавляется: за париком и ужимками – вполне интересная женщина (и прекрасная певица Катарина Далайман).
здравомыслящий отец-идеалист, стремящийся (безуспешно, конечно) оградить дочь от пороков большого человеческого мира.
Вообще, «Русалка», либретто которой Ярослав Квапил сочинил на основе двух старинных европейских сказок – «Ундины» (1811) Фридриха де ла Мотт Фуке и «Русалочки» (1837) Андерсена – это про любовь, причиняющую боль (забавно, но факт: в СССР оперу переименовывали в «Большую любовь»). С прозрачными христианскими мотивами – обретение бессмертной души через жертву. (Особое восхищение вызывает то, как Дворжак с Квапилом решили нерешаемую задачу – написать оперу о героине, лишающейся в своём земном обличье голоса).
костыли, с которыми передвигается Принц, не бутафорские, в отличие от русалочьих.
Эрик Катлер вышел на сцену вскоре после операции на колене – Кристоф Лой сполна воспользовался «несчастным случаем», встроив травму в драматургию спектакля. Всё в нём гладко и элегантно – даже оргия, случающаяся в покоях Принца с появлением разлучницы, Иноземной Княжны в исполнении величественной Кариты Маттилы.
Она играет и ту самую «большую любовь», что брали на вооружение советские афиши, и превращение девочки-подростка в женщину, и муки изгнанничества – как из «коллектива» блаженных обитателей водного мира, так и из рая природной гармонии; и наслаждение, открываемое ангелическим существом в земной юдоли. Быть человеком – врагу не пожелаешь; но сколько в этом бытии – и в роли Григорян – радости.
Музыка
Музыка Дворжака, как правило, сквозная , и в ней используются мотивы Русалки, ее проклятия, водяного духа и леса. Его словесная установка выразительна, но допускает национально-наклонные отрывки, и Гроув считает, что произведение показывает композитора на пике его зрелости. Он использует устоявшиеся театральные приемы — танцевальные секции, комедию (егерь и вертушку) и живописное музыкальное изображение природы (лес и озеро). Родни Милнс (который обеспечил перевод постановки ENO ) восхищался «богатством драматичных мелодических паттернов и их мерцающей оркестровкой». Один писатель считал заключительную часть оперы — дуэт для Князя и Русалки — « или около того самыми славными минутами во всей опере» в их «величественной, почти гимновой торжественности», а другой описал оперу как «яркая, глубоко волнующая драма».
Песня на Луну
Самая известная ария из оперы — Chant à la lune в первом действии.
Эмми Дестинн — Антонин Дворжак — Русалка — Песня на Луну (восстановлено)
Оригинальный буклет ( чешский ) |
французский перевод |
---|---|
|
|
Синопсис
Акт 1
- Луг у озера
Дух озера поднимается на поверхность тремя древесными духами. Именно тогда его дочь Русалка показывает ему, что она влюблена в человеческого принца, который приходит на охоту у озера, и что она хочет стать женщиной, чтобы поцеловать его. Несмотря на совет отца, который считает это плохой идеей, Русалка помогает в его бизнесе ведьма Ежибаба.
Русалка поет свою Песню к Луне , прося последнюю передать всю свою любовь Принцу. Ежибаба предупреждает Русалку, что, став человеком, она потеряет способность говорить; более того, если принц предаст ее, оба будут прокляты на вечность. Русалка соглашается рискнуть и выпивает зелье, приготовленное ведьмой.
Князь, преследуя белую лань, находит Русалку, целует ее и уводит прочь, а его отец и сестры скорбят.
Акт 2
- Сад княжеского замка
Узнав, что принц хочет жениться на «молчаливой и безымянной женщине», весь замок в смятении. Комментируя новость, егерь и его племянник, поваренок, подозревают, что принц заколдован. Но они сомневаются, что такая ситуация продлится долго, потому что уже ходят слухи, что их государь, устав от этого продолжительного молчания, проявляет интерес к иностранной принцессе, приглашенной на свадьбу.
Приходят Князь и Русалка. Молодой человек выражает опасения, что он не будет счастлив, если выйдет замуж. Когда приближается иностранная принцесса, он отправляет Русалку готовиться к балу.
Бал начинается, его прерывает Дух озера, который выходит из фонтана, выражая свое отчаяние, увидев, как его дочь бежит к своей гибели. Затем Русалка признается ему в своем горе, потому что принц смотрит только на чужую принцессу. Когда молодой государь уходит с бала в компании новоизбранных, Русалка с силой бросается ему на руки. Затем принц ищет поддержки у иностранной принцессы, но последняя отворачивается.
Акт 3
- Луг у озера
Русалка, ставшая жертвой неверности возлюбленного, обречена скитаться, как призрак. Тем не менее, Ježibaba показывает ей, как положить конец ее бедам: она может спастись, если убьет принца кинжалом, который ей дал. Русалка отказывается от этого решения и бросает кинжал в озеро. Затем Русалка становится Блудичкой , духом- «нежитью», обитающим в глубинах озера и появляющимся только для того, чтобы увлечь человека до смерти.
Охранник и кухонный мальчик консультируются с Ежибабой о принце, которого, как говорят, предала Русалка. Дух Озера отвечает им, что это наоборот князь предал Русалку.
Духи леса оплакивают судьбу Русалки. Князь в поисках своей белой оленихи подходит к озеру и зовет Русалку. Он просит ее лишить ее жизни, если она призрак, или простить ее. Русалка обвиняет его в измене ей и говорит ей, что если она его поцеловала, он немедленно умрет. Затем он умоляет о роковом поцелуе: они целуются, и он умирает. Дух Озера заявляет, что «все жертвы не нужны». Русалка благодарит Князя за то, что он позволил ему познать человеческую любовь, отдает душу Богу и возвращается на свое место в глубинах озера, как демон смерти.
Записи
Год | В ролях (Русалка, Принц, Водник, Иностранная принцесса, Ежибаба) | Дирижер оперного театра и оркестра | Этикетка |
---|---|---|---|
1952 г. | Людмила Червинкова , Бено Блахут , Эдуард Хакен , Мария Подвалова , Марта Красова |
Ярослав Кромбхолц , Хор и оркестр Пражского национального театра |
Компакт-диск: Supraphon Cat: SU 3811-2 |
1961 г. | Милада Шубртова , Иво Жидек , Эдуард Хакен, Алена Микова, Мария Овчачикова | Зденек Халабала , Хор и оркестр Пражского национального театра | LP: Supraphon Cat: SU 50440 3 |
1984 | Габриэла Белячкова , Веслав Охман , Рихард Новак, Драгомира Дробкова, Вера Соукупова | Вацлав Нойман , Чешская филармония и Хор Пражской филармонии | CD: Supraphon (переиздание в 2003 г.) Кат .: SU 3178-2 633 |
1986 г. | Эйлин Ханнан , Джон Треливен , Родни Маканн, Филлис Кэннан, Энн Ховард | Марк Элдер , оркестр и хор Английской национальной оперы , (Sung на английском языке; режиссер Дэвид Паунтни ) | DVD: Arthaus Musik (выпущен в 2006 г.) Кат. Номер: 102019 |
1997 г. | Урсула Фури-Бернхард, Вальтер Коппола, Марсель Рошка, Тициана К. Соят, Нелли Бошкова | Александр Рахбари , Загребский филармонический оркестр и Академический хор Ивана Горана Ковачича | Компакт-диск: Блестящая классика Кат: 93968 |
1998 г. | Рене Флеминг , Бен Хеппнер , Франц Хавлата , Ева Урбанова , Долора Заджик | Чарльз Маккеррас , Чешская филармония и смешанный хор Кюна | Компакт-диск: Decca Cat: 000289460 5682 0 |
2002 г. | Рене Флеминг , Сергей Ларин , Франц Хавлата, Ева Урбанова , Лариса Дядкова | Джеймс Конлон , оркестр и хор Парижской оперы | DVD: Arthaus Musik (переиздание в 2009 г.), Кат .: 107031 |
2007 г. | Шерил Баркер , Розарио Ла Спина , Брюс Мартин, Элизабет Уайтхаус, Энн-Мари Оуэнс |
Ричард Хикокс , Австралийский оркестр оперы и балета , Хор Opera Australia |
Компакт-диск: Chandos , каталожный номер: CHAN 10449 (3) |
2008 г. | Камилла Нюлунд , Петр Бечала , Алан Хельд, Эмили Маги , Биргит Реммерт | Франц Вельзер-Мёст , Кливлендский оркестр | Компакт-диск: Orfeo, кат.: C792113D |
2009 г. | Ана Мария Мартинес , Брэндон Йованович, Миша Шеломянски , Татьяна Павловская, Лариса Дядкова | Иржи Белоглавек , Лондонский филармонический оркестр и хор Глайдборна |
Компакт-диск: Опера Глайндборнского фестиваля. Кот: GFOCD 007-09. |
2014 г. | Мирто Папатанасиу , Павел Чернох , Анналена Перссон , Уиллард Уайт , Рене Морлок | Джулиан Хаббард, Симфония и хор Ла Монне | DVD и Blu-ray Disc: EuroArts (этикетка DVD) Cat: 2059928 |
Постановки
- Премьера — 31 марта , Национальный театр, Прага (дирижёр Коваржовиц, режиссёр Роберт Полак; Русалка — Матурова, Принц — Птак, Иноземная княжна — Кубатова, Водяной — Климент, Колдунья — Брадачова, Поварёнок — Гайкова, Лесник — Шир).
- Возобновления в Праге: , , и др.
- В других странах: Любляна (, , ), Вена (, на чешском языке), Загреб (), Барселона (, на чешском языке), Штутгарт () и др.
В СССР и России
- Впервые — в , Театр оперы и балета им. Лысенко, Харьков (пост. Скляренко, реж. Иванов, дирижёр Баленко, художник Овчаренко, хормейстер Коноплева; Князь — Боровой, Русалка — Бурцева, Иноземная княжна — Скляр, Поварёнок — Заховаева, Водяной — Червонюк, Баба-яга — Слепкова, Лесничий — Калюжный).
- В показана в Москве в постановке пражского Национального театра (дирижёр Халабала, реж. Грдличка, худ. Свобода, хормейстер Оуржедник; Русалка — Шубртова, Иноземная княжна — Подвалова, Принц — Жидок).
- — Театр оперы и балета им. Кирова (под названием «Большая любовь»; русский перевод С. Гинзберга, дирижёр Халабала, пост. и реж. Лингарт, худ. Свобода, художник по костюмам Конечна, балетмейстер Юрий Григорович, хормейстер Михайлов; Русалка — Ревина, Принц — Матвей Гаврилкин, Княжна — Римма Баринова, Водяной — Николай Кривуля, Колдунья — Ольга Мшанская).
- 15 июля — Мариинский театр, Санкт-Петербург.
- 30 октября — Михайловский театр, Санкт-Петербург.
- 6 марта — Большой театр, Москва (дирижёр Айнарс Рубикис, пост. и реж. Тимофей Кулябин)
Действующие лица
Ружена Матурова — первая исполнительница роли Русалки
Партия | Голос | Исполнитель на премьере, 31 марта 1901(дирижёр Карел Коваржовиц) |
---|---|---|
Русалка | сопрано | Ружена Матурова (Růžena Maturová) |
Принц | тенор | Богумил Птак (Bohumil Pták) |
Водяной | бас | Вацлав Климент (Václav Kliment) |
Иноземная княжна | сопрано или меццо-сопрано | Мария Кубатова (Marie Kubátová) |
Баба-Яга (Колдунья) | контральто | Ружена Выкоукалова-Брадачова (Růžena Vykoukalová-Bradáčová) |
Княжна | контральто | Марта Красова-Йирак (Marta Krásová-Jirák) |
Первая нимфа | сопрано | Амалия Бобкова (Amalie Bobková) |
Вторая нимфа | сопрано | Элла Тврдкова (Ella Tvrdková) |
Третья нимфа | меццо-сопрано | Елена Товарницка (Helena Towarnická) |
Лесник | баритон | Адольф Крёссиг (Adolf Krössing) |
Поварёнок | сопрано | Вилемина Гайкова (Vilemína Hájková) |
Ловчий | баритон | Франтишек Шир (František Šír) |