Антонин дворжак

Недосказка

Rusalka

12.01.2011 в 14:46.

Страна

Чехия

Опера чешского композитора Дворжака (1901, Прага), в трех действиях. Либретто Я. Квапила.

Главные персонажи: Русалка (сопрано), Водяной (бас), Колдунья (меццо-сопрано), Принц (тенор), Чужеземная княжна (сопрано).

Сказочная страна. Обитательница лесного озера Русалка полюбила прекрасного Принца и рассказывает о своем возлюбленном Водяному. Русалка хочет принять образ земной девушки. Водяной говорит, что в этом может ей помочь только старая Колдунья. Но к ней опасно обращаться. Забыв предупреждения Водяного, Русалка умоляет Колдунью превратить ее в девушку. Та соглашается, но с условием, что Русалка будет немой. А если не сумеет удержать возле себя Принца, то, превратившись в блуждающий огонек, погибнет сама и погубит возлюбленного.

Принц, увидев у озера прекрасную незнакомку, влюбляется в нее. Но недолго счастлива Русалка. Ветреному Принцу наскучила немая девушка, и он увлекается Чужеземной княжной. Покинутая Русалка возвращается к озеру. Сбывается предсказание Колдуньи, и она превращается в блуждающий огонек.

Тем временем Принц тоскует по брошенной им Русалке. Он приходит к озеру. Блуждающий огонек выплывает ему навстречу. Принц хочет поцеловать Русалку, но та предупреждает, что этого делать нельзя. Несмотря на это, Принц заключает Русалку в объятия и вместе с ней погружается на дно озера.

Лучшая опера Дворжака. Ее музыка глубоко лирична и проникнута поэзией. Сочинение популярно по сей день. К шедеврам оперного искусства принадлежит ария Русалки из 1 д. «Mesicku na nebi hlubokem».

На русской сцене опера впервые поставлена в 1958 году (Ленинград, Мариинский театр).

Е. Цодоков

Belcanto.ru — классическая музыка, опера и балет

Публикации

  • О спектакле Мартина Кушея по опере Дворжака «Русалка» (belcanto.ru) (07.08.2021 в 16:42)
  • Посткарантинное возвращение «Русалки» (belcanto.ru) (02.10.2020 в 16:04)
  • «Русалка» Дворжака на чужой территории (operanews.ru) (12.11.2019 в 13:22)
  • В Берлине завершился Musikfest Berlin (operanews.ru) (24.09.2019 в 13:43)
  • Чешская «Русалка» со словацким драйвом (belcanto.ru) (01.06.2019 в 12:05)
  • На премьере «Русалки» Дворжака в Большом театре России (belcanto.ru) (17.03.2019 в 17:48)
  • Цена любви: о спектакле Свена-Эрика Бехтольфа по «Русалке» Дворжака (belcanto.ru) (27.11.2018 в 23:30)
  • На спектаклях Национального театра в Праге (belcanto.ru) (30.05.2018 в 19:29)
  • Не пришей «Русалке» хвост (operanews.ru) (02.02.2015 в 21:15)
  • Будни Метрополитен-оперы (operanews.ru) (06.04.2014 в 20:00)
  • «Русалка» Дворжака в сезоне трансляций из «Met» (belcanto.ru) (13.03.2014 в 20:52)
  • Некачественная «Русалка» (operanews.ru) (04.03.2012 в 15:17)
  • Самобытность превыше всего (operanews.ru) (27.11.2011 в 13:58)
  • Glyndebourne Festival Opera (operanews.ru) (28.08.2011 в 08:39)
  • Завершилась «Крещенская неделя в Новой Опере» (belcanto.ru) (10.02.2011 в 13:47)
  • Всё-что-угодно вместо оперы, или «Русалка» в Михайловском театре (belcanto.ru) (01.11.2009 в 14:09)
  • Удачи и провалы Зальцбурга-2008 (belcanto.ru) (25.09.2008 в 21:28)
  • «Русалка» Дворжака в Зальцбурге (belcanto.ru) (26.08.2008 в 18:05)
  • Премьера «Русалки» Дворжака в Геликон-опере (belcanto.ru) (04.05.2006 в 01:38)

Дворжак. Опера «Русалка»

В кинотеатрах России – опера Антонина Дворжака «Русалка» из Королевского театра в Мадриде; выдающаяся работа новейшего времени, в котором театры превратились в «опасные» для посещений места

Видеозапись постановки в Королевском театре Мадрида – непреднамеренный памятник нашим мутным временам: осень 2020 года, две трети Европы посажены на карантин, где-то играют премьеры для камер, но без зрителей, а в мадридском Teatro Real – и камеры, и зрители, и огромная, на четыре часа (если считать с двумя антрактами) постановка с международным составом артистов. О том, что в мире что-то (если не всё) идёт не так, напоминают только маски на некоторых оркестрантах; музыкальный руководитель Айвор Болтон свою на время исполнения снимает, но надевает опять, едва опустив дирижерскую палочку. Выглядит это немного театром абсурда, на музыке, к счастью, не сказывается:

музыка стелется как туман над ночными озёрами и мерцает блуждающими огоньками; нега и тревога, и воздух, и простор. 

На сцене же точно никакого абсурда: волшебную сказку о трагической любви подводной девы к ветреному Принцу немец Кристоф Лой (здесь – о его зальцбургской постановке «Так поступают все») поставил торжественно, проникновенно и печально; всё, как Дворжак написал. Правда, без волшебства: Русалка – обычная девушка, похожа на мечтательную балерину, у которой недуг отнял способность ходить и танцевать; место действия – палаццо в упадке; возможно, и старый театр. 

Живут в нём не нимфы и чудовища, а нормальные разумные люди; сказка – нечёткое и томительное воспоминание о чём-то, что было потеряно. 

Говорящий пример из, сильно забегая вперёд, третьего действия: к Бабе Яге приходят человеческие посланцы, обеспокоенные здоровьем Принца. Колдунья встречает гостей в дурном парике и какой-то хламиде – не разочаровывать же гостей, у которых поджилки от страха трясутся. Но недолго Яга забавляется: за париком и ужимками – вполне интересная женщина (и прекрасная певица Катарина Далайман).

здравомыслящий отец-идеалист, стремящийся (безуспешно, конечно) оградить дочь от пороков большого человеческого мира. 

Вообще, «Русалка», либретто которой Ярослав Квапил сочинил на основе двух старинных европейских сказок – «Ундины» (1811) Фридриха де ла Мотт Фуке и «Русалочки» (1837) Андерсена  – это про любовь, причиняющую боль (забавно, но факт: в СССР оперу переименовывали в «Большую любовь»). С прозрачными христианскими мотивами – обретение бессмертной души через жертву. (Особое восхищение вызывает то, как Дворжак с Квапилом решили нерешаемую задачу – написать оперу о героине, лишающейся в своём земном обличье голоса).

костыли, с которыми передвигается Принц, не бутафорские, в отличие от русалочьих. 

Эрик Катлер вышел на сцену вскоре после операции на колене – Кристоф Лой сполна воспользовался «несчастным случаем», встроив травму в драматургию спектакля. Всё в нём гладко и элегантно – даже оргия, случающаяся в покоях Принца с появлением разлучницы, Иноземной Княжны в исполнении величественной Кариты Маттилы. 

Она играет и ту самую «большую любовь», что брали на вооружение советские афиши, и превращение девочки-подростка в женщину, и муки изгнанничества – как из «коллектива» блаженных обитателей водного мира, так и из рая природной гармонии; и наслаждение, открываемое ангелическим существом в земной юдоли. Быть человеком – врагу не пожелаешь; но сколько в этом бытии – и в роли Григорян – радости.

Музыка

Музыка Дворжака, как правило, сквозная , и в ней используются мотивы Русалки, ее проклятия, водяного духа и леса. Его словесная установка выразительна, но допускает национально-наклонные отрывки, и Гроув считает, что произведение показывает композитора на пике его зрелости. Он использует устоявшиеся театральные приемы — танцевальные секции, комедию (егерь и вертушку) и живописное музыкальное изображение природы (лес и озеро). Родни Милнс (который обеспечил перевод постановки ENO ) восхищался «богатством драматичных мелодических паттернов и их мерцающей оркестровкой». Один писатель считал заключительную часть оперы — дуэт для Князя и Русалки — « или около того самыми славными минутами во всей опере» в их «величественной, почти гимновой торжественности», а другой описал оперу как «яркая, глубоко волнующая драма».

Песня на Луну

Самая известная ария из оперы — Chant à la lune в первом действии.

Эмми Дестинн — Антонин Дворжак — Русалка — Песня на Луну (восстановлено)

Оригинальный буклет ( чешский )

французский перевод

Mĕsíčku na nebi hlubokém,
Svĕtlo tvé daleko vidí,
Po svĕtĕ bloudíš širokém,
Díváš se v příbytky lidí,
Mĕsíčku postůj chvíli,
Ekni mi, řekni, kde je můj milý?
Ekni mu, stříbrný mĕsíčku,
Mé že jej objímá rámě,
Aby si alespoň chviličku,
Vzpomenul ve snĕní na mne,
Засвет му до далека, засвет му,
Ekni mu, řekni, kdo tu naň čeká,
O mně-li duše lidská sní,
Ať se tou vzpomínkou vzbudí,
Мусичку, нежасни, нежасни,
Mĕsíčku, nezhasni!
Маленькая луна так высоко в небе,
Ваш свет пронзает даль,
Ты идешь по широкому миру,
Вы идете к людям.
Остановись на мгновение
Скажи мне, где моя любовь?
Скажи ему, серебряная луна,
Что для меня ты обнимаешь ее,
Ты светишься так, чтобы хоть на мгновение
Он помнит меня во сне.
И скажи ей, что я жду ее
Просвети его там, далеко,
И если я явлюсь во сне этой человеческой душе,
Заставь ее проснуться с этим воспоминанием!
Луна, не прячься, не прячься,
Луна, не прячься!

Синопсис

Акт 1

Луг у озера

Дух озера поднимается на поверхность тремя древесными духами. Именно тогда его дочь Русалка показывает ему, что она влюблена в человеческого принца, который приходит на охоту у озера, и что она хочет стать женщиной, чтобы поцеловать его. Несмотря на совет отца, который считает это плохой идеей, Русалка помогает в его бизнесе ведьма Ежибаба.

Русалка поет свою Песню к Луне , прося последнюю передать всю свою любовь Принцу. Ежибаба предупреждает Русалку, что, став человеком, она потеряет способность говорить; более того, если принц предаст ее, оба будут прокляты на вечность. Русалка соглашается рискнуть и выпивает зелье, приготовленное ведьмой.

Князь, преследуя белую лань, находит Русалку, целует ее и уводит прочь, а его отец и сестры скорбят.

Акт 2

Сад княжеского замка

Узнав, что принц хочет жениться на «молчаливой и безымянной женщине», весь замок в смятении. Комментируя новость, егерь и его племянник, поваренок, подозревают, что принц заколдован. Но они сомневаются, что такая ситуация продлится долго, потому что уже ходят слухи, что их государь, устав от этого продолжительного молчания, проявляет интерес к иностранной принцессе, приглашенной на свадьбу.

Приходят Князь и Русалка. Молодой человек выражает опасения, что он не будет счастлив, если выйдет замуж. Когда приближается иностранная принцесса, он отправляет Русалку готовиться к балу.

Бал начинается, его прерывает Дух озера, который выходит из фонтана, выражая свое отчаяние, увидев, как его дочь бежит к своей гибели. Затем Русалка признается ему в своем горе, потому что принц смотрит только на чужую принцессу. Когда молодой государь уходит с бала в компании новоизбранных, Русалка с силой бросается ему на руки. Затем принц ищет поддержки у иностранной принцессы, но последняя отворачивается.

Акт 3

Луг у озера

Русалка, ставшая жертвой неверности возлюбленного, обречена скитаться, как призрак. Тем не менее, Ježibaba показывает ей, как положить конец ее бедам: она может спастись, если убьет принца кинжалом, который ей дал. Русалка отказывается от этого решения и бросает кинжал в озеро. Затем Русалка становится Блудичкой , духом- «нежитью», обитающим в глубинах озера и появляющимся только для того, чтобы увлечь человека до смерти.

Охранник и кухонный мальчик консультируются с Ежибабой о принце, которого, как говорят, предала Русалка. Дух Озера отвечает им, что это наоборот князь предал Русалку.

Духи леса оплакивают судьбу Русалки. Князь в поисках своей белой оленихи подходит к озеру и зовет Русалку. Он просит ее лишить ее жизни, если она призрак, или простить ее. Русалка обвиняет его в измене ей и говорит ей, что если она его поцеловала, он немедленно умрет. Затем он умоляет о роковом поцелуе: они целуются, и он умирает. Дух Озера заявляет, что «все жертвы не нужны». Русалка благодарит Князя за то, что он позволил ему познать человеческую любовь, отдает душу Богу и возвращается на свое место в глубинах озера, как демон смерти.

Записи

Год В ролях (Русалка, Принц, Водник, Иностранная принцесса, Ежибаба) Дирижер оперного театра и оркестра Этикетка
1952 г. Людмила Червинкова , Бено Блахут , Эдуард Хакен , Мария Подвалова , Марта Красова Ярослав Кромбхолц , Хор и оркестр
Пражского национального театра
Компакт-диск: Supraphon Cat: SU 3811-2
1961 г. Милада Шубртова , Иво Жидек , Эдуард Хакен, Алена Микова, Мария Овчачикова Зденек Халабала , Хор и оркестр Пражского национального театра LP: Supraphon Cat: SU 50440 3
1984 Габриэла Белячкова , Веслав Охман , Рихард Новак, Драгомира Дробкова, Вера Соукупова Вацлав Нойман , Чешская филармония и Хор Пражской филармонии CD: Supraphon (переиздание в 2003 г.) Кат .: SU 3178-2 633
1986 г. Эйлин Ханнан , Джон Треливен , Родни Маканн, Филлис Кэннан, Энн Ховард Марк Элдер , оркестр и хор Английской национальной оперы , (Sung на английском языке; режиссер Дэвид Паунтни ) DVD: Arthaus Musik (выпущен в 2006 г.) Кат. Номер: 102019
1997 г. Урсула Фури-Бернхард, Вальтер Коппола, Марсель Рошка, Тициана К. Соят, Нелли Бошкова Александр Рахбари , Загребский филармонический оркестр и Академический хор Ивана Горана Ковачича Компакт-диск: Блестящая классика Кат: 93968
1998 г. Рене Флеминг , Бен Хеппнер , Франц Хавлата   , Ева Урбанова , Долора Заджик Чарльз Маккеррас , Чешская филармония и смешанный хор Кюна Компакт-диск: Decca Cat: 000289460 5682 0
2002 г. Рене Флеминг , Сергей Ларин , Франц Хавлата, Ева Урбанова , Лариса Дядкова Джеймс Конлон , оркестр и хор Парижской оперы DVD: Arthaus Musik (переиздание в 2009 г.), Кат .: 107031
2007 г. Шерил Баркер , Розарио Ла Спина , Брюс Мартин, Элизабет Уайтхаус, Энн-Мари Оуэнс Ричард Хикокс , Австралийский оркестр оперы и балета , Хор
Opera Australia
Компакт-диск: Chandos , каталожный номер: CHAN 10449 (3)
2008 г. Камилла Нюлунд , Петр Бечала , Алан Хельд, Эмили Маги , Биргит Реммерт Франц Вельзер-Мёст , Кливлендский оркестр Компакт-диск: Orfeo, кат.: C792113D
2009 г. Ана Мария Мартинес , Брэндон Йованович, Миша Шеломянски , Татьяна Павловская, Лариса Дядкова Иржи Белоглавек , Лондонский филармонический оркестр и хор Глайдборна

Компакт-диск: Опера Глайндборнского фестиваля. Кот: GFOCD 007-09.

2014 г. Мирто Папатанасиу , Павел Чернох , Анналена Перссон , Уиллард Уайт , Рене Морлок Джулиан Хаббард, Симфония и хор Ла Монне DVD и Blu-ray Disc: EuroArts (этикетка DVD) Cat: 2059928

Постановки

  • Премьера — 31 марта , Национальный театр, Прага (дирижёр Коваржовиц, режиссёр Роберт Полак; Русалка — Матурова, Принц — Птак, Иноземная княжна — Кубатова, Водяной — Климент, Колдунья — Брадачова, Поварёнок — Гайкова, Лесник — Шир).
  • Возобновления в Праге: , , и др.
  • В других странах: Любляна (, , ), Вена (, на чешском языке), Загреб (), Барселона (, на чешском языке), Штутгарт () и др.

В СССР и России

  • Впервые — в , Театр оперы и балета им. Лысенко, Харьков (пост. Скляренко, реж. Иванов, дирижёр Баленко, художник Овчаренко, хормейстер Коноплева; Князь — Боровой, Русалка — Бурцева, Иноземная княжна — Скляр, Поварёнок — Заховаева, Водяной — Червонюк, Баба-яга — Слепкова, Лесничий — Калюжный).
  • В показана в Москве в постановке пражского Национального театра (дирижёр Халабала, реж. Грдличка, худ. Свобода, хормейстер Оуржедник; Русалка — Шубртова, Иноземная княжна — Подвалова, Принц — Жидок).
  •  — Театр оперы и балета им. Кирова (под названием «Большая любовь»; русский перевод С. Гинзберга, дирижёр Халабала, пост. и реж. Лингарт, худ. Свобода, художник по костюмам Конечна, балетмейстер Юрий Григорович, хормейстер Михайлов; Русалка — Ревина, Принц — Матвей Гаврилкин, Княжна — Римма Баринова, Водяной — Николай Кривуля, Колдунья — Ольга Мшанская).
  • 15 июля  — Мариинский театр, Санкт-Петербург.
  • 30 октября  — Михайловский театр, Санкт-Петербург.
  • 6 марта  — Большой театр, Москва (дирижёр Айнарс Рубикис, пост. и реж. Тимофей Кулябин)

Действующие лица

Ружена Матурова — первая исполнительница роли Русалки

Партия Голос Исполнитель на премьере, 31 марта 1901(дирижёр Карел Коваржовиц)
Русалка сопрано Ружена Матурова (Růžena Maturová)
Принц тенор Богумил Птак (Bohumil Pták)
Водяной бас Вацлав Климент (Václav Kliment)
Иноземная княжна сопрано или меццо-сопрано Мария Кубатова (Marie Kubátová)
Баба-Яга (Колдунья) контральто Ружена Выкоукалова-Брадачова (Růžena Vykoukalová-Bradáčová)
Княжна контральто Марта Красова-Йирак (Marta Krásová-Jirák)
Первая нимфа сопрано Амалия Бобкова (Amalie Bobková)
Вторая нимфа сопрано Элла Тврдкова (Ella Tvrdková)
Третья нимфа меццо-сопрано Елена Товарницка (Helena Towarnická)
Лесник баритон Адольф Крёссиг (Adolf Krössing)
Поварёнок сопрано Вилемина Гайкова (Vilemína Hájková)
Ловчий баритон Франтишек Шир (František Šír)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: