Giordano: fedora complete opera

Федора (опера)

Other videos of the same singers performing Amor ti vieta:

5 — Franco Corelli
5 — Mario Lanza

5 — Luciano Pavarotti
5 — Franco Corelli

5 — Mario Lanza
5 — Luciano Pavarotti

5 — Jussi Björling

5 — Nicolai Gedda

5 — Plácido Domingo
5 — Jussi Björling

5 — Plácido Domingo
5 — Mario Del Monaco

5 — Beniamino Gigli
5 — Giuseppe Di Stefano

5 — Luciano Pavarotti
5 — Enrico Caruso

5 — Beniamino Gigli
5 — Enrico Caruso

5 — Jonas Kaufmann
5 — Luciano Pavarotti

5 — Plácido Domingo

5 — Jussi Björling

5 — Enrico Caruso
5 — Plácido Domingo

5 — Plácido Domingo
5 — Mario Del Monaco

5 — Luciano Pavarotti
5 — Luciano Pavarotti

5 — Franco Corelli
5 — Enrico Caruso

5 —
5 — Jonas Kaufmann

5 — Enrico Caruso
5 — Luciano Pavarotti

5 — Mario Del Monaco

5 — Franco Corelli

5 — Jonas Kaufmann
5 — Aureliano Pertile

5 — Luciano Pavarotti
5 — Plácido Domingo

5 — Plácido Domingo
5 — Luciano Pavarotti

5 — Jussi Björling
5 — Plácido Domingo

5 — Beniamino Gigli
5 — Mario Del Monaco

5 — Fabio Armiliato
5 — Luciano Pavarotti

5 — Edward Johnson

5 — Giuseppe Di Stefano

5 — Franco Corelli
5 — Enrico Caruso

5 — Enrico Caruso
5 — Mario Lanza

5 — Jonas Kaufmann
5 — Jussi Björling

5 — Beniamino Gigli
5 — Enrico Caruso

5 — Enrico Caruso
5 — Aureliano Pertile

5 — Alfredo Kraus
5 — Franco Corelli

5 — Mario Lanza

5 — Roberto Alagna

5 — Roberto Alagna
5 — Giuseppe Giacomini

5 — Flaviano Labò
5 — Giovanni Martinelli

5 — Jussi Björling
5 — Beniamino Gigli

5 — Plácido Domingo
5 — Flaviano Labò

5 — Enrico Caruso
5 — Plácido Domingo

5 — Mario Del Monaco
5 — Luciano Pavarotti

5 — Jussi Björling

5 — Enrico Caruso

5 — Plácido Domingo
5 — Giuseppe Di Stefano

5 — Mario Del Monaco
5 — Marcelo Álvarez

5 — Beniamino Gigli
5 — Mario Del Monaco

5 — Franco Corelli
5 — Enrico Caruso

5 — Enrico Caruso
5 — Marcelo Álvarez

5 — Aureliano Pertile
5 — José Cura

5 — Fernando De Lucia

5 — Giuseppe Anselmi

5 — Franco Corelli
5 — Enrico Caruso

5 — Enrico Caruso
5 — Plácido Domingo

5 — Enrico Caruso
5 — Enrico Caruso5 — Jussi Björling

История производительности

Его первое выступление состоялось в Милане в Teatro Lirico Internazionale. Джемма Беллинчиони исполнила роль Федоры, а Энрико Карузо — Лориса Ипанова. Опера имела большой успех на премьере и вскоре была доставлена ​​Малером в Венскую государственную оперу , а затем в Париж, где, как сообщается, ею восхищались как Массне , так и Сен-Санс .

Премьера Fedora в США состоялась 5 декабря 1906 года в Нью-Йоркской Метрополитен-опера с Карузо в роли графа Лориса, Линой Кавальери в роли Федоры и Артуро Винья за дирижерским пультом. Опера была поставлена ​​восемь раз в течение сезонов 1906/1907 и 1907/1908 годов в Метрополитене и была возрождена в 1920-х годах, когда в период с 1923 по 1926 год было поставлено еще 25 представлений. Однако к середине 20 века оперные вкусы изменились, и опера стала исполняться более спорадически.

В 1990-х годах интерес к Fedora возродился: появились новые постановки в Венской государственной опере, Ла Скала , Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Чикагской лирической опере , Королевском оперном театре , Ковент-Гарден, Вашингтонской национальной опере и Театре Колон в Буэнос-Айресе. Известные певицы в постановках после 1990 года включают Миреллу Френи , Ренату Скотто , Агнес Балца , Катю Риччарелли и Марию Гулегину в роли Федоры; и Пласидо Доминго , Хосе Каррерас и Хосе Кура в роли Лориса. Среди недавних выступлений Федоры — Венская государственная опера в 2003 году, Ла Скала в 2004 году и лондонская Holland Park Opera в 2006 году.

Performance history

Its first performance took place in Milan at the Teatro Lirico Internazionale. Gemma Bellincioni sang the role of Fedora, and Enrico Caruso was Loris Ipanov. The opera had great success on its opening night, and was soon brought to the Vienna Staatsoper by Mahler, and then to Paris where it was reportedly admired by both Massenet and Saint-Saëns.

Fedora received its US premiere on 5 December 1906 at the New York Metropolitan Opera, with Caruso as Count Loris, Lina Cavalieri as Fedora, and Arturo Vigna conducting. The opera received eight performances during the Met’s 1906/1907 and 1907/1908 seasons, and was revived in the 1920s when it received 25 more performances between 1923 and 1926. By the mid-20th century, however, operatic tastes had changed, and the opera became performed more sporadically.

The 1990s saw a resurgence of interest in Fedora, with new productions at the Vienna Staatsoper, La Scala, New York’s Metropolitan Opera, Chicago Lyric Opera, the Royal Opera House, Covent Garden, the Washington National Opera and the Teatro Colón in Buenos Aires. Notable singers in post-1990 productions include Mirella Freni, Renata Scotto, Agnes Baltsa, Katia Ricciarelli, and Maria Guleghina as Fedora; and Plácido Domingo, José Carreras, and José Cura as Loris. Among Fedora’s most recent performances are those at the Vienna Staatsoper in 2003, La Scala in 2004, and London’s Holland Park Opera in 2006.

Synopsis

Act 1

St. Petersburg, 1881. A winter’s night in the palace of Count Vladimir Andrejevich

Princess Fedora, who is to marry the Count the following day, arrives and sings of her love for him, unaware that the dissolute Count has betrayed her with another woman. The sound of sleigh-bells is heard, and the Count is brought in mortally wounded. Doctors and a priest are summoned, and the servants are questioned. It is proposed that Count Loris Ipanov, a suspected Nihilist sympathizer, was probably the assassin. De Siriex (a diplomat), and Grech (a police inspector) plan an investigation. Fedora swears on the jeweled Byzantine cross she is wearing that Count Andrejevich’s death will be avenged.

Act 2

Paris

Fedora has followed Loris Ipanov there to avenge her fiancé’s death. There is a reception at Fedora’s house. Boleslao Lazinski, a virtuoso pianist is playing for the party-goers. Ipanov arrives and declares his love for Fedora. She tells him that she is returning to Russia the following day. Loris is desperate because he has been exiled from Russia and cannot follow her. He confesses to Fedora that it was he who had killed Count Vladimir. Fedora asks him to return after the reception is over to tell her the whole story. When she is alone, Fedora writes a letter to the chief of the Imperial Police in Russia accusing Ipanov of Count Vladimir’s murder. Loris returns and confesses that he killed Count Vladimir because he had discovered that he and his wife were lovers. The night of the homicide, Ipanov had discovered them together. Vladimir shot at Ipanov and wounded him. Ipanov returned fire, killing Vladimir. Fedora realizes that she has fallen in love with Ipanov, and that he killed not for political ends, but to defend his honor. They embrace and she convinces him to spend the night with her.

Recently in FeaturedOperas

Rimsky-Korsakov – Mozart and Salieri

Mozart and Salieri, an opera in one act consisting of two scenes.

Nicolai Rimsky-Korsakov (1844-1908), composer. Libretto derived from Alexander Puskhin’s play of the same name.

First performance: 7 December 1898 in Moscow.

Strauss – Ariadne auf Naxos

Ariadne auf Naxos, Oper with a prologue and one act.

Music composed by Richard Strauss. Libretto by Hugo von Hofmannsthal.

Mussorgsky – Boris Godunov

Boris Godunov, an opera in four acts with prologue

Modest Mussorgsky, composer. Libretto by the composer, based on Alexander Pushkin’s drama Boris Godunov and Nikolai Karamazin’s History of the Russian Empire

First performance: 8 February 1874 at the Mariinsky Theatre, St. Petersburg

Strauss – Ariadne auf Naxos (Salzburg 1954)

Only a few months following the premiere of Der Rosenkavalier, Hugo von Hofmannsthal proposed a new opera to Richard Strauss based on Molière’s comedy-ballet, Le Bourgeois gentilhomme (in German, Der Bürger als Edelmann).

MOZART: Die Entführung aus dem Serail (Berlin 1949)

Die Entführung aus dem Serail, Singspiel in 3 Acts.Music composed by Wolfgang Amadeus Mozart (1756–1791). Libretto by Johann Gottlieb Stephanie the Younger, based on an earlier libretto by
Christoph Friedrich Bretzner.

MOZART: Die Entführung aus dem Serail (Aix-En-Provence 1954)

Die Entführung aus dem Serail, Singspiel in 3 Acts.Music composed by Wolfgang Amadeus Mozart (1756–1791). Libretto by Johann Gottlieb Stephanie the Younger, based on an earlier libretto by
Christoph Friedrich Bretzner.

MOZART: Die Entführung aus dem Serail (Vienna 1956)

Die Entführung aus dem Serail, Singspiel in 3 Acts.Music composed by Wolfgang Amadeus Mozart (1756–1791). Libretto by Johann Gottlieb Stephanie the Younger, based on an earlier libretto by
Christoph Friedrich Bretzner.

PONCHIELLI: La Gioconda

La Gioconda, dramma lirico in four acts.Music composed by Amilcare Ponchielli (1834–1886). Libretto by Arrigo Boito (under the pseudonym Tobia Gorrio), based upon Victor Hugo’s Angelo, Tyrant of Padua (1835).

VERDI: Don Carlo

Don Carlo, an opera in four acts. Music composed by Giuseppe Verdi (1813–1901). Libretto by Joseph Méry and Camille Du Locle after Friedrich von Schiller’s dramatic poem Don Carlos, Infant von Spanien. Revised version in four acts (French text revised by Du Locle, Italian translation by Achille de Lauzières and Angelo Zanardini).

VERDI: Un ballo in maschera

Un ballo in maschera, a melodramma in three acts.Music composed by Giuseppe Verdi. Libretto by Antonio Somma, based upon the work of Eugène Scribe Gustave III ou Le bal masqué (1833)

Erich Wolfgang Korngold: Die Tote Stadt

Die Tote Stadt, an opera in three acts.

Music composed by Erich Wolfgang Korngold (1897-1957). Libretto by Paul Schott (Julius and E. W. Korngold) after the novel Bruges la morte by Georges Rodenbach.

Martín y Soler: Una cosa rara

Una cosa rara, ossia Bellezza ed onestà. Dramma giocoso in two acts.Music composed by Vicente Martín y Soler (1754–1806). Libretto by Lorenzo Da Ponte from the comedy La luna de la Sierra by Luis Vélez de Guevara.

THOMAS: Hamlet, Moscow 2015

Hamlet: Opéra in five acts. Music composed by Ambroise Thomas. Libretto by Michel Carré and Jules Barbier after The Tragedy of Hamlet, Prince of Denmark by William Shakespeare.

Composition history

In 1889, Umberto Giordano saw Sardou’s play Fédora at the Teatro Bellini di Napoli, with Sarah Bernhardt (for whom the play was written) in the title role. He immediately asked Sardou for permission to base an opera on the play, and Sardou initially refused because, at the time, Giordano was a relatively unknown composer. Following the premiere of his 1894 Regina Diaz, Giordano’s publisher, Edoardo Sonzogno, asked Sardou again. However, Sardou demanded what Sozogno considered an exorbitant fee. It was only on the third attempt, and after Giordano’s success with Andrea Chénier in 1896, that an agreement was reached to go ahead with the opera.

Записи

Год В ролях (Федора Ромазов, Лорис Ипанов, Ольга Сукарева, Де Сириекс) Дирижер оперного театра и оркестра Этикетка
1931 г. Джильда Далла Рицца , Антонио Меландри, Мирелла Люба , Эмилио Гирардини Лоренцо Молайоли , оркестр и хор театра Ла Скала Аудио компакт-диск: Gala GL Кат.: 100758
1950 г. Мария Канилья , Кармен Пиччини, Джачинто Пранделли , Сципион Коломбо , Альдо Берточчи Марио Росси ,

Orchestra Lirica e Coro di Milano della RAI

Уорнер Фонит, Фонит Цетра :

5050466-2909-2-2

1961 г. Рената Тебальди , Джузеппе Ди Стефано , Марио Серени, София Мизетти Артуро Базиле , хор и оркестр театра Сан-Карло, Неаполь Аудио компакт-диск: Allegro Corporation Кат.: OPD-1272
1969 г. Магда Оливеро , Марио дель Монако , Кири Те Канава , Лючия Каппеллино, Тито Гобби Ламберто Гарделли , Оркестр и хор Оперы Монте-Карло Аудио компакт-диск: Decca Records Кат.: 433 033-2
1985 г. Ева Мартон , Хосе Каррерас , Вероника Кинчеш, Янош Мартин Джузеппе Патане , Оркестр и хор Венгерского радио Аудио компакт-диск: CBS Masterworks Records Кат.: M2K 42181
1993 г. Мирелла Френи , Пласидо Доминго , Аделина Скарабелли, Алессандро Корбелли Джанандреа Гаваццени , Оркестр и хор Театра Ла Скала DVD: TDK DVD Кат.: 824121001971
1996 г. Мирелла Френи , Пласидо Доминго , Айноа Артета , Дуэйн Крофт , Жан-Ив Тибоде Роберто Аббадо , оркестр Метрополитен-опера и хор DVD: Deutsche Grammophon Кат. номер: 00440 073 2329
2018 Даниэла Десси , Фабио Армилиато , Дарья Ковакенко, Альфонсо Антониоцци Валерио Галли, оркестр и хор театра Карло Феличе BD: Динамический Кат.: 7772

About the opera Fedora

Fedora is an opera in three acts by Umberto Giordano to an Italian libretto by Arturo Colautti, based on the play Fédora by Victorien Sardou. Along with Andrea Chénier and Siberia, it is one of the most notable works of Giordano. It was first performed at the Teatro Lirico in Milan on November 17, 1898 conducted by the composer with Gemma Bellincioni creating the role of Fedora, and Enrico Caruso as her lover, Loris Ipanov.In 1889, Umberto Giordano saw Sardou’s play Fédora at the Teatro Bellini di Napoli, with Sarah Bernhardt (for whom the play was written) in the title role. He immediately asked Sardou for permission to base an opera on the play, which Sardou initially refused. At the time, Giordano was a relatively unknown composer. Following the premiere of his 1894 Regina Diaz, Giordano’s publisher, Edoardo Sonzogno, asked Sardou again. However, Sardou asked for what Sozogno considered an exhorbitant fee. It was only on the third attempt, and after Giordano’s success with Andrea Chénier in 1896, that an agreement was reached to go ahead with the opera.
Read more on Wikipedia

FeaturedOperas

29 Oct 2005

GIORDANO: Fedora

Fedora, a melodrama in three acts.Umberto Giordano, composer. Arturo Colautti, librettist, based on the play with the same name by Victorien SardouFirst performance: 17 November 1898 at Teatro Lirico Internazionale, Milan

Streaming Audio

Umberto Giordano: Fedora

Umberto Giordano: Fedora

Renata Tebaldi, Giuseppe Di Stefano, Mario Sereni, Sofia Mizzetti. Coro e Orchestra del Teatro di San Carlo di Napoli, Arturo Basile (cond.). Live performance 14 December 1961

  • Printer Version

Principal Characters:

Princess Fedora Romazov Soprano
Countess Olga Sukarev Soprano
Count Loris Ipanov Tenor
De Siriex Baritone

Synopsis

Act One

Setting: A winter night, 1881. The salon of Vladimiro Andrejevich in St. Petersburg.

Princess Fedora is waiting for Vladimiro, whom she is to marry that day. A police officer and De Siriex suddenly appear carrying Vladimiro. He has been shot. The police officer, Inspector Gretch, questions the servants. Fedora learns that Vladimiro was found wounded in a pavillion and that a man had been seen running away after the shots. The pavillion had been rented by an old woman who delivered a letter to Vladimiro earlier in the day. But that letter is nowhere to be found. Fedora swears to avenge Vladimiro’s death. Suspicions turn to Loris Ipanov, a friend of the nihilists (anarchists) and whose apartment is near the place of the shooting.

Act Two

Setting: Paris

Fedora follows Loris Ipanov to Paris to avenge Vladimiro. She holds a reception in her home, which Loris attends. Loris declares his love to Fedora; but, she appears to reject him. She informs him that she intends to return to Russia. Having been exiled, Loris cannot return with her. Desperate, Loris admits that he killed Vladimiro. She begs him to return after the reception to tell her the entire story. In the meantime, she writes a letter to Vladimiro’s father, the Russian Imperial Chief of Police, accusing Loris of the murder of Vladimiro. Loris returns later and explains that he had caught Vladimiro having an affair with his wife. Vladimiro shot him and Loris returned fire, mortally wounding Vladimiro. Fedora realizes that he was defending his honor and that Vladimiro was a cad. She convinces Loris to remain with her that night.

Act Three

Setting: A villa in the Bernese Oberland, Switzerland.

Loris and Fedora are happily in love. De Siriex arrives and informs Fedora that the brother of Loris had been arrested as a result of her letter. He dies in prison and, after hearing of his death, his mother dies of heartbreak. Stunned, Fedora realizes that she is the cause of their deaths. Loris receives letters from Russia with news of his brother and mother. A woman in Paris had apparently reported him. Fedora confesses her guilt and begs his forgiveness. He curses her. Fedora ingests poison hidden in her Byzantine cross. She dies in his arms.

История состава

В 1889 году Умберто Джордано увидел пьесу Сарду « Федора» в Театре Беллини в Неаполе с Сарой Бернар (для которой пьеса была написана) в главной роли. Он немедленно попросил у Сарду разрешения создать оперу на основе пьесы, и Сарду сначала отказался, потому что в то время Джордано был относительно неизвестным композитором. После премьеры его « Реджины Диас » 1894 года издатель Джордано, Эдоардо Сонцоньо , снова спросил Сарду. Однако Сарду потребовал непомерную плату, которую Созоньо счел непомерной. Только с третьей попытки и после успеха Джордано с Андреа Шенье в 1896 году было достигнуто соглашение о продолжении оперы.

Клавир

voices, chorus, orchestra

WikipediaУмберто Менотти Мария Джордано (итал. Umberto Menotti Maria Giordano; 28 августа 1867, Фоджа ― 12 ноября 1948, Милан) ― итальянский оперный композитор, один из заметных представителей веризма.
Джордано родился в семье химика, музыкой начал заниматься против желания родителей. В 1882 поступил в Неаполитанскую консерваторию, где учился у Паоло Серрао и Джузеппе Мартуччи. Ещё будучи студентом, он сочинил одноактную оперу «Марина» и представил её на конкурс, организованный издателем Эдоардо Сондзоньо в 1889 году. Из 73 участвовавших в конкурсе композиторов Джордано занял шестое место (победил Пьетро Масканьи с оперой «Сельская честь»), однако Сондзоньо заинтересовался его музыкой и заказал ему полномасштабную оперу «Малавита» («Преступная жизнь») на сюжет драмы Сальваторе ди Джакомо из жизни бедных обитателей неаполитанских предместий. Написанная в 1892 году, опера имела успех в Австрии и Германии, однако в Италии публика и критики приняли её весьма прохладно, не изменив своего отношения даже пять лет спустя, когда композитор существенно её переработал (поставлена в Милане под названием «Обет»). Тем временем от Сондзоньо поступил заказ на новую оперу «Реджина Диас», которая должна была быть сочинена к столетию Саверио Меркаданте. Сюжет не вдохновил Джордано, опера была снята с репертуара уже после второго представления, и разочарованный Сондзоньо отказался от дальнейшего сотрудничества с композитором.
В 1894 году Джордано переселяется в Милан, где знакомится с Джузеппе Верди и время от времени консультируется у него по поводу своих сочинений. В это время он начинает работу над оперой «Андре Шенье», либретто которой ему предоставил композитор Альберто Франкетти. В её основе ― судьба знаменитого французского поэта, казнённого в годы якобинской диктатуры. 28 марта 1896 эта опера была впервые поставлена в театре «Ла Скала» и принесла автору шумный успех. О Джордано начали говорить как об одном из крупнейших молодых итальянских оперных композиторов. Следующая его опера ― «Федора», на сюжет Викторьена Сарду ― также была встречена публикой с восторгом, а на её премьере 17 ноября 1898 года в миланском «Театро лирико» одну из партий исполнял молодой и малоизвестный тогда тенор Энрико Карузо. «Федора» оставалась в репертуаре итальянских театров в течение многих сезонов и иногда исполняется и в наше время.
Последующие работы Джордано менее известны широкой публике. Опера «Сибирь» получила одобрительные отзывы от французских критиков, однако две следующие оперы ― «Марчелла» и «Мадам Сан-Жен» ― уже не имели такой популярности, как ранние сочинения (несмотря на то, что, в частности, премьерой «Мадам Сан-Жен» дирижировал Артуро Тосканини, а одну из главных партий пела Джеральдин Фаррар). Относительно успешными его произведениями позднего периода считаются оперы «Ужин с шутками» и «Король», шедшие на сценах итальянских театров в 1930-е годы. После 1929 Джордано сочинял мало, в основном песни и романсы.
Джордано ― представитель позднеромантической традиции в итальянской опере, сочетающий в своих сочинениях яркую эмоциональность с лёгкостью и изящностью изложения. Для большей красочности он вводит в оперы элементы фольклора или танцевальной музыки, фрагменты революционных песен («Андре Шенье»). Некоторое несовершенство музыкальной драматургии Джордано компенсируется мастерским вокальным письмом. Отдельные арии из его опер вошли в репертуар крупнейших итальянских и мировых певцов. В Италии также известны его поздние песни, которые исполняли и записывали, в частности, Клаудия Муцио и Беньямино Джильи.

Либретто

Акт первый. Зима 1881. Петербург. Дворец графа Владимира Андреевича

Слуги обсуждают дела своего хозяина. Ему удалось добиться расположения богатой невесты – княгини Ромазовой, теперь свадьба – дело решенное, что очень кстати для графа, так как его денежные дела в упадке. Появляется Федора. Она счастлива – скоро она станет женой графа Владимира, которого полюбила. Внезапно раздаётся шум. В дом вносят смертельно раненого графа. Доставивший его друг дипломат Де Сирье утверждает, что граф стал жертвой нападения террористов-нигилистов, держащих в страхе весь Петербург. Появляется инспектор Греч, он допрашивает кучера, слуг. Подозрение падает на графа Ипанова, живущего в доме по соседству, но доказательств не хватает. Прибывают врачи, которые должны обследовать пострадавшего. Федора, оставшись одна, клянется на старинном византийском кресте, который всегда носит, выяснить, кто напал на её жениха, и отомстить. Входит слуга Дмитрий с печальным известием – все усилия врачей оказались напрасны – Владимир умер. Федора рыдает.

Акт второй. Париж. Салон графини Сукаровой

Графиня Ольга устраивает прием по случаю выступления знаменитого польского пианиста-виртуоза. Собираются гости. Среди них Федора, поклонник Ольги дипломат Де Сирье. Барон Рувель приводит русского графа Лориса Ипанова и представляет его хозяйке. Де Сирье посвящает Ольге «русскую песню», в которой легко угадывается пародия на романс Алябьева «Соловей». Но Федора не сводит глаз с Ипанова. Она помнит, что на него падало подозрение в убийстве её жениха в Петербурге. Ольга приглашает гостей в музыкальный салон – сейчас начнется концерт пианиста. В зале остаются Федора и Лорис. Они увлечены друг другом. Лорис признается Федоре в любви, в ответ она требует однозначного ответа – имел ли он отношение к смерти её жениха. Лорис отвечает утвердительно, но обещает представить смягчающие обстоятельства. Концерт пианиста прерывается известием об убийстве в Петербурге императора Александра. Гости расходятся. Федора остаётся одна. Она колеблется, но увидев византийский крест, вспоминает свою клятву, и пишет письмо инспектору Гречу, в котором подтверждает, что Ипанов признался в убийстве графа Владимира. Федора просит Де Сирье отправить письмо в Петербург с дипломатической почтой. Сама княгиня садится и погружается в размышления. Внезапно возвращается Лорис. Он показывает Федоре письма, доказывающие, что Владимир был любовником его жены. Лорис застал их. Владимир первым выстрелил, Лорис стрелял в ответ. Таким образом это не имеет никакого отношения к политическому терроризму. Федора потрясена. От её любви и уважения к погибшему жениху не осталось и следа. Она может теперь полностью отдаться захватившему её новому чувству к Лорису.

Акт третий. Вилла в горной Швейцарии

Федора и Лорис счастливо живут вместе в Швейцарии. Утро. Доносится пение мальчика-пастуха. Лорис прощается ненадолго с Федорой, ему надо сходить в посёлок. Появляется Де Сирье. Он приехал навестить Ольгу Сукарову, которая тоже живёт на вилле. Ольга и Де Сирье обмениваются светскими новостями. Де Сирье приглашает Ольгу на велосипедную прогулку. Когда Ольга уходит, чтобы переодеться, Де Сирье мрачнеет – у него плохие новости для Федоры. В Петербурге с Лориса сняты все обвинения в политическом терроризме, но перед этим, благодаря доносу Федоры, был арестован его младший брат Валерьян. Его посадили в Петропавловскую крепость, где он погиб во время разлива Невы. Мать Лориса и Валерьяна не смогла пережить эту трагедию и умерла от разрыва сердца. Возвращается Ольга и они с Де Сирье уходят. Федора в отчаянии – она не знает, что делать – своим письмом она погубила близких людей возлюбленного. Возвращается Лорис. Он мрачен. В посёлке на почте он получил письмо с теми же новостями о гибели брата и смерти матери. В письме друг сообщил, что все это произошло из-за доноса русской дамы из Парижа. Федора признается в содеянном. В ярости Лорис бросает ей в лицо обвинение в убийстве, проклинает её. Федора целует византийский крест и падает. Потрясённый Лорис подхватывает её – внутри креста Федора носила сильнодействующий яд, теперь она приняла его и расплатится за своё преступление. Тщетно Лорис взывает к ней, берёт назад все свои обвинения, утверждает, что любит Федору. Все напрасно – Федора умирает.

Watch videos with other singers performing Amor ti vieta:

5 — Jonas Kaufmann
5 — Jussi Björling

5 — Enrico Caruso
5 — Franco Corelli

5 — Plácido Domingo
5 — Mario Lanza

5 — José Carreras

5 — Giuseppe Di Stefano

5 — Luciano Pavarotti
5 — Mario Del Monaco

5 — Giacomo Aragall
5 — Nicolai Gedda

5 — Giovanni Martinelli
5 — Luis Lima

5 — Stuart Burrows
5 — Beniamino Gigli

5 — Tito Schipa
5 — Gösta Winbergh

5 — Fabio Armiliato
5 — Alfredo Kraus

5 —

5 — Giuseppe Anselmi

5 — Mario Filippeschi
5 — Roberto Alagna

5 — Vittorio Grigolo
5 — Giacinto Prandelli

5 — Salvatore Fisichella
5 — Giuseppe Giacomini

5 — Fernando De Lucia
5 — Rolando Villazón

5 — Aureliano Pertile
5 — Vyacheslav Polozov

5 — Rudolf Schock
5 — Tito Beltrán

5 — José Cura

5 — Flaviano Labò

5 — Edward Johnson
5 — Lionello Cecil

5 — Emilio De Marchi
5 — Chad Shelton

5 — Bruno Prevedi
5 — Donald Smith

5 — Ferruccio Tagliavini
6 — Apollo Granforte

5 — Giuseppe Filianoti
5 — Nicola Martinucci

5 — Eugenio Fernandi
5 — Marcelo Álvarez

5 — Giacomo Lauri-Volpi

5 — René Kollo

1 — Magda Olivero5 — Mario Del Monaco
5 — Plácido Domingo6 — Dwayne Croft

5 — Beniamino Gigli5 — Donald Smith5 — Franco Corelli5 — Jonas Kaufmann5 — José Carreras5 — Jussi Björling5 — Luciano Pavarotti5 — Mario Del Monaco5 — Plácido Domingo
5 — Aureliano Pertile5 — Jussi Björling5 — Mario Del Monaco

5 — Plácido Domingo6 — Bryn Terfel
1 — Maria Callas5 — Franco Corelli

1 — Mirella Freni5 — Plácido Domingo
5 — Angelo Bendinelli5 — Galliano Masini

1 — Angela Gheorghiu5 — Plácido Domingo
6 — Gino Bechi6 — Tito Gobbi

5 — Jussi Björling5 — Luciano Pavarotti
5 — Beniamino Gigli5 — Carlos Guichandut

5 — Mario Del Monaco6 — Enzo Sordello

5 — Joseph Calleja5 — Mario Lanza

5 — Alfredo Kraus5 — Franco Corelli
5 — Beniamino Gigli5 — Plácido Domingo6 — Carlo Tagliabue6 — Enzo Sordello6 — Gino Bechi6 — Giuseppe Taddei

5 — Enrico Caruso5 — José Carreras5 — José Cura5 — Plácido Domingo
5 — Giuseppe Di Stefano6 — Mario Sereni

Other videos of the same singers performing Amor ti vieta:

5 — Franco Corelli
5 — Mario Lanza

5 — Luciano Pavarotti
5 — Franco Corelli

5 — Mario Lanza
5 — Luciano Pavarotti

5 — Jussi Björling

5 — Nicolai Gedda

5 — Plácido Domingo
5 — Jussi Björling

5 — Plácido Domingo
5 — Mario Del Monaco

5 — Beniamino Gigli
5 — Giuseppe Di Stefano

5 — Luciano Pavarotti
5 — Enrico Caruso

5 — Beniamino Gigli
5 — Enrico Caruso

5 — Jonas Kaufmann
5 — Luciano Pavarotti

5 — Plácido Domingo

5 — Jussi Björling

5 — Enrico Caruso
5 — Plácido Domingo

5 — Plácido Domingo
5 — Mario Del Monaco

5 — Luciano Pavarotti
5 — Luciano Pavarotti

5 — Franco Corelli
5 — Enrico Caruso

5 —
5 — Jonas Kaufmann

5 — Enrico Caruso
5 — Luciano Pavarotti

5 — Mario Del Monaco

5 — Franco Corelli

5 — Jonas Kaufmann
5 — Aureliano Pertile

5 — Luciano Pavarotti
5 — Plácido Domingo

5 — Plácido Domingo
5 — Luciano Pavarotti

5 — Jussi Björling
5 — Plácido Domingo

5 — Beniamino Gigli
5 — Mario Del Monaco

5 — Fabio Armiliato
5 — Luciano Pavarotti

5 — Edward Johnson

5 — Giuseppe Di Stefano

5 — Franco Corelli
5 — Enrico Caruso

5 — Enrico Caruso
5 — Mario Lanza

5 — Jonas Kaufmann
5 — Jussi Björling

5 — Beniamino Gigli
5 — Enrico Caruso

5 — Enrico Caruso
5 — Aureliano Pertile

5 — Alfredo Kraus
5 — Franco Corelli

5 — Mario Lanza

5 — Roberto Alagna

5 — Roberto Alagna
5 — Giuseppe Giacomini

5 — Flaviano Labò
5 — Giovanni Martinelli

5 — Jussi Björling
5 — Beniamino Gigli

5 — Plácido Domingo
5 — Flaviano Labò

5 — Enrico Caruso
5 — Plácido Domingo

5 — Mario Del Monaco
5 — Luciano Pavarotti

5 — Jussi Björling

5 — Enrico Caruso

5 — Plácido Domingo
5 — Giuseppe Di Stefano

5 — Mario Del Monaco
5 — Marcelo Álvarez

5 — Beniamino Gigli
5 — Mario Del Monaco

5 — Franco Corelli
5 — Enrico Caruso

5 — Enrico Caruso
5 — Marcelo Álvarez

5 — Aureliano Pertile
5 — José Cura

5 — Fernando De Lucia

5 — Giuseppe Anselmi

5 — Franco Corelli
5 — Enrico Caruso

5 — Enrico Caruso
5 — Plácido Domingo

5 — Enrico Caruso
5 — Enrico Caruso5 — Jussi Björling

Show more videos of the same singers
Hide more videos of the same singers

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: