Il Trittico: three operas in one evening
Since 1904 Puccini had his mind set on creating a one-act opera: the success of Mascagni’s “Cavalleria Rusticana” and Leoncavallo’s “Pagliacci” had proven that kind of format was successful. A one-act opera would not have been enough to cover an entire evening and Puccini had initially thought of pairing it with one of his earliest works, Le Villi.
Writer and librettist Giovacchino Forzano convinced Puccini to change his mind and create not only one opera but three one-act operas of different subject and genre. This would have given Puccini a way to lead his audience into opposing atmospheres, sets and stories during the same show. And that’s how the Trittico was born: one opera of a dramatic subject (Il Tabarro), one of lyric/religious content (Suor Angelica) and a comic one (Gianni Schicchi).
It would have been another decade though before Puccini would start working on Il Tabarro: Madama Butterfly first and La Fanciulla del West later occupied the time and mind of the composer until after 1911. The composition, started in 1913, was stopped to make time for another work, La Rondine, for which Puccini was under contract and resumed only in 1915.
Роль: Luigi (Тенор)
Addio fiorito asil. Benjamin Pinkerton. Мадам Баттерфляй. ПуччиниOr son sei mesi. Dick Johnson. Девушка с Запада. ПуччиниFirenze è come un albero fiorito. Rinuccio. Джанни Скикки. ПуччиниO lebbra, sozzura del mondo. Edgar. Эдгар. ПуччиниDovunque al mondo. Benjamin Pinkerton. Мадам Баттерфляй. ПуччиниTra voi, belle, brune e bionde. Il Cavaliere Renato des Grieux. Манон Леско. ПуччиниRecondita armonia. Mario Cavaradossi. Тоска. ПуччиниO dolci mani. Mario Cavaradossi. Тоска. ПуччиниCh’ella mì creda libero. Dick Johnson. Девушка с Запада. ПуччиниTorna ai felici. Roberto. Вилли. Пуччини
Wikipedia«Плащ» (итал. Il Tabarro) — одноактная опера Джакомо Пуччини, первая часть «Триптиха».
Пуччини задумал оперу сразу после просмотра в 1912 году в парижском театре Мариньи одноимённой (фр. La Houppelande) пьесы Дидье Гольда; как утверждается, драматург, с которым композитор познакомился после спектакля, специально водил его по набережной Сены, чтобы тот проникся атмосферой места действия пьесы. Либретто первоначально было заказано писателю Фердинандо Мартини (итал.), который не справился с этой работой и после длительной задержки передал её Джузеппе Адами, с которым Пуччини уже работал ранее над «Ласточкой». Премьера оперы состоялась 14 декабря 1918 года в театре «Метрополитен Опера», Нью-Йорк. Дирижировал Роберто Моранцони.
Действие происходит неподалёку от Парижа, на реке Сене в 1910 году. Главный герой Микеле — капитан баржи. Его молодая жена Жоржетта охладела к нему после того, как умер их маленький ребёнок. Чтобы как-то справиться со своим горем, Жоржетта заводит любовника. Теперь она страстно любит портового грузчика по имени Луиджи, и встречается с ним, когда Микеле засыпает от усталости.
Сигналом для появления Луиджи на барже должна стать зажжённая Жоржеттой спичка. Однако муж возвращается раньше, горюет на палубе об ушедшей любви, и, закуривая трубку, зажигает спичку. На сигнал является Луиджи. Микеле нападает на него и, начиная душить, требует сознаться в том, что Луиджи и Жоржетта — любовники. За откровенность он обещает отпустить Луиджи, однако, когда тот сознаётся, насмерть душит его и прячет под своим плащом. На палубе появляется взволнованная Жоржетта. Начав разговор с мужем, она вспоминает, как тот однажды сказал ей: «Каждый человек носит плащ, — один скрывает под ним радость, другой — скорбь». «А иногда под ним кроется преступление!» — восклицает Микеле, отдёргивает плащ и толкает обезумевшую жену на тело мёртвого любовника.
Il tabarro – a one-act thriller
Based on the drama Le Houppelande by Didier Gold, which Puccini saw in 1912 while in Paris for a production of La fanciulla del West, is almost an homage to the Verismo opera. Puccini, initially, gave the text to Luigi Illica, then to Ferdinando Martini and finally to Giuseppe Adami. However, he still had doubts and tried, secretly, to see what could come out of the pen of the young Dario Niccodemi (who couldn’t do anything with it anyway).
The setting certainly reminds of the verismo era: the slums of Paris, the banks of the Seine, the dock workers. Two decades earlier, in the moment of maximum fortune of the verismo melodrama, Puccini had avoided paying tribute to this fashion, renouncing to put Verga’s La Lupa to music.
In choosing such a subject now, Puccini manages to extend the Verdian idea of being at the service of the drama while retaining the sheer tragedy of the Verismo. The aesthetic of the verismo is however reversed: purposefully there are no easy melodies, and Puccini works on short motives and makes a large use of the leitmotiv.
The darkest of Puccini’s works is centered on the idea of passing time, metaphorically embodied by the time of sunset, by the autumn season and above all by the slow, inexorable flow of the river, around which the whole story develops.
At the premiere, Gianni Schicchi was a great success while Il Tabarro and Suor Angelica were welcomed less warmly. After the Italian premiere in 1919, Suor Angelica became more popular while Il Tabarro was heavily criticized for its crudeness and violence.
Il Tabarro
12.01.2011 в 19:05.
Страна
Италия
Опера в одном акте. Либретто Дж. Адами.
Действующие лица:
- Микеле, хозяин баржи, 50 лет (баритон)
- Джорджетта, его жена, 25 лет (сопрано)
- Грузчики: Луиджи, 20 лет (тенор), Линь, 35 лет (тенор) Крот, 55 лет (бас)
- Егоза, тряпичница, жена Крота, 50 лет (сопрано)
- Грузчики, продавец песенок, шарманщик, арфист, работницы мастерских, влюбленная пара
Действие происходит в Париже в настоящее время (начало XX века).
На набережной Сены у Собора Парижской Богоматери пришвартована баржа старого Микеле, на которой он живет с молодой женой Джорджеттой. Молодые грузчики Луиджи и Линь, старик Крот и другие таскают тяжелые мешки с цементом. Джорджетта подносит всем вино и под звуки фальшивящей шарманки остановившегося поблизости бродячего музыканта танцует с ними вальс. Проходит продавец песенок, предлагая ноты горестной истории любви Мими из «Богемы». Работницы мастерских покупают их и, напевая, расходятся. Появляется тряпичница, жена Крота, и демонстрирует содержимое своего мешка. Она мечтает о маленьком деревенском домике с садиком, где они счастливо заживут с любимым котом. Мечты Джорджетты — о другом: когда Микеле откажется от речных скитаний, она будет счастлива дышать воздухом Парижа и ходить по его улицам. Луиджи, выросший в предместье, хорошо понимает ее. Оставшись наедине с Джорджеттой, он в который раз принимается уговаривать ее бросить старого мужа. Она колеблется и предлагает встретиться на барже ночью. Вернувшийся Микеле полон подозрений. Тщетно пытается он воскресить былое, вспоминая о тех днях, когда на барже стояла детская кроватка, и он укрывал дитя и жену своим широким плащом. Джорджетта уходит спать, а он не находит для нее иного имени, кроме шлюхи. Микеле размышляет о потоке жизни, несущемся, подобно вечной реке, о мести и убийстве. Появляется Луиджи, ожидающий сигнала Джорджетты. Микеле набрасывается на него в темноте, тот выхватывает нож, но Микеле душит соперника, обещая отпустить, если тот будет повторять признание в любви. Разбуженная шумом борьбы, на палубу выходит Джорджетта. Микеле накрывает труп плащом и усаживается на него. Джорджетта хочет прижаться к мужу, но тот сбрасывает плащ и тычет носом отчаянно кричащую жену в лицо мертвого любовника.
А. Кенигсберг
ПЛАЩ (Il tabarro) — опера Дж. Пуччини в 1 действии, либретто Дж. Адами по одноименной пьесе Д. Гольда. I ч. оперного Триптиха; вместе с двумя другими частями — «Сестра Анджелика» и «Джанни Скикки» — была впервые исполнена в Нью-Йорке, в театре «Метрополитен-опера», 14 декабря 1918 г.; премьера в Италии: Рим, театр «Констанци», 11 января 1919 г.; в России (в составе Триптиха) — Петербург, Мариинский театр, 17 апреля 2003 г. (под управлением В. Гергиева).
Жоржетта, молодая жена старого Микеле (у Гольда — Марсель), владельца баржи, пришвартованной к берегу Сены, уславливается со своим любовником — портовым грузчиком Луиджи (Анри), что он придет к ней ночью, когда она подаст ему знак зажженной спичкой. Микеле подозревает жену в неверности, с грустью вспоминает прошлое, когда она стояла, прижавшись к нему, а он покрыл ее своим широким плащом. Он раскуривает трубку — огонь спички ясно виден во мраке, Луиджи принимает его за условный знак и взбирается на баржу. Микеле убивает соперника и закрывает его плащом. На шум выходит Жоржетта. Микеле предлагает ей приподнять плащ.
Несмотря на то что композитор стремился выйти за рамки бытовой мелодрамы, на опере сказалось воздействие веризма, и в частности «Паяцев» Леонкавалло, — не только в ситуациях, но и в характере музыкальной драматургии. Однако есть и существенные отличия — ярко и выразительно выписанный фон (портовые рабочие, фланеры), образуемый серией жанровых сцен. Музыка уступает в непосредственности предыдущим произведениям Пуччини.
А. Гозенпуд
Belcanto.ru — классическая музыка, опера и балет
Публикации
- «Триптих» Пуччини на Зальцбургском фестивале 2022 (belcanto.ru) (04.08.2022 в 17:22)
- О несострадании: о новой постановке «Триптиха» Пуччини в Баварской опере (belcanto.ru) (26.07.2018 в 22:39)
- «Триптих» Пуччини в театре Комунале им. Лучано Паваротти в Модене (belcanto.ru) (10.02.2018 в 15:33)
- Премьера оперы «Плащ» в Азербайджанском театре оперы и балета (belcanto.ru) (18.04.2017 в 12:52)
- Луиджи и Жоржетта, Персей и Андромеда… (operanews.ru) (18.03.2012 в 15:52)
- Впервые в России «Персей и Андромеда» Жака Ибера (belcanto.ru) (16.02.2012 в 19:20)
- В Мариинском театре впервые прозвучит «Триптих» Пуччини (belcanto.ru) (12.04.2003 в 16:30)
- «Плащ»
- Пуччини. Опера «Плащ»
- Пуччини. Опера «Плащ». Сюжет