Георг фридрих гендель

Ария: cara sposa, amante cara, dove sei?

Буклет

Сюжет, источником которого является Иерусалим, извлеченный из Чаши и вызывающий любовь Армиды , был выбран Аароном Хиллом , директором Театра Королевы, и поручен либреттисту Джакомо Росси . Последний не адаптирует его из оригинальной итальянской версии, а из английского перевода. Поскольку либретто на итальянском языке, этот двойной перевод заставил некоторых комментаторов осудить своего рода нарушение. Гендель сочиняет музыку за две недели, используя многочисленные каверы, композитор использует мелодии из своих кантат, даже позаимствованных у своих итальянских коллег. Таким образом, ария »  Lascia ch’io pianga  » является кавер-версией более раннего произведения Lascia la spina из оратории Il Trionfo del Tiempo, написанной в 1707 году. Это качество музыки композитора, хотя и неровное, что сохраняет длину и неуклюжесть. либретто.

Опера соответствует стилю opera seria с большим количеством техники и впечатляющими визуальными эффектами, сочетающими войну и магию. Хилл дошел до того, что сначала представил выпуск птиц в живой изгороди в первом акте, который произвел сильное впечатление на зрителей.

Знаменитые мелодии

  • »  Sibilar gli angui d’aletto  «: ария Арганте в действии I, взятая из кантаты Aci, galatea e Polifermo, — это классическая ария da capo с особенно эффектным вокалом, вокализация на слове sibillar требует исключительных грудных возможностей.
  • «  Cara sposa  »: трогательная жалоба Ринальдо на исчезновение его возлюбленной имеет религиозный подтекст, который в Части B сменяется неистовой реакцией гордости.
  • «  Venti, turbini, prestate  »: ария Ринальдо завершает первый акт и включает опасные вокализации. В партитуру вошли виртуозные партии для скрипки соло и соло фагота.
  • «  Lascia ch’io pianga  »: ария Альмирены во втором акте — одно из самых красивых произведений Генделя. Плач избегает всякой сентиментальности и придает позиции Альмирены восхитительное достоинство.
  • «  Ах, грубость  », ария Армиды (ближе к концу второго акта), «одна из величайших страниц оперы», по словам Петра Каминского.
  • »  Or la tromba  «: ария Ринальдо, которая появляется только в первой версии, отличается большой вокальной виртуозностью и сопровождается инструментальным составом, в котором, в частности, представлены четыре партии труб.

Аргумент

Увертюра фа мажор французская (slow-vive-slow), но заканчивается новым аллегро. Обработка скрипки придает композиции итальянский аромат.

Акт I

Христианский лагерь, осаждающий Иерусалим.

Гоффредо, лидер крестового похода, пообещал Ринальдо руку своей дочери Альмирены, если он завоюет город. Аргант, царь Иерусалима, заключил трехдневное перемирие. Он надеется, что его возлюбленная, Армида, королева Дамаска, но которая также является магом, воспользуется этим перемирием, чтобы отвлечь Ринальдо от его обязанностей.

Ринальдо и Альмирена обмениваются клятвами в убежище в бокаже, когда прибывает Армида. Своими заклинаниями она похищает Альмирену и оставляет Ринальдо в отчаянии. Гоффредо и его брат Евстазио советуют Ринальдо обратиться за помощью к волшебнику, чтобы вернуть свою возлюбленную.

Акт II

Осада Иерусалима.

На берегу Ринальдо, Гоффредо и Эустазио обсуждают способы добраться до мага и убедить его. Женщина предлагает Ринальдо сесть на корабль, стоящий на якоре неподалеку, заявляя, что она отвезет его в Альмирену. Ринальдо подчиняется, несмотря на противодействие двух его товарищей.

Следующая сцена происходит во дворце Армида. Арганте, который влюбился в Альмирену, признается ей в любви. Со своей стороны, Армида перехватывает только что прибывшего Ринальдо и пытается околдовать его, приняв облик Альмирены. Именно тогда прибывает Арганте, который, обманутый внешностью, вновь заявляет о своей любви к Альмирене и обещает избавить ее от Армиды. Этот разъяренный возвращается в свою настоящую форму, и жестокая ссора противопоставляет его Арганте.

Акт III

Действие начинается с симфонии . Гоффредо и Евстазио нашли пещеру мага у подножия горы, на которой дворец Армиды защищают монстры. Маг дает двум мужчинам волшебные палочки для борьбы со злыми чарами.

Во дворце Ринальдо спасает Альмирену от рук Армиды, которая собиралась убить ее. Духи приходят на помощь королеве Дамаска, которой угрожает Ринальдо, и заставляют ее исчезнуть в разломе горы. Гоффредо и Евстазио прибывают и с помощью волшебных жезлов заставляют замок исчезнуть. Вместо этого мы видим появляющийся Иерусалим.

Арганте и Армида примиряются и готовятся противостоять христианским армиям. Нерешительная битва улыбается крестоносцам, как только появляется Ринальдо. Арганте и Армида взяты в плен; помилованные, они обратятся в христианство. Ринальдо женится на Альмирене. Последний припев прославляет добродетель.

Прием

Опера имеет большой успех с момента ее создания. Его произносят пятнадцать раз в 1711 году, девять раз в следующем году. Он будет возобновляться каждый год до 1717 г., Гендель вносит некоторые изменения в основном из-за изменений в распределении.

В 1731 году возобновление оперы привело к гораздо более важной переработке (версия II) из-за изменения диапазона, которое коснулось практически всех ролей, и подавления роли Евстазио. Гендель также изменяет исход, посвящая Армиду и Арганте преступному миру

Эта версия размещена на6 апреля 1731 г.также в Театре Королевы. В современных постановках чаще всего используется первая версия. Следует отметить, что « Ринальдо» была первой оперой Генделя, исполненной в Метрополитен-опера в Нью-Йорке по случаю столетия института с Мэрилин Хорн в главной роли.

Эта первая лондонская постановка на четверть века открыла страстные отношения между публикой и композитором. Последний станет бесспорным мастером лондонской оперы, представив там как свои собственные произведения, так и выбор своих исполнителей (кастратов и итальянский премьер), которых он нанимает по высокой цене.

Роль: Rinaldo (Меццо/Тенор)

Dover, giustizia, amor m’accendono nel cor. Polinesso. Ариодант. ГендельNon è da Rè quel cor. Egeo. Teseo. ГендельIl cor mio, ch’è già per te. Alessandro. Alessandro. ГендельStimulato dalla gloria. Orlando. Orlando. ГендельDove sei? dolce mia vita! senza te dovrò. Ottone. Ottone. ГендельIl mio valore ch’albergo in petto. Sosarme. Sosarme. ГендельTiranna, mà bella, m’uccide e m’alletta. Lotario. Lotario. ГендельSovra balze scoscesi e pungenti. Goffredo. Ринальдо. ГендельHymen, haste! thy torch prepare. Semele. ГендельMia bella, godo che son per te. Floridante. Floridante. Гендель

WikipediaРинальдо (итал. Rinaldo; HWV 7a) — опера Георга Фридриха Генделя на итальянском языке в трех актах. Либретто Джакомо Росси по эпической поэме Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим».
Опера известна в трёх редакциях (1711, 1717 и 1731 гг.) После 1731 года опера не ставилась вплоть до 20 века.
В 1716 году Гендель, вслед за новым британским королём Георгом Людвигом, у которого он работал придворным дирижёром, переезжает в Лондон

Успех его итальянских опер «Родриго» и «Агриппина» привлекает внимание директора лондонского театра «Хеймаркет» Аарона Хилла, предлагающего Генделю сотрудничество. С согласия композитора Хилл берёт в основу новой оперы эпизод «Освобождённого Иерусалима» Тассо и пишет английское либретто «Ринальдо», которое переводит на итальянский язык Джакомо Росси

В течение двух недель Гендель пишет музыку к опере и 24 февраля 1711 года в Театре Её Величества состоится премьера.
Готфрид осаждает Иерусалим во время Первого крестового похода. Он отправляет Ринальдо, своего лучшего воина, в решающую битву и обещает после победы выдать свою дочь Альмирену замуж за него.
Вскоре к Готфриду приходит правитель осаждаемого Иерусалима, Аргант, и просит у него трёхдневного перемирия. Получив его согласие и оставшись наедине, он взывает к своей возлюбленной, волшебнице Армиде. Появляясь, она исполняет арию «Furie terribili!» (рус. «Ужасные фурии») и говорит Арганту, что для исполнения задуманного ею плана нужно будет избавиться от Ринальдо.
Тем временем Альмирена ждёт в цветущем саду Ринальдо. Встретившись, возлюбленные прощаются друг с другом, но внезапно появившаяся Армида уносит Альмирену прочь. Ринальдо отчаивается, однако Готфрид призывает его не печалиться и найти мага, который поможет им. Готфрид и Ринальдо отправляются освобождать Альмирену.
Действия второго акта начинаются в гавани, через которую лежит путь Готфрида и Ринальдо. Околдованный сиренами, Ринальдо забывает о цели пути и бросается за ними.
Действие переносится в замок Армиды, где Альмирена оплакивает свою судьбу (ария «Lascia ch’io pianga»). Аргант оказывается тронут горем своей пленницы.
Следуя за сиренами, Ринальдо попадает ко дворцу Армиды. В ходе спора с ним волшебница проникается любовью к Ринальдо, однако она безответна. Убитая горем Армида исполняет арию «Ah! Crudel, il pianto mio» (рус. «Ах, жестокий, мои слёзы»)
Готфриду и Ринальдо удаётся найти мага и, заручившись его поддержкой, они отправляются в бой и обращают Армиду и Арганта в бегство, освобождая Альмирену. Ринальдо отправляется в финальный бой с врагом, а позже — и с вернувшимися Аргантом и Армидой. Потерпев ещё одно поражение, они переходят на сторону добра.

Контекст

Гендель молодой.

Гендель, в то время хормейстер курфюрста Ганновера , будущего короля Англии, прибывает в Лондон в ноябре илиДекабрь 1710 г.. В том же году был дан Almahide из Bononcini , первая опера поется в Лондоне от начала до конца на итальянском языке . Гендель уже является признанным композитором, и, несмотря на определенную музыкальную деятельность, в которой преобладает итальянство, Англия ждала чего-то нового после смерти Перселла в 1695 году. Попытка Перселла и Джона Блоу (умер в 1708 году) создать английскую национальную оперу была остались незамеченными из-за отсутствия преемников.

Приложение. Постановки «Ринальдо» в 20 столетии

Официальной датой возрождения «Ринальдо» на профессиональной сцене
в 20 веке считается постановка 1954 года на Генделевском фестивале
в Халле (дирижер Х.Т.Марграф). Впрочем, до этого было любительское
исполнение в Лондоне (1933). Есть также сведения об исполнении
оперы на Римском радио в 1947 году под управлением Ф.Превитали с
участием Э.Стиньяни, П.Клабасси и др.

В 1961 году новую сценическую версию «Ринальдо» представил
лондонский театр Сэдлерс Уэллс (с 1974 – Английская национальная
опера) – дирижер Ч.Фарнком, солисты Х.Уоттс (Ринальдо), Р.Джонс
(Гоффредо), Э.Морисон (Альмирена), Д.Вивиен (Армида), П.Глоссоп
(Арганте) и др. В дальнейшем театр неоднократно возобновлял эту
оперу (1965, 1978 и др.).

Американская премьера «Ринальдо» прошла в концертном исполнении в
Карнеги-Холле в 1972 году под управлением С.Саймона (без участия
всемирно известных звезд вокала).

Спустя три года опера была поставлена в Хьюстоне (дирижер М.Катц).
Это представление ознаменовалось первым выступлением в заглавной
роли выдающейся певицы М.Хорн. Среди других исполнителей Д.Уокер
(Гоффредо), Н.Роджерс (Армида), С.Рэми (Арганте) и др.

Затем последовали спектакли в Халле (1977), Кэмбридже (1980),
Карлсруэ (1983), Оттаве (1982, с участием Хорн).

В 1984 году оперу поставили в Метрополитен под управлением дирижера
М.Бернарди. В премьерном спектакле 14 января пели Хорн (Ринальдо),
Д.Раффани (Гофредо), Э.Мозер (Армида), С.Рэми (Арганте) и др. В
одном из следующих представлений (14 февраля) в опере дебютировали
Э.Подлесь (Ринальдо) и К.Ванесс (Армида).

В 1985 «Ринальдо» прозвучал в Реджо Эмилии под управлением
Ч.Фарнкома с яркой режиссурой и сценографией П.Л.Пицци. В главных
полях выступали Ц.Клэри (Ринальдо) и знаменитые Д.Боуман (Гоффредо)
и С.Алаимо (Арганте). Спустя несколько месяцев эта постановка была
перенесена в парижский театр Шатле, где ею дирижировал Ч.Маккеррас,
а в заглавной партии блистала Подлесь.

В дальнейшем опера неоднократно ставилась на различных сценах мира.
Отметим спектакли в Халле (1987, дирижер К.Клуттиг, режиссер
П.Конвичный), Венеции (1989, под управлением Д.Фишера, солисты
Хорн, Э.Паласио, Ч.Газдиа и др.); Мадриде (1990, с участием
Т.Бергансы в заглавной партии); Висбадене (1996), Женеве (1997,
дирижер Д.Бекуит, в заглавной партии Д.Лармор).

В 1999 оперу поставили в парижском Театре на Елисейских полях под
управлением К.Хогвуда. В постановке были заняты Подлесь (Ринальдо),
Х.Саммерс (Гоффредо), Ч.Бартоли (Альмирена), Д.Финли (Арганте) и
др.

В том же году в лондонском Барбикан-центре состоялось концертное
исполнение оперы поду управлением Хогвуда. Солисты — Д.Дэниэлс
(Ринальдо), Бартоли (Альмирена), Б.Финк (Гоффредо), Финли (Арганте)
и др.

В 2000 году «Ринальдо» с блеском прозвучал в мюнхенском
Принцрегентнертеатре (один из залов Баварской оперы) (дирижер
Г.Бакер, режиссер Д.Олден). Партии исполняли Дэниэлс (Ринальдо),
Уокер (Гоффредо), Д.Рёшман (Альмирена), Н.Надельман (Армида),
Э.Силиньш (Арганте) и др.

В последние годы оперу ставили в Нью-Йорк Сити-Опере (2000), вновь
в Мюнхене (2001, дирижер А.Болтон, с участием Д.Йорк, А.Мюррей и
др.), в Монпелье (2002, дирижер Р.Якобс, с участием В.Жено,
Л.Заззо, И.Калны и др.), в берлинской Штаатсопер (2003), в Ла Скала
на сцене театра Дельи Арчимбольди (2005, в заглавной роли
Д.Барчеллона), Цюрихе (2008, дирижер У.Кристи), Праге (2009),
Варшаве (2009), Версале (2011) и др.

Иллюстрация:
Георг Фридрих Гендель

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: