Опера кодая «хари янош»

Опера кодая «хари янош»

Люкс

Из музыки оперы Кодай извлек оркестровую сюиту Гари Яноша , популярную пьесу в классическом репертуаре. Сюда, в частности, входит цимбал , традиционный венгерский вариант молотковой цимбалы . Мировая премьера сюиты состоялась 24 марта 1927 года в Гран-Театро дель Лисео в Барселоне в исполнении оркестра Пау Казальса под управлением Антала Флейшера.

Сюита рассчитана на три флейты (все удваивают пикколо ), 2 гобоя , 2 кларнета в си-бемоль (один двойной кларнет в ми-бемоль и один альт-саксофон-двойник ), 2 фагота , 4 валторны в фа, 3 трубы в до, 3 корнеты си-бемоль (используется только в последнем движении), 3 тромбона , туба , литавры , малый барабан , бас — барабан , тарелки , треугольник , бубен , TAM-TAM , Глокеншпиль , куранты , ксилофон , Celesta , фортепиано , цимбалы и струны .

Движения Сюиты Гари Яноша заключаются в следующем:

  1. Прелюдия; Сказка начинается
  2. Венские музыкальные часы
  3. Песня
  4. Битва и поражение Наполеона
  5. Интермеццо
  6. Вход императора и его двора

Роли

Роль Тип голоса Премьера актерского состава, 16 октября 1926 г. (дирижер: Нандор Рекаи)
Гари Янош баритон Имре Палло
Орзе, его невеста меццо-сопрано Изабелла Надь
Императрица Австрии сопрано Сари Себеок
Наполеон баритон Виктор Дальноки
Мария Луйза, жена Наполеона меццо-сопрано Рози Маршалко
Эрег Марци, императорский кучер баритон Янош Корменди
Рыцарь Эбелаштин, камергер императрицы Марии Луйзы тенор Дьюла Тороньи
Император Франц разговорный Шандор Пуштаи
Свекровь императора разговорный Терес Фазекас
Графиня Мелюзина разговорный Йожа Сабо
Баронесса Эстрелла разговорный Аранка Паллфи
Генерал Круцификс разговорный Резсе Корнаи
Генерал Дуфла разговорный Zsigmond Hubai
Студент разговорный Калман Сюгьи
Авраам, трактирщик разговорный
Венгерский часовой разговорный
Русский часовой разговорный
Деревенский старейшина разговорный
Генералы, французские и венгерские солдаты, люди на границе и при дворе

Музыкальные номера

  • («Театральная увертюра» (Színházi nyitány, K.13), изначально написанная для Гари Яноша , существует в основном как отдельная оркестровая пьеса)
  • Сказка начинается — оркестр
  • Гусар играет на дудке (A furulyázó huszár) — инструментальная музыка
  • Песня: Красное яблоко упало в грязь ( Piros alma leesett a sárba — Háry, Örzse)
  • Мольба: О, мистер. мутная вода, пожалуйста, собери
  • Питьевая песня: О, сколько рыбок ( Ó, мели сок хал — Марси)
  • Дуэт: По эту сторону Тисы ( Tiszán innen, Dunán túl — Háry, Örzse)
  • Интермеццо — оркестр
  • Песня: Моя кукушка ( Ку-ку-ку-кускам — Мария-Луиза)
  • Венские музыкальные часы — оркестр
  • Песня: Как вы сюда попали? ( Hogyan tudtál, rozsám — Örzse)
  • Песня: Эй, две мои куры ( Haj, két tikom tavali — Örzse)
  • Хор солдат: Ой, взяли меня ( Седж, бесорозтак )
  • Битва при Наполеоне — оркестр
  • Песня: О, старый дикобраз ( O, te vén sülülülülü — Наполеон)
  • Песня: Leave me, tourmenter ( Hagyj békét, viaskodó — Ebelasztin)
  • Рекрутинговый танец: Хороший кавалер ( A jó lovas katonának — Háry, Хор)
  • Дуэт с хором: Я зажег свечу для жениха ( Gyujtottam gyertyát — Императрица, Мария-Луиза, фрейлины)
  • Вступление Императора и его кортежа — оркестра
  • Мартовский и детский хор: A, B, C, D ( Ábécédé )
  • Песня: Я бедна ( Szegény vagyok — Örzse)
  • Песня: Я вспаху двор императора ( Felszántom a császár udvarát — Háry)
  • Заключительный припев: Бедный храбрый венгерский народ ( Szegény derék magyar nép — Háry, Örzse)

Фон

История ветерана гусара в австрийской армии в первой половине 19 — го века , который сидит в деревенской гостинице развлекал своих слушателей с фантастическими рассказами о героизме (в традиции Miles Gloriosus ). Его предполагаемые подвиги включают завоевание сердца императрицы Марии Луизы , жены Наполеона , а затем единоличное поражение Наполеона и его армий. Тем не менее, он наконец отказывается от всех богатств, чтобы вернуться в свою деревню со своей возлюбленной.

Кодай написал в своем предисловии к партитуре: «Гарри — крестьянин, ветеран-солдат, который день за днем ​​сидит в таверне и плетет рассказ о своих героических подвигах … рассказы, созданные его воображением, представляют собой неразрывную смесь реализма и наивности, юмора и пафоса ». Он также комментирует, что «хотя внешне он кажется просто хвастуном, по сути, он прирожденный провидец и поэт. То, что его рассказы не соответствуют действительности, не имеет значения, поскольку они являются плодом живого воображения, стремящегося творить для себя и для себя. для других — прекрасный мир грез ». Гари Янош олицетворяет поэтическую силу фольклора, выходящую за рамки политических разочарований; Кодай намеревался воплотить свою национальную народную музыку в оперной обстановке.

И опера, и сюита начинаются с оркестрового «музыкального чиха», что лучше всего объясняется собственными словами Кодая: «Согласно венгерскому суеверию, если за заявлением следует чихание одного из слушателей, это считается подтверждением его истинности. Сюита начинается с такого чихания! Один из преданных слушателей Гари… чихает на самые дикие утверждения старого сказочника ».

По просьбе издательства Universal в Вене сам Кодай так описал послание Гари Яноша : «Каждый венгр — мечтатель. Он бежит из печальной реальности веков … в мир иллюзий. больше, чем мечта: это тоже поэзия. Авторы героических сказок сами не герои, но они духовные родственники героев. Гари Янош, возможно, никогда не ел дела, о которых он говорит, но потенциал всегда есть. Янош есть примитивный поэт, и все, что он должен сказать, он концентрирует на одном герое: на себе. После того, как мы выслушали героические подвиги, которые он придумал, трагически символично, что мы видим его в грязной деревенской гостинице. Он выглядит счастливым в его бедность: король в королевстве своей мечты «.

Синопсис

Увертюра

Пролог — Сказка начинается

В венгерской деревне Надьабонь люди собираются в трактире. На стене висит картина с изображением Наполеона. Завсегдатаи и студенты ждут в руке бокал очередной сказки старого солдата Гари Яноша.

Первое приключение — На подмосковной границе

Пункт пересечения границы между Галицией и Россией; с российской стороны мороз и лед, с венгерской стороны светит солнце и цветут цветы. Янош, избавившись от всех своих поклонниц, встречает Орзе.

Судебный канцлер жалуется, что Мария Луйза и ее свита не смогли перейти границу. Орзе и Янош разговаривают с Марси, венгерским кучером, работающим при французском дворе, который сообщает им, что Марии Луйза, дочери императора, не разрешает проезд русской гвардии. Янош толкает пограничные ворота по земле, так что она оказывается за венгерской границей. Марси произносит тост за молодую пару, когда Орзе и Янош поют дуэтом. Эбелаштин говорит, что шум беспокоит принцессу. Однако, когда входит Мария Луйза, она влюбляется в Яноша и приглашает его приехать в Вену и вступить в Императорскую гвардию. Он просит двойной паек для своей лошади, венгерскую ливрею для Марси и Орзе, чтобы он поехал с ним. Русский часовой опасается, что его накажут, если его обнаружат не в той стране. Эбелаштин не может отодвинуть пограничный пост, но Яношу это удается.

Интермеццо

Второе приключение — В саду Императорского дворца, Венский Бург

Парк великолепен. В ходе разговора между Яношом и Марси Эбелаштин становится очевидной неприязнь к Яношу. Мария Луйза просит Яноша искать ее, если ему когда-нибудь понадобится помощь. Эбелаштин отправляет Яноша в конюшню, где он должен оседлать самого дикого коня, но Янош возвращается с крыши, не тронутый поездкой. Мария Луйза указывает Императрице на Яноша. Завистливый Эбелаштин говорит Орзе, что у него в кармане объявление войны от Наполеона, которое он намеревается использовать; мгновение спустя из дворца доносятся военные звуки. Янош был назначен капитаном Императором. Когда занавес опускается, крутится огромная пушка.

Третье приключение — поле битвы под Миланом.

Гари Янош, к настоящему моменту получивший звание полковника, в одиночку выигрывает битву с ветром, обнажив меч, и заставляет Наполеона преклонить колени для милосердия. Жена императора теперь хочет покорить его сердце, к ужасу Орзе. Мария Луйза и Орзе спорят из-за Яноша, который отказывается жениться на принцессе, которая, в свою очередь, угрожает самоубийством. Янош спасает положение и ведет солдат в зажигательный марш.

Четвертое приключение — Императорский дворец, Венский бург.

Идут приготовления к свадьбе героя Яноша и увлеченной принцессы, но Янош не может есть. Все эрцгерцоги приходят и поклоняются герою. Орзе прибывает, чтобы проститься с Гари, но, став пехотинцем, он клянется в верности Императору — будь то солдат или фермер. Верные ей и своей родине, несмотря на все имперские атрибуты, они покидают двор.

Эпилог

Вернувшись в гостиницу в Нагьябони, Янош завершает свое выступление, рассказывая спящей аудитории, что условием освобождения Наполеона было то, что золотые часы должны быть отправлены старосте деревни, который отвечает, что он их так и не получил. Янош заявляет, что единственный человек, который может подтвердить его историю, — это Орзе, который сейчас мертв.

Háry János

02.06.2011 в 13:40.

Страна

Венгрия

ХАРИ ЯНОШ / Янош Хари (Hary Janos) — комическая опера, состоящая из четырех приключений, пролога и эпилога, 3. Кодая; либретто Б. Паулини и Ж. Харшани по поэме Я. Гараи «Отставной солдат». Премьера: Будапешт, 16 октября 1926 г.

Хари Янош (как принято у венгров, фамилия предшествует имени) — герой венгерского фольклора и литературы, бравый солдат, весельчак, балагур. В прологе и эпилоге он показан в кругу друзей-собутыльников. Основная часть оперы — сценическое воплощение рассказов Яноша, в которых он повествует о своей молодости, участии в исторических событиях.

Действие начинается на пограничном рубеже Австро-Венгрии. Янош вынужден расстаться со своей невестой Илькой, так как его призывает воинский долг. Мария-Луиза, жена Наполеона I, дочь австрийского императора, со свитой томится в здании соседнего пограничного поста. Янош перетаскивает дом на венгерскую сторону, освобождает императрицу, а затем возвращает постройку на прежнее место. Мария-Луиза в восторге и делает своего освободителя лейб-гвардейцем, что вызывает зависть камергера Эбеластина. Янош несет службу при венском дворе, объезжает лошадей, вылечивает больного императора от подагры. Тем временем Наполеон объявляет Австрии войну, и Янош отправляется, уже в чине полковника, в армию. Сражение под стенами Милана. Генерал Доннерветтер терпит поражение, командование принимает Янош. Он одерживает победу, захватывает Наполеона в плен и заставляет его подписать капитуляцию. Мария-Луиза хочет развестись с мужем и выйти за Яноша, но того же добивается и Илька. Герой смущен и не знает, на ком остановить свой выбор. Но, будучи человеком благородным, он утешает обеих женщин. Мария-Луиза настаивает на своем: Хари Янош должен быть ее мужем. Император готов уступить ему трон, но храбрый солдат, ставший маршалом, отказывается, так как любит Ильку. Он хочет вернуться в родное село. В награду за подвиги срок его военной службы сокращен вдвое. Мария-Луиза выходит замуж за камергера Эбеластина. В эпилоге слушатели признают, что Янош — самый храбрый из всех героев.

Музыкальная драматургия оперы строится на чередовании прозаических диалогов и музыкальных номеров. Истоки мелодики — венгерский фольклор и формы народного музицирования; использованы звучания, имитирующие цимбалы и другие инструменты, в ариях применены песенные формы. Лирика народно-песенного склада характеризует Ильку, гротескно-маршевые ритмы — воинственных персонажей. «Хари Янош» — произведение глубоко народное, оригинальное, полное озорного юмора. Рассказывая о своих «подвигах», герой высмеивает сильных мира сего, утверждая превосходство народной смекалки над барской тупостью.

На отечественной сцене опера была поставлена московским Музыкальным театром им. Станиславского и Немировича-Данченко (1963).

А. Гозенпуд

Belcanto.ru — классическая музыка, опера и балет

  • Создатель образа Яноша Хари — Янош Гараи
  • Кодай. Опера «Янош Хари»
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: