Литература / авторы

Опера дворжака «упрямцы»

Biography

Matinsky originated from the serfs of Count S. P. Yaguzhinsky. He studied in the gymnasium for the «raznochintsy» (people not belonging to the gentry) at Moscow University and also in Italy. Later he taught mathematics at the Smolny Institute in St Petersburg. He published the following books: The Description of Measures and Weights of Different Countries (St Petersburg 1779),The Fundamentals of Geometry (St Petersburg 1798), and The Concise Universal Geography (St Petersburg 1800). He also translated the comedy The Churchwoman by Christian Fürchtegott Gellert, and the same author’s Fables and Tales, as well as The Republic of the Scientists by S. Fayard.

Оперы

Его творчество также включало комедии, оперные либретто и даже музыку к ним. Его оперы Регенерация (Перерождение, 1777), и Торговые ряды Санкт-Петербурга (Санкт Петербургский Гостный Двор) имел значительный успех. Второй — едкая сатира в адрес государственных чиновников и их воровского поведения — один из первых примеров русской комической оперы. Он был поставлен 26 декабря 1779 г. Театр Книппер в Санкт-Петербург и было повторено 16 раз. Позже музыку переписал композитор. Василий Пашкевич в 1882 и 1792 годах. В новой редакции опера ставилась также в Придворном театре.

Оперы Пашкевича на либретто Матинского

  • Торговые ряды Санкт-Петербурга (Санкт Петербургский Гостиный Двор — Санкт-Петербургский Гостиный Двор, 1782 Санкт-Петербург )
  • Паша Тунисский (Паша Тунисский — Паша тунисский, 1782)
  • Как вы живете, так вас будут судить (Как поживёшь, так и прослывёшь — Как поживёшь, так и прослывёшь, 1792 Санкт-Петербург ) — доработка Торговые ряды Санкт-Петербурга

Anna Karenina

Дата премьеры
27.03.1993
Жанр
балеты
Страна
Россия

Балет в 3 актах на музыку П. Чайковского.

Сценарист (по Л. Толстому) и балетмейстер А. Проковски, художник В. Окунев, дирижер Г. Вульфенден.

Премьера состоялась 27 марта 1993 года в Мариинском театре.

Андре Проковски (Андрей Проковский) — родился в 1939 году в Париже в семье русских эмигрантов, там же получил хореографическое образование у Любови Егоровой и Николая Зверева. С 1957 по 1977 год выступал как танцовщик-солист в ведущих труппах мира, в том числе 4 года в труппе Дж. Баланчина. В 1970-х годах стал сочинять и ставить собственные спектакли. Среди них многоактные балеты: «Анна Каренина» (1979, Австралийский балет), «Три мушкетера» (1980, там же), «Живаго» (1982, Кейптаун), «Великий Гэтсби» (1987, Питсбург), «Травиата» (1989, Лондонский фестивальный балет), «Макбет» (1991, Сантьяго). Проковски поставил также множество одноактных балетов, ему принадлежат редакции классических русских балетов. Для Мариинского театра хореограф создал расширенную редакцию балета «Анна Каренина».

Либретто в целом было похоже на московское. Однако весь второй акт проходит в поместье Вронского. В течение года (в балете — это четыре сцены в деревне) отношения влюбленных проходили путь от барской идиллии со слугами, крестьянами и т. п. до неизбежных ссор. Уединение исчерпало себя: Вронскому становилось скучно, Анна тосковала по сыну. В третьем акте, после сцены в оперном театре, следовала встреча Анны с ребенком, ее изгнание из дома Карениным и почти сразу сквозь метель роковой путь к вокзалу. Сцена самоубийства была весьма эффектна и драматична — бутафорский, почти в натуральную величину паровоз, сверкая огнями, летел на зрителей, маленькая фигурка Анны исчезала в его чреве.

Английский дирижер Гай Вульфенден создал музыкальную партитуру, используя множество сочинений Чайковского. Ключом ко всему балету стала увертюра-фантазия «Буря». В прологе (сцена на перроне) использовался материал из «Сюиты № 2», в первом акте звучала музыка из «Мазепы», па-де-де героев шло под «Размышление». Настроение деревенских сцен великолепно гармонировало музыке Чайковского из «Снегурочки», «Орлеанской девы», «Времен года», «Вальса № 6» (опуса 51) и частично «Сентиментального вальса» из третьей сюиты. Последние сцены балета исполнялись под оркестрованную финальную часть фортепианного трио (опус 50) и фрагмент из «Бури». По словам дирижера: «Вся оркестровка являет собой смешение оригинальных произведений Чайковского, аранжировки фортепианной музыки, транспонированных тональностей и композиционной обработки».

Хотя петербургская постановка также была сосредоточена на истории двух героев, в спектакле промелькнули Китти, Левин, Стива, Долли. Каренин, как и в Москве, был фигурой однопланово отрицательной и изображался средствами оттанцованной пантомимы. Спектакль был задуман как своеобразной бенефис балерины Юлии Махалиной. Премьеру вместе с нею танцевали Константин Заклинский (Вронский), Владимир Пономарев (Каренин), Ульяна Лопаткина (Кити). Присущий Махалиной драматизм, умение в танце передавать разнообразие мыслей и переживаний были выявлены в образе Анны, однако эта роль не стала вершиной ее яркого творческого пути. Да и сам балет страдал некоторой излишней повествовательностью. Если в «застойные» семидесятые годы спектакль Щедрина-Плисецкой стал яркой вспышкой, то в драматичнейшие девяностые сентиментальная «балетная пьеса» Проковски не смогла по-настоящему увлечь ни артистов, ни зрителей. Время требовало более яркой и напряженной хореографии.

А. Деген, И. Ступников

Biography

Vasily Pashkevich entered court service in 1756 becoming a court composer to Tsar Peter III of Russia and later to his widow, Catherine the Great. He also played violin, and taught singing in the Academy of Arts 1773-1774 and later in the court capella. Between 1780 and 1783 he managed the Karl Kniper Theatre and in 1789 he became the first violin of the court orchestra, remaining in charge of imperial ballroom music until his death.

Pashkevich wrote important comic operas, often re-working them at length, like Saint-Petersburg’s Trade Stalls, begun in 1782 and revised in 1792, and also As you live you will be judged.

The comic opera The Miser a work of 17 scenes brought him most success. Its roles are: Scriagin, Liubima’s guardian; Liubima, his niece; Milovid, her beloved; Marfa, the servant girl that Scriagin is in love with; Prolaz, Milovid’s manservant who is in Scriagin’s service. Accordingly the speech and the names of the characters of Molière’s comedy were turned into Russian as well as the music that combines some features of European form with typically Russian melodies.

Catherine had literary ambitions, and Pashkevich was asked to set one of her own opera libretti for performance at the royal court. The result of this, opera Fevey, was staged on April 19, 1786 at the Hermitage Theatre in St. Petersburg. The lavish opera production evoked widespread admiration. Despite the success of Pashkevich’s work during his years serving under Catherine II, his contributions were not appreciated by the Empress’s heirs, who terminated his services and denied him a pension.

His style is similar to Italian opera buffa, but unlike them, the comic situations of his works are often overshadowed by vaguely tragic scenes. His operas are full of citations of popular songs, that later become one of the important characteristics of the great 19th-century Russian opera.

Биография

Происходил из крепостных графа С. П. Ягужинского. На средства графа учился в гимназии при Московском университете (для разночинцев). Музыку изучал в Москве и в 1783 году Италии, куда ездил тоже на средства графа. В октябре 1785 года получил от графа Ягужинского отпускную.

В 1785 г. граф П. В. Завадовский принял его на службу учителем математики, истории, географии и русского языка в Пажеский корпус. В 1779—1803 гг. преподавал общеобразовательные предметы (историю, географию, геометрию) в Смольном институте в Петербурге. Написал учебные пособия для Института благородных девиц (см. Избранные сочинения).

Принимал участие в издании «Атласа <…> для народных училищ» (1790. Ч. 1), являющегося дополнением ко «Всеобщему землеописанию» И.-Ф. Гакмана, составлял карты (совместно с Г. Шелеховым) для «Краткой Российской истории» (1799), написанной Янковичем де Мириево на основе материалов И. М. Стриттера, переводил с немецкого языка (совм. с И. Ф. Яковкиным, А. Тройским, Н. П. Осиновым и Ф. В. Коралловым под руководством П. И. Пастухова) «Историю Российского государства» И. М. Стриттера (СПб., 1800—1802. Ч. 1—3).

В 1815 г. — надворный советник, служил в комиссии народных училищ.

Автор либретто и частично музыки одной из первых русских комических опер «Санктпетербургский Гостиный двор» (1779). Опера представляет собой сатирическую бытовую музыкальную комедию. Комедия была поставлена в 1782 году в Петербурге, 1783 — в Москве.

Вскоре первоначальная редакция оперы оказалась утрачена. В 1792 музыка оперы на заново написанное Матинским либретто была переработана композитором В. Пашкевичем и названа «Как поживешь, так и прослывешь». В этой редакции первое и третье действия поменялись местами. В таком виде пьеса впервые была представлена на сцене Придворного театра 2 февраля 1792. В пьесе были задействованы более двадцати действующих лиц — представители разных слоев общества, что позволяло обозначить и воспроизвести достаточно широкую социально-бытовую картину столичного города.

Матинскому принадлежит также текст оперы с музыкой Пашкевича «Тунисский паша» и переводы нескольких европейских пьес, в том числе перевод с немецкого языка комедии К. Гольдони «Поскорей, пока не проведали, или Странный случай» (1796) — пьеса была поставлена и имела успех в Петербурге и Москве. По свидетельству В. В. Стасова и С. Ф. Светлова, Матинскому принадлежит авторство пьесы «Перерождение» (Светлов С. Ф. Рус. опера в XVIII столетии // Ежегодник императорских театров: Сезон 1897—1898 гг. Приложения. Кн. 3; Стасов В. В. Рус. и иностр. оперы, исполнявшиеся на имп. театрах в России в XVIII и XIX столетиях. СПб., 1898). Возможно, но точно не установлено, что он же автор комедии «Горбатые». Рукописный экземпляр этой пьесы, датированный 1783, хранится в СПбГТБ.

Семья

Отец — Алексей Леонтьевич Матинский, крепостной графов Ягужинских, приказчик села Павловского. Его брат, Иван Леонтьевич, служил управителем Павловской суконной фабрики. Злоупотребления братьев Матинских привели в 1750—1751 годах к крестьянским волнениям в Павловской вотчине Ягужинских..

Мать Михаила Алексеевича, Мария Яковлевна, и его жена, Наталья Григорьевна, в 1785 году получили вместе с ним отпускную от графа С. П. Ягужинского.

биография

Матинский произошел от крепостные графа С.П. Ягужинского, родился в г. Павловское. Учился в гимназии на «разночинцы «(люди, не принадлежащие к дворянству) в Московский университет а также в Италия. Позже он преподавал математику в Смольный институт в Санкт-Петербург. Он опубликовал следующие книги: Описание мер и весов разных стран (Санкт-Петербург 1779),Основы геометрии (Санкт-Петербург 1798 г.) и Краткая универсальная география (Санкт-Петербург 1800). Он также перевел комедию Церковница к Кристиан Фюрхтеготт Геллерт, и того же автора Басни и сказки, а также Республика Ученых пользователя S. Fayard. Он умер в Санкт-Петербург.

Творчество

Один из первых своих литературных трудов — перевод с нем. языка сочинения исп. писателя и государственного деятеля Ф. Д. де Сааведры «Республика ученых, или Аллегорическое и критическое описание художеств и наук» (1775) М. посвятил С. П. Ягужинскому:

28 июля 1786 он подал прошение в Комиссию об учреждении народных училищ о вступлении в службу «к переводам». Комиссия, «имев уже опыты его трудолюбия, радения и искусства», зачислила М. переводчиком в чине титул. советника на том условии, что «на первый случай вместо жалованья платить ему будет за труды его по рассмотрению» (РГИА, ф. 730, оп. № 7, л. 32). Вскоре М. получил 200 руб. за перевод с нем. языка труда И.-Ф. Гакмана «Краткое землеописание Российского государства» (1787. После того сделал ещё несколько важных научных переводов, за что постоянно получал изрядную прибавку к жалованью.

Избранные сочинения

  • Матинский М. А. Опера комическая Санктпетербургской гостиной двор : В трех действиях. — М.: В вольной тип. А. Решетникова, 1791. — 116 с. — (Опера была напечатана без ведома и разрешения авт., «по старому расположению». — В первый раз была представлена в Петербурге 26 дек. 1779 г. — Музыка В. А. Пашкевича).
    • Матинский М. А. Как поживешь, так и прослывешь : Забавное зрелище с песнями, в трех действиях. — СПб.: Тип. Ф. Брейткопфа, 1792. — 112 с. — (Испр. изд. «Оперы комической Санктпетербургский гостиной двор». — В первый раз была представлена в Петербурге 26 дек. 1779 г., в исправленном виде — там же 2 февр. 1792 г. — Музыка В. А. Пашкевича).
    • Матинский М. А. Опера комическая Санктпетербургской гостиной двор : В трех действиях. — М.: Губ. тип., у А. Решетникова, 1799. — 112 с.
    • Матинский М. А. С.-Петербургский гостиный двор : Опера комич. : Перепеч. с 1-го изд. 1791 г. — Одесса: типо-лит. Штаба Одес. воен. окр., 1890. — 116 с. — (Изд. также под загл.: «Как поживешь, так и прослывешь»).
  • Матинский М. А. Начальныя основания геометрии, : Сочиненныя для Общества благородных девиц. — СПб.: Тип. Гос. мед. коллегии, 1798. — 125 с.
  • Матинский М. А. Описание различных мер и весов разных государств. — СПб.: Тип. Мор. шляхет. кадет. корпуса, 1779. — 150 с. — 2400 экз.
  • Матинский М. А. Сокращение всеобщей географии : Изд. в пользу Воспитательнаго общества благородных девиц. — СПб.: Тип. Гос. мед. коллегии, 1800. — Т. 1: Содержащая в себе Европу. — 200 с. — 2400 экз.
  • Гакман И. Ф.

    . — 2-е тиснение. — СПб.: Тип. Вильковского, 1795-1798. — 5000 + 2400 экз.

    Всеобщее землеописание : Изданное для народных училищ Российской империи : в 3-х ч. / Пер. с нем. М. Матинского. — СПб.: Тип. Брейткопфа, 1788-1795. — 312 + 364 + 485 с. — 10 000 + 3000 экз.

  • Гакман И. Ф.

    . — 2-е тиснение. — СПб.: Тип. Вильковского, 1793. — 175 с. — 10 000 экз.

    Краткое землеописание Российскаго государства : Изданное для народных училищ Российской империи / Пер. с нем. М. Матинского. — СПб.: Тип. Брейткопфа, 1787. — 174 с.

  • Геллерт Х. Ф.

    . — 2-е тиснение. — СПб.: При Имп. Акад. наук, 1788. — 102 + 96 с. — 306 экз.

    Басни и сказки : в 2-х ч. / Пер. с нем.: М. Матинской. — СПб.: При Имп. Акад. наук, 1775. — 124 + 112 с.

  • Геллерт Х. Ф. Богомолка : Комедия в трех действиях = Die Betschwester / Пер. с нем.: М. Матинской. — СПб.: Тип. Акад. наук, 1774. — 119 с. — 600 экз.
  • Гольдони К. Поскорей, пока не проведали или Странной случай : Комедия в трех действиях = Un curioso accidente / Переделанная с нем. М. Матинским. — СПб.: Тип. В. Плавильщикова, 1796. — 155 с.
  • Сааведра Фахардо Д. Республика ученых, или Аллегорическое и критическое описание художеств и наук / Пер. с нем. яз. осуществлен М. Матинским. — СПб.: Тип. Мор. кадет. корпуса, 1774. — 124 с. — 1000 экз.
  • Стриттер И. М. История Российскаго государства : в 3-х ч. / Пер. с нем. яз. осуществлен М. А. Матинским, И. Ф. Яковкиным, А. В. Гронским, Н. П. Осиповым и Ф. В. Коралловым. — СПб.: Печ. у содержателя типографии Комиссии об учреждении школ, Федора Брункова, 1800—1802. — 635 + 530 + 328 с. — 3020 экз.

Operas

His creative output also included comedies, opera librettos, and even music set to them. His operas Regeneration (Перерождение, 1777), and Saint-Petersburg’s Trade Stalls (Санкт Петербургский Гостный Двор) had considerable success. The second one, a scathing satire to the government officials and their thievish behaviour, is one of the first examples of Russian comic opera. It was staged on December 26, 1779 at the Knipper Theatre in St Petersburg and was repeated 16 times. Later the music was rewritten by a composer Vasily Pashkevich in 1882 and 1792. In a new version the opera was also staged at the Court Theatre.

Pashkevich’s Operas to Matinsky’s librettos

  • Saint-Petersburg’s Trade Stalls (Санкт Петербургский Гостиный Двор — Sankt Peterburgskiy Gostinyi Dvor, 1782 St. Petersburg)
  • The Pasha of Tunis (Паша Тунисский — Pasha tunisskiy, 1782)
  • As you live, so you will be judged (Как поживёшь, так и прослывёшь — Kak pozhivyosh’, tak i proslyvyosh, 1792 St. Petersburg) — revision of Saint-Petersburg’s Trade Stalls

Works

Operas

  • Misfortune from Owning a Coach (Несчастье от кареты — Neschastye ot karety, libretto by Yakov Knyazhnin, 1772?, November 7, 1779 St. Petersburg )
  • Saint-Petersburg’s Bazaar (Санкт Петербургский Гостный Двор — Sankt Peterburgskiy Gostinyi Dvor, libretto by Mikhail Matinsky 1782 St. Petersburg), revised as You’ll be Known by the Way you Live (Как поживёшь, так и прослывёшь — Kak pozhivyosh’, tak i proslyvyosh, 1792 St. Petersburg)
  • The Burden Is Not Heavy if It Is Yours (Своя ноша не тянет — Svoya nosha ne tyanet, 1794)
  • Two Antons (Два Антона — Dva Antona 1804?)
  • The Miser (Скупой — Skupoy, 1782?, Moscow, 1811? Yakov Knyazhnin after Molière)
  • Fevey (libretto by Catherine II, April 19, 1786 St. Petersburg)
  • The Early Reign of Oleg (Начальное управление Олега — Nachal’noye upravleniye Olega,November 2, 1790 St. Petersburg– together with Giuseppe Sarti and the Milanese musician C. Cannobio)
  • Fedul and his Children (Федул с детьмиFedul s det’mi, libretto by Empress Catherine II, January 27, 1791 St. Petersburg– together with Vicente Martín y Soler)
  • The Pasha of Tunis (Паша Тунисский — Pasha tunisskiy, libretto by Mikhail Matinsky, 1782)

Биография

Происходил из крепостных графа С. П. Ягужинского. На средства графа учился в гимназии при Московском университете (для разночинцев). Музыку изучал в Москве и в 1783 году Италии, куда ездил тоже на средства графа. В октябре 1785 вместе с матерью Марией Яковлевной и женой Натальей Григорьевной получил от графа Ягужинского отпускную.

В 1785 г. граф П. В. Завадовский принял его на службу учителем математики, истории, географии и русского языка в Пажеский корпус. В 1779—1803 гг. преподавал общеобразовательные предметы (историю, географию, геометрию) в Смольном институте в Петербурге. Написал учебные пособия для Института благородных девиц (см. Избранные сочинения).

Принимал участие в издании «Атласа для народных училищ» (1790. Ч. 1), являющегося дополнением ко «Всеобщему землеописанию» И.-Ф. Гакмана, составлял карты (совместно с Г. Шелеховым) для «Краткой Российской истории» (1799), написанной Янковичем де Мириево на основе материалов И. М. Стриттера, переводил с немецкого языка (совм. с И. Ф. Яковкиным, А. Тройским, Н. П. Осиновым и Ф. В. Коралловым под руководством П. И. Пастухова) «Историю Российского государства» И. М. Стриттера (СПб., 1800—1802. Ч. 1—3).

В 1815 г. — надворный советник, служил в комиссии народных училищ.

Автор либретто и частично музыки одной из первых русских комических опер «Санктпетербургский Гостиный двор» (1779). Опера представляет собой сатирическую бытовую музыкальную комедию. Комедия была поставлена в 1782 году в Петербурге, 1783 — в Москве.

Вскоре первоначальная редакция оперы оказалась утрачена. В 1792 музыка оперы на заново написанное Матинским либретто была переработана композитором В. Пашкевичем и названа «Как поживешь, так и прослывешь». В этой редакции первое и третье действия поменялись местами. В таком виде пьеса впервые была представлена на сцене Придворного театра 2 февраля 1792. В пьесе были задействованы более двадцати действующих лиц — представители разных слоев общества, что позволяло обозначить и воспроизвести достаточно широкую социально-бытовую картину столичного города.

Матинскому принадлежит также текст оперы с музыкой Пашкевича «Тунисский паша» и переводы нескольких европейских пьес, в том числе перевод с немецкого языка комедии К. Гольдони «Поскорей, пока не проведали, или Странный случай» (1796) — пьеса была поставлена и имела успех в Петербурге и Москве. По свидетельству В. В. Стасова и С. Ф. Светлова, Матинскому принадлежит авторство пьесы «Перерождение» (Светлов С. Ф. Рус. опера в XVIII столетии // Ежегодник императорских театров: Сезон 1897—1898 гг. Приложения. Кн. 3; Стасов В. В. Рус. и иностр. оперы, исполнявшиеся на имп. театрах в России в XVIII и XIX столетиях. СПб., 1898). Возможно, но точно не установлено, что он же автор комедии «Горбатые». Рукописный экземпляр этой пьесы, датированный 1783, хранится в СПбГТБ.

Mikhail Matinsky

Дата рождения
1750
Дата смерти
1820
Профессия

композитор, писатель

Страна
Россия

Крепостной музыкант московского помещика графа Ягужинского, родился в 1750 году в селе Павловском, Звенигородского уезда, Московской губернии.

Данные о жизни Матинского чрезвычайно скудны, по ним можно выяснить лишь некоторые моменты его жизненной и творческой биографии. Граф Ягужинский, видимо, ценил музыкальное дарование своего крепостного. Матинский получил возможность учиться в Москве, в гимназии для разночинцев. По окончании гимназии, оставаясь крепостным, талантливый музыкант был послан Ягужинским в Италию. Возвратившись на родину, он в 1779 году получил вольную.

Для своего времени Матинский был очень образованным человеком. Он знал несколько языков, занимался переводами, по поручению Вольно-экономического общества написал книгу «О весах и мерах разных государств», состоял с 1797 года преподавателем геометрии, истории и географии в Воспитательном обществе благородных девиц.

Сочинять музыку Матинский начал еще в юности. Все написанные им комические оперы пользовались значительной популярностью. Большой успех имела поставленная в 1779 году опера Матинского «Санктпетербургский гостиный двор», написанная на собственное либретто композитора. Она едко высмеивала пороки современного композитору общества. В тогдашней печати появился следующий отзыв об этом произведении: «Успех оной оперы и нарядный спектакль в российских древних нравах приносят честь сочинителю. Часто сия пиеса представляется на российских театрах как в Санктпетербурге, так и в Москве. Когда в первый раз была отдана на театр сочинителем в Санктпетербурге содержателю вольного театра Книпперу, то была представлена раз до пятнадцати сряду, и никакая пиеса не дала ему столько прибытка, как оная».

Через десять лет Матинский вместе с музыкантом придворного оркестра, композитором В. Пашкевичем заново оркестровал оперу и написал несколько новых номеров. В этой второй редакции произведение получило название «Как поживешь, так и прослывешь».

Матинскому приписывается также сочинение музыки и либретто оперы «Тунисский паша». Кроме того, он был автором нескольких либретто опер современных ему русских композиторов.

Умер Михаил Матинский в двадцатых годах XIX века — точный год его смерти не установлен.

Матинский справедливо считается одним из зачинателей русской комической оперы. Большая заслуга композитора состоит в том, что он в «Санктпетербургском гостином дворе» использовал мелодии русской народной песни. Это определило реалистически-бытовой характер музыки оперы.

Оперы

Его творчество также включало комедии, оперные либретто и даже музыку к ним. Его опера Regeneration ( Перерождение , 1777) и Санкт-Петербург Торговой Лавки ( Санкт Петербургского Гостного Двор ) имела значительный успех. Второй — язвительная сатира в адрес государственных чиновников и их воровского поведения — один из первых примеров русской комической оперы. Он был поставлен 26 декабря 1779 года в Театре Книпера в Санкт-Петербурге и был повторен 16 раз. Позднее музыка была переписана композитором Василием Пашкевичем в 1882 и 1792 годах. В новой редакции опера также ставилась в Придворном театре.

Оперы Пашкевича на либретто Матинского

  • Торговые палатки Санкт-Петербурга ( Санкт-Петербург Гостиный Двор — Санкт-Петербургский Гостиный Двор , 1782 Санкт-Петербург )
  • Паша Тунисский ( Паша Тунисский — Паша Тунисский , 1782 г.)
  • Как живёшь, так и тебя будут судить ( Как поживёшь, так и прослывёшь — Как поживёшь, так и прослывёшь , 1792 г. Санкт-Петербург ) — ревизия Петербургских торговых палаток

Основные произведения

Оперы

  • «Несчастье от кареты», либретто Я.Княжнина (1779)
  • «Скупой», либретто Я.Княжнина (1782)
  • «Тунисский паша», либретто Михаила Матинского (1783), опера не сохранилась
  • «Февей», либретто Екатерины II, стихи В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова и др.(1786)
  • «Федул с детьми», либретто Екатерины II (1791, совместно с В.Мартин-и-Солер)
  • «Как поживешь, так и прослывешь» («Санкт-Петербургский гостиный двор»), либретто М.Матинского (1792)
  • «Несчастный в любви подьячий» (1795)

Другое

  • «Храм всемирного ликования», музыка для «театрального фестиваля» (1780, совместно с Ф.Торелли и Камаскино)
  • «Начальное управление Олега», драматическое представление (1790, совместно с К.Каноббио и Дж. Сарти)
  • 4-голосные духовные концерты «Ныне время явися», «Придите взыдем», «Радуйтеся люди и веселитеся», «Слава в вышних Богу», «Услыши Господи мой глас» (не сохранились)
  • Хор «Амур и Психея» на стихи Г.Державина (1793)

Библиография

  • Уоррак, Джон и Уэст, Юэн: Краткий Оксфордский словарь оперы 1996
  • Прокофьев, Всеволод Александрович: Михаил Матинский и его опера Торговые ряды Санкт-Петербурга (Михаил Матинский и его опера «Санктпетер-бургский Гостиный Двор», в кн .: Музыка и музыкальный быт старой России, т. 1, Ленинград, 1927, с. 58-69;)
  • Русская комедия и комическая опера XVIII века (Русская комедия и комическая опера XVIII века. Ред. Текста и вступ. Ст. П. Н. Беркова, М.-Л., 1950)
  • Рабинович А. С .: Русская опера до Глинки (Рабинович А. С., Русская опера до Глинки, , 1948)
  • История русской музыки (История русской музыки в нотных образцах, под ред. С. Л. Гинзбурга, т. 1, Л. — М., 1940)
  • Бокщанина Е.А .: О национальных особенностях языка и драматургии оперы Матинского Торговые ряды Санкт-Петербурга (Бокщанина Е. А., О народности музыкального языка и особенности драматургии оперы М. Матинского «Санкт-Петербургский Гостиный двор». Тр. Гос. Музыкально-педагогического института им. Гнесиных «, 1959, вып. 1, с. 134 .)

Биография

О жизни Василия Пашкевич известно мало и многие факты являются либо гипотетическими, либо опираются на утраченные документы. Также не сохранилось портрета, который можно было бы считать достоверным.

Точное время и место рождения композитора остаются неизвестными. В 1756 г. он поступил на придворную службу, и был причислен к штату капеллы придворной церкви (в школе при Капелле он проходит начальный курс обучения под руководством итальянского композитора Винченцо Манфредини), с 1763 г. начал играть в оркестре «бальной музыки» в качестве скрипача (второй придворный оркестр Екатерины II).Александр Албычев на TAdviser SummIT — об эволюции ИТ-ландшафта и пяти приоритетах цифровизации Казначейства 34.1 т

С 14 августа 1773 по 15 октября 1774 года Пашкевич был приглашён преподавать пение в Академию художеств, однако музыка в этом учебном заведении не была приоритетным направлением, поэтому Пашкевич скоро отказался от этой работы.

Композиторскую известность Пашкевич приобрёл после премьеры оперы «Несчастье от кареты». Первый спектакль прошёл 7 ноября 1779 года в одном из залов Эрмитажа и вызвал широкий резонанс. Поэт М. Н. Муравьёв делился своими впечатлениями от премьеры в одном из писем:

«Мы забавляемся здесь русскою оперою комическою. Вы не можете представить, с какою общию радостию принято у нас сие рождение нового зрелища: седьмого числа сего месяца дана была в первый раз опера комическая «Несчастие от кареты», сочинение Якова Борисовича . Господин Пашкевич, сочинитель музыки, был сам действующим лицом на театре».

С 1779 по 1783 год композитор работал в «Вольном театре» К. Книппера. Эта работа позволила ему сотрудничать с выдающимися русскими драматургами Я. Б. Княжниным и М. А. Матинским. Четыре лучшие оперы Пашкевича были связаны с работой в этом театре. Опера «Несчастье от кареты» сразу после премьеры в Эрмитаже была включена в репертуар этого театра, кроме того в нём прошли премьеры опер «Скупой» на либретто Княжнина (1782), «Как поживешь, так и прослывешь, или Санктпетербургский гостиный двор» (1-я редакция, 1782) «Тунисский паша» (дата премьеры не известна, музыка не сохранилась). Все эти сочинения относятся к жанру комической оперы.

К концу 1780-х годов Пашкевич приобретает значительную известность в придворных кругах. Он пишет оперы на тексты императрицы Екатерины II: «Февей» (1786), «Федул с детьми» (1791, совместно с Мартин-и-Солером). Некоторые источники XIX века упоминают, что автором музыки оперы «Февей» является некий Брикс (Иларий Брике), а Пашкевич якобы выступил только аранжировщиком.

Музыка к представлению «Начальное управление Олега» (1790, совместно с К.Каноббио и Дж.Сарти) была даже издана в виде партитуры. В начале 1790-х годов на придворной сцене была также поставлена опера «Санктпетербургский гостиный двор» во второй редакции.

За десять лет (с 1780 года) в жизни Пашкевича происходит огромный карьерный рост. 23 августа 1783 г. из второго «бального» оркестра его переводят в первый и присваивают звание «камер-музыкант», а в 1789 г. он возвращается во второй оркестр, но уже как руководитель — «концертмейстер бальной музыки» с чином коллежского асессора (из всех композиторов, служивших при русском дворе, только итальянцу Сарти был пожалован такой же чин). Кроме придворной и театральной службы, Василий Пашкевич занимался педагогической деятельностью (предполагается, что одним из его учеников был русский композитор Евстигней Фомин). До смерти императрицы Екатерины II он продолжал сочинять музыку к придворным увеселениям.

В 1797 году Павел I его уволил с единовременным вознаграждением, то есть без назначения пенсии. 9 марта (20 марта) 1797 г. композитор скончался, оставив вдову с годовалой дочерью.

Биография

Василий Пашкевич поступил на придворную службу в 1756 г., и был причислен к штату капеллы придворной церкви (в школе при Капелле он проходит начальный курс обучения под руководством итальянского композитора Винченцо Манфредини), с 1763 г. начал играть в оркестре «бальной музыки» (второй придворный оркестр Екатерины II).

В 1783 г., после успеха трёх опер подряд Пашкевичу присваивают звание «камер-музыкант», а в 1789 г. — «концертмейстер бальной музыки» с чином коллежского асессора (из всех композиторов, служивших при русском дворе, только итальянцу Сарти был пожалован такой же чин).

Кроме придворной службы, Василий Пашкевич руководил музыкальной частью «Вольного театра» К.Книппера (1779—1783 гг.), занимался педагогической деятельностью (предполагается, что одним из его учеников был русский композитор Евстигней Фомин).

Павел I, после смерти матери, уволил композитора с придворной службы. Оставшись без работы и средств к существованию, Василий Пашкевич скончался 9 марта (20 марта) 1797 г., оставив вдову с годовалой дочерью.

Владимир Ильин, Павел Пашкевич. Музыка Листопада 2012

Все видео

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: