Опера римского-корсакова «моцарт и сальери»

Опера римского-корсакова «моцарт и сальери» (mozart and salieri) | belcanto.ru

Navigation etc.

Given a private performance on 5 November (OS) 1897 by the Blumenfelds, where Rimsky expressed the intention of dedicating the work to the memory of Aleksandr Dargomyzhsky, according to (Yastrebtsev, translated by Florence Jonas). (I have trouble interpreting the name on the vocal score- is this who he did in fact dedicate it to?)

Operas by Nikolay Rimsky-Korsakov
  • The Maid of Pskov (1868-72, rev. 1876-77, 1891-92, 1898-1901)
  • Mlada (1872) — portions of Acts II and III(music reused by composer in later stage works)
  • May Night (1878-79)
  • The Snow Maiden (1880-81, rev. ca.1895)
  • Mlada (1889-90)
  • Christmas Eve (1894-95)
  • The Barber of Baghdad (1895, unfinished)
  • Sadko (1895–96)
  • Mozart and Salieri, Op.48 (1897)
  • The Noblewoman Vera Sheloga, Op.54 (1898)
  • The Tsar’s Bride (1898)
  • The Tale of Tsar Saltan (1899-1900)
  • Servilia (1900–01)
  • Stenka Razin (1900-01, unfinished)
  • Kashchey the Immortal (1901-02, rev. 1906)
  • Pan Voyevoda (1902-03)
  • The Invisible City of Kitezh (1903-04)
  • Heaven and Earth (1905, unfinished)
  • The Golden Cockerel (1906-07)

Опера «Моцарт и Сальери»

МОЦАРТ И САЛЬЕРИ — драматические сцены Н. Римского-Корсакова по одноименной трагедии А. Пушкина. Премьера: Московская русская частная опера, 25 ноября 1898 г., под управлением И. Труффи, художник М. Врубель (В. Шкафер — Моцарт, Ф. Шаляпин — Сальери).

Оперу, написанную на неизмененный текст Пушкина (композитор опустил лишь несколько строк) и носящую речитативно-декламационный характер, принято сближать с Каменным гостем Даргомыжского. Несомненно, во многом это обоснованно. Но уже сама пьеса выдвигала перед Римским-Корсаковым задачи, отличные от тех, которые стояли перед автором «Каменного гостя». Внешнего действия в «Моцарте и Сальери» почти нет. Конфликт сосредоточен на столкновении двух противоположных типов художников: непосредственного и самобытного гения и угрюмого рационалиста и догматика. Различны не только типы творцов, но и натуры их: Моцарт — светлый, чистый, не знающий расчета, благородный художник; Сальери — фанатик и изувер, идущий на преступление.

В основе драмы Пушкина — легенда об отравлении Моцарта, якобы совершенном завистником Сальери, которая получила широкое распространение, однако лишена достоверности. Исторический Сальери непохож на пушкинского: у него была не «глухая слава», о которой говорит герой драмы, а известность, в то время превосходившая славу Моцарта. Но вопрос о том, отравил или не отравил Сальери Моцарта, для понимания пьесы Пушкина столь же малосуществен, как и вопрос о виновности Бориса Годунова в убийстве царевича Димитрия.

В опере Римского-Корсакова центральный герой не Моцарт, а Сальери. Его трагедия раскрыта с большой внутренней силой. В этой мрачной и жестокой душе есть могучая страсть.

Сальери Пушкина и Римского-Корсакова — не мелкий преступник, он жрец узкой идеи. Для нее и во имя ее он идет на убийство, но с такой же убежденностью пойдет и на самоубийство.

Успехом опера была обязана в значительной мере гению Шаляпина. В его исполнении Сальери приобрел трагедийную мощь и философскую значительность. Сальери Шаляпина ненавидит Моцарта, считая его врагом искусства. Но, ненавидя, не может как музыкант не восхищаться его талантом. Отравляя Моцарта, он плачет, наслаждаясь музыкой, которую не услышит больше никто.

Победа артиста была одержана благодаря исключительному искусству выразительной декламации, способности певца-актера насытить действием каждый миг пребывания на сцене. Мимика Шаляпина была столь же выразительна, как его пение. То, что он чувствовал, слушая музыку Моцарта, выражалось на его лице. Это была немая музыка, контрапунктически накладывавшаяся на звуки Реквиема Моцарта. Шаляпин был создателем образа Сальери на оперной сцене. Партию эту он пел на протяжении всей своей жизни, а до отъезда за границу был ее единственным исполнителем. Его партнерами, исполнителями партии Моцарта, были кроме В. Шкафера А. Давыдов, К. Исаченко, В. Севастьянов. Позднее лучшим Сальери был Б. Гмыря, Моцартом — И. Козловский.

Опера часто звучала на концертной эстраде (Сальери — М. Рейзен, Моцарт — И. Козловский). В 1962 г. она была экранизирована (режиссер В. Гориккер); в роли Моцарта выступил И. Смоктуновский, Сальери — П. Глебов (вокальные партии исполняют оперные артисты). В наши дни в московском театре «Новая опера» с большим успехом идет спектакль, в котором дирижер и постановщик Е. Колобов объединил оперу Римского-Корсакова и Реквием Моцарта в одно большое музыкально-драматическое полотно. В 1999 г. «Моцарта и Сальери» поставил в Большом театре А. Масленников.

Абрам Гозенпуд

Иллюстрация: Шаляпин в роли Сальери.
Сцена из оперы Н. А. Римского Корсакова «Моцарт и Сальери», Московская русская частная опера С. И. Мамонтова (Моцарт — В. Шкафер). 1898 г.

Либретто оперы »

МОЦАРТ И САЛЬЕРИ
Драматические сцены по одноименной трагедии А. С. Пушкина

Исполнители:
Моцарт — С. Лемешев (тенор), Сальери — А. Пирогов (бас)

Во второй сцене закулисный хор. Оркестр Гос. Московского муз. театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
Партия ф-но Т. Гольдфарб. Дирижер С. Самосуд.

Запись 1954 г.

27:04 16:27

Еще песни Н.А.Римский-Корсаков

    • слушать Н.А.Римский-Корсаков — Шахерезада — 3 часть
    • скачать Н.А.Римский-Корсаков — Шахерезада — 3 часть

    Н.А.Римский-Корсаков — Шахерезада — 3 часть

    • слушать Н.А.Римский-Корсаков — Шахерезада — 4 часть
    • скачать Н.А.Римский-Корсаков — Шахерезада — 4 часть

    Н.А.Римский-Корсаков — Шахерезада — 4 часть

    • слушать Н.А.Римский-Корсаков — Шахерезада — 1 часть
    • скачать Н.А.Римский-Корсаков — Шахерезада — 1 часть

    Н.А.Римский-Корсаков — Шахерезада — 1 часть

    • слушать Н.А.Римский-Корсаков — Шахерезада — 2 часть
    • скачать Н.А.Римский-Корсаков — Шахерезада — 2 часть

    Н.А.Римский-Корсаков — Шахерезада — 2 часть

    • слушать Н.А. Римский-Корсаков — Симфоническая сюита «Шахерезада» — 4. Базар в Багдаде
    • скачать Н.А. Римский-Корсаков — Симфоническая сюита «Шахерезада» — 4. Базар в Багдаде

    Н.А. Римский-Корсаков — Симфоническая сюита «Шахерезада» — 4. Базар в Багдаде

    • слушать Н.А. Римский-Корсаков — Симфоническая сюита «Шахерезада» — 3. Юный принц и юная принцесса
    • скачать Н.А. Римский-Корсаков — Симфоническая сюита «Шахерезада» — 3. Юный принц и юная принцесса

    Н.А. Римский-Корсаков — Симфоническая сюита «Шахерезада» — 3. Юный принц и юная принцесса

    • слушать Н.А. Римский-Корсаков — Симфоническая сюита «Шахерезада» — 2. История о принце Календаре
    • скачать Н.А. Римский-Корсаков — Симфоническая сюита «Шахерезада» — 2. История о принце Календаре

    Н.А. Римский-Корсаков — Симфоническая сюита «Шахерезада» — 2. История о принце Календаре

    • слушать Н. А. Римский-Корсаков — Елена Образцова — Ария Любаши
    • скачать Н. А. Римский-Корсаков — Елена Образцова — Ария Любаши

    Н. А. Римский-Корсаков — Елена Образцова — Ария Любаши

    • слушать Н.А. Римский-Корсаков — Дмитрий Хворостовский. Речитатив и ария Грязного из оперы »Царская невеста»
    • скачать Н.А. Римский-Корсаков — Дмитрий Хворостовский. Речитатив и ария Грязного из оперы »Царская невеста»

    Н.А. Римский-Корсаков — Дмитрий Хворостовский. Речитатив и ария Грязного из оперы »Царская невеста»

    • слушать Н.А.Римский-Корсаков — Речитатив и ария Грязного.»Царская невеста»(1 д.)
    • скачать Н.А.Римский-Корсаков — Речитатив и ария Грязного.»Царская невеста»(1 д.)

    Н.А.Римский-Корсаков — Речитатив и ария Грязного.»Царская невеста»(1 д.)

    • слушать Н. А. Римский-Корсаков — Первая ария Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок», ис. Виктория Таранова
    • скачать Н. А. Римский-Корсаков — Первая ария Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок», ис. Виктория Таранова

    Н. А. Римский-Корсаков — Первая ария Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок», ис. Виктория Таранова

    • слушать Н.А.Римский-Корсаков — «Царская невеста».Сцена и ария Марфы(4 д.)
    • скачать Н.А.Римский-Корсаков — «Царская невеста».Сцена и ария Марфы(4 д.)

    Н.А.Римский-Корсаков — «Царская невеста».Сцена и ария Марфы(4 д.)

    • слушать Н. А. Римский-Корсаков — «Садко»: Ария варяжского гостя(исп. М. Рейзен)
    • скачать Н. А. Римский-Корсаков — «Садко»: Ария варяжского гостя(исп. М. Рейзен)

    Н. А. Римский-Корсаков — «Садко»: Ария варяжского гостя(исп. М. Рейзен)

    • слушать Н.А. Римский-Корсаков — Ария варяжского гостя
    • скачать Н.А. Римский-Корсаков — Ария варяжского гостя

    Н.А. Римский-Корсаков — Ария варяжского гостя

    • слушать Н.А.Римский-Корсаков — Полёт Шмеля (Труба)
    • скачать Н.А.Римский-Корсаков — Полёт Шмеля (Труба)

    Н.А.Римский-Корсаков — Полёт Шмеля (Труба)

Похожие песни

    • слушать Н.А.Римский-Корсаков — Моцарт и Сальери
    • скачать Н.А.Римский-Корсаков — Моцарт и Сальери

    Н.А.Римский-Корсаков — Моцарт и Сальери

    • слушать Н. А. Римский — Корсаков — Моцарт и Сальери — 3. Исполнение Моцартом отрывков нового произведения
    • скачать Н. А. Римский — Корсаков — Моцарт и Сальери — 3. Исполнение Моцартом отрывков нового произведения

    Н. А. Римский — Корсаков — Моцарт и Сальери — 3. Исполнение Моцартом отрывков нового произведения

    • слушать Н. А. Римский-Корсаков — «Моцарт и Сальери» (Хор и оркестр МАМТ им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, дир. С.
    • скачать Н. А. Римский-Корсаков — «Моцарт и Сальери» (Хор и оркестр МАМТ им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, дир. С.

    Н. А. Римский-Корсаков — «Моцарт и Сальери» (Хор и оркестр МАМТ им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, дир. С.

    • слушать Н. А. Римский — Корсаков — Моцарт и Сальери — 10. Ты плачешь?..
    • скачать Н. А. Римский — Корсаков — Моцарт и Сальери — 10. Ты плачешь?..

    Н. А. Римский — Корсаков — Моцарт и Сальери — 10. Ты плачешь?..

    • слушать Н. А. Римский — Корсаков — Моцарт и Сальери — 6. Что ты сегодня пасмурен?..
    • скачать Н. А. Римский — Корсаков — Моцарт и Сальери — 6. Что ты сегодня пасмурен?..

    Н. А. Римский — Корсаков — Моцарт и Сальери — 6. Что ты сегодня пасмурен?..

    • слушать Н. А. Римский — Корсаков — Моцарт и Сальери — 7. Недели три тому пришел я поздно домой…
    • скачать Н. А. Римский — Корсаков — Моцарт и Сальери — 7. Недели три тому пришел я поздно домой…

    Н. А. Римский — Корсаков — Моцарт и Сальери — 7. Недели три тому пришел я поздно домой…

    • слушать Н. А. Римский — Корсаков — Моцарт и Сальери — 4. Ты с этим шел ко мне?..
    • скачать Н. А. Римский — Корсаков — Моцарт и Сальери — 4. Ты с этим шел ко мне?..

    Н. А. Римский — Корсаков — Моцарт и Сальери — 4. Ты с этим шел ко мне?..

    • слушать Н.А.Римский-Корсаков — Моцарт и Сальери (1898)
    • скачать Н.А.Римский-Корсаков — Моцарт и Сальери (1898)

    Н.А.Римский-Корсаков — Моцарт и Сальери (1898)

    • слушать Борис Гмыря и Константин Огневой. Оркестр Ленинградской филармонии, дир. Эдуард Григоров. Запись с к — Н.А. Римский-Корсаков. Моцарт и Сальери. 3. (Моцарт играет)
    • скачать Борис Гмыря и Константин Огневой. Оркестр Ленинградской филармонии, дир. Эдуард Григоров. Запись с к — Н.А. Римский-Корсаков. Моцарт и Сальери. 3. (Моцарт играет)

    Борис Гмыря и Константин Огневой. Оркестр Ленинградской филармонии, дир. Эдуард Григоров. Запись с к — Н.А. Римский-Корсаков. Моцарт и Сальери. 3. (Моцарт играет)

    • слушать Борис Гмыря и Константин Огневой. Оркестр Ленинградской филармонии, дир. Эдуард Григоров. Запись с к — Н.А. Римский-Корсаков. Моцарт и Сальери. 8. И, полно! что за страх ребячий?
    • скачать Борис Гмыря и Константин Огневой. Оркестр Ленинградской филармонии, дир. Эдуард Григоров. Запись с к — Н.А. Римский-Корсаков. Моцарт и Сальери. 8. И, полно! что за страх ребячий?

    Борис Гмыря и Константин Огневой. Оркестр Ленинградской филармонии, дир. Эдуард Григоров. Запись с к — Н.А. Римский-Корсаков. Моцарт и Сальери. 8. И, полно! что за страх ребячий?

Navigation etc.

Given a private performance on 5 November (OS) 1897 by the Blumenfelds, where Rimsky expressed the intention of dedicating the work to the memory of Aleksandr Dargomyzhsky, according to (Yastrebtsev, translated by Florence Jonas). (I have trouble interpreting the name on the vocal score- is this who he did in fact dedicate it to?)

Operas by Nikolay Rimsky-Korsakov
  • The Maid of Pskov (1868-72, rev. 1876-77, 1891-92, 1898-1901)
  • Mlada (1872) — portions of Acts II and III(music reused by composer in later stage works)
  • May Night (1878-79)
  • The Snow Maiden (1880-81, rev. ca.1895)
  • Mlada (1889-90)
  • Christmas Eve (1894-95)
  • The Barber of Baghdad (1895, unfinished)
  • Sadko (1895–96)
  • Mozart and Salieri, Op.48 (1897)
  • The Noblewoman Vera Sheloga, Op.54 (1898)
  • The Tsar’s Bride (1898)
  • The Tale of Tsar Saltan (1899-1900)
  • Servilia (1900–01)
  • Stenka Razin (1900-01, unfinished)
  • Kashchey the Immortal (1901-02, rev. 1906)
  • Pan Voyevoda (1902-03)
  • The Invisible City of Kitezh (1903-04)
  • Heaven and Earth (1905, unfinished)
  • The Golden Cockerel (1906-07)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: