Краткое содержание оперы «Сервилия (Римский-Корсаков)»
В первом действии представляется римский форум. Ранним утром граждане обсуждают факт лживого доноса на сенаторов и трибуна Валерия. Они хотят предупредить своих патронов и уходят.
Глашатай делает объявление по поводу проведения большого шествия в честь Минервы и открытия театра и цирка по приказу Нерона. Люди рады этому известию, но внезапно они узнают, что в Риме находятся христиане.
В этот же момент появляется процессия, все падают на колени, но один старик так и продолжает сидеть на скамейке. Внезапно он вскакивает и кричит, что все окружающие безумцы и поклоняются идолу, после чего ломает статую Дианы. Народ понимает, что перед ним представитель христиан и бросаются на него с оружием из камней и палок. Но тут появляется Сервилия, дочь сенатора, и трибун Валерий. Девушка с ужасом наблюдает за происходящим, а Валерий пытается остановить разъяренную толпу от самоуправства. Сервилия и Валерий долго смотрят друг другу в глаза и между ними вспыхивают чувства.
Во втором действии происходят следующие события. Народ больше не в силах терпеть неправомерные действия Тигеллина. Сенаторы пишут письмо Нерону, а Эгнатий должен направить бумагу цезарю. Но он предает своих людей и раскрывает Тигеллину планы сенаторов. Последний пребывает в изумлении и спрашивает, что толкнуло Эгнатия на отчаянный поступок, на что тот отвечает, любовь.
Следующая череда событий происходит в доме Сорана. Сервилия вышивает, но внезапно отец сообщает ей о том, что хочет выдать ее замуж за своего приятеля Тразею. Но девушка сопротивляется, потому что влюблена в Валерия. Но к счастью молодых Тразея готов пойти на уступки, и тогда вместе с Сораном они дают благословение своим детям, которые счастливы как никогда. Но их счастье длилось недолго, потому как приходит центурион, и тогда Сорана и Тразею обвиняют в измене.
К волшебнице Локусте приходит Эгнатий, заранее зная, что Сервилия вскоре объявится. Она приходит, Эгнатий говорит девушке о своих чувствах, но она ничего не желает слышать. После Эгнатий говорит Сервилии, что Валерий погиб, после чего запирает ее в логове волшебницы. Но девушку освобождает христианка Неволея.
В заключительном действии идет суд над Сораном и Тразеей. Участь Сервилии полностью в руках Эгнатия. Но внезапно появляется Валерий и по праву народного трибуна отменяет решение суда.
Сервилия тоже свободна, но в конце концов от бессилия умирает прямо на руках Валерия.
Записи
Официальные записи всей оперы в настоящее время (июль 2020 г.) недоступны. Полную живую запись неуказанного выступления можно найти только на YouTube под названием «servilia RK Martin».
Также есть записи отдельных арий и дуэтов:
- 1953. Дуэт Сервилия / Валериус (третий акт) — Ольга Пиотровская (Сервилия) и Георг Нелепп (Валериус). Оркестр Симфонического оркестра Всесоюзного радио в Москве под управлением Онисима Брон. МЕЛОДИЯ М 10 45849-004.
- 1970. Ария Сервилии (третье действие) — Галина Писсаренко. Оркестр Большого театра Москва, дирижер Борис Чайкин. RCD (Русский компакт-диск) Таланты России RCD 16008
- 2006. Ария Сервилии (третье действие) — Рене Флеминг . Оркестр Мариинского театра Санкт-Петербург, дирижер Валерий Гергиев. ДЕККА 475 8069 DH
макет
оркестр
Оркестровый состав оперы включает следующие инструменты:
- Деревянные духовые : три флейты (3-я также пикколо ), два гобоя (второй также английский рожок ), два кларнета , бас-кларнет , два фагота.
- Медь : четыре рожка , две трубы , три тромбона , туба
- Литавры , перкуссия : большой барабан , тарелки , треугольник , там-там
- арфа
- Струны
- Музыкальное сопровождение : труба
Музыка
Римский-Корсаков объяснил различное значение разных ролей в предисловии к партитуре следующим образом:
— Николай Римский-Корсаков : Предисловие к партитуре, перевод: Эрнст Кун
В то время как второй и третий акт строго разделены на номера, музыка остальных трех актов разработана по всем направлениям с помощью схемы модуляции. На христианство указывают хоральные интонации. Постоянная угроза со стороны тигеллина, который почти не появляется на сцене, музыкально ощущается через . Для партии Сервилии характерны итальянская кантилена и оркестровая секция со струнными и деревянными духовыми инструментами. Дополнительную окраску создают намёки на византийскую или восточную музыку , использование церковных ладов и хроматических гамм в сцене с Локустой в четвертом акте. По его собственным словам, Римский-Корсаков «широко использовал технику лейтмотива » здесь, как и в своих предыдущих операх .
Пир сенаторов (II: 3) не следует понимать здесь как дикий запой. В отличие от подобных сцен в большинстве опер, это не грубый гимн хвалы Вакху, а, скорее, взвешенное выражение благодарности Диане в искусной декламации в « modo mixolidico ». Римский-Корсаков использует в этой опере как декламационный стиль, так и миксолидийский тон, чтобы идентифицировать неостоев. В этой тональности хранится даже короткая прелюдия.
Крупнейший независимый музыкальный номер в работе является ария Сервилия в третьем акте ( «Meine Блюмена!»), Чей ораторский стиль напоминает «Suicidio!» От Понкьелли в Джоконды . Единственная большая часть ансамбля — это квартет в конце третьего акта. Римский-Корсаков по сути взял музыку финального «Кредо» из финального припева «Аминь» второй версии своей оперы « Псковитянка» .
Музыкальные мотивы (подборка)
Подробное объяснение использованных в опере мотивов можно найти в книге Николая ван Гилсе ван дер Пальса « Н.А. Римского-Корсакова». Опера и очерк о жизни и творчестве, из которых также взяты следующие примеры.
-
Главный мотив Эгнатия:
-
Мотивы Сервилиаса:
-
Мрачное настроение из-за чрезмерного количества аккордов в сцене вызова:
-
Заключительное кредо:
Опера «Сервилия»
СЕРВИЛИЯ — опера Н. Римского-Корсакова в 5 д., либретто композитора по одноименной драме Л. Мея. Премьера: Петербург, Мариинский театр, 1 октября 1902 г., под управлением Ф. Блуменфельда. Эту оперу, написанную в 1900-1901 гг., сам автор назвал, как и «Пана воеводу» (1902-1903), оперным интермеццо. Действительно, «Сервилия» не принадлежит к числу удачных произведений великого композитора. Эта самая слабая из трех драм Мея не привлекла внимания театра. По-видимому, кроме симпатии Римского-Корсакова к творчеству поэта, вдохновившего его на создание двух замечательных опер — «Псковитянки» и «Царской невесты», известную роль в выборе сюжета «Сервилии» сыграла мысль о возможном применении драмы к современности.
Действие пьесы происходит в Риме в 67 г. н. э., в царствование Нерона. Префект преторианцев (начальник придворной гвардии) Тигеллин, жестокий временщик, хочет уничтожить лучших людей Рима во главе с трибуном Валерием. Из-за предательства Эгнатия, вольноотпущенника сенатора Сорана, Тигеллин узнает о попытке группы сенаторов покончить с его самовластием и арестовывает их. Сервилия, дочь Сорана, невеста Валерия, едва не попадает в руки тайно влюбленного в нее Эгнатия. Валерию удается избежать гибели и спасти Сервилию, но измученная испытаниями девушка умирает, призывая окружающих обратиться в христианство. Потрясенные свидетели ее смерти провозглашают: «Верую!»
Сюжетные мотивы пьесы Мея носят аллюзионный характер и применены к российской действительности 1840-50-х гг. Для отечественного искусства изображение тирании цезарей и свободолюбия римских республиканцев часто являлось замаскированным обличением царизма. Т. Шевченко изображал христиан Древнего Рима, имея в виду декабристов (поэма «Неофиты»). Л. Толстой писал, что христиане в Древнем Риме были тем, чем являются в современности революционеры. К сожалению, пьеса Мея не могла дать много пищи творчеству композитора. Образы ее бледны, действие лишено драматизма, лирика пассивна. Наиболее интересен образ главной героини, родственный излюбленным женским персонажам композитора. В нем — кроткая задумчивость, нежность и, при всей хрупкости, внутренняя сила. Сервилия близка Марфе из «Царской невесты» и Снегурочке. К лучшим страницам оперы относятся сцена гадания у волшебницы Локусты, заговор сенаторов, восточные пляски и финал. Мужество, благородство свойственны образам защитников свободы Рима.
Спектакль не имел успеха и быстро сошел со сцены. Вторая постановка была осуществлена в 1904 г. артистами Оперного товарищества в Москве, но тоже успеха не имела. Оперный ансамбль ВТО исполнял «Сервилию» в 1944 г.
Абрам Гозенпуд
Примечание:
Участники мировой премьеры оперы: И. Ершов (Валерий Рустик), К. Серебряков (Соран Бареа), В. Куза (Сервилия), Н. Маркевич (Софоний Тигеллин), Л. Яковлев (Эгнатий), И. Алчевский (Тразея Пет), дирижер – Ф. Блуменфельд, режиссер – О. Палечек.
Оперный театр обращается к «Сервилии» крайне редко. Кроме уже упомянутой постановки в Мамонтовской опере 1904 г. известна также работа Самарского (Куйбышевского) театра оперы и балета в конце 1980-х гг. – дирижер В. Коваленко, режиссер Б. Рябинкин.
Дискография:
Полной записи оперы не существует. Фрагменты из оперы записаны в 1949 г. оркестром Всесоюзного радио под управлением О. Брона с участием О. Пиотровской, Г. Нэлеппа и П. Лисициана.
Либретто оперы »
СЕРВИЛИЯ, фрагменты из оперы
Исполнители:
Сервилия — О. Пиотровская, Валерий — Г. Нэлепп, Эгнатий — П. Лисициан.
Оркестр Всесоюзного радио, дирижёр О. Брон.
Запись 1949 г.
05:49 08:29 14:58