Опера россини «семирамида»

Саломея в роли семирамиды

Царственный солипсизм

В заглавной партии выступила Елена Мошук. Эта певица хорошо известна, в том числе и в России, причём под самыми разными именами. Как только ни транслитерируют её фамилию: и Мозуч, и ещё как-то. В действительности же Мошук румынка, и фамилия её читается именно так.

В прошлом году она уже здесь пела в «Норме»

Тогда я слушал её впервые, и потому в своей рецензии выражался осторожно, избегая категоричности. Теперь же я чувствую себя в силах высказаться более определённо: Мошук – обладательница прекрасного голоса и прекрасно им владеет, но при этом она певица совершенно «не моего романа»

Все те претензии, которые были у меня к её Норме, можно повторить и по отношению к Семирамиде. Лёгкое колоратурное сопрано – не самый подходящий голос для подобного репертуара. Возможно, в «Семирамиде» это несоответствие было несколько более сглаженным: всё-таки партия Семирамиды писалась не для Джудитты Пасты, а для Изабеллы Кольбран, чей голос, насколько мы сегодня можем судить, был менее плотным по тембру и более высоким. Но всё же на грозную царицу-воительницу, основательницу Вавилона, держащую в ежовых рукавицах огромную империю, Мошук никак «не тянула».

Хочу ли я сказать, что певцы должны всегда петь только те партии, которые им идеально подходят? Ни в коем случае – это было бы слишком скучно. Иногда нестандартное, неожиданное звучание помогает услышать знакомую музыку по-иному, найти новый вокальный образ. Но вот образа-то как такового у Мошук не было, и в этом заключался главный недостаток её исполнения. На протяжении всей оперы она стояла, намертво вцепившись в пюпитр с нотами, и не отрывала от него глаз, ничем не показывая того, что видит своих партнёров или хотя бы их слышит. Когда певица безукоризненно выпевала очередной сложный пассаж, коих в партии Семирамиды пруд пруди, её красивое умное лицо озарялось самодовольной улыбкой – даже в те моменты, когда вавилонской царице было совсем не до смеха. Эта Семирамида была законченной солипсисткой. При этом формально придраться не к чему: тембр голоса красивый, верха бархатистые, округлые, без намёка на визгливость, техника превосходная.

Было ли её исполнение хорошим? Всё зависит от ответа на вопрос, зачем мы ходим слушать оперу, пускай даже в концертном исполнении. Чтобы услышать определённую последовательность звуков определённой высоты? Или же ради того, чтобы проследить некую историю движений человеческой души? Поскольку в моём случае правильный ответ однозначно второй (причём это касается не только опер, но и, скажем, симфоний), то мне остаётся лишь сожалеть об Ольге Перетятько, которая участвовала в этих концертах прежде, и которую теперь заменила Мошук. Эх, да вот только где теперь та Перетятько!..

«Солипсизм» главной героини особенно бросался в глаза на фоне остальных солистов, которые подошли к делу совершенно иначе. Нет, ни о каком кривлянии и о попытках что-то «изображать» на концертной эстраде речи не идёт. Я лично этого терпеть не могу, ибо нет ничего фальшивее «приблизительной» игры. Я говорю лишь об осмысленном пении, о пении в образе, о действии словом и звуком. В этом отношении ещё одна известная румынка, меццо-сопрано Руксандра Донозе, исполнившая в тот вечер партию Аршака, была на высоте. Прежде чем сказать несколько слов о том, как пела она и все остальные, позволю себе небольшое историко-филологическое отступление, которое считаю важным.

О бедном Аршаке замолвите слово

Обычно этого персонажа принято называть Арзаче. Что вообще-то неправильно. Ибо здесь имеется в виду парфянский царь Аршак, основатель династии Аршакидов. Жил он в тех же краях, что и Семирамида – правда, много веков спустя, так что ни сыном, ни мужем легендарной царицы быть, конечно же, не мог. Но кто же ходит в оперу за исторической правдой? Как бы то ни было, это именно он. Ну, или по крайней мере его тёзка, ибо реального исторического Аршака по-итальянски зовут именно Arsace. Однако на правильном русском языке он Аршак (изредка встречается написание Арсак). Если называть его Арзаче, тогда, следуя той же логике, главного героя известной оперы Генделя следует называть Джулио Чезаре. А что, звучит красиво, «итальянисто».

Мне, конечно, могут возразить, что по отношению к данному персонажу многочисленных опер имя Арзаче стало в русскоязычной литературе уже традицией. И если меня сразу же не хватит кондрашка от этого слова, нередко заменяющего людям мозги, то я спокойно отвечу, что, на мой взгляд, эта традиция не из тех, которые стоит поддерживать, а из тех, с которыми следует бороться. Попросту говоря — неграмотность. Ну или, если угодно, профессиональный жаргонизм, которому не место в литературной речи. Так что прошу прощения за занудство.

О бедном Ваале замолвите слово

Прежде чем перейти к рассказу о собственно исполнении, хочу поделиться одним культурологическим соображением. Мы традиционно привыкли говорить о XIX в. в искусстве как о некоем вполне узнаваемом и более-менее целостном явлении. На самом же деле у меня давно закрадываются подозрения, что это столетие состояло из двух идеологически противоположных эпох. Первая, начавшаяся ещё незадолго до Великой французской революции и иссякшая где-то к концу 1830-х гг., была подлинно революционной. Вторая же представляла собой в культурном отношении реакцию, иногда, впрочем, маскировавшуюся под новаторство.

В частности, я уже упоминал как-то на страницах этого журнала, что другой россиниевский шедевр – «Граф Ори» — имел оглушительный успех на премьере в 1828 г., однако в 1860-е гг. сошёл со сцены и долго не возобновлялся — возможно, не в последнюю очередь по причине «безнравственности» сюжета. Похожая судьба постигла в те времена и оперу Моцарта «Так поступают все женщины»: она либо не ставилась вообще, либо ставилась с переделанным либретто.

Ну а при чём же здесь «Семирамида»? Сейчас поясню. Вообще-то европейская опера знала две большие «семирамидные» традиции. Первая опиралась на либретто «Узнанная Семирамида», написанное Метастазио в 1729 г. и давшее начало бесчисленному множеству опер, первыми и самыми известными из которых являются сочинения Леонардо Винчи и Николы Порпоры. Последним к драме Метастазио обратился аж Мейербер в 1819 г, то есть в год 90-летия либретто!

Вторая же традиция, к которой относится и произведение Россини, опирается на трагедию Вольтера (1748), чья «Семирамида» сразу же привлекла внимание немецких оперных композиторов, первым из которых был, вероятно, Карл Генрих Граун (1754), а вскоре «перебралась» и на Апеннинский полуостров, где «потеснила» версию Метастазио. Но настоящий «семирамидный бум», основанный именно на вольтеровской драме, вспыхнул в революционное десятилетие 1790 – 1800 гг.: десятки опер на этот сюжет ставились по всей Европе под разными заголовками: «Семирамида», «Смерть Семирамиды», «Месть Нино» и пр

Россини написал свой шедевр уже на излёте этой моды, в 1823 г. А самой последней в ряду стала «Семирамида» Мануэля Гарсиа (1828)

В принципе, в операх из жизни древнего Вавилона не было недостатка ни прежде, ни после. Но вот что примечательно. Как правило, они основывались на библейских сюжетах и имели религиозный подтекст: «ненастоящий» бог Ваал, неодушевлённый истукан, противопоставлялся «истинному» Богу Израиля. Этот конфликт в равной мере движет действием что «Валтасара» Генделя (1744), что «Набукко» Верди (1842). А вот в «вольтерьянской» «Семирамиде» Ваал упоминается исключительно как «нормальный» бог, который совершает вполне убедительные чудеса и никому не противопоставляется. Короче говоря, обычное античное божество классицистской трагедии, а не какой-то там особенно злостный враг «истинной веры». А жрец Ваала Орой – вообще едва ли не самый положительный персонаж оперы. Такое необычно «либеральное» отношение к одному из главных пугал Ветхого завета, с трудом мыслимое как до, так и после, – ещё одно косвенное подтверждение тому, какая необычная свобода взглядов, в том числе и по отношению к религии, царила в просвещённых слоях европейского общества первой трети XIX в.

Semiramide

12.01.2011 в 09:50.

Страна

Италия

СЕМИРАМИДА (Semiramide) — трагическая опера Дж. Россини в 2 д., либретто Г. Росси по Вольтеру. Премьера: Венеция, театр «Ла Фениче», 3 февраля 1823 г.

Основные действующие лица: Семирамида (сопрано), Арзаче (меццо-сопрано), Ассур (бас), Идрено (тенор), Орое (бас), Дух Нино (бас), Азема (сопрано).

Царица Вавилонии Семирамида становится соучастницей отравления своего мужа Нино. Убийство совершает Ассур, её возлюбленный, который рассчитывает стать царём. Перед смертью царь Нино, обо всём догадавшийся, успевает сообщить о предательстве другу и поручить ему своего сына. Друг прячет мальчика от коварного Ассура и воспитывает его вдали от родины под именем Арзаче. Но всё это предыстория. Действие оперы начинается с того момента, когда Арзаче, уже взрослый и ставший известным полководцем, приезжает в Вавилон. Как раз в это время Семирамида собирается выбрать себе супруга. Оракул предсказывает ей, что спокойствие, которого царица не знала со дня смерти своего первого мужа, вернётся к ней, когда царём станет Арзаче. Ему и предлагает она свою руку. В этот момент открывается могила Нино, и вышедшая оттуда тень царя предсказывает Арзаче будущее царствование, прося, однако, спуститься в могилу и принести жертву. Во время коронации Арзаче великий жрец открывает ему тайну его происхождения и отдаёт письмо отца. Когда Арзаче направляется на могилу Нино принести жертву, там его поджидает Ассур, который хочет убить соперника. Идёт к могиле и Семирамида, чтобы защитить Арзаче. И случается непоправимая путаница: Арзаче нечаянно убивает свою мать, приняв её за Ассура, которого хотел в жертву его отец. Арзаче вступает на престол и женится на своей возлюбленной Аземе.

А. Гозенпуд

Названная композитором «трагической мелодрамой», эта опера знаменует собой важную веху в преодолении условностей оперы-сериа, отживающей свой век.

Русская премьера состоялась в 1836 году (Петербург, солисты Степанова, Петрова-Воробьёва, О. Петров). Среди лучших исполнителей Сазерленд (Семирамида), Хорн (Арзаче), неоднократно выступавшие вместе в этой опере в середине 1960-х годов в США. Отметим также спектакли 1992 и 1994 на россиниевском фестивале в Пезаро (в заглавной партии Я. Тамар, Газдиа).

Е. Цодоков

Belcanto.ru — классическая музыка, опера и балет

  • На 40-м Россиниевском оперном фестивале в Пезаро (belcanto.ru) (15.09.2019 в 17:31)
  • «Семирамида» и «Из мёртвого дома» в Баварской государственной опере (belcanto.ru) (29.06.2018 в 13:20)
  • «Дон Карлос» Верди и «Семирамида» Россини в российском киноэфире (belcanto.ru) (21.04.2018 в 20:41)
  • Большой фестиваль РНО представил «Семирамиду» Россини (belcanto.ru) (04.10.2015 в 14:16)
  • «Семирамида» на Большом фестивале РНО (operanews.ru) (21.09.2015 в 20:01)
  • «Семирамида» в Лионе: бельканто и почти прекрасное пение (operanews.ru) (01.12.2014 в 22:58)
  • Художественные искания Россини в области «серьезной оперы» (belcanto.ru) (22.01.2004 в 22:36)
  • Россиниевский фестиваль в Пезаро (belcanto.ru) (04.09.2003 в 21:47)

Маэстро-вихрь

Каким бы «звёздным» ни был состав уже ставших традицией ноябрьских концертов в Лионе и Париже, главный герой в них всегда один и тот же – Эвелино Пидó. Этот маленький сгусток энергии и харизмы, который заполняет собой весь зал, несмотря на то, что даже стоя на подиуме, он на полголовы ниже некоторых солистов. Этому дирижёру не нужно «подгонять» музыку. Такое впечатление, что в его присутствии музыка сама несётся бешеным вихрем, а маэстро только еле-еле успевает (но успевает!) прямо на лету придавать форму этому тунгусскому метеориту.

Я уже не раз писал здесь, что благодаря тонкому чувству итальянского оперного стиля и бодрым, свежим темпам, трактовки Эвелино Пидо кажутся будто бы сошедшими со старых пластинок. Хотите узнать, как звучали в реальности эти трещащие и скрипучие исполнения – слушайте Эвелино Пидо. Звучали они, судя по всему, просто шикарно.

Пожилой маэстро, конечно, достаточно знаменит, но всё же больше среди знатоков. Я искренне надеюсь, что он успеет вкусить и более громкую славу. Время тому способствует. Кажется, стилистические метания последней пары десятков лет иссякли, и старый добрый традиционный симфонизм снова входит в моду. На гребне этой новой волны, например, поднялся Кристиан Тилеман, который явно работает в манере старой немецкой школы – Караяна, Бёма, Клемперера и т. п. Точно так же и Пидо – несомненный продолжатель старых итальянских традиций, музыкант «одной породы» с Туллио Серафином, Джанандреа Гавадзени, Фернандо Превитали, Марио Росси и Ламберто Гарделли

Всем любителям итальянской оперы горячо рекомендую обратить внимание на это имя

Оркестру Лионской оперы, заслуженно считающемуся одним из лучших коллективов Франции, представилась в этот вечер на редкость удачная возможность показать себя во всей красе. Ведь в отличие от многих итальянских опер того времени «Семирамида» оркестрована очень изобретательно и по-вавилонски роскошно. Никакой «большой гитары»! «Центр тяжести» оркестра заметно «смещён» в сторону духовых инструментов. И представителям прославленной французской школы духовиков здесь есть где блеснуть. Сам я представитель российской школы меломанов и потому, когда в увертюре начался продолжительный фрагмент, исполняемый квартетом валторн, по привычке внутренне напрягся. Но опасения были, конечно же, излишни. На протяжении всего вечера оркестр только радовал чистотой звучания и многообразием красок.

С солистами же всё было чуть-чуть сложнее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: