Юдифь (серов) — judith (serov)

Юдифь (серов) - judith (serov)

Влияния

Несмотря на полное отсутствие «русской» тематики, а также то, что это не первая опера, основанная на повести Юдифи, сеттинг Серова имеет большое значение для истории русской музыки. Помимо успеха у публики (усиленного изображением Федора Шаляпина Олоферна, начиная с 1898 года), « Юдифь» Серова оказала влияние на более поздних русских композиторов, в том числе:

  • Чайковский — Орлеанская дева
  • Мусоргский — незаконченная Саламбо
  • Бородин — князь Игорь
  • Рубинштейн — его библейские оперы

Восточный элемент в Юдифи наиболее очевиден в Деяниях III и IV; его влияние (предвосхищенное Глинкой в « Руслане и Людмиле» ) можно обнаружить, сравнив «Индийскую песню» из четвертого акта с «Песней индийского гостя» из Садко » Римского-Корсакова .

История жизни Александра Николаевича Серова

К творческому успеху присоединилось радостное событие в личной жизни в 1863 году Серов женился на своей ученице, одаренной музыкантше, ставшей отныне его верным другом и соратником. B. C. Серова, жена композитора и мать выдающегося русского художника Валентина Серова, стала также музыкальным критиком и композитором. После смерти мужа она дописала совместно с Н. Ф. Соловьевым пятый акт последней оперы Серова «Вражья сила». Она оставила интересные воспоминания о муже и сыне. 

Однако музыкально-общественная деятельность Серова сопровождалась значительными трудностями. Вынужденный, как и все передовые деятели того времени, вести упорную и изнурительную борьбу с реакцией, Серов, в силу целого ряда особенностей своих взглядов и свойств личного характера, оказался изолированным от среды современных прогрессивных музыкантов. 

В зрелые годы Серов резко разошелся во взглядах со своим бывшим другом и единомышленником Стасовым. Для Серова в целом было неприемлемо ярко выраженное новаторство кучкистов, их смелые поиски новых путей развития национального искусства. Самые ранние произведения Балакирева, Римского-Корсакова были доброжелательно встречены Серовым. Однако по мере того как в сочинениях композиторов «Могучей кучки» все явственнее обозначились характерные черты их творческого направления, отзывы Серова становились все более резкими.

Стасов же выступал, как известно, в качестве идейного союзника кучкистов и горячо пропагандировал их творчество в печати. Со своей стороны, Стасов и композиторы «Могучей кучки» неодобрительно отзывались о творчестве Серова. «Юдифь» они считали произведением поверхностным и обвиняли ее автора в злоупотреблении внешними эффектами. 

Они не могли также простить Серову увлечения Вагнером и пропаганду его опер, так как считали вагнеровскую реформу противоречащей коренным задачам национального русского оперного искусства. 

Серов был в 1860-е годы единственным русским композитором, восторженно приветствовавшим Вагнера. Он не только пропагандировал творчество Вагнера в своих статьях, но и лично способствовал постановке опер этого композитора на русской сцене. 

В 1867 году Серов предпринял вместе с женой попытку основать впервые в России специальную музыкальную газету «Музыка и театр». Это было чрезвычайно важным и нужным делом. Газета просуществовала, однако, недолго, так как не нашла поддержки у общественности. 

К этому времени относится и возникновение замысла последней оперы Серова. «Вражья сила» — народно-бытовая опера. Она содержит разнообразные картины московского быта. Здесь показаны и патриархальные нравы купеческой семьи, и бесшабашная гульба гостей на постоялом дворе, и праздничное народное веселье в разгар масленицы. На этом фоне разворачивается драма купеческого сына Петра, его жены Даши и Груни — дочери хозяйки постоялого двора. 

Серов стремился сохранить в музыке яркий народный колорит, присущий литературному источнику оперы — пьесе Островского «Не так живи, как хочется». Он задумал «Вражью силу» как произведение новаторское, не совсем обычное в музыкально-драматургическом отношении. В письме к Островскому композитор писал «Простотой сцены мы свершим с вами великое дело… победим многие предрассудки». 

Желая придать опере черты народности, Серов сделал песенную форму основой всего музыкального действия. Песня — куплетная или состоящая из двух частей — заменила арию, стала главным средством характеристики действующих лиц. Небольшие построения песенного типа органически влились в музыкальные диалоги; речитативы получили в ряде случаев песенную форму. Песня пронизала и массовые сцены оперы.

«Вражью силу» можно было бы назвать «песенной оперой». При этом Серов ввел в оперу песни, звучавшие в низших слоях городского населения. Отдельные народно-бытовые картины принадлежат к числу наиболее ярких страниц оперы, в то время как воплощение психологических переживаний менее удалось Серову. 

Работа над оперой «Вражья сила» совпала с последними годами жизни композитора. Это были годы продолжающейся интенсивной музыкально-критической и общественной деятельности. В 1868 году Серов прочел цикл лекций в Москве, а в 1870 году присутствовал делегатом от Русского музыкального общества в Вене на торжестве по поводу столетия со дня рождения Бетховена.

Синопсис

Время: 6 век до нашей эры.
Место: В Ветулии и ее окрестностях

Юдифь с головой Олоферна , Кристофано Аллори , 1613 ( дворец Питти , Флоренция)

Акт 1

В полдень на площади в Ветилу, которая все еще находится в осаде Олоферна и его ассирийских войск, люди страдают от отчаяния и жажды. Старейшины Озиас и Чарми сообщают, что все дороги перекрыты, а последний источник воды иссяк. Однако первосвященник Элиахим надеется на чудо, а люди хотят сдать город, чтобы положить конец своим страданиям. Старейшины просят их подождать еще пять дней и ночей; после этого времени, если Бог не избавит их, город впустит врага. Затем еврейские воины проходят через ворота, удерживая Ахиора. Он пытался убедить Олоферна прекратить осаду и последовать за Богом евреев; в качестве наказания Олоферн связал его и оставил недалеко от города, чтобы он участвовал в уничтожении евреев ассирийцами. Затем все молятся Богу об избавлении.

Акт 2

Джудит, одна в своей комнате, решает, что вместо того, чтобы ждать пять дней, нужно что-то делать сейчас. Она разрабатывает план использования красоты, данной ей Богом, чтобы обмануть Олоферна и спасти свой народ. По ее зову приходят старейшины. Она выражает свои активные намерения и просит разрешения отправиться во вражеский лагерь со своей рабыней Аврой. Они дают разрешение и уезжают. Когда Авра затем пытается отговорить ее от поездки в лагерь, Джудит остается непоколебимой.

Акт 3

В лагере Олоферна одалиски исполняют песни и танцы. Олоферн отсылает их, намереваясь на следующий день полностью атаковать Ветиллию. Юдифь впускают в лагерь и представляют Олоферну, который очарован ее красотой (как и все ассирийцы). Когда он спрашивает о ее цели, она делает вид, что покажет ему секретный способ войти и взять Ветилу и Иерусалим, если он позволит ей свободно передвигаться. Олоферн верит в ее уловку, вплоть до того, что просит ее стать королевой. Затем лагерь празднует могущество Вавилона.

Акт 4

В лагере снова звучат танцы и песни. Посреди похвалы миловидной Юдифи Асфанес делает неудачное замечание о ее холодности и немедленно зарезан Олоферном. В этот момент выходит Джудит и приходит в ужас от ужасного поступка, но остается решительной в своем плане. Он сообщает ей, что на следующий день на город будет совершено нападение. В пьяном оцепенении Олоферн без сознания падает на землю к ногам Юдифи. После того, как его положили на кровать, она осталась с ним, как и все остальные. В палатке она берет его меч и обезглавливает. Попросив Авру положить голову в мешок, они вдвоем быстро уходят.

Акт 5

В Ветулии люди, ожидая рассвета шестого дня, готовы открыть ворота ассирийцам, несмотря на мольбы первосвященника. Вдруг за воротами слышится Юдифь, и она показывает им голову Олоферна. Звуки бегущих ассирийских войск подтверждаются докладом Озия. Все поют хвалу Богу за ответ на их молитвы.

История композиции

Федор Шаляпин как Олоферн (1898)

Итальянская пьеса Джудитта к Паоло Джакометти, произведенный в Санкт-Петербург в 1860 г. впервые вдохновил Серова на работу над проектом в качестве транспортного средства для итальянской оперной труппы в г. Санкт-Петербург. Используя Серовский сценарий, Иван Антонович Джустиниани написал либретто в Итальянский. Когда итальянская постановка предложенной оперы оказалась юридически невозможной, итальянское либретто было переведено на русский язык Константином Званцовым и Дмитрием Лобановым, а некоторые стихи были добавлены поэтом. Аполлон Майков; тем временем композитор писал музыку без имея слова заранее.

Рекомендации

  • Бернандт, Г. Словарь впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР, 1736–1959 гг. [Словарь опер, впервые исполненных или изданных в дореволюционной России и в СССР, 1836–1959 гг.] (Москва: Советский композитор, 1962), с. 357.
  • Кандинский, Алексей. [Примечания к компакт-диску для записи Джудит, на этикетке Chant du monde, LDC 288 035/036]
  • Серов Александр. Юдифь: опера в пяти действиях. Арранжированная для пения с фортепианом А. Евгениевым и Г. Дютшем. [Джудит: опера в пяти действиях. Переложение для голоса и фортепиано А. Евгеньева и Г. Дютша.] Москва: А. Гутхеиль, 1885.
  • Тарускин Ричард. Опера и драма в России: проповедь и практика 1860-х годов. Новое изд. Рочестер: Университет Рочестера Press, 1993.
  • _______. «Серов, Александр Николаевич,» Grove Music Online (по состоянию на 10 января 2006 г.), http://www.grovemusic.com >
  • _______. «Юдиф», Grove Music Online (по состоянию на 10 января 2006 г.), http://www.grovemusic.com >

Роли

Титульный лист фортепианная вокальная партитура из Джудит (Гутейл, Москва)

  • Джудит, израильская женщина, вдова иудейского воина: сопрано
  • Авра, ее рабыня: меццо-сопрано
  • Озий, старейшина города Ветилулия: бас
  • Хармис, старейшина города Ветулия: бас
  • Элиахим, еврейский первосвященник: бас
  • Ахиор, вождь аммонитян, покорил Олоферну: тенор
  • Олоферн, Ассирийский полководец: бас
  • Асфанес, слуга Олоферна: бас
  • Багоас, глава гарема Олоферна: тенор
  • 1-й Одалиска: сопрано
  • 2-я одалиска: меццо-сопрано
  • Люди, еврейские воины, одалиски, ассирийские вожди и воины, пира, рабы Олоферна, мужчины и женщины.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: