Записи
- 1964 Бруно Бартолетти , Фонит Четра — выступление во Флоренции, по-итальянски, с Формичини, Капеччи и Тахо (Иван-слуга, тенор; Ковалев, баритон; и Яковлевич, бас)
- 1975 Геннадий Рождественский , Мелодия — студийная запись сделана в Москве под контролем композитора, в главных ролях — Дружинин, Акимов и Белых.
- 2001 Армин Джордан , Cascavelle — концерт в Лозанне, на французском языке, с Матиахом, Шредером и Маторином.
- 2008 Валерий Гергиев , лейбл Mariinsky — студийная запись сделана в Санкт-Петербурге с Скороходовым, Сулимским и Тановицким в главных ролях и полными либретто на русском и английском языках.
- 2010 Гергиев, трансляция радио Sirius — прямой эфир в Нью-Йорке 5 марта, со Скороходовым, Сзотом и Огновенко
На видео
- 1979 г., фильм режиссера Богатыренко; Борис Дружинин, тенор (Иван, слуга Ковалёва), Эдуард Акимов (баритон, Ковалёв), Валерий Белых (бас, Яковлевич); роли второго плана: Нина Сасулова, сопрано (Прасковья), Борис Тархов, высокий тенор (Полицейский), Ашот Саркисов, бас (Доктор); Хор и оркестр Московского камерного оперного театра , Геннадий Рождественский
- 1991 г., видео на лазерном диске (Toshiba EMI TOWL 3747-8) выступления в Московском камерном оперном театре, выпущенное четыре года спустя (в 1995 г.), но никогда на DVD; Борис Дружинин, Эдуард Акимов и Алексей Мочалов в главных ролях; Хор и оркестр Московского камерного оперного театра, Владимир Агронский
- 2013 г., видеопоток постановки « Метрополитен-опера » Уильяма Кентриджа ; Пауло Соот (баритон, Ковалев); роли второго плана: Андрей Попов (начальник полиции), Александр Льюис (Сердитый человек в соборе); Дирижирует Павел Смелков .
- 2016, видео-поток Royal Opera House производства по Барри Коски ; Вольфганг Аблингер-Шперракке , тенор (Иван, слуга Ковалева); Мартин Винклер (баритон, Ковалев), Джон Томлинсон (бас, Яковлевич); роли второго плана: Рози Олдридж (Прасковья), Александр Кравец (Полицейский), Александр Льюис (Злой человек в соборе); Хор и оркестр Королевского оперного театра, дирижирует Инго Мецмахер
Синопсис
Опера в 3-х действиях и 10 картинах без антракта
Акт 1
Пролог
Санкт-Петербург. Коллегиального асессора Ковалёва бреет Иван Яковлевич (парикмахер). Он один из постоянных клиентов Яковлевича.
На следующее утро Яковлевич находит нос в его хлебе. Его жена, полагая, что он отрезал нос одному из своих клиентов, просит его избавиться от него. Он пытается избавиться от него на улице, но ему мешает столкнуться с людьми, которых он знает, а затем он бросает его в река Нева, но его видит сотрудник полиции и увозит на допрос. Тем временем Ковалев просыпается и обнаруживает, что у него нет носа. Его первая реакция — недоверие, затем шок, и он намеревается найти его. Позже он видит свой нос, молящийся в Казанский собор, теперь размером с человека. Поскольку нос получил более высокое звание (статский советник), чем он, он отказывается иметь с ним какие-либо дела и уходит.
Акт 2
В ходе обыска Ковалев оказывается в квартире начальника милиции, но его нет дома. Затем он приходит в редакцию газеты, чтобы разместить объявление о потере носа, где говорится о пропавшей собаке. После объяснения причин его потери его просьба была отклонена по причине репутации газеты. Продемонстрировав свою потерю, клерк предлагает ему рассказать свою историю. Ковалев чувствует себя оскорбленным и уходит.
Он возвращается в свою квартиру, где его слуга играет в балалайка, он увольняет его и погружается в жалость к себе.
Акт 3
Полиция взялась за обыск. Группа милиционеров на вокзале, чтобы не дать носу вырваться, где их собирает инспектор. Вбегает нос и пытается остановить поезд, после чего начинается общее преследование, в результате которого его захватывают. Затем инспектор забивает нос до нормального размера, заворачивает и возвращает Ковалеву, но Ковалев не может его снова прикрепить. И врач не может. Затем он подозревает, что он был очарован женщиной по имени мадам Подточина, потому что он не женится на ее дочери. Он пишет, чтобы попросить ее снять заклинание, но она неверно истолковывает письмо как предложение дочери. Она убеждает его в своей невиновности. В городе толпы, подпитываемые слухами, собираются в поисках носа, пока полиция не наведет порядок.
Эпилог
Ковалев просыпается с прикрепленным носом и танцует полька в радости. Яковлевич вышел из тюрьмы и приезжает побрить его. Потом бродит Ковалев. Невский проспект приветствовать знакомых, пока люди обсуждают историю.
Действие второе
Вступление. Ковалёв на извозчичьих дрожках у ворот полицмейстера. Привратник сообщает, что полицмейстер только что уехал. Ковалёв распоряжается везти его в газетную экспедицию.
Картина пятая. Газетная экспедиция. Ковалёв пытается подать объявление о пропаже Носа, но чиновник не верит ему. Тогда Ковалёв показывает лицо. Чиновник советует описать это происшествие в «Северной пчеле» и предлагает Ковалёву понюхать табаку. Ковалёв приходит в ярость и убегает. Дворники подают объявления.
Картина шестая. Квартира Ковалёва. Лакей Ковалёва поёт под балалайку. Ковалёв приходит, бранит лакея и произносит печальный монолог.
Приборы
- Деревянные духовые : флейта (двойной пикколо , альтовая флейта ), гобой (двойной английский рожок ), си-бемоль кларнет (двойной пикколо кларнет , ля-кларнет, бас-кларнет ), фагот (двойной контрафагот )
- Медь : валторна , труба (сдвоенный корнет ), тромбон
- Перкуссия : треугольник , бубен , кастаньеты , том-том , трещотка , подвесная тарелка , тарелка clash , бас-барабан , малый барабан , там-там , глокеншпиль , трубчатые колокольчики , ксилофон , флексатон ( музыкальная пила )
- Клавиатуры : фортепиано
- Струны : Скрипки I, Скрипки II, альты , виолончели , контрабасы , две арфа , маленькие домры , альт домра , две балалайка
Действие первое
Вступление. Иван Яковлевич бреет Ковалёва.
Картина первая. Цирюльня Ивана Яковлевича. Иван Яковлевич просыпается и завтракает. В хлебе он обнаруживает нос. Прасковья Осиповна закатывает ему скандал. Неожиданно становится темно, в темноте виден призрак квартального надзирателя, затем становится светло. Прасковья Осиповна требует, чтобы Иван Яковлевич немедленно вынес нос из дома.
Картина вторая. Набережная. Иван Яковлевич пытается выбросить нос, но ему повсюду попадаются знакомые. Наконец ему удаётся швырнуть нос в реку, тут же к нему приближается квартальный и начинает расспрашивать, что он только что сделал. Наступает тьма.
Картина третья. Спальня Ковалёва. Платон Кузьмич просыпается и обнаруживает пропажу носа. Он одевается и пускается на поиски.
Картина четвёртая. Казанский собор. Нос в мундире статского советника горячо молится. Ковалёв приближается и пытается вразумить Нос, но Нос отрицает свою связь с Ковалёвым. Пока Ковалёв отвлекается на заигрывание с дамой, Нос незаметно уходит. Опомнившись, Ковалёв беснуется.
Премьера оперы Шостаковича «Нос» в Мариинском
Гюляра Садых-заде, 16.04.2004 в 14:37, количество просмотров:
6109
Инфернальный свет, взвихренные музыкой мизансцены, заполошные танцы и подтанцовки, зловещие клубящиеся тени, извивающиеся на экране, и город — сумасшедший, фантасмагорический, ирреальный. Таким получился «Нос» Юрия Александрова и Зиновия Марголина в Мариинском театре.
После появления в репертуаре Мариинки «Носа» звание «самой
петербургской оперы», пожалуй, перейдет от «Пиковой дамы» к этому
раннему произведению Шостаковича. Юношеский пыл и нерастраченные
творческие силы, бурлящую энергетику и невероятный драйв вложил в
партитуру двадцатидвухлетний автор, увлеченный сюрреалистической
гоголевской историей о пропаже носа майора Ковалева. Сарказм и
гротеск литературного первоисточника заострены до предела, после
которого гоголевская интонация превращается в нечто качественно
иное и притом странно знакомое: впору вспоминать «Петербург» Белого
с его зеленоватыми водами и гноящимся гумусом умирающего имперского
города.
За дьявольской сардонической усмешкой сквозит невыразимый ужас
бытия. Абсурдность жизни и потерянность человеческой особи,
непонятно кем и зачем заброшенной в мир, лишенной смысла, – вот те
интонационные и образные опоры, на которых строит Шостакович свою
партитуру. Самое страшное в этой бессмыслице – чеканная
регулярность, размеренность пространства города, где невзначай, на
ходу возникают и исчезают фантомы и химеры вроде Носа в
генеральской шинели, разгуливающего по Невскому проспекту.
Столкновение реального и потустороннего, враждебность «регулярного»
Петербурга теплому пульсирующему комочку биовещества – майору
Ковалеву (Владислав Сулимский)… Таково сущностное ядро оперы,
которое угадали, прочувствовали, структурно оформили и впечатляюще
протранслировали в зал постановщики спектакля – режиссер Юрий
Александров, сценограф Зиновий Марголин, балетмейстер Давид Авдыш и
художник по свету Глеб Фильштинский. Сценография выстроена как
пространственный парадокс: петербургские дома опрокинуты крышами в
небо, расположенное со стороны зрительного зала. Ощущение такое,
будто ты заглядываешь во двор-колодец сверху, с высоты птичьего
полета. И видишь там, далеко внизу, щербатую булыжную мостовую и
серую крышку люка, огоньки уличных фонарей и узкие окна, светящиеся
мутным желтым светом.
Команда на спектакль подобралась, спору нет, сильная. Марголин уже
не первый раз работает с Александровым, с которым делал, в
частности, «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» —
спектакль, отхвативший «Золотую маску». Глеб Фильштинский в
представлениях не нуждается: он на сегодняшний день самый
талантливый мастер по свету в отечественном театре. Валерий Гергиев
получил возможность работать с гениальной музыкой, идеально
соответствующей его темпераменту. Спектакль разворачивается под
стать музыкальному темпоритму — словно все убыстряющееся вращение
гигантской смысловой воронки. Она со всхлипом втягивает в себя
фаэтоны, бородатых дворников, разношерстную людскую массу; следом
летят красота, надежды, светлые мечты о простом незатейливом
счастье — словом, все то, что делает человека человеком, а не голой
функцией.
Основным структурным элементом сценографии Марголина становится
огромная вращающаяся труба. Ее описания знакомы по популярной книге
«Жизнь после смерти». В ней-то и блуждает потерянный, отчаявшийся
майор Ковалев, цепляясь ручонками за металлические прутья-обводы, –
по мысли постановщиков, между жизнью и смертью, в поисках своей
улетевшей души. Глеб Фильштинский, только что поставивший в
Новосибирске «Аиду», успел поработать и над «Носом». Яркого света в
спектакле нет вовсе. Впечатление такое, будто на сцене царят
сумерки, переходящие в ночь, — смутное время суток «между собакой и
волком», время являющихся в тумане призраков и привидений.
Сценический ритм спектакля – лихорадочный, горячечный,
захлебывающийся. Эпизоды следуют в сцепке, как вагоны, практически
без зазоров; кадры наплывают один на другой. Мельтешение рук, ног,
голов, тел в толпе. Все чересчур, все в истерике — движения, жесты,
танцы. Для Александрова такой ритм психологически комфортен:
режиссер воспринимает жизнь как смачную фактуру и так же смачно,
фактурно, на грани вульгарности строит свои спектакли.
Для обычного же человека в спектакле Александрова всего многовато.
Зрелище избыточно. Половину происходящего публика не успевает
осмыслить, а другую половину – рассмотреть. Под конец зритель
отваливается от сцены, как от тарелки с демьяновой ухой.
Стиль и структура
Опера написана между 1927 и 1928 годами. Либретто — Шостакович, Евгений Замятин , Георгий Ионин , Александр Прейс . Шостакович заявил , что это была сатира на времена Александра I . Сюжет повествует о петербургском чиновнике, чей нос отрывается от лица и живет собственной жизнью.
Оригинальное творчество Гоголя было расширено за счет заимствования из некоторых других его произведений, в том числе « Шинели », « Женитьба» , « Дневник сумасшедшего », « Мертвые души», а также «Братья Карамазовы» (1881) Достоевского . Последнее происходит во втором акте, сцена 6, где Ковалев возвращается домой и находит поющего Ивана. Песня представляет собой постановку Шостаковича слов части 2, книги 5, главы 2 Карамазова , где лакей Смердяков поет своей соседке Марии Кондратьевне.
Шостакович использует монтаж разных стилей, в том числе народную музыку , популярную песню и атональность . Кажущийся хаос структурируется с помощью формальных музыкальных приемов, таких как каноны и квартеты , прием, взятый из « Воццека» Альбана Берга .
По словам британского композитора Джерарда МакБерни, написавшего для Boosey & Hawkes , « Нос — один из величайших шедевров молодого Шостаковича, электризующее проявление силы вокальной акробатики, диких инструментальных красок и театрального абсурда, пронизанного взрывной смесью смеха и ярость … Результат в безжалостно непочтительных руках Шостаковича похож на оперную версию Чарли Чаплина или Монти Пайтона … несмотря на великолепно абсурдный сюжет и виртуозную музыку, «Нос» представляет собой совершенно практическое произведение и обеспечивает чрезвычайно интересный вечер. в театре «.
История выступлений
В июне 1929 года «Нос» был дан концертный спектакль вопреки собственному желанию Шостаковича: « Нос теряет всякий смысл, если воспринимать его просто как музыкальное произведение. Ведь музыка рождается только из действия … Мне ясно, что концертное исполнение «Носа» разрушит его ». Действительно, концертное исполнение вызвало недоумение и подверглось яростной атаке со стороны Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ).
Изначально планировалось поставить в Большом театре постановку под руководством Всеволода Мейерхольда , но планы провалились, потому что Мейерхольд был слишком занят другими постановками. Премьера на сцене под управлением Самуила Самосуда состоялась в Малом оперном театре в Ленинграде 18 января 1930 года. Она вызвала в целом плохие отзывы и всеобщее непонимание среди музыкантов. И все же дирижер Николай Малко , преподававший Шостаковича в Ленинградской консерватории и дирижировавший премьерой Первой симфонии своего ученика , считал оперу «огромным успехом»; на самом деле ему дали 16 спектаклей с двумя чередующимися составами за шесть месяцев.
В Советском Союзе опера не ставилась до 1974 года, когда ее возобновили Геннадий Рождественский и Борис Покровский . В интервью для документального фильма 2008 года Рождественский рассказал, что он нашел старую копию «Носа» в Большом театре в 1974 году, предположительно последнюю копию в Советском Союзе. Композитор присутствовал на репетиции и премьере в 1974 году.
Профессиональная премьера оперы в США состоялась в Опере Санта-Фе в 1965 году под управлением Эриха Кунцеля, а в 1987 году снова была исполнена труппой Санта-Фе под дирижером Эдо де Ваарт . Он был исполнен в июле 2004 года в Бард-колледже SummerScape в Аннандейл-на-Гудзоне , штат Нью-Йорк, под управлением Франчески Замбелло и в исполнении Американского симфонического оркестра под управлением Леона Ботстайна .
Опера была поставлена в Бостонской опере в начале 2009 года и в Метрополитен-опера в Нью-Йорке в марте 2010 года. Эта постановка была возобновлена в 2013 году и транслировалась в кинотеатры по всему миру в рамках программы « Метрополитен-опера в прямом эфире в HD » на телеканале. 26 октября.
Производство Барри Коски новой англоязычной версии Дэвида Паунтни для Королевской оперы , Opera Australia и Komische Oper Berlin состоялось в 2016 году в Королевском оперном театре в Лондоне, дебют Коски состоялся в этом доме, а в 2018 году — в Сиднее. Оперный театр и в Берлине.
использованная литература
Комментарии
- Название на русском языке (Нос, Nos) — это обратное русскому слову «мечта» (Сон Сын).
- ^ Исполнение строк, заложенных в либретто «Носу»; Сам «Нос» был безмолвной партией, которую исполнял Илан Галкофф.
Заметки
- Нос — Опера в 3-х действиях по Н. Гоголю. Опус 15 Шостаковича. — Государственный Малый оперный театр, Ленинград, 1930, с. 4
- ^
- ^ Уилсон, стр. 84
- Хьюм, стр. 44
- Уилсон, стр. 85
Источники
- Фролова-Уокер, Марина (2005). «11. Русская опера; Две антиоперы: Любовь к трем апельсинам и Нос«. В Мервине Куке (ред.). Кембриджский компаньон оперы ХХ века. Cambridge Companions to Music. Лондон: Издательство Кембриджского университета. С. 182–186. ISBN 0-521-78393-3.
- Халм, Дерек С., Дмитрий Шостакович, Scarecrow Press 2002
- Уилсон, Элизабет, Шостакович: Вспоминая жизнь. Лондон: Фабер, 2006.
Действие третье
Картина седьмая. Окраина Петербурга. На сцене стоит пустой дилижанс. Квартальный распределяет десять полицейских в засаду. Дилижанс постепенно наполняется пассажирами. Появление хорошенькой торговки с бубликами возбуждает полицейских, они уводят её за сцену, квартальный тем временем засыпает. Когда дилижанс трогается, ему навстречу выбегает Нос. Кучер стреляет по Носу, но не попадает. Пассажиры выскакивают из дилижанса. Старая барыня бежит за Носом. Убегая от неё, Нос спотыкается о квартального, тот просыпается и свистит, на свист прибегают полицейские. Пассажиры и полицейские сообща ловят Нос. Нос отстреливается. Все окружают Нос и бьют его, от побоев он принимает прежний вид. Квартальный завёртывает нос в бумажку и вместе с полицейскими покидает сцену.
Картина восьмая. Квартиры Ковалёва и Подточиной. Квартальный возвращает Ковалёву нос. Ковалёв в благодарность даёт ему денег. Но вскоре его радость омрачается: нос не пристаёт к лицу. Иван бежит за доктором. Доктор осматривает Ковалёва, заявляет, что ничем не может помочь, и уходит. Приходит Ярыжкин. Ковалёв признаётся ему, что винит во всём штаб-офицершу Подточину. Ярыжкин советует написать ей обличительное письмо. Подточина получает письмо и читает его вместе с дочерью. Ещё до того, как они заканчивают читать, Ковалёв получает её ответ и читает его вместе с Ярыжкиным. Из ответа он заключает, что Подточина не виновата. Интермедия. Петербург. На улице толпятся обыватели, слыхавшие, что где-то здесь прогуливается нос майора Ковалёва. Вновь прибывший объявляет, что нос в магазине Юнкера. Все бегут туда, но ничего не обнаруживают. Очередной вновь прибывший утверждает, что нос гуляет в Летнем саду. Все устремляются в Летний сад, там носа тоже нет. В сад заявляется Хозрев-Мирза, заинтересованный слухами о носе. Не обнаружив носа, он удаляется. Полицейские разгоняют толпу.
The Nose
Композитор
Дмитрий Шостакович
Дата премьеры
18.01.1930
Жанр
оперы
Страна
СССР
Опера Шостаковича (1930, Ленинград),
в 3 действиях. Либретто композитора, А. Прейса, Г. Ионина.
Главные персонажи:
Ковалёв (баритон), Иван (тенор), Нос (тенор),
Квартальный (тенор), Иван Яковлевич (баритон), Подточина
(меццо-сопрано), Ее дочь (сопрано), Ярыжкин (тенор), Доктор
(баритон).
Сюжет
Цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает за завтраком в
свежеиспеченном хлебе нос. С ужасом узнает он нос коллежского
ассесора Ковалева, к-рого регулярно брил и к-рый постоянно ругал
его за дурнопахнущне руки. Он решает избавиться от носа, выбросив
его в Неву. Тем временем Ковалев поутру обнаруживает пропажу носа и
переживает, как же без носа ему придется отправиться на
каждодневную прогулку. И все же он выходит из дому, прикрыв платком
лицо. И неожиданно встречается на улице… с собственным носом,
направляющимся в Казанский собор. Поспешив за ним, Ковалев заходит
в собор. Не успев как следует расспросить у носа, что же произошло,
он теряет его из виду. Ковалев бросается на поиски, заходит к
обер-полицмейстеру, но не застает того дома, после этого безуспешно
пытается дать объявление в газету. В конце-концов он возвращается
домой, где набрасывается с упреками на Ивана, бездельника-слугу.
Полицейским, между тем, удается изловить нос. Беглеца поймали на
заставе. Домой к Ковалеву приходит квартальный, чтобы возвратить
пропавший нос. Обрадованный Ковалев хочет прилепить нос на место,
но тот не держится. Отчаявшись, Ковалев вызывает врача, однако тот
бессилен что-либо сделать. Тогда Ковалев, по совету приятеля
Ярыжкина, пишет письмо знакомой штабс-офицерше Подточиной, обвиняя
ее в кознях с носом из-за того, что Ковалев отказался жениться на
ее дочери. Подточина отвечает ему, что не имеет никакого отношения
ко всему происходящему. Тем временем распространились слухи, что по
городу гуляет нос. Его, якобы, можно видеть в Летнем саду.
Любопытные бросаются туда, чтобы поглазеть на чудо. А в один
прекрасный день, непонятно как, нос снова оказывается на своем
месте. Радостный Ковалев отправляется гулять. Встретив Подточиных,
Ковалев заводите ними светскую беседу, как ни в чем не бывало.
Откланявшись, он идет, приговаривая, что все равно не женится на
дочери. В отличном настроении он приглашает приглянувшуюся ему
торговку манишками к себе домой.
Ранняя опера Шостаковича написана в стиле омузыкаленной речи,
стилистика сочинения гротесковая. Сюжет близок к повести Гоголя с
добавлением ряда эпизодов (в т. ч.»поимки носа», беседы Ковалева с
Ярыжкиным, персонажем, отсутствующим в тексте у писателя).
Значительное место в опере отведено ансамблям (октет дворников,
квартет Ковалева, Ярыжкина и Подточиных и др.). В опере много
эпизодических ролей, что связано со своеобразным
«кинематографическим» (монтажным) стилем развития сюжета. Опера
входит в репертуар музыкальных театров. Отметим постановку 1993 в
Мюнхене. В России одной из лучших является постановка Московского
камерного музыкального театра п/у Покровского (1974).
Дискография: Грампластинка «Мелодия» — дирижер Рождественский, Ковалёв (Акимов), Иван
(Дружинин), Нос (Ломоносов), Квартальный (Б. Тархов).
Е. Цодоков
«Нос» Шостаковича в Баварской опере 08.11.2021 в 14:51
«Нос» в Гамбургской опере 15.10.2019 в 13:15
Великолепный «Нос» в Ковент-Гардене (operanews.ru) 31.10.2016 в 22:41
К истории первого сценического воплощения «Носа» Д. Д. Шостаковича (operanews.ru) 18.07.2016 в 15:17
Прикоснуться к «Носу» (operanews.ru) 03.11.2014 в 18:58
«Нос» и «Тоска» — трансляции из Метрополитен-оперы 16.11.2013 в 23:14
«Нос» Шостаковича в Метрополитен-опере (operanews.ru) 20.10.2013 в 20:40
Франко-американский «Нос» в Экс-ан-Провансе (operanews.ru) 07.08.2011 в 18:08
Коротко о разном (operanews.ru) 17.07.2011 в 14:41
Премьера оперы Шостаковича «Нос» в Мариинском 16.04.2004 в 14:37
Интервью с режиссером Юрием Александровым 13.04.2004 в 14:08
Премьера оперы Шостаковича «Нос» в Мариинском театре 08.04.2004 в 16:12