Первая опера Стравинского
Это первая опера Стравинского, первый акт которой был написан в 1908 году, а следующие два действия — в 1913-1914 годах. Задержка между написанием первого и последнего актов была связана с заказами «Жар-птицы », « Петрушки » и «Весны священной» для Русского балета импресарио Сергея Дягилева . По прошествии этого времени, в течение которого Стравинский заработал себе репутацию балетного композитора, он сомневался, стоит ли возвращаться к «Россиньолю », и, хотя он его закончил, решил также создать чисто симфоническую версию «Le chant du rossignol » .
Стравинский говорит в своей автобиографии: «Я пришел к выводу — к моему большому сожалению, поскольку я автор многих пьес для театра, — что совершенное исполнение может быть достигнуто только в концертном зале, так как сцена представляет собой сочетание различных элементов, от которых часто приходится зависеть музыке, так что нельзя полагаться на исключительное внимание, которое она может получить на концерте. Это было подтверждено, когда два месяца спустя, под руководством Ансерме , Le Chant du Rossignol была исполнена как балет Дягилева в Парижской опере»
]
Записи
Год | В ролях: Соловей, Император, Повар, Смерть, Бонза, Рыбак, Чемберлен | Дирижер, оркестр и хор | Этикетка |
---|---|---|---|
1990 г. | Филлис Брин Джулсон, Нил Хоулетт , Фелисити Палмер , Элизабет Лоуренс , Майкл Джордж, Ян Кейли, Джон Томлинсон | Пьер Булез , симфонический оркестр Би — би — и BBC Singers | Аудио компакт-диск: Erato Disques Cat: 4509-98955-2 (плюс другие экземпляры) |
1997 г. | Ольга Трифонова, Пол Уилан, Пиппа Лонгворт, Салли Берджесс, Эндрю Гринэн, Роберт Тир, Стивен Ричардсон | Роберт Крафт , Филармонический оркестр и Лондонские голоса | Аудиодиск: Naxos, Cat: 8557501 плюс Весна священная |
1999 г. |
Натали Дессай , Альберт Шагидуллин , Мари Маклафлин , Виолетта Урмана , Максим Михайлов, Всеволод Гривнов, Лоран Наури |
Джеймс Конлон , оркестр и хор Лионской национальной оперы | Аудио компакт-диск: EMI Classics Cat: 7243 5 56874 2 5 plus Renard |
сказка
Возникновение
Стравинский начал сочинять оперу в 1908 году, но в 1909 году его прервал Серж Джагилев , который попросил его написать музыку для его балета «Жар-птица» в Париже. После переживаний в Париже с « Петрушкой» и «Сакре дю принтемс» композитор не решился возобновить работу над оперой, потому что за это время его композиционный стиль сильно изменился. Однако он нашел решение, поскольку неспокойный императорский двор требовал совсем другого музыкального колорита, чем спокойное начало в саду. Мировая премьера русского балета Джагилева состоялась 26 мая 1914 года в зале Гарнье Парижской оперы . По инициативе Дягилева исполнители ролей были размещены в оркестровой яме , но роли исполнялись на сцене, что ранее не было новшеством.
прием
Для оркестров композитор переработал материал, созданный им в 1917 году, и создал симфоническое оркестровое произведение Le chant du rossignol , не идентичное опере. Несмотря на сказочный оригинал и неполное время спектакля всего 45 минут, опера — не произведение для детского театра , а в высшей степени поэтическая жемчужина оперной литературы.
Оценки
О периоде создания балета С. Л. Григорьев писал: «Казалось, Мясин был неутомим и достиг пика своей карьеры. Каждый его новый балет оказывался лучше предыдущего, и, видя успех своих постановок у публики, Мясин обратился к Дягилеву с просьбой указывать на афишах перед его именем „балетмейстер“. Но Дягилев попросил его набраться терпения. Он должен создать десять балетов, прежде чем ему будет оказана эта честь!».
М. Ф. Ларионов расценил хореографию «Песни соловья» как неудачную, так как Л. Ф. Мясину не удалось совместить два принципа: танцевального и пластической позы.
И. Ф
Стравинский сравнивал в мемуарах свои впечатления от исполнения концертных сочинений и балетных представлений: «При этом я как автор многих произведений для театра с грустью увидел, что настоящая чистота исполнения возможна только на концертной эстраде, тогда как в театре, где сочетаются самые разнообразные элементы, музыка часто попадает в зависимое положение и не может рассчитывать на то исключительное внимание, какое ей уделяется в концертах». Композитор отметил, что именно в этом ему пришлось убедиться на парижской премьере балета «Песнь соловья» 2 февраля 1920 года
макет
Музыка
«Россиньоль» — это тщательно составленная опера удивительной лаконичности. В главной роли соловья играет высокое, легкое и очень подвижное колоратурное сопрано, которое также умеет легко брать высокие ноты, такие как трехтактный ре на фортепиано . Смерть в этом футляре воплощена альтом. Вся композиция обрамлена лирической песней рыбака, мелодия которой остается неизменной как отличительная черта и соединяет время и пространство. Для Стравинского почти характерен полный отказ от канцелярских мелодий, которые допускаются только для рыбачьей песни, дифференцированное использование хроматики и гармоничные изменения цвета, которые всегда четко и точно поставлены, особенно для деревянных духовых инструментов. Партия искусственного соловья, повторяющая одну и ту же фигуру снова и снова, заменяется гобоем- соло , настоящего соловья часто играет флейта .
либретто
Сказка Андерсена лишь слегка изменена Митуссовым и адаптирована к драматическим обстоятельствам оперной сцены, но в остальном следует по ходу рассказа. При исполнении произведения в основном сохраняется оригинальный русский язык, но есть французский перевод.
Синопсис
- Время: Древние времена
- Место: Китай.
Рыбак выступает в роли комментатора событий рассказа.
Акт 1
Прямо перед восходом солнца на берегу моря рыбак слышит песню Соловья, которая заставляет его забыть о своих бедах. Повар привел чиновников из двора Императора послушать Соловья, рассказывающего о красоте его пения. Однако нигде не слышно соловья. Придворный Чемберлен обещает Повару должность личного повара Императора, если она сможет найти Соловья, который, наконец, появится и получит приглашение от Повара и Чемберлена спеть для Императора. Соловей принимает приглашение, но говорит, что его самая сладкая песня звучит в лесу.
Акт 2
Перед пением Соловья придворные украшают дворец фонарями. Повар описывает соловья придворным, отмечая, что он маленький, серый и практически невидимый, но его песня заставляет слушателей плакать. Процессия означает прибытие Императора. Он приказывает Соловью петь, и его пение так глубоко тронуло его, что он предлагает птице в награду золотую туфлю, которую она носит на шее. Позже трое японских посланников предлагают императору механического соловья, который начинает петь. Император в восторге от новинки. Обижаясь на это, настоящая птица улетает, и разгневанный император приказывает изгнать ее из своего царства. Он называет механическую птицу «первым певцом».
Акт 3
Император болен и при смерти; фигура Смерти появляется в покоях Императора. Призраки прошлых деяний Императора посещают его, пока он призывает своих придворных музыкантов, но настоящий Соловей снова появился, вопреки императорскому указу, и начал петь. Смерть слышит песню Соловья и очень тронута, и просит ее продолжать, что она и делает при условии, что Смерть вернет императору его корону, меч и знамя. Смерть соглашается и постепенно удаляется со сцены, пока Соловей продолжает петь. Император постепенно восстанавливает свои силы и, увидев Соловья, предлагает ему должность «первого певца» при дворе. Соловей говорит, что доволен слезами Императора в качестве награды, и обещает петь для него каждую ночь от заката до рассвета.
Балет
Производство
Тамара Карсавина с танцорами. Эскизы костюмов Анри Матисса, 1920
Стравинский согласился возродить балет в 1925 году. Первоначально хореография должна была принадлежать Мясину, но когда это не удалось, Дягилев выбрал одного из своих новых учеников, Джордж Баланчин, поставить постановку балета. Именно тогда Стравинский впервые встретил Баланчина, который впоследствии стал его важнейшим творческим партнером.
Отношения Дягилева и Стравинского ослабли во время Le chant du rossignol, поскольку каждый любил быть главным директором. Однако, поскольку Баланчину было позволено больше роли, стало ясно, что отношения Баланчина-Стравинского были прочными. У них были похожие вкусы в искусстве, музыке и движении, и они жили, чтобы творить. Стравинский и Баланчин проработали вместе несколько лет, создав ряд знаменитых балетов.
участок
Балет следует основной сюжетной линии оперы Стравинского. Le rossignol, основанный на Соловей. Первая сцена показывает, как соловей поет (или в данном случае танцует) для Император Китая, кому приятно. В музыке песня соловья хроматический и парящий, это звучит свободно и естественно, как пение птицы. Вторая сцена представляет подарок механического соловья из Император Японии. Все очарованы его песней и не обращают внимания на улетающего настоящего Соловья. Музыка здесь короткая и чистая, без плавных переходов «настоящего» Соловья и лишних звуков механического автомата.
В третьей сцене Император встречает Смерть, из-за болезни и страдания от потери соловья. Затем Соловей появляется за окном Императора и убеждает Смерть отпустить Императора. В последней сцене придворные обнаруживают, что Император поправился, хотя его Соловей снова уезжает, возвращаясь к природе.
Темы
Темы рассказа включают естественное против искусственного, с реальным Соловьем и его механической заменой. Это не была первая (или последняя) пьеса Стравинского, посвященная характеру птицы, и не было его первым увлечением, казалось бы, совершенной машиной, поскольку записи говорят нам, что Стравинский часто предпочитал звук механического пианола, к человеческому (и неизбежно несовершенному) исполнению на настоящем фортепиано.
Движение под музыку
Стравинский всегда конкретно относился к использованию движения в музыке. Однажды он сказал: «Я не понимаю, как можно быть хореографом, если, как Баланчин, он не становится в первую очередь музыкантом», в похвалу знаменитому хореографу, который начал работать со Стравинским над возрождением Le chant du rossignol. Фактически Баланчин сам был музыкантом и уже был поклонником творчества Стравинского. Он сразу же согласился принять вызов, сказав: «Я хорошо выучил музыку, и поэтому … когда Дягилев попросил меня поставить балет Стравинского. Le chant du rossignol, Я смог сделать это быстро «,
История выступлений
На премьере оперы певцы находились в яме, а их роли воспроизводились и танцевались на сцене. Мизансцена была на Александра Бенуа (который также разработал декорации и костюмы) и Александра Sanine, и хореография Бориса Романова. Стравинский позже подготовил симфоническую поэму , Le Chant ую Rossignol (Песнь соловья) , используя музыку из оперы, в 1917 году, в качестве отдельной концертной работы.
После основания в 1956 году Опера Санта-Фе в Санта-Фе, штат Нью-Мексико, за первое десятилетие своего существования представила множество опер Стравинского, в том числе — во время первого сезона в 1957 году — «Прогресс повесы» . Кроме того, несколько спектаклей «Соловья» под управлением Стравинского в 1962 году были частью празднования его 80-летия; другие постановки проходили в 1963, 1969, 1970 и 1973 годах.
В 2014 году опера была поставлена вместе с оперой Моцарта « Импресарио» ( Der Schauspieldirektor ) для новой постановки компании Santa Fe, действие которой происходило в Париже в 1920-х годах. В ролях были Энтони Майклс-Мур , Бренда Рэй , Мередит Арвади и Эрин Морли .
В 2017/2018 Канадская оперная труппа исполнила оперу в Торонто вместе с другими короткими произведениями Стравинского как «Соловей и другие короткие басни», возродив постановку Роберта Лепажа , премьера которой состоялась в Торонто в 2009 году перед поездкой в Экс-ан. -Фестиваль Прованса в 2010 году и Бруклинская музыкальная академия в 2011 году.
Редакция Баланчина
Согласно мемуарам Григорьева, «с уходом Нижинской завершился четвёртый период в истории Русского балета Дягилева. Все четыре периода имели общую основу — традицию петербургской школы танца». Для этой труппы Нижинская поставила 6 балетов, но стремившийся к поиску новых путей в хореографии Дягилев утратил интерес к её творчеству и начал искать замену внутри своего коллектива. Выбор пал на прибывшего из Петербурга «Георгия Баланчивадзе или Баланчина, как его стали для удобства называть». Успешными постановками танцев для опер «Баланчин доказал наличие у него подлинного балетмейстерского дарования». «Песнь соловья» в хореографии Мясина шла редко и забылась публикой, поэтому Дягилев решил доверить Баланчину новую редакцию балета.
- 1925, 17 июня —«Песнь соловья», новая редакция балета в хореографии Джорджа Баланчина. Музыка, декорации и костюмы те же, труппа та же, либретто Игоря Стравинского и Степана Митусова по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена, театр Гетэ-Лирик, Париж
- Соловей — Алисия Маркова
- Смерть — Лидия Соколова
- Император — Сергей Григорьев
17 июня в одном спектакле с «Песней соловья» прошёл первый показ балета Мясина «Матросы» на музыку Орика. Новая версия балета «Песнь соловья» стала первой балетмейстерской работой Баланчина в труппе Русский балет Дягилева. Постановка Баланчина понравилась Дягилеву и парижской публике, воспринявшей её как новое произведение. Своей первой работой Баланчин заявил о наличии многообещающего таланта. После её успеха Дягилев возлагал на Баланчина большие надежды и поручил ему сочинение хореографии нового балета «Барабо», ставшего очередной удачей труппы.
действие
первый акт
Ночью рыбак скучает по пению соловья на работе, что заставляет его забыть весь окружающий мир. Появляется соловей и воспевает красоту окружающих цветов, луну и солнце. Рыбак завороженно слушает, но в лесу гуляет и другая группа слушателей: посольство императорского двора отправилось с помощью повара на поиски соловья. Раздраженные совершенно незнакомой обстановкой, они путают мычание коровы и кваканье лягушки с пением соловья, но повар показывает им правильную, скромную птицу. Соловей получает приглашение спеть для императора при дворе императора и принимает его.
Второй акт
Сильный шум при императорском дворе знаменует прибытие соловья. На любопытные вопросы повар должен дать больше информации о птице. Наконец император предстает перед своим двором с большой помпой. Соловей поет для него, и император так тронут, что хочет поблагодарить соловья в подарок своей золотой туфлей, которую император носит на цепочке на шее. Однако соловей отказывается. Посланцы Императора Японии приносят Императору Китая подарок: полностью искусственно построенного соловья, восхищающего весь двор. Император наконец замечает, что настоящий соловей улетел, и изгоняет ее из своей империи.
Третий акт
Прошло время. Император умирает, и на его смертном одре призраки его прошлых дел приходят, чтобы напомнить ему о том, что он сделал в своей жизни. Император безуспешно хочет отразить и отвергнуть их, призывает к музыке, к барабанам, но единственный, кто откликается на его зов, — это соловей. Она поет ему о цветах и солнце в саду и тем изгоняет злых духов. Наконец она встречает Смерть, которая тоже слышала ее пение и влюбляется в нее. Соловей требует, чтобы он вернул свою корону императору, прежде чем она продолжит петь. Смерть колеблется, но оставляет корону императору. Соловей требует, чтобы он также вернул скипетр и меч, и она будет петь всю ночь. Смерть тоже участвует в этой торговле. Соловей поет о красоте сада и о красоте другого сада, лежащего за белой стеной. Она поет о саду смерти, могилах и росе, падающей на мох. Смерть удаляется в свой сад. Император хочет поблагодарить вас, но соловей отвергает высшую должность, предложенную при дворе: слезы императора для нее дороже. Убежденный, что император, должно быть, умер, двор подходит к двери его спальни, но император сам открывает ее и, к их удивлению, желает всем своим придворным счастливого доброго утра. Опера заканчивается песней рыбака.
Сюжет
Стравинский сократил сценарий оперы, основанный на сказке Андерсена. Основная идея произведения призвана продемонстрировать всепобеждающую силу истинного искусства.
Действие балета происходит при дворце Китайского императора, в саду которого раздаётся волшебное пение Соловья. Прибывший с визитом Японский император привозит в дар Механического соловья. Вскоре после появления завоевавшей всеобщую привязанность заводной игрушки Соловей исчезает из-за недостатка внимания. Со временем Император заболевает тяжким недугом, и, противостоя приближающейся Смерти, просит завести ему музыку. Но возможности Механического соловья исчерпали себя, зубцы шестерёнок износились. Прилетает Живой соловей, при пении которого Смерть отступает и сдаётся. Император выздоравливает, и Соловей вновь занимает подобающее ему высокое положение при дворе.
История
Ввиду успеха оперы-балета М. М. Фокина «Золотой петушок» (1914) С. П. Дягилев предложил И. Ф. Стравинскому поставить его оперу «Соловей» в виде балета. К тому времени композитор уже задумал симфоническую поэму для сокращенного состава оркестра на основе музыки двух однородных картин оперы. Дягилев согласился на использование сюиты, и Стравинский переделал сценарий оперы по сказке Андерсена применительно к балету, приступив к работе над партитурой сюиты 1 декабря 1916 года. Основой балетной партитуры стал музыкальный материал 2-й и 3-й картин оперы. В создании нового произведения деятельное участие принял Дягилев, предлагая необходимые сокращения и редакционные изменения, которых придерживался Стравинский.
Однако по ряду причин ни в 1917 году, ни в последующие годы постановка не была осуществлена. Декорации Л. С. Бакста к опере погибли во время Первой мировой войны. К тому же одним из препятствий стало охлаждение отношений между антрепренёром и композитором — Стравинский 6 лет не сотрудничал с Русским балетом Дягилева. В декабре 1919 года под управлением Ансерме состоялось первое исполнение симфонической поэмы Стравинского «Песнь соловья». В том же году Дягилев возобновил своё предложение о постановке балета, о чём Стравинский писал следующее: «В Париже Дягилев пустил в ход всю свою дипломатию, чтобы заставить меня, заблудшую овцу, вернуться в лоно „Русских балетов“. Он рассказывал мне с преувеличенной экзальтацией о своем проекте показать „Песнь Соловья“ в декорациях и костюмах Анри Матисса, в постановке Мясина. И всё это в надежде заставить меня позабыть злополучного „Солдата“. Однако я оставался довольно равнодушен к его предложению, и не потому, что меня не привлекала работа с таким большим художником, как Матисс, и таким балетмейстером, как Мясин: просто я считал „Песнь Соловья“ предназначенной для концертной эстрады, и танцевальная иллюстрация этого произведения мне казалась совсем ненужной; его тонкая ювелирная фактура и в некотором роде статический характер мало подходили для сценического действия и для прыжковых движений».
Всё же Дягилеву удалось уговорить Стравинского, поскольку для парижского сезона помимо премьер «Волшебной лавки» и «Треуголки» требовался ещё один новый показ. Мясин стал одновременно работать на постановками двух балетов: «Пульчинеллы» и «Песни соловья». Создание эскизов декорации и костюмов стало первой оформительской работой Матисса для музыкального театра. Дизайн костюмов был заимствован с одежды эпохи царства Минь, на «изысканное оформление, выполненное в белых и бирюзовых тонах», повлияли рисунки китайской керамики и лакированных изделий. Мясин оценил совместную с Матиссом работу как один из самых удачных опытов сотрудничества с художником-декоратором. Премьера балета оказалась в парижском вкусе.
Место действия
Декорации Александра Бенуа, 1914
Действие происходит при дворе китайского императора в сказочные времена.
Акт I
Лесистый берег моря, ночь. Рыбак в лодке слушает великолепную песнь соловья. Приходят придворные и предлагают соловью спеть перед китайским императором.
Соловей соглашается.
Акт II
Императорский дворец. После хорового антракта сцена закрывается вуалью. Соловей поёт для императора, который очень взволнован пением.
Японские эмиссары преподносят императору механическую птицу, которая поёт перед императором. Двор восхищается пением фальшивой птицы, а соловей улетает.
Рассерженный император приговаривает соловья к изгнанию.
Акт III
Императорские покои. Смерть забирает корону у больного императора. Он зовёт музыкантов, но прилетает соловей. Смерть, слушая восхитительную песнь соловья, возвращает корону императору. Думая, что правитель умер, придворные входят в комнату, но император встаёт и приветствует подданных.
Симфоническая поэма
В 1917 Стравинский, используя музыку из второго и третьего актов, создаёт симфоническую поэму, названную им «Песнь соловья». В 1920 на эту музыку силами Дягилевской труппы был поставлен одноимённый балет (хореограф — Леонид Мясин), исполненный на сцене Парижской оперы.
В 1960 состоялась запись оперы (фирма «Sony Classical»). В числе исполнителей — Лоран Дрисколь (рыбак), Рери Грист (соловей), Марина Пикасси (кухарочка)и Дональд Грамм (император). Оркестр и хор Вашингтонской оперы. Позже были сделаны другие записи оперы.
- L’enregistrement de Stravinsky que l’on retrouve dans son intégrale sur Sony Classical a été enregistré en 1960 avec, entre autres, Loren Driscoll (le pêcheur), Reri Grist (le rossignol), Marina Picassi (la cuisinière) et Donald Gramm (l’empereur), l’orchestre et le chœur de l’Opéra de Washington.
- Robert Craft a enregistré l’opéra avec Robert Tear (le pêcheur), Olga Trífonova (le rossignol), Pippa Longworth (la cuisinière) et Paul Whelan (l’empereur), l’Orchestre philharmonique de Londres et les London Voices en 1997. L’enregistrement est maintenant disponible sur Naxos. Et c’est Erato qui avait publié la version de Pierre Boulez de cet opéra, avec le BBC Symphony Orchestra et, notamment, Phyllis Bryn Julson, Ian Caley, Felicity Palmer et John Tomlinson.