макет
Приборы
Оркестровый состав оперы включает следующие инструменты:
- две канавки ( регистраторы )
- два гобоя
- фагот
- Струны
- Бассо континуо
Музыка
Опера состоит из речитативов и закрытых форм с интегрированными танцами, оркестровыми движениями и хорами. В творчестве Люлли это знаменует конец тенденции к все более выразительным речитативам и все более тщательно проработанной музыкальной структуре. Сольное пение также приобретает все большее значение. В отличие от нескольких более поздних постановок того же предмета, Люлли сосредотачивается не на внутреннем конфликте Рено между любовью и долгом, а на чувствах Армид к Рено, которые колеблются между любовью и ненавистью. Ваши сцены производят на слушателя самое сильное впечатление.
Важными произведениями оперы являются:
- Сцена выступления Армидес под низкие струнные «Un songe affreux m’inspire une fureur nouvelle» по прелюдии к «Demon Topos» (первое действие, сцена 1)
- Вызов демонов Армидой и Хидраотом (второй акт, сцена 2): разнообразное возобновление демонической прелюдии с самого начала с жесткими ритмами и диссонансами. Для дуэта «Esprits de haine et de rage» характерны тональные повторы.
- Сцена Рено «Plus j’observe ces lieux et plus je les admire» (второй акт, сцена 3) под пасторальный аккомпанемент магнитофонов и приглушенных струнных. Иоганн Себастьян Бах процитировал эту музыку почти так же, как ноты сопровождающего ее хора «Наши грехи засыпают» из теноровой арии «Я хочу проснуться с моим Иисусом» из его Страстей по Матфею . Ария «Cara sposa, amante cara» в « Ринальдо » Генделя (первое действие, сцена 7) также может быть вдохновлена этой сценой сна. В целом, однако, фигура Рено в Люлли приводит к слабому герою, который выглядит немного бледным.
- После демонической оркестровой прелюдии знаменитый монолог Армиде «Enfin, il est en ma puissance» (второй акт, сцена 5), сопровождаемый чистым басом, составляет сильный контраст по тональности и звучанию с предыдущей сценой Рено.
- В начале третьего акта «Ах! si la liberté me doit être ravie »- еще один монолог Армидеса, на этот раз в сопровождении оркестра.
- Следующий монолог Армидеса, пробуждающий ненависть в «Venez, venez, Haine неумолимый» (третий акт, сцена 3), развивается через дикую басовую партию.
- В самой сцене ненависти (третий акт, сцена 4) Люлли обходится без сопрано хора. Мрачное звучание обеспечивает и состав La Haines с глубоким тенором.
- В отличие от этого, последующие более светлые сцены обходятся без глубоких голосов, а иногда и без глубоких струнных.
- Пятый акт — драматический апогей оперы. Жан Лоран Ле Серф де ла Вьевиль описал его как «abrégé abrégé de la musique française». Дивертисмент второй сцены — большой пассаж из 76 двустиший и повторение средней части (куплеты 37-44). Первые 36 куплетов инструментальные, куплеты 37-44, 49-60 и 65-76 вокальные. Это самая обширная остинато- пьеса Люлли.
- Драматическая финальная сцена Армидеса характеризуется сменой темпа и эмоционально заряженными инструментальными движениями. Музыка Lully здесь достигает своего «высшего совершенства».
либретто
Помимо истории Армиды и Рено, оригинальный текст Тассо содержит множество других мотивов и людей, которые сложным образом связаны между собой. Поэтому перед каждым либреттистом стояла задача создать связный оперный материал в пяти принятых в то время актах. Филипп Куино прославился именно этой способностью. Композитору Франческо Кавалли приписывают высказывание: «Кино обладает великими способностями нашего времени: он знает, как упорядочивать вещи». Кино отказался от счастливого конца оригинала, но взамен расширил сюжет третьего акта, включив в него отказ Армиды. ненависти. По ходу сюжета он ориентировался на драму классицизма и тем самым создал «прочную текстовую основу» для сеттинга Люлли, а затем и Глюка.
Действующие лица
(в порядке появления)
- Слава, аллегорический персонаж пролога (сопрано)
- Мудрость, аллегорический персонаж пролога (сопрано)
- Фениса, наперсница Армиды (сопрано)
- Сидония, Наперсница Армиды (сопрано)
- Армида, волшебница (сопрано)
- Идрао, волшебник, царь Дамаска, дядя Армиды (бас)
- Аронт, гонец (бас)
- Рено (Ринальдо), крестоносец (высокий тенор)
- Артемидор, крестоносец (тенор)
- Наяда, нимфа воды (сопрано)
- Крестьянка (сопрано)
- Демон ненависти (бас)
- Убальд, крестоносец (бас)
- Датский рыцарь (Ожье Датчанин), крестоносец (высокий тенор)
- Призрак Люсинды, возлюбленной Датского рыцара (сопрано)
- Призрак Мелиссы, возлюбленной Юбальда (сопрано)
- Счастливый влюблённый (высокий тенор)
Состав оркестра и хора
Страница из партитуры, издание 1686 г.
Партитура Люлли представляет собой пятиголосную вертикаль, где самое важное значение играли верхняя строчка для скрипок (фр. Dessus de Violon, на премьере партию играли 8 инструментов) и нижняя строчка для виолончелей (Basse de Violon, 7 инструментов). Между ними размещались альтовые Haute-contre de Violon (2-я строка), Taille de Violon (3-я строка) и Quinte de Violon (4-я строка, по 3 инструмента на каждую партию)
В отдельных местах партитуры уточняется, какие инструменты должны солировать (скрипки, флейты или фаготы). Бас континуо составлялся из виолы да Гамба, лютни (теорбы) и клавесина.
Хор на премьере 1686 г. был составлен из 11 сопрано, 5 теноров и 5 высоких теноров, а также 3 баритонов и 5 басов.
Примечания и ссылки
- ↑ и Франсуа-Рене Траншфор , L’Opéra , Париж, Éditions du Seuil ,1983 г., 634 с. ( ISBN 978-2-02-006574-0 , уведомление BnF п о ) , р. 41 год
- ↑ и Жан-Жак Руссо , Письмо о французской музыке , Париж , 1753 г.
- ↑ и Пролог к славе Короля-Солнца удален, а в конце третьего акта Ле Блан дю Рулле добавил несколько строк речитативов.
- Информация в этом разделе в основном взята из Петра Камински, 1001 опера , Файард, 2003.
- Люлли, как говорят, повредил ногу своей палкой направления, направляя свой Te Deum . Рана инфицировалась, и началась гангрена. Флорентинец умер26 марта 1687 г..
- Журнал маркиза де Данго , том I, 1684-1686, стр. 173 .
- Мари-Кристин Вила, Путеводитель по опере , Ларусс, 2005.
- Этот уже создал роли Мероп ( Персе ), Аркабон ( Амадис ) и Анжелики ( Роланд ) и через год создаст роль Галатеи (Ацис и Галатея).
- Петр Камински , 1001 опера , Файард, 2003, с. 827
- Манеры Люлли (его особенно подозревают в содомии со своим пажем Брюне) все меньше и меньше терпели при дворе, но особенно мадам де Ментенон, которая в то время имела очень сильную власть над королем.
- ↑ и Партитура Армиды, месье де Люлли, опубликованная в 1686 году Кристофом Баллардом
- Жан-Лоран Ле Серф де Ла Вьевиль , Сравнение итальянской и французской музыки , Брюссель , 1704 г.
- Армида, где вершина «Трагедии в музыке», Филипп Боссан , 1992 (буклет к компакт-диску Армиды Херревеге, изданный Harmonia Mundi )
- цитируется по Петру Камински, 1001 опера , Файард, 2003, с. 827 »
- ↑ и Дени Дидро , Au petit prophète Боэсмишброда, au Grand Prophète Monet , Париж , 1753 г.
- Петр Камински, 1001 опера , Файард, 2003, с. 498
- « Так что результат разочаровал. Не говоря уже о последующем альбоме, который, несомненно, является моим худшим. », Интервью с Филиппом Эрревеге, опубликованное в Le Monde de la Musique в ноябре 1992 года.
- (en-US) Картер Крис-Хамфрей , (по состоянию на 11 ноября 2019 г. )
Дискография
«Интегралы»
Есть четыре «полных» записи Армиды Люлли. Два из них выполнены бельгийским дирижером Филиппом Херревеге и его Королевской капеллой.
Первая запись, опубликованная Erato , датируется 1983 годом и в настоящее время больше не доступна. Он был вырезан весь IV — й акт. Сам Херревег сказал, что это, возможно, его худший результат.
Распространение записи «Herreweghe I»
Роль | Устный переводчик |
---|---|
Армида | Рэйчел Якар |
Renaud | Зегер Вандерштейн |
Фенице, Слава | Даниэль Борст |
Сидони | Сюзанна Гари |
Мудрость, водяная нимфа | Грета де Рейгере |
Hidraot | Ульрих Холодный |
Убальде, Артемидор | Мартин Эгель |
Датский рыцарь, счастливый любовник | Ги де Мей |
Аронте, Ненависть | Ульрих Штудер |
Героическая пастушка | Изабель Пуленар |
Второй был записан в 1992 году и выпущен Harmonia Mundi в 1993 году . В состав группы входят певцы, известные в интерпретации музыки французского барокко, большинство из которых внесли свой вклад в успех Атиса несколькими годами ранее.
Распространение записи «Herreweghe II»
Роль | Устный переводчик |
---|---|
Армида | Гийметт Лоран |
Renaud | Говард Крук |
Слава, Мелисса, Фенис, героическая пастушка | Вероник Женс |
Мудрость, Люсинда, Сидония, Наяда | Ноэми Райм |
Хидраот, Убальде | Бернар Делетр |
Датский рыцарь, счастливый любовник | Жиль Рагон |
Артемидор, Ненависть | Джон Хэнкок |
Аронте | Люк Коаду |
Третий «интеграл» был опубликован в 2008 году компанией Naxos . Это «живой» звук, записанный во время выступлений в Опере Лафайет в 2007 году . Оркестром дирижирует Райан Браун. Тем не менее опера отрезана от всего пролога.
Распространение записи Райана Брауна
Роль | Устный переводчик |
---|---|
Армида | Стефани Хаутзил |
Renaud | Роберт гетчелл |
Фенис, Люсинда | Энн монойос |
Сидони | Мириам Даброу |
Хидраот, Убальде | Франсуа Лу |
Датский рыцарь, счастливый любовник | Тони Бутте |
Артемидор, Ненависть | Уильям острый |
Аронте | Даррен Перри |
Героическая пастушка | Адрия МакКаллох |
Наяда | Маккреди |
Четвертый сборник был опубликован в 2017 году компанией Aparté . Кристоф Руссе со своим ансамблем Les Talens Lyriques продолжает записывать полные трагедии Люлли, написанные Армидой, воспетые критиками.
Распространение записи Кристофа Руссе
Роль | Устный переводчик |
---|---|
Армида | Мари-Аделина Генри |
Renaud | Антонио Фигероа |
Слава, Фенис, Лимонный бальзам, Водяная нимфа | Джудит ван Ванрой |
Мудрость, Сидония, Люсинда, героическая пастушка | Мари-Клод Шаппюи |
Аронте, Ненависть | Марк Муйон |
Hidraot | Дуглас Уильямс |
Датский рыцарь, счастливый любовник | Кирилл Овитий |
Артемидор | Эмилиано Гонсалес Торо |
Убальде | Этьен Базола |
Выдержки
Было записано много отрывков. Это включает:
- Жан-Франсуа Пайяр записал в 1972 году со своим оркестром увертюру, дуэт Армиды и Хидраот (действие II, сцена 2), сон Рено (действие II, сцена 3), монолог Армиды (действие II, сцена 5). ) и пассакалия (действие V, сцена 2). Диск был выпущен Érato. Надин Сотеро сыграла роль Армиды, Андре Маллабрера — Рено, а Роджера Сойера — Ненависти).
- Скип Семпе, записанный с Каприччио Страваганте , монологом Армиде (роль в исполнении Гиллеметта Лоренса ) и пассакальей для компакт-диска, посвященного развлечениям Люлли (Harmonia Mundi).
- Уильям Кристи записал с Les Arts Florissants монолог Армиды, дуэт « Armide, vous m’erai rire » и la passacaglia как часть компакт-диска под названием Les Divertissements de Versailles (Érato). Ринат Шахам спел Армиду.
- Патрисия Петибон записала два монолога Армиде (« Наконец-то он в моей власти » и « Вероломный Рено, я убегает ») для своего компакт-диска Airs baroques français . Ее сопровождали Патрик Коэн-Акенин и его Folies françoises .
- Вероника Жанс вместе с Кристофом Руссе и его Talens Lyriques издала диск, посвященный великим трагедам французской оперы. На этом диске мы найдем вступление, монолог Армиды, эфир « Приди, приди, неумолимый Хейн!» И пассакалия.
Интересные факты
- «Армида» стала самой популярной оперой Люлли и одной из самых возобновляемых постановок французского музыкального театра в XVIII веке. В 1777 г. Христофор Виллибальд Глюк написал для Парижа одноимённую оперу на то же либретто, опустив прославляющий Людовика XIV пролог.
- В 1691 году «Армида» была исполнена в Риме, став первой французской оперой, исполненной в Италии.
- «Армида» была выбрана режиссёром Жан-Люком Годаром для работы над фильмом «Ария» г.; он, в частности, использовал фрагменты монологов Армиды из 2-го и 3-го актов и сцены с Демоном ненависти.
- Чрезвычайная популярность оперы породила большое число пародий. Так, например, в фарсе «Арлекин в кабачке» (фр. Arlequin à la guinguette), поставленном на парижской ярмарке Сен-Лоран в г., Коломбина поет куплеты, «пародируя плач Армиды о покинувшем её Рено»
- В честь героини оперы назван астероид (514) Армида, открытый в 1903 году.