Армида (люлли)

Опера глюка «армида»

макет

Приборы

Оркестровый состав оперы включает следующие инструменты:

  • две канавки ( регистраторы )
  • два гобоя
  • фагот
  • Струны
  • Бассо континуо

Музыка

Опера состоит из речитативов и закрытых форм с интегрированными танцами, оркестровыми движениями и хорами. В творчестве Люлли это знаменует конец тенденции к все более выразительным речитативам и все более тщательно проработанной музыкальной структуре. Сольное пение также приобретает все большее значение. В отличие от нескольких более поздних постановок того же предмета, Люлли сосредотачивается не на внутреннем конфликте Рено между любовью и долгом, а на чувствах Армид к Рено, которые колеблются между любовью и ненавистью. Ваши сцены производят на слушателя самое сильное впечатление.

Важными произведениями оперы являются:

  • Сцена выступления Армидес под низкие струнные «Un songe affreux m’inspire une fureur nouvelle» по прелюдии к «Demon Topos» (первое действие, сцена 1)
  • Вызов демонов Армидой и Хидраотом (второй акт, сцена 2): разнообразное возобновление демонической прелюдии с самого начала с жесткими ритмами и диссонансами. Для дуэта «Esprits de haine et de rage» характерны тональные повторы.
  • Сцена Рено «Plus j’observe ces lieux et plus je les admire» (второй акт, сцена 3) под пасторальный аккомпанемент магнитофонов и приглушенных струнных. Иоганн Себастьян Бах процитировал эту музыку почти так же, как ноты сопровождающего ее хора «Наши грехи засыпают» из теноровой арии «Я хочу проснуться с моим Иисусом» из его Страстей по Матфею . Ария «Cara sposa, amante cara» в « Ринальдо » Генделя (первое действие, сцена 7) также может быть вдохновлена ​​этой сценой сна. В целом, однако, фигура Рено в Люлли приводит к слабому герою, который выглядит немного бледным.
  • После демонической оркестровой прелюдии знаменитый монолог Армиде «Enfin, il est en ma puissance» (второй акт, сцена 5), сопровождаемый чистым басом, составляет сильный контраст по тональности и звучанию с предыдущей сценой Рено.
  • В начале третьего акта «Ах! si la liberté me doit être ravie »- еще один монолог Армидеса, на этот раз в сопровождении оркестра.
  • Следующий монолог Армидеса, пробуждающий ненависть в «Venez, venez, Haine неумолимый» (третий акт, сцена 3), развивается через дикую басовую партию.
  • В самой сцене ненависти (третий акт, сцена 4) Люлли обходится без сопрано хора. Мрачное звучание обеспечивает и состав La Haines с глубоким тенором.
  • В отличие от этого, последующие более светлые сцены обходятся без глубоких голосов, а иногда и без глубоких струнных.
  • Пятый акт — драматический апогей оперы. Жан Лоран Ле Серф де ла Вьевиль описал его как «abrégé abrégé de la musique française». Дивертисмент второй сцены — большой пассаж из 76 двустиший и повторение средней части (куплеты 37-44). Первые 36 куплетов инструментальные, куплеты 37-44, 49-60 и 65-76 вокальные. Это самая обширная остинато- пьеса Люлли.
  • Драматическая финальная сцена Армидеса характеризуется сменой темпа и эмоционально заряженными инструментальными движениями. Музыка Lully здесь достигает своего «высшего совершенства».

либретто

Помимо истории Армиды и Рено, оригинальный текст Тассо содержит множество других мотивов и людей, которые сложным образом связаны между собой. Поэтому перед каждым либреттистом стояла задача создать связный оперный материал в пяти принятых в то время актах. Филипп Куино прославился именно этой способностью. Композитору Франческо Кавалли приписывают высказывание: «Кино обладает великими способностями нашего времени: он знает, как упорядочивать вещи». Кино отказался от счастливого конца оригинала, но взамен расширил сюжет третьего акта, включив в него отказ Армиды. ненависти. По ходу сюжета он ориентировался на драму классицизма и тем самым создал «прочную текстовую основу» для сеттинга Люлли, а затем и Глюка.

Действующие лица

(в порядке появления)

  • Слава, аллегорический персонаж пролога (сопрано)
  • Мудрость, аллегорический персонаж пролога (сопрано)
  • Фениса, наперсница Армиды (сопрано)
  • Сидония, Наперсница Армиды (сопрано)
  • Армида, волшебница (сопрано)
  • Идрао, волшебник, царь Дамаска, дядя Армиды (бас)
  • Аронт, гонец (бас)
  • Рено (Ринальдо), крестоносец (высокий тенор)
  • Артемидор, крестоносец (тенор)
  • Наяда, нимфа воды (сопрано)
  • Крестьянка (сопрано)
  • Демон ненависти (бас)
  • Убальд, крестоносец (бас)
  • Датский рыцарь (Ожье Датчанин), крестоносец (высокий тенор)
  • Призрак Люсинды, возлюбленной Датского рыцара (сопрано)
  • Призрак Мелиссы, возлюбленной Юбальда (сопрано)
  • Счастливый влюблённый (высокий тенор)

Состав оркестра и хора


Страница из партитуры, издание 1686 г.

Партитура Люлли представляет собой пятиголосную вертикаль, где самое важное значение играли верхняя строчка для скрипок (фр. Dessus de Violon, на премьере партию играли 8 инструментов) и нижняя строчка для виолончелей (Basse de Violon, 7 инструментов). Между ними размещались альтовые Haute-contre de Violon (2-я строка), Taille de Violon (3-я строка) и Quinte de Violon (4-я строка, по 3 инструмента на каждую партию)

В отдельных местах партитуры уточняется, какие инструменты должны солировать (скрипки, флейты или фаготы). Бас континуо составлялся из виолы да Гамба, лютни (теорбы) и клавесина.

Хор на премьере 1686 г. был составлен из 11 сопрано, 5 теноров и 5 высоких теноров, а также 3 баритонов и 5 басов.

Примечания и ссылки

  1. ↑ и Франсуа-Рене Траншфор , L’Opéra , Париж, Éditions du Seuil ,1983 г., 634  с. ( ISBN  978-2-02-006574-0 , уведомление BnF п о   ) , р.  41 год
  2. ↑ и Жан-Жак Руссо , Письмо о французской музыке , Париж , 1753 г.
  3. ↑ и Пролог к ​​славе Короля-Солнца удален, а в конце третьего акта Ле Блан дю Рулле добавил несколько строк речитативов.
  4. Информация в этом разделе в основном взята из Петра Камински, 1001 опера , Файард, 2003.
  5. Люлли, как говорят, повредил ногу своей палкой направления, направляя свой Te Deum . Рана инфицировалась, и началась гангрена. Флорентинец умер26 марта 1687 г..
  6. Журнал маркиза де Данго , том I, 1684-1686, стр.  173 .
  7. Мари-Кристин Вила, Путеводитель по опере , Ларусс, 2005.
  8. Этот уже создал роли Мероп ( Персе ), Аркабон ( Амадис ) и Анжелики ( Роланд ) и через год создаст роль Галатеи (Ацис и Галатея).
  9. Петр Камински , 1001 опера , Файард, 2003, с.  827
  10. Манеры Люлли (его особенно подозревают в содомии со своим пажем Брюне) все меньше и меньше терпели при дворе, но особенно мадам де Ментенон, которая в то время имела очень сильную власть над королем.
  11. ↑ и Партитура Армиды, месье де Люлли, опубликованная в 1686 году Кристофом Баллардом
  12. Жан-Лоран Ле Серф де Ла Вьевиль , Сравнение итальянской и французской музыки , Брюссель , 1704 г.
  13. Армида, где вершина «Трагедии в музыке», Филипп Боссан , 1992 (буклет к компакт-диску Армиды Херревеге, изданный Harmonia Mundi )
  14. цитируется по Петру Камински, 1001 опера , Файард, 2003, с.  827  »
  15. ↑ и Дени Дидро , Au petit prophète Боэсмишброда, au Grand Prophète Monet , Париж , 1753 г.
  16. Петр Камински, 1001 опера , Файард, 2003, с.  498
  17. «  Так что результат разочаровал. Не говоря уже о последующем альбоме, который, несомненно, является моим худшим.  », Интервью с Филиппом Эрревеге, опубликованное в Le Monde de la Musique в ноябре 1992 года.
  18. (en-US) Картер Крис-Хамфрей , (по состоянию на 11 ноября 2019 г. )

Дискография

«Интегралы»

Есть четыре «полных» записи Армиды Люлли. Два из них выполнены бельгийским дирижером Филиппом Херревеге и его Королевской капеллой.

Первая запись, опубликованная Erato , датируется 1983 годом и в настоящее время больше не доступна. Он был вырезан весь IV — й акт. Сам Херревег сказал, что это, возможно, его худший результат.

Распространение записи «Herreweghe I»

Роль Устный переводчик
Армида Рэйчел Якар
Renaud Зегер Вандерштейн
Фенице, Слава Даниэль Борст
Сидони Сюзанна Гари
Мудрость, водяная нимфа Грета де Рейгере
Hidraot Ульрих Холодный
Убальде, Артемидор Мартин Эгель
Датский рыцарь, счастливый любовник Ги де Мей
Аронте, Ненависть Ульрих Штудер
Героическая пастушка Изабель Пуленар

Второй был записан в 1992 году и выпущен Harmonia Mundi в 1993 году . В состав группы входят певцы, известные в интерпретации музыки французского барокко, большинство из которых внесли свой вклад в успех Атиса несколькими годами ранее.

Распространение записи «Herreweghe II»

Роль Устный переводчик
Армида Гийметт Лоран
Renaud Говард Крук
Слава, Мелисса, Фенис, героическая пастушка Вероник Женс
Мудрость, Люсинда, Сидония, Наяда Ноэми Райм
Хидраот, Убальде Бернар Делетр
Датский рыцарь, счастливый любовник Жиль Рагон
Артемидор, Ненависть Джон Хэнкок
Аронте Люк Коаду

Третий «интеграл» был опубликован в 2008 году компанией Naxos . Это «живой» звук, записанный во время выступлений в Опере Лафайет в 2007 году . Оркестром дирижирует Райан Браун. Тем не менее опера отрезана от всего пролога.

Распространение записи Райана Брауна

Роль Устный переводчик
Армида Стефани Хаутзил
Renaud Роберт гетчелл
Фенис, Люсинда Энн монойос
Сидони Мириам Даброу
Хидраот, Убальде Франсуа Лу
Датский рыцарь, счастливый любовник Тони Бутте
Артемидор, Ненависть Уильям острый
Аронте Даррен Перри
Героическая пастушка Адрия МакКаллох
Наяда Маккреди

Четвертый сборник был опубликован в 2017 году компанией Aparté . Кристоф Руссе со своим ансамблем Les Talens Lyriques продолжает записывать полные трагедии Люлли, написанные Армидой, воспетые критиками.

Распространение записи Кристофа Руссе

Роль Устный переводчик
Армида Мари-Аделина Генри
Renaud Антонио Фигероа
Слава, Фенис, Лимонный бальзам, Водяная нимфа Джудит ван Ванрой
Мудрость, Сидония, Люсинда, героическая пастушка Мари-Клод Шаппюи
Аронте, Ненависть Марк Муйон
Hidraot Дуглас Уильямс
Датский рыцарь, счастливый любовник Кирилл Овитий
Артемидор Эмилиано Гонсалес Торо
Убальде Этьен Базола

Выдержки

Было записано много отрывков. Это включает:

  • Жан-Франсуа Пайяр записал в 1972 году со своим оркестром увертюру, дуэт Армиды и Хидраот (действие II, сцена 2), сон Рено (действие II, сцена 3), монолог Армиды (действие II, сцена 5). ) и пассакалия (действие V, сцена 2). Диск был выпущен Érato. Надин Сотеро сыграла роль Армиды, Андре Маллабрера — Рено, а Роджера Сойера — Ненависти).
  • Скип Семпе, записанный с Каприччио Страваганте , монологом Армиде (роль в исполнении Гиллеметта Лоренса ) и пассакальей для компакт-диска, посвященного развлечениям Люлли (Harmonia Mundi).
  • Уильям Кристи записал с Les Arts Florissants монолог Армиды, дуэт «  Armide, vous m’erai rire  » и la passacaglia как часть компакт-диска под названием Les Divertissements de Versailles (Érato). Ринат Шахам спел Армиду.
  • Патрисия Петибон записала два монолога Армиде («  Наконец-то он в моей власти  » и «  Вероломный Рено, я убегает  ») для своего компакт-диска Airs baroques français . Ее сопровождали Патрик Коэн-Акенин и его Folies françoises .
  • Вероника Жанс вместе с Кристофом Руссе и его Talens Lyriques издала диск, посвященный великим трагедам французской оперы. На этом диске мы найдем вступление, монолог Армиды, эфир «  Приди, приди, неумолимый Хейн!»  И пассакалия.

Интересные факты

  • «Армида» стала самой популярной оперой Люлли и одной из самых возобновляемых постановок французского музыкального театра в XVIII веке. В 1777 г. Христофор Виллибальд Глюк написал для Парижа одноимённую оперу на то же либретто, опустив прославляющий Людовика XIV пролог.
  • В 1691 году «Армида» была исполнена в Риме, став первой французской оперой, исполненной в Италии.
  • «Армида» была выбрана режиссёром Жан-Люком Годаром для работы над фильмом «Ария»  г.; он, в частности, использовал фрагменты монологов Армиды из 2-го и 3-го актов и сцены с Демоном ненависти.
  • Чрезвычайная популярность оперы породила большое число пародий. Так, например, в фарсе «Арлекин в кабачке» (фр. Arlequin à la guinguette), поставленном на парижской ярмарке Сен-Лоран в  г., Коломбина поет куплеты, «пародируя плач Армиды о покинувшем её Рено»
  • В честь героини оперы назван астероид (514) Армида, открытый в 1903 году.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: