«Умирающий Лебедь» Анны Павловой
Большая творческая дружба связывала балерину и Михаила Михаиловича Фокина. Михаил Фокин считается основателем романтического балета. Он создал совершенно новый вид спектакля: драматически насыщенный одноактный балет. Его «Лебедь», этот танец о хрупкости счастья, стал визитной карточкой балерины. Танец родился очень быстро — за несколько минут до благотворительного концерта. В первоначальном замысле балерина просто безмятежно плыла по сцене. Ее говорящие руки завораживали.
Но потом Анна взорвала эти 130 секунд танца, окрасив его трагедией гибели. Трепет крыльев — рук производил неизгладимое впечатление на всех. Балерина прикрепила рубиновую брошь на грудь, как символ раны, и этот танец стал называться «Умирающий лебедь».
Сен-Санс, после просмотра спектакля признался Анне: «Именно после того, как увидел Вас в «Лебеде», пришло понимание, что я сочинил очень красивую музыку»
Уход из жизни Анны Павловой
Павлова, ставшая достоянием мира, в течение всей жизни хотела вернуться и станцевать на родине. Однако судьбе не было угодно, чтобы мечта балерины исполнилась. В январе 1931 года Анна поехала на гастроли в Гаагу и, сойдя с поезда, почувствовала себя нездоровой. В отеле выяснилось, что русская звезда простудилась и, по словам коллег, пострадала от падения кофра, случившегося во время резкого торможения состава.
Анна Павлова
Подоспевший врач обнаружил жидкость в легких пациентки и посоветовал срочно провести операцию. Надеясь развеять подозрения, муж балерины пригласил личного доктора нидерландской королевы, который согласился с поставленным диагнозом и подтвердил необходимость хирургического вмешательства.
В итоге Павловой поставили дренажную трубку, но время было упущено. Балерина потеряла сознание и очнулась лишь один раз для того, чтобы посмотреть на сценический костюм Умирающего лебедя.
Могила Анны Павловой
Павлова скончалась от плеврита 23 января 1931 года, и ее уход стал красивой легендой, растрогавшей многочисленных поклонников
Со временем лечащий врач и Виктор Дандре по-другому рассказали историю смерти великой балерины, но это было не важно. Главным оставалось то, что мир лишился легендарного «лебедя» и больше никогда не увидит его на сцене
После произошедшей трагедии поклонники и общественность настаивали на том, что Павлову нужно похоронить на кладбище Пер-Лашез рядом с могилой другой знаменитой танцовщицы Марии Тальони. Однако муж проследил за исполнением последней воли балерины, желавшей быть кремированной согласно одному из древнеиндийских обрядов.
Личная жизнь
Вовлечение в скандальную историю
На пороге стоял 1909 год, а жители величественного культурного Петербурга обсуждали невероятный скандал. Барон Дандре получил тюремное заключение за растрату государственных денег, которые потратил на удовлетворение капризов содержанки Анны Павловой. Сам любимец светской жизни считал обвинения ошибочными и требовал возвращения балерины на родину для дачи свидетельских показаний. Узнав о разгоревшемся скандале с Виктором Эмильевичем Дандре, танцовщица поспешно покинула Париж, невзирая на то, что находилась на пике успеха. Но только отправилась она не на встречу с бывшим покровителем, а в Америку.
Успешная Анна Матвеевна подписала контракт с известным театром «Паласе», чтобы начать гастроли по миру, а затем отправиться на постоянное проживание в Лондон. Балерина больше не хотела оставаться в позорной участи любовницы богатого барона, находящейся на его полном обеспечении, и решила добиться признания собственными силами, начав самостоятельно зарабатывать на жизнь.
Ведь в определенный момент танцовщица поняла, что не ровня знатному барону, который решил жениться на другой женщине вопреки чувствам к Павловой.
Анна Матвеевна и партнер по танцам Михаил Мордкин отправились на гастроли вместе. Правда, вскоре дружеские отношения стремительно пошли на убыль. Эгоистичный Мордкин не мог смириться с тем, что большая часть славы достается Павловой, как женщине, вызывающей восхищение у мужской публики. Затем знаменитый танцор начал сходить с ума, часто ведя разговоры с портретом бывшей партнерши, который был наряжен в юбку и шаль балерины.
Роман длиною в жизнь
Павлова познакомилась с Виктором Дандре совсем юной девочкой и влюбилась в настойчивого, умеющего красиво ухаживать и вскружить голову барона. Дандре был блестяще образован и по-настоящему способен оценить уникальность дарования Павловой. Он делал дорогие презенты. Благодаря ему у Павловой появилась квартира, в которой был специально оборудованный зал для занятий, а в нем – мечта Анны – висел портрет Марии Тальони, величайшей балерины прошлого.
Для Дандре ухаживания за восходящей звездой русского балета были в тот момент скорее дань тогдашней моде, для Анны же – настоящее живое чувство. Она – королева сцены – ждала предложения руки и сердца, которого так и не последовало…Разрыв оказался неизбежен.
Артистическая карьера тем временем уверенно шла в гору, Павлова начинает гастролировать, подписывая выгоднейшие контракты. Она упорно трудится изо дня в день. Непременный экзерсис у станка, репетиции, спектакли. Она востребована, известна и любима публикой. Смыслом жизни становится сцена, и только она.
Тем временем Дандре обвиняют в растрате казенных денег, он оказывается в тюрьме до того дня, пока за него не вносят круглую сумму залога. Добродетелем оказался не кто иной, как обожавшая его Павлова…
Дандре покинул Россию, в Париже они встретились и больше уже никогда не расставались… Анна стала его законной женой.
Семейная жизнь внешне была вполне благополучной. Шикарный «Айви-Хауз», известность, сопряженная с финансовым процветанием, дававшем возможность выполнить любой каприз… Однако Павлова, растрачивая энергию в веренице нескончаемых выступлений по жесткому графику, домой возвращалась опустошенная и погруженная в тоску. Ей – талантливой, успешной, любимой всеми не хватало родной почвы, которая ее взрастила. К ностальгии прибавлялось понимание того, что годы идут, а век балерины короток. Техника со временем слабеет, и уже приходится менять программу выступлений, укорачивая или облегчая номера…Танец для Павловой — что воздух для обычного человека. Без сцены она оказалась нежизнеспособна.
Просто растаяла… Почти подойдя к 50-летнему рубежу, Павлова скончалась от острого плеврита, отказавшись делать необходимую операцию. Как знаменитая сильфида на полотне Валентина Серова, выполненная к дягилевским сезонам, эфемерная, воздушная, она не испытала оков старости и немощи. А нам остались гениальные образы, которые сделали русский балет эталонным во всем мире.
Анна Павлова — выдающаяся танцовщица
Количество ее гастролей было настолько велико, что превышало турне любой другой балерины ее времени. За двадцать два года постоянных поездок, она преодолела пятьсот тысяч миль по суше и по морю, танцуя не только на сценах больших городов, но и в селениях, у сборщиков фруктов в Калифорнии, у мормонов, в ангарах аэропортов, и даже на товарных складах. В 1925 году балерина дала двести тридцать восемь представлений и износила две тысячи пар балетных туфель.
Еще будучи ребенком, Анна Павлова твердо решила стать выдающейся танцовщицей. В десять лет она поступила в Императорскую балетную школу. Порядки там были строгие: после того, как одна ученица сбежала с офицером, учениц перестали отпускать домой на летние каникулы. В свободное же от репетиций время девочки вышивали или читали книги, из строго утвержденного списка. Будущая звезда балета терпеливо сносила железную дисциплину и суровый устав, а после ее окончания Павлову ждал Мариинский театр. Премьера в нем состоялась, когда балерине было шестнадцать лет.
Анна Павлова с лебедем. (wikipedia.org)
Поначалу ее образ казался не очень привлекательным: сорок четыре килограмма веса, никакой женской стати, и никакой округлости форм, высокий лоб и нос с легкой горбинкой. Однако ее глаза, цвета спелой вишни, так же как и тонкие руки — были довольно выразительными. А ее сбивчивая, щебечущая речь, ребячливая веселость быстро располагала. Тонкая щиколотка, высокий подъем ноги, хрупкое телосложение — все это выделяло Анну среди других балерин. К тому же, она была трудолюбива и упорна, а ее парящие прыжки, полная отдача танцу, поразительные импровизации на ходу делали каждое выступление незабываемым.
Позже ей был присвоен титул «балерина», которым в двадцатые годы награждались только самые выдающиеся танцовщицы. Только пять выпускниц, в России того времени, получили это почетное звание. Студенты то и дело нанимались рабочими сцены, чтобы хоть немного посмотреть на гениальную Павлову вблизи. А когда Анна выходила из театра после спектакля, балетоманы усаживали ее на стул и с криками «браво!» доносили до экипажа. Куда бы ни приезжала Анна Павлова, она завоевывала сердца публики. Например, однажды в Индии, по окончании спектакля, все зрители встали на колени и подняли вверх руки. Мексиканцы, в знак восхищения, бросали к ее ногам сомбреро. В Австралии придумали роскошный десерт «торт Павлова». Сам монарх Испании слал ей букеты, а в Голландии вывели нежнейшие белые тюльпаны и назвали сорт «Анна Павлова».
Личная жизнь
Анна Павлова — основательница русского балета, танцовщица, которую знал весь мир. Она говорила языком балета. Анна Павловна могла заставить полюбить танец даже того, кто не понимал и не считал балет искусством. На посторонних, в особенности, если дело происходило не на сцене, Анна Павлова производила порой впечатление человека замкнутого и неприветливого, однако при ближайшем знакомстве обнаруживалась и ее эмоциональность, и темперамент. Одним из счастливых свойств характера балерины была способность быстро переключаться: она не таила обид, быстро забывала конфликты и не теряла способности радоваться жизни. Всё это делало ее очаровательной женщиной. Кроме того, танцовщица обладала эффектной внешностью.
Барон Виктор Дандре был знаком с Павловой много лет. Друг Мариуса Петипа, он имел репутацию почитателя искусств и завсегдатая театральных лож. Длительные ухаживания деликатного поклонника (который был старше ее на десять лет) в конце концов возымели действие: на любовь Дандре Анна ответила взаимностью. Для своей подруги барон снял роскошную квартиру на Офицерской улице (с собственным репетиционным залом), в которой стал частым гостем. Окружающие привыкли видеть его рядом с Анной, но о том, чтобы узаконить их отношения, конечно, не могло идти и речи: наследнику аристократического рода не положено жениться на артистке и дочери прачки.
Впрочем, родового состояния у него давно уже не имелось: господин Дандре получал жалование на государственной службе, выполняя обязанности сенатского прокурора и председателя ревизионной комиссии думы. В 1912 году против него был начат судебный процесс — Дандре обвиняли в злоупотреблениях и взятках, а также хищениях из городской казны. Когда суд обязал обвиняемого выплатить штраф в 36 тысяч рублей, сумма нашлась довольно быстро. Есть версия, что ее собрала Анна, к тому времени активно гастролировавшая за границей. Сам Дандре в спешном порядке выехал из страны по подложным документам.
Отныне он стал для Павловой незаменимым импресарио, или, как говорили англичане, менеджером: барон взял на себя хлопоты по организации ее гастролей. Контакты с принимающими сторонами (среди представителей последних были Макс Рабинов, Даниель Мейер и знаменитый Соломон Юрок), репертуарная политика (хореографом-постановщиком труппы стал И. Н. Хлюстин), контракты с новыми артистами — во всей этой деятельности Дандре обнаружил недюжинный талант предпринимателя.
По сути дела, они поменялись ролями: теперь не Анна зависела от него, а собственное благосостояние Дандре оказалось связано с ее карьерой. Учитывая непростой характер обоих, их отношения с балериной напоминали жизнь супругов с большим стажем: в них было достаточно ссор и примирений, а также раздражения, нежности и взаимной заботы. Единственный вопрос, который вызывает сомнения у биографов, — были ли они женаты? Одни источники утверждают, что пара обвенчалась еще в России, другие — что брак был заключен уже в Европе. В первом случае ситуация компрометировала барона, во втором — мешала имиджу Анны.
Так или иначе, совершенно ясно, что эта церемония, если она действительно имела место, была тайной для всех окружающих. В конечном итоге эта двусмысленность сыграла с Дандре злую шутку: после смерти жены он не мог наследовать ни ее дом, ни деньги. Единственное, что ему осталось, — это архивы, которые позволили написать книгу о своей загадочной спутнице.
Новые публикации
Знай наших! Юрий Лисянский и его кругосветное плавание 19.08.2023
250 лет исполнилось выдающемуся русскому мореплавателю, капитану шлюпа «Нева» во время первой русской кругосветной экспедиции 1803 – 1806 гг. Юрию Фёдоровичу Лисянскому. Хотя он оказался в тени своего товарища и главы экспедиции И. Ф. Крузенштерна, его вклад в успешное завершение морской кругосветки, пожалуй, не менее значителен.
Нескучный русский. Рай, земля обетованная, элизиум, эдем… 18.08.2023
Известное выражение «земля обетованная» закрепилось в речи как обозначение места, куда люди мечтают и стремятся попасть, потому что там нет печалей и голода, всего в изобилии, а находящиеся там счастливцы ни в чём не знают нужды.
Знай русский! Выбражуля, плацкарт, консерва – слова вне нормы 18.08.2023
Предлагаем рассмотреть ещё несколько лексем, которые встречаются в речи, но не соответствуют нормам литературного русского языка. К примеру, слово плацкарт, содержащее в себе сразу две ошибки: грамматическую и лексическую.
Кругосветка по правилам. Как житель Тамбова пересёк все континенты на велосипеде 17.08.2023
Велопутешественник из Тамбова Александр Осипов проехал на своём велосипеде уже более 70 тысяч километров – он объехал вокруг Земли и пересёк все континенты. О своей любви к путешествиям Александр рассказал «Русскому миру».
Холм чести 17.08.2023
20 августа в армянском городе Гюмри в тринадцатый раз пройдут памятные мероприятия на главном историческом месте – историко-мемориальном комплексе «Холм чести». В августе 2010 года мемориал открыли два президента – Дмитрий Медведев и Серж Саргсян.
Антон Дельвиг: лучший друг Пушкина, автор «Соловья», ленивый гений… 17.08.2023
Русский поэт и публицист, лучший друг Пушкина, Антон Антонович Дельвиг родился ровно 225 лет назад – 6 (17) августа 1798 г. Всего на год старше Пушкина, он закончил свой земной путь на несколько лет раньше. По словам Александра Сергеевича, «жизнь его богата не романтическими приключениями, но прекрасными чувствами, светлым, чистым разумом и надеждами».
«Выстраивать оборону против лжи». Издана книга «Украинские преступления против человечности (2022 – 2023)» 16.08.2023
Издание, уверены его авторы, станет одним из свидетельств на будущих процессах по делам о преступлениях неонацистов на Украине.
Знай русский! Главным образом, главным делом – нужны ли запятые? 15.08.2023
Сегодня рассмотрим случаи применения на письме слова главное, которое может употребляться как самостоятельно, так и в составе выражений главным делом, главным образом.
Была ли артистка замужем?
После турне балерина стала примой в труппе Дягилева. Художник Серов, когда писал эмблему для его театра, изобразил тоненький и хрупкий силуэт Павловой. Но отношения с Дягилевым у балерины не сложились. Ей претил пафос, гламурные декорации, которые были характерными для русской школы. Она оставила театр Дягилева и собрала свою труппу. Тут как раз, когда балерина гастролировала в Берлине, грянула Первая Мировая война. Чудом ей удалось уехать в Великобританию, где она и поселилась.
Анна открыла собственную хореографическую школу. Всем и каждому Павлова говорила, что балет и тихое семейное счастье – понятия несовместимые. Но после смерти примы ее импресарио Виктор Дандре, наследственный аристократ, выпустил мемуары, где заявлял, что его связывали с Павловой узы законного брака. Роман завязался еще тогда, когда Анне шел двадцатый год. Самому Виктору в то время было 31. Через несколько лет они поженились, но держали это в тайне. Стоит ли верить этим заявлениям? Дандре взял на свои плечи все хозяйственные и административные хлопоты, связанные с выступлениями. Как опытный импресарио, он умел подогреть интерес публики. При этом он выявлял терпимость любящего мужчины ко всем капризам и истерикам примы.
Десерт (торт) Анны Павловой
По сию пору точно не установлено, когда и кто изобрёл сладкий десерт. Новозеландцы утверждаю,В рецепт (1926 г.) придумал шеф – повар из Веллингтона для угощения балерины. Австралийцы спорят, что торт создал повар Берт Саше (1935 г). Подавая лакомство, тот сравнил его с воздушной балериной Павловой.
Новозеландскому профессору Хелен Лич удалось собрать библиотеку из кулинарных книг, содержащих 667 рецептов десерта. Объединив сведения из 300 источников, Лич написала книгу В«История десерта ПавловаВ». В Австралии тортом, покрытым клубникой, украшают рождественский стол. Причём заранее украшать нельзя, потому что изделие размокает от сока ягоды.
В Новой Зеландии торт состоит из воздушного безе (взбитых до густой пены яичных белков с сахаром), белого винного уксуса и ванильного сахара. Безе – основа с кукурузным крахмалом получается хрустящей, но с мягкой сердцевиной. Украшается торт невесомыми взбитыми сливками, пастилой и свежими фруктами: киви, бананами или кусочками персика. Кроме того обязательны ягоды клубники и малины. К фруктово – ягодному великолепию добавляют маракуйи или фейхоа.
Память
Смерть Павловой стала трагедией для человечества. До сегодняшнего дня великой русской приме посвящают выступления многие известные танцоры и хореографы.
Образ Анны увековечен в фильме-биографии молдавского режиссера Эмиля Лотяну, и многочисленных книгах искусствоведов и балетмейстеров Веры Красовской и Андрея Соколова-Каминского.
Репертуар:
- 1902 – «Баядерка»
- 1903 – «Жизель»
- 1906 – «Виноградная лоза»
- 1907 – «Умирающий лебедь»
- 1907 – «Эвника»
- 1907 – «Шопениана»
- 1908 – «Ночь Терпсихоры»
- 1909 – «Стрекоза»
- 1909 – «Бабочка»
- 1909 – «Калифорнийский мак»
- 1913 – «Семь дочерей горного короля»
Торт «Анна Павлова» — Торт «Павлова» — десерт, покоривший миллионы людей в мире, был изготовлен и назван в честь великой балерины Павловой.
Сергей Дягилев осуждал личное турне Анны Павловой по Европе
Отношения между Сергеем Дягилевым и Анной Павловой испортились еще в 1909 году, за два месяца до премьеры Русских сезонов. Он узнал, что артистка, которая должна была стать звездой его парижских гастролей, договорилась о личном турне по Европе. Скорее всего, Павлова так поступила из опасений, что из-за множества трудностей премьера может не состояться. Она не уступила просьбам Дягилева отменить турне. Договорились, что Павлова приедет в Париж и начнет выступления через две недели после открытия Сезонов. Так и получилось. После этого балерина ушла из труппы и продолжила самостоятельную карьеру. Причиной такого решения могло стать пренебрежительное отношение антрепренера к балету. Он заявлял, что «смотреть его с одинаковым успехом могут как умные, так и глупые — все равно никакого содержания и смысла в нем нет; да и для исполнения его не требуется напрягать даже маленькие умственные способности».
Дягилев считал позорным сам факт выступлений Анны Павловой в лондонских и парижских театрах-варьете и позже обвинил балерину в причастности к «распродаже искусства».
«…Вы увидите, ждать недолго, — все наше хореографическое искусство, примером и заботами г-жи Павловой и ее подручных, очутится «в кабачке за полушечку». Из письма Сергея Дягилева в редакцию «Петербургской газеты», 26 августа 1910 года. Цитируется по книге Шенга Схейена «Сергей Дягилев: «Русские сезоны» навсегда»
Театральный и художественный деятель Сергей Дягилев. Санкт-Петербург, 1910 год. Фотография: Жан де Стрелецки / Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Балет
В 1999 году Павлову приняли в труппу Мариинского театра и поручили небольшие партии сразу в нескольких постановках знаменитого балетмейстера Мариуса Петипа, среди которых были «Тещина предосторожность» и «Камарго». Вскоре имя Анны появилось на афишах в числе прочих исполнителей па-де-де и па-де-труа в спектаклях «Корсар» и «Пахита», а затем талантливая танцовщица обрела звание балерины и постоянную сценическую пару
Под покровительством Кшесинской
В Мариинском театре юную Анну взяла под покровительство прима-балерина Матильда Кшесинская, любовница Великих князей. С её помощью она сделала первые успешные карьерные шаги. Матильда прочила свою протеже в любовницы тоже кому-нибудь из членов Императорской фамилии, но вмешалась настоящая любовь. К грациозной балерине воспылал страстью светский красавец и щеголь барон Виктор Дандре. Впрочем, к этому времени Анне Павловой было уже 27 лет, и кто у неё в жизни был до этого – история умалчивает. Михаил Фокин неоднократно выступал дуэтом с Павловой и, став хореографом, продолжил это плодотворное сотрудничество, поставив для партнерши такие шедевры русского балета, как танцевальный монолог «Умирающий лебедь» и дивертисмент «Виноградная лоза».
Благодаря этим танцам Анна получила признание и с 1908 года постоянно находилась в разъездах. Она участвовала в постановках «Сильфида» и «Клеопатра», проходивших в рамках «Русских сезонов» во Франции, затем гастролировала с проектом по городам Германии, Бельгии, Англии и других европейских стран. Афиша с портретом Павловой работы художника Валентина Серова вскоре после дебюта стала эмблемой фестиваля, организованного известным антрепренером Сергеем Дягилевым.
Портрет Анны Павловой работы Валентина Серова
В 1910 году балерина ушла из «Мариинки» и с тех пор заключала самостоятельные контракты на отдельные представления. Анна исполнила главную партию в «Жизели» в Лондоне и месяц танцевала на сцене нью-йоркского театра Метрополитен-опера.
Параллельно с гастролями Павлова с помощью американского танцовщика Адольфа Больма организовала собственную труппу, в репертуар которой вошли балеты «Волшебная флейта» Вольфганга Моцарта, «Привал кавалерии» Ивана Армсгеймера и 2-й акт «Лебединого озера» Петра Чайковского.
Анна Павлова. Первая исполнительница миниатюры «Умирающий лебедь»
Редкое видео:Анна Павлова — «Умирающий лебедь»
Позже прима начала ставить собственные номера, пользовавшиеся успехом, сравнимым с «Лебедем» и «Танцем семи покрывал» Фокина. Интересен тот факт, что балерина вдохновляла не только коллег и ценителей балета, но и кулинаров. Именем Павловой изготовители тортов назвали воздушный десерт, в рецепт которого входили безе, напоминавшее пачку, и свежие фрукты.
В начале 1920-х годов слава Анны и ее коллектива вышла за пределы европейского континента, когда русско-американский продюсер организовал гастроли в США, а затем договорился о выступлениях в Индии.
Анна Павлова в Сиднее
После этого Павлова стала живой легендой, которую хотели видеть во всех странах мира. В период с 1922 по 1929 годы звезда почтила своим присутствием лучшие сцены Японии, Китая, Египта, Австралии и Новой Зеландии. Во время поездок балерина посещала танцевальные школы и оценивала мастерство студенток. Благодаря Анне знаменитая актриса, балерина и хореограф Тамара Туманова получила шанс пробиться на большую сцену и сделать карьеру в труппе Русского балета в Монте-Карло.
Биография балерины Анны Павловой
Анечка появилась на свет 12 февраля (зодиак — Водолей)1881 года в поселке Лигово под Санкт-Петербургом. Девочка родилась недоношенным семимесячным ребенком. Благодаря бабушке Анны, которая в течение года ее выхаживала, поила козьим молоком – девочка выжила. Ее иммунитет был слабым, она часто болела, имела нездоровый внешний вид.
Тайна происхождения
Кто и кем были ее родители, до сих пор однозначно не известно. Одна из версий рассказывает о том, что мать была прачкой, и служила богатому банкиру Лазарю Полякову. Именно он стал отцом Анны.
Вторая версия — мать Любовь Павлова познакомилась с солдатом Матвеем Шамаш. Караим соблазнил Любовь. В будущем она родила от него ребенка.
Современники говорили, что Анна похожа на Матвея. Ее легкие восточные черты лица были популярны в эпоху Модерн. Она с раннего возраста увлекалась восточными мелодиями и танцами.
Но в то же время, когда юная Анна изъявила желание о занятиях танцами, именно Поляков оплатил учебу в балетном заведении.
Анна Павлова в свои 8 лет твердо решила, что будет балериной. Это желание пришло к девочке при просмотре балета «Спящая красавица». И уже в 10 лет она поступила в Петербургское театральное училище.
Учиться было крайне тяжело, уроки длились по 8 часов в день. Строжайшая диета и дисциплина, обидные оскорбления одноклассниц из-за ее нестандартного для балерины вида.
У девочки были длинные ноги и руки, слабые щиколотки. Она не обращала на это все внимания, знала свое призвание в жизни. Знала, что она настоящая балерина. И без танцев не имеет смысла жить. Она занималась фанатично, вкладывая всю себя в свое любимое дело.
1 июня 1899 г. Анна Павлова была определена на службу в дирекцию императорских театров. Мариинский театр дал ей ощутить радость первой премьеры. Но уже в театре стало ясно, что движения Анны не являются виртуозными, нет «стального носка».
Целеустремленная Павлова не остановилась из-за своих недостатков. Она начала брать уроки балета у русских и испанских преподавателей. Благодаря своей настойчивости, в 1906 Анна стала настоящей балериной. Её назначили главным исполнителем партий в испанском и классическом репертуаре.
Около 10 лет Павлова служила в Мариинском театре Санкт-Петербурга, станцевав, практически, весь репертуар.
Последний концерт
Михаил Фокин создал специально для Павловой спектакль, который стал визитной карточкой балерины. «Умирающий лебедь» — танец о непостоянстве счастья. С 1908 г. она начала давать концерты за границей.
Всемирное признание ей дал Париж, где она участвовала в постановке «Русские сезоны» Сергея Дягилева. В 1909 году поставила личный спектакль.
Многие считают, что благодаря Дягилеву, в мире узнали о Павловой. Но это совем не так. Павлова уже танцевала в Германии, Дании и Швеции до появления «Русских сезонов».
В 1910 известная танцовщица покинула Мариинский театр и создала свою труппу. Фокин поставил еще пару балетов для труппы Анны. Постановка «Семь дочерей горного короля» принес грандиозный успех.
В 1914 г. непревзойденная танцовщица дала последний концерт в России и переехала в Англию. На родину больше не вернулась. За 22 года гастролей она станцевала почти в 9000 спектаклях.
Интересный факт: Айседорой Дункан обожала Павлову и старалась не пропускать ее спектакли в Петербурге, в Париже, в Нью-Йорке. Они были знакомы. Чарли Чаплин был большим поклонником и другом Анны Павловой.
Кшесинская
Павлова была дружна с Матильды Кшесинской. Прима-балерина оказывала покровительство молодой корифейке. Она часто приглашала ее на званный ужин в свой особняк, где они вместе рассматривали украшения. А также осыпала Анну хорошими подарками.
Кшесинская презентовала Павловой карандаш из платины с бриллиантами и рубинами и сказала: «Аннушка, эта маленькая вещица ничего не стоит по сравнению с тем, что ты могла бы иметь, будь у тебя щедрый возлюбленный».
Матильда Феликсовна Кшесинская
Матильда познакомила Нюру с великим князем Борисом Владимирович (братом ее будущего мужа Андрея Владимировича). Но юная балерина всячески отказывалась от покровительства представителя царской родословной.
Как-то перед спектаклем Матильда Феликсовна кивнула в сторону Бориса Владимировича и сказала: «Смотри, Аннушка, не упусти!»
Но ни катание за городом, ни посещения ресторанов или театров не смогли привлечь внимание Павловой
Борис Владимирович