Производство
Работа основана на Льюис Кэрролл Известная детская книга 1865 г. Алиса в Стране Чудес. Уилдона привлекла физическая форма персонажей и идеальная центральная роль для балерины: «В Королевском балете уже есть множество полнокровных балетов. Я хотел создать что-то более легкое и дружелюбное». Он выбрал Лорен Катбертсон за главную роль Алисы как человека, который может «увлечь публику и заставить ее поверить в Алису». Что касается музыки, Талбот объяснил, что «хотел найти новый звук, правильный тембр для Страны чудес». В его оркестровой партитуре есть большая секция ударных и четыре женских голоса.
Карен Каин, художественный руководитель Национальный балет Канады связался с Королевским балетом и предложил совместную постановку после того, как узнал о балете. Премьера постановки в Северной Америке состоялась в 2011 году. Джиллиан Ванстон.
К 2012 году Уилдон изменил структуру балета так, чтобы он состоял из трех действий вместо двух, и добавил еще один. па-де-де для Алисы и мошенника.
С тех пор балет исполнял Шведский королевский балет в 2016 г. Королевский датский балет в сезоне 2016-17 и Австралийский балет в 2017 году.
Публикация «Размышления о балете „Алиса в стране чудес“ и фоторепортаж» размещена в разделах
- Балет, балерины
- Темочки
А сколько в ней непреложной мудрости!
И когда я узнала, что десять лет назад, в феврале 2011 года, в Ковент-Гардене был поставлен балет по «Алисе…» на музыку Джоби Талбота, я сразу ринулась с головой в интернет, чтобы отыскать эту постановку. Честно скажу, что нелегко было, но всё же я нашла его и не в отрывках (что значительно больше и чаще встречается, а целиком! И градус моего горячего желания познакомиться с этим балетом подняло то, что одну из заглавных партий в балете исполнял Сергей Полунин, украинский танцор, бывший в то время в Королевском балете премьером, а потом бросившим этот театр и уехавшим в Россию.
Создателем балета был хореограф Кристофер Уилдон, мастерски использовавший сказку Кэрролла. Представление очень красочное, ослепительное, яркое! Следя за действием на сцене, я постоянно ловила себя на аутентичном, будто бы единственно возможном, звучании музыки, абсолютно соответствующей образам и действию. И это при том, что в современном балете сейчас много диссонирующей, тяжёлой для восприятия музыки, пользующейся особым спросом в кругу элитных балетоманов, музыка Д. Талбота ублажала душу и слух, вела за собой и заставляла часто подпевать своему звучанию (ах, какой там лейтмотив главной героини!
Сценография Боба Кроули, на мой дилетантский взгляд, из области фееричных фестивалей, необыкновенное наслаждение для зрителей! В спектакле используются все современные возможные технические средства. Чего стоит момент, когда «огромная» Алиса застревает в малюсенькой прихожей или вдруг оказывается перед огромной дверью, даже ручку которой достать не в силах! А полёт-падение в кроличью нору? А как великолепно представлена вакханалия гротеска во дворце Красной королевы, где на основе академичной балетной лексики мы видим и пародийность, но без нарочитого танца, и юмор, переходящий в сарказм судебного процесса, и серьёзную, невероятно-лирическую партию романтичного Джека-валета. Эффект потрясающий!
Действие спектакля затягивает, разворачивая перед нами такой круговорот шоу фантасмагорий, что вырваться из него не только невозможно, но и не хочется! И я себя снова ловила на том, что перестаю дышать, следя за этим головокружительным миром буйной фантазии Кэрролла с удивительным привкусом авантюрного путешествия, заставившего замолчать голос внутреннего взрослого, отрицающего начисто всё, происходящее на сцене.
Финал балета для меня оказался очень уместным: после всей этой безумной авантюры в сказочной стране мы возвращаемся в привычный и даже современный мир, где Алиса просыпается на скамейке, рядом с которой сидит простой парень в джинсах и футболке. И она делится с ним всем, что пережила во сне, а мимо проходит некто, случайный турист, которого они просят их сфотографировать и мы видим, что это Кэрролл-Кролик. И кажется, что сейчас произойдёт узнавание! Но нет, этого не случается – мы в надёжной и правильной реальности, а как хочется вернуться туда, в сказку, где всё сумасбродно и остро, где оголены чувства и иллюстративна и наглядна мудрость! Где нас сопровождает инфернально-разделённый Чеширский кот, плавно скользящий в темноте сцены.
Помните?
— Если в мире все бессмысленно, что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
— Завтра никогда не бывает сегодня. Разве можно проснуться поутру и сказать: «Ну вот, сейчас, наконец, завтра»?
— Встретить бы кого-нибудь разумного для разнообразия!
— От перца, верно, начинают всем перечить. От уксуса — куксятся, от горчицы — огорчаются, от лука — лукавят, от вина — винятся, а от сдобы — добреют. Как жалко, что никто об этом не знает. Все было бы так просто. Ели бы сдобу — и добрели!
Рассуждать об исполнительницах ролей самой Алисы и её матери, а позже Красной королевы, смысла не вижу. Это просто надо видеть!
Очень советую провести вечер перед экраном и посмотреть этот балет вместе с детьми, их легко будет увлечь сказочным действом, оно, не в пример чтению сказки, легче! Уверена, что вы не пожалеете об этом!
Примечание!
Все фотографии для публикации я сделала сама прямо с экрана телевизора. В этом легко убедиться. Но не могу не выразить сожаления, что так мало фотографий можно показать. А, может, это и к лучшему? Фотография — это всё же, особенно в данном случае — застывший момент! Он не передаёт экспрессии спектакля, его гротеска и выразительности, создавая лишь интригу. Что ж, надеюсь, я вас заинтриговала и вы захотите найти этот спектакль и посмотреть его вместе детьми.
Символы
Оксфордские персонажи:Алиса: оригинальный главный герой романа Льюиса Кэрролла, в котором она — ребенок; В балете она — подросток, у которой начинается первый роман.Генри Лидделл и его жена: родители Алисы; ее отец — вице-канцлер Оксфорда.Льюис Кэрролл: автор Алиса в Стране ЧудесЛорина и Эдит: Две сестры Алисы.Джек: мальчик садовника, которого выгнали из дома после ложного обвинения в краже пирога с вареньем. (На самом деле, Алиса дала ему это.)
Персонажи Страны ЧудесКоролева червей: монарх-убийца, одетый в кроваво-красный цвет и терроризирующий всех в поле зрения В исполнении той же танцовщицы, которая играет мать Алисы. Король червей: Играет тот же танцор, который играет отца Алисы. белый кролик: помощник королевы, напуганный своим работодателем. Изображается тем же танцором, который играет Льюиса Кэрролла. Валет червей: один из колоды игральных карт, он обвиняется в краже пирогов с вареньем и предстает перед судом. Его играет тот же танцор, который играет Джека.Герцогиня: леди из страны чудес, которую приглашают поиграть в крокет с королевой.Лягушка: дворецкий герцогини.Рыба: почтальон страны чудес.Чеширский кот: таинственный ухмыляющийся кот, у которого Алиса спрашивает дорогу.Безумный Шляпник, Мартовский Заяц и Соня: три персонажа, которых Алиса встречает на чаепитии.Гусеница: экзотическое насекомое, которое дает Алисе съесть кусок галлюциногенного гриба.
Броски
Роль | Мировая премьера | DVD 2017 г. |
---|---|---|
Алиса | Лорен Катбертсон | |
Джек / Червовый валет | Сергей Полунин | Федерико Бонелли |
Льюис Кэрролл / Белый кролик | Эдвард Уотсон | Джеймс Хэй |
Мать / Королева червей | Зенаида Яновски | Лаура Морера |
Отец / Король червей | Кристофер Сондерс | |
Маг / Безумный Шляпник | Стивен МакРэй | |
Раджа / Гусеница | Эрик Андервуд | Фернандо Монтаньо |
Герцогиня | Саймон Рассел Бил | Гэри Авис |
Викарий / Мартовский Заяц | Рикардо Сервера | Пол Кей |
Верже / Соня | Джеймс Уилки | Романы Пайдак |
Повар | Кристен МакНалли | |
Лакей / рыба | Людовик Ондивиела | Тристан Дайер |
Лакей / Лягушка | Кента Кура | Дэвид Юдс |
Сестры Алисы | Линн КоупСаманта Рейн | Миган Грейс ХинкисБеатрис Стикс-Брунелл |
Дворецкий / палач | Филип Мосли | Гарри церкви |