Синопсис
Рисунок Леона Бакста, изображающий Ивана-царевича, ловящего Жар-птицу.
В центре балета — путешествие его героя Ивана-царевича . Во время охоты в лесу он забредает в волшебное царство злого Кощея Бессмертного , чье бессмертие сохраняется благодаря хранению его души в волшебном яйце, спрятанном в ларце. Иван преследует и ловит Жар-птицу и собирается убить ее; она умоляет сохранить ей жизнь, и он щадит ее. В знак благодарности она предлагает ему зачарованное перо, которое он может использовать, чтобы призвать ее, если он будет в крайней нужде.
Затем царевич Иван встречает тринадцать княжон, находящихся под чарами Кощея, и влюбляется в одну из них, царевну. На следующий день Иван противостоит магу, и в конце концов они начинают ссориться. Когда Кощей посылает своих приспешников за Иваном, он вызывает Жар-птицу. Она вмешивается, очаровывая монстров и заставляя их танцевать сложный энергичный танец («Адский танец»).
Измученные существа и Кощей засыпают глубоким сном. Пока они спят, Жар-птица направляет Ивана к пню, где спрятан ларец с яйцом, содержащим душу Кощея. Иван разрушает яйцо, и после того, как чары сняты и Кощей мертв, волшебные существа, которых Кощей держал в плену, освобождаются, а дворец исчезает. Все «настоящие» существа, включая принцесс, просыпаются и с последним намеком на музыку Жар-птицы (хотя в хореографии Фокина она не появляется в этой финальной сцене на сцене) празднуют свою победу.
Последующие балетные постановки
Павел Петров в постановке Русского балета Монте-Карло в Сиднее, 1936–1937 гг.
« Жар-птица » была поставлена многими хореографами, включая Джорджа Баланчина и Джерома Роббинса (со-хореографы), Грэма Мерфи , Алексея Ратманского и Юрия Посохова.
Балет был возрожден в 1934 году труппой полковника Василия де Базиля « Русские балеты Монте-Карло» в постановке в Лондоне с использованием оригинального декора и костюмов труппы Дягилева. Впоследствии труппа исполнила балет в Австралии во время гастролей 1936–37 гг.
Спектакль был поставлен Джорджем Баланчиным для Нью-Йоркского городского балета в 1949 году с Марией Талльчиф в роли Жар-птицы, с декорациями и костюмами Марка Шагала , и хранился в репертуаре до 1965 года. 1970 год для Нью-Йоркского городского балета с тщательно продуманными декорациями Шагала и новыми костюмами Каринской по мотивам костюмов Шагала для фестиваля Стравинского 1972 года, на котором Гелси Киркланд представила Жар-птицу.
В 1970 году Морис Бежар поставил собственную версию, в которой главным героем балета был молодой человек, поднявшийся из рядов революционеров и ставший их лидером. В главной роли танцевал Мишель Денар .
Балет Мариинского исполнил оригинальную хореографию в Ковент — Гарден в августе 2011 года, как часть их Фокина ретроспективе.
Национальный балет Канады создал версию Firebird для телевидения, иногда ретранслировать, в которых были использованы специальные эффекты , чтобы сделать вид , что Firebird находится в полете.
29 марта 2012 года в Американском театре балета состоялась премьера балета в хореографии Алексея Ратманского в Центре искусств Сегерстрем в Коста-Меса, Калифорния , с Мисти Коупленд в главной роли .
Королевский балет поставил 6 спектаклей балета в Королевском оперном театре в Лондоне в июне 2019 года, с Ясмин Нади выполняет роль Firebird.
В популярной культуре
Реконструкция хореографии и дизайна мировой премьеры 2013 в исполнении Мариинского балета.
Отрывки из «Жар-птицы» были использованы в анимационном фильме Бруно Боззетто 1976 года Allegro Non Troppo и в анимационном фильме Уолта Диснея « Фантазия 2000» .
Книга с картинками Спасителя Пиротты и Кэтрин Хайд «Жар-птица » основана на оригинальных историях, вдохновивших на создание балета, и была опубликована в 2010 году в ознаменование столетия балета.
Влияние The Firebird ощущалось не только в классической музыке. Стравинский оказал большое влияние на Фрэнка Заппу , который использовал мелодию из Berceuse в своем альбоме 1967 года «Абсолютно бесплатно» . Заппа также использовал некоторые мелодии Стравинского из «Жар-птицы» и «Весны священной» в своем альбоме «The Mothers of Invention , Absolutely Free ». Прог-рок- группа Yes регулярно использовала финал балета в качестве музыки для «прогулки» на концертах с 1971 года. Джазовый музыкант и аранжировщик Дон Себески представил смесь пьесы с композицией в стиле джаз-фьюжн « Огненные птицы » Джона Маклафлина . на его альбоме 1973 года Giant Box . В течение 1980-х и 1990-х годов аккорд, открывающий «Адский танец», стал широко используемым сэмплом оркестрового хита в музыке, особенно в рамках нового джек-свинга .
«Жар-птица» использовалась на церемонии открытия Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи во время сегмента «Зажжение котла».
Первые записи
Год выпуска | Оркестр | Дирижер | Записывающая компания | Формат | Примечания | Рекомендации |
---|---|---|---|---|---|---|
1916 г. | Симфонический оркестр Бичема | сэр Томас Бичем | Колумбийская графофонная компания | 78 об/мин | Три отрывка из сюиты 1911 года. Первая в истории коммерческая запись музыки Стравинского. | |
1924 г. | Лондонский симфонический оркестр | Альберт Коутс | Голос его хозяина | 78 об/мин | Премьерная запись всей сюиты 1911 года. | |
1924 г. | Филадельфийский оркестр | Леопольд Стоковски | Виктор | 78 об/мин | Премьера акустической записи всей сюиты 1919 года. | |
1925 г. | Берлинская филармония | Оскар Фрид | Полидор | 78 об/мин | Премьера электрической записи всей сюиты 1919 года. | |
1947 г. | Нью-Йоркский симфонический филармонический оркестр | Игорь Стравинский | Колумбия отчеты | 78 об/мин/л.с. | Премьерная запись всей сюиты 1945 года. | |
1960 г. | Лондонский симфонический оркестр | Антал Дорати | Меркьюри Рекордс | LP | Премьерная запись полной оригинальной партитуры 1910 года. |
[править] Постановки
Вацлав Нижинский в роли Царевича
Следующим исполнителем партии Ивана-царевича в той же постановке стал Вацлав Нижинский, Кащея — Энрико Чеккетти.
С тех пор балет «Жар-птица» неоднократно ставился на различных сценах в разных редакциях.
Среди первых постановок:
- 1918, Нью-Йорк, «Метрополитен опера», возобновление по хореографии М.Фокина, балетмейстер А. Р. Больм
- 2 октября 1921, Петроградский театр оперы и балета (бывший Мариинский), балетмейстер Ф. В. Лопухов, художник А. Я. Головин, дирижер Э. А. Купер; Жар-птица — Е. М. Люком, Иван-царевич — Б. В. Шавров.
- 1926, Парижская Опера, возобновление, новые декорации и костюмы Н. С. Гончаровой; Жар-птица — А. Д. Данилова, Иван-царевич — С.Лифарь, Царевна Ненаглядная краса — Л. П. Чернышёва.
- 1934, труппа Ballets Russes de Monte-Carlo под руководством полковника Базиля (возобновление дягилевской постановки с теми же костюмами и декорациями; премьера прошла в Лондоне, затем с этим балетом труппа путешествовала по Европе и в Австралии)
- В 1940 году Адольф Больм, еще в 1918 году повторивший постановку М.Фокина, на этот раз для театра в Голливуде, США, создал свою собственную хореографическую версию балета «Жар-птица»; художник Николай Ремизов. А в 1945 году он повторил эту же постановку в Нью-йоркском Ballet Theatre («Балле тиэтр»), но в декорациях Марка Шагала.
- 1949 г., США, New York City Ballet, постановка в новой хореографии Д. Баланчина с теми же декорациями Марка Шагала, в партии Жар-птицы — Мария Толчиф (Maria Tallchief) (в 1970 г. эту редакцию балета воссоздал Джером Роббинс с костюмами Барбары Каринской, созданными на основе предыдущей постановки Марка Шагала; и этот спектакль участвовал в Фестивале Стравинского (Stravinsky Festival), проводимом в 1972 году в США)
- 1954 — Л. П. Чернышёва и С. Л. Григорьев возобновляли постановку М. Фокина для театров «Ла Скала» (Италия) и «Сэдлерс Уэллс» (Великобритания)
- 22 марта 1962, Ленинградский Малый театр, балетмейстер К. Ф. Боярский (по Фокину), художники С. А. Соломко (декорации), Т. Г. Бруни (костюмы), дирижер С. А. Прохоров; Жар-птица — Л. Н. Сафронова, Иван-царевич — А. С. Хамзин, Марья Моревна — Н. С. Янанис, Кащей Бессмертный — Н. Н. Филипповский.
- 30 июня 1964, Большой театр (Москва), балетмейстер С. К. Власов, Н. Р. Симачёв (по Фокину), художник М. Н. Прокудина (по эскизам Головина), дирижер М. Ф. Эрмлер; Жар-птица — М. М. Плисецкая, Иван-царевич — Н. Б. Фадеечев, Царевна Ненаглядная краса — Н. М. Таборко, Кащей Бессмертный — В. А. Левашов.
Поставок еще известно множество.
Выдающийся французский балетмейстер Морис Бежар именно этим балетом дебютировал как хореограф — в Швеции, поставив для кинофильма фрагменты балета «Жар-птица» И. Стравинского. Он еще не раз возвращался к этому произведению в 1940-х — 1960-х годах.
По своей хореографии в 1975 году в Ленинградском театре имени С. М. Кирова поставил балет Борис Эйфман. Спектакль получил восторженные отзывы, в том числе зарубежные, и в 1978 году, уже получив собственную труппу «Новый балет» при Ленконцерте, бадетмейстер повторил постановку.
В 2002 году «Жар-птица» вернулась снова в Париж, уже в новых, реставрированных «русских сезонах» на сцене парижского муниципального оперного театра «Шатле».
Собственную версию либретто, с сохранением основного сюжета и музыкальной части, сделали для своей московской труппы Наталия Касаткина и Владимир Василёв по сказкам А. Н. Афанасьева.
29 марта 2012, в США, American Ballet Theatre, по собственной хореографии балет поставил Алексей Ратманский.
Примечания и ссылки
Источники
- Слонимский, Николай (2014). Книга музыкальных анекдотов Слонимского . Хобокен: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-135-36860-9.
- Сорли Уокер, Кэтрин (1982). «Русские балеты» Де Базиля . Лондон: Хатчинсон. ISBN 0-09-147510-4.(Нью-Йорк, Атенеум. ISBN 0-689-11365-X )
- Тарускин, Ричард (1996). Стравинский и русские традиции . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-520-29348-9.
- Уолш, Стивен (1999). Стравинский: Творческая весна (Россия и Франция, 1882-1934) . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 0-679-41484-3.
- Уолш, Стивен (2006). Стравинский: Второе изгнание (Франция и Америка, 1934-1971) . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 0-375-40752-9.
- (требуется подписка)
- Уайт, Эрик Уолтер (1966). Стравинский: Композитор и его произведения (2-е изд.). Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press . ISBN .
Музыка
Состав
Эпизод | английский перевод |
---|---|
Первая таблица | |
Введение | Введение |
Le Jardin Enchanté de Kachtcheï | Волшебный сад Кощея |
Apparition de l’Oiseau de feu, poursuivi by Иван-царевич | Явление Жар-птицы, преследуемой Иваном-царевичем |
Danse de l’Oiseau de feu | Танец Жар-птицы |
Capture de l’Oiseau de feu Ивана-царевича | Поимка Жар-птицы Иваном-царевичем |
Supplications de l’Oiseau de feu — Явление трех очаровательных принцесс | Мольба Жар-птицы — Появление тринадцати заколдованных принцесс |
Jeu des princesses с золотыми помпонами | Игра принцесс с золотыми яблоками |
Резкое явление Ивана Царевича — Хороводе (Ronde) принцесс | Внезапное появление Ивана-царевича — Хоровод царевен |
Lever du jour – Иван-царевич пенет во дворце Качей | Рассвет — Иван-царевич проникает во дворец Кощея. |
Carillon Féerique, apparition des monstres-gardiens de Kachtheï et caption d’Ivan Tsarevach – Arrivée de Kachtheï l’Immortel – Dialogue de Kachtheï avec Ivan Tsarevich – Intercession des princesses – Apparition de l’Oiseau de feu | Волшебный карильон, Явление чудовищ-хранителей Кощея и Пленение Ивана-царевича – Прибытие Кощея Бессмертного – Диалог Кощея и Ивана-царевна – Заступничество царевн – Явление Жар-птицы |
Danse de la suite de Kachtcheï, enchantée par l’Oiseau de feu | Танец свиты Кощея, Очарованный Жар-птицей |
Danse infernale de tous les sujets de Kachtcheï – Berceuse (L’Oiseau de feu) – Réveil de Kachtcheï – Mort de Kachtcheï – Profondes ténèbres | Адский танец всех подданных Кощея – Колыбельная – Пробуждение Кощея – Смерть Кощея – Глубокая тьма |
Вторая таблица | |
Disparition du palais et des sortilèges de Kachtcheï, анимация окаменевших кавалеров, allégresse générale | Исчезновение дворца Кощея и волшебных творений, возвращение к жизни окаменевших богатырей, всеобщее ликование |
Жар-птица посвящена Андрею Римскому-Корсакову , сыну Николая Римского-Корсакова.
Инструментарий
Произведение написано для большого оркестра со следующими инструментами:
-
Деревянные духовые
- 2 пикколо (2-я двойная 3-я флейта)
- 2 флейты
- 3 гобоя
- Английский рожок
- 3 кларнета в ля (3-й парный кларнет в ре )
- бас-кларнет в B ♭
- 3 фагота (3-й парный 2-й контрафагот )
- контрафагот
-
Латунь
- 4 валторны в фа
- 3 трубы в ля
- 3 тромбона
- туба
- 3 сценические трубы
- 2 сценические теноровые тубы Вагнера
- 2 сценические басовые тубы Вагнера
-
Перкуссия
- басовый барабан
- тарелки
- треугольник
- бубен
- тамтам
- глокеншпиль
- ксилофон
- пианино
- челеста
- 3 арфы
- литавры
-
Струны
- первые скрипки
- вторые скрипки
- альты
- виолончели
- контрабасы
использованная литература
Источники
- Слонимский, Николай (2014). Книга музыкальных анекдотов Слонимского . Хобокен: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-135-36860-9.
- Сорли Уокер, Кэтрин (1982). Русские балеты де Базиля . Лондон: Хатчинсон. ISBN 0-09-147510-4.(Нью-Йорк, Атенеум. ISBN 0-689-11365-X )
- Тарускин, Ричард (1996). Стравинский и русские традиции . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816250-2.
- Уолш, Стивен (1999). Стравинский: Творческая весна (Россия и Франция, 1882-1934) . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 0-679-41484-3.
- Уолш, Стивен (2006). Стравинский: Второе изгнание (Франция и Америка, 1934–1971) . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 0-375-40752-9.
- (требуется подписка)
- Жар-птица : партитуры в проекте » Международная библиотека музыкальных партитур»
В популярной культуре
Реконструкция мировой премьерной хореографии и дизайна на 2013. Балет Мариинского театра , Санкт-Петербург.
Отрывки из «Жар-птицы» были использованы в анимационном фильме Бруно Бозцетто « Allegro Non Troppo » 1976 года и в мультфильме Уолта Диснея « Фантазия 2000» .
Книжка с картинками Спасителя Пиротты и Кэтрин Хайд « Жар-птица» основана на оригинальных историях, вдохновивших балет, и была опубликована в 2010 году в ознаменование столетнего юбилея балета.
Влияние «Жар-птицы » ощущается не только в классической музыке. Стравинский оказал большое влияние на Фрэнка Заппу , который использовал мелодию из Berceuse в своем альбоме 1967 года Absolutely Free в разделе «Amnesia Vivace» сюиты «Герцог Чернослив» (вместе с мелодией из «Весны священной» ). Prog рок — группа Да регулярно используется финал в балетную как их «ходить на» музыку для концертов , начиная с 1971 года джазового музыканта и аранжировщика Дон Себески признакам месиво из части, с джаз — фьюжн состав птиц огня по Джон Маклафлин , на его альбоме 1973 года Giant Box . В течение 1980 — х и 1990 — х годов, аккорд , который открывает «Infernal Dance» стал широко используемый оркестр хит образец в музыке, в частности , в рамках нового джек — свинг .
Он был использован на церемонии открытия «Сочи 2014» в сегменте «Котловое освещение».
Люксы
Иван Билибин . Воин — эскиз костюма к спектаклю 1931 года.
Вскоре после завершения «Жар-птицы» Стравинский написал сольную редакцию всего балета для фортепиано. Помимо полной 50-минутной балетной партитуры 1909–1910 годов, Стравинский аранжировал для концертного исполнения три сюиты, датированные 1911, 1919 и 1945 годами. Ниже приводится описание большинства других производных композиций из «Жар-птицы»:
Люкс 1911 года
- Введение – Зачарованный сад Кащея – Танец Жар-птицы
- Мольба Жар-птицы
- Игра принцесс с яблоками
- Хоровод принцесс (Рондо, хоровод)
- Адский танец всех подданных Кащея
Инструменты : практически как в оригинальном балете. Партитура была напечатана с тех же пластин, только новые окончания механизмов были заново выгравированы.
Люкс 1919 года
- Вступление – Жар-птица и ее танец – Вариация Жар-птицы
- Хоровод принцесс (Рондо, хоровод)
- Адский танец царя Кащея
- Берсез (Колыбельная)
- Финал
Инструменты : 2 флейты (2-я также пикколо); 2 гобоя (2-й также английский рожок на один такт); 2 кларнета; 2 фагота; 4 рога; 2 трубы; 3 тромбона; туба; литавры; басовый барабан; тарелки; треугольник; ксилофон; арфа; фортепиано (также вариант челеста); струны.
Эта сюита была создана в Швейцарии для дирижера Эрнеста Ансерме . Роберт Крафт писал, что набор 1919 года содержал «более трехсот ошибок». Кроме того, Стравинский писал в 1952 году, что «части версии 1919 года были … полны ошибок …»
Люкс 1945 года
- Вступление – Жар-птица и ее танец – Вариация Жар-птицы
- Пантомима I
- Па-де-де: Жар-птица и Иван-царевич
- Пантомима 2
- Скерцо: Танец принцесс
- Пантомима 3
- Хоровод принцесс (Рондо, хоровод)
- Адский танец царя Кащея
- Берсез (Колыбельная)
- Финал
Инструменты : 2 флейты (2-я также пикколо); 2 гобоя; 2 кларнета; 2 фагота; 4 рога; 2 трубы; 3 тромбона; Туба; Литавры; Басовый барабан; Барабан; Бубен; Тарелки; Треугольник; Ксилофон; Арфа; Фортепиано; Струны.
В 1945 году, незадолго до того, как он получил американское гражданство, Leeds Music связалась со Стравинским с предложением пересмотреть оркестровку его первых трех балетов, чтобы восстановить авторские права на них в Соединенных Штатах. Композитор согласился, отложив работу над финалом своей «Симфонии в трёх частях» . Он приступил к созданию новой сюиты на основе версии 1919 года, добавив к ней и переработав несколько минут пантомим из оригинальной партитуры.
Адский танец, берсис и финал
Пианист Гвидо Агости также сделал короткую редакцию трех фрагментов из балета, а именно трех основных номеров в конце. Посвященная памяти Ферруччо Бузони , процесс редукции начался в Форте-дей-Марми, Италия , в августе 1928 года и завершился в Берлине в октябре 1928 года. Сюита из трех частей была написана для фортепиано соло. Список перемещений выглядит следующим образом:
- Адский танец короля Кащей . Allegro feroce — Анданте
- Берсез . Анданте
- Финал . Lento maestoso — Allegro non troppo — Molto pesante
Вариации сюиты[править]
Первый вариант (1910 г.)править
Сюита получила такое же название — «Жар-птица». Она предполагалась для большого оркестра; в нее вошли такие фрагменты балета: Вступление, «Заколдованный сад Кащея и пляска», «Мольбы Жар-птицы», «Игра царевен золотыми яблочками», Хоровод царевен, «Поганый пляс Кащеева царства».
Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, большой барабан, тарелки, треугольник, ксилофон, арфа, фортепиано, струнные.
Сюита была готова уже через несколько месяцев; правда, даты здесь варьируются, по одним утверждениям, она была создана через год после постановки балета — в 1911 году, а словарь Гроува указывает (со слов г-на Musicien), что на самом деле первый вариант сюиты был создан еще раньше — в конце 1910 года, тогда же прошло и первое исполнение: 23 октября (5 ноября) 1910, Петербург, под управлением А. И. Зилоти (вполне возможно, что первое исполнение прошло еще до официальной публикации с использованием авторской партитуры).
Эта вторая дата наверняка правильная, поскольку есть подтверждающие ее документы. Сохранилось письмо И. Ф. Стравинского из Лозанны Владимиру Римскому-Корсакову (сыну композитора Н. А. Римского Корскова) от 30 августа/12 сентября , где, в частности, И. Стравинский писал: «Я все-таки думаю приехать в Петербург на несколько дней к исполнению „Жар-птицы“, то есть к 23 октября, оттуда поеду в Москву, где также (через неделю) будут играть ее, а оттуда в Ниццу».
Тем не менее, прибыть на премьеру исполнения своего произведения у композитора не получилось, о чем можно узнать из его письма от 2 ноября 1910 года другому сыну его педагога Н. А. Римского-Корсакова, Андрею Николаевичу Римскому-Корсакову: «Очень прошу тебя сейчас же после концерта написать свои и чужие впечатления о „Жар-птице“. Если исполнишь мои просьбы, заставишь век о себе Богу молиться».
В скором времени композитору сообщили об успехе, с которым прошла премьеры его сюиты, о чем он тоже сообщал своим адресантам в письмах, датированных осенью 1910 года.
Есть и отклики в прессе на концерт А.Зилоти: журнал «Аполлонъ», No 11, 1910, опубликовал статью за подписью Вяч. Каратыгина о музыкальных концертах, проходивших тогда в Петербурге, в том числе — с хвалебными отзывами в адрес этого дирижера, где среди исполненных им произведений упоминается и «Жар-птица» И. Стравинского.
Однако этот вариант оказался лишь первым. За ним последовали еще два.
Второй вариант (1919 г.)править
Зимой 1918-го — весной 1919 года И.Стравинский сделал еще один вариант сюиты, на этот раз — для оркестра среднего состава. В этот вариант вошли: Вступление, «Жар-птица и ее танец. Вариации Жар-птицы», Хоровод царевен, «Поганый пляс», Колыбельная и Финал.
Первое исполнение ― 12 апреля 1919, Женева, под управлением Э. Ансерме.
Этот вариант, по утверждению музыкальной критики, оказался наиболее любим у музыкантов-исполнителей и потому чаще всего звучит в симфонических концертах.
Третий вариант (1945 г.)править
Однако композитор оказался до такой степени увлечен своим произведением, открывшим ему выход в мировую музыкальную культуру, что в 1945 году вновь обратился к сюите и создал ее третью редакцию, состоящую из Вступления; Прелюдии и Танца Жар-птицы, Вариаций Жар-птицы; 1-й пантомимы: Па-де-де Жар-птицы и Ивана-царевича; 2-й пантомимы: Скерцо, Танца царевен; 3-й пантомимы: Хоровода, Поганого пляса; Колыбельной Жар-птицы и Финального гимна.
Первое исполнение ― 24 октября 1945, Нью-Йорк, под управлением Яши Горенштейна.
Синопсис
Рисунок Леона Бакста, изображающий царевича Ивана в плену Жар-птицы.
В центре балета — путешествие его героя — Ивана-царевича . Во время охоты в лесу он попадает в волшебное царство злого Кощея Бессмертного , бессмертие которого сохраняется, храня его душу в волшебном яйце, спрятанном в шкатулке. Иван преследует и ловит Жар-птицу и собирается убить ее; она умоляет сохранить ей жизнь, а он ее щадит. В знак благодарности она предлагает ему зачарованное перо, которое он может использовать, чтобы призвать ее, если он окажется в крайней нужде.
Затем Иван-царевич встречает тринадцать царевен, находящихся под чарами Кощея, и влюбляется в одну из них. На следующий день Иван противостоит магу, и в конце концов они начинают ссориться. Когда Кощей посылает своих миньонов за Иваном, он вызывает Жар-птицу. Она вмешивается, околдовывая монстров и заставляя их танцевать сложный энергичный танец («Адский танец»).
Измученные существа и Кощеи засыпают. Пока они спят, Жар-птица направляет Ивана к пню, где спрятана шкатулка с яйцом, в котором находится душа Кощея. Иван уничтожает яйцо, и после того, как заклинание разрушено, и Кощей мертв, волшебные существа, которых Кощей держал в плену, освобождаются, и дворец исчезает. Все «настоящие» существа, включая принцесс, пробуждаются и с последним намеком на музыку Жар-птицы (хотя в хореографии Фокина она не появляется в этой финальной сцене на сцене) празднуют свою победу.