В популярной культуре
- Партитура Карла Дэвиса 1984 года для немого эпоса Дугласа Фэрбенкса 1924 года «Багдадский вор» основана на основных музыкальных темах Шахерезады .
- Эпизод американского телесериала « Блудный сын» называется «Шахерезада», и на протяжении всего эпизода используется музыка из сюиты.
- Часть « Шахерезады» используется в советском фильме « Похищение на Кавказе» , где трио похитителей пытается развлечь пойманную ими местную девушку.
- Шахерезада используется в качестве сюжета в эпизоде « Кредитного плеча» , где персонаж Хардисон должен быть солистом в реальном выступлении, чтобы остальная часть команды могла проникнуть в безопасное хранилище в концертном зале.
- Начальный мотив «Султан» часто используется в фильмах и на телевидении, чтобы представить драматическое событие или появление гнусного персонажа в рассказе.
- Шехерезаду также можно услышать в балете « Приглашение на танец » Джина Келли и режиссерской версии мультфильма «Вор и сапожник » Ричарда Уильямса .
- «Ледяной король» ссылается на главного героя Шехерезаду из мультсериала «Время приключений» Пендлтона Уорда: «Настоящий ковер-самолет: я чувствую себя как Шахерезада!»
Записи
- Филадельфийский оркестр , дирижер Леопольд Стоковски (Victor Recording, 1927; переиздан Biddulph , 1993).
- Оркестр Филадельфии, дирижер Леопольд Стоковски (Victor Recording, 1934; переиздан Cala , 1997).
- Симфонический оркестр Сан-Франциско , дирижер Пьер Монтё ( Виктор , записано в марте 1942 г.).
- Оркестр Парижской консерватории под управлением Эрнеста Ансерме ( Decca , записано в мае 1948 года).
- Лондонский филармонический оркестр , дирижер Леопольд Стокски (1951; переиздан Testament , 2003).
- Чешский филармонический оркестр , дирижер Зденек Халабала ( Supraphon LP. 1955; переизданный Supraphon CD 2012).
- Мортон Гулд и его оркестр (скрипка — Макс Полликофф ) ( Красная печать , 1956).
- Лондонский симфонический оркестр под управлением Пьера Монтё (Decca, записано в июне 1957 года).
- Королевский филармонический оркестр под управлением сэра Томаса Бичема ( EMI , 1957).
- Orchester de la Suisse Romande , дирижер Эрнест Ансерме (Decca, 1958).
- Симфонический оркестр Миннеаполиса , дирижер Антал Дорати (« Живое присутствие Меркурия» , 1959).
- Нью-Йоркская филармония , дирижер Леонард Бернстайн ( Columbia Masterworks , 1959; позже выпущен на Sony Masterworks ).
- Оркестр филармонии , дирижер Пол Клецки (скрипка — Хью Бин ) ( EMI , 1960; позже выпущен на Classics for Pleasure ).
- Чикагский симфонический оркестр под управлением Фрица Райнера (RCA Victor Red Seal, 1960).
- Оркестр Филадельфии, дирижер Леопольд Стокски (1962 (живая запись), Гильдия GHCD 2403, дистрикт Олбани ).
- Филадельфийский оркестр, дирижер Юджин Орманди (Columbia Masterworks, 1962; позже выпущен на Sony Masterworks ).
- Лондонский симфонический оркестр, дирижер Леопольд Стокски (скрипка — Эрих Грюнберг ) (1964. Переиздан в Кала, 2003).
- Симфонический оркестр Борнмута , дирижер Константин Сильвестри (скрипка — Джеральд Джарвис) (EMI 1967; переизданный компакт-диск Disky 2001).
- Берлинская филармония , дирижер Герберт фон Караян ( Deutsche Grammophon , 1967).
- Симфонический оркестр СССР под управлением Евгения Светланова ( Columbia Masterworks Records , 1969; Мелодия LP, 1980; переиздание компакт-диска Мелодия, 1996).
- Королевский филармонический оркестр под управлением Леопольда Стокского (RCA Red Seal LP и CD, 1975).
- Оркестр Московской филармонии , дирижер Константин Иванов (скрипка — Ёко Сато) (запись прямого эфира Радио Петербург, 1978).
- Королевский оркестр Консертгебау под управлением Кирилла Кондрашина ( Philips , 1979).
- Лондонский симфонический оркестр под управлением Лориса Тьекнаворяна (записан в 1979 г., выпущен на LP Chalfont Records в 1980 г .; выпущен на компакт-диске Varese Sarabande в 1984 г.)
- Симфонический оркестр Московского радио , дирижер Владимир Федосеев (запись в Большом зале Московского радио, Виктор 1981; переиздание Виктор, CD 1995).
- Монреальский симфонический оркестр под управлением Шарля Дютуа (Decca, 1983).
- Мюнхенский филармонический оркестр , дирижер Серджиу Челибидаче (EMI Classics, LP 1984, CD 2004).
- Берлинский филармонический оркестр под управлением Лорина Маазеля ( Полидор , 1986).
- Чешский филармонический оркестр под управлением Александра Рахбари (скрипка — Йозеф Сук ) (Supraphon Records CD 11 0391-2, 1989).
- Лондонский симфонический оркестр под управлением сэра Чарльза Маккерраса ( Telarc , 1990).
- Филадельфийский оркестр под управлением Риккардо Мути ( Angel Records , 1990).
- Лондонская филармония , дирижер Эндрю Литтон ( EMI , 1990).
- Нью-Йоркская филармония , дирижер Юрий Темирканов , (скрипка — Гленн Диктероу ) (RCA CD 1991).
- Оркестр Оперы Бастилии , дирижер Мён Вун Чунг ( Deutsche Grammophon , 1993).
- Венский филармонический оркестр , дирижер — Сейджи Одзава ( PolyGram , 1994).
- Лондонская филармония, дирижер Марисс Янсонс (EMI, 1995).
- Симфонический оркестр Атланты , дирижер Роберт Спано (Telarc, 2001).
- Кировский оркестр под управлением Валерия Гергиева (Philips, 2002).
- Симфонический оркестр Торонто , дирижер Питер Унджиан ( Chandos , 2014).
Шехеразада увертюра
Шехеразада, увертюра де фееНаписанное в 1898 году, но не опубликованное при жизни композитора (опубликовано только в 1975 году), это оркестровое произведение, задуманное как увертюра к одноименной опере.
Впервые он был исполнен на концерте Société Nationale de Musique 27 мая 1899 г., дирижер композитора. У него был смешанный прием, с шумом, смешанным с аплодисментами аудитории и нелестными отзывами критиков. Один описал эту пьесу как «взрывной дебют: неуклюжий плагиат русской школы» и назвал Равеля «посредственно одаренным дебютантом»…. который, возможно, станет кем-то, если не кем-то лет через десять, если будет много работать «. Этим критиком был Вилли, Анри Готье-Виллар, который впоследствии стал поклонником Равеля. Композитор воспринял критику Вилли, назвав увертюру «неуклюжей провалом». и признавая, что в нем «в значительной степени преобладало влияние русской музыки» (Assez Fortement Dominé Par l’influence de la musique russe). Другой критик, Пьер Лало, думал, что Равель проявляет талант, но был слишком в долгу перед Дебюсси и вместо этого должен подражать Бетховен.
В программной заметке к первому исполнению, без подписи, но сочтенной композитором, говорится:
Время воспроизведения произведения — около 13 минут.
Фон
Голубая султана , Леон Бакст
Зимой 1887 года, завершая незаконченную оперу Александра Бородина « Князь Игорь» , Римский-Корсаков решил сочинить оркестровую пьесу на основе картинок из « Тысячи и одной ночи», а также отдельных и не связанных между собой эпизодов. После формулирования музыкальных набросков его предполагаемой работы, он переехал со своей семьей в Glinki-Mavriny дачу , в Nyezhgovitsy вдоль озера Cherementets (близ современной Луга в Ленинградской области ). Дача, на которой он останавливался, была разрушена немцами во время Великой Отечественной войны .
Летом он закончил « Шахерезаду» и увертюру русского пасхального фестиваля . Заметки в его автографа партитуры показывают , что первый был завершен в период с 4 июня по 7 августа 1888 г. Шехерезада состоял из симфонической сюиты из четырех связанных движений , которые образуют единую тему. Он был написан, чтобы вызвать ощущение фантастических повествований с Востока.
Изначально Римский-Корсаков намеревался назвать соответствующие части в « Шехерезаде » «Прелюдия, Баллада, Адажио и Финал». Однако, взвесив мнения Анатолия Лядова и других, а также свое неприятие слишком определенной программы, он остановился на тематических заголовках, основанных на сказках из «Арабских ночей» .
Композитор намеренно сделал названия расплывчатыми, чтобы они не ассоциировались с конкретными сказками или путешествиями Синдбада . Однако в эпиграфе к финалу он ссылается на приключения принца Аджиба. В более позднем издании Римский-Корсаков полностью отказался от названий, желая вместо этого, чтобы слушатель слышал его произведения только как симфоническую музыку на восточную тематику, которая пробуждает ощущение сказочного приключения, заявив:
Далее он сказал, что сохранил название «Шахерезада», потому что оно напомнило каждому о сказочных чудесах арабских ночей и Востока в целом.
Примечания, ссылки и источники
Примечания
- Равель особенно беспокоила фраза «En conservant Com Sindbad ma vieille pipe arabe de temps en temps entre mes lèvres» («Как Синдбад, время от времени держу мою старую арабскую трубку между губами»). На парижском сленге слово «трубка» имело двойное фаллическое значение; Клингзор изменил линию, чтобы Синдбад поднес к губам чашку с арабским языком.
- Обе записи песни, сделанные при жизни Равеля, исполняются женщинами; Исследователь Равеля Роджер Николс написал в 2011 году, что, насколько ему известно, ни один певец не записал эту песню.
Рекомендации
- ^
- Оренштейн (1991), стр. 24
- Николс (1977), стр. 12
- Николс (2011), стр. 30
- Оренштейн, стр. 28
- ^ Оренштейн, стр. 40
- ^ Оренштейн, стр. 224
- Оренштейн, стр. 148
- Николс (2011), стр. 56
- ^
- Блейкман, стр. 2
- ^ Мандель, Марк. «Морис Равель — Шехеразада, Три стихотворения для голоса с оркестром », Бостонский симфонический оркестр, 27 сентября 2007 г.
- Николс (2011), стр. 55
- Николс (2011), стр. 55–56.
- Николс (2011), стр. 56
- Примечания к вкладышу к Decca CD 475-7712 (2006), OCLC 690157532 и HMV CD HMV 5-73446-2 (1999)
Источники
- Блейкман, Эдвард (1990). Примечания к Chandos CD 8914. Колчестер: отчеты Chandos. OCLC .
- Николс, Роджер (1977). Равель. Мастера-музыканты. Лондон: Вмятина. ISBN 978-0-460-03146-2.
- Николс, Роджер (2011). . Нью-Хейвен, США и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10882-8.
- Оренштейн, Арби (1991) . Равель: человек и музыкант. Минеола, США: Дувр. ISBN 978-0-486-26633-6.