Сергей сергеевич прокофьев

Прокофьев. балет «ромео и джульетта»

Ранние годы

Лавровский родился в 1905 году в Петербурге, в семье промышленного рабочего. Окончил в 1922 г. Петроградская академия балета, где учился у В.И. Пономарев. Он танцевал с бывшим Мариинский театр, исполнив такие роли, как Зигфрид в Лебединое озеро, Жан де Бриен в Раймонда, и лидерство в Шопениана. В тот же период Лавровский был участником экспериментального танцевального коллектива «Молодой балет», в состав которого входили молодые Джордж Баланчин. Лавровский выступал в Федор Лопухов с Танцевальная симфония вместе с Баланчиным, Александра Данилова, и Лидия Иванова.:202, 245–246

Первой крупной работой Лавровского как хореографа стал балет Катерина, которую он создал для выпускного спектакля. Балет рассказывал историю крепостного театра и был поставлен на музыку Антон Рубинштейн и Адольф Адам. В конце 1930-х годов Лавровский был назначен художественным руководителем балетной труппы театра. Кировский театр.:246–247

Интересные факты

1. недопоняли…

Музыка Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта» поначалу казалась всем настолько непонятной и сложной, что общее собрание коллектива оркестра и балетной труппы, состоявшееся за две недели до предполагаемой премьеры, единогласно постановило отменить спектакль — во избежание полного провала…
При этом, вслед за одним местным остроумцем, весь театр повторял одну и ту же крылатую фразу:
— Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете…

2. успокоил

Как-то раз оркестр, исполнявший одно из произведений Прокофьева (симфоническую картину «Сны»), страшно фальшивил. Меж тем сам знаменитый автор присутствовал на концерте. Весьма сконфуженный дирижер после концерта подошел к композитору с извинениями:
— Приношу вам свои глубочайшие извинения, Сергей Сергеевич, за не слишком удачное исполнение. Бога ради, скажите, что вы не очень сердитесь за те несколько фальшивых нот, которые мы сыграли…
— Не стоит так переживать, — вежливо ответил композитор, — так как я вообще не услышал ни одной верной ноты, то это произведение воспринимал как чужое! Так что вы можете быть совершенно уверены, что я не сержусь на вас…

4. портрет с автографом

Как-то раз молодой Прокофьев играл в «Бродячей собаке» — знаменитом кафе петербургской богемы. Находившийся там в этот вечер молодой Маяковский сидел за одним из столиков и что-то увлеченно рисовал.
В конце вечера Прокофьев получил шарж на себя с такой надписью: «Уважаемый Сергей Сергеевич, который играет на самых нежных нервах уважаемого Владимира Владимировича»…

5. грабеж средь бела дня

В 1945 году в Англии Прокофьеву вручали «Золотую королевскую медаль» от английского правительства. Однако во время церемонии случился казус: произнеся длинную приветственную речь, английский посол вдруг обнаружил, что самой медали-то нет! Повисла пауза, Прокофьев стоял в полной растерянности, он уже собрался было уходить, как посол, наконец, опомнился и… торжественно вложил в руку композитора свои золотые часы. Большинство журналистов и гостей не поняли, что произошло, отчего Сергей Сергеевич выглядит таким растерянным. Посол шепотом сообщил лауреату, что медаль будет с минуты на минуту. Тем временем начался концерт из произведений композитора. После него посол незаметно передал Прокофьеву коробочку с медалью.
— А часы, пожалуйста, верните, — улыбаясь, попросил посол, — они мне дороги, как память.
— Простите, мне мои золотые часы тоже дороги, — совершенно серьезно ответил композитор.
Теперь растерялся посол:
— Но-о… мы так не договаривались…
— Вы же мне их подарили, при всех, — пряча улыбку, возмущался Прокофьев. — Теперь просите вернуть! Это просто грабеж среди бела дня!…
— Да-а… вы правы, но-о…
— Ну, раз уж вам так понравились мои часы, я могу их вам подарить, — наконец рассмеялся Прокофьев и вернул счастливому послу его часы.

6. рецензия

Весной 1921 года Париж открыл для себя Сергея Прокофьева. Газеты так охарактеризовали новую музыку: «Когда дочка динозавра оканчивала консерваторию, то в ее репертуаре был Прокофьев…» «Стальные пальцы, стальные запястья, стальные бицепсы, стальные трицепсы… Это не музыка, а звуковой стальной трест…»

7. маэстро и апельсины

Когда в одном из американских театров готовилась постановка оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», один из владельцев апельсиновых плантаций явился в театр и предложил дирекции большую сумму за своеобразную рекламу своей продукции: он хотел, чтобы в фойе были вывешены плакаты с изображением огромных апельсинов.
Надпись на плакате должна была гласить:»Именно эти апельсины вдохновили маэстро Прокофьева написать эту оперу!!! Маэстро Прокофьев употребляет фрукты только нашей фирмы!»

Leonid Lavrovsky

Дата рождения
18.06.1905
Дата смерти
28.11.1967
Профессия

танцовщик, балетмейстер, педагог

Страна
СССР

Настоящая фамилия — Иванов. Народный артист СССР (1965), лауреат Сталинских премий (1946, 1947, 1950). Окончил Петроградское хореографическое училище в 1922 (ученик В. Пономарева). В 1922-35 солист Мариинского театра. Участник вечеров «Молодого балета».

Принимал участие в премьере «Танцсимфонии»; др. партии: Приближенный хана («Конек-Горбунок»), Жан де Бриен («Раймонда»), Юноша («Шопениана»), Амун («Египетские ночи»), Принц («Лебединое озеро»), Граф («Лебединое озеро», балетм. А. Ваганова), Молодой кули («Красный мак»), Актер («Пламя Парижа»), Купец, Раб («Корсар»), Фашист («Золотой век»).

Танцовщик лирико-романтического плана, Лавровский рано увлекся сочинением танцев. «Я начал с постановки концертных номеров. В работе над ними я болел «импрессионизмом», увлекался танцем настроений, воспроизводящим только эмоциональное состояние. Вершиной этого этапа я считаю «Симфонические этюды» Шумана, осуществленные мной с учениками Хореографического техникума в 1930 году» (Л. Лавровский).

Первый вариант балета «Фадетта» был поставлен в ЛХТ в 1933/34. В 1936 балетмейстер переработал его для Малого театра. Сценография балета «Катерина» (ЛХТ — 1935, Театр им. Кирова — 1936) сделан Лавровским на историческом материале о крепостных актерах начала XIX в.

В 1935-38 Лавровский — художественный руководитель балета Малого театра

Он реставрировал «Тщетную предосторожность». В 1938, в связи со 100-летием со дня смерти Пушкина, поставил балет «Кавказский пленник» Б. Асафьева

Асафьева.

«Все эти балеты оказались лишь подступами к цели. Она — в постановке на сцене Театра им. Кирова балета «Ромео и Джульетта». В эту работу Лавровский вложил все свое умение, знание и талант и был награжден сторицей. Привлекает и музыка, и хореография, и живопись, и исполнители. А надо всем реет бессмертный дух трагедии Шекспира» (Ф. Лопухов).

Создание «Ромео и Джульетты» — итог и вершина поисков советского балета 30-х гг. В этой мимической драме трудно провести грань — где кончается танец и где начинается классический речитатив-пантомима, слитая с музыкой и проникнутая ее ритмом и содержанием. Балет не сходит со сцен театров Ленинграда, Москвы (постановщик возобновил спектакль в ГАБТе в 1946) и др. городов СССР, неоднократно и с успехом показывался советскими артистами за рубежом.

В 1938-44 Лавровский — худ. рук. балета Театра им. Кирова (в 1942-43 одновременно работал в Театре им. Спендиарова). В 1944-64 главный балетмейстер Большого театра (с некоторыми перерывами). Помимо восстановления «Жизели» и редактирования «Раймонды» поставил в ГАБТе «Красный мак» (1949), «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева (1954), «Паганини» на муз. С. Рахманинова (1960), «Ночной город» (1961), «Страницы жизни» А. Баланчивадзе (1961) и др. В 1961-62 поставил «Сказ о каменном цветке» в Хельсинки, «Ромео и Джульетту» — в Будапеште.

С 1948 педагог балетмейстерского факультета ГИТИСа (с 1952 профессор). В 1959-64 балетмейстер первого советского ансамбля «Балет на льду». В 1964-67 худ. рук. МХУ.

Сочинения: Работа балетмейстера.— В кн.: «Катерина». Л., 1935: Балетмейстер о спектакле.— В кн.: «Фадетта»

Л., 1936; Моя постановка.— В кн.: «Тщетная предосторожность». Л., 1937; Либретто и постановка «Кавказского пленника»,— В кн.: «Кавказский пленник». Л., 1938; Реализм и условность в балетном спектакле.— Искусство и жизнь, 1939, № 11, 12; Пути и судьбы советского балета.— Сов

культура, 1968, 3, 8 апр

Л., 1938; Реализм и условность в балетном спектакле.— Искусство и жизнь, 1939, № 11, 12; Пути и судьбы советского балета.— Сов. культура, 1968, 3, 8 апр.

Литература: Л. М. Лавровский. Документы, статьи, воспоминания.— М., 1983; Луцкая Е. Л. М. Лавровский.— В кн.: Мастера Большого театра. М., 1976; Михайлов М. Юность Леонида Лавровского.— В кн.: Молодые годы ленинградского балета. Л., 1978; Рославлева Н. Жизнь, отданная балету.— Муз. жизнь, 1968, № 3: Головкина С. Л. М. Лавровский,— Театр. 1968, № 5; Львов-Анохин Б. Леонид Лавровский.— Муз. жизнь, 1980, № 23; Иноземцева Г., Фокина Е., Константинова В. Жизнь в неустанном поиске.— Сов. балет, 1985, № 5.

А. Деген, И. Ступников

Публикации

Богомолов в балете: любовь до гроба… отменяется 02.11.2021 в 16:58

Ла Скала показал «Ромео и Джульетту» 17.10.2002 в 18:27

Ромео и Джульетта

В 1938 году Кировский театр согласился поставить Сергей Прокофьев с Ромео и Джульетта. Лавровский и Прокофьев какое-то время боролись за партитуру и либретто, Лавровский в конце концов убедил композитора добавить вариации для «Ромео и Джульетты», а также некоторые другие случайные номера. Премьера балета состоялась 11 января 1940 года.:106–110 В нем были представлены декорации Петра Вильямса и Галина Уланова в роли Джульетты и Константин Сергеев в роли Ромео.:252 Спектакль Лавровского широко известен как один из величайших образцов жанра драмбалет в Советском театре.:254:54 Хореография Лавровского для балета очень драматична и во многом реалистична, она тесно связана с движениями актеров театра и в основном избегает традиционных балетных дивертисментов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: