«Коппелия» Л. Делиба
Балет-пантомима впервые был поставлен хореографом А. Сен-Леоном в Париже в 1870 г. Сен-Леон был также соавтором либретто, основой которого стала новелла Э. Гофмана, немецкого писателя-романтика.
Действие происходит на рубеже XVIII-XIX вв. в Галиции: прекрасный юноша полюбил сделанную мастером Коппелиусом механическую куклу. Но в балете отсутствует мистика, присущая новелле. Либреттисты сочинили весёлую комедию о влюблённых, в которой чередуются различные приключения, ссоры и примирения.
Премьера балета прошла с большим успехом, и этот успех сопутствует ему до нашего времени. «Коппелия» стала одним из лучших балетов, классикой балетного жанра и не сходит с мировых сцен.
В России балет впервые был поставлен в январе 1882 г. в московском Большом театре. Постановщик Й. Хансен повторил хореографию Сен-Леона.
Музыка балета эмоциональна, поэтична, выразительна и образна. В отдельных картинах композитор использует национальные танцевальные номера: венгерский чардаш, шотландскую жигу, польскую мазурку и др. Это один из самых популярных классических балетов мира.
Сон в летнюю ночь (1960)
Комедия Уильяма Шекспира в 5 актах. Тезей готовится к свадьбе с Ипполитой, которая прибудет только через 4 дня. В честь радостного события Тезей приказывает Филострату «оживить» молодежь Афин, чтобы устроить настоящий праздник.
К правителю заглядывает Эгей, и у него есть жалоба – он собирается выдать замуж свою дочь за Деметрия, но Гермия не хочет слушаться отца, поскольку ее сердце принадлежит Лизандру. Тезей напоминает девушке о ее несчастной участи быть заточенной в монастыре, если она ослушается отца…
«Сон в летнюю ночь» – популярный балет в 2-х действиях, который многие любят. Комедия Шекспира считается самой романтической из всех его произведений, он подключил при ее создании свои богатые фантазии, наполнив пьесу увлекательными существами.
Четвертый акт
Заключительные сцены спектакля проходят на берегу. Девушки, которым Одетта приносит печальное известие, горюют. Зигфрид взывает о прощении — ведь его обманули. Он готов даже принять смерть вместе с любимой.
На озере разыгрывается буря, вздымаются огромные волны. Зигфрид, стремясь вернуть девушку, которая не хочет простить его, срывает с ее головы венец. Его подхватывает Ротбарт, обернувшийся в филина. Одетта и Зигфрид гибнут в разыгравшейся стихии.
В более позднем варианте либретто концовка переделана в хэппи-энд: Дева-лебедь и принц борются и побеждают злого волшебника — ведь ничто не может победить настоящую любовь. Одетта снова становится девушкой.
«Спящая красавица»
Лишь спустя 13 лет после написания знаменитого «Лебединого озера» Чайковский вновь обратился к балету. Этот спектакль задуман был как красочное представление по сказке Шарля Перро с завершающей феерией из кадрилей в исполнении героев других перровских сказок — от Синей бороды до Кота в сапогах.
Премьера постановки состоялась в январе 1890 года в Мариинском театре (Санкт-Петербург).
Известно, что музыка к балету «Спящая красавица» была заказана Чайковскому по инициативе Ивана Всеволожского, тогдашнего директора императорских театров. Либретто для постановки написал он же в соавторстве с балетмейстером Мариусом Петипа. Всеволожский придумал и эскизы костюмов к этому, а также к некотором другим балетам на музыку Чайковского.
Постановки балета с успехом проходят во многих театрах мира. В основе их, как правило, сохраняется хореография Петипа, которая считается классической.
Действующие лица спектакля: принцесса Аврора, ее отец, король Флорестан, семь фей (основные — злая фея Карабос и добрая фея Сирень), принц Дезире.
Кратко остановимся на сюжете балета Чайковского «Спящая красавица».
Первое действие
И вот в королевстве празднуется совершеннолетие принцессы. Ей предлагают кандидатов для замужества, но она не торопится с выбором. Церемониймейстером объявлен указ о запрещении в королевстве колющих предметов.
Но внезапно Аврора видит в углу сидящую старуху с веретеном в руках. Девушка хватает его и танцует, вертя в руках. Получает укол и падает замертво. В старухе всеми узнана злая Карабос. Ее пытаются схватить, но она, хохоча, исчезает.
Но фея Сирени утешает всех. Она насылает на короля с королевой и придворных волшебный сон. Окружающие засыпают в ожидании героя, который явится, чтобы разбудить Аврору поцелуем. По велению феи деревья разрастаются и образуют вокруг замка непроходимую чащу.
«Дон Кихот»
Сцена из балета «Дон-Кихот». Одна из первых постановок Мариуса Петипа
Премьера балета Л.Ф. Минкуса «Дон Кихот» в Большом театре. 1869 год. Из альбома архитектора Альберта Кавоса
Сцены из балета «Дон-Кихот». Китри — Любовь Рославлева (в центре). Постановка А.А. Горского. Москва, Большой театр. 1900 год
Музыка Л. Минкуса, либретто М. Петипа . Первая постановка: Москва, Большой театр , 1869, хореография М. Петипа. Последующие постановки: Санкт-Петербург, Мариинский театр , 1871, хореография М. Петипа; Москва, Большой театр, 1900, Санкт-Петербург, Мариинский театр, 1902, Москва, Большой театр, 1906, все — хореография А. Горского
.
Балет «Дон Кихот» — полное жизни и ликования театральное представление, вечный праздник танца, которое никогда не утомляет взрослых и на которое родители с удовольствием ведут детей. Хотя он и называется именем героя знаменитого романа Сервантеса , но отталкивается от одного его эпизода, «Свадьбы Китерии и Базилио», и рассказывает о приключениях молодых героев, любовь которых в конце концов побеждает, невзирая на противодействие упрямого папаши героини, захотевшего выдать ее замуж за богатого Гамаша.
Так что Дон Кихот тут почти ни при чем. Весь спектакль высоченный худой артист в сопровождении низенького пузатенького коллеги, изображающего Санчо Пансу, расхаживает по сцене, порою мешая смотреть сочиненные Петипа и Горским прекрасные танцы. Балет, в сущности, является концертом в костюмах, праздником классического и характерного танца, где всем артистам любой балетной труппы находится дело.
Первая постановка балета состоялась в Москве, куда Петипа время от времени наезжал, дабы поднять уровень местной труппы, которую нельзя было сравнить с блистательной труппой Мариинского театра. Но в Москве дышалось посвободнее, так что балетмейстер, по существу, поставил балет-воспоминание о прекрасных годах молодости, проведенных в солнечной стране.
Балет имел успех, и два года спустя Петипа перенес его в Петербург, что вызвало необходимость переделок. Там характерными танцами интересовались гораздо меньше, чем чистой классикой. Петипа расширил «Дон Кихота» до пяти актов, сочинил «белый акт», так называемый «Сон Дон Кихота», настоящий рай для любителей балерин в пачках, обладательниц хорошеньких ножек. Количество амурчиков в «Сне» достигало пятидесяти двух…
До нас «Дон Кихот» дошел в переделке московского хореографа Александра Горского, который увлекался идеями Константина Станиславского и желал сделать старый балет более логичным и драматически убедительным. Горский разрушил симметричные композиции Петипа, отменил пачки в сцене «Сна» и настаивал на использовании смуглого грима у танцовщиц, изображающих испанок. Петипа обозвал его «свиньей», но уже в первой переделке Горского балет прошел на сцене Большого театра 225 раз.
Балет «Спящая красавица»
Либретто Ивана Всеволожского и Мариуса Петипа по сказке Шарля Перро.
Хореография Мариуса Петипа. В спектакле использованы хореографические фрагменты Федора Лопухова, Юрия Григоровича.
Либретто: Король и королева празднуют рождение дочери — принцессы Авроры. Гости и придворные приветствуют счастливых родителей. Фея сирени и другие добрые феи дарят новорожденной свои дары, наделяют Аврору прекрасными душевными качествами. Но вдруг перепуганные слуги извещают церемониймейстеру Каталабюту о прибытии злой феи Карабос. Карабос разгневана, ее забыли пригласить на торжество. Король и королева пытаются умилостивить злую фею. Но ярость ее не знает границ: Карабос предвещает юной Авроре, что та уснет вечным сном, как только уколет палец вязальной спицей. Всех гостей пронимает ужас… Так начинается балет «Спящая красавица».
О балете: «…А теперь скажу тебе, что мне «Спящая красавица» нравится от начала до конца», – уверенно писал Петр Ильич Чайковский своему издателю П. Юргенсону в 1890 году, вскоре после премьеры балета.
Требовательный к себе композитор довольно редко прибегал к таким оценкам относительно собственных произведений. Но в «Спящей красавице» он не сомневался. Этот балет стал для него одним из тех произведений, работая над которым композитор испытывал настоящую радость художника. «Сюжет так поэтичен, так благодарен для музыки, что я просто был в восторге от компоновки и писал с тем теплом и желанием, которые всегда обуславливают стоимость произведения», – писал П. Чайковский Н. Ф. фон Мекк.
Композитор не ошибся в своих надеждах. Балет «Спящая красавица», поставленный на сцене Мариинского театра в Петербурге 3 января 1890 года, стал выдающимся событием в истории музыкально-хореографического искусства. Премьера с участием лучших танцовщиков петербургской балетной труппы во главе с Карлоттою Бріанцею – Авророй и Павлом Гердтом – Дезире имела большой успех, что рос от спектакля к спектаклю. «Спящая красавица» стала одним из самых популярных балетов.
П. Чайковский (1840-1893 г. г.) работал над музыкой балета уже имея в творческом активе ряд опер, симфоний, много камерных произведений. «Спящая красавица» — жизнерадостное, светлое, праздничное произведение, где утверждается Победа Жизни над смертью, светлого над тьмой, любви и добра над черной завистью и злом. Музыка П. Чайковского наполнила сказочный сюжет живыми чувствами, внесла в него черты реального жизненного конфликта.
«Золушка» С. Прокофьева
Премьера балета по сказке Ш. Перро состоялась в Большом театре в ноябре 1945 г. Автор либретто H. Волков. Балетмейстер Р. Захаров.
«Золушка» была создана в рамках старого классического балета. Она продолжила традиции сказочного романтического спектакля: множество вариаций, дивертисмент, апофеозы, построенные на вальсах. Композитор расширил главную роль, чтобы видеть в героине не сказочный персонаж, а живую личность с её чувствами.
Но на премьере в силу обстоятельств партию Золушки танцевала О. Лепешинская, Г. Уланова вошла в роль позже.
После Москвы балет с большим успехом ставили в других городах СССР, а также за рубежом.
Второй акт
События разворачиваются в лесу, на берегу озера, неподалеку от развалин старинного замка. Кружащиеся в хороводе лебеди превращаются в девушек. Одна из них, красавица по имени Одетта, рассказывает пришедшему сюда принцу, что над ней и ее подругами тяготеет проклятие злого колдуна Ротбарта. Только ночью они могут принимать свое прежнее девичье обличье, а днем должны оставаться птицами.
Зигфрид готов убить колдуна, но Одетта возражает, что это не рассеет злых чар — только любовь юноши, который еще никого не любил и не произносил слов клятвы, могла бы спасти ее от этой беды. И Зигфрид клянется ей в вечной любви.
Наступает рассвет. Стая лебедей снова плывет по озеру.
Второе действие
Миновало столетие. Принц Дезире и его свита, увлекшись азартом охоты, случайно попали в эти края. Вдруг скалы раздвигаются, возникает, а затем исчезает образ спящей Авроры, нежной и прекрасной. Принц очарован ею. Появившаяся фея Сирень приглашает принца в ладью, и они плывут сквозь густой лес. Так принц попадает во дворец. Вокруг запустение, пыль и паутина. Король, королева и все приближенные крепко спят. Принц окликает Аврору, но та не пробуждается, лежа на кровати под своим балдахином.
Тогда Дезире целует принцессу. И она открывает глаза. А вместе с ней просыпаются все вокруг. Ярким пламенем загораются камин и свечи. Исчезает паутина.
«Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона и Д. Лигети
Балет создан по мотивам одноименной комедии У. Шекспира. Существует несколько его интерпретаций: М. Петипа, Дж. Баланчина, Ф. Аштона, Дж. Ноймайера.
В данной статье рассмотрен вариант известного американского балетмейстера Джона Ноймайера. Он давно увлечён русским балетом, в его труппе часто работают русские танцовщики.
Впервые балет был поставлен русской труппой в Гамбурге в 1977 г. и имел успех.
Хореограф стремился не «потерять» в череде танцевальных номеров суть комедии Шекспира, поэтому каждый герой имел свой пластический образ благодаря использованию различных инструментов для изображения дворцовой жизни и жизни простолюдинов: изысканная музыка звучит в богатых салонах, а ремесленники слушают шарманку.
Краткое изложение либретто. Первое действие
В основе балета «Щелкунчик» Чайковского лежит рождественская история, поэтому действие начинает развиваться накануне, в Рождественский сочельник. В доме доктора Штальбаума собираются гости. Вслед за взрослыми в комнату приходят и дети в предвкушении рождественских подарков. Последним из гостей оказывается крестный детей доктора Мари и Фрица. Это кукольный мастер, часовщик и изобретатель Дроссельмейер. Он дарит девочке Щелкунчика и рассказывает, что эта игрушка, помогающая теперь раскалывать орехи, была настоящим Принцем, но злобный Мышиный король заколдовал его.
Брат Мари Фриц заставляет Щелкунчика разгрызть слишком твердый орех, и тот ломается. Огорченная Мари жалеет сломанную игрушку, а друзья Фрица, забавляясь и надев маски мышей, дразнят ее.
Но вот праздник закончен, все расходятся. Комната с новогодней елью пуста и залита таинственным лунным светом. Мари тихонечко пробирается к оставленному здесь и уже полюбившемуся ей Щелкунчику. Приходит и Дроссельмейер. Теперь он добрый волшебник и оживляет игрушки. Преображается и интерьер: стены раздвигаются, елка увеличивается в размерах. Становятся в строй бывшие игрушечные солдатики, которыми командует Щелкунчик. Предстоит бой с армией Мышиного короля.
Но мышей становится все больше и больше — силы явно неравны. Мари в отчаянии запускает своей туфелькой в предводителя войска серых грызунов, чем обращает его в бегство. Этот бой выигран. И лицо Щелкунчика начинает меняться — внезапно из уродливой игрушки он превращается в прекрасного принца.
Балет — эмоции и истории воплощенные в танце, где каждое па — это выразительный жест, доведенный до совершенства. Prostosound расскажет о самых известных балетах в истории музыки и композиторах, которых их писали.
Кода мы говорим о балете, то всегда подразумеваем творчество Петра Чайковского, так как именно он вывел этот сценический жанр в разряд серьезных и масштабных музыкально-сценических представлений. У него всего три балета и все три — «Лебединое озера», «Щелкунчик», «Спящая красавица», славятся отменной драматургией и прекрасной музыкой.
Самое популярное балетное произведение Петра Чайковского, которое практически у всех на слуху – «Лебединое озеро», написанное в1877 году. Множество фрагментов из этого танцевального спектакля — «Танец маленьких лебедей», «Вальс» и другие, уже давно живут своей, отдельной жизнью, как популярные музыкальные композиции. Впрочем, и весь спектакль, который повествует о истории любви, достоин внимания меломанов. Чайковский, который еще при жизни был известен благодаря своему удивительному композиторскому таланту, щедро наградил балет бесчисленным количеством обворожительных и запоминающихся мелодий.
Еще один из лучших балетов в музыкальной истории — «Спящая красавица» Чайковского. Это было второе обращение композитора к танцевальному жанру, и если «Лебединое озеро» публика сначала не оценила, то «Красавица» сразу была признана шедевром и шла практически во всех театрах Российской Империи и Европы.
Балет основан на сюжете известной нам еще с детства, сказочной истории Шарля Перро о Спящей красавице, злой фее и всепобеждающей любви. Чайковский дополнил эту историю замечательными танцами сказочных персонажей, а Мариус Петипа – изумительной хореографией, которые все месте стали энциклопедией балетного искусства.
«Щелкунчик» — третий и последний балет Петра Чайковского, одна из признанных вершин его творчества, которая обязательно идет во всех театрах Европы в канун Рождества и Нового Года. Сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» продолжает тему борьбы зла и добра начатую Чайковским еще в «Лебедином озере», дополняет её элементами фантастики и, естественно, любви и самопожертвования. Философская сказка, многочисленные прекрасные мелодии танцевальных номеров и хореография делают этот балет одним из лучших и самых востребованных классических музыкальных произведений мировой музыки.
В свое время это был один из самых скандальных балетов. Теперь «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева – одна из классических танцевальных постановок во многих театрах мира. Новая, во многом революционная музыка композитора, требовала от труппы новых сценографии и манеры движений. До премьеры, композитору буквально приходилось уговаривать постановщиков и танцоров участвовать в постановке. Впрочем, это не помогло, главные театры страны — Больший и Кировский театры отказались ставить этот спектакль. Только после неожиданного и ошеломительного успеха «Ромео и Джульетты» в Чехословакии, балет поставили в Питере и Москве, а самого Прокофьева наградили Сталинской премией.
https://youtube.com/watch?v=cFkZQ84YDlk
Классический спектакль всех танцевальных труп мира – «Жизель» Адольфа Адана. В основе балета легенда о виллисах — духах невест, умерших от несчастной любви и поэтому преследовавших в бешенном танце всех юношей на своем пути. С момента премьеры в 1841 году «Жизель» не теряла своей популярности у любителей танцевального искусства, и имела множество постановок.
Картины языческой Руси, новая хореография и дикие ритмы и музыка – все это в 1913 году ошеломило даже привычных к эпатажу французов в балете «Весна Священная» Игоря Стравинского. Публика сначала не могла принять этот варварский спектакль, в котором символично изображено жертвоприношения во имя прихода весны. Но потом, спустя много лет, этот балет стал одним из показателей мастерства как театрального оркестра, так балетной труппы.
«Весна священная» И. Стравинского
Авторами новаторского балетного спектакля были композитор И. Стравинский (он же соавтор либретто), художник Н. Рерих (второй автор либретто) и хореограф В. Нижинский. Этот спектакль обладает мощной энергетикой и необычайной силой воздействия на зрителя.
Премьера состоялась в мае 1913 г. в Париже и привела зрителей в шок. Разразился скандал. В зале свистели, возмущались, шумели. Слышались издевательские выкрики. Балет был признан абсурдным, но всё-таки выдержал несколько постановок. В чём же была причина такой негативной реакции?
Один их критиков объяснил, что ни музыковеды, ни зрители просто не доросли ещё до этого произведения, и случится это не ранее 1940 г. И он оказался прав. Музыка Стравинского и хореография Нижинского произвели настоящую революцию в этом виде искусства.
Балет состоит всего из одного акта, в нём изображены картины языческой Руси. Сюжет фактически отсутствует. Сам композитор объясняет содержание балета так: весной вся природа пробуждается, как будто воскресает. Люди племени собираются рано утром на праздник Священной весны. Они веселятся: заводят хороводы, пляски, затевают молодецкие игрища. Проводят обряд поклонения земле.
Но землю надо пробудить – только тогда она принесёт плоды. Для её пробуждения нужна девичья кровь. Девушки водят хороводы и выбирают самую красивую жертву – Избранную, которая должна сделаться заступницей племени. Но для этого она сначала предстанет перед богом (умрёт).
Священный обряд совершают старцы. Избранная начинает свой предсмертный танец и танцует до тех пор, пока не падает замертво. И тогда наступает весна. Священная пляска – благодарность земле.
Ритм музыки гипнотический, подчиняющий слушателей. И вся музыка полна стихийной силы, она связана с народными напевами.
Интересные факты:
- Замысел «Весны священной» возник у композитора во сне – ему привиделся древний ритуал: девушка, окружённая старцами, должна своим танцем пробудить весну. Она танцует, танцует, пока не падает в изнеможении и умирает.
- Этот русский балет XX в. в числе других 27 произведений записан на золотой пластинке «Вояджера» и отправлен для внеземных цивилизаций.
Ромео и Джульетта (1940)
11 января 1940 года в Ленинграде впервые ценители искусства увидели балет, с сюжетом которого знакомы все, Сергея Прокофьева под названием «Ромео и Джульетта».
В свое время балет считался скандальным, а теперь он является классикой, и многие театры показывают его искушенной публике. В балете 3 акта, 4-м является эпилог.
«Ромео и Джульетта» – один из самых популярных балетов 20-го столетия. Герои трагедии британского поэта Уильяма Шекспира навсегда остались в сердцах многих людей, как символ прекрасной и истинной, но в то же время трагической любви двух юных сердец.
Премьеру «нетанцевального» балета на музыку Прокофьева откладывали и запрещали в течение 5-ти лет.
«Лебединое озеро»
Это балетная постановка, состоящая из четырех актов. Музыка к балету, который первоначально назывался «Озеро лебедей», была написана Чайковским в 1875-1876 годах. Премьера спектакля прошла в 1877 году на сцене Большого театра. Либретто было написано русским драматургом Владимиром Бегичевым. По некоторым сведениям, в создании либретто принимал участие солист театра Василий Герцель и сам Чайковский. Хореографическая часть лежала на плечах чешского балетмейстера В. Рейзингера.
Однако спектакль фактически был провален, а постановка признана неудачной. Возможно, именно по этой причине Чайковский долгое время не работал над сочинением музыки для балетов. Однако попытки переработать именно эту постановку предпринимались время от времени.
Лишь в 1895 году, после смерти композитора, наконец состоялась премьера спектакля в окончательном, ставшем классическим, варианте. Новая постановка балета Чайковского «Лебединое озеро» состоялась благодаря сотрудничеству балетмейстера Мариуса Петипа и его ученика Льва Иванова. В переработке либретто принимал участие брат композитора Модест Чайковский. Можно сказать, что лишь с этих лет знаменитый балет начал свое триумфальное шествие по миру.
Однако в 1953 году по требованию советского правительства, считающего, что все сказки должны иметь счастливый конец, спектакль приобрел иной финал.
Расскажем о сюжете балета Чайковского «Лебединое озеро». В его основе — встречающаяся во многих народных сказках история о заколдованной девушке.
«Жизель» Ф. Адана
В основе балета – славянский миф о невестах, обманутых возлюбленными и умерших до брака. Их называли вилисами. Они не могут успокоиться в царстве мёртвых, в полночь выходят из могил и любого встреченного молодого мужчину вовлекают в танец с ними, пока он не упадёт замертво. Жизель – одна из таких девушек.
Либретто создали 3 автора. Премьера состоялась в 1841 г. в Парижской Академии музыки и танца. А уже через год, в 1842 г., французский балетмейстер Антуан Титюс Доши поставил его в Петербурге. До этого балет уже был поставлен в Лондоне, затем в Милане и Бостоне.
Балет понравился и зрителям, и критикам. В то время сюжеты о сверхъестественном были в моде. Балетмейстер Мариус Петипа создал для Мариинского театра в 1884 г. свою редакцию балета.
Музыка балета наполнена одухотворенностью и поэтичностью, она легка для восприятия и романтична. Хотя музыкальные характеристики персонажей ещё только намечены, балет создаёт ощущение единства музыки и пантомимы, образуя новую музыкальную хореографию. «Жизель» стала вершинным достижением романтического балета.
Чем интересен сейчас балет, созданный более 150 лет назад? Удачным сочетанием трогательного сюжета и оригинальными ансамблевыми и сольными танцами.
«Баядерка» Л. Минкуса
Творчество австрийского композитора Людвига Минкуса связано с Россией. В соавторстве с балетмейстером Петипа он создал 16 балетов, наиболее известный из них «Баядерка». Действие балета, созданного в 1877 г., происходит в древней Индии.
В основе сюжета – романтичная легенда о любви баядерки и юноши-воина. Либретто С. Худекова. Премьера состоялась в 1877 году в Большом театре Петербурга.
Музыка Минкуса отличается мелодичностью, чётким ритмом, она довольно проста и служит в основном музыкальной иллюстрацией к действию.
Партию главной героини исполняли выдающиеся балерины своего времени: Матильда Кшесинская, Ольга Спесивцева, Анна Павлова, Наталья Дудинская.
Знаменитые творения Бетховена
Лучшие произведения Иоганна Себастьяна Баха
Самые знаменитые балерины России
Балеты
Лебединое озеро →
Спящая красавица →
Щелкунчик →
Новое слово было сказано Чайковским в каждом из жанров, в которых он творил. Часто это было новаторство скрытое, проступающее как бы изнутри явления и потому не сразу оцененное, да и позже не всеми замеченное. Но есть жанр, в котором реформаторская роль Чайковского безусловна. Это — балет. В середине 70-х годов Чайковский, автор четырех опер, трех симфоний, двух квартетов и других сочинений, обратился к созданию балета, — ему, как он признался в письме к Римскому-Корсакову, «давно хотелось попробовать себя в этого рода музыке». Это было «Лебединое озеро».
После премьеры в Большом театре Герман Ларош писал: «За самыми немногими исключениями, серьезные, заправские композиторы держат себя далеко от балета: виновата ли в этом чопорность, заставляющая их смотреть свысока на балет как на «низший род музыки», или какая-нибудь другая причина — не берусь решить. Как бы то ни было, П.И. Чайковский свободен от этой чопорности…. И за это ему большое спасибо».
В самом деле, ни один крупный русский композитор до Чайковского не обращался к сочинению балетов. Цезарь Пуньи или Л.Минкус, чьи балеты шли в Императорских театрах, даже не стремились к созданию музыки, имеющей самостоятельную художественную ценность, и, как правило, не выходили за рамки иллюстрирования действия в удобных танцевальных формах. Несколько иначе развивалась история балета французского. Адан, автор «Жизели», и его ученик и последователь — Делиб, автор «Коппелии» и «Сильвии», создали романтические партитуры, в которых танцевальность сочеталась со сквозным музыкальным развитием.
Услышав в Вене в 1877 году «Сильвию», Петр Ильич пришел в восторг и в письме к Танееву отозвался так: «…Слышал балет «Сильвия» Лео Делиба; именно слышал, потому что это первый балет, в котором музыка составляет не только главный, но и единственный интерес. Что за прелесть, что за изящество, богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое…. Если б я знал эту музыку ранее, то, конечно, не написал бы «Озеро лебедей».
Разумеется, Петр Ильич здесь несправедлив к своему первому балетному детищу, однако опыт французских композиторов не прошел для него незамеченным и сказался в дальнейшем. Но Чайковский пошел гораздо дальше, насытив свои балетные партитуры подлинно симфоническим развитием музыкальных образов, способностью выражать сложные психологические состояния. Вступаясь за достоинство и значительность жанра балета, он писал: «… Я решительно не понимаю, каким образом в выражении балетная музыка может заключаться что-либо порицательное!». И, наконец широко известно его афористическое высказывание: «… балет — та же симфония». В процессе работы над балетом «Спящая красавица» Чайковский писал фон Мекк: «Я с особой тщательностью и любовью занимался инструментовкой его и изобрел несколько совершенно новых оркестровых комбинаций, которые, надеюсь, будут очень красивы и интересны».
Но, при всех связях, которые существуют между операми, симфониями и балетами Чайковского, — балеты все-таки были в его понимании и в его художественной практике совершенно особой сферой. Сферой романтического, фантастического, легендарного, воплощенной мечтой о победе любви и добра. Все три балета — «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» — основаны на сказочных сюжетах. Именно по этому принципу композитор выбирал подходящие сценарии.
Балеты Чайковского были непривычны, новы в театральной практике его времени. Один из мемуаристов сообщает, говоря о выдающемся хореографе Мариусе Петипа, следующее: «Музыка Чайковского создала для Петипа немалые затруднения. Он привык работать со штатными балетными композиторами <….>, которые готовы были до бесконечности менять музыку тех или иных номеров . Поэтому Петипа было довольно трудно работать над «Спящей красавицей». В этом он мне признавался».
С появлением «Спящей красавицы» и «Щелкунчика» сформировалось новое явление — балетный театр Чайковского. Его сильного влияния не миновали ни Глазунов в «Раймонде», ни Игорь Стравинский, преклонявшийся перед «Спящей красавицей». Балеты Чайковского составляют основу музыкальных театров мира.
Л. З. Корабельникова
«Щелкунчик». Второе действие
Маша и Принц оказываются в волшебном лесу, под звездным небом, среди кружащихся снежинок. Герои оказываются в волшебном замке, где в их честь дают бал. Но праздник нарушен новой атакой мышей. На этот раз отважный Принц с войском побеждает их. Куклы, феи и их пажи танцуют в честь Мари и Принца. Те счастливы, все готовятся к свадьбе.
Но внезапно снова появляется Дроссельмейер. И все это действо оборачивается сном: укачивая Щелкунчика, Мари задремала сама. Она все в той же комнате, а поблизости стоит елка, украшенная новогодними игрушками…
Надо отметить, что в некоторых постановках балета «Щелкунчик» Чайковского второй бой с мышиной армией опускают. В результате балет становится одноактным.
В статье было рассказано о том, какие балеты написал Чайковский.
Так сколько же балетов написал Чайковский?
Всего у великого композитора три балета:
-
«Лебединое озеро»
-
«Спящая красавица»
-
«Щелкунчик»
Научная и музыковедческая литература, посвященная творчеству П. И. Чайковского, чрезвычайно многочисленна и мощна
Почти во всех источниках (монографиях, учебниках) уделяется внимание балетам композитора как неотъемлемой составляющей его наследия. Более концептуально и специализированно балетная реформа П
Чайковского и всесторонний анализ его трех балетов представлены в трудах Д. В. Житомирского, Ю. Я. Розановой, К. М. Дуловой, Ю. И. Слонимского и во многих других исследованиях. Значительное место балетным новациям П. Чайковского уделяется в трудах антологического характера, где предлагается панорама балетного творчества, режиссуры и исполнительства в российском и зарубежном балете от его зарождения (Ю. А. Бахрушин, С. В. Катонова, В. М. Красовская). Обще-эстетическая проблематика жанра балета раскрыта в статьях В. В. Ванслова.
Заключение
Музыкальный гений П. Чайковского не только несказанно высоко вознес качественный уровень музыки в балетном спектакле, но и придал ей ведущую драматургическую роль.
Председательствующая роль музыки в балете привела к тому, что зритель хореографического спектакля становился одновременно и слушателем, который, зная суть фабулы, мог без хореографического ряда понять ход событий. Ценнейшие свойства балетного симфонизма заключались в способности музыки самостоятельно, собственными средствами воплощать идею произведения и очерчивать характеры действующих лиц.
Вместе с тем П. Чайковский не умалял балет как жанр хореографический, сценический, а наоборот, указывал, что создает «музыку для балета, музыку к балету». Балетная реформа заключалась не только в симфонизации, но и в новой трактовке традиционных танцев. Композитор не пошел по пути разрушения устоявшихся балетных жанров и форм (сюиты классических и национально-характерных танцев; Адажио с вариациями и тому подобное), не превратил балет в симфонию с элементами танца, а сохранил и обогатил все традиционные формы, внутренне их переосмыслил и одухотворил, предоставил им размаха и широты дыхания, недостижимые ни одному из его предшественников и современников.
Учитывая общий уровень развития балетного театра, опыт преобразования танцевальных жанров и форм в классической камерной, оперной и симфонической музыке, как русской, так и зарубежной, особенно XIX в. — с одной стороны, творческий наклон и большой интерес П. Чайковского к театральным жанрам (опере, балету), сформированность в его творчестве явления симфонизма как единого принципа композиции — с другой, становится понятной историческая неотвратимость балетной реформы П. Чайковского, которая заключается в симфонизации жанра.
Балет открывал перед Чайковским «…огромные и заманчивые перспективы как отрасль симфонической творчества, к которой он был склонен и в которой был гениально одарен. При этом симфонизм пребывал в идеальном для Чайковского слиянии с конкретной театральной образностью,.». Другими словами, опыт симфониста и оперного композитора, а также особенности дарования композитора сыграли в создании балетов решающую роль.
Симфонизация балета является ключевым моментом в переосмыслении жанра. Именно симфонизм способен охватить развернутые отрезки произведения непрерывным музыкальным развитием и установить связи между удаленными точками действия, создать внутренне целостные и завершенные монументальные композиции большого масштаба.
Балетную реформу П. Чайковский начал в лирико-романтическом «Лебедином озере», развил в мощный лиро-эпической «Спящей красавицы». Лирико-характерный «Щелкунчик», балет во многом оригинальный и новаторский, стал итогом и одновременно новым словом в симфонизации балетного спектакля.