Из чего состоит балет краткое содержание. история возникновения классического балета

Что такое балет? описание процедуры, консультации специалистов.

Становление

4 мая 1738 года французский танцмейстер Жан Батист Ланде открыл первую школу балетного танца — «Танцовальная Ея Императорского Величества школа». В стенах Зимнего дворца Ланде начал обучать 12 русских девочек и мальчиков из семей дворцовых служащих. Впоследствии ученики Ланде помогали ему в преподавании искусства танца.

Первая балетная труппа была создана из учеников Ланде в 1742 году. Обучаясь у иностранных танцмейстеров, русские девушки и мужчины привносили в танец национальную самобытность и выразительность. 1 августа 1759 года — в день тезоименитства императрицы Елизаветы Петровны и по случаю победы над прусскими войсками при Франкфурте — была торжественно поставлена балет-драма «Прибежище добродетели», имевшая небывалый успех.

Особый виток в развитии русский балет получил во времена правления императрицы Екатерины Великой, когда возникла традиция организации крепостных балетов: помещики организовывали у себя в усадьбах труппы из числа крепостных крестьян. Наибольшим успехом пользовался балет помещика Нащокина.

Указом Екатерины II в 1783 году была создана русская оперно-балетная труппа. В репертуаре петербургского Большого театра наряду с итальянской оперой стали появляться произведения русских авторов: опера Е. Фомина «Ямщики на подставе», балет первого русского балетмейстера И. Вальбреха «Новый Вертер» на музыку С. Титова.

Петербургский балет первой половины XIX века тесно связан с деятельностью французского балетмейстера Шарля Дидло. Получив управление труппой петербургского балета, он провёл ряд значительных реформ, повлиявших на технику танца: были упразднены обязательные к ношению парики, шиньоны, кафтаны, башмаки с пряжками; введены обтягивающие трико и газовые туники

Так облегчённые в весе танцоры могли совершенствовать технику, чему Дидло уделял большое внимание. Особое внимание в постановках уделили полётам

Также была пересмотрена и расширена деятельность кордебалета.

Балет Дидло был пронизан романтическими настроениями, он старался наполнить традиционные античные сюжеты человеческими судьбами и стремлениями, пантомимой и танцевальностью. Поставленные им постановки «Зефир и Флора», «Рауль де Креки, или возвращение из Крестовых походов», «Хензи и Тао, или Красавица и Чудовище», «Кавказский пленник, или Тень невесты» отличались особой драматургией, живой актёрской игрой и ясностью сюжетных линий.

Ученицами Дидло были Авдотья Истомина, воспетая Пушкиным, ранняя любовь Грибоедова — Екатерина Телешева, а также Мария Данилова и Вера Зубова. Благодаря их таланту и яркой актёрской игре балет, руководимый Дидло, занял одно из первых мест в Европе.

Где и когда появился балет

Кто же создал балет? Первое упоминание о нем датируется пятнадцатым веком. Такой жанр придумал Доменико да Пьяченца – учитель танцев, который предложил на очередном балу объединить несколько танцев. При этом он написал к ним торжественный финал и назвал произведение балетом.

https://youtube.com/watch?v=XZTfPVl6QfU

Но сам жанр был создан чуть позже. Это произошло в 1581 году. Именно тогда Бальтазарини поставил первый спектакль, в котором сочетались танцы и музыка. В семнадцатом веке стали популярны и смешанные произведения. В них сочетались опера и балет. При этом основную роль в таких постановках играла именно музыка, а не танец.

Что такое балет?

Балет — это вид танца, который зародился в Италии в период Возрождения и позже получил развитие во Франции и России. Он характеризуется грациозными и плавными движениями, которые призваны передать историю или эмоцию с помощью танца. Артисты балета известны своим атлетизмом и силой, а также способностью делать самые сложные движения без особых усилий.

История балета

Балет имеет богатую и увлекательную историю, которая охватывает несколько столетий. Он возник при итальянских дворах в 15 веке и позже был усовершенствован при французском дворе во время правления Людовика XIV. Балет продолжал развиваться в России в 19-20 веках, с появлением таких известных балетных трупп, как Балет Большого театра и балет Мариинского театра.

Дальнейшее развитие балета

За время своего существования балетный жанр претерпел много изменений. При этом он превратился в самостоятельный вид искусства лишь в восемнадцатом веке. В тот период балетные школы получили широкое распространение во всех европейских странах. К 1738 году они добрались и до Петербурга, в котором был создан Русский императорский балет.

Вначале танцовщикам приходилось весьма тяжело. Они вынуждены были носить сложные костюмы. При этом движения танцовщиц стесняли тяжелые юбки. Однако с течением времени костюм претерпевал определенные изменения. Балетные туфли стали делать без каблуков, а одежда – стала более легкой и воздушной.

Балетмейстеры учили танцовщиков проявлять эмоции при помощи жестов и мимики. Вместо мифологических сюжетов стали использовать рассказы о путешествиях, любовные истории и сказки. В таком виде классический балет сохранился до настоящего времени.

Первый балет

Первая балетная постановка, где были объединены танец, музыка, пантомима и слово была поставлена во Франции при дворе Екатерины Медичи в конце XVI века. Она называлась «Цирцея и нимфы» и была поставлена Бальтазарини ди Бельджойозо, замечательным балетмейстером, скрипачом, прибывшим из Италии со своим оркестром скрипачей.

Это была постановка с античным сюжетом, которая положила начало развитию французского придворного балета. Интермедии, пасторали, маскарады и танцевальные дивертисменты быстро стали украшением придворных празднеств.

Основные каноны балета, составленные Пьером Бошаном

Всякий танец в основе имеет определенные правила, и танец превратился в балет, когда балетмейстер Пьер Бошан описал каноны благородной танцевальной манеры.

Движения танцора Бошан разделил на группы – прыжки, приседания, различные положения корпуса и вращения. В основе этого вида танцевального искусства был принцип выворотности ног, благодаря которому тело могло двигаться в разные стороны. Вышеописанные движения выполнялись на основе трех позиций рук и пяти позиций ног.

3.3. Франция

Французский балет в начале 20 в. находился в состоянии кризиса. Русские артисты, которых приглашали в Парижскую оперу, в частности из труппы Дягилева были много сильнее французских исполнителей. После смерти Дягилева ведущий танцовщик его труппы Сергей Лифарь (1905–1986), некогда приехавший во Францию с Украины, возглавил балет Парижской оперы и оставался на этом посту в 1929–1945, затем в 1947–1958. Под его руководством выросли прекрасные танцовщики, прежде всего замечательная лирическая балерина Ивет Шовире (р. 1917), прославившаяся исполнением роли Жизели. Наиболее интересные эксперименты в сфере хореографии проводились за пределами Парижской оперы, в частности, Роланом Пети и Морисом Бежаром. Пети (р. 1924) ушел из Оперы в 1944 и создал «Балет Елисейских полей», где поставил, в числе других спектаклей, балет Юноша и Смерть (1946, на музыку И.С.Баха) для молодого и динамичного танцовщика Жана Бабиле (р. 1923). Затем для труппы «Балет Парижа» он создал одну из своих самых знаменитых и имевших долгую жизнь постановок – Кармен (1949, на музыку Ж.Бизе) с Рене (Зизи) Жанмер (р. 1924). Чувство театральности, которым наделен Пети, позволило ему работать в самых различных жанрах и участвовать в коммерческих мероприятиях. В 1972–1998 он возглавлял труппу «Национальный балет Марселя», где поставил много стильных и остро театральных спектаклей.

В 1970-х и 1980-х годах французские провинциальные труппы стали получать государственную поддержку и приобрели международную известность. Особого внимания заслуживает труппа «Балет департаментов Рейна.

Балет как искусство

  1. Узнавая о балете, стоит сказать, что это настоящий спорт. Обучение данному виду искусства продолжается 10 лет и минимум 20 часов в неделю. Помимо балета балеринами изучаются современный танец и актерское искусство.
  2. В собственной длительной эволюции балет всё больше приблизился к спорту, утратив по дороге драматургическую значимость ролей. Иногда балет даже опережает спорт по технике, но отстаёт по содержанию.
  3. В балете имеется 5 основных позиций ног и рук, в которых носки ног выворачиваются наружу. Такие позиции пришли к нам из фехтования. И это совсем не удивительно, потому что первые танцоры в балете – это именно мужчины- дворяне, а все они в то время обучались технике фехтования.
  4. Первую балерину женщину мир увидел лишь в 1681 году. В начале ХVIII века в балете балерин женского пола стало гораздо больше, нежели танцоров-мужчин.
  5. Ведущие солисты балета называются примой и премьером.

1.3. Романтический балет

К моменту установления мира в Европе (1815) выросло новое поколение, мало интересовавшееся прошлым. То, что было присуще предшествующей эпохе, забывалось, родилась новая эстетика романтизма, которая распространилась на все искусства. Романтизм не только разрушал старые формы, которые казались старомодными и неуместными, но искал новые источники вдохновения. Молодые художники-романтики обратились к явлениям сверхъестественным и экзотическим, их привлекала культура дальних стран и седая древность. Первые проявления романтизма были особенно впечатляющими, причем балет испытывал его влияние дольше, чем многие другие виды театрального искусства.

Многие представления об искусстве балета полностью изменились под влиянием Марии Тальони (1804–1884). Появившись в поставленной ее отцом Сильфиде (1832), она открыла доступ на сцену новому типу героини балета: воздушной гостьи из потустороннего мира. Ее танец обладал грацией, которая способствовала созданию этого идеального существа. Хотя Тальони не первая встала на пальцы, как неоднократно ошибочно утверждали историки, она сумела то, что до нее было всего лишь трюком, превратить в выразительное средство для передачи особых свойств, присущих неуловимым, бесплотным образам.

Музыку большинства балетов эпохи романтизма писали композиторы, специализировавшиеся в легких жанрах. Наиболее значительным среди них был А. Адан, автор музыки Жизели и Корсара. Балетная музыка в те времена писалась по заказу, и не предполагалось, что это достаточно серьезное произведение, чтобы исполнять его в концертах; пассажи, предназначенные для танца, были мелодичны, а построение их отличалось простотой, в то время как музыка должна была лишь сопровождать эпизоды, создавая общее настроение спектакля.

Упадок европейского балета, расцвет балета в России. Пламя романтизма стало ослабевать уже к середине 19 в. Балет еще пользовался успехом, но преимущественно как зрелище с участием хорошеньких женщин. В Париже Жозеф Мазилье (1801–1868) и Сен-Леон поддерживали престиж Оперы до падения Второй империи в 1870. Корсар Мазилье (1856, музыка Адана) и последняя постановка Сен-Леона Коппелия (1870, музыка Л. Делиба) были высшими достижениями этого периода, когда французских балетных артистов потеснили иностранные звезды. преимущественно итальянки. Исключением была Эмма Ливри (1842–1863), ученица Марии Тальони, но она умерла в возрасте 21 года от ожогов (ее балетный костюм загорелся от свечи на сцене). Сильвия (1876, музыка Делиба) – единственный сохранившийся французский балет этого периода.

В Лондоне в то время балет практически исчез со сцены оперных театров, найдя себе пристанище в мюзик-холлах. Художественная ценность этих спектаклей была не всегда высока, но они обеспечили балету любовь зрителей. В конце 19 в. особое значение имело участие в них замечательной балерины датского происхождения Аделины Жене (1878–1970). Италия в это время оставалась тем центром, откуда, как и прежде, выходили балерины, восхищавшие зрителей своим техническим совершенством. Наиболее известная из них, Вирджиния Цукки (1847–1930), прославилась, однако, не столько своей виртуозностью, сколько драматической напряженностью игры, поставившей ее в один ряд со знаменитыми актерами эпохи.

Интересные факты

За время своего существования балетный жанр собрал немало интересных фактов:

  1. Родиной этого вида искусства считается Италия. Именно оттуда оно попало во Францию, а затем получило распространение во многих европейских странах.
  2. Название жанра происходит от итальянского слова «ballo», что в переводе означает «танец».
  3. Вначале балет не требовал от исполнителей значительной физической подготовки. Но затем итальянская балерина Мария Тальони начала танцевать на кончиках пальцев. Именно это и стало новым вектором в развитии искусства.
  4. В течение нескольких веков русский балет был так популярен, что европейские исполнители нередко брали себе псевдонимы на русский манер.
  5. В среднем прима-балерина использует 300 пар балетных туфель в год. Это значит, что их расход составляет больше 1 пары в день.
  6. Профессиональные занятия этим видом искусства создают серьезные нагрузки на организм. Потому балетные танцоры в среднем болеют в несколько раз чаще, чем обычные люди.
  7. Вначале участие в балетных постановках принимали исключительно мужчины.
  8. Вместо тухлых помидоров в балете используется завернутый в газету веник, который бросают на сцену.
  9. В течение одного выступления танцор поднимает партнершу примерно 200 раз. Это значит, что суммарный вес, который ему приходится поднимать, составляет 10 тонн.

  • В Туркменистане балет с 2001 года находится под запретом.
  • Балетные пачки делают вручную. На одно изделие уходит 13-15 метров тюля. При этом его пошив занимает несколько суток.
  • Первые балетные пачки были придуманы примерно 180 лет назад. С того момента они почти не поменялись.
  • Люди искусства весьма суеверны. К примеру, балерины заходят в гримерку исключительно с левой ноги.
  • Наиболее популярным балетным спектаклем в мире считается «Лебединое озеро».

Музыка

Петипа сочинил намного больше того, что мы можем увидеть на сцене сегодня. Раз в сезон он был обязан показывать новый балет. Штатные балетные компо­зиторы тогда писали километры музыки.

Их балеты после революции погибли первыми — как не имеющие художественной ценности, да и написанные иностран­цами — в основном Цезарем Пуни и Людвигом Минкусом. В советское время их поливали презрением: не гении, не оригинальны, шаблонны. Однако именно умение работать в шаблоне ценилось во времена Петипа.

Балетная музыка была специальной профессией, требовала особых навыков, знаний, опыта. Музыка балета должна была ясно выражать жестикуляцию персонажей, их эмоциональные движения, обладать четким правильным ритмом, верным размером, длительностью, характером; она должна была быть острой и запо­ми­нающейся. А главное — удобной для танцев: учитывать и размечать прыжки, пируэты, позировки. Кроме того, писать балеты нужно было быстро — императорский театр работал как фабрика.

Танец модерн

Этим термином называют направление в танцах, которое возникло в первой половине двадцатого века. Это стало результатом ухода от строгих балетных норм в пользу большей творческой свободы постановщиков и исполнителей.

Предшественником модерна стал свободный танец. Он отрицал балетные техники и движения, отработанные до автоматизма. Адепты этого направления рассматривали танец как особую философию, которая способна изменить жизнь и вернуть человека к самому себе.

Считается, что свободный танец придумала Лои Фуллер. Именно ее идея стала источником создания разных направлений современного танца и пластики. В труппе этой танцовщицы начала свой путь знаменитая Айседора Дункан.

«Эпоха Петипа»

Знаковой фигурой петербургской школы балета второй половины XIX века стал французский балетмейстер Мариус Иванович Петипа. Он прибыл в Петербург по приглашению петербургского Большого театра, так как видел потенциал в развитии балетной культуры именно здесь. За свою творческую жизнь Петипа поставил более 70 балетных постановок, 46 из них — в России. Главными в балете для Петипа были артистичность исполнения, грация и чувственность. Благодаря любви к своему делу, Петипа фактически создал классический русский балет путём синтеза гармонии музыки и хореографии. Он отвергал эффекты и яркие представления в балете, считая их губительным для балета:

«Она развращает публику, отвлекая её от серьёзных балетов и приучая к феериям, которые вводят на балетную сцену такие господа, как, например, Манцотти, написавший феерию — да, да, не балет. А феерию — «Эксцельсиор».

В период «эпохи Петипа» симфонический оркестр стал действующим лицом постановки, придавая спектаклю законченную эмоциональную окраску, объединяя хореографию и музыку в единое целое. Творческие союзы Петипа с Чайковским и Глазуновым подарили миру такие шедевры искусства как «Лебединое озеро» (1895), «Щелкунчик» (1892), «Спящая красавица» (1890), «Раймонда» (1898).

Премьера «Спящей красавицы» состоялась 3 января 1890 года на сцене Мариинского театра. В спектакле были задействованы только лучшие артисты балета того времени: Феликс Кшесинский, Павел Гердт, Платон Карсавин, Мария Петипа, Анна Иогансон и другие. Сюжет «Спящей красавицы» идеально подходил для драматургии симфонии и балета — каждый из четырёх актов имел законченный сюжет и мог существовать отдельно, но при этом был частью общей симфонии, которую можно было оценить только целиком. Хотя постановка была холодно принята критиками, она стала классикой мирового балета и триумфом творческого союза Петипа и Чайковского.

Большая роль в становлении и прославлении школы классического русского балета также принадлежит талантливым мастерам исполнительской деятельности — Павлу Андреевичу Гердту и Екатерине Оттовне Вазем.

В историю русского балета Гердт вошёл как первый исполнитель романтических партий принца Дезире («Спящая красавица»), принца Зигфрида («Лебединое озеро») и принца Коклюша («Щелкунчик»). Его исполнительская манера стала образцом танцевального стиля на протяжении нескольких десятилетий. Однако главным принципом стиля Петипа было главенство балерины в спектакле, а премьер балета занимал подчинённое место. Екатерина Оттовна Вазем была постоянной партнёршей Гердта. Она уступала ему в выразительности, но в технике не знала равных. Мастерство Вазем было эталоном танцевального искусства своего времени. Исполненные ей роли в балетах «Жизель», «Баядерка», «Корсар», «Бабочка», «Пахита» и другие были с успехом приняты публикой и критиками.

После окончания творческой деятельности Вазем преподавала женский средний класс в Петербургском театральном училище. Среди её учениц были Анна Павлова, Ольга Преображенская, Матильда Кшесинская и Агриппина Ваганова.

Часто задаваемые вопросы

  • Вопрос: Нужно ли мне иметь танцевальный опыт, чтобы посетить балетное представление?
  • Ответ: Нет, вам не нужно иметь никакого танцевального опыта, чтобы насладиться балетным представлением. Балет — это вид искусства, который может оценить по достоинству каждый.
     
  • Вопрос: Балет предназначен только для женщин?
  • Ответ: Нет, балет — это форма танца, которой могут наслаждаться люди любого пола.
     
  • Вопрос: Могут ли взрослые заниматься балетом?
  • Ответ: Да, многие балетные школы предлагают занятия для взрослых на всех уровнях мастерства.

Вывод:

Балет — это прекрасный и неподвластный времени вид искусства, который на протяжении веков покорял сердца зрителей. Независимо от того, являетесь ли вы опытным поклонником балета или любознательным новичком, балету есть что предложить каждому. С его богатой историей, захватывающими дух представлениями и акцентом на грацию и атлетизм, балет действительно является видом искусства, не похожим ни на один другой. Так что сядьте поудобнее, расслабьтесь и позвольте красоте балета перенести вас в другой мир.

Новый русский балет

Продолжателем симфонизации балета стал балетмейстер Михаил Фокин. В своих работах он перешёл к одноактным балетам и единству художественного произведения. Он добивался углубления драматургии и исторической достоверности спектаклей благодаря сценографии, декорациям, гриму и костюмам актёров балета. Фокин считал, что костюмы в первую очередь должны соответствовать сюжету, а не быть только балетными костюмами. В его постановках не было вальсов, польки и финальных галопов, свойственных «старому» балету.

Пойдя по стопам Дидло, Фокин изменил роль кордебалета: он считал, что в постановке важен каждый артист и каждое движение.

Чтобы сохранить целостный образ спектакля, упразднили аплодисменты после каждого номера, что вызывало волну негодования среди балетоманов.

Михаил Фокин поставил больше 70 спектаклей, в числе которых знаменитый балет «Петрушка», «Египетские ночи», «Виноградная лоза» и ставший классикой и символом XX века знаменитый номер Анны Павловой «Умирающий лебедь».

Балет «Петрушка» был поставлен специально для «Русских сезонов» Дягилева 1911 года и стал триумфом реформаторской деятельности Фокина. Он вобрал в себя не только глубокую драматургию одиночества на фоне праздной толпы, но и выразительность движений под гениальную музыку Стравинского. На сцене блистали звёзды своего времени — Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. Благодаря «Русским сезонам» Карсавина и Нижинский приобрели мировую известность.

Творческий союз Фокина и Карсавиной начался с новой редакции «Шопенианы» в 1907 году. Затем были партии в балетах «Жар-птица», «Карнавал», «Призрак оперы». 22 декабря 1907 года на концерте, где Карсавина исполняла ассирийский «Танец с факелом», впервые Анна Павлова танцевала свой знаменитый монолог «Умирающий лебедь». Партия «Жар-птицы» наряду с «Умирающим лебедем» Павловой была одним из символов своего времени.

Впервые Анна Павлова и Михаил Фокин вместе танцевали па-де-де в дивертисменте «Виноградная лоза», затем были балеты «Эвника» и «Египетские ночи», где Павлова на сцене танцевала с живой змеёй. Павлова обладала невероятной хрупкостью, воздушностью и неповторимой техникой прыжков.

В постановках Фокина «Бабочки», «Эрос», «Эвника» на сцене Мариинского театра участвовала знаменитая на весь мир прима-балерина Матильда Кшесинская. Однако реформаторские идеи Фокина были чужды Кшесинской, и их творческий союз просуществовал недолго.

Балет 19 века

Балет был доминирующим жанром в западном театре танца с тех пор, как началось его развитие в качестве самостоятельной формы в 17 — м веке. Его характерный стиль движений по-прежнему основывался на позициях и шагах, разработанных в придворных танцах 16 — 17 веков.

Пожалуй, самой основной чертой балетного стиля того времени являлось положение ног и ступней, в котором ноги повернуты под углом 90 градусов по отношению к туловищу (т. е. ступни смотрят в стороны). Эта позиция придает телу симметричный вид и способствует высокому подъему ног, что было типичным для балета. Даже когда танцор исполнял быстрые или энергичные шаги, его руки редко двигаются не плавно, спокойно и изящно и часто танцор ставил руки в позиции, которые либо обрамляли лицо или просто так, чтобы они гармонично выглядели по отношению к позиции ног.

Другой особенностью балета являлось вертикальное положение тела. Балерины редко двигались близко к земле. Наоборот, часто казалось, что они бросают вызов гравитации высотой своих прыжков и энергичными «Batterie» (ударами ногой о ногу во время прыжка). Также балерины поражали зрителей скоростью поворотов и быстротой шагов, которые, казалось, происходили без особых усилий, почти не касаясь пола. В балете вечный стресс и огромные усилия танцовщиц всегда были скрыты за плавными изящными движениями танца.

Балет, конечно, претерпел много стилистических изменений. Романтический стиль от начала до середины 19-го века был намного мягче, менее изобиловал виртуозными прыжками и поворотами, чем классический стиль конца 19 и начала 20 веков. Русский балет, часто рассматривается в качестве парадигмы классической школы, поскольку является смесью мягкой и декоративной французской школы, хрупкого и виртуозного стиля итальянцев и энергичного атлетизма русских народных танцев.

Балет во время Великой Отечественной войны

С наступлением Великой Отечественной войны творческая жизнь Ленинграда не ослабевала.

На сцене Театра им. Кирова в июне 1941 года прошли юбилейный вечер балерины Елены Люком и традиционный выпускной спектакль Хореографического училища, а также шли репетиции нового балета. Однако большая часть труппы театра была эвакуирована из Ленинграда в августе 1941 года в Пермь. Оставшиеся артисты оказали большое влияние на патриотическое настроение граждан и подъём их морального духа.

С начала войны большую часть актёрской жизни составляла военно-шефская работа: все артисты были сформированы в бригады и давали концерты на фронте и в госпиталях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: