Кара караев вальс из балета «семь красавиц»

Семь красавиц (балет)

Либретто балета

Сцена из постановки балета «Семь красавиц» в 2008 году

Во время охоты Шаха Бахрама настигла буря. Ищя укрытие в развалинах старого замка, он встречает отшельника, который показывает ему изображения семи красавиц из разных стран. Бахраму чудится, будто красавицы ожили и кружатся в причудливых танцах. С наступлением рассвета прекрасные девы исчезают. Покинув замок, Бахрам отправляется домой. В пути он встречает состязающихся в стрельбе из лука статного юношу Мензера и его прекрасную сестру, по имени Айше. Это Айша и ее брат Мензер. Бахрам вызывает Мензера на состязание и побежденным. Затем они по обычаю обмениваются подарками. Бахрам дарит Мензеру пояс, тот ему — кинжал. После ухода Мензера Бахрам обьясняется Айше в любви. Девушка признается охотнику в ответном чувстве. Но когда на розыски пропавшего Бахрама прибегают слуги, а за ними визирь, Айша и Мензер узнают, что молодой охотник есть ни кто иной как сам шах. Визирь сообщил, что о вторжении хазар.

Бахрам передаёт власть визирю и отпрвляется в поход. Однако визирь, у которого возник план захвата власти, поручил двум своим приближённым переодеться в платье хазар, догнать и убить шаха. На площади же в это время наблюдается мрачное шествие, народ просит о проявлении милосердия. За арбой, влекомой недоимщиками, идут взятые в рабство девушки. Ожесточённые прислужники шаха набрасываются на выставленные в лавках товары, грабят и разрушают всё, что попадает под руку, после чего народ в ужасе разбегается. В это время визирь наслаждаясь властью, спускается в подземную сокровищницу, где надевает роскошные одежды, Он мечтает о том дне, когда сам станет шахом. В это время возвращается убийца и говорит, что покушение на шаха не удалось. Затем слышатся звуки рога. Вернувшись в столицу Бахрам, который знает о заговоре, хочет расправы. Однако он не может проникнуть во дворец из-за выставленной визирем стражи. Тогда Мензер зовёт на помощь вооруженных ремесленников. В это время из дворца выходит торжественное шествие во главе с визирем. Тот вручает Бахраму символы власти. Мензер знает о вероломстве визиря, однако тот, чтобы доказать шаху свою верность убивает на его глазах своего приближенного, якобы тот и является организатором заговора. Стражники разоружают народ, связывают ремесленников и Мензера и заключают их в тюрьму.

Узнав заключении Мензера и его друзей в тюрьму, Айша бежит во дворец и умоляет шаха, который в это время пирует, освободить Мензеруа и ремесленников. Шах, в память прежней дружбы, освобождает только Мензера. Возмущённый тем, что Бахрам не наказал визиря и не освободил ремесленников, Мензер бросает на землю пояс, подаренный некогда шахом. Этот поступок оскорбляет шаха и тот приказывает казнить Мензера. Но тот бежит. Визирь хочет отвлечь шаха. Он показывает ему шёлковую ткань, на которой изображены семь красавиц. Шах вспоминает ночь, проведёенную в развалинах замка и ему снова чудятся прекрасные семь красавиц. Шах забывает о насущных прблемах, чего и добивается визирь, чтобы взять власть в свои руки. Он отправляется со стражниками в деревню, где укрылся Мензер. Узнав, что укрывшие его крестьяне не хотят выдать Мензера, визирь приказывает вытоптать крестьянские посевы. Крестьяне обращаются к шаху. Но мысли Бахрама заняты Айшой, которую тот не может забыть. Айша же отвергает любовь Бахрама, обрекшего народ на голод. Бахрам приказывает визирю поджечь деревню. В то время как визирь смотрит на огонь, появляются внезвпно семь молодых крестьян и ремесленников. Совершается возмездие, и визирь падает мёртвым.

Бахрам хочет забыть Айшу. Поэтму он возвращается в замок, ища забвения у семи красавиц. Но в это время раздаётся удар грома, стены замка расступаются. Появляютмя семь посланцев народа, которые вручают шаху посох и плащ, указывая на то, что тот должен отречься от престола и покинуть страну. Вдруг появляется Айша, которая говорит шаху, что любит его не как шаха, а как того охотника, и готова пойти с ним, если тот откажется от власти. Бахрам в гневе наносит девушке смертельный удар кинжалом. Народ прощается с Айшой и изгоняет Бахрама.

Похожие песни

    • слушать Кара Караев — Вальс из балета «Семь Красавиц»
    • скачать Кара Караев — Вальс из балета «Семь Красавиц»

    Кара Караев — Вальс из балета «Семь Красавиц»

    • слушать Кара Караев — Вальс из балета «Семь Красавиц»
    • скачать Кара Караев — Вальс из балета «Семь Красавиц»

    Кара Караев — Вальс из балета «Семь Красавиц»

    • слушать Кара-Караев — Вальс из балета «Семь красавиц»
    • скачать Кара-Караев — Вальс из балета «Семь красавиц»

    Кара-Караев — Вальс из балета «Семь красавиц»

    • слушать Кара Караев — «Вальс» из балета «Семь красавиц». Азербайджанская классическая музыка.
    • скачать Кара Караев — «Вальс» из балета «Семь красавиц». Азербайджанская классическая музыка.

    Кара Караев — «Вальс» из балета «Семь красавиц». Азербайджанская классическая музыка.

    • слушать Кара Караев — «Вальс» из балета «Семь красавиц». Азербайд
    • скачать Кара Караев — «Вальс» из балета «Семь красавиц». Азербайд

    Кара Караев — «Вальс» из балета «Семь красавиц». Азербайд

    • слушать Ансамбль скрипачей Аничкова Дворца — Кара-Караев Вальс из балета «Семь красавиц»
    • скачать Ансамбль скрипачей Аничкова Дворца — Кара-Караев Вальс из балета «Семь красавиц»

    Ансамбль скрипачей Аничкова Дворца — Кара-Караев Вальс из балета «Семь красавиц»

    • слушать Кара Караев — Сцена из балета «Семь красавиц» (Вальс)
    • скачать Кара Караев — Сцена из балета «Семь красавиц» (Вальс)

    Кара Караев — Сцена из балета «Семь красавиц» (Вальс)

    • слушать Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения / Рауф Абдуллаев — Кара Караев — Сюита из балета «Семь красавиц» I. Вальс: Allegro; II. Vivo Scherzando; III. Adagio
    • скачать Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения / Рауф Абдуллаев — Кара Караев — Сюита из балета «Семь красавиц» I. Вальс: Allegro; II. Vivo Scherzando; III. Adagio

    Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения / Рауф Абдуллаев — Кара Караев — Сюита из балета «Семь красавиц» I. Вальс: Allegro; II. Vivo Scherzando; III. Adagio

    • слушать Караев, Кара — Вальс из балета «Семь красавиц»
    • скачать Караев, Кара — Вальс из балета «Семь красавиц»

    Караев, Кара — Вальс из балета «Семь красавиц»

    • слушать Кара Абульфаз оглы Караев (1918-1982) — Вальс из балета «Семь красавиц «
    • скачать Кара Абульфаз оглы Караев (1918-1982) — Вальс из балета «Семь красавиц «

    Кара Абульфаз оглы Караев (1918-1982) — Вальс из балета «Семь красавиц »

Либретто

Шах Бахрам отправился на охоту и попал в бурю. Руины старинного замка стали для него укрытием. Здесь ему повстречался отшельник, который показал Бахраму рисунок с семью красавицами из разных уголков мира. Шаху почудилось, будто девушки появились перед ним в невероятно красивом танце. Наступило утро и видение исчезло, а Бахрам отправился в свой дворец. В дороге он встретил молодых людей – красивую девушку Айшу и ее брата Мензера, которые стреляли из лука по мишени. Шах предлагает парню посоревноваться, после чего тот получает от Бахрама в подарок пояс, а Мензер преподносит шаху кинжал и уходит. Бахраму очень понравилась Айша. Он рассказал ей об этом. Девушка ответила ему взаимностью. Внезапно появилась стража шаха вместе с визирем, после чего молодые лучники поняли, с кем им привелось встретиться. Со слов визиря Бахрам узнает, что хазары вторглись в его страну.

Шах назначает визиря главным на время его отсутствия и уходит со своим войском сражаться с хазарами. Визирь встречается с двумя приближенными. Он поручает им надеть хазарскую одежду, отправиться на поиски Бахрама и уничтожить его. У визиря есть мечта оказаться на месте шаха, но его план не сработал. Шах вернулся домой живым и узнал о замысле визиря. Теперь он желает с ним поквитаться, но вокруг дворца стоят стражники, которые не пропускают Бахрама внутрь. Мензер с вооруженными ремесленниками решает помочь шаху попасть во дворец, но его опережает визирь, который торжественно выходит встречать Бахрама со свитой, попутно убивая на глазах шаха одного из своих приближенных, которого обвиняет в заговоре против своего повелителя. Стражникам удается разоружить людей, после чего Мензер и ремесленники оказываются в тюрьме.

Айше довелось узнать, что ее брат с друзьями находится в заточении. Она обращается к шаху с просьбой об их освобождении. Бахрам решает выпустить на свободу только ее брата, который возмущен тем, что ремесленники остались в тюрьме, а визирь не наказан за свои злодеяния. Он бросил под ноги шаху пояс, который Бахрам подарил ему при встрече. По приказу шаха брата Айши снова схватывают и собираются предать казне, но Мензеру удается бежать. Бахрам приказывает визирю найти мятежника, скрывающегося в деревне, которую поджигают, чтобы выманить брата Айши. Из огня выходят ремесленники и крестьяне. Они убивают визиря.

Шах желает избавиться от мыслей об Айше. Он снова отправляется к руинам замка, где его ждут семь красавиц. Бахрам слышит гром, после которого стены в замке расступились. Из темноты выходят семь человек, которые являются посланцами разных народов. Они преподносят Бахраму плащ и посох и просят об отречении и удалении из страны. Внезапно появившаяся перед шахом Айша говорит ему о своей любви, но называет его охотником, а не правителем. Она просит Бахрама покинуть дворец и уйти вместе с ней. Шах от злости с помощью кинжала убивает свою возлюбленную, после чего его изгоняют и проводят церемонию прощания с девушкой.

История балета

«Семь красавиц» создана по мотивам поэмы «Семь красавиц» из «Хамсе» («Пятерицы») великого классика персидской поэзии Низами Гянджеви. В 1949 году Кара Караевым была написана одноимённая симфоническая сюита. Она была исполнена в этот же год Азербайджанским симфоническим оркестром имени Узеира Гаджибекова под руководством маэстро Ниязи. Идея создания балета была подсказана композитору главным режиссёром Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова выдающимся актёром и режиссёром Исмаилом Идаятзаде. Первоначально либретто было разработано им и драматургом Сабитом Рахманом. В 1951 году была дописана музыка и состоялось обсуждение нового произведения в Союзе композиторов Азербайджана. Но Идаятзаде не успел увидеть балет на сцене, в ноябре 1951 года его не стало.

Премьера балета состоялась 7 ноября 1952 года на сцене Азербайджанского театра оперы и балета в Баку в постановке выдающегося русского советского балетмейстера Петра Андреевича Гусева. Художники — Анвар Алмасзаде и Фёдор Гусак. Дирижёр — Кямал Абдуллаев. Партия Айши — Гамар Алмасзаде и Лейла Векилова, Шаха Бахрама — Юрий Кузнецов и Константин Баташов, Мензера — Максуд Мамедов и Константин Баташов, Визиря — Анатолий Урганцев и Кямал Гасанов.

В оркестровке балета использовались народные инструменты, что придавало ему национальный колорит. Великолепная, яркая, красочная музыка балета была залогом счастливой и долгой сценической жизни произведения. Высоко оценил музыку своего ученика великий советский композитор Дмитрий Шостакович. После премьеры в Баку Шостакович написал: «Самое сильное в новом балете — его музыка!» Шостакович говорил о ней, как о подлинно симфонической, обладающей масштабностью, широким дыханием.

24 ноября 1953 года премьера состоялась на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета в постановке П. А. Гусева. Сценограф — Симон Вирсаладзе. Дирижёр — Эдуард Грикуров. Партия Айши — Вера Станкевич, партия Шаха Бахрама — Вениамин Зимин, Визиря — Николай Филипповский, Индийской красавицы — Елена Иванова, Мензера — Юрий Литвиненко, Китайской красавицы — Валентина Розенберг, Иранской красавицы — Татьяна Фесенко, Начальника стражи — Виктор Тулубьев. В качестве балетмейстера некоторых номеров впервые выступил Олег Виноградов. Балет сразу завоевал сердца зрителей, занял прочное место и в гастрольном репертуаре.

Новая, вторая редакция балета была сделана Кара Караевым при участии Юрия Слонимского и Петра Гусева в 1959 году и была представлена в этом же году в дни Декады азербайджанского искусства в Москве. Этой постановкой вдохновенно дирижировал великий Ниязи.

В 1970 году азербайджанский балет восторженно был принят во Франции, в Париже на VII Международном фестивале современного танца и гастролей балетной труппы театра.

В 1982 году на экраны вышел фильм-балет «Семь красавиц» с хореографией Рафиги Ахундовой и Максуда Мамедова. Режиссёр — Феликс Слидовкер, оператор — Александр Тафель. В главных партиях — Наталья Большакова, Вадим Гуляев, Гали Абайдулов. Дирижёр — Рауф Абдуллаев.

Позже, в 2002 году, эти же балетмейстеры получили предложение поставить «Семь красавиц» в Швеции, в Стокгольме и в Гетеборге. Интернациональная труппа включала танцовщиков из восемнадцати стран, и работа над балетом была очень интересной как для постановщиков, так и для актёров. Представления замечательного балета имели большой успех и резонанс в Швеции.

Знаменитый дирижёр Евгений Светланов так говорил о Кара Караеве и балете «Семь красавиц»:

В 2008 году на сцене театра оперы и балета состоялась новая постановка балета. Главным балетмейстером стал известный российский хореограф Василий Медведев. Новое либретто для постановки создала писательница из Турции Яна Темиз. Руководителем и дирижёром новой постановки стал Эльшад Багиров, работавший в своё время в Большом театре и дирижёром в Театре оперы и балета Стамбула. Художник Большого театра Дмитрий Чербаджи работал над декорациями, а Тахир Тахиров над костюмами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: