Третья редакция[править]
Либретто нового, уже третьего, «Золотого века» принадлежит перу театрального и музыкального критика Константина Учителя. Балетмейстер Ноа Гелбер, режиссёр Андрей Прикотенко. Сюжет решен совершенно по-новому, а действие перенесено в современность — уже пожилые люди вспоминают свою короткую любовь в начале 1930-х годов, и сцены тех далеких лет оживают в их видениях, заставляя заново пережить прежние чувства.
Премьера состоялась 28 июня 2006 года в Мариинском театре (бывший при СССР Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова), где проходила самая первая премьера «Золотого века».
Исторический
Оригинальная версия
Сюжет политический. В нем рассказывается история посещения одной из капиталистических стран советской футбольной команды . Советских футболистов преследуют, несправедливо сажают в тюрьмы, но их освобождают местные рабочие, восставшие против своих угнетателей. Завершается балет совместным танцем объединившихся футболистов и рабочих.
Написана Дмитрием Шостаковичем на либретто Александра Ивановского в 1928 году (соч. 22), хореография — Василий Вайнонен в первом действии, Леонид Якобсон во втором действии и В. Чесноков в третьем действии. Либреттист и композитор представляют серию политически некорректных, сильно карикатурных персонажей (фашист, дива, провокатор и т. Д.). Шостакович использует ряд музыкальных пародий (кабаре, джаз) на сочинения с особенно кислотными гармониями, поддержанными очень красочной инструментальной обработкой. Здесь мы находим сатирическую направленность оперы «Не» , в точности современную. Первый спектакль состоится в Кировском театре в Ленинграде на26 октября 1930 г..
С самого начала балет пользовался некоторым успехом у публики. Однако в нем показаны танцы, которые режим того времени считал декадентскими и запрещены российскими властями. Композитор адаптирует четыре версии в сюите для оркестра (соч. 22а), в котором будет много выступлений. В сюите четыре части: Увертюра — Адажио — Полька — Танец.
Вторая версия
С годами музыка Шостаковича получила официальное признание, поэтому возобновить балет можно было, но не в первозданном виде.
В 1982 году Юрий Григорович и Исаак Гликман ( либреттист и друг Шостаковича кинорежиссер с 1941 года) составили новый синопсис, и Григорович вставил в партитуру еще несколько произведений Шостаковича. Мы в 1920 году в портовом городе на юге Советской России. Ресторан «Золотой век» — излюбленное пристанище бандитов всех мастей, которых предостаточно в то время, когда экономика находилась в ведении НЭПа. Рита и ее партнер Жак (на самом деле Яшка, лидер местного преступного мира) развлекают гуляк в ресторане Golden Age. Яшке помогает его любовница и сообщница Люська. Во время местной вечеринки Борис, молодой рыбак, участник сатирической театральной труппы «Агитпроп» , знакомится с Ритой. Это любовь с первого взгляда ». Рита исчезает в толпе. Борис отправляется в погоню за ним и тем самым оказывается перед Золотым веком. К своему удивлению, он понимает, что танцовщица мадемуазель Марго — это женщина, которую он ищет.
Борис и Яшка дерутся за Риту. Движимая искренностью и глубиной их чувств к ней, Рита не остается равнодушной к успехам двух главных героев. Завязывается драка с членами банды из-за одного из друзей Бориса. Столкновение советских комсомольцев и банды преступников. Яшка пытается убежать. Борис останавливает его. Рита теперь свободна. Она однозначно уходит из Золотого века, чтобы начать новую жизнь с Борисом.
Эта версия интерпретируется чаще всего. Премьера состоится4 ноября 1982 г.в Большом театре . В 1983 году балет возродился для звезды Большого театра Ирека Мухамедова , который установил стандарты характера Бориса для всех последующих поколений танцоров.
Мы должны отдать должное абсолютному мастерству балета Большого театра, который в определенное время регулирует размер сцены, чтобы никогда не создавать впечатления беспорядка.
Третья версия
В 2006 году драматург Константин Оутчитель выпустил новое либретто. Действие происходит в наше время. Пожилая пара вспоминает свою молодость и свою любовь. Премьера состоится28 июня 2006 г.в Мариинском театре (бывший Кировский) в Санкт-Петербурге .
Музыка
На основе музыки балета Шостакович составил четырёхчастную сюиту op. 22a:
- Вступление (Allegro non troppo)
- Adagio
- Полька (Allegretto)
- Танец
которая вошла в концертный репертуар дирижёров XX века (также в аудиозаписях оркестров под управлением Л. Стоковского, Б. Хайтинка, М. Шостаковича, Н. Ярви и многих других).
В 1935 композитор переработал Польку для сольного фортепиано (op. 22b), которую записал на грампластинку в 1947(неоднократно издавалась на фирме Мелодия, например, C 01387-88); в 1962 сделал её же версию для фортепиано в 4 руки (op. 22c). Известен ряд других (неавторских) обработок Польки для различных инструментов.
В музыку балета для постановки Григоровича (1982, редакторы неизвестны) были дополнительно включены Lento из Первого фортепианного концерта (Адажио Риты и Бориса, в первом акте) и Andante из Второго фортепианного концерта(Адажио Риты и Бориса, в третьем акте). Аудиозапись этой редакции (оркестр ГАБТ / Симонов; 1982) была опубликована в 2006. Собственную редакцию музыки балета выполнил Г. Н. Рождественский, которую записал со Стокгольмским филармоническим оркестром в 1993 на лейбле «Чандос». В обе редакции вошла обработка Шостаковичем шлягера «Tea for two» Винсента Юменса (под названием «Таити-Трот»).
Вторая редакция[править]
Прошли годы. Даже десятилетия. Сменилось поколение балетных деятелей. Музыка Шостаковича, пережив нападки в формализме, была официально названа гениальной, а под это дело можно было и возвратить старый балет. Что и решил сделать балетмейстер московского Большого театра Юрий Григорович в 1982 году, написав новое либретто совместно с Исааком Гликманом.
Новая редакция использовала от предыдущей только музыку и состояла из двух актов. Название «Золотой век» решили сохранить, а сюжет был построен совершенно иначе и не имел ничего общего в первой версией. Никакой заграницы на этот раз не было и в помине, а всё действие происходило в Советской России времен НЭПа, причем нэпманы, как и положено в советском произведении, были показаны как сугубо отрицательные персонажи: они кутят, пьют, бандитствуют, совершенно не занимаются спортом — а когда работают и зарабатывают, неизвестно. Сюжет сводился к следующему. Молодая танцовщица Рита работает в ресторане «Золотой век», ее партнер по танцам — скрывающийся бандит Яшка. Ресторан «Золотой век» — притон, где скопились все силы зла, с которыми вступают в нелегкую, но победоносную схватку положительные герои — рыбак Борис и его друзья (см. видеоролик вверху).
Премьера прошла 4 ноября 1982 года в московском Большом театре. Среди исполнителей: Наталия Бессмертнова, Татьяна Голикова, Ирек Мухамедов, Гедиминас Таранда, Василий Ворохобко.
Однако в советское время балет «Золотой век» был не самым популярным из спектаклей Григоровича, и дело оказалось вовсе не в хореографических тонкостях. Начавшаяся в скором времени Горбачёвская Перестройка полностью изменила идеологический пафос, сместив все акценты — те, кто были карикатурно обрисованы как отрицательные персонажи, стали восприниматься положительными, а строители нового социалистического общества в середине 1980-х годов — скорее отрицательными.
Спектакль, тем не менее, просуществовал на сцене Большого театра до 1989 года, а в 1994 г. был возобновлен, но давался нечасто.
Глава
Акт I
Местный праздник. Среди гуляк — Рита. Театральная труппа « Агитпроп» , предназначенная для рабочей молодежи, начинает спектакль. Актеры — молодые рыбаки. Борис один из них. Он встречает Риту. Это любовь с первого взгляда «». Рита внезапно исчезает. Борис отправляется в погоню.
Сцена 2
Борис оказывается перед рестораном L’Âge d’Or — визитной карточкой бизнесменов НЭПа. Он исполняет номер кабаре с участием двух звезд мюзик-холла мадемуазель Марго и месье Жака (псевдоним Юшка). Затем Борис понимает, что мадемуазель Марго — это женщина, которую он ищет
Их эмоциональное воссоединение привлекает внимание господина Жака.
Сцена 3
Банда бандитов во главе с Жаком решает, какую ему следующую «руку помощи». Люшка должна заманить в ловушку двух пьяных бизнесменов. Затем бандиты нападают на них и грабят.
Сцена 4
Месье Жак возвращается в золотой век в костюме мюзик-холла. Он видит, как Борис и Рита танцуют вместе. Между Борисом и бандитом разгорается спор. Вмешивается обряд.
Сцена 5
Борис и Рита одни. Они признаются друг другу в любви.
Сцена 2
Бандиты устраивают вечеринку в L’Âge d’Or, их логове. Яшка, в ярости от того, что Рита оттолкнула его, хочет отомстить и призывает их подготовить новый «переворот».
Сцена 3
Рыбаки работают на побережье. Появляется Рита в поисках Бориса. Двое влюбленных изолируются. Появляются бандиты и окружают их. Прислужники Яшки набрасываются на Бориса, который не может защитить себя. Рита убегает искать помощи. Друзья приходят ему на помощь и помогают Борису дать отпор.
Сцена 4
Бизнесмены, привыкшие к L’Âge d’Or, расслабляются, наслаждаясь представлением. Рита не может перестать думать о Борисе. Атмосфера Золотого века стала для нее невыносимой, но ей приходится доводить дело до конца.
Сцена 5
Рита решает навсегда покинуть L’Âge d’Or. Мсье Жак возражает и умоляет ее остаться с ним. Люська подслушивает их разговор. Обезумев от джамузи, она бросается на Яшку с ножом в руке. Яшка убивает ее.
Сцена 6 и конец
Юшка берет Риту в заложники и пытается бежать. Борис останавливает ее и освобождает Риту. Влюбленные празднуют свое воссоединение и клянутся никогда не расставаться друг с другом. В общем празднике принимают участие друзья Бориса-рыбаки.
Заканчиваю привет.
Постановка[править]
Наконец в октябре 1930 года на сцене бывшего императорского Мариинского театра прошла премьера нового советского балета «Золотой век», балетмейстеры Леонид Якобсон, Василий Вайнонен и В. П. Чеснаков, режиссёр Эммануил Каплан, художник Валентина Ходасевич, дирижёр Александр Гаук. Среди исполнителей: Советская комсомолка — Нина Вдовина, потом Галина Уланова, Дива — Ольга Иордан и Елена Люком, Западная комсомолка — Ольга Мунгалова, Фашист — Борис Шавров, Ангел мира — Алла Шелест, Полицейский — Леонид Лавровский, Судья — Ростислав Славянинов, Иллюзионист — Михаил Михайлов; в небольших партиях были заняты начинающие артисты Константин Сергеев, Вахтанг Чабукиани и др.
Молодые зрители встретили балет с энтузиазмом. И очень скоро постановка была подхвачена другими театрами: 1930 — Киевский театр оперы и балета, 1931 — Одесский театр оперы и балета под названием «Динамиада, или Дни Европы», балетмейстер-постановщик М. Ф. Моисеев.
Однако не всё обстояло столь гладко, и радовались молодые хореографы и композитор рано; всё решила публикация статьи «Балетная фальшь» — и начались нападки на балет за буржуазную стилистику; обвинялись все: и композитор, которому вменялось, что под такую музыку невозможно танцевать, и хореографы, которые «протащили» на советскую сцену западные враждебные манеры.
Результат не заставил себя ждать: через год, после 18 представлений, новый советский балет был снят с репертуара.
История создания[править]
История создания балета «Золотой век» неразрывно связана с историей развития советского балета.
Новая советская власть, воссев на трон после Октябрьской революции 1917 года, требовала для себя всего нового, в том числе и искусства, в том числе и театра, в том числе и балета. Требовался новый вид специфически советского балета — злободневного, с классовым подходом, в котором необходимо было показать человека новой советской формации — положительного во всех отношениях: и красивого, и спортивного, и здорового, и честного, и благородного душой — словом, настоящего ленинца-сталинца.
В 1929 году Управлением театров был объявлен конкурс на написание балетного либретто на спортивную тематику, первое место получил А. В. Ивановский со сценарной разработкой под названием «Динамиада» с сюжетом из жизни советской футбольной команды. Футбол в эти годы рьяно входил в жизнь советских людей и в моду советской жизни. Надо сказать, что либретто, занявшее второе место, тоже было посвящено футбольной тематике — это было либретто драматурга В. Н. Курдюмова, и оно, одновременно с «Золотым веком», перерождалось в балет «Футболист» композитора В. А. Оранского.
Два новых советских балета, которым предстояло стать провозвестниками новой советской хореографии, распределили так: «Золотой век» (первая премия) ставили в Ленинградском театре оперы и балета (бывший Мариинский театр), а «Футболист» (второе место) в Москве, в Большом театре. Забегая вперед, скажем, что с московской премьерой произошла незадача. Нет, он был поставлен в Большом театре в срок, но режиссер Николай Фореггер опередил москвичей и успел поставить балет «Футболист» раньше их — в Государственной Харьковской опере еще в 1929 году, поэтому официальными словарями премьера в Харькове вообще игнорируется — впрочем, как и сам балет «Футболист». Подробнее см.ст. Футболист (балет).
Однако — вернемся к либретто «Динамиада», занявшему главное призовое место и попавшему для создания балета в Ленинградский театр оперы и балета. В качестве композитора был приглашен молодой 23-летний Дмитрий Дмитриевич Шостакович, только начинавший свою музыкальную деятельность, но уже получивший первую известность. Ставить новый советский балет было доверено трем молодым хореографам: Л. В. Якобсону, В. И. Вайнонену и В. П. Чеснокову.