Творчество
Творческое наследие композитора C. Василенко вбирает все современные музыкальные жанры. С. Василенко – автор 9 опер, 8 балетов, 5 симфоний; хоровых, камерных и других произведений, в которых он разработал фольклор советских и зарубежных стран Востока, а также обработок русских народных песен. Композитор написал сочинения для духовых и народных инструментов, романсы (свыше 200), музыку к драматическим спектаклям. Музыку к «первенцам» советской киноиндустрии начал писать в возрасте 60 лет.
Будучи композитором, С. Василенко развивал традиции Н. А. Римского–Корсакова и был склонен к эпическому тонусу музыки; характерен его интерес к русской народной песне, к поэзии Древней Руси. Под руководством С. В. Смоленского изучал крюковое пение, образцы которого использовал в Первой симфонии (1906). В предреволюционные годы увлекся эстетикой символизма (симфоническая поэма «Сад смерти» по О. Уайльду, 1908, и др.). Испытал влияние импрессионизма, стремился к красочности и изысканности оркестрового стиля. Особое место в творчестве С. Василенко принадлежало образам Востока, сначала в эстетезированной форме («Экзотическая сюита» для голоса и инструментального ансамбля 1916), позднее — на основе знакомства с музыкальными образцами культур разных регионов.
Музыка к театральным постановкам
- Альцеста» Еврипида (1891)
- «Лесные чары» Я. Полонского (1897)
- «Пещное действо» С. Полоцкого (1902—1903)
- «Дафнис» неизвестного автора (1902—1903)
- «Укрощение строптивой» У. Шекспира (1913, рукопись утрачена)
- «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира (1914)
- «Медведь и паша» Э. Скриба (1918)
- «Игра интересов» Х. Бенавенте (1921)
- «Том Сойер» по М. Твену (1925)
- «Борис Годунов» А. Пушкина (1937)
- «Пётр I» А. Толстого (1938)
- «Алёнушка и Иванушка» Ю. Данцигера (1945)
Сочинения для оркестра
- «Эпическая поэма» (1900—1903)
- Симфония № 1 (1904): партитура
- «Сад смерти», симфоническая поэма (1908)
- «Полёт ведьм», симфоническая картина (1909)
- «В солнечных лучах», сюита (1910—1911)
- Симфония № 2 (1911—1913)
- «Сюита на темы лютневой музыки XIV—XVII» (1914)
- «Зодиак», сюита на темы французских композиторов XVIII в. (1914)
- «Испанские танцы», сюита (1925—1926)
- «Индусская сюита» (1927)
- «Китайская сюита № 1» (1928): партитура
- «Китайская сюита № 2» (1931)
- «Туркменские картины», сюита (1931)
- «Советский Восток», сюита (1932)
- Симфония № 3 «Итальянская» (1934)
- Симфония № 4 «Арктическая» (1934)
- «Узбекская сюита» (1943)
- «В деревне», сюита (1943)
- «Торжественная увертюра» (1943)
- «6 славянских плясок» (1944)
- «Украина», сюита (1945)
- Симфония № 5 (1947)
- «Сюита на китайские народные темы» (1954)
- «Колхозная сюита» (1955)