Якопо Пери
Якопо Пери (Jacopo Peri) по прозвищу «Длинноволосый» (20.08.1561 — 12.08.1633) — итальянский певец и композитор переходного периода между музыкальными эпохами Возрождения и Барокко. Его называют изобретателем оперы. Он написал произведение, признанное первой оперой «Дафна» (1597), к сожалению, она не сохранилась. Также он написал самую первую оперу, сохранившуюся до наших дней «Эвридика» (1600).
Якопо Пери родился в Риме в дворянской семье. Учился во Флоренции у Христофано Малвези. Работал певцом и органистом в местных церквях. Впоследствии стал служить при дворе герцогов Тосканы из семьи Медичи, сначала певцом-тенором и музыкантом, потом — придворным капельмейстером. Его первыми сочинениями были музыка для пьес, интермедии и мадригалы.
В 1590-х Пери познакомился с Якопо Корси, главным покровителем музыки в Флоренции, после отьезда в Рим Джованни Барди, основателя Флорентийской камераты. Вместе они признавали, что современное искусство уступает античным сочинениям греческой культуры. Они решили попробовать воссоздать греческую трагедию как они её понимали. Их работа продолжила работу Флорентийской камераты предыдущего десятилетия. Они первыми экспериментировали с монодией, одноголосной песней на фоне басса континуо, что привело к появлению арии и речитатива.
Поэт Оттавио Ринуччини поставил драму под названием «Дафна», к которой Пери написал музыку, получившееся произведение было представлено в 1597 во Флоренции. Это творение признают первым сочинением в форме, которая называется сейчас «опера».
«Дафна» так восхитила всех, что в 1600 им было поручено подготовить оперу к свадьбе Короля Франции Генриха IV с Марией Медичи. Второе их творение называлось «Эвридика». В сочинении использован речитатив, который вместе с ариями и хорами и служил развитию действия
Эти работы привлекли большое внимание, жанр оперы быстро стал популярным у других композиторов и правителей
В 1601 Пери стал капельмейстером герцога Феррары, он написал несколько других опер, часто в сотрудничестве с другими композиторами и другие сочинения к разным событиям придворной жизни. Но успех, сопоставимый с «Дафной» и Эвридикой», ему больше не сопутствовал.
Последний сборник его произведений вышел в 1609 во Флоренции и больше ничего не известно о нем. Опера быстро прогрессировала и стиль Пери стал выглядеть довольно старомодным в сравнении с работами младшего поколения композиторов, например, Клаудио Монтеверди. Но влияние творчества Пери на становление жанра оперы было большим. Он представил новый монодийный и декламационнный стиль, которые лежат в основе и современной музыки, и это был большой шаг вперёд по сравнению с контрапунктическим стилем Палестрины, преобладавшим в то время.
Теги:
- Италия
- П
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Монодийный и фигурный бас
Время Пери было временем появления монодии и начала фигурной басовой музыки . Новая форма аккомпанемента басового инструмента (клавишные и лютневые) дала монофоническому пению, сосредоточенному на слове и его значении (в отличие от переполненной хоровой полифонии), более понятную поддержку. В доме графа Джованни де Барди из семьи флорентийских графов Вернио эта новая музыка получила особое развитие
Меломан Барди особенно интересовался античностью, его внимание было сосредоточено на античных трагедиях. Его дом стал центром обширных исследований, особенно в музыкальных вопросах
Здесь встречались дворяне, поэты и музыканты; родилась избранная группа, которая назвала себя Camerata Fiorentina .
Якопо Пери также принадлежал к этой группе. В стиле ученых обществ того времени ( академий ) они вели дискуссии по философии искусства, что породило решительные предложения и попытки возродить утерянный стиль античной трагедии. Попытки обновить старинную музыку витали в воздухе: перепечатка античных теоретиков вызвала интерес еще в конце XVI века.
Речитатив
Принципиально новым в этом стиле нуово является речитатив, песенная декламация которого поддерживается гармоническим инструментом, работающим под голос. Пение не прерывается инструментами. Музыка Пери свободнее и пафоснее, чем Caccinis
При этом Пери «обратила внимание на те выражения и тона, которые доступны нам в боли, радости и подобных состояниях в зависимости от аффектов»
Пери оставил сборник строфических стихов Le Varie Musiche , 1609, составленный в форме речитативов и сольных мадригалов в новом, монодическом стиле.
То, что начали композиторы из круга Camerata Fiorentina , перенял Клаудио Монтеверди , расширил и завершил . С тех пор Флорентийская опера быстро распространилась по Италии и по всей Европе и сохраняла свое значение более трехсот лет.
Нуово стили
Стиль Nuovo , сопровождаемого монодия, было изобретение итальянского музыкального ренессанса на рубеже 16 — го по 17 — го века. Однако это было известно давно и практиковалось. На наш взгляд, вся история светской музыки четырнадцатого и пятнадцатого веков была историей сопровождаемой песни. Большая часть этой литературы — это стихотворная аккомпанирующая песня: основной элемент поздней кантаты в принципе уже присутствовал. Многое из того, что было написано в этом новом стиле, не сохранилось. Но лирические пьесы двух домов композиторов в Camarata Фиорентины сохранились : Нуове Musiche Джулио Каччини и Якопо Пери, чье начало может быть доказано на сегодняшний день в 16 веке.