Публикация «Использование мелодекламации в детском саду, (Из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
Мне посчастливилось приобрести учебно- методическое пособие О. В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению». Она замечательна тем, что все процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно. Они не задумываются над тем, легко это им или трудно. Они просто интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психологического состояния, потому, что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, фантазии, речевое общение, движение.
Речевой этап. Как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идет параллельно певческому этапу.
Основными видами деятельности на речевом этапе является:
• Артикуляционная гимнастика
• Игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание
• Развивающие игры с голосом
• Речевые зарядки
• Речевые игры и упражнения
• Мелодекламация
Все эти виды игровой деятельности неразрывно связаны между собой в процессе обучения детей пению.
Их общая цель- легко и незаметно подготовить детей к пению:
• «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата
• Обострить интонационный слух
• Подвести детей к восприятию музыкальных звуков
• Сделать обучение пению было легким, понятным и привлекательным занятием
В игре эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений крайне необходима, т. к. она облегчает подражание, эмоционально заряжает детей. Игровые образы сначала задаются педагогом, а затем свободно развиваются воображением каждого ребенка. Сложность этой работы для педагога в том, что при переходе от одного образа к другому он должен быть одновременно и в игре, и руководить действиями детей.
Основная цель мелодекламации- это прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило мелодекламации каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т. к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может измениться по- разному.
У музыки и речи одна первооснова- интонация. Речевая интонация выражает чувства, настроение говорящего человека точно так же, как и музыкальная интонация, т. к. используются одни и те же средства выразительности. Поэтому с помощью мелодекламации, поскольку ребенок уже достаточно владеет речью и может воспринимать музыкальное сопровождение, легче почувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: динамику, темп, интонацию, ритм… Используя мелодекламацию удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция, а так же умений изменять силу и высоту голоса.
У музыки и речи одна первооснова- интонация, поэтому словесный образ и музыкальный неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно- поэтический образ, тем лучше им будет понять, а затем и выразить музыкальный образ.
Мелодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, щелчки, притопы, шумовых инструментов, звучание мелодии может сопровождаться движениями, что поможет детям телесно пережить ощущение тепла, динамики, ритма речи.
Использование мелодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале. На речевом этапе развития голоса дети свободно и легко начинают пользоваться выразительными средствами, общими для пения и речи. Все они доступны детям с самого раннего возраста.