Биография давыдов степан иванович

Биография давыдов степан иванович

Оперы

  • Днепровская русалка (Днепровская русалка — Русалка Днепра, Русское либретто Николая Краснопольского по мотивам Карл Фридрих Хенслер, Das Donauweibchen), опера в трех действиях, 7 ноября 1803 г., Санкт-Петербург, Большой Каменный театр с музыкой Фердинанд Кауэр и дополнительные три числа, составленные Давыдовым.
  • Леста, днепровская русалка (Леста, днепровская русалка — Леста, русалка Днепра, комическая опера в трех действиях, 6 ноября 1805, Санкт-Петербург, Большой Каменный театр ).
  • Русалка (Русалка — Русалка, либретто принца Александр Шаховской комический сказочная опера в 3-х действиях, 22 сентября , Санкт-Петербург, Большой Каменный театр ) музыка Давыдова, Каттерино Кавос и Вольфганг Амадей Моцарт.
  • Лукашка, или Святой вечер (Лукашка или Святочный вечер — Лукашка или Сочельник), комическая опера в одном действии (26 января 1816 г., Москва ).

Биография

Пел в Императорской придворной капелле и обратил на себя внимание Екатерины II, которая направила его учиться к Джузеппе Сарти, бывшему при её дворе. Особое место в творчестве композитора занял оперный цикл, начатый с феерической комической оперы-зингшпиль Ф.Кауэра «Дева Дуная» (другие переводы: «Дунайская русалка», «Дунайская нимфа») по пьесе К.Генслера «Дунайская нимфа»

В 1803 году, занимая пост главного капельмейстера императорских театров в Петербурге, совместно с драматургом Н.С.Красновольским отредактировали оперу на русский лад: Краснопольский перенес действие с западноевропейского Дуная, как было в оригинале, к восточно-европейскому Днепру и переименовал персонажей на славянский лад, Давыдов ввел в музыку русские национальные напевы. В результате опера была переименована в «Днепровскую русалку» и под этим названием прошла по сценам сначала Петербурга, затем Москвы и других городов России. И не снималась с репертуара очень долго, это была самая частая постановка музыкальных театров России первой половины 19 столетия. О популярности оперы в России свидетельствуют обращения к ней в русской литературе. Именно арию из первой части оперы Кауэра упоминает Пушкин в «Евгении Онегине»:

Особое место в творчестве композитора занял оперный цикл, начатый с феерической комической оперы-зингшпиль Ф.Кауэра «Дева Дуная» (другие переводы: «Дунайская русалка», «Дунайская нимфа») по пьесе К.Генслера «Дунайская нимфа». В 1803 году, занимая пост главного капельмейстера императорских театров в Петербурге, совместно с драматургом Н.С.Красновольским отредактировали оперу на русский лад: Краснопольский перенес действие с западноевропейского Дуная, как было в оригинале, к восточно-европейскому Днепру и переименовал персонажей на славянский лад, Давыдов ввел в музыку русские национальные напевы. В результате опера была переименована в «Днепровскую русалку» и под этим названием прошла по сценам сначала Петербурга, затем Москвы и других городов России. И не снималась с репертуара очень долго, это была самая частая постановка музыкальных театров России первой половины 19 столетия. О популярности оперы в России свидетельствуют обращения к ней в русской литературе. Именно арию из первой части оперы Кауэра упоминает Пушкин в «Евгении Онегине»:

https://youtube.com/watch?v=AI8QuGUGbf4

Antonello De Pierro spiega presenza Italia dei Diritti a No B Day 2 a Roma

Все видео

Многие музыкальные части из кауэровской оперы «Дева Дуная» нередко исполнялись отдельно, в частности, Л.Н.Толстой в своей книге «Детство. Отрочество. Юность» вспоминает кадриль из этой оперы. К этому времени Давыдов был смещен с казенного поста, который занял К.Кавос, который отредактировал оперу на свой лад. В результате получилась вторая опера. Однако Давыдов, учитывая сценический успех оперы Кауэра, решил продолжить работу и совместно с Н. Краснопольским сочинил продолжение к опере Кауэра – уже свое оригинальное произведение. Эта опера получила название «Леста, Днепровская русалка» и была признана музыкальной критикой верхом творчества композитора. Опера была поставлена на Петербургской императорской сцене и прошла с огромным успехом. Эти оперы составили целый совместный цикл и были изданы в 1804–1806 гг.. Окрыленный успехом Давыдов сочинил еще и четвертую оперу в продолжение к предыдущим, либретто написал А.А.Шаховской. Как и предыдущая, третья опера, четвертая тоже является совершенно оригинальным авторским трудом. Однако она была утеряна.

Творчество

Светская музыка

В своем творчестве композитор немало использовал мотивы крестьянского и городского фольклора в собственных хоровых и оркестровых обработках.

  • балеты «Увенчанная благость» (на День коронации Александра I, 1801), «Жертвоприношение благодарности» (аллегорический балет на День тезоименитства Александра I, 1802) и «Граф Кастелли, или Преступный брат» («трагический балет», совместно с Дж. Сарти и В. Мартин-и-Солером, 1804);
  • три части оперной тетралогии «Днепровская русалка» (с балетными сценами, поставленными И. И. Вальберхом, 1803, 1805, 1807: оперы «Русалка» (1803, вместе с Кауэром и Кавосом), «Леста, днепровская русалка» (1805) (точных данных по разным редакциям и авторствам этой серии опер сохранилось мало и они варьируются);
  • комическая одноактная опера «Лукашка, или Святочный вечер» (1816);
  • концертная увертюра;
  • песни (в т.ч. музыку к ставшей «народной» известной песне «Среди долины ровныя»).

балеты-дивертисменты: «Русский деревенский праздник» («интермедия-дивертисмент с хорами и плясками», 1812), «Семик, или Гулянье в Марьиной роще» (1815; постановка и исполнение Исаака Аблеца), «Гулянье на Воробьевых горах» (совместно с Д. Н. Кашиным и И. Керцелли, 1815), «Филатка с Федорой у качелей под Новинском» (1815), «Торжество россиян, или Бивак под Красным» («Торжество победы», 1816), «Первое мая, или Гулянье в Сокольниках» (1816), «Свадебный сговор при возвращении ратников на родину» (1317), «Цыганский табор» (1819), «Смотр невест, или Деревенские святки» (1821), «Праздник колонистов близ столицы» (1821), «Праздник жатвы» (1823), «Русские в Германии, или Вечер на ярмарке» (совместно с К. А. Кавосом, 1823), «Праздник на Пресненских прудах» (1824) и др.

  • кантаты «Приношение русскому народу», «Песнь русским воинам на возвращение в Отечество» и др.,
  • музыка к «историческому представлению» «Жан Калейский, или Мореходец и принцесса Португальская» (1819)
  • хоры и антракты к «трагедиям на музыке»: «Сумбека, или Падение Казанского царства» С. Н. Глинки (1807), «Ирод и Мариамна» Г. Державина (1808), «Электра и Орест» А. Н. Грузинцева (1809), «Амбоар и Оренгцеб, или Нашествие монголов» П. А. Корсакова (1814)
  • предположительно: «Дмитрий Донской» В. А. Озерова (1807)

Заметки

Родился в Нижнем Новгороде в дворянской семье. Детство связано с родовым имением Кулеватово в Тамбовской губернии. В 1930 году после ареста отца был исключен из девятого класса средней школы. Работал в должности коллектора в курской геологической партии, затем коллектором же на руднике в Южном Бузулуке (Башкирия). Освоив профессию взрывника, поступил в трест Союзвзрывпром и был направлен в Дальневосточное производственное управление. Работал на строительстве БАМа, Комсомольска-на-Амуре, служил в армии в Приморье. Много ездил по стране, проводя экспериментальные взрывные работы. И всегда охотился. В 1998 году вышла из печати его книга «Воспоминания старого взрывника» (уже посмертно).

http://www.ohot-prostory.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=273

1910 — 30-е годы встают в живых воспоминаниях Степана Александровича Давыдова «Записки старого взрывника», изданных Государственной публичной исторической библиотекой в 1992 г. Автор — дядя по матери М.Д. Афанасьева, директора этой библиотеки. Краевед В.А. Кученкова называет их «грустной повестью». Уже на второй странице даётся описание Кулеватова в 1915г. в детские годы автора: «Большой двухэтажный дом в стиле «ампир». Справа над рекой Челновой — площадка, на краю которой росла карликовая ель. За площадкой заросли сирени, а за ними конюшня. Левее конюшни скотный двор, на котором содержалось стадо коров шведской породы. Прямо против дома, правее конюшни, вход в Софьин сад — сад, сад, посаженный нашей прабабушкой Софьей Андреевной… Сад представлял собой треугольник…». Имением тогда управляла бабушка Степана Александровича Екатерина Павловна, урождённая Евреинова, которую он запомнил полной дамой в сером платье за утренним чаем. В доме, как обычно у Давыдовых, много гостей. Автор воспоминаний вспоминает свой страх привидений в большой Данзасовской комнате, где застрелился гостивший когда-то Данзас, секундант А.С. Пушкина во время трагической дуэли поэта с Дантесом. Многочисленные обитатели и гости охотно играли в теннис, ловили на удочку подлещиков в омуте. Через несколько лет обитатели имения, и взрослые и дети, стали заниматься сельскохозяйственным трудом: у мальчика Стёпы не ладилось с прополкой картошки, проса, а вот его сестра Лёля споро справлялась с сорняками. Вместо белых и чёрных сметанных печений в семье теперь пекли сладкие лепёшки из купырей (тамбовское название конского щавеля), вместо скотного двора в хозяйстве осталось «две с половиной лошади»: очень старая кобыла Летуниха, карий мерин и поллошади — пони Куцик. .Старших арестовывала новая власть. В книге есть сведения о родственниках Лопухиных, Голицыных, Трубецких, Поповых, Белявских, соседях по имению Бенкендорфах. Для тамбовчан интересны сведения о гостеприимной семье Мордасовых из с. Черняево (правильное современное название Черняное Тамбовского района), знакомых отца автора воспоминаний. Знаменитую в дальнейшем народную артистку СССР Марию Николаевну Мордасову, автор, Степан Александрович, видимо, наблюдал лежащей в люльке, как он пишет. На самом деле ей было в 1926 г. 11 лет.

http://www.tambovlib.ru/index.php?view=books.davidovi

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: