Слайд 7С 1823 жил в Москве, принимал деятельное участие в театральной
жизни. Вместе с А. Н. Верстовским и Ф. Е. Шольцем
написал музыку пролога «Торжество муз» к открытию Большого театра (6 I 1825), создал музыку к ряду водевилей, выступал в любительских концертах. В начале 1825 Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева.В 1828, после 3-летнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы Алябьева, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828, 1831), и ряд оркестровых произведений.
Слайд 1527–29 марта 2017 года в городе Тобольске состоялся VI Открытый
Всероссийский конкурс исполнителей имени А. А. Алябьева, посвященный 230 летней
годовщине со дня рождения русского композитора, основоположника национального лирического романса, предвестника многих достижений русской композиторской школы Александра Александровича Алябьева. Конкурс на Тобольской земле – это поддержка талантов и творческого потенциала подрастающего поколения, помощь в реализации инициатив молодежи, инвестиции в культурное будущее страны. Конкурс имени А. А. Алябьева с 2006 года входит в Ассоциацию музыкальных конкурсов России, объединяющую более 130 самых престижных конкурсов из 50 российских городов.
Детская школа искусств имени А.А. Алябьева
Краткая биография
- 1810 – сочинил «Большой полонез» для фортепиано, впервые изданы произведения начинающего композитора – романс и вальсы. Эти сочинения – одни из первых инструментальных произведений камерного жанра в русской музыке.
- 1812 – после начала Отечественной войны отправился добровольцем на военную службу. Служил в 3-м Украинском казачьем полку. Во время военных действий познакомился с Денисом Давыдовым и поступил в его партизанский отряд. Позже служил в Иркутском гусарском полку.
- 1813-1814 – участвовал в военных действиях в Белоруссии, Польше, Силезии, Саксонии, во взятии Дрездена и Парижа, был ранен. За ратные заслуги награжден тремя орденами и медалью. В послевоенные годы продолжал служить в чине ротмистра и сочинять музыку: инструментальные произведения, романсы, песни.
- 1823 –- в Москве и Петербурге состоялись премьеры комической оперы «Лунная ночь или домовые». Опера имела успех, но в репертуаре не закрепилась и не была издана.
- 1823, конец – в чине подполковника вышел в отставку и поселился в Москве.
- 1824-1825 – в Москве поставлены шесть опер-водевилей Алябьева в соавторстве с А.Н. Верстовским (на основе водевилей А.И. Писарева).
- 1825, февраль – во время карточной игры в доме Алябьева произошел инцидент, круто изменивший его судьбу. Сам не принимавший участия в игре, Александр Александрович нанес несколько пощечин помещику Времеву, не желавшему платить карточный долг. Через несколько дней Времев скоропостижно скончался по дороге в свое поместье. Александра Александровича арестовали по подозрению в убийстве. Почти три года, пока длилось следствие, он провел в заключении. Обвинение в убийстве отпало, но ему стали вменять в вину допущение азартных игр и побои.
- 1826 (1825?) – сочинил романс «Соловей» на стихи Дельвига. В апреле 1826 года он был издан и быстро стал широко популярным. С тех пор романсы стали ведущим жанром в творчестве композитора, а его сочинения постоянно издавались.
- 1827 – в Москве состоялась премьера балета «Волшебный барабан или следствие Волшебной флейты», написанного в тюремной камере. Туда по просьбе сестры Алябьева доставили рояль. Также созданы камерные инструментальные, фортепьянные произведения, романсы, музыка к театральным спектаклям.
- 1827, декабрь – при отсутствии доказательств причастности Алябьева к смерти Времева, Государственный Совет, тем не менее, принял решение о лишении его дворянства, прав и наград и приговорил к ссылке в Сибирь.
- 1828, февраль -1832 – пребывание в ссылке в Тобольске. В Сибири композитору было позволено заниматься музыкой. Общительный Алябьев стал вдохновителем и организатором музыкальной жизни города. Из музыкантов оркестра «казачьей музыки» он создал настоящий симфонический оркестр, который вскоре стал играть на балах и давать концерты. Александр Александрович выступал как пианист, дирижер и певец. В Тобольске написаны сочинения для симфонического и духового оркестров, хора; романсы, в том числе «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Иртыш» на слова И. Веттера, танцевальная музыка. Сочинения Алябьева печатались под псевдонимом «Северный певец».
- 1832 – по ходатайству родственников Алябьеву позволили выехать на Северный Кавказ на лечение (он страдал от ревматизма, также ему грозила полная потеря зрения). Там, увлеченный народными кавказскими мелодиями, он написал романсы, составившие сборник «Кавказский певец».
- 1833 – Алябьеву разрешено поселиться в Оренбурге. Здесь Александр Александрович продолжал сочинять музыку: романсы, песни, инструментальные произведения.
- 1834 – вышел сборник романсов «Кавказский певец» на стихи А.С.Пушкина, Н.М.Языкова, А.А. Дельвига и других поэтов. В этом же году издан сборник аранжировок для голоса и фортепьяно украинских народных песен «Голоса украинских песен».
- 1836 – в результате многочисленных прошений и ходатайств, в том числе оренбургского губернатора Перовского, Алябьеву разрешили жить в московской губернии.
- 1838 – потрясенный смертью А.С. Пушкина, написал музыку к драме по поэме «Русалка». Спектакль поставили в Большом театре Москвы. На афише были указаны лишь инициалы композитора.
- 1843 – получил разрешение жить в Москве, находясь под полицейским надзором. Дворянство композитору не вернули, несмотря на многочисленные прошения его супруги. В Москве Алябьев работал над музыкой к спектаклям, оперой «Аммалат-Бек» на сюжет Александра Бестужева-Марлинского. Одними из последних сочинений стали произведения социальной тематики: песни «Изба», «Кабак», «Деревенский сторож» на стихи Н.П. Огарева, романс «Нищая» на слова П. Беранже.
- 1851, 22 февраля – умер в Москве. Был упокоен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.
Александр Алябьев за пианино
Возвращение в Москву
Вернувшись, Алябьев восстановил свои прежние связи с театральной средой, познакомился и подружился с композитором А.С. Даргомыжским. В Москве Алябьев много сочинял: песни «Изба», «Кабак», «Деревенский сторож» написаны им на слова Н.П. Огарева. Здесь появилась ещё одна жемчужина песенного творчества Алябьева – песня «Нищая» на стихи П. Беранже. Она трогала слушателей (и трогает до сих пор) глубоким содержанием: некогда любимая всеми певица по воле судьбы и обстоятельств стала нищей:
Судьба и воля провиденья,Артистка сделалась больна,Лишилась голоса и зреньяИ бродит по миру одна.
Бывало, нищий не боитсяПрийти за милостыней к ней,Она ж у вас просить стыдится,Так дайте ж милостыню ей.О, дайте милостыню ей.
(П. Беранже)
Замечательно исполнила эту песню участница второго сезона телепроекта «Голос» Полина Конкина.Один из лучших своих романсов – «Я вас любил» на стихи А.С. Пушкина – Алябьев написал после случайной встречи с женщиной, которую он прежде любил: Е. Офросимовой (в девичестве Римской-Корсаковой). В 1840 г. она овдовела и стала его женой.Три последние оперы А. Алябьева наполнены бунтарским духом: «Буря» по пьесе В. Шекспира, «Аммалат-бек» по повести А. Бестужева-Марлинского, «Эдвин и Оскар» по древним кельтским сказаниям.Умер композитор в Москве 22 февраля 1851 г., похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.Александр Алябьев был и автором духовной музыки, насчитывающей более 100 произведений, среди которых выделяется Литургия концертного типа. Но именно песни и романсы принесли Алябьеву славу «русского Шуберта».
Творчество
Романсы Александр Алябьев писал на стихи самых лучших поэтов: своего любимого командира Давыдова, Жуковского, Вяземского, Козлова, Кольцова, Лермонтова. Двадцать два романса написаны на стихи Александра Пушкина, и пятнадцать из них – ещё при жизни поэта. В конце жизни его более других вдохновляли стихи Огарёва.
Написал Алябьев и много симфонической музыки, и камерной, и инструментальной: симфония ми минор очень хороша, трагичная увертюра фа минор, несколько концертных увертюр, множество концертов для различных инструментов соло с оркестром, танцевальные сюиты. До сих пор многие камерные ансамбли Алябьева изучаются в музыкальных училищах и консерваториях, а также звучат и в концертном исполнении. На портрете ниже изображён интереснейший человек времени Алябьева – декабрист Александр Бестужев-Марлинский, автор повести, по которой была поставлена опера на музыку Алябьева, и романсы на стихи Бестужева-Марлинского он тоже писал.
Память
Имя А.А. Алябьева было присвоено творческим учебным заведениям:
- Колледж культуры и искусств им. А. А. Алябьева (г. Тобольск)
- ДШИ им. А. А. Алябьева (г. Тобольск)
- Струнный квартет имени А.А.Алябьева.
- ДШИ им. А. А. Алябьева (г. Москва)
- ЦДМШ им. А. А. Алябьева (г. Коломна)
- ДМШ им. А. А. Алябьева (г. Пущино)
- ДШИ №9 им. А. А. Алябьева (г. Оренбург)
Конкурсы и значимые мероприятия:
- Ежегодный творческий вечер, посвящённый Александру Алябьеву (г. Тобольск, хор «Полемика», проводится более 14 лет)
- Фестиваль «Алябьевская осень в Тобольске» (г. Тобольск, проводится более 10 лет)
- Фестиваль «Алябьевская музыкальная осень» (г. Тюмень, проводится с 1986 года)
- Всероссийский конкурс старинного русского романса им. А. А. Алябьева (г. Санкт-Петербург, проводится с 2017 года)
- К 230-летию композитора во многих городах России и зарубежья были проведены крупные концерты. В том числе композитора почитали на его родине – в Тобольске.
- Концерт «Алябьевские вечера» к 230-летию композитора (г. Тобольск, 2017 год, хор «Полемика», хор «Бах»)
Книги, фильмы:
Антология 12 авторов «Браво, Алябьев», составитель Л.И. Шмаль (2017 год, Москва, издательство «Университетская книга»)
Памятники и прочее:
- Памятник А. А. Алябьеву в архитерктурно-ландшафтном парке «Ермаково поле». Скульптор Сергей Мильченко (г. Тобольск, 2017 год)
- В честь известного романса Алябьева «Соловей» названа часть архитектурно-ландшафтного парка «Ермаково поле»- «Алябьевская соловьинная поляна»
- Первый, долгое время единственный памятник А.А. Алябьеву. Скульптор Н.Ф. Ветрин (1988 год, с. Рязанцы, Московская область)
Ответы на вопрос
Отвечает Маркина Елизавета.
Ответ:
Объяснение:
Известный советский музыковед Б. Штейнпресс писал, что Алябьев своим романсовым творчеством проложил себе широкую дорогу по всей стране.
Во времена ссылки произведения Алябьева печатали под именем «Северный певец».
С 14 лет Александр Александрович занимался музыкой у известного педагога И. Миллера, который обучал многих знаменитых музыкантов.
Очень драматична и печальна судьба композитора, который был несправедливо обвинен. Это буквально разделило его жизнь на два контрастных периода. Это наложило отпечаток и на его творчество.
В 1810-х годах Алябьев написал свои первые сочинения (пьесы, вокальные произведения и струнный квартет) и они стали первыми образцами русской камерно-инструментальной музыки.
Наибольший отклик у молодого композитора вызывала поэзия В. Жуковского, затем его привлекло творчество А. Пушкина, А. Дельвига и Н. Огарева.
Знаменитый романс «Соловей» был издан в 1843 году, спустя 16 лет после премьеры в Большом театре.
Текст романса «Соловей» написан от лица девушки, однако его широко исполняют и мужчины. Известно, что впервые он был исполнен представителем противоположного пола – П. Булаховым.
В 1812 году Алябьев принял участие в военных действиях, сражаясь вместе с известнейшим Денисом Давыдовым. Ему прочили блестящую военную карьеру, но он предпочел вернуться к искусству.
Асафьев отзывался об Александре Александровиче, как об очень чутком и одаренном лирике, чьи романсы являются значимым опытом романтической лирики.
Очень важна была для творчества Алябьева встреча и последующая дружба с известным композитором А. Верстовским, который только начал сочинять музыку в 20-х годах. На протяжении всей жизни Александра Александровича длилась эта дружба
Именно благодаря своему товарищу, он обратил внимание на театральные жанры и стал работать над операми и водевилями. Некоторые из них Алябьев сочинял совестно с Верстовским
Еще одной значительно работой Алябьева называют сборник «Голоса украинских песен», который он составил и записал вместе с известным украинским исследователем М. Максимовичем. Это издание стало сыграло исключительную роль в развитии музыки Украины в целом.
Долгое время назад исследователи спорили, кому принадлежит текст романса «Прощание с соловьем». Так, его ошибочно приписывали Дельвигу. Однако стало известно, что на самом деле стихотворение было написано Н. Кашинцовым, который специально сочинил свое произведение в подражание товарищу-поэту Дельвигу.
Николай Огарёв и Бестужев-Марлинский
Композитор Алябьев и поэт Огарёв очень сблизились в сороковых годах позапрошлого века. Лучшие романсы Алябьева – “Изба”, “Кабак”, “Деревенский сторож” – были созданы на стихи Огарёва. Задолго до появления исканий Мусоргского и Даргомыжского светские романсы обогатились темой социального неравенства. У поэта с композитором было много общего: арест и ссылки, по крайней мере. Хотя Алябьев претерпел это всё несправедливо и как бы случайно, а Огарёв был убеждённым новатором и конституционистом, за что и преследовался законом. Огарёв и Герцен, “Колокол”, Англия – все это знают и помнят.
Три последние оперы Алябьева тоже звучат с характерными бунтарскими настроениями, это и шекспировская “Буря”, и “Эдвин Оскар” по текстам древних кёльтских сказаний. Но особого слова заслуживает опера “Аммалат-бек” по одноимённой повести Александра Бестужева-Марлинского и романс на его же стихи “На Кавказ слетелись тучи”. Его убили на Кавказе в 1837-м, и эта потеря едва не сразила Алябьева: это был уже третий убиенный из любимых им поэтов. И все – Александры: Пушкин, Грибоедов, Бестужев-Марлинский. Мятежный декабристский дух так и не угас в произведениях композитора.
Александр Алябьев
русский композитор, пианист и дирижер
Талантливый композитор, дирижер и пианист Александр Алябьев не только считается родоначальником русского романса. Он основал музыкальную пушкиниану, русскую камерную инструментальную музыку, став предвестником множества достижений отечественной композиторской школы. В числе наиболее знаменитых произведений Алябьева, которые пользуются большой популярностью по сей день, «Соловей», «Вечерний звон» и «Зимняя дорога».
Александр Александрович Алябьев родился (4) 15 августа 1787 года в Тобольске, в семье губернатора, поэтому смог получить превосходное образование. С раннего детства будущий композитор брал уроки музыки. По данным ряда источников, игре на фортепиано его обучал знаменитый ирландский композитор и пианист-виртуоз Джон Филд. Александр посвятил ему свое первое музыкальное сочинение – фортепианный «Большой полонез».
В 1801 году в Петербурге Алябьев начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии, спустя два года он становится шихтмейстером 14 класса в Москве. В 1810 году Алябьев опубликовал свои первые музыкальные сочинения.
Будущий композитор принимал участие в Отечественной войне 1812 года, а также заграничных походах русской армии в 1813–1814 годах, включая взятие Дрездена, которое было организовано партизаном и известным поэтом того времени Денисом Давыдовым. Окончил войну Алябьев в чине ротмистра, имея два ордена св. Анны 3-й степени, орден св. Владимира 4-й степени и медаль в память войны 1812 года.
Продолжив военную службу в Петербурге, в 1815 году композитор создал гусарскую песню «Один еще денек». Спустя семь лет Алябьев вышел в отставку в чине подполковника, после чего проживал в Петербурге и Москве, где сдружился с литератором Михаилом Загоскиным и композитором Алексеем Верстовским.
В начале 1825 Александра Алябьева арестовали по подозрению в убийстве его партнера по игре в карты. Хоть и обвинение не было полностью доказано, композитора лишили всех прав и дворянского звания, приговорив к ссылке в Сибирь. Среди историков существует мнение о том, что в действительности столь суровый приговор был вынесен Алябьеву из-за близости к декабристским кругам. В частности, известно, что Николай I не раз отклонял ходатайства о смягчении участи композитора.
В 1828, отбыв трехлетнее заключение в крепости, Александр Алябьев отправляется в родной Тобольск, где создает симфонический оркестр казачьей музыки. Кроме того, композитор выступал в качестве пианиста и дирижера, руководил симфоническими и хоровыми концертами. В те годы Алябьевым были созданы романсы, опубликованные в сборнике «Северный певец» и произведения для оркестра.
В период 1832–1833 годов Алябьев жил на Кавказе, затем в Оренбурге, после чего уехал в Московскую губернию. Испытывая большой интерес к фольклору, композитор записывал башкирские, киргизские, татарские и туркменские песни, а также творчество кавказских народов. Совместно с историком Михаилом Максимовичем он составил и опубликовал сборник «Голоса украинских песен», изданный в 1834 году.
Только в 1843 году композитору, наконец, разрешили поселиться в Москве, где он, однако, находился под полицейским надзором.
Александр Александрович Алябьев скончался в Москве (22 февраля) 6 марта 1851 года. Похоронили композитора в Симоновом монастыре. В 1920–1930-е годы некрополь, где находилась усыпальница Алябьевых, был разрушен. В феврале 2009 года на символической могиле музыканта у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове прошла торжественная церемония открытия памятного креста.
Слайд 10Александр Александрович Алябьев умер 22 февраля 1851 года, а 24
февраля скончался его двоюродный брат Николай Петрович Новиков. Братьев похоронили
в Симоновом монастыре у церкви близ северной ограды, рядом с отцом и матерью композитора, братьями матери Нилом и Петром Новиковыми, а также ее сестрой Натальей Стрекаловой.
После смерти А.А.Алябьева его вдова часто посещала монастырь, заказывала панихиды. В 1853 году попечением Екатерины Александровны была возобновлена церковь у северной ограды, освященная во имя преподобного Александра Свирского чудотворца. Под церковью устроили усыпальницу, куда перенесли прах Алябьева. В течение 1854 года до самой смерти Екатерины Александровны здесь ежедневно служились молебны. Позже, очевидно, исполняя волю покойной, ежедневные службы заказывала ее воспитанница Л.В.Сорокина. Симонов монастырь разрушили в 1930 году. Вместе с ним исчезли могилы композитора и его жены.
Биография
Александр Александрович Алябьев родился 15 августа 1787 года в семействе дворян в Тобольске в семье губернатора Александра Васильевича Алябьева (1746—1822).
В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии (1801) в Санкт-Петербурге, затем шихтмейстером 14 класса (1803) в Москве. В 1810 году опубликовал первые музыкальные сочинения.
Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии в 1813—1814 годов (3-й Украинский казачий полк — 1812 год, Иркутский и Ахтырский гусарский полк — 1813—1814 годы). Участвовал во взятии Дрездена, организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, в боях на Рейне и взятии Парижа. Награждён орденом св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й степени и медалью «В память войны 1812 года». Окончил войну в чине ротмистра. Продолжил военную службу в Петербурге, где в 1815 году сочинил одно из самых ранних своих произведений — гусарскую песню «Один ещё денёк».
В 1823 году Алябьев в чине подполковника вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Санкт-Петербурге. В это время сблизился с писателем Михаилом Загоскиным, композитором Алексеем Верстовским.
В начале 1825 года Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Тимофея М. Времева на почтовой станции в деревне Чертаново Московской губернии. Это происшествие описано А. Ф. Писемским в романе «Масоны» (1880—1881). Несмотря на недоказанность обвинения, был приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева.
В 1828 году, после 3-летнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы Алябьева, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828, 1831), и ряд оркестровых произведений.
В 1832—1833 годах Алябьев жил на Кавказе, нёс послушание регента Свято-Троицкого собора г. Ставрополя. В 1833—1834 годах жил в Оренбурге, затем — в Московской губернии. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал (совместно с историком-фольклористом М. А. Максимовичем) сборник «Голоса украинских песен» (1832, издан в 1834). Лишь в 1843 году Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям. В 1847 году завязывается его дружба с А. С. Даргомыжским.
Алябьев — автор музыки ко многим операм-водевилям: «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты» П. Н. Арапова, «Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки» А. И. Писарева.
Алябьев был женат с 1840 года на Екатерине Александровне Офросимовой, урожд. Римской-Корсаковой (1803—1854), с которой композитора связывала давняя симпатия. Своих детей у Алябьевых не было, но они заботились о Леониле Пассек (сестре Вадима Пассека, историка Симонова монастыря), которую будущая жена композитора взяла на воспитание около 1831 года. Умер композитор в Москве 22 февраля 1851 года, похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.
В 1920—1930-е годы некрополь Симонова монастыря был разрушен. 24 февраля 2009 года состоялась торжественная церемония открытия памятного креста на символической могиле композитора Александра Алябьева в Москве, у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.
Известные сочинения
Алябьев А. (?) на портрете работы Тропинина
- романсы:
- На стихи Пушкина: «Два ворона», «Зимняя дорога», «Певец»;
- На слова Антона Дельвига: «Соловей» (1826 г.), «Кудри»;
- На слова Ивана Веттер: «Иртыш» (1829 г.), «Прощание с соловьем на Севере», «Сибирская песня»
- «Вечерний звон» (слова Ивана Козлова),
- «Дубрава шумит» (слова Василия Жуковского),
- «Жаль мне и грустно» (слова Ивана Аксакова),
- «Нищая» (слова Беранже в переводе Дмитрия Ленского),
- «Пахитос» (слова Ивана Мятлева),
- «Тайная скорбь» (слова Александра Вельтмана),
- «Что поешь, краса-девица» (слова В. Домонтовича),
- «Я вижу образ твой» (слова А. Бистрома),
- «Ясны очи» (слова Дмитрия Ознобишина).
- оперы
- Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр в Петербурге)
- Буря (1830-е гг.)
- Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена)
- Волшебная ночь (1838—1839, не окончена)
- Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841—1843)
- Аммалат-Бек (1842—1847)
- оперы-водевили
- Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером, 1822 г., Большой театр, Санкт-Петербург)
- Деревенский философ (1823 г., театр на Моховой, Москва)
- Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским, 1824 г., Малый театр, Москва)
- Проситель (совм. с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем, 1824 г., театр на Моховой, Москва)
- Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825 г., Большой театр, Москва)
- Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем, 1825 г., там же)
- Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825 г., там же)
- Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.
- балет Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827)
- пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825)
- мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828?)
- для оркестра
- Симфония e-moll (1850)
- Увертюра f-moll
- Танцевальная сюита
- инстр. ансамбли
- 3 струн. квартета (ь 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825)
- 2 фп. трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834)
- фп. квинтет (1815?)
- соната для скр. и фп. (1834)
- квартет для 4 флейт
- квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.
- пьесы и циклы вариаций для разных инструментов
- фп. пьесы, в том числе соната, танцы
- хоры и хор. обработки собств. соч.
- романсы для голоса с фп. (св. 150)
- вок. ансамбли
- обр. нар. песен, в том числе
- Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изд. 1834, М., 1961)
- Азиатские песни (1833—1835?)
- и др.
- музыка к драм. спектаклям — Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827 г.), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира, 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и др.