Гедике в жизни
Все знакомые и ученики указывали на необыкновенные личные качества А. Ф. Гедике. За всю жизнь не было ни одного случая, чтобы он сказал ученику резкость. Хотя он часто говорил ученикам, что вот-вот рассердится, — он никогда не сердился. Его невероятная благожелательность, деликатность, искренность и бесхитростность сделали Александра Гедике душой консерватории, вызвали любовь и глубокую преданность учеников. А когда кто-либо из его знакомых оказывался в беде, Гедике первый спешил на помощь, помогал и делами, и материально.
Отдельного упоминания заслуживает любовь Гедике к животным. В его квартире жило до дюжины кошек, выхоженная им покалеченная собака, а все птицы вокруг консерватории узнавали его, потому что он всегда кормил их по утрам.
Хотя А. Ф. Гедике внешне никогда не суетился, внутри, по утверждению друзей, он был очень беспокойным и впечатлительным человеком. Очень переживал, в особенности за других людей, принимал всё близко к сердцу.
А. Ф. Гедике был чрезвычайно пунктуальным человеком, любил обстоятельность. Он очень строго соблюдал режим дня, этим во многом объяснялась его огромная работоспособность. По утверждению учеников и коллег, за все годы работы в Консерватории он не пропустил ни одного занятия и ни одного раза не опоздал на занятия и на заседания кафедр. Даже когда он приходил на занятия очень больным, уговорить его вернуться домой было сложнейшей задачей.
Хотя Гедике был приверженцем полифонической музыки, обожал Баха, он всегда, до старости, был открыт для восприятия новых музыкальных идей, ему нравилась музыка Прокофьева, Шостаковича. Не любил только новаторство ради новаторства, не любил вычурность и очень не любил легкомысленность в музыке, высказывался по этой части довольно категорично. В фортепианной игре не переносил резкости.
Гедике, вероятно, огорчало, что его крупные симфонические произведения редко исполнялись, но он никогда не говорил об этом и, будучи скромным человеком, никогда никому не навязывал своих произведений.
А. Б. Гольденвейзер вспоминал забавный случай, когда он уговорил Гедике научить его рыбачить. Гольденвейзер, руководимый Гедике, рыбача в первый раз в жизни, поймал тогда около дюжины мелких рыбёшек; Гедике же, будучи заядлым рыбаком, как ни старался, не поймал ни одной. И хотя он ничего не сказал, этот случай так раздосадовал Гедике, что он больше никогда не рыбачил.
Гедике отличал яркий образный язык, использование народных выражений, он часто говорил ученикам: «Не дубась!», «Не балуй!», «Не размусоливай!». Из-за этого, а также из-за бороды и неизменной «авоськи» Гедике иногда принимали за пожилого крестьянина, что его забавляло, но он никогда не сердился. Разговаривал Гедике низким басом. Любил поглаживать бороду и теребить цепочку карманных часов. Ходил с тростью, не спеша, был человеком довольно высокого роста.
Биография
Могила А. Ф. Гедике
Александр Гёдике родился 20 февраля (4 марта) 1877 года в Москве в давно обосновавшейся в России немецкой семье. Его прадед, Генрих-Георг Гёдике, был органистом католической церкви в Петербурге и ректором Немецкого драматического театра. Его дед, Карл Андреевич (по документам — Генрихович), был преподавателем хорового пения в Москве и служил органистом московской католической церкви Святого Людовика Французского . Отец, Фёдор Карлович (по метрике — Фридрих-Александр-Пауль Гёдике), работал органистом в той же церкви, был пианистом в оркестре Большого театра , преподавал в Московской консерватории обязательное фортепиано. Двоюродным братом Гёдике был композитор Николай Карлович Метнер .
Мать Александра Гедике была француженка, Жюстина-Адель-Августина Лекампион, из семьи фермера. Рано осиротев, они со старшей сестрой воспитывались у дяди с тётей в Нормандии , а по достижении ею 16 лет были отправлены к родственникам в Россию для устройства на работу гувернантками .
По воспоминаниям сестры, в детстве Александр Гедике был сорванцом. В 9 лет он поступил в детскую школу Зубова, в 10 лет в подготовительный класс Третьей московской гимназии
В гимназии, по собственному признанию, учился неважно. Уже в 12 лет стал часто подменять отца за органом на церковных службах
Учился играть в основном самостоятельно. Играл на фортепиано и виолончели в домашнем ансамбле, занимался переложением пьес для домашнего ансамбля. После 4-го класса оставил гимназию и перевёлся на 5-й класс Московской консерватории , где начал заниматься в классе профессора А. И. Галли . Позднее учился у П. А. Пабста и В. И. Сафонова по классу фортепиано, у А. С. Аренского , Н. М. Ладухина и Г. Э. Конюса по классам теории музыки и композиции, а также у Н. С. Морозова .
По воспоминаниям Гедике, занятия в консерватории в то время были не особенно интенсивными: например, в шестом классе — лекции по культуре и литературе — 4 часа в неделю, курс эстетики (скульптура и живопись) — 1 час в неделю, 1 час занятий по специальности, 4 часа гармонии, 2 часа хорового пения, — всего лишь двенадцать часов в неделю . В 1898 году Гедике окончил консерваторию. В годы студенчества он написал скрипичную сонату , марш, элегию и фугу для большого оркестра, сочинял романсы и фортепианные пьесы.
После окончания консерватории начал давать частные уроки. Работал в и женских институтах. В 1900 году участвовал в Третьем Рубинштейновском конкурсе в Вене как пианист и как композитор. В композиторской номинации был удостоен премии (единственной разыгрывавшейся на конкурсе) за Концертштюк для фортепиано с оркестром, скрипичную сонату и фортепьянные пьесы. Также был удостоен почётного отзыва как пианист.
Гедике женился на Екатерине Петровне Чернышёвой, тёте одной из своих частных учениц. Поселились с женой на Немецкой (ныне Бауманской) улице. Гедике купил для занятий комнатный орган и установил в своём доме.
Внешние изображения | |
---|---|
А. Ф. Гедике в кружке П. А. Ламма | |
Члены кружка П. А. Ламма в его квартире в Белом зале Московской консерватории: С. Е. Фейнберг , С. С. Попов, П. А. Ламм , Д. М. Мелких, А. М. Шебалина (дочь Губе, жена В. Я. Шебалина), В. М. Беляев , Н. Я. Мясковский, Ан. Н. Александров , неизвестный музыкант, А. А. Шиншин, А. Ф. Гедике, А. А. Ефременков, М. М. Губе |
В репертуаре Гедике были все сочинения И. С. Баха , а также собственные переложения для этого инструмента фрагментов из опер, симфонических и фортепианных сочинений. В концертах Гедике часто принимали участие С. Н. Ерёмин, Н. Г. Райский, в последующие годы Н. Л. Дорлиак .
После революции А. Ф. Гедике, вместе с матерью, женой, душевнобольным братом Павлом Фёдоровичем, и племянницей переселился в профессорскую квартиру в здании Московской консерватории, где прожил вплоть до своей смерти.
Пианист был частым гостем квартиры П. А. Ламма в Московской консерватории, где по средам проходили музыкальные вечера .
Alexander Goedicke
Дата рождения
04.03.1877
Дата смерти
09.07.1957
Профессия
композитор, пианист, инструменталист, педагог
Страна
Россия, СССР
Народный артист РСФСР (1946). Доктор
искусствоведения (1940). Происходил из семьи музыкантов. Сын
органиста и преподавателя фортепиано Московской консерватории
Фёдора Карловича Гедике. В 1898 окончил Московскую консерваторию,
занимался по классу фортепиано у Г. А. Пабста и В. И. Сафонова,
композицией у А. С. Аренского, Н. М. Ладухина, Г. Э. Конюса.
За сочинение Концертштюка для фортепиано с оркестром, сонаты для
скрипки и фортепиано, пьес для фортепиано получил премию на
Международном конкурсе им. А. Г. Рубинштейна в Вене (1900). С 1909
профессор Московской консерватории по классу фортепиано, с 1919
заведующий кафедрой камерного ансамбля, с 1923 вёл класс органа, в
котором учениками Гедике были М. Л. Старокадомский и многие другие
советские музыканты.
Культура органа наложила печать на музыкальный стиль Гедике. Для
его музыки характерны серьёзность и монументальность, ясная форма,
преобладание рационального начала, господство
вариационно-полифонического мышления. Композитор тесно связан в
своём творчестве с традициями русской музыкальной классики. К
лучшим его произведениям принадлежат обработки русских народных
песен.
Ценный вклад внёс Гедике в педагогическую литературу для
фортепиано. Исполнение Гедике-органиста отличалось величавостью,
сосредоточенностью, глубиной мысли, строгостью, резкими контрастами
света и тени. Им были исполнены все органные произведения И. С.
Баха. Гедике расширил репертуар органных концертов своими
переложениями отрывков из опер, симфоний, фортепианных произв.
Государственная премия СССР (1947) за исполнительскую
деятельность.
Сочинения:
оперы (все — на собств. либретто) — Виринея (1913-15, по
легенде из первых веков христианства), У перевоза (1933, посв.
восстанию Е. Пугачёва; 2-я пр. на Конкурсе в честь 15-летия
Октябрьской революции), Жакерия (1933, на сюжет крестьянского
восстания во Франции в 14 в.), Макбет (по У. Шекспиру, в 1944 исп.
оркестровые номера); кантаты, в т. ч. — Слава советским пилотам
(1933), Родина радости (1937, обе на сл. А. А. Суркова); для оркестра —
3 симфонии (1903, 1905, 1922), увертюры, в т. ч. — Драматическая
(1897), 25 лет Октября (1942), 1941 год (1942), 30 лет Октября
(1947), симфоническая поэма Зарницы (1929) и др.; концерты с оркестром — для фортепиано
(1900), скрипки (1951), трубы (изд. 1930), валторны (изд. 1929),
органа (1927); 12 маршей для духового оркестра; квинтеты, квартеты,
трио, пьесы для органа, фортепиано (в т. ч. 3 сонаты, около 200 лёгких
пьес, 50 упражнений), скрипки, виолончели, кларнета; романсы, обработки русских
народных песен для голоса с фортепиано, трио (6 тетр., изд. 1924); множество
транскрипций (в т. ч. произв. И. С. Баха для фортепиано и оркестра).
Публикации
V Международный конкурс органистов имени Гедике 10.09.2018 в 20:22
В Московской консерватории впервые прошел Международный органный конкурс 25.09.2008 в 21:56
Примечания
- . Дата обращения: 22 апреля 2016.
- ↑ А. Ф. Гедике. Сборник статей и воспоминаний / Сост.: К. Аджемов. — М., 1960.
- Сретенский монастырь в 1922 году
- Муратова Елена Николаевна, Лекция — концерт «Художник большой души». Посвященный 140-летию А. Ф. Гедике
- По воспоминаниям сестры — 4-ый.
- . ВМОМК имени М. И. Глинки (5 января 1995). Дата обращения: 1 октября 2017. (недоступная ссылка)
- Ламм О. П. Воспоминания о Н. Я. Мясковском // Н. Я. Мясковский. Статьи. Письма. Воспоминания : в 2 т. / Мясковский Н. Я. ; Ред., сост. и примеч. С. И. Шлифштейна. — 1-е изд. — М. : Советский композитор, 1959. — Т. 1. — С. 209—214. — 360 с. — 1450 экз.